Демонополизация экономики: необходимость, сущность, механизм

<

012715 0158 1 Демонополизация экономики: необходимость, сущность, механизмПроблема демонополизации экономики является наиболее важной и острой в условиях нашей страны. И именно поэтому, на наш взгляд, крайне необходимо и важно рассмотрение процессов и механизма демонополизации экономики на примере российской экономики.

В нашей стране, как и во всех регионах бывшего СССР, к концу прошлого века сложилась крайне монополизированная экономика, характеризуемая многими отрицательными чертами.

Несмотря на прошедшие года реформ в нашей стране до сохраняется господство в экономике естественных монополистов – «РАО ЕС», «Газпром» и др.

В работе освещен процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же уделено большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей. Это и определяет актуальность темы исследования.

Задачами исследования явилось:

1. Обратить внимание на сущность монополии и ее особенности в нашей стране.

2. Исследовать механизм демонополизации экономики – необходимость сущность, содержание

3. Рассмотреть методы демонополизации в России.

 

 

1. Монополия: понятие, сущность и виды. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

 

Как известно, существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов: с точки зрения рыночной структуры; с точки зрения рыночного поведения; с точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Уместно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами: монопольно высокими ценами; ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие признаки монополии: монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей; производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители); Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров.

Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру: крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств; система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством; монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов); при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага; нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом; сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то: недопроизводство товаров; завышение цен; предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли; х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйст-

 

венный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.

Причины для концентрации такого типа1:

  1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов2 — сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
  2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

    В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ)3. При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.

    Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

    Необходимо, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами. Существуют отличия советской монополии от капиталистической1:

  3. Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
  4. Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.
  5. Капиталистические монополии возникли преимущественно «снизу», в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в неестественных условиях.
  6. Монополистом в капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.
  7. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
  8. Такое последствие монополизации, как х-неэффективность проявлялось исключительно сильно. Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции замедленный темп её обновления. Особенно большому объёму х-монополизации способствовали следующие обстоятельства1:
  • Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись главными для советских предприятий. Если завод выполнял план, то его руководство мало заботилось о прибыльности предприятия как таковой, что стимулировало расточительность производства.
  • Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
  • Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную политику и возникла острая необходимость демонополизации экономики.

 

2. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ

 

Демонополизация экономики предусматривает создание конкурентной среды, что в свою очередь подразумевает возникновение равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм1.

 

2.1. Формирование рыночных институтов – основа демонополизации экономики

 

Основными институтами рыночной экономики являются: собственность, свобода установления хозяйственных связей; конкуренция. Рассмотрим их роль в развитии экономики.

Рассмотрим первый элемент рыночной экономики – собственность.

При формировании рыночной экономики государство и общество вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения – отношения собственности — представляются экономически наивными, поскольку рынок есть прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников.

Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.

Во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения прежде всего именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка.

Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом.

В-третьих, необходим экономический механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.

В четвертых согласно изложенным ниже принципам рыночной экономики определяющим из них является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов. Но разве субъект может быть свободным в распоряжении факторами производства, если они не подвластны ему как объекты собственности?

Рассмотрим несколько детальнее, как проявляются и реализуются формы и отношения собственности в рыночной экономике, становясь ее органичной частью, проявляясь в товарно-денежных, рыночных отношениях.

Действие механизма собственности проявляется прежде всего через заинтересованность субъектов собственности1.

Естественным образом возникает интерес собственника к тому, чтобы объект собственности использовался эффективным образом.

В условиях рыночной экономики субъект собственности вынужден предлагать свою собственность как товар на рынке. В связи с отсутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого объекта собственника. Но в случае успеха он получает возможность нарастить свою собственность на величину оставшейся в его распоряжении прибыли. Таким образом, с одной стороны, действует угроза (возможна полная утеря собственности), которая представляет наиболее сильный стимул к повышению эффективности действий. В данной ситуации проявляется интерес к экономическому выживанию.

С другой стороны, чем эффективнее будет функционировать объект собственности, тем большую плату за риск получит собственник. Таким образом, риск собственностью является определяющим мотивом для побуждения собственника к эффективному пользованию объектом собственности,

Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности. Наиболее высока степень мотивации в случае индивидуальной собственности, где собственник рискует всем своим, имуществом, тогда как участие в общей собственности снижает степень мотивации. Однако принципиально важно, что определенный, заведомо не нулевой интерес существует во всех случаях, когда работник ощущает себя собственником.

<

Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Будучи хозяином объекта собственности, собственник заинтересован не только в том, чтобы выжать все возможное из этого объекта в ближайшее время. Подлинный собственник не руководствуется сиюминутными интересами, он прекрасно понимает, что если объект будет принадлежать ему и в будущем, то надо думать о его перспективе, развитии и совершенствовании. Интерес к перспективе — наиболее действенный мотив и стимул постоянной заботы собственника об объекте собственности, организации эффективной деятельности объекта в течение всего жизненного цикла его существования. Отсутствие собственнического интереса выхолащивает озабоченность о будущем состоянии объекта собственности, приводит к варварскому отношению бесхозяйственности, износу ценностей, потерям.

Огромную роль играет конкуренция между формами собственности.
Характерно, что само становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу перехода от одной формы
собственности к другой, то необходимая, естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает автоматически и будет поддерживаться, хотя определенного регулирования этого процесса извне не избежать.

В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности. Отметим, что конкуренция форм собственности сама по себе полезна, ибо побуждает каждую из них к совершенствованию.

Рассмотрим, какими должны быть механизмы изменения сложившихся и образования новых отношений собственности в двух наиболее типичных ранее упомянутых ситуациях: а) формирование новой собственности; б) передел существующей собственности1.

Применительно к формированию новой собственности проблема состоит в том, чтобы определить, установить собственников производимого, создаваемого продукта.

Это не только теоретическая, но сугубо практическая проблема, повседневно возникающая в общественном производстве и просто в жизни. В ходе производства рабочая сила, соединяясь со средствами производства, создает результат труда — продукцию, товары, услуги, информацию. Такой результат представляет либо появление самостоятельного продукта (продукции), либо приращение (в случае расширенного воспроизводства) обусловивших это появление факторов производства — труда, капитала (основных и оборотных средств), природных ресурсов.

Во всех случаях возникает одинаковый вопрос: «Кому принадлежит вновь созданный или приращенный продукт? Кто является субъектом собственности на этот продукт или на стоимость полученного продукта, его владельцем, распорядителем, пользователем, ответственным лицом?» Только анализ форм и отношений собственности может определить характер распределительных отношений и образования новой собственности.

Основной принцип формирования, установления собственности на вновь созданный продукт состоит в том, что собственниками призваны становиться обладатели факторов производства, участвующих в создании продукта, а дележ, распределение между собой они осуществляют по соглашению, выделяя обусловленную законом долю государству.

Еще более сложна проблема передачи существующего объекта одним собственником другому, особенно если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, а требует изменения формы собственности.

Это, с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации предприятий и, с другой стороны, проблемы национализации объектов негосударственной собственности. Масштабность и специфика этих проблем, их особая острота для российской экономики побуждают рассмотреть вопросы трансформации форм собственности самостоятельно, с учетом их проявления как в мировой, так и в российской экономике.

Следующим институтом рыночной экономики является – свобода установления хозяйственных связей. Главный признак экономики рыночного типа — раскрепощение от внешнего вмешательства, подчиненные законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности и инициативе. Можно коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная экономика — это экономика свободного предпринимательства».

Не существует и единственного принципа построения и функционирования рыночной экономики, то есть принципа «рыночности». Фактически речь идет о целой системе, совокупности принципов, которые, будучи вместе взятыми, с учетом их взаимной связи и взаимодействия, характеризуют рыночную экономику, механизм ее действия. Вместе с тем в общей массе принципов и признаков рыночной экономики нет равнозначности, понимаемой как относительное равенство значимости каждого из них. Можно выделить ведущие, главные принципы, имеющие решающее, определяющее значение. Другие же принципы оказываются частными, производными, второстепенными.

Всегда существует пространство экономических действий, содержание и способ осуществления которых зависят от людей и определяются ими либо индивидуальным, либо групповым, либо общественным образом. Смысл рыночной экономики в том, что она образует достаточно свободное, раскрепощенное пространство экономических действий.

Рыночной экономике свойственны многочисленные признаки, однако главный ее признак все же можно выделить. Это, как уже упоминалось, принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет «клеткой» для других. В то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода скована до предела. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяй свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой государственным законом форме1.

В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая науку, образование, медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом ввиду их общественной опасности».

Экономическая свобода подразумевает помимо свободного выбора форм и видов деятельности, движения экономических ресурсов и торговли ими также свободное сосуществование на равноправных началах предприятий разных форм собственности.

В любой экономике ее активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это весьма разномасщтабные и разноправные субъекты; было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу, фирме, правительству. Ведь индивидуальные и общегосударственные интересы не уравновешиваются. Но если подойти к пониманию экономического субъекта с другой стороны, с позиций используемой им формы собственности на средства производства, то условие равноправия предприятий, организаций, фирм с государственной, акционерной, коллективной, кооперативной, групповой, семейной, личной, всеми формами частной собственности на средства производства становится необходимым, обоснованным. По минимуму имеется в виду право на существование таких предприятий, а по максимуму имеется в виду создание для них адекватных условий, равных прав.

Таким образом, один из принципов рыночной экономики гласит, что экономические права каждого субъекта, включая возможности осуществления хозяйственной деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть схожими, равноценными для всех субъектов. Они не должны зависеть от формы собственности, данного конкретного предприятия.

Определяющую роль в формировании условий свободного хозяйствования играет государство и элементы государственного регулирования.

Теперь перейдем к третьему элементу выступающему важнейшим институтом рыночной экономики – конкуренции.

 

2.2. Конкурентная среда как элемент демонополизации

 

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями1. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованный формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, внешне организуемого соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы2. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства1.

Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции.

В конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощениям, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства. В этом случае действует, так называемый, эффект масштаба, отмеченный еще А. Смитом и который получил завершение в создании промышленных гигантов ХХ-го века, типичных как для нашей страны, так и для большинства развитых капиталистических государств.

Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них — и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства. Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество — тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно — как бы направляемые «невидимой рукой» — способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Итак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется1.

До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна делает первые шаги по направлению развития рыночной экономики, многое изменилось. Трудно судить какова будет эта экономика, но самое важное — это то, что наконец мы и наше правительство осознало, что тем путем, которым мы шли, идти дальше не имеет смысла. Я думаю, что в этом мы убедились окончательно, так как кризис экономики, развившийся в восьмидесятых годах, четко показал неправильную ориентацию нашей экономической политики. Ведь посудите сами, стоит немного углубиться в историю бывшего СССР, как становится видно, что страна буквально не выходила из провалов то в одной отрасли промышленности, то в другой.

В данный момент идет процесс перехода от плановой экономике к рыночной: рождаются новые виды экономических отношений (для нас), новые формы хозяйствования, формы собственности, происходит разгосударствление предприятий, передача прав управления в руки новых собственников.1

Приватизация, которая сейчас, хоть и с трудом, продолжается в России, является очень важным и своевременным шагом на пути к рынку. Она дает возможность перераспределения власти монополий.

Например, до сих пор существовала абсолютная монополия государства на добычу и продажу полезных ископаемых, в настоящее время эта монополия утрачивает свою мощь, т.к. появляются новые предприятия, которые имеют право продавать сколько угодно и за сколько угодно, т.е. фирма сама может назначать цену на свой товар, что уже немаловажно. Среди этих фирм есть крупные и мелкие, и, естественно, что между ними существует конкуренция.

Вряд ли можно рассматривать эту конкуренцию как совершенную, во многих отраслях хозяйства присутствует монополии. Возьмем хотя бы городской наземный общественный транспорт, он является неоспоримым монополистом в своей сфере деятельности, так как он может повышать цену на оказываемые услуги, ведь у него не существует конкурентов. Монополистами также являются предприятия обеспечивающие тепло-, водо-, электроснабжение населения и предприятий (хорошо, что цены назначаемые ими контролируются государством).

Во многих отраслях произошли коренные изменения. Например, Аэрофлот — монстр, являющийся на протяжении многих лет единственной компанией, оказывающей воздушно-транспортные услуги, распался на множество более мелких компаний, что естественно породило между ними конкурентную борьбу.

Развитие рыночной экономики идет полным ходом, и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь, важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое. Встречаются и ошибки.

В данный момент мы, как нельзя лучше, должны смотреть вперед, не делать ошибок, ведь именно от нас зависит судьба нашей Родины, судьба наших детей и внуков. Поэтому, нам необходимо перенимая опыт других стран выбирать только лучшее и прогрессивное.

 

2.3. Демонополизация и антимонопольная политика

 

Важнейшим элементом процесса демонополизации экономики является антимонопольная политика, которая в свою очередь имеет несколько основных направлений: стимулирование предпринимательства; развитие конкурентных начал; организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный1. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

С 1991 года по 2003 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий.

Но в 2003 году, через двенадцать лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством еще в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации: приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции: а) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 2000 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей); б) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; в) совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; г) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы демонополизации в России. методы государственного регулирования естественных монополий

 

Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением1. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Этот запрет на установление монопольных цен действует довольно стабильно, хотя и здесь немало проблем.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся: соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями; соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

В целом, можно сказать, что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Важным для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

А что такое недобросовестная конкуренция? Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Кроме уже перечисленных мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля.

По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции. Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

Россия не избежала негативного воздействия отраслей – естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности на данный момент (апрель 2003 г) существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.

Примером естественных монополистов в России можно уверено считать прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Отраслевые цены российских естественных монополий растут более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики и уже приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

В настоящее время со стороны государство проводятся следующие способы регулирования естественных монополий:

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

 

 

Заключение

 

В конце работы можно сделать следующие выводы.

Необходимость перехода от административно-командной, монополистической экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются– либерализация экономики, демонополизация экономики и создание конкурентной среды, институциональные и структурные преобразования, макроэкономическая стабилизация, формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

Демонополизации экономики предполагает, в свою очередь, создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм

Антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

Как же будет развиваться антимонопольная политика в ближайшее время?

На этот вопрос можно частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро экономического анализа А. Е. Шаститко. Он отметил, что: «… расширение внутреннего рынка — это средство обеспечения национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения».

Можно быть уверенным в том, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения.

Именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, –М.: АО «ДИС», 2000.
  2. Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства //Семинар в Фонде «Центр стратегических разработок. 11.04.2001.
  3. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики).–М: АО «ДИС», 1996.
  4. Бункина М.К.,Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. М.,1999.
  5. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 1999.
  6. Вильсон Дж, Цапелек В. Естественные монополии России // Вопросы экономики, 1995. № 11. С .11 – 18.
  7. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех.– Дубна: Феникс, 1996.
  8. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД, 1996.
  9. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 2003.
  10. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2001.
  11. Макро- и микроэкономика. Энциклопедический словарь /Под общ. ред. Г.С. Вечканова. –М.: Экономика, 2002.
  12. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник /Под ред. А.Г. Грязнова и А.Ю. Юданова.–М.: ИТД «КноРус», 1999.
  13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. –М.: Изд-во НОРМА, 2000.
  14. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии //МЭ и МО, 1997. № 7.
  1. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1995.
    1. Экономика: справочник. –М.: Финансы и статистика. 2000
    2. теория: Учебник под общей редакцией В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 2003.


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00178 sec

WordPress: 22.89MB | MySQL:115 | 1,606sec