ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

012715 0210 1 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИАктуальность темы исследования определяет то, что кредитно-денежная политика является одним из главнейших регуляторов государственного воздействия на экономику, определяет пути и возможности стабилизации инфляционных и негативных тенденций в ней. Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. Денежно-кредитная политика – это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости. Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом. Во время спада Центральный банк, проводящий эту политику, предпринимает действия, ведущие к увеличению денежной массы (денежного предложения), что, в свою очередь, ведет к увеличению расходов и совокупного спроса; во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.Цель работы – исследовать денежную систему Российской Федерации и провести анализ денежно-кредитной политики Российской Федерации

В работе поставлены и решены следующие задачи исследования:

– анализ денежной системы Российской Федерации

– выявить основные особенности современной денежно-кредитной политики России в настоящее время.

Объект исследования – сущность и механизм современной российской денежно-кредитной политики и денежная система России.

Методологической базой исследования является применение аналитического, логического, системного и теоретико-аналитического методов.

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Агапова Т.А., Антонов Н.Т., Булатов А.С., Бункина М.К., Геращенко В., Ивашковский С.Н., Нуреев Р.М., Поляков В.П., Райзенберг Б.А., Рузавин Г.Л и др.

Грязнова А.Г. и Т.В. Чечелева предлагают следующее определение денежной системы: «под денежной системой следует понимать структуру и организацию денежного обращения в данной стране, исторически сложившуюся и законодательно закрепленную»1.

Первая глава посвящена раскрытию особенностей денежной системы России путем раскрытия сущности денежной системы, механизмов функционирования и анализа современного устройства российской денежной системы. В системе мер косвенного воздействия на производство денежно-кредитная политика относится к наиболее эффективным и гибким. Корректно разработанная и правильно реализуемая, она ставит предпринимателя в такие условия, в которых он вынужден поступать в соответствии с целями этой политики. Причем внешне все выглядит так, будто реализуются самостоятельные решения предпринимателя. Подобным образом государству через кредитную политику удается решить сложнейшие задачи общенациональной экономической политики. И происходит это в результате и благодаря использованию столь мощного института, как Центральный банк.

Вторая глава посвящена исследованию целей и инструментов денежно-кредитной политики Российского государства, выявления ее особенностей и современного состояния

 

1.1. Понятие денежной системы и ее виды

 

Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные — неполноценными.

На базе данного принципа можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем1: товарные; металлические (монометаллические и биметаллические); фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные). Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов, наличных и безналичных.

Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительстваПервое крупное общественное разделение труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную систему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, мехов, шкур животных.

Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловливается природной средой обитания. Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические (табл. 1).

 

Таблица 1

Металлические денежные системы1

Монометаллические

 

Биметаллические

Медный монометаллизм

Серебряный монометаллизм

Золотой монометаллизм

Золото-монетный стандарт

Золотослитковый стандарт

Золото-девизный стандарт

Параллельные валюты

Двойные валюты

«Хромающие» валюты

 

Монометаллическими (от греч. monos — один и metallon — металл) называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.

Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III—II в. до и. э. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах. Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852 – 1893 гг.), Голландии (1847 – 1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.

Биметаллизм (от лат. bis — дважды и metallon— металл) — денежная система, при которой за двумя металлами — золотом и серебром — законодательно закрепляются денежные функции. Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением.

В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму.

Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871—1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874 гг., в Голландии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900 г.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственною бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Все это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности1.

Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся золотые, к неполноценным — серебряные и медные, а также бумажные и кредитные деньги.

Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом.

Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последи не неограниченно размениваются на золото по нарицательной стоимости.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках.

Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., и США — в 1933 г., но Франции — в 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото.

Золотодевизный стандарт вводился и странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.

После Второй мировой войны в течение длительного периода времени поддерживался межгосударственный золотодевизный стандарт на основе Бреттои-Вудской системы соглашений. Страны, подписавшие их, зафиксировали курсы своих национальных валют в долларах или в золоте. Доллар был признан основной мировой валютной единицей, а его курс на долгое время был зафиксирован на уровне 35 долл. за 1 тройскую унцию золота (31,1035 г).

К преимуществам золотого стандарта относились: а) стабильность валют, что благоприятствовало росту и развитию международной торговли; б) достоверность валютных и финансовых прогнозов. Недостатки связывались с зависимостью денежной массы от добычи золота, наличием препятствии для проведения самостоятельной денежно-кредитной политики, направленной на решение внутренних проблем страны.

В 1971 г. США прекратили обмен долларов на золото, что означало конец Бреттон-Вудской системы. Ее сменила Ямайская международная валютная система. Она основана на соглашении, заключенном в январе 1976 г. в Кингстоне (Ямайка, Индонезия) и вступившем и силу в апреле 1978 г. Суть соглашения состоит в отмене золотого содержания денежных единиц, во всеобщем признании отказа от золотого стандарта и введении плавающих курсов валют; золото исключалось из расчетов Международного валютного фонда и его членов. Таким образом, Ямайская валютная система юридически закрепила демонетизацию золота.

Тем не менее, и сегодня золото составляет значительную долю официальных государственных резервов. По данным Международного валютного фонда, более половины из них сосредоточены в Европе.

Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-фн-нансового кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались имеете с переходом от металлического к бумажному денежному обращению. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы1.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг. В настоящее время происходит повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам.

 

1.2. Функционирование денежной системы

 

Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; 6) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны.

Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная систем а страны включает следующие элементы1: наименование денежной единицы; порядок обеспечения денежных знаков; эмиссионный механизм; структура денежной массы, находящейся в обращении; порядок прогнозного планирования; механизм государственного денежно-кредитного регулирования; порядок установления валютного курса; порядок кассовой дисциплины.

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УСТРОЙСТВА ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

2.1. Проблемы организации функционирования денежно-кредитной системы

 

Современное устройство денежной системы Российской Федерации является результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е гг. Денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на неразменных на золото деньгах.

С момента объявления независимости в 1991 г. до середины 1993 г. в Российской Федерации и ряде других стран, образовавших Союз Независимых Государств, обращались денежные знаки бывшего СССР. В результате денежной реформы 1993 г. их хождение на территории страны было прекращено.

Со времени денежной реформы 1998 г. установлено настоящее устройство денежной системы Российской Федерации.

Основные параметры денежной системы РФ определены в федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 29 июля 2004 г.)2. Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

– установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Денежная система Российской Федерации основывается на признании в качестве официальной денежной единицы рубля. Введение в обращение на территории страны иных денежных знаков запрещено законом. Один рубль делится на 100 копеек. Банком России эмитируются: а) монеты 1,5,10,50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.; б) купюры достоинством 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 руб.

Наряду с монетами Банка России продолжают обращаться на территории Российской Федерации в качестве законного средства платежа инвестиционные монеты: а) золотой червонец (10 руб.), содержащий 7,742 г чистого золота, выпускавшийся в обращение Госбанком СССР в 1975—1982 гг.; б) серебряная монета номиналом 3 руб. с изображением соболя, содержащая 31,1 г чистого серебра, выпускавшаяся в обращение Банком России в 1995 г.1

Официальное соотношение между рублем и золотом, другими драгоценными металлами не устанавливается.

Курс рубля по отношению к иностранным валютам определяется Центральным банком России на основании биржевых валютных торгов и публикуется в официальных правительственных изданиях. Например, на 7 ноября 2002 г. он составлял 31,7756 руб. за 1 доллар США.

Кроме наличных денег, определяется условная единица — долговой рубль (дор). Долговой рубль (дор) — это единица номинала целевого долгоного обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан2. Она выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую па основе необходимого социального набора, включающего минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции.

Денежный оборот включает: платежный оборот, безналичный денежный оборот (в странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше; налично-денежный оборот.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 — 8%. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. В России в переходный период к рынку налично-денежный оборот необоснованно возрос. По данным годовых отчетов Банка России в 1994 г. он составил немногим более 20%, в 1995 г. – 34,2, в 1996 г. – 34,8, в 1997 г. – 36,7, в 1998 г. – 36,9, в 2002 г. – 38,8, в 2003 г. –37,8, в 2004 г. –36,6%1.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2004 г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5 млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты — 0,9%.

Выпуск наличных денег в обращение представляет довольно сложный процесс, который охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов2: составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов; изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования; организации резервных фондов денежной наличности; транспортирования денежной наличности в регионы РФ; собственно выпуска денег в обращение.

Выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны — Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может.

Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу. Объем и состав денежной массы в РФ к 2004 г. представлен в табл. 2.

Денежная масса в РФ рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В ее состав входят следующие денежные агрегаты2:

М0 — включает наличные деньги в обращении;

М1 — состоит из агрегата М0 плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады населения и предприятий в банках, депозиты населения до востребования в Сбербанке России;

 

Таблица 2

Денежная масса (национальное определение, млрд руб.)

 

Денежная масса (М2) 

1 июля 2002 г 

1 октября 2002г.

1 января 2004 г.

Всего

В том числе:

наличные деньги в обращении (вне банковской системы)

безналичные средства 

1294,3

 

 

474,7

819,6

1294,4

 

 

31.0

883,4;

1602,6

 

 

584,3

1018,3

 

М2 — содержит агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке России;

МЗ — включает агрегат М2 плюс сертификаты и облигации государственных займов.

Такая структура денежной массы повышает активность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень влияния денежных средств в каждом агрегате на формирование платежеспособного спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2 (табл. 3).

Таблица 3

Структура денежной массы (М2)1

 

Денежная масса (М2)

1 января 2003 г.

1 января 2004 г.

Индекс

роста

млрд руб.

%

млрд руб.

%

Всего

В том числе:

наличные деньги

в обращении (вне

банковской системы)

безналичные средства

из них:

депозиты нефинансовых предприятий

и организаций

вклады населения 

1144,3

 

419,3

 

 

725,0

 

420,1

 

304,9 

100,0

 

36,6

 

 

63,4

 

36,7

 

26,6 

1602,6

 

584,3

 

 

1018,3

 

571,4

 

446,9 

100,0

 

36,5

 

 

63,5

 

35,7

 

27,9 

1,40

 

1,39

 

 

1,40

 

1,36

 

1,47 

 

Величина денежной массы, необходимой для обращения, зависит не только от объема экономического оборота в стране, но и от скорости обращения денег.

<

Таблица 4

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2005 году
(млрд. руб.)

 
 

 

 

Период  

Денежная масса М2 

Темпы прироста денежной массы, %

Всего  

в том числе  

к предыдущему
месяцу

к 01.01.2005 

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.01.2005 

4 363,3 

1 534,8 

2 828,5 

10,7 

 

01.02.2005 

4 190,3

1 425,2 

2 765,1 

-4,0 

-4,0 

01.03.2005 

4 311,4 

1 444,1 

2 867,3 

2,9 

-1,2 

01.04.2005 

4 474,6 

1 481,7 

2 992,9 

3,8 

2,6 

01.05.2005 

4 586,8 

1 565,8 

3 021,0 

2,5 

5,1 

 

 

При ускорении их оборота удается совершить больший объем сделок с использованием меньшей суммы денег в качестве средства обращения и платежа. По данным Центрального банка РФ скорость обращения денежной массы М2 по отношению к ВНП в среднегодовом исчислении составила в 2003 г. – 8,3, а в 2004 г. – 7,0. Очевидно, что произошло замедление обращения денежной массы, которое способствовало дальнейшему подавлению инфляции. Кроме скорость обращения денежной массы в РФ определяют:

– скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России — отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;

– скорость обращения денег в налично-денежном обороте — отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

В РФ рассчитывается «узкая» и «широкая» денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ (табл. 5).

Таблица 5

Денежная база и ее структура1

Денежная масса (М2)

1 января 2003 г.

1 января 2004 г.

Индекс роста

млрд.руб.

%

млрд.руб

%

Всего

721,6

100,0

928,3

100

1,29

В том числе:

         

наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах КО (но без учета остатков в кассах Банка России)

446,5

61,9

623,5

67,2

1,40

корреспондентские счета КО в Банке России (включая остатки средств на ОРЦБ и на корреспондентском счете АРКО)

130,1

18,0

144,5

15,6

1,11

обязательные резервы (по привлеченным средствам в рублях и валюте)

124,3

17,2

156,6

16,9

1,26

депозиты банков в Банке России

20,7

2,9

3,7

0,4

0,18

 

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

012715 0210 2 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ012715 0210 3 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис. 1. Предложение денег в 2004 г. (номинальный прирост к предыдущему месяцу, %)

 

012715 0210 4 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

012715 0210 5 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис. 2. Динамика денежной базы в 2002 – 2004 г.г. (в номинальном выражении, %)

 

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

 

012715 0210 6 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ012715 0210 7 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис. 3. Базовая инфляция в 2004 г. (номинальный прирост к предыдущему месяцу, %)

 

С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. – 9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. – 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Спад производства в России в 1992 – 1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году: 1993 – 840 %; 1994 – 215%; 1995 – 131 %; 1996 – 21,8 %; 1997 – 11-12 %; 1998 – 70 %; 1999 – 36,5 %; 2000 – 20 %; 2001 – 18,6 %; 2003 – 17%; 2004 – 14%; 2005 (прогноз) – 4%.

В 1999 году темп инфляции составил 36,5 %. Замедление темпов инфляции было обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8 % по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля.

Дополнительным фактором, способствовавшим сдерживанию динамики цен на потребительском рынке, стало замедление роста курса евро относительно доллара. Если в четвертом квартале он рос в среднем на 2.2% в месяц, в январе – на 3.9%, то в феврале курс евро даже снизился относительно доллара на 0.4%. Учитывая, что значительная часть потребительского импорта формируется поставками из Евросоюза, стабилизация евро оказывает существенное влияние на цены потребительских товаров.

 

012715 0210 8 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ012715 0210 9 ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис. 4. Динамика инфляции нарастающим итогом с начала года, %

 

ЦБ РФ снизил с 15 января ставку рефинансирования до 14%. Такое решение принял Совет директоров ЦБ. Последний раз Банк России изменял ставку рефинансирования 21 июня 2003 года. Она была снижена с 18% до 16%. Кроме того, на Совете было принято решение о том, что ЦБ РФ в текущем году может реализовать на открытом рынке облигации из своего портфеля на общую сумму 60 млрд. рублей. Лимит операций с государственными ценными бумагами на 2004 год по операциям обратного РЕПО установлен в объеме 250 млрд. рублей.

Связь денежной базы и денежной массы осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде.

 

2.2. Тенденции развития денежно-кредитной системы России

 

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Основными задачами макроэкономической политики в 2000—2004 гг. были закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики1.

Конечные цели денежно-кредитной политики формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Основным направлением денежно-кредитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфляции и поддержание ее на определенном уровне. Такой подход к формированию основной (конечной) цели единой государственной политики на ближайшие годы предусмотрен Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. В соответствии с этим документом конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем условия для устойчивого экономического роста. На 2003—2005 гг. был поставлена задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%, но теперь можно сказать что это не удалось и инфляция составила более 11%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Исходя из конечных целей денежно-кредитной политики определяются ее промежуточные цели. В 2001—2004 гг. промежуточная цель заключалась в установлении диапазона прироста денежной массы по агрегату М2, который рассчитывался с учетом необходимого в данных экономических условиях соотношения между динамикой ВВП и денежным предложением. Но по мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и динамикой инфляции, рассчитанной по индексу потребительских цен, существен но снизилась. Главным фактором ослабления этой взаимосвязи стала большая изменчивость скорости обращения денег. Неопределенность количественных оценок динамики скорости обращения денег делает функцию спроса на них неустойчивой, что не позволяет полагаться на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных показателей как основные для контроля за инфляцией.

Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги, а затем жесткое следование установленным ориентирам прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги могут привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономике. Поэтому начиная с 2003 г. Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги1. Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу, показатели которой можно считать операционной целью денежно-кредитной политики. Соотношения прогнозных и фактических значений основных показателей денежно-кредитной политики представлены в табл. 6.

Таблица 6

Основные параметры денежно-кредитной политики2

Год

Инфляция, %

Прирост ВВП, %

Прирост денежной массы М2, %

Прогноз

Факт

Прогноз

Факт

Прогноз

Факт

1999

30

36,5

Не допустить спада более

1-3

5,4

18-26

44,2


 


 


 


 


 


 

2000

18

20,1

1,5

8,3

21-25

47,1

2001

12-14

18,6

4-5

5,0

27-34

40,1

2002

12-14

10,3

3,5 -4,5

Оценка

4-4,2

22-28

20,4

 

2004

 

10-12

 

Н.д.

1 вариант — 3,5

II вариант — 4,4

1 вариант — 19

II вариант—25

 

Н.д.

Н.д.

 

Данные таблицы подтверждают, что прогнозные показатели денежной массы соблюдаются редко, что, тем не менее, не приводит ни к росту инфляции, ни к снижению темпов прироста ВВП. Поэтому в дальнейшем Банк России предполагает воздействовать на уровень совокупного денежного предложения, измеряемого денежной массой, косвенно, через ставки процента денежного рынка. Банк России считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе управления, преимущественно опирающейся на ставку процента, сохранив на первом этапе в качестве ориентиров денежно-кредитной политики показатели денежной массы (М2) и денежной базы.

Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по рекомендациям Банковского совета проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает этот документ и принимает решение. Председатель Банка России ежегодно представляет Государственной Думе годовой отчет, в котором содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной политики, определены Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся:

– ставки процента по операциям Банка России;

– нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

– операции на открытом рынке;

– рефинансирование кредитных организаций;

– валютные интервенции;

– установление ориентиров роста денежной массы,

– прямые количественные ограничения;

– эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банков, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на уровень ставок процента осуществляется в основном посредством регулирования Денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Центрального банка РФ является для коммерческих банков лишь ориентиром, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. Коммерческие банки, заключая кредитные и депозитные договоры, отнюдь не руководствуются ставкой рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими ставки процента по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли. Ставки процента Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким из-за сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же факт наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка (на которую Банк России может оказать прямое влияние, предоставляя банкам кредиты по официальным ставкам) в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Центральный банк РФ учитывает динамику ставок процента коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных ставок процента. Банк России, воздействуя на их уровень через свои операции, стремится к поддержанию реальных ставок процента на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Это отражается в динамике официальных ставок Банка России. В 1999 г. действовали установленные в 1998 г. ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам овернайт — 55%. В июне 1999 г. по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена до 55%, а по кредитам овернайт — до 50% годовых. Очередное снижение ставки рефинансирования до 45% было произведено 24 января 2000 г., до 38% — 7 марта 2000 г., до 33% — 21 марта 2000 г. В 2001 г. официальная ставка не изменялась, с 9 апреля 2002 г. ее размер составил 23%, с 7 августа 2002 г. — 21%. В настоящее время с июня 2004 года размер ставки рефинансирования установлен на уровне 13% годовых1.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику.

Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Центральном банке РФ и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка, позволяет говорить о том, что обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов кредитными организациями закреплена в ст. 25 Закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. При этом покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активов не допускается. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России») – нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% Обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики. С июня 2004 г. действуют следующие нормативы обязательных резервов1:

– по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 7%;

– по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ — 3,5%.

Необходимо отметить, что порядок обязательного резервирования постоянно совершенствуется.

Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Для практики проведения Центральным банком РФ операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

– низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку РФ поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне без использования залога и иных методов его снижения;

– высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка РФ с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

– обращение на организованном рынке. Последний обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и ОФЗ.

Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и с обратным выкупом (сделки РЕПО). Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

В настоящее время использование Банком России операций на открытом рынке ограничено негибкостью действующей нормативно-правовой базы и дефицитом необходимых инструментов в распоряжении Банка России, поскольку объем облигаций с рыночными характеристиками в его портфеле остается незначительным. Это препятствует проведению прямых операций на рынке и ограничивает спектр инструментов, используемых им для регулирования ликвидности.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, при условии предварительной блокировки ценных бумаг на разделе «Блокировано Банком России» счета Депо банка в уполномоченном Депозитарии, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные, овернайт, ломбардные. Обеспечением данных кредитов являются государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России проводит депозитные операции с использованием следующих механизмов:

– проведения депозитных аукционов;

– проведения депозитных операций по фиксированной ставке процента;

– приема в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «Рейтерс-дилинг»;

– приема в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России являются наряду с валютными интервенциями главным инструментом контроля над денежными обязательствами. Банк России использует депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе. Они являются средством абсорбирования ликвидности банковской системы.

Валютные интервенции — это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля за денежными показателями.

Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования. В настоящее время (с 2002 г.) операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время, как было изложено выше, Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. Но с учетом отмеченного нами ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен Банк России в то же время считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в коротком периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

– установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств, определение ВИДОВ обеспечения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

– введение предельных размеров ставок процента предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

– установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков).

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

В рамках своей компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты — курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами.

Конкретные направления валютной политики, как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным фондом). В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.

Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государстваДля воздействия на динамику валютного курса Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы1: рыночные методы — проведение операций по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля; административные методы — применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К ним относятся:

– меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

— лимитирование — установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты.;

— прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В РФ прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой в настоящее время не применяются.

В рамках предоставленных полномочий по проведению валютной политики Центральный банк РФ обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном последней служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, выходя непосредственно на валютные биржи.

В целях адекватной реализации валютной политики и своевременного реагирования на неблагоприятные изменения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель работы – проведен анализ денежной системы и исследовано состояние денежно-кредитной политики России.

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны.

Мероприятия центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объёма денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков «биржевой горячки». Кредитная рестрикция в условиях повышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание «перегрева» конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии наоборот используется для «взбадривания» конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.

При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколь-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитирования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Таким образом, денежно-кредитная политика – это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости. Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 25 декабря 1993 г.
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ в ред. от 29 июля 2004 г. // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790;2004.№ 2. Ст. 157.
  3. О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации: ФЗ от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ // Российская газета. 9 июля 1996 г.
  4. Об особенностях обращения инвестиционных монет червонец и «Соболь» и их учета кредитными организациями: Указание ЦБР от 19 топя 2001 г. № 979-У
  5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: АО «ДИС», 2001.
  6. Антонов Н.Т., Пессель М.А Денежное обращение, кредит и банки. М., 2000.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Микроэкономика. Учебное пособие. М., 2003.
  8. Геращенко В. Актуальные проблемы банковской системы в 2004 году // Деньги и кредит. 20004. № 2.
  9. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2004.
  10. Иващковский С.Н. Макроэкономика. –М.: Дело, 2004.
  11. Захаров В. Прежняя денежно-кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 2004. № 11.
  12. Курс экономики: Учебник под редакцией Б. А. Райзберга, – М.: Инфра-М, 2001.
  13. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2001.
  14. Пашкус Ю. Деньги: прошлое и современность. Л., 1990.
  15. Поляков В. П., Московкина Л. АЛ. Структура и функции центральных банков: Зарубежный опыт. М., 2003
    . С. 59 – 71.
  16. Российская экономика: тенденции и перспективы: Итоги 2003 г.// ИЭПП, М., 2004
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2004.
  18. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. –М.: Бек, 2001.
  19. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, –М.: Инфра-М, 2003.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.24MB | MySQL:115 | 2,118sec