Доходы предприятия и проблема банкротства

<

020315 1328 1 Доходы предприятия и проблема банкротстваАктуальность темы определяет то, что данные понятия тесно переплетены, и в случае отсутствия дохода и прибыли в процессе деятельности предприятия остро становится вопрос о банкротстве предприятия, то есть его ликвидации. В связи с переходом российской экономики к рынку пред многими существующими предприятиями возникла необходимость повышения эффективности производства, проблема преодоления банкротства, и максимилизация получаемой прибыли как устойчивого фактора выживания в новых условиях.

Объектом исследования выступает деятельность предприятия в условиях рыночной экономики и доход предприятия как цели функционирования любой фирмы.

В качестве метода исследования выбран анализ теоретических источников по изучаемой теме.

Цель работы – выяснить условия получения дохода предприятия как предпринимательской прибыли.

Для полного раскрытия темы исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Выяснить экономическое содержание дохода предприятия
  2. Рассмотреть существующие проблемы банкротства предприятия с учетом российских реалий.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматриваются доходы предприятия как экономической категории и одной из целей функционирования любой фирмы. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить особенности функционирования предприятия в условиях рынка
  2. Выяснить сущность предпринимательского дохода предприятия
  3. Проанализировать условия получения максимальной прибыли предприятия

Вторая глава посвящена проблеме банкротства предприятия. В ходе исследования проводимого в рамках данной главы необходимо выяснить:

1. Сущность понятие банкротства предприятий

2. Проанализировать важнейшие причины несостоятельности предприятия

3. Описать предлагаемые пути предотвращения банкротства

1. ДОХОДЫ КАК ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Предприятие в условиях рынка

 

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей1.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из этого определения ясно, что цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Еще недавно основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях перехода к рыночной экономике, отбросить, исключить эту цель и ставить единственной целью получение максимально возможной прибыли? Вероятно, это не так.

Действительно, основная цель предпринимательства — получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства— все это и составляет удовлетворение общественных потребностей.

Приступая к созданию предприятия, предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собою четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.

Современное предприятие — сложная организационная структура.

В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем1.

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

Хозяйственная ассоциация — это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности доя решения определенных задач. Ее участники объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации. Эта форма объединения предприятий менее жесткая, чем концерн.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести1:

самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства — получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются. Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Выясним положение предприятия в рыночной экономике.

Как известно, рынок формируется в ходе и в результате развития товарного производства. Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно.

В обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся, прежде всего, на принцип, согласно, которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок — это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку. Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе на вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих результате производства

Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупатели продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты, домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары. Функционируя в экономических системах разных стран, рынок Проявляется специфично. Это связано с тем, что в разных странах не одинаков удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам их регулирования, свои национальные традиции. Поэтому часто говорят о рынке, определяя его национальную принадлежность, например российский рынок или американский рынок.

 

 

1.2. Предпринимательский доход предприятия

 

Предпринимательский доход нужно рассматривать, с одной стороны, как итоговый результат распределения прибыли предприятия, с другой — как вознаграждение за проявленные предпринимательские способности1.

Под предпринимательским доходом сначала понимали часть прибыли, остающуюся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента за взятый в ссуду капитал. С развитием кредитной системы деление прибыли на процент и предпринимательский доход приобрело всеобщий характер независимо от того, получена она от использования собственного или заемного капитала. В отличие от ссудного процента предпринимательский доход не является наперед заданной величиной и зависит от того, как конкретный предприниматель хозяйствует.

Количественно предпринимательский доход получается как остаток после вычета из валовой прибыли ссудного процента, налогов и других платежей в бюджет.

Предпринимательский доход функционирующих предпринимателей различен по величине, методам получения, направлениям использования. Так, на предприятиях разных форм собственности формирование предпринимательского дохода различно в связи с разграничением капитала-функции и капитала-собственности. Когда собственник капитала одновременно выступает в роли предпринимателя собственного производства, предпринимательский доход формируется по указанной выше схеме. Если собственник капитала и предприниматель — разные лица, то возможны два варианта. Владелец капитала передает функцию управления производством и сбытом менеджерам и определяет им жалование. Доход предпринимателя выступает как плата за монополию собственности на капитал. Менеджер осуществляет капитал-функцию и несет ответственность за функционирование предприятия. Собственник капитала может отдать капитал под определенный процент (обычно выше банковского) предпринимателю для организации им собственного дела. Как правило, в данной ситуации предпринимательский доход выше в силу реализации личного интереса предпринимателя. В данном случае он выступает в виде вознаграждения за проявление инициативы в функционировании производства, внедрение инноваций, производство нового продукта, принятие решений по управлению фирмой и ответственность за риск.

Предпринимательский доход включает в себя1:

во-первых, нормальную прибыль, т. е. нормальное вознаграждение предпринимателю, необходимое для того, чтобы привлечь и удержать его в пределах данного направления деятельности. Нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы. Если нормальное вознаграждение не обеспечивает устойчивость фирмы, то предприниматель переориентирует свои усилия на более прибыльное направление бизнеса или откажется от роли предпринимателя ради заработной платы в другой фирме.

С позиции конкурентоспособного предпринимателя нормальная прибыль зависит от нормальной отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода. По экономической природе прибыль представляет цену выбора производства именно данного товара или услуг; Она должна быть не меньше упущенной прибыли, которую предприниматель мог бы получить, если бы вложил собственный капитал, средства производства, способности в другое производство.

Во-вторых, доход полученный сверх нормальной прибыли, т. е. экономическую (чистую) прибыль.

В условиях конкурентной (статичной) экономики чистая прибыль была бы равна нулю. Под статичной экономикой понимается экономика, не подвергающаяся изменениям, в которой показатели затрат, данные о предложении ресурсов, спросе и доходе являются постоянными. В этом случае экономическая политика цен и производства предсказуема, инновационные изменения не проводятся. В условиях чистой конкуренции чистая прибыль, которая изначально могла существовать в различных отраслях, исчезает в длительном периоде с переливом (оттоком) фирм. В итоге явные и временные издержки в долгосрочном периоде полностью возмещаются, не оставляя предпринимателю никакого остатка в виде чистой прибыли. В условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар только до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.

В динамичной экономике происхождение чистой прибыли связано с неопределенностью, нестрахуемым риском. Последние обусловлены непредсказуемыми изменениями в спросе (доходе) и предложении (издержках) фирмы, в потребительских вкусах. Нестрахуемый риск возникает и из-за циклических изменений, структурных сдвигов в экономике. Эти виды неопределенности являются внешними факторами и не могут контролироваться фирмой. И, тем не менее, крупные корпорации стремятся избежать риска в связи с неопределенностью рыночной ситуации путем вертикальной интеграции структур с целью гарантированного обеспечения источниками сырья; финансирования капиталовложений с целью уменьшения влияния колебаний рынка капиталов; увеличения расходов на рекламу. Для смягчения последствий экономических колебаний используется государственная антициклическая политика. Все это свидетельствует о том, что предпринимательский доход существенно зависит от внешних факторов.

Внутренним фактором, вызывающим колебания предпринимательского дохода, является неопределенность, связанная с инициативой предпринимателя в области инноваций. Внедрение новых, методов производства, технологий, источников сырья всегда рискованно, не гарантирует снижения издержек, прироста прибыли и предпринимательского дохода. В условиях конкуренции на рынках сбыта, капитала, сырья, несовершенства законов о патентах инновационная составляющая предпринимательского дохода может носить временный характер. Тем не менее этот источник получения прибыли; дохода является экономически необходимым.

Можно сказать, что доход предприятия представляет собой прибыль как трудовой доход от предпринимательской деятельности во всех ее видах1.

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости2.

В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления классической школы.

В функционирующей фирме прибыль выполняет определенные функции, основополагающими из которых являются:

распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;

стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований.

<

В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между продажной рыночной ценой товара и издержками производства. Будучи целью и мотивом организации предпринимательства, прибыль образует его материальную основу. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности.

Различают следующие виды прибыли:

бухгалтерскую — часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки;

экономическую (чистую) — то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя);

балансовую — разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.

Помимо этого исследователями выделяются такие понятия, как валовая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

На основе различных видов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту прибыли. В зависимости от целей анализа определяют коэффициент рентабельности, рентабельность реализации, доходность собственного капитала, рентабельность продукции и другие характеристики.

 

1.3. Условия максимальной прибыли предприятия. Монопольная прибыль

 

При экономическом подходе, когда прибыль представляется разницей между выручкой от реализации и издержками упущенных возможностей, фирма стремится максимизировать разницу между общим доходом и общими издержками. При этом, заметим, что производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки (на величину МС предельных издержек) и повышает общую выручку на величину предельной выручки МК.

Если предприятие увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается. Следовательно, первое условие прибыли: предельная выручка равна предельным издержкам1:

МК=МС.

Разница в поведении предприятий, максимизирующих прибыль (даже при условии одинаковых функций издержек) в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии связана с различным характером функции спроса, а следовательно, и дохода.

В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может (или считает, что может) продать по этой цене любое количество единиц товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит следующим образом (рис. 1).

Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене. Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая. В этом случае цена Р равна средней выручке АК и предельной выручке МК, что видно на рис. 2.

 

020315 1328 2 Доходы предприятия и проблема банкротства020315 1328 3 Доходы предприятия и проблема банкротстваР Р

 

 

020315 1328 4 Доходы предприятия и проблема банкротства020315 1328 5 Доходы предприятия и проблема банкротства D D P=AR = MR

 

 

020315 1328 6 Доходы предприятия и проблема банкротства020315 1328 7 Доходы предприятия и проблема банкротства

Рис. 1. Кривая спроса в условиях Рис. 2. Кривая выручки

совершенной конкуренции в условиях совершенной конкуренции

 

Совместим на одном графике кривые выручки и издержек (рис. 3, а). Предприятие максимизирует прибыль в точке пересечения Е кривых предельной выручки МК и предельных издержек МС. Речь идет о пересечении кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой предельных издержек.

Рассмотрим случай, когда кривая МК пересекает кривую МС два раза: в точках К и Е. (рис. 3, б).

 

020315 1328 8 Доходы предприятия и проблема банкротства

а) б)

020315 1328 9 Доходы предприятия и проблема банкротства

в) г)

 

Рис. 3 Графики поясняющие условия получения максимальной прибыли

 

В точке К предельные издержки снижаются, следовательно, прибыль возрастает. Предприятие будет увеличивать выпуск продукции до точки Е. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной, в противном случае (когда цена меньше средних издержек) предприятие не будет выпускать данный товар, что видно на рис. 3, в.

Однако, если цена выше средних переменных издержек АVС хотя и ниже средних общих издержек AС, фирма все же будет выпускать товар (рис. 3, г).

Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек (рассматривается непродолжительный период) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично тем самым обеспечивает средства, необходимые для возмещения постоянных издержек.

В более продолжительном периоде такое положение невозможно, некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для оставшихся в отрасли фирм. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т. е. Р = АС. Если уход фирм из отрасли будет продолжаться и дальше, то рост цены приведет к превышению цены над средними издержками, оставшиеся фирмы будут получать экономическую прибыль, которая привлечет в отрасль новые фирмы. Приток новых фирм в отрасль обусловит увеличение предложения и снижение цены товара, прибыль фирм будет снижаться. Процесс притока новых фирм в отрасль прекращается, когда цена будет покрывать средние издержки, т.е. Р= АС. и условиях совершенной конкуренции в длительном периоде вход и выход фирм в отрасли определяется равенством цены величине средних издержек (гипотеза о нулевой, чистой экономической прибыли), т. е.

Р=МR =МС = АС.

В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Сталкиваясь с совокупным рыночным спросом, производитель осознает: чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 3, г).

В рассмотренном случае предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней предельной выручки не совпадают, причем МR < АR. Монополист максимизирует свою прибыль при МR = МС, но МR < Р в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

Какой же объем производства обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль? На рис. 5 можно определить этот объем производства

Кривые МR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. Объему выпуска Q2, соответствует точка K на кривой спроса и цена спроса Р1.

Хотелось бы отметить, что гипотеза нулевой прибыли для отрасли с совершенной конкуренцией, рассмотренная выше, неприменима для монополиста, который как в коротком, так и в длинном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря имеющимся барьерам для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования прибыли — возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

020315 1328 10 Доходы предприятия и проблема банкротства

Рис. 4. Кривая спроса и выручки Рис. 5. Определение объема

в условиях чистой монополии производства для получения

максимальной прибыли

 

Анализ приведенных графиков показывает, во-первых, что фирма, максимилизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать только один параметр— объем выпуска продукции. Во-вторых, фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно два параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену.

Теперь выясним условия получения монопольной прибыли предприятием. Предприниматель получает монопольную прибыль, если является монополистом и может контролировать рынок, не допускать конкурентов или ограничивать производство продукции при повышении цены (рис.5). Цена, которую фирма-монополист устанавливает на свою продукцию, определяется высотой кривой; спроса (а не высотой кривой предельного дохода в точке выпуска, дающего максимальную прибыль). На рис.9 а изображены линии общей выручки и общих затрат, на рис. 9 б — линии спроса на продукцию фирмы-монополиста, кривые предельной выручки, средних и предельных затрат. Монополист получает положительную прибыть в интервале объемов выпуска Q1 и Q2 (линия общей выручки — выше линии общих затрат). Максимального значения (равного длине отрезка АВ) прибыль достигает при объеме выпуска QE, когда кривые МR и МС пересекаются (в точке Е), но монополист при этом выпуске продает продукцию по цене PK в точке К. Монопольное положение на рынке позволяет уменьшить объем производства и повысить цену. Заштрихованный прямоугольник на данном рисунке характеризует потенциально максимальную прибыль монополиста.

Основой монопольной прибыли является сокращение объема производства, сверхконкурентные цены и перераспределение ресурсов. Причем в условиях несовершенной конкуренции может иметь место ограничение предложения факторов. Доход, полученный в результате создания умышленного искусственного дефицита факторов, также можно отнести к монопольной прибыли.

Отметим, что весьма сложна проблема получения монопольной прибыли в долговременном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен. Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери (дедвейт-убытки), то в долгосрочном интервале фирма должна функционировать безубыточно. Она должна будет уйти с рынка, если в течение длительного времени не компенсирует средние издержки.

Долгосрочное равновесие достигается при условии выпуска продукции ниже (выше) минимума кривой долгосрочных средних издержек. Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены, сокращая выпуск продукции, смещаясь вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса.

Потребитель, столкнувшись с повышением цены, уменьшает спрос до уровня кривой долгосрочного спроса, при более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

В случае открытой монополии ситуация усложняется. Фирма не защищена от конкурентов подобно естественной монополии (преимуществами издержек) или закрытой монополии (законодательными, патентными и другими барьерами).

Она может использовать следующие стратегии извлечения монопольной прибыли:

1. Получить кратковременную максимальную прибыль, взвинтив цены, продавая товары до тех пор, пока не упадет спрос и надо будет снижать цены. Может замедлить процесс уменьшения прибыли, скользя вниз вдоль кривой спроса по мере того, как новые фирмы выходят на данный рынок с аналогичными товарами.

2. Примириться с возможным появлением конкурентов на данном рынке после вывода ею нового товара. В этом случае устанавливается высокая стартовая цена на новый товар и одновременно начинается разработка нового товара, готового к выходу на рынок к моменту уменьшения чистой прибыли от прежнего товара. Здесь монопольная прибыль от завышенной цены является непосредственным двигателем инновационного процесса.

3. Сознательно установить умеренную цену, недостаточную для максимизации краткосрочной прибыли с целью ограничения появления потенциальных конкурентов.

4. Принять меры для взлома закрытой монополии, сознательно идя на значительные затраты (они прибавляются к производственным издержкам при исчислении прибыли). Это обеспечивает чистую прибыль, превосходящую альтернативные издержки производства фирм-конкурентов. В экономической теории некоторые экономисты называют этот вид монопольной прибыли рентой.

5. Использовать ценовую дискриминацию, т. е. установление разных цен на единицу одного и того же продукта, неоправданное никакими различиями в издержках, основанное лишь на возможности разделения потенциальных потребителей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса.

6. Производить монопольную прибыль вне монополии путем установления низких цен на исходное сырье, а также организации производства в других странах с более низкой стоимостью рабочей силы.

Присвоение монопольной прибыли осуществляется через:

монопольную цену, посредством ее реализуется значительная часть стоимости, созданной за рубежом, на монополизированных предприятиях отрасли;

госбюджет. Извлечение монопольной прибыли происходит путем налоговых льгот, льготных тарифов, государственных субсидий, низкопроцентных займов и других;

финансовую систему. Монопольная прибыль извлекается путем отчисления доходов от учредительства, куплю-продажу бумаг, контрольных пакетов акций, позволяющих контролировать деятельность акционерного общества и способы распределения прибыли.

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

 

2.1. Понятие банкротства предприятий

 

В настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис. За период 1993 по 1999 гг. более 8 тыс. отечественных предприятий подверглись процедуре банкротства. Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страха и позор незадачливых и нечестивых предпринимателей оказаться «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco скамья и rotto — сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность уплате обязательных платежей. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности1:

денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев момента наступления даты их исполнения;

минимальный размер денежных обязательств иных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.

От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление приятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения них оторочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

По глубине банкротства различают его стадии:

I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

Банкротство – хотя болезненный, но закономерный процесс, и возможно управление им посредством мониторинга управления банкротством, то есть сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решение по региону и стране в целом1.

Такая система существует и в России и осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р.С этой целью сформирована система управления банкротством предприятия, содержащая элементы: участники системы; государственное регулирование, система государственных органов и служб; принципы управления банкротством; меры, применяемые к банкроту. Как видно, данная система является достаточно мощная и учитывает успешный зарубежный опты многих развитых стран.

 

2.2. Причины несостоятельности предприятий

 

Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов, а остальная часть — внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию (рис. 1).

Внешние факторы:

экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства;

изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;

социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.

правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.

природно-климатические и экологические: наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.

020315 1328 11 Доходы предприятия и проблема банкротства

Рис. 6. Классификация факторов, влияющих на деятельность предприятий

 

К внутренним факторы относятся:

материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования;

механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использо-вания производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.

организационные — факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы: а) организация производства; б) организация труда; в) организация управления.

социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность; уровень квалификации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.

В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:

предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансированной экономике, — это предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства по субъективным причинам;

предприятие-банкрот, функционирующее в экономике массового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе.

Сравним причины банкротства предприятий в России и в такой супердержавой как США.

В России в текущем периоде преобладает второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно видна разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обусловливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:

внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база предприятий по причине возрождения предпринимательства на пустом месте; несовершенство законодательной базы из-за отсутствия собственного опыта в этой области в существующих условиях; отсутствие законопослушания; несовершенство методического обеспечения проведения мониторинга и антикризисного управления предприятий из-за несовершенства действующей системы учета и отчетности; убыточность производства продукции с длительным производственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфляции; слабая государственная поддержка;

внутренние: слабое материально-техническое обеспечение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалистического хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ограничение допуска к высоким технологиям; низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства. Следовательно, в российской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.

Таким образом, сущность антикризисного управления предприятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факторов — это гарантия не только его выживания, но и процветания.

 

2.3. Пути предотвращения банкротства предприятий

 

Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рис. 2). В нем можно выделить следующие стадии: стадия I – зарождение; стация II – развитие; стадия III – бурный рост; стадия IV– стабильное развитие; стадия V– появление тенденции спада; стадии VI -активный спад; стадия VII– банкротство; стадия VIII—ликвидация деятельности.

020315 1328 12 Доходы предприятия и проблема банкротства

Рис. 7. Жизненный цикл предприятия:

А, Б, В — жизненные циклы деятельности предприятия

 

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав вое свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.

В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи: установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков; определение порога рентабельности; сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов; снятие с производства убыточной продукции;

анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводственных резервов; проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадежных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда; улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности; повышение культуры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.

Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

В данном случае решаются следующие задачи: смена руководства (собственника); укрепление имиджа предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; обновление основных фондов; повышение оборачиваемости оборотных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения прогрессивных технологий; сокращение трудоемкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами);

разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; повышение культурно-технического уровня персонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д.

Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

В чем же практическое значение банкротства предприятий для экономики страны?

Среди русского народа бытует пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, которое проявляется в следующем:

для общества — формируется структура экономики, приспособленная к рынку;

для населения — производятся нужные ему товары;

кредиторы получают шанс спасти свои деньги;

персонал предприятия в конечном итоге создает или получает полезную и ценимую работу. Таким образом, явление банкротства предприятий — неизбежный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках исследования, проведенного в рамках первой главы можно сделать следующий вывод.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Но при этом крайне важно, на мой взгляд, подчеркнуть, что получение прибыли является не абсолютной целью функционирования фирмы.

Каждое предприятие получает предпринимательский доход как итоговый результат распределения прибыли предприятия или как вознаграждение за проявленные предпринимательские способности.

Отметим, что предприятие, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции может контролировать только объем выпуска продукции. Предприятие же, маскимизирующая прибыль в условиях чистой монополии контролирует объем и выпуска и цену товара. Так предприятие –монополист может производит меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену.

Монопольную прибыль предприятие может получить в условиях рынка лишь в кратковременном периоде при отсутствии конкурентов и товаров заменителей.

Вторая глава посвящена проблеме банкротства предприятий, под которым понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность его в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом возможны три стадии банкротства: допустимое, критическое, катастрофическое.

При этом существуют наиболее важные причины несостоятельности как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся – экономические, изменение рыночной ориентации потребителя, социальные, правовые, природно-климатические и экологические.

К внутренним факторам относятся: материально-технические, механизация и автоматизация производства, организационные, социально-экономические факторы.

В качестве путей предотвращения банкротства, то есть выявления путей повышения получаемого предпринимательского дохода необходимо выяснить причины этого процесса и выявить направления финансовой стабилизации предприятия.

Доход и банкротство предприятия является взаимосвязанными экономическими категориями. При отсутствии внешних источников финансирования (государственный дотаций, субсидий) отсутствие достаточной прибыли может привести к банкротству предприятия. И именно страх банкротства заставляет предприятия искать возможные пути повышения эффективности производства.

При этом заметим, что процесс банкротства схож с образом санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О несостоятельности (банкротстве)// ФЗ РФ от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ.
  2. О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности // Распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. № 13-р.
  3. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 1998.
  4. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех.– Дубна: Феникс, 1996
  5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 1994.
  6. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2001.
  7. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2 –М.: Республика, 1992.
  8. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1997.
  9. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1995.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.
  11. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, – М.: Бек, 1997.
  12. Экономическая теория: Учебник под общей редакцией В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 1999
  13. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2002.
  14. Экономика предприятия / Под ред. В. Я Горфинкеля, В.А. Швандара.–М.: ЮНИТИ, 2003.

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00038 sec

WordPress: 25.19MB | MySQL:117 | 1,688sec