Экономическая политика: истоки формирования

<

012915 0212 1 Экономическая политика: истоки формированияАктуальность темы исследования определяет важность понимания основы зарождения экономической политики как совокупности мер со стороны государства, основанных на определенных экономических отношениях, в целях упорядочивание механизмов экономических процессов,

В своем движении экономика любой страны подчинена прежде всего объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и води своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Таким образом, можно охарактеризовать объект исследования – экономическая политика.

Цель работы – исследовать зарождение экономической политики как научного понятия.

Можно сформулировать задачи исследования:

– выяснить источники формирования экономической политики;

– рассмотреть сущность экономической политики как научного понятия.

Теоретическая база исследования – работы таких авторов как Аманжаев Т.Т., Андрианов А., Бьюкенен Дж, Булатов А.С., Бункина М.К., Илларионов А., Камаев В.Д., Кац И, Копейкин М., Носова С.С., Ойкен В., Самуэльсон П., Смит А., Танци Н., Хейне П., Швырков Ю., Шенаев В.Л. и т.д.

 

 

1. истоки формирования ЭкономическОЙ политикИ

 

В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог – рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм1.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. и начало бурной экспансии рынка в этот же период.

Представления о роли государства, степени его воздействия на экономику страны имеют свою долгую историю. Не вдаваясь в отдаленное прошлое, связанное с ролью государства в докапиталистическую эпоху, следует отметить изменение роли и функций государства по мере развития самой рыночной экономики.

Исторически первой концепцией роли государства в рыночной экономике является концепция классиков политической экономии капитализма.

В соответствии с этой концепцией государство в рыночной экономике призвано обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса. Иначе говоря, государство призвано выполнять то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнять или делает это неэффективно. В экономическом смысле суть этой концепции состоит в доказательстве того, что рыночная экономика способна к саморегулированию и самоорганизации. Производство организуется для увеличения потребления, а рост потребления стимулирует производство.

Осуществление этой причинно-следственной взаимосвязи возможно, по мнению сторонников первой концепции, без вмешательства властных структур в хозяйственную деятельность товаропроизводителей. А.Смит, в частности, доказывает, что стремление производителей к достижению своих частных экономических интересов и наличие на рынке конкуренции со стороны контрагентов и составляет главный механизм развития рыночной экономики, который приводит к увеличению богатства каждого товаропроизводителя и общества в целом1.

В экономическом смысле государственное вмешательство на раннем этапе развития капитализма сводилось в основном к двум функциям: законодательной защите прав частной собственности и самостоятельности принятия решений, т.е. защите свободы экономического выбора. В охране этих первичных прав и состояла в основном экономическая роль государства в ХVIII – Х1Х в. Отсюда существование широко распространенных в экономической литературе тезисов «laisserz-faire» (свобода действий) + констебль» или государство – это «ночной сторож частной собственности».

Начиная с экономического кризиса 1825 г. в Англии, а затем периодически повторяющихся через каждые 10 – 12 лет экономических кризисов в большинстве стран, рыночные механизмы саморегуляции все более не срабатывают. Закон стоимости вследствие быстрого роста производительности труда и повышения темпов экономического роста перестает выполнять роль свободного регулятора спроса и предложений. Во второй половине XIX в. национальное производство достигает огромных масштабов. Конец XIX в. характерен углублением общественного разделения труда под влиянием ускорения темпов научно-технического прогресса и возникновения новых отраслей. Для обеспечения нормального функционирования индивидуальных капиталов возникает необходимость в координации и антикризисном регулировании.

Действительно, на данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-экономического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции и повышение доходов (вследствие роста численности вовлекаемого в промышленное производство населения) привели к резкому расширению рыночного оборота1.

Но технический подъем произошел не случайно. Объяснять его лишь процессом накопления знаний у человечества недостаточно. Научно-технические открытия в значительной мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро повышается конкуренция, соперничество между производителями. Дополнительным фактором, усложняющим экономический процесс, стал прирост населения на сравнительно ограниченной и плотно заселенной территории Европы в ХVIII– ХIХ вв. Экономическое пространство уплотнилось. Соперничество, стремление к более быстрому достижению лучших экономических результатов, сохранению своей производственной ниши подталкивали многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и технологических решений.

Экономические процессы ХVIII– ХIХ вв. создали качественно новую основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму методом обеспечения его инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Эффект от найденных сочетаний социально-экономических процессов (рынок – промышленная революция, рынок – государство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равновесия. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. стал поэтому для всей рыночной системы решающим уроком.

Отвечая на требования практики, английский экономист и государственный деятель Дж.Кейнс разрабатывает всесторонне обоснованную теорию объективной необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику. Дж. Кейнс выявляет взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями и предпринимает практические меры для их реализации посредством государственных решений. Дж. Кейнс закладывает теоретические основы макроэкономики, или национального хозяйства— сферу деятельности государства.

Итогом экономического срыва явился вывод о том, что роль государственного соучастия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений. С учетом динамики рыночного механизма государственные меры должны были выйти за рамки нейтрального поведения в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика»1.

В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, что потребовало от него новое качественное состояние рыночного производственного механизма, — это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм.

К системе коррекции относятся меры по поддержанию макроэкономического равновесия в условиях дальнейшего роста рыночной экономики. Само понятие равновесия распространилось не только на экономические, но и на социальные элементы, что вызвано ростом самосознания граждан в ходе развития экономики. Потребовалось создание обширной системы социального страхования: по случаю безработицы, болезни, старости.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому – Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О. Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая (ставшая затем «классической») сфера – социальное страхование. В 1883 г. в частности, законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) – по несчастным случаям и, наконец, в 1889 г. – по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. В начале же XX в. на смену такому дисперсному подходу пришел вариант комплексный. Экономическая политика приобрела более взаимосвязанный, общеэкономический характер.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30-х годов, который окончательно рассеял доверие к саморегулирующим силам рыночной экономики. Вмешательство государства стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже – межстрановый, международный характер.

Сегодня необходимость государственного регулирования рыночной экономики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства для предотвращения или смягчения негативного воздействия рынка. Все эти причины связаны с самой сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Экономические кризисы — неизбежный спутник рыночной экономики. Общеизвестны разрушительные последствия экономических кризисов. Снижение производства, массовая безработица, обесценение денег, рост преступности отрицательно сказываются на основной массе населения страны, вызывая рост социальной напряженности. Благодаря государственному вмешательству (перераспределение доходов, гибкая кредитно-финансовая политика, развитие государственного предпринимательства и т.д.) экономический кризис 1929 – 1933 гг. был последним разрушительным социально-экономическим явлением в мировой экономике XX в. Государство способно сегодня видоизменить экономический цикл, сократить до минимума депрессивную фазу цикла, уменьшить экономические потери1.

Тенденция к формированию монополитических объединений выступает объективным следствием действия конкуренции – основного механизма нормального функционирования рыночной экономики. Без разумной государственной политики демонополизации современная рыночная экономика просто перестала бы существовать.

<

Рыночная экономика с ее ориентацией на производство возможно больших массы и нормы прибыли не заинтересована в финансировании и производстве товаров и услуг общего пользования: образования, здравоохранения, культуры, фундаментальных исследований, дорог, мелиоративных сооружений и т.п.

Государство в рыночной экономике выступает по существу единственным субъектом, призванным обеспечить экономическую безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти в экономике страны в период экстремальных ситуаций — войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с распадом социалистической системы хозяйствования и переходом ее стран к рыночным отношениям критика полного огосударствления экономики и централизованного планирования как метода управления экономикой может быть признана почти тривиальной. В критике советской модели хозяйствования особенно преуспели российские обществоведы. Вместе с тем не следует забывать о том, что именно централизация государственной власти в экономике позволила в исторически минимальный срок поднять полностью разрушенную войнами и иностранной интервенцией экономику нашей страны1. В связи с этим заслуживает внимания объективность оценки аналитиков Международного валютного фонда, представленной в докладе о развитии мировой экономики в XX в.

Централизованное планирование просуществовало примерно 70 лет в СССР и дольше жизни одного поколения во многих других странах. Почему же потребовалось столько времени, чтобы признать его недостатки? – спрашивают авторы упомянутого выше доклада. «Одна из причин – то, что на первых ступенях экономического развития оно продемонстрировало большую способность к мобилизации ресурсов для роста и к обеспечению его высоких темпов. В случае России и Китая, которые вначале были преимущественно аграрными странами с неграмотным (в большинстве своем) населением, их преобразование в высокоиндустриальные и образованные общества произошло в целом за одно поколение»1.

Нельзя отрицать и такую реальность как восстановление разрушенного во Второй мировой войне национального хозяйства в исключительно короткий срок (к 1948 г.) благодаря централизации ресурсов.

Вместе с тем в новых социально-экономических условиях второй половины XX в. необходимость реализации мировых достижений научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному типу экономического роста вступила в противоречие с огосударствлением экономики и потребовала радикальных изменений в методах хозяйствования.

В XXI в. значение государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества увеличивается, приобретая новые черты. XXI в. — это век вступления человечества в постиндустриальную эпоху раз вития с ее новыми производительными ресурсами— информацией и знаниями, формированием нового фактора производства— интеллектуального капитала. В связи с новыми тенденциями социально-экономического развития мировой экономики национальные государства, наряду с традиционно выполняемыми функциями (перераспределение доходов с помощью налогов и трансфертов, поддержание устойчивости денежно-кредитной системы страны, снижение инфляции и безработицы и т.д.), призваны увеличить инвестиции и усилить свое влияние на развитие фундаментальных исследований, инфраструктуры и образования (особенно высшего и надвысшего).

Вместе с тем. несмотря на общее признание необходимости государственного вмешательства в современную рыночную экономику, исторически первая концепция, отрицающая необходимость государственного регулирования рыночной экономики, до сих пор находит своих сторонников. Более того, новейшая российская история свидетельствует о наличии практических попыток устранения государства из экономики. Реализация программы «шокового удара», или «шоковой терапии» есть ничто иное, как попытка создания в России свободного классического рынка, хозяйствующие субъекты которого могли бы без опоры на государственные институты поднять экономику России. Жизнеспособность первой концепции объясняется тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики может носить (и часто практически носит) негативный характер. Это объясняется чрезвычайной сложностью макроэкономического регулирования в условиях рынка1.

Одной из причин усиления государственного вмешательства в экономику на протяжении большей части XX в. считаются участившиеся непредвиденные «провалы» рынка. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует, что наряду с провалами рынка возможны и реально отмечались и «провалы государства».

Государственное регулирование всегда предполагает принуждение, т.е. замену свободы индивидуального выбора волей (законами) государства. И хотя эта воля по замыслу власти направлена на реализацию социально-экономических интересов большинства населения страны, нередко в силу сложившейся политической ситуации государственное вмешательство обеспечивает реализацию экономических интересов одной социальной группы в ущерб другим.

По мнению большинства реально мыслящих экономистов, государственное регулирование в отличие от конкуренции должно быть дозированным. рассчитанным на нейтрализацию отрицательных и развитие положительных черт рыночных механизмов. Однако эта мера или доза зависит от многих факторов политического, социального, экономического характера, от конкретной ситуации в стране и т.д. Дело в том, что государство представляет собой абстрактное понятие. В реальной жизни и конкретном подходе государство состоит из десятков тысяч исполнителей— чиновников разного организационного уровня: от президента с его администрацией, правительства, парламента, призванных вырабатывать социально-экономическую политику для своей страны и механизм ее реализации, до десятков тысяч конкретных исполнителей1.

Более чем 10-летний опыт рыночных преобразований в постсоциалистических странах позволяет заключить, что в переходной экономике экономическая роль государства имеет не менее важное значение, чем в развитой рыночной экономике. Исследования показывают, что в тех странах, где государство не устранилось от регулирования процессов рыночного реформирования, значительно быстрее достигнуты доперестроечные объемы общественного производства2.

Как свидетельствует опыт стран с переходной экономикой, хорошо функционирующие конкурентные рынки появляются не сразу. Для них требуется тщательно подготовленная социальная инфраструктура и институты, противостоящие разрушительным силам рынка. Урок стран с переходной экономикой говорит также, что государству должна принадлежать важная роль в создании условий, позволяющих рынкам возникнуть, развиться и функционировать законопослушно, эффективно и конкурентно.

Необходимо также учитывать, что эффективность воздействия государства на социально-экономическое развитие общества обусловлена реальным состоянием национального хозяйства. Макроэкономические же результаты выступают следствием функционирования и сложного взаимодействия хозяйствующих на микроуровне субъектов и конечных итогов их экономической деятельности. Нельзя ожидать сколько-нибудь существенных результатов от государственного управления, если отечественные предприятия не работают или их хозяйственная деятельность приносит убытки.

Для успешной реализации своих социально-экономических функций государство должно способствовать эффективному экономическому росту. Без устойчивых темпов экономического роста и повышения эффективности производства государство не сможет располагать бюджетом, позволяющим успешно решать проблемы повышения образования, здравоохранения, развития фундаментальных исследований, защиты окружающей среды и т.д.

В связи со сказанным, самым парадоксальным следует признать тот факт, что на протяжении 10-летнего реформирования правительство России не только не принимало мер к подъему отечественного производства, но даже не поднимало вопроса о необходимости экономического роста в стране как единственного источника роста доходов населения и государственного бюджета. Вплоть до второй половины 2000 г. правительство России не имело разработанной программы выхода из социально-экономического кризиса. В течение 10 лет в верхних эшелонах власти при ежегодном снижении производства в реальном секторе российской экономики распределялись и перераспределялись власть, собственность и денежные потоки1.

Сложившаяся в России ситуация весьма точно определена Нобелевским лауреатом Дж.Бьюкененом: «Некомпетентность государственных органов раскрывается на примере автобуса, идущего маршрутом к экономическим реформам. Автобус может и не доставить пассажиров к объявленному конечному пункту, если водитель не знает, как туда попасть, или не хочет этого делать из-за отсутствия необходимого стимула. Последнее особенно приходится учитывать при выборе модели экономической реформы»1.

Обобщение опыта социально-экономического развития стран мира свидетельствует также о том, что оптимальный тип государственного вмешательства в экономику нельзя определять чисто абстрактно. Для каждой страны и для каждого из периодов ее развития существуют своя конкретная «доза» и сфера государственного воздействия на экономику. Для их определения требуется конкретный анализ социально-экономической действительности, экономически обоснованные программы развития и расчеты возможных последствий от их реализации.

В основу необходимости государственного вмешательства в современную рыночную экономику должны быть положены принципы защиты национальных социально-экономических интересов, интересов общества в целом. «Государство не может позволить себе, чтобы люди избегали обязательных прививок от заразных болезней, чтобы дети и родители решали вопрос, стоит ли учиться в начальной школе, чтобы к вождению самолетов, кораблей и автомобилей допускались малоподготовленные люди. Нельзя и допускать, чтобы предприниматели, стремясь всеми путями снизить издержки производства, экономили на оплате труда и элементарных социальных нуждах, задерживали зарплату, выгоняли пожилых, работоспособных сотрудников, экономили на производственном обучении. Эти меры, возможные в условиях свободы принятия решений, противоречат интересам общества в целом»2.

Судя по ясно определившимся тенденциям в социально-экономическом развитии современного общества, роль государства в рыночной экономике будет возрастать. Это обусловлено прежде всего обострением необходимости участия государства в формировании и развитии человеческого и интеллектуального капитала, в финансировании фундаментальных научных исследований, защиты окружающей природной среды и т.п. Эти задачи государство может решить, опираясь лишь на эффективно функционирующее национальное хозяйство, в создании условий для которого государство незаменимо.

Таким образом, государственное вмешательство в современную рыночную экономику в идее осуществления экономической политики — объективно необходимо. Однако мера, методы и сферы этого вмешательства не могут заимствоваться у других стран и не могут быть постоянными для каждой страны, поскольку изменяются условия производства, социально-экономическая ситуация в стране. Неизменным остается лишь главный принцип государственного экономического регулирования, основной принцип проводимой экономической политики — корректировать несовершенства рыночной экономики, с которыми она не справляется или решает экономически и социально неэффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая политика как научное понятие

 

В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения (достаточно распространенный в мировой экономической литературе), данный известным ученым ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание1. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений.

1. Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим, даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стране реалии — политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

В условиях России понимание экономической политики сводится пока к одноплановой ориентации на роль государства. Отечественная экономическая наука и практика еще не выработали подход к регулированию как к процессу, в котором каждое звено экономики несет значительную ответственность за общее дело макроэкономического регулирования.

Так один из известных отечественных авторов, исследующих роль государства в современной экономике, Л.Г. Ходов приводит следующее определение экономической политики: «Под государственной экономической политикой понимают целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рыночных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем»1. В современных экономических словарях приводятся еще более широкие определения экономической политики государства. Другие экономисты – Грязнова А.Г. и Чечелева Т.В. предлагают следующее определение: «Экономическая политика — это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей»2.

Причины этого разнообразны. Прежде всего в стране еще достаточно жива старая традиционная установка: права и ответственность за воздействие на экономику в целом имеет только государство. Каждое звено экономики в строго распределительной системе всегда обладало лишь интересом получить большую часть общего пирога. Остальное в экономике волновало мало. Соответственно этому сложилось и направление экономического мышления: успеть получить свое3.

В то же время в системе государственных мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.

Задача научного подхода – систематическое и объективное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научный подход включает, например, разработку моделей и прогнозов. Важным научным аспектом экономической политики является также формирование экономического мышления в стране, в частности понимания того, что задача государства – лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить также общеэкономическую и прикладную формы данных мер. Общеэкономический подход к регулированию (поддержание макроэкономического равновесия) закладывает исходные основы для прикладных направлений. К последним относится, например, регулирование конкретных вопросов по оплате труда государственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого критериев классификации принято выделять такие направления, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное. Опираясь на функционально ориентированный подход, можно обозначить конъюнктурное, структурное, ценовое, валютное, кредитов и финансовое направления экономической политики.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги1.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, институциональная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

В ходе исследования была достигнута поставленная цель работы – исследовать зарождение экономической политики как научного понятия. В ходе раскрытия данной темы были также решены, сформулированные в начале работы задачи исследования: выяснены источники формирования экономической политики; рассмотрены сущность экономической политики как научного понятия.

Сущность экономической политики непосредственно связано с ролью государства в экономике. Формирование экономической политики и определение роли государства происходило на протяжении становления рыночной экономики, по мере развития рыночных отношений. А это занимает временной промежуток начиная с XVIII по настоящее время.. именно экономические процессы XVIII – XIX веков создали ту качественно новую основы для формирования взаимосвязи социально-экономических процессов между рыночным и государственным механизмами. Именно циклический характер развития рыночной экономики обусловил необходимость государственного воздействия в форме проведения экономической политики.

Рассматривая экономическую политику как научного понятия было определено, что она представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказывать на них влияние или предопределять их протекание. При этом следует учитывать, что экономическая политика базируется на изменении хозяйственной ситуации и экономическом мышлении, господствующем в данным временной период, учитывает политический расклад сил и уровень развития страны, является решающим средством поддержки политического курса страны.

В то же время российские экономисты сводят сущность экономической политики к главенствующей роли государства, что является крайне неполным определением. В то же время это объясняется тем, что в современном российском обществе по-прежнему велика роль государства в экономическом механизме, а роль субъектов минимальна.

Экономическая политика находится в непосредственном связи с государственный внутренний и внешней политикой, государственной идеологий, военной политикой и создает экономический базис для проведения государственной политики.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, различают краткосрочную и долгосрочную экономическую политику.

Экономическая политика проводится государством посредством использования имеющих инструментарий, рычагов воздействия на экономические процессы и агенты хозяйственной деятельности.

Таким образованием формирование и уяснение сущности экономической политики происходило с момента зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики и по настоящее время.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аманжаев Т.Т. Роль государства при переходе к рыночной экономике // Вестник Московского Университета. Серия 6. «Экономика». 1996. №2. С. 71 – 89.
  2. Андрианов А. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. Мировой опыт и Россия // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 37– 41.
  3. Бьюкенен Дж. На пути выбора модели реформ // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 1. С. 13. – 18
  4. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М., 2003.
  5. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 23– 26
  6. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 21– 22.
  7. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. 1996. № 9. С. 13– 15.
  8. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: ИНФРА-М, 2001.
  9. Копейкин М. Государство и институциональные реформы в России // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 4. С. 43– 49.
  10. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997.
  11. Носова С.С. Экономическая теория.–М.: ВЛАДОС, 2003.
  12. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М. 1995.
  13. Мировая экономика в ХХ веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы // Мировая экономика и международные отношения.. 2001. № 1. С. 12.
  14. Самуэльсон П. Экономика. М., 2002.
  15. Смит А. Исследование природе и причинах богатства народов.–М.: Соцгиз. 1935. Т. 2. С. 341– 343.
  16. Танци Н. Эволюция роли государства // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 19– 23.
  17. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  18. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. 2000. № 8. С. 47 – 51.
  19. Шенаев В.Л., Наумченко О.Л. Центральный банк в процессе экономического регулирования. Зарубежный опыт и возможности его использования в России. — М., 1994.
  20. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.-М.: Экзамен, 2003.
  21. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  22. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 2002
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00143 sec

WordPress: 22.42MB | MySQL:117 | 1,507sec