ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

<

021115 2335 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИНа рубеже ХХ – ХХI столетий мировая экономика как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений обретает новое качество: важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни становится глобализация. Она охватывает важнейшие процессы социально-экономического развития мира, способствует ускорению экономического роста и модернизации. В то же время глобализация рождает новые противоречия и проблемы в мировой экономике. Сегодня все страны мира в разной степени охвачены процессом глобализации.

В последние два-три десятилетия оказались свидетелями уникального стечения и переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития.

Во-первых, в результате информационно-телекоммуникационной революции в промышленно развитой зоне мира постиндустриальное общество постепенно трансформируется в информационное общество.

Во-вторых, происходит совпавшая с этой революцией и стимулированная ею смена социально-политической парадигмы.

В-третьих, вместо евроцентристского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма центров, народов, культур, религий т.д., с другой.

В-четвертых, с распадом СССР и социалистического содружества закончилась эра двуполюсного миропорядка, основанного на инфраструктуре холодной войны.

Очевидно, что когда говорят о вступлении современного мира в качественно новую стадию своего развития, имеют в виду не только смену эпохи индустриализма постиндустриальной эпохой, на смену которой в свою очередь пришла эпоха информационного общества. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что процесс изменений и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокультурную и духовную сферы.

В политической сфере также возникло новое положение, характеризующееся несоответствием традиционных идейно-политических установок и ориентацией реальным проблемам современности. Распад Советского Союза и вызванное этим падение Берлинской стены, положившее конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря, по времени совпадали с началом качественных изменений не только в геостратегической структуре, сложившейся в послевоенные десятилетия, но и в самом евроцентристском (или точнее, евроамериканоцентристском) миропорядке Нового и Новейшего времени. Более того, можно сказать, что этот распад стал одновременно и последним мощным стимулом и следствием процессов и явлений, приведшим к таким изменениям.

Наиболее зримым проявлением и показателем названных процессов и феноменов является глобализация. Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.

Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global — всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.

Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане – это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более конкретном – это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности. Конкретными сферами глобализации являются также научно-технические технологии, нравственно-этические ценности (глобальная этика), новые угрозы международной безопасности и стабильности (международный терроризм, транснациональная преступность, глобальное расползание оружия массового уничтожения) и др. Категория «глобализация» тесно связана, но не совпадает с понятием «глобальные проблемы современности»: в первом случае речь идет о процессе, во втором – о проблемах, которые охвачены этим процессом.

Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и другие, а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной технологии.

Первоначально, развитие взаимосвязей между народами и странами протекало в форме экспансии Европы, а затем Запада в целом, поэтому глобализация означала, в сущности, европейскую, западную глобализацию. Ныне же процессы регионализации и глобализации охватили весь земной шар.

Интенсификация этих процессов способствовала расширению функций и сфер ответственности национального государства, с одной стороны, и эрозии его возможностей эффективно справляться с предъявляемыми к нему требованиями, с другой стороны. Товары, капиталы, люди, знания, образы, оружие, наркотики и т.д. стали легко пересекать государственно-территориальные границы. Транснациональные сети, социальные движения и отношения проникли почти во все сферы человеческой деятельности. Существование глобальных систем торговли, финансов и производства связало воедино процветание и судьбу домохозяйств, коллективов и целых наций по всему миру. Таким образом, государственно-территориальные границы становятся все больше прозрачными.

Таким образом, под глобализацией понимается огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях все более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Речь идет, таким образом, не только о традиционной внешней торговле товарами и услугами, но и о валютных потоках, движении капитала, обмене технологиями, информацией и идеями, перемещении людей.

Глобализация является важнейшим процессом, без учета которого невозможно прогнозировать, определять и осуществлять внешнюю политику любого государства. Это динамичный, с определенным ускорением развивающийся процесс. Поэтому глобализацию нельзя рассматривать в статике, она на каждом новом этапе развития имеет свои особенности и связана с прорывами, которые изменяют характер и качество производительных сил.

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ПРОИЗВОДСТВА

 

Глобализация — это качественно новая ступень развития давно идущего процесса интернационализации (транснационализации) экономических, политических, культурных, правовых и других аспектов общественной жизни, когда взаимозависимость национальных социумов достигла такого уровня, что начались кардинальные перемены в жизни всего мирового сообщества, превращающегося постепенно в целостный общественный организм.

Степень экономической, научно-технической, правовой и информационной взаимозависимости национальных хозяйств достигла такого уровня, когда стали неизбежны, по меньшей мере, три принципиально новых явления. Во-первых, мировое экономическое сообщество из рыхлой совокупности более или менее взаимосвязанных стран превращается в целостную экономическую с и с т е м у, где национальные (страновые) социумы оказываются составными элементами единого всемирного экономического организма.

Во-вторых, в условиях глобализации национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться ролями. По мере формирования наднациональных финансовых и прочих рынков и производственно-сбытовых структур всемирные экономические отношения все более обретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже очень крупных и весьма могущественных стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

В-третьих, глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций национального государства, которое уже не может так же эффективно как прежде, защищать национальные интересы от нежелательных внешних воздействий. Государства тем более не в состоянии регулировать те экономические, социальные и культурные процессы, которые выплеснулись за пределы национальных границ, в значительной мере обрели самостоятельность и становятся неуправляемыми.

Во второй половине XX в. перед человечеством встала беспрецедентная задача — найти новые механизмы регулирования глобальной экономики, экологии и других сфер жизни человечества. Начался болезненный процесс трансформации существовавшей тысячелетия национально-государственной формы организации мирового социума в некую новую ее форму.

Однажды начавшись, технико-экономический прогресс быстро обрёл характер цепной реакции. Отрыв стран-пионеров от остального человечества начал стремительно нарастать. Однако, в условиях глобализации менее развитые страны имеют возможность не повторять путь технической и технологической эволюции мирового авангарда, а использовать созданные там уже готовые технологии производства, управления и сбыта. Это позволяет экономить и время, и капитал, перепрыгивая через несколько ступенек научно-технической эволюции. Такое «перепрыгивание» происходит не только, а нередко не столько по инициативе самих отставших стран, сколько в силу объективных закономерностей современной мировой экономики и активной роли «Севера». Дело в том, что страны мирового авангарда не могут ни экономически, ни политически замкнуться в себе, отмахнувшись от остального человечества. При желании такое вовлечение можно представить как эксплуатацию горсткой индустриальных стран всего остального человечества, как неоколониализм и т. п. Но по большому счету такой процесс позитивен для стран, отставших в своем технико-экономическом, социальном и культурном развитии.

Несомненное влияние на хозяйственный рост и структуру мировой экономики оказывает научно-технический прогресс, который затрагивает все элементы производительных сил. Классический экономический анализ исходит из того, что по мере увеличения массы используемого капитала норма прибыли понижается и ее устойчивый рост возможен только за счет внедрения новых технологий (Солоу). Он приводит к изменению технологических систем, а сдвиги в них вызывают повышение совокупной производительности.

Технологический прогресс часто рассматривается как самостоятельный фактор производства и как способ увеличения факторов производства. Усовершенствование технологии приводит к различным результатам.

На теоретическом уровне технология влияет на хозяйственный рост несколькими путями.

Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству увеличить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.

Технология способствует хозяйственному росту через производство новых товаров с более высокой добавленной стоимостью и более высокой эластичностью к доходам.

Усиливается влияние на экономический рост научно-технического и образовательно-квалификационного потенциалов. Сегодня нововведения и сопряженные с ним процессы управления и повышения качества рабочей силы обеспечивают решающий вклад в экономический рост.

  • Наука и технология жизненно важны для производительности и вносят вклад в благосостояние общества.
  • Научно-технический прогресс приводит к крупным изменениям в предметах труда.
  • Под влиянием НТП происходят изменения в средствах труда.

    Влияние НИОКР на экономическое развитие во многом определяется взаимосвязью между научными исследованиями и производством. В течение длительного времени наука и экономика развивались независимо друг от друга.

    Воздействие НИОКР и научно-технического прогресса в целом на мировое экономическое развитие зависит от комплекса условий. Прежде всего большую роль играет направленность НТП, что крайне важно с точки зрения перспектив влияния НТП на экономический рост. Различные отрасли производства по-разному воздействуют на рост, некоторые из них выступают его локомотивами, обладая обильным мультипликативным эффектом. Наибольшее влияние на темпы экономического роста и экономическое развитие НТП оказывает тогда, когда он сильнее всего воздействует на расширение рынка и структуру хозяйства. В качестве наиболее ярких примеров подобного влияния можно назвать широкое внедрение в потребление электричества, таких товаров длительного пользования, как автомобиль, телевизор, электротовары, которые стимулировали другие отрасли. Так, массовое производство автомобилей стимулировало увеличение производства в 70 отраслях.

    В других случаях НТП, не создавая новых массовых товаров и проявляясь в отраслях, не несущих большого мультипликативного эффекта, способствует существенному повышению технического уровня традиционных орудий труда и предметов потребления длительного пользования. Здесь влияние технического прогресса более опосредованно. Расширение рынка достигается через снижение издержек производства.

    Исторически сложившаяся структура международного разделения труда постоянно модернизируется путем переноса из высокоразвитых стран в менее развитые трудоемких, материало- и энергоемких, а также экологически обременительных этажей реального сектора экономики. Кроме того, туда периодически «сбрасываются» технологии или виды изделий, прожившие первые стадии своего жизненного цикла. Такой перенос возможен лишь на достаточно подготовленную почву в смысле квалификации рабочей силы принимающей страны, уровня развития ее финансовой, транспортной и иной инфраструктуры, а также правовой и политической стабильности. Этот процесс носит более или менее каскадный характер: с самого верхнего уровня мировой технико-экономической пирамиды производственные мощности попадают, как правило, на ближайший к нему по уровню развития «ярус», ускоряя темпы его развития. По мере возрастания собственного технологического и кадрового потенциала, а также повышения уровня оплаты рабочей силы здесь тоже возникает потребность перенести некоторые производственные мощности в страны, которые по уровню технико-экономического развития следуют за ними. Оттуда со временем переносятся нижние «этажи» местного производства на следующий зарубежный «ярус» и т.д. Так благодаря глобализации экономики складывается многоступенчатая лестница, по которой развивающиеся страны одна за другой взбираются к вершинам мировой технологической пирамиды, повышая свой экономический и социокультурный уровень и сокращая отрыв от «Севера».

    Правда, различные страны пользуются такой «лестницей» с разным успехом. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Китай, Вьетнам сумели удачно вписаться в современную мировую систему и еще в 1980-х годах по темпам роста ВВП на душу населения стали более чем вдвое опережать страны «Севера». В 1990-х годах эта группа государств пополнилась Индией, Мьянмой, Чили, Шри-Ланкой, Доминиканской Республикой, Ямайкой, и некоторыми другими странами. За этим эшелоном следует группа стран, которые по темпам роста подушевых доходов опережают мировой авангард от 1,5 до 2 раз. Они достаточно быстро сокращают свой отрыв от головы «колоны». Затем идет эшелон, где подушевые доходы растут в диапазоне от 1 до 1,5 раз быстрее, чем у мирового авангарда. Им удается сокращать отрыв медленнее, либо лишь сохранять дистанцию.

    <

    Четвертый эшелон образуют развивающиеся страны, где такие доходы растут медленнее, чем у развитого авангарда и, следовательно, продолжают отставать от него. Наконец, у наиболее отсталых стран доходы на душу населения не растут, а снижаются. Их удельный вес в общей массе населения «Юга» резко возрос в условиях энергетического и долгового кризисов 1980-х годов. В 1990-х годах он уменьшился в 2,7 раза, но все же остается неприемлемо большим. Часть стран «Юга» находится в таком плачевном состоянии, что при всем желании не может воспользоваться этой лестницей. Здесь нет ни благоприятных политических и правовых условий для привлечения иностранных инвесторов, ни достаточно квалифицированных кадров, способных осваивать новые технологии. В настоящее время насчитывается 49 таких стран, где проживает 10,4% всего населения планеты. Они нуждаются в особой поддержке со стороны мирового сообщества. Глобализация – процесс объективный, подготовленный всем предшествующим развитием мирового социума. Его нельзя остановить, как невозможно остановить ход истории. Как и всякий исторический процесс, глобализация несет человечеству и блага и новые испытания. К её позитивным и негативным аспектам приходится приспосабливаться всем — и большим и малым странам, и бедным и богатым. Для того, чтобы такое приспособление происходило быстрее и с наименьшими издержками, нужны согласованные решения и совместные усилия всего мирового сообщества.

    Тенденция интеграции экономической жизни, объединения национальных экономик в единое мировое хозяйство будет в дальнейшем привелировать над центробежными тенденциями националистического, этноцентристкого происхождения, что объективно обусловлено:

    – необходимостью распределения экономических задач между государствами и, как следствие, усилением их экономической взаимозависимости;

    — потребностями создания новых, «высоких» технологий, на которых все больше базируется сфера современного материального производства (а это требует интенсификации международного научно-технического обмена);

    — реализацией чрезвычайно актуальных широкомасштабных научных, технических, экономических, медицинских и др. проектов, которые затруднительно или невозможно осуществить силами одного, даже самого мощного государства (разработка термоядерной энергетической установки, создание крупной орбитально-космической станции, освоение ресурсов Мирового океана, поиск средств преодоления СПИДа и т.д.);

    — прогрессом в средствах телекоммуникации (включая компьютерную технику), которые, тесно взаимодействуя с экономикой, стимулируют создание мирового хозяйства.

    Тут следует привести концепции экологически приемлемого развития человечества, предлагаемые Римским клубом, который представляет собой международную организацию, созданную в 1968 г и призванную способствовать пониманию особенностей развития человечества как глобальной целостности в условиях научно-технической революции:

    — систематическое, независимое развитие мировой системы, исключающее рост и процветание какой-либо составляющей за счет других;

    — многоплановое развитие в соответствии с мировыми потребностями, с необходимостью учитывающее особенности различных частей мира;

    — четкая координация целей для обеспечения совместимости в широком мировом масштабе;

    — умение придерживаться избранного направления развития, уклоняясь от нежелательного взаимодействия;

    — акцентирование внимания на качестве развития. Процессы развития, происходящие в мире должны быть направлены на улучшение условий существования и благосостояния человечества.

    Важными направлениями грядущего глобального развития должны также стать:

    — поиски и освоение новых источников анергии (термоядерной, солнечной и др.);

    — интенсификация сельскохозяйственного производства на основе нетрадиционных способов ведения животноводства и земледелия («вторая зеленая революция»);

    — освоение ресурсных потенциалов Мирового океана (который производит половину биомассы на нашей планете и в недрах которого содержится огромное количество всевозможных полезных ископаемых);

    — мирная «индустриализация» космоса, на базе которой можно будет получать немало ценных веществ (требующих для своего производства высокого вакуума или невесомости), интенсивно развивать различные виды связи и т. д.;

    — информатизация общества на основе бурного развития компьютерной техники, всех средств телекоммуникации, принципиально новых способов хранения и воспроизведения информации;

    — преодоление целого ряда опасных заболеваний, создающих на сегодняшний день серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

    В современном мире можно выделить ряд набирающих силу процессов, которые в определяющей степени способствуют преодолению глобальных кризисных ситуаций.

    Это, во-первых, информационная (компьютерная) революция как технико-технологическая основа возможного объединения человечества.

    Во-вторых, утверждение в качестве доминирующего типа хозяйственных отношений рыночной и, как правило, социально ориентированной экономики.

    В-третьих, становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике.

    В-четвертых, экуменические (объединительные) процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском варианте.

    К этому можно добавить возрастающую роль в решении глобальных проблем научно-технического прогресса. Развитие науки и техники в интересах человека определяет гуманистический вектор устремлений, направленных на преодоление осложнений общепланетарного характера, угрожающих нашей цивилизации. Единство научного, социального и гуманистического подходов к глобальным проблемам служит методологическим ориентиром их успешного решения.

    Таким образом, глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства. Основные движущие силы глобализации, делающие ее необратимым и динамичным процессом, – ускорение научно-технического прогресса, расширение деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и международной производственной кооперации, интенсификация обмена наукоемкой продукцией и высокими технологиями, активизация торговли финансовыми, компьютерными, информационными и другими видами деловых услуг. Процессы глобализации, создающие благоприятные возможности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, одновременно выдвигают перед их участниками – странами и отдельными предприятиями — новые и все более жесткие требования в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг. Тем, кто не соответствует этим требованиям, грозит неизбежный проигрыш в конкурентной борьбе и прозябание на периферии мировой экономики.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

     

    Россия пока еще слабо использует преимущества глобализации для повышения национальной конкурентоспособности, осуществления структурной перестройки хозяйства и технической модернизации производства. Такая ситуация обусловлена действием ряда факторов, среди которых – снижение общеэкономического потенциала страны, технического уровня эффективности отечественного производства в ходе реформ, особенности развития международной специализации России в условиях переходного периода, ухудшение геоэкономических позиций страны в системе мирового хозяйства.

    Ежегодные темпы снижения реального ВВП в паритетных ценах в расчете на душу населения в период 1990– 2000гг. составили для России примерно 6,4%, тогда как в Китае среднегодовой прирост достигал 8,8%, Малайзии – 4,5%, США – 2,1%, Германии – 1,4%. В результате к концу XX века общеэкономический потенциал России более соответствовал уровню развивающихся стран, а не промышленно развитых государств: 10-е место по абсолютному размеру ВВП в паритетных ценах (в 2 раза меньше Индии и в 4,2 раза ниже аналогичного показателя для Китая) и 40-е место по величине паритетного ВВП в расчете на душу населения (в итоге этот показатель оказался ниже среднемирового уровня).

    Несмотря на значительное сокращение общеэкономического потенциала, Россия по-прежнему занимает прочные позиции в производстве отдельных видов промышленной продукции, прежде всего сырья и материалов, что, однако, не обеспечивает ей стратегических преимуществ на мировом рынке, ориентированном на торговлю продукцией высокой степени обработки.

    В реальном выражении российский товарный экспорт на протяжении 90-х годов рос значительно медленнее среднемирового, в том числе в 1996–2000гг. он увеличился на 22% (на 20% в 1999–2000гг.) по сравнению с 46% по миру в целом.

    Традиционно более прочными и относительно стабильными являются позиции России на рынках топливно-сырьевых товаров и материалов. В частности, Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений; третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, калийных удобрений и проката черных металлов. В разрезе укрупненных товарных групп доля России в стоимостном общемировом итоге во второй половине 90-х годов составляла по минеральному топливу – 9–10%, удобрениям – 12–14%, черным и цветным металлам – 5–6%.

    За исключением рынков сырья и материалов имеется крайне ограниченное число позиций, где значимость России как экспортера достаточно велика. Прежде всего, речь идет об оборонных и связанных с ними товарах и технологиях. Так, на рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 13% мировых потребностей (удельный вес в суммарном мировом экспорте вооружений за 1995–2000гг., по данным Стокгольмского института проблем мира и разоружения). Кроме вооружений и военной техники, Россия занимает традиционно прочное положение на рынке энергетического оборудования и комплектного строительства энергетических объектов за рубежом.

    Однако в подавляющем большинстве случаев позиции России на рынках гражданской готовой продукции и высокотехнологичных изделий крайне слабы.

    В последнее время Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму порядка $2,5–3 млрд., что составляет не более 0,3% всего объема международной торговли указанной продукцией. Сегодня Россия вывозит в 5 раз меньше высокотехнологичных изделий, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай, и в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея.

    Как и в случае с торговлей товарами, развитие международной торговли услугами в последние годы заметно опережало динамику соответствующих российских показателей. При этом участие России в международной торговле услугами по аналогии с товарным экспортом также ориентируется на традиционные и низкотехнологичные ниши, в первую очередь туризм и услуги транспорта. На две указанные позиции во второй половине 90-х годов приходилось от 75 до 80% всего российского экспорта услуг.

    В то же время в экспорте услуг из развивающихся государств туристическая и транспортная деятельность занимала в конце 90-х годов около 67%, промышленно развитых стран – 53%.

    Наиболее слабы позиции России как поставщика современных деловых услуг в области освоения новых технологий и «ноу-хау», информатики, связи, предпринимательского консалтинга, финансовой деятельности и страхования.

    Место России на мировом рынке капитала определяется особенностями социально-экономического положения страны и состоянием национального инвестиционного климата. В структуре привлекаемых иностранных инвестиций на протяжении значительной части переходного периода преобладали спекулятивные капиталы, направляемые на приобретение ГКО и других высокодоходных государственных и корпоративных ценных бумаг.

    В отличие от спекулятивных капиталов привлекательность России как объекта прямого инвестирования в 90-х годах находилась на чрезвычайно низком уровне. Удельный вес страны в мировых накопленных прямых иностранных инвестициях (ПИИ) оценивался в 2000г. в 0,25%, что составляло немногим более $16 млрд.

    Российские ПИИ за границу по-прежнему незначительны, хотя в последние годы отмечается их устойчивый рост. Повышение экспортных доходов отечественного топливно-энергетического комплекса привело к увеличению инвестиций в создание транспортной и сбытовой инфраструктуры за рубежом.

    По данным исследования аудиторской компании Price Waterhouse-Coopers (PWC), обнародованным в начале 2001г., из-за непрозрачности экономической и финансовой политики, законодательной системы и отношений в бизнесе, низких стандартов бухучета и чрезвычайно высокой коррупции Россия недосчиталась в 2000г. около $10 млрд. иностранных инвестиций, а стоимость ее заимствований на международном рынке капитала была на 12,25% годовых выше, чем для эталонных США и Сингапура. Так называемый индекс непрозрачности (opacity index) оказался одним из самых высоких для России (34-е место из 35 обследованных стран) и сравним с 43-процентным дополнительным налогом на прибыль для потенциальных зарубежных инвесторов. По определению PWC, непрозрачность – это отсутствие ясных, четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения деятельности на мировых рынках капитала и в национальной экономике. Иными словами, если бы в России были приняты необходимые организационные и иные меры по повышению прозрачности экономики до эталонного уровня, то это дало бы такой же эффект, как существенное снижение налога на прибыль.

    Сводная оценка мирохозяйственных позиций той или иной страны содержится в ежегодно публикуемых авторитетными зарубежными организациями рейтингах международной конкурентоспособности. В самое последнее время рейтинговые оценки России несколько повысились, в том числе по шкале Всемирного экономического форума, страна переместилась с 59-го места в 1999г. на 52-е место в 2000г., в рейтинге швейцарского Международного института развития менеджмента – поднялась с 47-го места в 2000г. на 45-е место в 2001г.

    Однако следует учитывать, что повышение рейтингов конкурентоспособности России произошло преимущественно под влиянием двух факторов – высоких темпов экономического роста и значительного увеличения валютных доходов в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. В то же время такие важнейшие факторы национальной конкурентоспособности, как эффективность предпринимательской деятельности и государственного управления, оцениваются для России по-прежнему низко.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности и повышение степени внешней открытости национального хозяйства в целом сыграли важную положительную роль в преодолении кризисных явлений, характерных для экономики переходного периода. Экспортная деятельность способствовала поддержанию производства и занятости в стране в условиях сокращения внутреннего платежеспособного спроса, позволяла осуществлять минимально необходимые инвестиции в развитие материально-технической базы экспортно-ориентированных и смежных отраслей, обеспечивала значительные бюджетные поступления. В пересчете по официальному валютному курсу Банка России доля товарного экспорта в ВВП достигает сегодня 40%, в пересчете на основе паритета покупательной способности валют – приближается к 10%. Последний показатель более чем вдвое превосходит уровень начала десятилетия.

    Наряду с важным позитивным влиянием интеграции России в систему мирового хозяйства на развитие страны в переходный период форсированные, слабоконтролируемые и недостаточно последовательные реформы в этой сфере привели к возникновению серьезных структурных проблем в функционировании внешнеэкономического комплекса и экономики страны в целом.

    Основная проблема российского экспорта – в его неэффективной товарной структуре. Действительно, помимо России, еще целый ряд развитых стран имеет значительную долю сырья и материалов в своем экспорте, например, Канада и Норвегия. Однако при этом они активно вывозят готовые изделия, включая наукоемкую продукцию. У России же доля обработанных товаров крайне мала и, более того, снижается (в пересчете по методике Мирового банка соответствующий показатель для России в последние годы не превышает 30%, в том числе в 1998г. составлял 28%, в 2000г. – 25%).

    Таким образом, топливно-сырьевая международная специализация страны, в принципе приемлемая на определенном отрезке времени и в определенных условиях, не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности расширения российского присутствия на мировом рынке.

    В настоящее время общую ситуацию в мировой экономике и место страны в системе международного разделения труда все в большей степени определяет потенциал наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий, и именно в этой сфере отмечается все большее отставание России от ведущих зарубежных государств. Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается сегодня примерно в $2,5–3 трлн. США, однако присутствие России на нем заметно лишь в таких сегментах, как ядерные технологии, оружие и военная техника, коммерческие запуски спутников, производство ракетных двигателей, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры. Актуальность интеграции России в мировой рынок высоких технологий повышается в связи с отсутствием в стране платежеспособного спроса на часть наукоемкой продукции, что приводит к застою и старению наиболее передовой технологической базы (авиация, космонавтика, радиоэлектроника, биотехнология, информатика и т.п.).

    В итоге современные структура и основные качественные параметры национального экспорта все более отрываются от магистрального направления развития международной торговли. Так, доля высокотехнологичного экспорта в общей стоимости поставок обработанных изделий из России находилась на уровне 16% в 2000г. по сравнению с 20% в среднем для развивающихся стран и 31% для государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Здесь необходимо подчеркнуть, что значительное и растущее отставание России в развитии экспорта готовой продукции, в первую очередь наукоемких изделий, означает реальные и существенные потери для страны в процессе глобализации мировой экономики, создающем наиболее выгодные условия и дополнительные, в том числе ценовые, преимущества для поставщиков современных, инкорпорирующих новейшие научно-технические достижения товаров и услуг.

    В настоящее время Россия имеет наиболее высокие коэффициенты международной специализации (отношение доли той или иной товарной группы в российском экспорте к удельному весу соответствующих товаров в мировом экспорте) в топливно-сырьевой нише (5–6 по минеральному топливу, около 3 по металлам), тогда как в торговле химической продукцией соответствующий показатель уже значительно ниже (порядка 0,9). В экспорте машин и оборудования коэффициент международной специализации России изменился с 0,25 – 0,3 в середине 90-х годов до 0,2 к концу десятилетия (удельный вес машин и оборудования в мировом экспорте вырос с 35% в начале 90-х годов до более 40% к концу периода, в России же этот показатель не превышал 9 – 10% на протяжении большей части десятилетия). Опережающий рост топливно-сырьевого экспорта, основанный на значительной разнице внутренних и мировых цен, а также опирающийся на устойчивый внешний спрос, предопределил гипертрофированное развитие добывающих отраслей и отраслей первичного передела, занявших господствующее положение в экономике страны. В 2000г. на ключевые экспортные отрасли – топливную и металлургическую – приходилось почти 40% промышленного производства и около двух третей всех промышленных инвестиций, тогда как еще в середине 90-х годов указанные отрасли обеспечивали не более трети выпуска продукции.

    Таким образом, Россия столкнулась с известным в мире феноменом «голландской болезни деиндустриализации», когда интенсивная эксплуатация сырьевого экспортного ресурса ведет к переливу капитала и рабочей силы из отраслей глубокой переработки в более прибыльное производство сырья и материалов.

    Следствием чрезмерной концентрации национального экспорта на поставках сырья и материалов явилась высокая уязвимость страны по отношению к колебаниям мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры. С течением времени положение России как экспортера сырья становится все более сложным и неустойчивым в связи с растущей нестабильностью мирового рынка и глобальной понижательной тенденцией цен. Исключительно благоприятный для российского экспорта 2000г. в принципе ничего не изменил в оценке ситуации, поскольку опирался на конъюнктурный рост цен, сопровождавший циклический подъем мировой экономики.

    В ряде добывающих отраслей и отраслей первичного передела зависимость от поставок на внешний рынок достигла критических значений. Подобная зависимость в условиях хронически низкого платежеспособного спроса внутри страны породила феномен так называемого разоряющего роста экспорта, когда каждое новое увеличение поставок в реальном выражении вело к еще более значительному падению цен и общих стоимостных объемов экспорта.

    Примерно с середины 90-х годов в общем контексте топливно-сырьевой специализации России четко обозначился экологический фактор конкурентоспособности, позволивший наряду с другими причинами значительно увеличить экспорт продукции металлургии, базовой химии и целлюлозно-бумажной промышленности, то есть отраслей, оказывающих повышенное отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

    Таким образом, если специализация на вывозе энергоносителей и иных видов минерального сырья является отражением естественных конкурентных преимуществ России, то высокая экспортная ориентация вышеперечисленных отраслей продиктована соображениями экологического характера и желанием западных стран вывести «грязные» производства за пределы своей территории. Обладая значительной экологической «прочностью» благодаря огромным размерам территории, Россия все более специализируется на экспорте собственной экологии, овеществленной в продукции наиболее вредных с природоохранных позиций отраслей. Подобная специализация может иметь место на ограниченном отрезке времени и при условии жесткого общественного контроля, однако в долгосрочной перспективе она несостоятельна и опасна для страны.

    Современная международная специализация России на вывозе топливно-сырьевых товаров, несмотря на высокую эффективность экспортных операций для предприятий-поставщиков, с народно-хозяйственных позиций является далеко не оптимальной. С точки зрения суммарного национального богатства экспорт невозобновляемых (трудновозобновляемых) природных ресурсов означает лишь переход национального богатства из овеществленной в ликвидно-денежную форму. Однако реального приращения богатства не происходит или же происходит только его незначительное увеличение. В то же время экспорт обработанных товаров, использующих дешевеющее импортное сырье и материалы, обеспечивает наибольший вклад в приращение национального богатства, что служит основой устойчиво высокой конкурентоспособности США, Японии, Швейцарии, а также таких малых стран и территорий, как Сингапур, Люксембург, Гонконг, Тайвань, и ряда других.

    Импортная деятельность, решив ряд задач по обеспечению национальной экономики непроизводимыми в стране и дефицитными товарами, на определенном этапе в силу слабости отечественных товаропризводителей получила гипертрофированное развитие и привела к значительному, выходящему за рамки рационального, увеличению доли зарубежной продукции во внутреннем потреблении. Россия практически полностью проиграла конкурентную борьбу по широкому кругу позиций, прежде всего потребительского ассортимента, включая многие изделия бытовой техники и электроники. Соответственно, доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли увеличилась с 14% в 1991г. до 54% в 1995г. и сохранялась примерно на уровне 50% в 1996 – 2000гг.

    Либерализация ВЭД, будучи непоследовательной, неполной, недостаточно контролируемой и осложненная внутриэкономическими проблемами, стимулировала значительный отток капитала из страны, в том числе в нелегальных формах (по экспертной оценке, суммарный отток капитала из России за годы реформ достиг $130–150 млрд.). Причем в последнее время не отмечается сколь-либо ощутимого снижения несанкционированного вывоза капитала из страны, составившего, по оценкам, почти $10 млрд. в 2000г. (общий отток капитала из России в 2000г. достиг $24 млрд.). В целом же на сегодняшний день при колоссальных внутренних инвестиционных потребностях Россия вывозит капитал практически так же интенсивно, как развитые зарубежные страны.

    Оборотной стороной интенсивного оттока капитала из страны, породившего острый инвестиционный и финансовый голод на внутреннем рынке, стало непомерное расширение внешних заимствований, приведшее к усилению долговой нагрузки на экономику.

    Дальнейшая интеграция страны в систему мирового хозяйства является объективным процессом и отвечает стратегическим интересам российского общества. Другое дело, что для России важна не интеграция любой ценой, а последовательное повышение эффективности внешнеэкономической деятельности за счет увеличения в экспорте доли продукции высокой степени обработки, новых технологий и прогрессивных видов услуг; рационализации импортной структуры и расширения ввоза современного технологического оборудования; роста прямых зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего в обрабатывающую промышленность; сокращения оттока капитала из страны и снижения внешней задолженности. В решении указанных задач важная, а зачастую и решающая роль принадлежит государству.

    Глобализация требует соответствующего мышления, подхода к миру как единому целому, что крайне необходимо для управления всеобщими проблемами, и постоянного политического диалога по жизненно важным вопросам общей безопасности и сотрудничества. Отсутствие желания к сотрудничеству, рост глобальной угрозы, развитие внутренней и внешней напряженности и конфликтных ситуаций могут подорвать и даже обратить вспять весь глобализационный процесс. Вот почему «поиски безопасности», понимаемой многоаспектно и всеобъемлюще, становятся главной задачей.

    Под многоаспектностью подразумевается безопасность отдельных лиц, стран, регионов и всего международного сообщества в ряде важных областей, в частности способность предупреждать конфликты и управлять ими в случае необходимости, сохранение стабильности экосистемы, гарантированное снабжение продовольствием, топливом и сырьем, доступ к новой технологии, институциональная надежность международного сотрудничества в самых разных условиях. Важным компонентом безопасности должна считаться также борьба с насилием и преступностью в международном масштабе.

    Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

    Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

  1. Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
  2. Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.
  3. Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

    Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

    Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

  4. Экономическая независимость.
  5. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
  6. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире.
  7. Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

    Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

    Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

    Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

    Государственная стратегия экономической безопасности включает:

    1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

    2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

    3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

    Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

    Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

    1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

    2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

    3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

    4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

    Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

  8. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608
  9. Арсентьев М.. Экономическая безопасность//Обозреватель. №5. 1998 г.
  10. Гаджиев К.С.. Введение в геополитику. М, Логос, 2000.
  11. Давыдова Р.И., Кочкина В.Г. Основы геополитики. Н.Новгород, 2001.
  12. Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 12-25.
  13. Гладкий Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №10. С. 104-116.
  14. Иванов Н. Глобализация и проблема оптимальной стратегии развития.//Мировая экономика и международные отношения. 2000. №2. С. 15-19.
  15. Иноземцев В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис//Проблемы теории и практики управления. №3, 1999.
  16. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. М., 2000.
  17. Кузнецов В. Что такое глобализация// Международная экономика и международные отношения . 1998. № 2.
  18. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 1999.
  19. О безопасности: Сборник законодательных и нормативных документов по состоянию на февраль 1998 г. – М., Буквица, 1998 г. (Серия «Федеральное законодательство»)
  20. Шмелев Н. Россия и Европа на пороге 21 века// Вопросы экономики. 2000. № 12.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.99MB/0.00036 sec

WordPress: 23.21MB | MySQL:117 | 1,475sec