Экономическое развитие местного сообщества: технологии управления развитием

<

063015 2334 1 Экономическое развитие местного сообщества: технологии управления развитием

Типологизация подходов к планированию развития

 

Стратегическое планирование является главным звеном в управлении развитием и становится насущной необходимостью по мере роста неопределенности в местном сообществе. Чем выше степень неопределенности с точки зрения представления о будущем, тем более ощутима потребность в управлении изменениями. Развитие требует выработки адаптивных механизмов местного сообщества к изменениям, происходящим в различных сферах его жизнедеятельности. Так что планирование само по себе становится ключевым фактором в процессе стратегических изменений.

Специалисты в области стратегического управления отмечают, что стратегическое планирование получило широкое признание в развитых странах только в 1990-е годы. По свидетельству одного из них, «до начала 1980-х годов стратегическое планирование в общественном секторе применялось в основном в военных организациях и в практике государственного крупномасштабного планирования».

Очевидно, интерес к стратегическому планированию в местных сообществах вызван реальной потребностью адаптации к тем радикальным изменениям, которые происходят в политический, экономической, социальной сферах жизни национальных государств, самих местных сообществ и отдельных граждан.

К сожалению, в России именно в начале 1990-х годов произошло резкое охлаждение к планированию, поскольку разрушение административно-командной экономики способствовало закреплению в общественном сознании глубоко ошибочного представления о «несовместимости плана и рынка». Сегодня стало очевидным, что, понимая всю порочность централизованно планируемой системы, нельзя отказываться от планирования вообще.

Подход к планированию, который использовался в советской системе управления, можно охарактеризовать как производственно-отраслевой, расчетно-директивный. Город (населенный пункт) рассматривался как административно-хозяйственная единица национального хозяйства. Субъектами управления выступали органы государственной власти разных уровней. Городские власти осуществляли расчет динамики роста, потребностей города, перспектив развития крупных предприятий и передавали эту информацию вышестоящим органам. Последние определяли плановые показатели роста благосостояния населения и ресурсы, выделяемые городу. После увязки этих показателей с планами развития отраслей промышленности, чьи предприятия размещались на территории города, составлялся план социального и экономического развития.

Другие подходы к организации планирования не освоены. В итоге органы местного самоуправления пока не имеют системы планирования и управления развитием, отвечающей рыночным принципам, хотя правовая база для этого имеется. Статья 6 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к предметам ведения муниципальных образований комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, а также регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований. Статья 15 предусматривает исключительную ответственность представительных органов местного самоуправления за принятие планов и программ развития муниципального образования.

Российское федеральное законодательство не регламентирует систему муниципального планирования. Так, федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» (1995г.) определяет порядок социально-экономического планирования внутри государственных организаций, но не затрагивает муниципальный уровень. Федеральный бюджетный кодекс 1998 года определяет порядок муниципального бюджетного процесса, но в нем отсутствуют правила планирования развития муниципалитета. Федеральный кодекс по городскому планированию 1998 года определяет структуру планирования землепользования в муниципалитете.

Все это свидетельствует о том, что местные органы власти имеют достаточную степень свободы в создании собственной системы планирования развития местных сообществ с учетом имеющегося у них опыта и способностей персонала плановых служб. Правда, необходимо принять во внимание характерные для субъектов федерации региональные отличия в подходах к планированию, которые неизбежно окажут влияние на организацию планирования в местных органах управления. Тем не менее, системы планирования в различных местных сообществах не могут быть одинаковыми.

Пока усилия местных администраций направлены на решение текущих, наиболее острых проблем, вызванных кризисной ситуацией и отягощенных финансовыми или другими трудностями. При этом довольно типичным является отношение руководителей местных органов власти к стратегическому планированию: если мы не знаем, что принесет нам завтрашний день, то как можно заглянуть в будущее на один год или на несколько лет. Подобное отношение можно понять, но нельзя принять, т.к. оно фактически означает отказ от планирования вообще. Создается замкнутый круг. Стереотип, сложившийся в условиях административной системы, ориентирует на ожидание помощи извне, будь то помощь государства или надежды на инвесторов. Решая отдельную проблему, например, строительство какого-то крупного объекта, который даст хорошие рабочие места, руководители местного сообщества стремятся получить реальные результаты. Однако при отсутствии продуманной стратегии они попадают в ловушки.

В последнее время все больше осознается необходимость стратегического планирования. Стратегическое планирование в современном понимании принципиально отличается от «комплексного социально-экономического планирования» прошлого или сегодняшней «концепции социально-экономического развития», которая представляет собой эклектический набор перспективных и текущих задач, а также планов отдельных отраслей или секторов экономики, не связанных друг с другом общими целями. При этом комплексность понимается как требование охватить планированием все без исключения отрасли муниципального хозяйства. Таким образом, за стратегию развития выдается то, что лишь по форме напоминает ее, а по сути таковой не является.

Стратегическое планирование – это взгляд из будущего в прошлое и настоящее, это процесс определения того, каким хочет видеть себя местное сообщество в будущем и что для этого нужно изменить в настоящем. Стратегическое планирование предполагает

  • определение миссии, т.е. общей идеи, ради которой осуществляются преобразования, и приоритетных целей, которые должны быть достигнуты,
  • разработку стратегических проектов, планов в рамках выбранных приоритетных направлений развития.

Стратегическое планирование преследует цель долгосрочного развития местного сообщества и является своего рода зонтиком для всех других планов в муниципалитете.

Специалисты считают, что стратегическое планирование требует определенной подготовки руководителей местных сообществ, иначе планирование может оказаться неэффективным. Так, например, можно привести наиболее типичные ошибки в стратегическом планировании.

Первая ошибка — чрезмерные надежды на государственные программы, по которым можно получить финансовые ресурсы и льготы. В этих целях местные нужды подгоняются под государственные программы. В результате отвлекается внимание от реальных ресурсов местного сообщества или проблем, мешающих экономическому развитию. Средства по программе не дают долгосрочного эффекта. Прекращение финансирования по программе автоматически ведет к «развалу» местной стратегии развития.

Ошибка вторая — допущение, что инструменты/методы определяют стратегию развития. Часто определенный инструмент развития принимается за саму стратегию. На самом деле созданный информационный центр в местном сообществе, бизнес-инкубатор, помощь малому бизнесу должны рассматриваться как составные части определенной стратегии, а не как сама стратегия.

Ошибка третья — подход к решению проблемы «с другого конца». Стремясь создать хорошие рабочие места, местные сообщества готовы привлечь любую фирму в надежде, что большую часть рабочих мест получат местные жители. Однако чаще всего этот желаемый результат оказывается недостижимым, поскольку квалификационные характеристики местной рабочей силы не соответствуют требованиям фирмы.

Поскольку человеческие ресурсы играют несравнимо большую роль, чем природные ресурсы или местоположение, то изначально планирование должно базироваться на реальных характеристиках трудоспособного населения и потребностях местного сообщества в трудоустройстве конкретных категорий людей.

Ошибка четвертая — слепое следование моде или положительному опыту других. Очень часто местные сообщества обосновывают выбор стратегии развития положительным опытом других сообществ и выбирают проекты без достаточного экономического обоснования и фактически не располагая необходимыми ресурсами. Особенно это касается проектов, связанных с высокими технологиями. В действительности, если сообщество не располагает уникальными ресурсами и необходимой поддержкой соответствующих организаций (например, университетской поддержкой в случае высоких технологий), то перспективы такого развития довольно мрачны, независимо от того, сколько искусственных стимулов создано.

Ошибка пятая — игнорирование общей готовности сообщества к развитию. Слишком часто местные группы развития принимают стратегию и начинают действовать, не определив способность и готовность сообщества к развитию. В этом случае «под удар» может быть поставлена даже жизнеспособная стратегия.

Практика показывает, что недостаточно «проработать весь список» возможных проблем и выявить ресурсы. Гораздо сложнее, как оказывается, помочь людям «увидеть» их проблемы и потратить время, усилия и часто значительные суммы денег, необходимые для их решения.    

Степень реализуемости стратегии развития местного сообщества зависит от того, насколько в ней сочетаются интересы различных групп населения. Можно выделить, по крайней мере, три ведущих интереса.

1. Наемные работники — хорошая реальная заработная плата, которая обеспечивает удовлетворение социальных потребностей человека (физиологические, потребности безопасности, общения)на достойном уровне и по мере увеличения создает возможности развития личности (возможности самореализации).

2. Предприниматели – прибыль, обеспечивающая сохранение «дела», и при ее росте — развитие предпринимательской активности.

3. Правительство – пополнение бюджета, являющегося финансовой основой выполнения его функций на должном уровне и, следовательно, сохранения своего статуса (авторитета) в местном сообществе, а при его увеличении – развитии предоставляемых услуг.

Известно также, что стратегия, хорошо «работающая» в Нижнем Новгороде, может оказаться абсолютно нереализуемой в Казани, т.к., во-первых, могут быть существенные различия в ценностных ориентациях основной части населения в местных сообществах, даже однотипных по экономическим характеристикам; во-вторых, различаются сообщества и по социально-экономическим условиям развития; в-третьих, реализуемость стратегии зависит от того, какая часть населения и в какой степени участвует в разработке и осуществлении намеченных планов.

Последний фактор по своей значимости является решающим и предполагает определенную степень готовности местного сообщества к развитию.

Конечно, от привычной модели «латания дыр» трудно перейти к модели осмысленной созидательной деятельности. При этом следует отдавать ясный отчет: успех ждет того, кто понимает экономическое развитие местного сообщества не как кампанию, а как свою убежденность в необходимости этой долгосрочной деятельности.

Необходимо отказаться от предубеждения, что стратегическое планирование – прерогатива процветающих местных сообществ. Напротив, бедные сообщества, имеющие крайне ограниченные средства и возможности развития, среди множества имеющихся проблем в первую очередь должны определить те, которые станут приоритетными и где необходимо сконцентрировать ограниченные средства для достижения поставленных целей. В более развитых сообществах ошибки и слабость планирования проявляются не столь очевидно.

Новое содержание плановой деятельности местных органов власти должно соответствовать общим принципам управления в рыночной среде, которые заключаются в следующем:

  • Отказ от концепции управления объектами,
  • Отказ от прямого управления хозяйственной деятельностью предприятий,
  • Понимание того, что в демократичном обществе существуют сферы, запретные для вмешательства государственных и местных властей (личные права и свободы граждан, предпринимательство и т.д.),
  • Осуществление местной властью политики, дружественной по отношению к рынку, благожелательной по отношению к предпринимателям.

Кроме того, содержание планирования зависит от концепции, лежащей в его основе. Это общая концепция развития местных сообществ. Она определяет типологизацию подходов к планированию Исходя из этой концепции, можно выделить два критерия: «операционное поле» и жизнеспособность местного сообщества.

<

Первый критерий выводится из соответствующего представления об анатомии местного сообщества, как социального организма, единой социальной системы, включающей четыре подсистемы, композиционно различных, но взаимоподдерживающих друг друга. Это означает, что изменения в одной из подсистем неизбежно дает импульс, вызывает тенденцию к изменениям в других подсистемах. С точки зрения стратегического планирования важно не забывать, что изменение, например, одной из форм социального взаимодействия (допустим, смена управленческой команды) вызовет изменения не только в этой подсистеме, но и в других подсистемах с определенным временным лагом.

При стратегическом планировании всегда встает проблема выбора: вмешательство в какую подсистему даст наибольший эффект для развития местного сообщества в целом. С этой точки зрения первый критерий типологизации стратегий можно назвать как «операционное поле».

Мировая наука и практика знает множество вариантов стратегии развития местного сообщества. При всем множестве и разнообразии конкретных стратегий можно выделить по критерию «операционное поле» четыре базовых стратегии (рис.14):

  1. Стратегия обустройства территории;
  2. Стратегия развития человеческих ресурсов;
  3. Стратегия повышения занятости, другими словами, расширения возможностей трудоустройства в местном сообществе;
  4. Стратегия поддержки предпринимательства.

Каждое из этих стратегических направлений способствует развитию качественных характеристик местного сообщества.

 

063015 2334 2 Экономическое развитие местного сообщества: технологии управления развитием


 

Рис. 14 Базовые стратегии развития местного сообщества

 

Стратегия обустройства территории связана с содержанием и развитием территориальной инфраструктуры (парки, дороги, канализация, водо- и электроснабжение и т.д.). Качество территориальной инфраструктуры существенно влияет на эксплуатационные расходы предприятий. Программа обустройства территории, предназначенной для промышленного и/или коммерческого использования может стимулировать развитие местного бизнеса.

Кроме того, стратегия обустройства территории включает и комплекс мер, влияющих на качество жизни. Речь идет о том, что потенциальных предпринимателей интересуют не только экономические преимущества, которые они получат, разместив свои предприятия в данном местном сообществе. Красивый ландшафт, чистота и привлекательный внешний вид улиц, возможности отдыха и культурного досуга – эти и другие характеристики местного сообщества, связанные с благоустройством местности, могут сыграть главную роль в решении предпринимателя о размещении предприятия в определенном населенном пункте.

Существует множество способов реализации стратегии обустройства территории. Можно выделить три важнейших направления в рамках этой стратегии:

1.Планирование и управление развитием территории. Деятельность в этом направлении способствует формированию хорошей репутации местного правительства у бизнесменов и положительно влияет на инвестиционный климат.

2.Улучшение ландшафта и архитектурного облика населенного пункта. Нередко экономическая активность деловых центров населенных пунктов усиливается в результате облагораживания внешнего вида улиц (например, озеленение) и зданий производственного и коммерческого назначения (например, изменение витрин, покраска).

3.Повышение качества коммунальных и бытовых услуг, жилья. Как правило, деятельность местного правительства в этом направлении прямо воздействует на качество рабочей силы и тем самым стимулирует развитие бизнеса. В то же время развитие коммунально-бытовых учреждений и жилищно-строительных предприятий создает новые рабочие места.

Стратегия развития человеческих ресурсов. Эта стратегия увязывает потребности определенных слоев населения в рабочих местах с процессом создания рабочих мест. Цель данной стратегии расширить возможности получения хороших рабочих мест для полностью и частично безработных.

Наиболее распространенными способами реализации этой стратегии являются следующие:

1.Обучение по заказу клиента, которое дает возможность работодателям обучать своих наемных работников по особым программам, максимально учитывающим требования фирмы к рабочей силе.

2.Целевое предоставление рабочих мест, гарантирующее, что работодатель, получивший помощь от правительства, будет нанимать квалифицированный персонал прежде всего из числа местных жителей.

3.Местные программы занятости, которые предусматривают создание организаций, занимающихся вопросами занятости населения и программами обучения с целью помощи прежде всего социально уязвимым группам в получении работы и повышении квалификации.

Стратегия повышения занятости или расширения возможностей трудоустройства в местном сообществе. Предназначение этой стратегии — способствовать экономическому развитию на уровне небольшого местного сообщества (соседской общины) путем расширения возможностей трудоустройства для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи и тех, кто хочет заниматься нетрадиционной трудовой деятельностью. Эта стратегия предполагает создание организаций, играющих роль связующего звена между системой социальной помощи населению и местной экономикой. Цель — обеспечить альтернативные возможности трудоустройства для тех, кто хочет приобрести новые навыки или повысить квалификацию. Одновременно создаваемые альтернативные организации дают возможность реализовать себя тем людям, которые стремятся внести свой вклад в развитие демократических форм организации экономической деятельности.

Наиболее распространенными инструментами реализации этой стратегии являются:

1.Организации развития местных сообществ: бесприбыльные организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью и одновременно предоставляют широкий круг услуг местному сообществу. Смысл объединения занятий бизнесом и оказания услуг в рамках одной организации заключается в том, чтобы ускорить карьеру тех людей, которые трудно продвигаются по последовательным ступенькам служебной лестницы.

2.Кооперативы: фирмы, находящиеся в собственности самих рабочих и управляемые ими на основе совместного пользования ресурсами, разделения обязанностей и ответственности за рост благосостояния и обеспечение рабочими местами ее участников.

Стратегия поддержки предпринимательства. Очень часто действующие на территории сообщества фирмы не могут полностью удовлетворить потребности населения в рабочих местах. Поэтому приходится искать пути поощрения открытия новых предприятий, привлечения в район фирм, действующих за его пределами, расширения деятельности уже существующих фирм.

Типичными инструментами поддержки предпринимательства являются следующие.

1. Информационный бизнес-центр, который, как правило, создается при местном правительстве. Он играет ключевую роль в установлении контактов между различными предпринимательскими структурами и местным правительством. Здесь аккумулируется информация экономического и иного характера, представляющая интерес с точки зрения развития предпринимательства – экономические показатели развития местного сообщества, статистические данные о рынке труда, планы развития в местном сообществе, информация о наличии земли, регулировании предпринимательской деятельности и разрешительных процедурах, финансовая и другая деловая информация.

Информационный центр избавляет от необходимости тратить время на беготню из отдела в отдел в поисках нужной информации.

2. Технологические и деловые парки с инфраструктурой, необходимой для привлечения предприятий определенных отраслей промышленности.

3. Инвестиционные компании венчурного капитала, обслуживающие предприятия, для которых недоступны обычные источники финансовых ресурсов.

4. Центры развития малого бизнеса, предоставляющие мелким фирмам услуги обучения, исследовательские и консультационные.

5. Бизнес-инкубаторы, предоставляющие наряду с вышеуказанными услугами помещения, оборудование, транспорт, услуги по финансовым операциям, юридические и другие услуги.

6. Коллективные маркетинговые системы, занимающиеся маркетингом и сбытом в интересах группы индивидуальных предпринимателей или нескольких компаний.

7. Женские и молодежные предприятия, помогающие социально уязвимым группам населения (с низкими доходами или безработным) открыть свое дело.

8. Предпринимательские (промышленные) зоны с особым льготным режимом налогообложения и инфраструктурой, что облегчает привлечение предпринимателей, в которых заинтересовано местное сообщество.

9. Развитие предпринимательского потенциала: выявление людей, имеющих хорошие предпринимательские способности, организация конкурсов на лучший предпринимательский проект, обучение и обмен опытом.

Второй критерий типологизации подходов к планированию развития – это жизнеспособность местного сообщества.

Как уже отмечалось во второй главе, на экономическое положение местного сообщества влияют две группы факторов: экзогенные, т.т. внешнего происхождения, и эндогенные, т.е. внутреннего происхождения. Отсюда следует необходимость определения ориентации местного сообщества по типу экономического развития, что важно для организации планирования. Есть две перспективы экономического развития:

  • Ориентация на внешние импульсы развития (экзогенное развитие), или
  • Ориентация на внутренние импульсы развития (эндогенное развитие).

Для определения рамок планирования важно учесть не только ориентацию на экзогенное или эндогенное развитие, но и характер реагирования (тип реакции) на изменения. Мы выделили четыре возможных типа такого реагирования:

  • Преактивный (упреждающий),
  • Реактивный (реакция на случившееся),
  • Проактивный (создание системы адаптации к ожидаемым изменениям),
  • Интерактивный (создание саморегулирующейся системы адаптации к любым, даже непредсказуемым изменениям).

Типология подходов к планированию учитывает также принципиальные различия в типах политики местных сообществ: опора на собственные силы или опора на помощь со стороны государственных структур.

Таким образом, типология подходов к планированию, базирующаяся на критерии жизнеспособности, учитывает три аспекта:

  • Ориентацию экономического развития (экзогенное или эндогенное),
  • Тип реакции на изменения,
  • Тип политики местных сообществ.

    Продемонстрируем это на примере одной их четырех ранее описанных базовых стратегий. Если в качестве «операционного поля» выбрана «поддержка предпринимательства», то по критерию жизнеспособности можно предложить следующие четыре различающихся друг от друга модели планирования:

  • планирование с целью вербовки, привлечения предприятий, планирование мобилизации,
  • планирование с целью ликвидации последствий экономических ударов, планирование реабилитации экономики,
  • планирование устойчивой экономики по типу антикризисного планирования,
  • стратегическое планирование.

    Как уже отмечалось, местные сообщества чаще всего ориентируются на изменения во внешней среде и внешние импульсы развития. Наиболее распространенными типами реакции являются преактивный и реактивный. Иными словами, местные сообщества реагируют на уже происходящие изменения, стараясь оградить себя от негативного воздействия внешней среды или ликвидировать последствия негативных процессов в местной экономике.

    Планирование вербовки корпораций представляет собой типичный случай преактивного реагирования на изменения во внешней среде. Сообщество в ответ на усиливающуюся внешнюю конкуренцию предпринимает действия с целью создания или укрепления экономической базы. Планирование реабилитации экономики относится к реактивному типу. В этом случае речь идет о ликвидации последствий экономических ударов, нанесенных по существующей индустриальной базе.

    В отличие от первых двух моделей планирующих действий в ответ на складывающиеся обстоятельства, две следующие модели предлагают планирование развития местного сообщества на основе тщательного анализа долгосрочных тенденций и перспектив развития региональной и национальной экономик.

    Стратегическое планирование относится к проактивному типу и предполагает создание местной экономической системы, способной использовать новую экономическую ситуацию в интересах сообщества. Планирование устойчивой экономики представляет интерактивный подход, ориентированный на строительство самодостаточной системы, способной использовать открывающиеся возможности и гибко реагирующей на любые изменения экономической ситуации в стране. Последние две модели можно охарактеризовать как перспективное антикризисное планирование и планирование устойчивого развития. Сравнительная характеристика этих четырех подходов дается в таблице 3.

        Таблица 3

    Типология подходов к планированию экономического развития

     

    Ответная реакция 

    Перспективное планирование 

    Преактивный тип 

    Реактивный тип 

    Проактивный 

    Интерактивный 

    Планирование

     

    Модель планирования 

    Планирование вербовки корпораций 

    Планирование реабилитации экономики 

    Стратегическое планирование 

    Планирование устойчивого развития 

    Политика

     

     

    Отношение к промышлен-ности

    Индустриализация  

    Деиндустриали-зация  

    Новые местные фирмы

    Развитие действующих фирм 

    Типы предприятий 

    Создание условий для привлечения частных корпораций 

    Государствен-ная поддержка местной экономики 

    Новые высокие технологии 

    Развитие местного предпринимательства 

    Развитие

     

     

    Модель вмешательства в экономику (экономичес-кой интервенции)

    Стимулирование промышленности 

    Расходы по государствен-ным программам 

    Развитие, инициируемое местными органами власти 

    Развитие, инициируемое местным сообществом 

     

     

    По большому счету только две последние модели представляют стратегическое планирование развития местного сообщества в полном смысле этого слова. Во-первых, они ориентированы на перспективу, а не ответную реакцию. Во-вторых, они предполагают местные инициативы (местных органов власти или других местных организаций) и активное участие членов местного сообщества в планировании и/или реализации проектов развития, а не государственную помощь или внешних инвесторов.

    Дадим более детальную характеристику каждого из четырех подходов к планированию.

    Планирование вербовки корпораций является традиционным подходом к экономическому развитию, который используется большинством местных сообществ для привлечения корпораций. Роль местных органов власти крайне ограничена. Этот подход основывается на предпосылке, что для местного сообщества хорош любой бизнес. Индустриализация рассматривается как безоговорочное благо для всего местного сообщества. Основное внимание при планировании уделяется определению набора стимулов промышленного развития и действий, направленных на создание имиджа местного сообщества, привлекательного для занятия бизнесом. Поскольку это наиболее привычный способ планирования, то варианты планирования вербовки корпораций можно обнаружить почти повсеместно.

    Планирование реабилитации экономики стало использоваться несколько позже. Цель планирования заключается в том, чтобы смягчить или сократить последствия экономического спада. В основе этого подхода лежат две предпосылки. Первая – закрытие предприятий и соответственно сокращение занятости носят эпизодический характер. Вторая – у федерального правительства всегда найдутся фонды для экономической помощи местному сообществу. Эта модель ориентирована на краткосрочные действия федеральных и местных властей и только на вывод экономики из кризиса.

    Этот подход связан с представлением о том, что частные корпорации принимают решения, руководствуясь исключительно рыночными сигналами, а не какими-либо обязательствами перед местным сообществом. Они в любой момент могут переместить свои предприятия или вложить свои капиталы в любое другое местное сообщество. Поэтому местным сообществам ничего не остается, как принимать на себя риски, связанные с принятием решений корпораций. Эти риски включают потерю работы и соответственно заработной платы членами сообщества, психологические и физиологические страдания людей, повышение налогового бремени, рост общественных расходов на социальные программы, необходимость продолжать выполнение взятых на себя органами местной власти обязательств по амортизации производственной инфраструктуры. В конечном счете эти издержки ложатся на плечи тех же рабочих местного сообщества.

    Рассматривая эти явления как стихийное бедствие, местное правительство считает, что оно вправе рассчитывать на федеральную помощь. Поэтому планирование принимает форму составления программы действий по ликвидации последствий экономических ударов, связанных с внезапным и якобы неожиданным закрытием предприятий, а также мер по повышению занятости населения, соответствующих сложившейся ситуации.

    Эта модель планирования таит в себе два опасных последствия. Во-первых, планировщики рассчитывают на федеральные и региональные программы, почти не уделяют внимания планированию сбалансированного развития местной экономики. Вдумчивое планирование фактически подменяется процедурами составления заявки на грант, выполнением требований, определяющих критерии оценки целей, задач, действий по их реализации и других компонентов этого документа. Во-вторых, такой подход к планированию ставит под угрозу экономическое развитие сообщества, поскольку, как это часто и случается, федеральные фонды могут быть изъяты в любой момент реализации программы, а местные органы власти не имеют собственных средств на продолжение уже обнародованной программы. К тому же планировщики этого типа развития, оттачивая «искусство грантописания», теряют способность овладения иными методами планирования.

    Стратегическое планирование – это наиболее приемлемая модель для разработки проектов и планов экономического развития. Это ориентированное в будущее планирование строительства местной экономики на основе идентификации потребностей местного сообщества. Специалисты по развитию местных сообществ признают, что это словосочетание пришло из военной практики и звучит по-военному. Однако если отбросить военную смысловую нагрузку, то само определение слова «стратегический» содержит все ключевые смыслы, необходимые для характеристики модели планирования экономического развития местного сообщества.

    Прежде всего, эта модель предполагает долгосрочное планирование. Чтобы обеспечить успешное развитие экономики необходимо четкое представление о долгосрочной перспективе местного сообщества. Это требует определенных затрат времени на изучение опыта других сообществ, на открытое обсуждение планов развития с представителями тех слоев населения, интересы которых затрагиваются.

    Стратегическое планирование требует крупномасштабных действий, связанных с поиском и использованием ресурсов развития. Это не обязательно означает большой рост затрат местными органами власти или крупные государственные субсидии. Чаще это означает сокращение потерь и затрат на текущие расходы и снижение риска крупных потерь в будущем. Термин «крупномасштабные действия» означает также, что экономическое развитие становится для местных властей долговременной целью, которую они обязаны учитывать, выполняя свои обычные функции. Поэтому при разработке текущей бюджетной и налоговой политики, определении расходов на общественные работы и другие местные программы обязательно учитываются цели долгосрочного экономического развития. При стратегическом планировании специалисты по развитию местных сообществ играют ключевую роль в формировании местных бюджетов, обсуждении общественных расходов и способов финансирования общественного сектора.

    Одной из важнейших характеристик стратегического планирования является то, что типы предприятий, которые необходимо развивать, выбираются не на основе имеющихся возможностей, а на основе потребностей в таких предприятиях местного сообщества, т.е. по критериям занятости, качества рабочих мест, связи с местной ресурсной базой, вписанности предприятия в структуру местной экономики и пространственной интегрированности местного сообщества.

    Наконец, стратегическое планирование предполагает активную роль местных органов власти и общественности, которые задают основные направления развития местного хозяйства.

    Планирование устойчивого развития является прямой противоположностью модели планирования реабилитации экономики. Ключевой идеей является то, что назначение планирования заключается в том, чтобы предвидеть возможные экономические удары, а не реагировать на уже случившееся. Планирование устойчивого развития предполагает разработку различных сценариев развития экономики с наихудшими и наилучшими результатами. Это помогает местному сообществу мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для того, чтобы минимизировать отрицательное воздействие на местную экономику со стороны внешней среды и использовать открывающиеся возможности.

    При планировании устойчивого развития важно оценить потенциал всех секторов местной экономики, предусмотреть возможные закрытия предприятий, разработать проекты возрождения экономического потенциала, обеспечить организации и руководителей местного сообщества информацией, необходимой для эффективной деятельности по разработке и реализации проектов экономического развития. Как правило, выполнение этих задач осуществляется создаваемыми местными организациями содействия экономическому развитию или муниципальными департаментами планирования и развития.

    Изучая структуру экономики и взаимозависимость составляющих ее отраслей промышленности, потенциал новых промышленных инвестиций, планировщики призваны помочь местным должностным лицам выработать политику стабилизации экономики. Долгосрочной целью такой политики является защита экономической базы местного сообщества от непредвиденных ударов. Заслуживает тщательного изучения опыт выкупа предприятий рабочими, создания производственных кооперативов, создания корпораций по развитию местных сообществ и другие новаторские подходы к решению проблемы стабилизации экономики.

    Разработка и реализация планов устойчивого развития экономики осуществляется на основе принципа партисипативности, т.е. через широкое вовлечение в этот процесс общественности. Поддержка местных инициатив, исходящих от различных групп населения, является важнейшей характеристикой данного подхода к планированию экономического развития местного сообщества.

    Предложенная типология подходов и модели планирования дают возможность критически оценить современное состояние практики плановой деятельности в муниципалитетах и выбрать подход, наиболее предпочтительный с точки зрения создания системы управления развитием местного сообщества в рамках концепции самопомощи, т.е. опоры на собственные силы, на внутренние импульсы развития местного сообщества.

     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00024 sec

WordPress: 23.88MB | MySQL:120 | 1,488sec