ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

<

020315 1402 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯАктуальность темы исследования определяется тем, что основным показателем хозяйственной деятельности предприятий торговли в условиях рынка является прибыль. Важнейшим фактором, позволяющим торговому предприятию покрыть необходимые расходы, выполнить обязательства перед бюджетами всех уровней и получить прибыль, являются доходы, которые в основном определяются размерами торговых надбавок по отдельным товарам.

Переход к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменил условия формирования доходов розничных торговых предприятий.

В настоящее время предприятия торговли независимо от подчиненности и форм собственности самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок (наценок) при формировании розничных цен, по подавляющему большинству товаров исходя из экономических условий деятельности, т.е. размер максимальной и минимальной торговой надбавки (наценки) не регламентирован. Вместе с тем размер торговых надбавок (наценок) должен обеспечивать торговому предприятию с одной стороны, безубыточную работу, а с другой стороны, нормальную прибыль, обеспечивающую возможности капитализации ее части, а также идущую на потребление и удовлетворение социальных потребностей собственника и наемных работников. Кроме того, торговая надбавка являясь элементом розничной цены товара не должна быть завышена, так как в противном случае это приведет к повышению розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия. Торговые надбавки должны учитывать изменение спроса населения на товары в зависимости от изменения розничных цен.

Цель работы – исследование сущности и роли торговой набавки в формировании доходов предприятий отрасли.

Задача исследования:

– рассмотреть экономическое содержание доходов торгового предприятия;

– проанализировать роль торговой надбавки как источника формирования валового дохода;

– определить основные направления использования доходов торговых организаций.

 

1.1. Экономическое содержание доходов розничного торгового предприятия

 

Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а так же формируется прибыль. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, масса производимых ими отчислений денежных средств в государственный и местные бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности – реализации товаров, чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности. Именно поэтому на их основе формируется широкий круг оценочных параметров деятельности предприятий и отраслей.

Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является  долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности.

Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом (далее по тексту ВД). Эта стоимость создается трудом работников торговли.

Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления.

Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли (рис.1 ).

 
 

020315 1402 2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Рис. 1 Состав продукции розничной торговли

Наиболее обобщающий показатель результатов деятельности предприятий торговли и общественного питания – товарооборот – применяется на всех уровнях организации товарного обращения. Его показатели отражают масштаб и интенсивность промежуточного и конечного обмена товаров. Поэтому они получили широкое распространение в отечественной и зарубежной практике управления и хозяйствования. Однако значительную часть стоимости продаж товаров составляет продукция (добавленная стоимость) производственных отраслей. Кроме того, величина товарооборота подвержена существенным колебаниям при изменении конъюнктуры рынка, уровня цен и тарифов, других внешних условий, искажая тем самым результаты деятельности предприятий и отраслей товарного обращения. По этим причинам показатели товарооборота не могут быть исчерпывающей характеристикой деятельности предприятий и отраслей товарного обращения.

Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. Ее величина определяется вычитанием из валового дохода предприятий расходов на оплату услуг других отраслей народного хозяйства.

В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция» отрасли торговли не производят товары, создаваемая в них стоимость называется валовой прибылью (валовой доход). Эта стоимость создается трудом работников торговли. Кроме того, в качестве источника возмещения затрат на выполнение торговых функций и получения от них нормальной прибыли, выступает и прибавочный продукт, создаваемый в производительных отраслях. Это означает, что производственные предприятия оплачивают услуги торговли по реализации созданных в производстве товаров.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету № 9/99 «Доходы организации» утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Для целей финансовой отчетности, в соответствии с этим положением, не признаются поступления в виде доходов организации следующие источники:

— сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспертных пошлин от других юридических и физических лиц;

— поступления средств по договорам комиссии и др.;

— авансы в счет оплаты продукции, товаров (работ, услуг);

— поступления в виде задатка и в виде залога;

— средства в погашение кредита, займа, и др.;

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на:

 
 

020315 1402 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Рис. 2. Классификация доходов в бухгалтерском учете

 

1. Доходы от обычных видов деятельности;

2. Прочие поступления, включающие в себя следующие элементы:

2.1. Прочие доходы;

2.2. Чрезвычайные доходы.

Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи товаров, продукции и поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

Операционные доходы – это поступления средств, связанных с выполнением операций:

– предоставления за плату, во временное пользование (владение и пользование) активов предприятия;

– предоставление за плату прав, возникающих на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

– поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

– прибыль, полученная предприятием торговли в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации (предприятия), а также проценты за пользование банком денежных средств, находящихся на счетах предприятия в этом банке;

– штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договора поставки товаров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

На практике применяются самые разнообразные источники формирования доходов от обычных видов деятельности (валовые прибыли): от надбавок или наценок за товарные операции до комиссионных или проценты от товарооборота за услуги по организации рыночных связей или помощь в ориентации на рынке.

Основным видом деятельности розничного торгового предприятия является реализация товаров. Валовая прибыль от продажи товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовая прибыль от продаж товаров показывает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде представляет:

РЦ = СС + Пп + АК + НДС + ТНП+ ТНР

где РЦ – розничная цена товара, руб.

СС – себестоимость производства товара, руб.;

Пп – прибыль производственного предприятия, руб.;

АК – акциз по подакцизным товарам, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый производственным предприятиям, руб.

ТНП – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

ТНР – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.

 

1.2. Понятие и сущность торговой надбавки

 

Валовая прибыль торгового предприятия в основном, образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности или посредника (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и образования прибыли торгового предприятия.

Торговая надбавка – это денежное выражение определенной части стоимости товара. Именно той части, которая составляет разность между розничной ценой и покупной стоимостью товара. Выполняя определенную и самостоятельную роль, эта часть цены обособляется и выражает специфическую часть стоимости, созданную в сфере обращения.

Таким образом, реализованная торговая надбавка не является избытком цены над стоимостью. Она сама по своей природе есть часть стоимости.

Стоимость представленная суммой реализованных торговых надбавок , неоднородна по своему составу и происхождению. В ней содержится старая стоимость (живой труд). Старая стоимость представлена суммой издержек обращения и отчислений с нее в социальные фонды.

Вновь созданная стоимость, входящая в сумму реализованных надбавок создана живым трудом самих торговых работников, занятых в области продолжения процесса производства в сфере обращения.

До 1992 года торговые скидки утверждались в централизованном порядке Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР в % к розничной цене товара.

Действовавшая до начала 90-х годов система торговых скидок основывалась на их дифференциации: по отдельным товарам и товарным группам; по местонахождению торговых организаций; по принадлежности торговых организаций к той или другой торговой системе.

Потоварная дифференциация торговых скидок была вызвана различным уровнем издержек обращения по отдельным товарам и товарным группам, различной трудоемкостью процесса транспортировки товаров в торговую сеть, а также неодинаковыми затратами на хранение и реализацию товаров, т.е. различной издержкоемкостью отдельных товаров. Дифференциация торговых скидок по отдельным группам охватывала 80 групп продовольственных товаров и 175 групп непродовольственных товаров. Однако, даже такая детальная потоварная дифференциация торговых скидок не позволяла избежать наличия рентабельных и нерентабельных, выгодных и невыгодных для торговли товаров.

Дифференциация торговых скидок по месту нахождения торговых предприятий и организаций или, точнее, в зависимости от места реализации товаров сводилась к выделению следующих групп: город, село, отдаленные и горные районы, районы Крайнего Севера и приравненные к ним отдаленные и горные районы (с выделением внутри последней группы -города, села и отдельной группы районов ). С учетом этого внутреннего подразделения можно считать, что территориальная дифференциация предполагала деление не на четыре, а на шесть групп.

Данный принцип дифференциации торговых скидок был весьма важен: он основывался на том, что издержки обращения в городских и сельских торговых организациях и тем более, в отдаленных и горных районах, и особенно в районах Крайнего Севера весьма различны.

<

Отдельным торговым организациям и предприятиям в виде исключения (в связи с особыми условиями их деятельности) предоставлялись повышенные торговые скидки независимо от их местонахождения ( орсы, продснабы, военторги). Особые льготы по торговым скидкам были также установлены для организаций потребительской кооперации.

В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе, т.е. размер максимальной и минимальной торговой надбавки (наценки) для предприятий торговли не регламентирован.

Однако, в соответствии с Указом Президента РФ № 221 от 28.02.95 г. и Постановлением Правительства № 239 от 07.03.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов.

В отдельных случаях, связанных с обострением негативных процессов в экономике и финансовой системе, в целях поддержания стабильности на потребительском рынке, а так же защиты населения от неоправданного повышения цен органы исполнительной власти субъектов РФ могут временно, до особого распоряжения , вводить государственное регулирование цен на отдельные виды товаров первой необходимости путем ограничения торговой надбавки оптовыми и розничными предприятиями всех форм собственности, а также частными предпринимателями. Такое положение имело место в С-Петербурге в период августовского кризиса 1998 г.

Таким образом, существующая система свободного определения торговых надбавок позволяет решить вопрос об их дифференциации в зависимости от месторасположения предприятия, так как ни одно предприятие не будет работать себе в убыток, т.е. устанавливать средний уровень торговых надбавок ниже среднего уровня издержек обращения по предприятию.

Вместе с тем, остается не решенным вопрос о потоварной дифференциации торговых надбавок. Как правило, торговые предприятия устанавливают на большинство товаров одинаковый уровень торговых надбавок, исходя из среднего уровня издержек обращения и среднего уровня рентабельности в целом по торговому предприятию без учета различной издержкоемкости реализации отдельных товаров. Причиной такого положения являются: отсутствие бухгалтерского учета издержек обращения по отдельным товарным группам; отсутствие экономически обоснованной и достаточно простой методики расчета издержкоемкости реализации отдельных товаров; отсутствие методики определения потоварной рентабельности с учетом изменения спроса и цены на товар.

 

1.3. Экономическая характеристика издержек обращения

торгового предприятия

 

Величина торговых надбавок в значительной степени определяется суммой издержек обращения по реализации отдельных товаров.

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме текущие затраты труда по доведению товара от производства до потребителя. Но за доведением товара от производства до потребления скрываются различные процессы, которые совершаются в сфере обращения. В сфере товарного обращения осуществляется продолжение и завершение производства товара, а также реализация товара (смена форм стоимости), превращение товара в деньги.

Продолжение производства товара в сфере обращения связано с затратами на транспортирование и доработку товара в процессе обращения, а также с затратами по хранению товарного запаса. Процесс производства включает не только изменение формы предмета труда, но и его перемещение.

Товар в месте своего производства, пространственно отдаленном от потребителя, является потенциальной потребительной стоимостью. Чтобы стать реальной потребительной стоимостью, действительно способной удовлетворять соответствующие потребности, товар должен быть доставлен из пункта производства к месту потребления. Транспортирование товара (который для транспорта является предметов труда) есть продолжение и завершение производства товара в сфере обращения, так как продукт лишь тогда готов к потреблению, когда закончится его продвижение из пункта производства к месту потребления.

В сфере обращения товар подвергается доработке (комплектование необходимого ассортимента, сортировка, подработка, фасовка и т.д.). т.е. окончательной подготовке к реализации, к удовлетворению потребностей потребителя. В результате доработки потребительская стоимость товара претерпевает определенные изменения, ей придается соответствующая форма, необходимая для потребления товара.

Товарное обращение предполагает наличие товарного запаса как необходимого условия для непрерывного обращения товаров и, следовательно, непрерывного производственного процесса. Товарный запас необходим на всех стадиях продвижения товара на складах поставщиков, в пути, в оптовых и розничных предприятиях торговли. Хранение товарного запаса требует создания условий, которые необходимы для сохранения потребительской стоимости, а следовательно, стоимости товара.

Если издержки по транспортировке и доработке товара представляют затраты, связанные с продолжением в сфере обращения производства потребительной стоимости товара, то издержки по хранению товарного запаса есть затраты просто по сохранению уже созданной потребительной стоимости. Однако транспортировка, доработка и хранение товара имеют то общее, что все эти процессы обусловлены потребительной стоимостью товара, и следовательно, не вытекают из товарной формы продукта. Это дополнительные процессы общественного производства в сфере обращения.

Труд работников торговли занятый продолжением производства, а также сохранением потребительной стоимости товара в сфере обращения, участвует в создании стоимости. Этот труд переносит на товар стоимость потребленных материалов и средств труда. Таким образом, стоимость товара в сфере обращения увеличивается за счет вновь созданной стоимости и за счет стоимости потребленных вещественных элементов, необходимых для продолжения процессов производства товара и его сохранения в сфере обращения (износ основных средств, стоимость упаковочных материалов, электроэнергия и топливо и др.).

 

2. ТОРГОВАЯ НАДБАВКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ДОХОДА В ОТРАСЛИ

 

Торговля — одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она — прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления.

Торговля оказывает непосредственное воздействие на развития производительных сил, осуществляя важную функцию доведения товаров народного потребления до населения страны.

Товарооборот отражает процесс распределения созданного совокупного общественного продукта, национального дохода, изменение объема и структуры потребления товаров, состояние денежного обращения.

Существенной особенностью финансов торговли является то, что в отличие от других отраслей народного хозяйства выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. До 80 процентов всех поступлений наличных денег в кассы банков идут от торговых предприятий. В связи с этим важной задачей организации здесь финансов являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением в кассы магазинов выручки, за инкассированием выручки и правильным ее использованием.

Еще одной особенностью торговли является большое число работников, несущих личную ответственность за сохранность и использование материальных и денежных средств. Отсюда вытекает необходимость систематического и строгого финансового контроля.

Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем является скорость обращения оборотных средств, то есть время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их, реализации населению. Основными показателями торговой деятельности предприятий всех форм собственности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки издержки обращения, валовый доход, прибыль и рентабельность.

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.

К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечение предприятия денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой.

Функция обеспечения предприятия денежными средствами тесно связана с распределительной функцией финансов предприятий, осуществляющейся с помощью финансового механизма.

Торговым предприятиям присущи следующие особенности, обусловленные спецификой торговли как вида деятельности.

Как известно, торговля является формой товарного обращения и выражает экономические отношения, связанные с обменом товаров, и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессами реализации товаров. Таким образом, торговля выполняет две главные функции: торговля как форма товарного обращения осуществляет смену форм стоимости; торговля как отрасль экономики доводит товары от производителя до потребителя.

На практике обе функции связаны, выполняются одновременно и реализуются через торговые предприятия.

Первая функция торговли является непроизводительной, так как ее выполнение связано с процессами непосредственной купли-продажи товаров и включает в себя выполнение кассовых, банковских, учетных и прочих операций, не увеличивающих стоимость товара.

Вторая функция торговли является производительной и представляет собой продолжение процессов производства в сфере обращения. Для ее выполнения торговые предприятия проводят операции, которые увеличивают стоимость товаров: транспортировку, хранение товарных запасов, фасовку, подсортировку и т.п.

В процессе воспроизводства торговля занимает промежуточное положение между производителями и потребителями. Поэтому, с одной стороны, торговые предприятия оказывают влияние на формирование ассортиментной политики производителей и на формирование покупательского спроса; а с другой стороны, торговые предприятия зависят от товарного предложения и колебания спроса и вынуждены реагировать на их изменения.

Торговые предприятия осуществляют только операции по купле-продаже (закупке, хранению, подготовке к продаже, собственно продаже) товаров и услуг и не участвуют в процессе их производства.

Финансы торговых предприятий представляют собой систему экономических отношений, осуществляемых через реальный оборот денежных средств. Эти экономические отношения включают процесс образования, распределения и использования денежных средств в соответствии с планами хозяйственной деятельности предприятий. Финансы торговых предприятий выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением финансовых ресурсов на конкретные цели в соответствии с установленными планами, созданием различных специальных и резервных фондов денежных средств.

В условиях развития рыночных отношений и функционирования финансового рынка требуется качественно новый подход к управлению финансовыми ресурсами. Изменяются порядок формирования и использования финансовых ресурсов, а также взаимоотношения предприятий с финансовой и кредитной системами.

Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.

До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиями сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции и тем, что их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые надбавки к оптовой свободно-отпускной цене.

С ориентацией экономики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был ограничен и в разные периоды с 1991 г. изменялся по различным товарам, товарным группам от 15 до 38%. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки (водка). Постепенно в механизме формирования торговой надбавки произошли соответствующие изменения. С конца 1994 г. сняты ограничения на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки. При этом за исполнительными органами власти оставлено право в случае необходимости регулировать своим решением размер торговой надбавки по социально значимым товарам. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым и уровня торговых надбавок. Возможность саморегулирования цен и торговых надбавок зависит от снижения уровня инфляции и повышения эффективности экономики в целом.

В действующих условиях хозяйствования уровень торговой надбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.

Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.

При определении размера торговой надбавки необходимо получить ответ на четыре вопроса:

Почему этот товар будут покупать в вашем магазине?

2. На какую сумму и в каком количестве можно продать этот товар при такой цене и таком размере торговой надбавки?

3. Как будут меняться цены в будущем с учетом инфляции и жизненного цикла товара?

4.   Какую прибыль принесет товар магазину (базе, столовой)?

Оптово-сбытовые надбавки в соответствии с действующим порядком их формирования определяются оптовыми предприятиями самостоятельно с учетом тех же требований, которые предъявляются к обоснованию торговых надбавок и согласовываются с покупателем оптовых услуг. При недостижении согласия споры о размере оптовой надбавки разрешаются вышестоящими органами управления.

При определении размера средней торговой надбавки (оптово-сбытовой)рекомендуется использовать следующую формулу:

Тн = ИО+Н+П,

где ИО — плановый размер издержек обращения;

Н — размер налогов (НДС и другие обязательные отчисления и налоги, исчисляемые от валового дохода);

П — прибыль.

Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.

Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.

Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством.

При этом косвенными налогами, включаемыми в состав торговой надбавки являются акциз, налог на добавленную стоимость.

Акцизом облагаются не все товары, а, как правило, товары, уровень потребления которых малоэластичен по отношению к изменению цен, или специфические товары (табачные, алкогольные).

Объектом налогообложения акциза является:

а) по товарам, на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, — стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза

б) по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения), — объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Для определения облагаемого оборота в первом случае принимается стоимость товаров исходя из отпускных цен без учета акциза.

В практике зарубежных торговых предприятий также используется система торговых надбавок. Они предназначены для покрытия торговых расходов и формирования прибыли, т. е. для создания условий успешного функционирования торгового бизнеса. В составе марк-ап (надбавки, наценки) имеется торговая маржа (превышение), предназначенная для покрытия косвенных затрат и получения прибыли.

Однако методика их расчета несколько иная. Различия обусловлены более стабильными условиями работы магазинов, различиями в составе затрат торгового предприятия (включается стоимость закупленных товаров) и методическим обеспечением. При определении размера торговой надбавки (марк-ап) исходят из необходимости покрытия затрат и получения «разумной» торговой прибыли.

Расчет торговой надбавки производится в следующей последовательности. Вначале анализируются результаты торговли за прошлый год и определяется средняя торговая маржа (ежегодная маржинальная прибыль по отношению к продажной цене) как отношение разности между объемом продаж и прямыми расходами к объему продаж, умноженное на 100.

Далее оценивается размер торговой прибыли по критерию ее достаточности для развития предприятия. Если результаты прошлого года не удовлетворяют данному критерию, тогда руководство магазина решает, как поправить свои дела. Для этого необходимо или увеличить цены, или сократить затраты. Чтобы добиться реализации планов по прибыли, необходимо зафиксировать маржу на каждый отдельный товар, с тем, чтобы продажа в целом давала приблизительно среднюю маржу. Сделать это не просто. Через полгода делается промежуточная сверка результатов, позволяющая определить, завышен или занижен размер средней маржи. Если он занижен, тогда рекомендуется закупить для продажи больше предметов роскоши, на которые маржа может быть выше, или повысить цены на имеющиеся в продаже товары. Но может быть и так. Маржа удовлетворяет поставленным целям, но продажа товара не возрастает, идет вяло. Чтобы увеличить объем продаж, лучше в этом случае понизить маржу.

После расчета торговой маржи определяется размер торговой надбавки (наценки). Для обеспечения этой задачи за рубежом используют специально разработанную таблицу взаимозависимости торговой маржи от наценки (марк-ап).

В последние годы в отечественной литературе и в практике хозяйствования ставится вопрос об оптимальности размера торговых надбавок. Высказываются различные точки зрения: от установления минимального размера торговой надбавки до полного отказа от контроля за их формированием.

В связи с этим интересен опыт стран дальнего зарубежья, где нет официального предела торговых надбавок, но где государство оставляет за собой право оценки эффективности торговли в национальном масштабе.

Эффективность торговли обычно оценивается по двум критериям: стоимости сбыта (сумма валовых наценок), а также качества и перечня услуг, оказываемых покупателю (по экономии времени, затрачиваемого покупателем на поиск и приобретение товара).

Стоимость сбыта при этом измеряется тремя методами:

— как разница между ценой, по которой товар продается потребителю, и ценой этого товара в  конце процесса производства;

— как отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национального продукта;

— по индексу цены торговой услуги.

Как показывают зарубежные исследования, в частности французских специалистов, норма наценок для предприятий розничной торговли составляет около 30% розничной цены. В то же время наблюдаются различия в этих нормах в разных типах торговых предприятий и в зависимости от вида товара. Так, в гипермаркетах норма наценки равняется примерно 15%, в розничной торговле обычными продовольственными товарами (включая крупные магазины) — 20,3%, в специализированных продовольственных магазинах (с небольшим числом наемных работников) — 32,5%, в розничной торговле непродовольственными товарами — 34-38%.

Но размер валовых наценок не в полной мере характеризует эффективность торговли, так как соотнесение с объемом товарооборота не позволяет производить стимулирование средних норм наценок в оптовой и розничной торговле из-за возникающего двойного счета в связи с тем, что в розничную цену включается цена, выплаченная оптовику.

Второй метод позволяет устранить это препятствие. Отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национальной продукции составляет около 9%, т.е. в торговле используются около 9% всех производственных ресурсов страны. Величина добавленной стоимости в торговле (ориентируясь на вознаграждение, получаемое торговыми работниками) несколько выше — около 12%.

Индекс цены торговой услуги во Франции, как и в других странах дальнего зарубежья, возрастает более высокими темпами, чем цены на продаваемые товары, что объясняется повышением расходов на заработную плату, расходов на электроэнергию, на финансирование, снижением производительности труда ввиду уменьшения темпов внедрения НТП в торговлю. Индекс цены торговой услуги исчисляется путем деления изменяющейся величины валовой наценки на индекс товарооборота, скорректированного с помощью индексов цен.

Подобный контроль целесообразно проводить и у нас как в целом по федерации, так и по отдельным регионам, торгово-производственным фирмам, акционерным обществам и другим объединениям.

Исходные данные о доходах торгового предприятия содержатся в «Отчете о прибылях и убытках». Распределение доходов производится согласно этому отчету в такой последовательности: отчисления в бюджет, на погашение ссуд банков, отчисления в централизованные резервы и фонды, в резервный фонд , в фонд развития (потребления и накопления), в фонд социальной сферы.

Наиболее наглядно схема распределения финансовых результатов торгового предприятия показана на рис. 3.

 Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

— текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

— инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

— инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

— платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

— образование различных денежных фондов и резервов (на развитие; поощрительного и социального характера);

— благотворительные цели, спонсорство и т. п.

 Преобладающая часть финансовых ресурсов предприятий используется для финансирования оборотных фондов и фондов обращения.

020315 1402 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Рис. 3. Распределение доходов торгового предприятия

Доходы к распределению представляют собой разность между валовыми доходами (суммой реализованных торговых надбавок и доходов от других видов деятельности) и издержками обращения, себестоимостью продукции, работ и услуг по неторговой деятельности (без расходов на оплату труда). Полученная сумма увеличивается на доходы по операциям с тарой, излишки товарно-материальных ценностей и отчисления, полученных при отпуске товаров. При расчете доходов к распределению  не учитываются  внереализационные доходы, оставляемые в распоряжении предприятий (штрафы, пени, неустойки полученные и т.п.) и внереализационные расходы и потери, возмещаемые за счет доходов (штрафы, пени, неустойки уплаченные; потери товаро-материельных ценностей сверх норм убыли; потери по таре; убытки от списания дебиторской задолженности и долгов; проценты за банковский кредит, уплаченные по повышенным ставкам, и др.).
Торговля участвует и в некоторых внеотраслевых затратах. К ним относятся платежи местным органам на содержание дорог, мостов, на охрану природы и т.д. Такие затраты в издержки обращения не включаются и представляют собой прямой вычет из валового дохода.
Часть валового дохода может пойти на покрытие непланируемых расходов (штрафов, пеней, неустоек), если они не перекрываются непланируемыми доходами.
Оставшаяся часть распределяемых доходов (остаточные доходы) направляется на формирование резервного фонда, фонда накопления, фонда социальной сферы и фонда потребления.
Часть дохода направляется на формирование резервного фонда, который предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.
Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).
Доходы от реализации товаров характеризуют фактический объем товарооборота в стоимостном выражении, они отражают стоимость товаров и услуг, проданных торговыми предприятиями.
Доходы от реализации товаров включают в себя суммы, компенсирующие оплату товаров других отраслей (возмещение закупочной стоимости), оплату услуг других отраслей, товарные потери, материальные затраты и амортизацию, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, прибыль от реализации, часть налоговых платежей.
Торговое предприятие за оказываемые им услуги по доведению товаров до потребителя и по их реализации взимает плату, которую иногда называют ценой торговых услуг. Такой платой является торговая надбавка к цене закупленных товаров.
Торговые надбавки — один из основных элементов доходов торговых предприятий.
Торговые надбавки — это часть доходов, возмещающая оплату услуг других отраслей, издержки обращения (расходы на реализацию, включающие материальные затраты и амортизацию, товарные потери, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды), прибыль, частично налоговые платежи.
Размер доходов в значительной степени зависит от устанавливаемых торговых надбавок; а размер торговых надбавок в свою очередь определяется проводимой предприятием ценовой политикой, выбранной стратегией ценообразования, способом определения цены на товар.
Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в процентах к покупной цене. Размеры торговых надбавок определяются торговым предприятием самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка с обязательным (в большинстве случаев) включением в них издержек обращения и косвенных налогов.
Для классификации торговых надбавок используют следующие признаки: вид деятельности торгового предприятия (относительный размер торговой надбавки оптовых торговых предприятий ниже, чем розничных, что объясняется большими объемами реализации и низкими издержками обращения; для оптового торгового предприятия источником доходов может быть скидка, которая иногда предоставляется производителями в случаях регулярных закупок, закупок крупных партий товаров, при использовании удобных форм расчетов и т.п.); кроме того, необходимо учитывать соотношение складского и транзитного оборотов оптового торгового предприятия: при складском товарообороте доходы выше, чем при транзитном, что связано с разными торговыми надбавками; вид товаров, товарных групп (товары, товарные группы отличаются по своей издержкоемкости, по предъявляемому на них спросу, по скорости реализации и т.д.; поскольку торговые надбавки должны покрывать затраты и, кроме того, служить источником прибыли, то, естественно, что надбавки по разным товарам и товарным группам отличаются; например, торговая надбавка, устанавливаемая на конфеты, должна отличаться от надбавки, устанавливаемой на мебель);территориальный признак (удаленность поставщиков, вид транспорта, наличие и качество путей доставки, выгодность реализации в данном регионе данной товарной группы определяют уровень торговых надбавок и соответственно размер доходов).
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 № 119-ФЗ)
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ от 22.07.2005 № 119-ФЗ)

  1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002.
  2. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Академия, 2004
  3. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2000.
  4. Николаева И.Т. , Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. –– М.: КноРус, 2008.
  5. Ойкен В. Основы национальной экономики / Пер. с нем. / Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 2006.
  6. Пелих А.С., Джуха В.М., Курицин А.В. и др. Экономика отрасли. М., 2003.
  7. Шаршов И.С. Курс экономической теории. Ч. I: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2006
  8. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
  9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под общ. ред. А.Н. Соломатина.–М.: ИНФРА-М, 2006.
  10. Экономика: Производство — Финансы – Банки / Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2003.
  11. Экономика предприятий торговли и сферы услуг / Под ред.Ю.А. Аванесова. –М.: Люкс-арт, 2001.
  12. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна.–СПб.: Питер, 2005.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.64MB | MySQL:119 | 1,955sec