Анализ факторов совокупного спроса

<

091313 1325 1 Анализ факторов совокупного спроса19.АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ, СБЕРЕЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ КАК СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА.

 

Совокупный спрос (Y) состоит из спроса на потребительские товары (С), на инвестиции (I), правительственных расходов (G) и чистого экспорта (NX):

 

Y = С + I + G + NX.

 

Согласно классической концепции уровень совокупных расходов, определяемый национальным доходом, всегда достаточен для закупки продукции, произведенной в условиях полной занятости. Кейнсианский подход, поставив под сомнение данное утверждение, исходит из того, что объем спроса отдельных экономических субъектов формируется под воздействием разных побудительных мотивов, включая психологические факторы. Со времен Кейнса в инструментарий экономической науки вошли понятия «склонность», «ожидания», «предпочтения» и т.п. Данные понятия уже в виде конкретных экономических показателей позволяют не просто учитывать психологические факторы, но и измерять их влияние при анализе макроэкономического равновесия.

 

Потребление как составная часть AD

 

Итак, посмотрим внимательнее на компоненты совокупных расходов. Начнем со спроса на потребительские товары— важнейшей составляющей совокупного спроса (С). На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса. Эта величина колеблется в разных странах от 68% в США до =52% в Швеции и России. Но значительные социальные программы в Швеции и их малый удельный вес в постреформенной России приводят ситуацию с расходами населения на потребление к разным последствиям, несмотря на схожесть показателей. Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со времен Дж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход.

<

Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

Модели потребительского потребления

Интерес к потребительскому поведению постоянно присутствует в экономической науке. Можно отметить вклад в разработку этой проблемы С.Кузнеца, проверявшего на основе статистических материалов концепцию Кейнса. Среди наиболее известных моделей потребительского поведения:

 

— модель межвременного потребительского выбора И.Фишера;

—теория «жизненного цикла» Ф.Модельяни;

—теория перманентного дохода М.Фридмена.

 

Названные модели связывают поведение потребителей с доходом, по-разному трактуя причины изменения в потребительском поведении.

 

Сбережения как составная часть дохода

 

Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, то есть сберегаемая часть дохода.

Если представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки, то Кейнс отметил, что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Помимо дохода стремление к сбережению формируется под влиянием большого спектра разнообразных причин — от желания обеспечить себе экономическую независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной скупости.

Объем национальных сбережений — важнейший показатель развития экономики. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.

Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту.

Инвестиции как составная часть совокупных расходов (AD)

 

Вторая составляющая совокупных расходов — инвестиционные расходы, которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров. Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объема на прежнем уровне. Соответственно принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация).

Инвестиционные расходы, как правило, составляют около 20% от общего объема совокупного спроса, то есть значительно меньше расходов на потребление. Однако, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить.

Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:

 

— производственные инвестиции (оборудование, здания, сооружения),

— инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия)

—инвестиции в жилищное строительство.

 

Следует различать автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода, и стимулируемые (производные, индуцированные), величина которых зависит от колебаний совокупного дохода (Y).

Объясняется такая зависимость тем, что рост ВНП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00132 sec

WordPress: 24.29MB | MySQL:120 | 1,361sec