Формы собственности

<

092114 1924 1 Формы собственностиСобственность — имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Различают государственную, личную, акционерную, индивидуальную, паевую, совместную, общую, трудовую, коллективную, коммунальную, кооперативную и частную собственность.

Форма собственности — законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

— государственная собственность;

— муниципальная собственность;

— частная собственность;

Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.

Акционерная собственность — форма коллективной частной собственности, включающей имущество, средства производства и капитал.

Государственная собственность — собственность, принадлежащая федеральным и местным властям.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Государственная собственность — в СССР — собственность централизованного государства.

Групповая собственность — вид коллективной собственности на средства производства, недвижимость и т.д., владельцем которых является группа индивидов, общность или организация.

Доверительная собственность — институт англо-американского права; особая форма собственности, переданная ее учредителем (сеттлором) доверительному собственнику. Доверительный собственник управляет:

— переданной ему собственностью только в соответствии с целями, указанными учредителем;

— в пользу выгодоприобретателей (бенефициариев).

Земельная собственность — исторически определенная общественная форма присвоения земли как предмета природы.

Земельная собственность выражает производственные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия и главного средства производства в сельском и лесном хозяйств

Имущественная ответственность гражданина — ответственность гражданина по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Коллективная собственность — форма собственности, при которой все члены общности имеют равные права на ее владение и использование, а также на равноправное участие в распоряжении результатами труда.

Личная собственность — собственность, принадлежащая человеку, семье. Обычно к объектам личной собственности относят непроизводственные бытовые объекты, вещи и имущество.

Муниципальная собственность — собственность муниципальных образований. Права по владения, пользования и распоряжения от имени муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Общая собственность — право собственности двух или нескольких лиц (участников общей собственности) на одно и то же имущество. По гражданскому законодательству РФ имущество может находиться в общей собственности:

— с определением доли каждого собственника (долевая собственность); или

— без определения доли каждого собственника (совместная собственность).

Общественная собственность — собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Обычно от имени собственника права собственности осуществляют государство, общественные организации, индивиды и другие субъекты.

Плюрализм собственности — равноправное положение в государстве различных форм и видов собственности.

Семейная собственность — вид частной собственности; собственность, принадлежащая на общих началах членам семьи.

Частная собственность — право частных лиц и фирм приобретать, владеть, использовать, продавать и завещать землю, капитал и другие активы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приватизация в России

 

Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.

Достоинствами приватизации являются:

— сокращение издержек и улучшение качества продукции;

— общее возрастание конкуренции;

— исключение переплат отдельным категориям рабочих и служащих.

Акционирование — процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа.

В РФ государственной программой приватизации предусматривались три способа перевода средних и крупных предприятий в акционерные общества открытого типа.

Малая приватизация — передача или продажа из государственной собственности предприятий услуг, сферы обслуживания, небольших магазинов и т.п.

Приватизация государственного имущества — по законодательству РФ — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, в собственность физических и/или юридических лиц.

Приватизация жилья — в РФ — бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Приватизация муниципального имущества — по законодательству РФ — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и/или юридических лиц.

Продажа муниципального имущества оформляется договором купли-продажи.

Приватизация по конкурсу — приобретение у государства и местных органов власти физическими или юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий. При этом право собственности передается покупателю, предложения которого удовлетворяют условиям конкурса и наилучшим образом соответствуют критерию выявления победителя конкурса. Начальная цена является обязательным условием конкурса.

Приватизация через аукцион — в РФ — приобретение у государства и местных органов власти физическими и юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. При этом право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Реприватизация — передача в частную собственность государственного имущества, ранее принадлежавшего частному капиталу и подвергшегося в свое время национализации.

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий — продажей на аукционах; крупных — преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;

значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;

проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у «теневиков». Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;

отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;

если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;

предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;

значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений «новых» собственников со «старыми» управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. История формирования рыночной концепции

 

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР;способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка в частности, развитой системой методов финансово-бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в целом.

Формирование рыночной экономики — сложный, противоречивый процесс. Рыночная экономика может разрушительно воздействовать на общественные структуры (вспомним мировой кризис 30-х годов XX в.), и тогда необходимо вмешательство государства. Чрезмерное же огосударствление экономики вызывает обратную тенденцию, характерную для преобразования современного российского общества. Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходимы культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рынок ценных бумаг: сущность, биржи, акции, облигации, опционы

 

Ры́нок це́нных бума́г (или Рынок капита́лов, англ. Capital market) — это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг. Существует несколько способов классификации рынков ценных бумаг:

– по характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный);

– по виду ценных бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

– по форме организации (биржевые и внебиржевые).

Классификация по характеру движения ценных бумаг:

– первичный рынок (англ. primary market) — рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.

– вторичный рынок (англ. secondary market) — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку;

– третий рынок (англ. third market) охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи;

– четвёртый рынок (англ. fourth market) — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка — InstiNet, POSIT, Crossing Network.

Це́нная бума́га как юридическое понятие — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Рынок ценных бумаг регулируют следующие нормативные документы:

Федеральный Закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г.

Федеральный Закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95г.

Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты, в противном слачае она является недействительной.

Ценные бумаги как экономическая категория — это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т. п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства: обращаемость; доступность для гражданского оборота; стандартность и серийность; документальность; регулируемость и признание государством; рыночность; ликвидность; риск.

В юридической литературе выделяют следующие признаки ценной бумаги

– документарность — ценная бумага суть документ, то есть официально составленная уполномоченным лицом в соотвтествии с реквизитами запись, имеющая правовое значение

– воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

– начало презентации — предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

– оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

– публичная достоверность — по отношению к надлежащим образом легитимированному обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа или касаются действительности бумаги, либо основаны на непосредственных отношениях между должником по ценной бумаге и её обладателем.

В случаях, определённых законом или в установленном им порядке, лицо, получившее специальную лицензию, может производить фиксацию прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме (с помощью средств электронно-вычислительной техники и т. п.). К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации.

Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закреплённом праве.

Права, удостоверяемые путём указанной фиксации, порядок официальной фиксации прав и правообладателей, порядок документального подтверждения записей и порядок совершения операций с бездокументарными ценными бумагами определяются законом или в установленном им порядке. Операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, представление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведённых операциях.

Стоит отметить, что «бездокументарные ценные бумаги» по сути не могут являться видом ценных бумаг, так как у них отсутствуют родовые признаки последних — документарность и репрезентативность. Применение российским законодателем термина «бездокументарная ценная бумага» к правам, зафиксированным с помощью средств вычислительной техники некорректно и усложняет правоприменительную процедуру.

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два класса:

основные ценные бумаги

производные ценные бумаги или деривативы

Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.

Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

<

Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободно обращающиеся опционы.

В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица)на предъявительские (ценные бумаги на предъявителя), именные, ордерные (ордерские).

Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся: акция; банковская сберегательная книжка на предъявителя; вексель; депозитный сертификат; двойное складское свидетельство; закладная; инвестиционный пай; ипотечный сертификат участия; коносамент; облигация; опцион эмитента; простое складское свидетельство; приватизационные ценные бумаги; российская депозитарная расписка; сберегательный сертификат; чек.

Ценные бумаги по характеру передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, могут быть предъявительскими, ордерными или именными.

Предъявительская ценная бумага — это такая форма выпускаемых ценных бумаг, которая не позволяет указывать на ней имя владельца. Для подтверждения прав держателя необходимо предъявить бумагу должнику.

Ордерная ценная бумага (например, вексель) характеризуется тем, что права держателя реализуются как предъявлением данной ценной бумаги, так и путём совершения надписей, удостоверяющих её передачу.

Именная ценная бумага содержит обозначение собственника в тексте документа, тем самым подтверждая полномочия держателя как субъекта выраженного в ней права.

В зависимости от эмитентов ценные бумаги подразделяются на:

государственные ценные бумаги — ценные бумаги федерального правительства, местных администраций, государственных министерств и ведомств;

ценные бумаги акционерных обществ, банков и инвестиционных компаний;

ценные бумаги иностранных эмитентов.

Классификация по экономической природе:

1. Товарные ценные бумаги: простое складское свидетельство; двойное складское свидетельство; коносамент.

2. Денежные ценные бумаги: вексель (товарный), чек.

3. Инвестиционные ценные бумаги

3.1. Долевые ценные бумаги: акция; российская депозитарная расписка (если представляет иностранные акции).

3.2. Долговые ценные бумаги: государственная облигация; облигация; опцион эмитента; вексель (финансовый); депозитный сертификат; Сберегательный сертификат; Банковская сберегательная книжка на предъявителя; Закладная; Российская депозитарная расписка (если представляет иностранные облигации)

3.3. Доверительные ценные бумаги: инвестиционный пай; ипотечный сертификат участия; виды ценных бумаг.

1. По сроку существования: — срочные: обладают установленным при выпуске сроком обращения. Делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (больше года), долгосрочные (20-30 лет). — бессрочные: срок обращения не ограничен.

2. По возможности досрочного погашения: — отзывные: могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно. — безотзывные: не могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно.

3. По форме существования: — документарные (бумажные): выпускаются в наличной документарной форме в виде бланка — бездокументарные (безбумажные): выпускаются в безналичной форме.

4. По способу реализации прав, закрепленных ценной бумагой (порядок владения): — именные: владелец ценной бумаги или регистрируется эмитентом, или содержит наименование собственника в тексте бумаги. — предъявительские: имя владельца не фиксируется на такой ценной бумаге, для подтверждения прав держателя достаточно просто предъявить ценную бумагу. Переход прав осуществляется передачей ценной бумаги от одного лица другому. — ордерные: именные ценные бумаги, передаваемая другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи – индоссамента.

5. По типу использования: — инвестиционные: являются объектом для вложения денег с целью получения дохода. — неинвестиционные: обслуживают денежные расчеты на товарных или иных рынках.

6. По форме и способу выпуска: — эмиссионные: выпускаются крупными сериями (ценные бумаги одной серии идентичны, размещаются выпусками, имеют равные объемы и сроки осуществления прав), размещаются индивидуально, имеют разные сроки осуществления прав. — неэмиссионные: выпускаются поштучно, индивидуально или небольшими сериями.

7. По виду эмитента: — государственные: выпускаются государством. — негосударственные: выпускаются банками, организациями, иногда частными лицами.

8. По степени обращаемости: — рыночные (свободнообращающиеся): могут свободно покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. — нерыночные: необращающиеся ценные бумаги, ходят только на первичном рынке. — ограниченно рыночные: имеют ограниченную возможность обращения.

9. По уровню риска: — безрисковые: ценные бумаги, риск по которым практически отсутствует. — рисковые: ценные бумаги, подверженные в процессе своего обращения риску.

10. По необходимости регистрировать ценные бумаги: — регистрируемые: подлежат обязательной государственной регистрации (акции и облигации) — нерегистрируемые: не подлежат регистрации в государственных органах.

11. По форме капитала, предоставляемого инвестором эмитенту: — долевые (совладельческие): закрепляют права владельца на часть имущества компании при ее ликвидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли. — долговые: дают право их владельцу на возврат к определенному сроку суммы, переданной им в долг, и фиксированного дохода.

12. По происхождению: — первичные: в основе ценной бумаги лежит товар, деньги, недвижимость — вторичные: ценная бумага, произошедшая от других ценных бумаг.

13. По национальной принадлежности: — отечественные — иностранные.

14. По начисляемому доходу: — доходные — бездоходные: при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельца. Закрепляет право на товар или на деньги, но не выступает в качестве капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. История происхождения денег. Современные деньги

 

Деньги в своей натуральной форме как самостоятельная ценность, в том числе золотые и серебряные монеты, известны с незапамятных времен. Монетное обращение в России (в Киевской Руси) возникло в IX-X вв. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания централизованного Российского государства в XV веке. Значительно позже появились бумажные деньги.

Первые бумажные деньги, как и сама бумага, были изготовлены в Китае. Их подробно описал посетивший Китай в конце XIII века знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Во время правления династии Юань (1271-1368 гг.) они печатались в больших количествах и были главным средством денежного обращения в Китае.

В Северной Америке и Западной Европе денежные знаки стали выпускаться позже: в Америке — в 1690 г., во Франции — в 1718 г., в Австрии — в 1762 г., в Пруссии — в 1765 г.

В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования Екатерины II, в 1769 году. Они мало походили на деньги в нашем представлении. Это были скорее банковские обязательства — расписки на получение монеты. Бумага для ассигнаций изготовлялась на Красносельской мануфактуре (а позже на бумажной мануфактуре в Царском Селе) и имела водяные знаки. Печать осуществлялась в Сенатской типографии.

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению: печатное изображение состояло в основном из текста и нумерации. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после выпуска началась их подделка. Массовый выпуск фальшивых ассигнаций осуществил на привезенном печатном станке Наполеон II в период своего вторжения в Россию.

В 1814-1815 гг. курс бумажного рубля упал до 20 копеек. Ввиду сложившегося положения министр финансов Д. Гурьев представил Александру I доклад, в котором указал на необходимость замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для изготовления бумажных денег. Получив согласие императора, Д. Гурьев обратился к «сведущему во всех технических производствах» генерал-лейтенанту А. А. Бетанкуру с предложением выяснить условия и способы приготовления новых денежных знаков. Бетанкур разработал проект строительства нового бумагоделательного и типографского производства, которое впоследствии было названо Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг. С созданием Экспедиции началось изготовление полноценных бумажных денег.

Новые ассигнации, изготовленные Экспедицией в 1818-1819 гг. по образцам Бетанкура и Хованского, были значительно сложнее. Их номиналы составили 100, 50, 25, 10 и 5 руб. Основным средством борьбы с подделкой стали водяные знаки, которыми воспроизводили портреты и даже картины русских художников. По четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация». Рисунки на ассигнациях выполняли граверы. Стремясь усложнить рисунок и повысить качество бумажных денег, Экспедиция приглашала талантливых художников и граверов (Я. Рейхель, Г. Скамони, А. Зауэрвейд) и внедряла в производство новые машины и технологии.

Гражданская война затруднила, а во многих случаях полностью исключила возможность доставки денег из центра на окраины страны. В результате началось местное «деньготворчество» — выпуск различных денежных суррогатов местными властями. Осуществлялось это как с санкции правительства РСФСР, так и самовольно. Несмотря на низкое качество местных денежных знаков, их выпуск был необходим для экономической жизни на окраинах страны. Правительство РСФСР санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири. В районах, захваченных интервентами и белогвардейцами, также появлялись местные деньги, на которых изображались исторические памятники России. Так, на деньгах Юденича был изображен знаменитый Медный всадник, на деникинских — здание Московского кремля и Петроградского Адмиралтейства, на врангелевских — новгородский памятник «Тысячелетие России».

К концу гражданской войны в стране находилось в обращении огромное количество денег и их суррогатов. В такой обстановке следовало срочно поднять курс рубля, а для этого провести денежную реформу, одним из этапов которой стал выпуск в 1922 г. банковских билетов — червонцев, которым присваивалось золотое содержание. Один червонец приравнивался к 10-рублевой золотой монете дореволюционной чеканки. Билеты на 25 процентов обеспечивались золотом, а в остальной части — легкореализуемыми товарами и векселями. Таким образом, денежное обращение впервые после Октябрьской революции получило твердую валюту — червонец. Но параллельно с червонцами обращались обесцененные советские денежные знаки.

Тогда правительство поставило перед Гознаком задачу создания качественно новых советских денег, на которых должны были быть помещены образы простых советских людей — рабочего, крестьянина, красноармейца. Их портреты в 1922 г. были заказаны выдающемуся скульптору И. Шадру. Созданные им и воплощенные художниками Гознака в гравюре портреты сеятеля, рабочего, кузнеца-молотобойца, красноармейца были размножены в миллионах экземпляров новых денежных знаков и марок. Большой вклад в создание образцов изделий Гознака внес художник И. И. Дубасов.

С 1961 г. в дизайне денежных знаков была канонизирована идея величия СССР, когда образ В. И. Ленина становится непреходящим элементом графики на купюрах.

Деньги в современной России. Современные деньги похожи на денежные знаки Российской империи (особенно 50-рублевая купюра), в них возрождается имперская эстетика в отношении дизайна денег. При этом современные способы защиты денежных знаков включают в себя лучшие разработки отечественных специалистов за всю историю производства денег в нашей стране.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение. Обменивая на другие блага, отдавая их.

Первоначально роль денег выполняли самые разнообразные товары (меха, скот и так далее). Дальнейшее развитие товарных отношений привело к тому, что роль денег стали исполнять драгоценные металлы (золото, серебро). Массовое использование бумажных денег началось в 18 веке. Существуют две основные концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.

Согласно рационалистической концепции деньги это результат соглашения между людьми. Эволюционная концепция объясняет происхождение денег как продукт развития товарного производства и процесса обмена. В современной экономике деньги выполняют пять функций:

мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров)

средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением)

средство накопления

средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу)

мировые деньги (под словом мировые деньги в современном мире понимается множество их разновидностей, различающихся денежным материалом, способами обращения и учета возможности превращаться из одних форм в другие)

Денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. К наличным относятся монеты и банкноты, к безналичным средствам на расчетных счетах в банках, депозитные сертификаты, чеки. Безналичные деньги не являются платежным средством (официально). Но при необходимости могут превратиться в наличные, так как обладают ликвидностью (способные превращаться из безналичных в наличные). Различные виды денег имеют разную ликвидность. Присоединением к наиболее ликвидным средствам менее ликвидных, получают соответствующие показатели — агрегаты (М0, М1,М2,М3)

М0 — наличные деньги,

М1=М0+ средства на расчетных счетах,

M2=M1+срочные депозиты в банках,

M3=M2+депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.

Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой. Масса денег находящаяся в обращении подчиняется закону денежного обращения, согласно которому, количество денег необходимых для обращения определяется формулой:

M*V=P*Q,

где M — денежная масса,

V — скорость обращения,

P — уровень товарных цен,

Q — количество обращающихся товаров.

Эта выражение называется уравнением Фишера. Выпуск денежных знаков (эмиссия) сверх потребностей оборота ведет к их обесцениванию (инфляции) Если же денег не хватает, то в стране будет наблюдаться экономический кризис перепроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Антимонопольная политика государства

 

Антимонопольная политика государства — экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим ФЗ «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Концепции переходных экономик

 

На рубеже третьего тысячелетия ряд стран, по убеждению большинства экономистов и политиков, находятся в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Если вначале преобладала точка зрения, что этот период займет лишь годы, то теперь становится ясно, что такой переход растянется на десятилетия, а поэтому еще долго будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система или переходная экономика.

Современная концепция переходной экономики сложилась в последней четверти XX столетия. Ранее она появиться не могла. Достаточно вспомнить, что политическая экономия (экономическая теория, экономика как наука) появилась в период первоначального капитализма (рыночной индустриальной системы). Монетаристы, физиократы и классики рассматривали анализируемые ими явления развивающегося буржуазного общества как естественный порядок, оставляя в большей, как, например, Д. Рикардо, или меньшей (А. Смит и др.) степени за рамками теоретического анализа все иные отношения. О теории переходной экономики здесь не могло быть и речи. Переходная эпоха понималась в какой-то мере как известная случайность, от которой была возможна дорога и вперед (Сен-Симон) и назад (Мирабо, Сисмонди).

Историческая школа позднее стала выделять эпохи индивидуального, переходного и социального хозяйства, рассматривая переходную эпоху как своеобразную трансформацию индивидуального хозяйства в социальное.

Марксистская концепция переходной экономики основана на формационном подходе, исходит из неизбежности смены капитализма социализмом. Необходимость переходного периода, суть которого — постоянная борьба между старым частнокапиталистическим и новым социалистическим укладом на основе развития адекватной или материально-технической базы. Данная теория предполагала экономическую политику государства в форме диктатуры пролетариата, направленную на формирование и обеспечение победы социалистического уклада. Уклад здесь рассматривался как форма хозяйства.

Концепция «естественного» порядка сменяется в конце XIX в. критикой капиталистической рыночной системы хозяйствования, постановками о возможной замене ее другим строем уже не только марксизмом, впитавшим и преобразовавшим идеи социалистов-утопистов, но и рядом виднейших экономистов Запада. Такие идеи высказываются Т. Вебленом (1857—1929), В. Зомбартом, И. Шумпетером. Новые явления в развитии капиталистической экономики подробно показывает в своей работе «Империализм» Д. Гобсон. XX век показал дальнейшее развитие новых тенденций, получивших выражение в концепциях постиндустриального общества.

Социализм, победивший в XX столетии в ряде стран, входящих в мировую социалистическую систему, по общему признанию, оказался неподлинным (казарменным, квазигосударственным, «мутантным» и т.д.), завел экономики этих стран в тупик. Возникла необходимость существенных изменений в системах хозяйствования. Появляются новые концепции содержания переходной экономики: или как процесса устранения недостатков (деформаций, мутаций) социализма, или как процесса перехода от «плохого» социализма к «хорошему», или, наконец, как перехода от социализма к капитализму. При этом остается открытым вопрос — к какому капитализму: свободной конкуренции или современной рыночной экономике, характеризуемой целым рядом качественных изменений в механизме ее функционирования? Отдельные экономисты сегодня не склонны рассматривать преобразования в экономиках бывших «социалистических» стран как состояние переходной экономики, предпочитают говорить об этапе формирования рыночной экономики.

Несмотря на обилие концепций переходной экономики, сегодня можно выделить то общее и главное, что в них имеется, а именно определение переходной экономики.

Переходная экономика (иногда называемая транзитивной) — это такая экономика, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Из-j менения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Переходная экономика в ряде бывших социалистических стран представляет собой некую смесь элементов (отношений, связей, институтов) централизованной и современной рыночной систем. Сюда иногда добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Следует различать концепцию и реальное развитие социально-экономических процессов в переходный период, однако важность концепции в том и состоит, что она в значительной мере влияет на это развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Реформирование экономики в России

 

В ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала

а) либерализацию цен и заработной платы

б) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля

в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий

г) прекращение финансирования обороны союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам

д) укрепление системы социальной защиты.

Конечными целями проводимых реформ являлись экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России рост и процветание отечественной экономики обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан развитие демократических институтов укрепление российской государственности.

И правительство решительно приступило к выполнению этой задачи. Начало российских реформ оказалось достаточно успешным

была проведена либерализация цен, обменного курса и торговли. В соответствии с бюджетной программой введены новые налоги и сокращена расходная часть бюджета. ЦБ начал осуществлять жесткую кредитную политику.

Несмотря на решительную либерализацию цен и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий (ГП) не произошло существенных изменений. Причина этому — в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация ГП, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.).

Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора ГП. Правительственная программа приватизации на 1992г была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации полномочия различных учреждений по приватизации секторы, подлежащие приватизации порядок распределения доходов от приватизации.

В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы утвержден Верховным Советом 11 июня 1992г. Однако и он содержал существенные недостатки.

Основной задачей программы являлось создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий.

Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и характера предприятий малые предприятия должны продаваться через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий будут преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могут быть приватизированы, однако для этого потребуется обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность).

Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком.

Для перехода к рыночным отношениям необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, которая устанавливает правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле.

Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ О либерализации внешнеэкономической деятельности от 15 ноября 1991г. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность.

Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали

снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров)

частичную либерализацию валютного курса

отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. До середины 1992г импортируемые товары не облагались пошлинами, что способствовало резкому росту импорта потребительских товаров.

На втором этапе либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992г) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, полностью либерализован валютный курс, введен сначала временный импортный таможенный тариф, затем постоянный.

На третьем этапе (1993-95гг) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественный ограничений.

В 1993г вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в России — Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе.

В области антимонопольной политики в России практические действия начались вместе с экономической реформой 1992г., но до 1994г попытки регулирования деятельности монополий в нашей стране особого успеха не принесли. Особая структура российского хозяйства снижала действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа. Вот почему весной 1994г. правительством утверждена совершенно новая модель антимонопольной политики, предложенная в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Согласно этой программе в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий естественные монополии (электро- и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и пр) разрешенные монополии (отрасли оборонной промышленности фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия и лекарства) временные монополии (отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий).

Именно временные и естественные монополии должны быть предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства, т.к. именно они влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины за раскручивание маховика инфляции.

В отраслях с естественной монополией свободу рыночного поведения необходимо ограничить, на смену ей должной прийти государственное экономическое управление. Именно на этой основе Правительство России в октябре 1995г приняло решение о замораживании цен в отраслях — естественных монополистах — до конца года. Замораживанию подверглись цены на газ и электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство намерено

осуществлять следующие меры поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм поощрять создание малых фирм.

Открытие внутренних рынков России для товаров зарубежных фирм вместе с большой пользой для решения задачи улучшения конкурентной ситуации внесло и большие проблемы. Ведь отечественные предприятия пока полностью проигрывают по соотношению цены и качества собственной продукции перед аналогичными зарубежными товарами. И естественно покупатель будет приобретать именно зарубежные изделия. Но такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для преодоления которой у страны пока нет средств. В итоге правительству приходится то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, то снова прикрывать дверь.

Проведение рыночных реформ немыслимо без частной собственность на землю. Она является мощным катализатором экономической активности. Формально частная собственность была провозглашена в Конституции РФ 1993 года. Однако, несмотря на принятие в последующие годы целого ряда законодательных и нормативных актов о земле, можно констатировать отсутствие в стране завершенной системы института частной собственности на землю. Сегодня в хозяйственной практике существует пожизненное наследуемое владение землей, постоянное и бессрочное пользование ею, а также внутрихозяйственная аренда, которая оставляет арендатора на правах наемного работника вместо собственника. Наряду с этим государственные органы ввели право продажа и аренды земли.

В результате на сегодняшний день ни промышленные, ни сельскохозяйственные производства не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом владения землей.

В условиях развитого рыночного хозяйства механизм эффективного перераспределения земли возможен только на основе рынка, включающего куплю-продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Введение полномасштабного механизма частной собственности на землю открывает перед предприятиями существенные экономические возможности, что в условиях глобального спада может стать ключевым элементом в деле возрождения национального хозяйства.

Противники введения частной собственности на землю, как правило, выдвигают два главных довода. Первый — что произойдет активная скупка российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их использованию в отдельных секторах экономики. Второй — что свободный рынок земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее использования. Оба довода не выдерживают серьезной критики.

В большинстве стран мира с рыночной экономикой давно существует рынок земли при активном развитии двух основных форм пользования ею — на основе частной собственности и в виде аренды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Интеграция России в мировую экономику

 

Интеграция России в мировую экономику — одна из главных целей новой России, декларированных при принятии акта о суверенитете в 1990 году. В современной России выработана стратегия внешнеэкономической деятельности. Она направлена на:

1) восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта;

2) рационализацию импорта;

3) повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке;

4) преодоление неплатёжеспособности страны;

5) улучшение положения России в системе международного разделения труда;

6) расширение рынков сбыта российской продукции;

7) достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения.

Произошедший в 1991 г. распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономики, в том числе и внешнеэкономической. Россия унаследовала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. Доля России в мировой экономике существенно сократилась. В 1985 г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала по этому показателю 6-ое место в мире вслед за США, Японией, Китаем, Германией и Францией. В 1995 г. Россия произвела менее 2% мирового ВВП и оказалась уже на 11-м месте, пропустив впереди себя еще Индию, Италию, Великобританию, Бразилию, Индонезию. Удельный вес России в мировом промышленном производстве не превышает 4% — это 5-я позиция в мире. По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) наша страна занимает 64-ю, а в сельском хозяйстве — 77-ю ступень в мировой классификации. Существенно ослабли экономические позиции и других стран бывшего СССР. Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер, на ее территории находятся значительные запасы разнообразных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов, алмазы и др.). По оценкам специалистов, Россия обладает природными ресурсами на сумму 10,2 трлн долл., что значительно выше, чем Бразилия (3,3 трлн долл.), Южная Африка (1,1 трлн долл.), Китай (0,6 трлн долл.), Индия (0,4 трлн долл.) вместе взятые. Процессы вывоза капитала, организации предприятий с иностранными инвестициями, свободных экономических зон находятся на начальной стадии. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в мирохозяйственные связи.

Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков; ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание основных фондов; нестабильность в экономике и политике.

Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: 1) установление стабильного политического режима; 2) развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования; 3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; 4) проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с им-портозамещением; 5) стимулирование экономического развития по пути НТП; 6) вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока ино—странных инвестиций в российскую экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа.

Осуществление перечисленных целей внешнеэкономической деятельности России затруднено рядом неблагоприятных факторов:

1) неконкурентоспособностью продукции большей части отраслей народного хозяйства;

2) противодействием развитых стран Запада выходу на мировой рынок российских фирм с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию зарубежным монополиям;

3) огромным внешним долгом;

4) неразвитостью финансовой, технической, информационной инфраструктуры ВЭА;

5) неурегулированностью торгово-экономических отношений с государствами СНГ, которые не включены в общий режим регулирования ВЭД;

6) неразвитостью валютного контроля и отсутствием иммиграционной политики, что весьма затрудняет борьбу с контрабандным вывозом капитала и «утечкой умов»;

7) отсутствием таможенной границы, что наносит существенный ущерб национальным интересам России;

8) дезинтеграцией экономического пространства России. Ряд регионов добились существенных льгот и особых прав в области регулирования ВЭД, что привело к большим потерям федерального бюджета и ослаблению контроля за внешней торговлей.

В последнее время предпринят ряд практических мер по реализации вышеназванной стратегии ВЭД России. К ним относятся:

1) переход к новой системе регулирования ВЭД, обеспечивающей благоприятные условия для экспорта продукции с высокой степенью переработки;

2) ограничение экспорта товаров, имеющих стратегическое значение;

3) широкая либерализация ВЭД, отмена многих административных ограничений выхода предприятий на внешний рынок; увеличение доли валютной выручки, оставляемой экспортерами;

4) понижение курса продажи части валютной выручки в республиканский валютный резерв;

5) постепенный демонтаж количественных ограничений и переход в основном к экономическим методам регулирования экспорта;

6) трансформирование старого механизма квотирования экспорта (некоторые сырьевые товары) в распределении квот посредством их конкурентной продажи.

 

 

 

 

 

 

 

11. Государственное регулирование экономических отношений в переходный период

 

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Обычно выделяют три главные формы воздействия государства на экономику.    .

  1. Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принуждением, а созданием (посредством определенной экономической политики) такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.
  2. Административные регуляторы. Их применение в рыночной экономике необходимо, но они носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами [22].

    Административные регуляторы связаны с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Это, например, директивное регулирование цен, зарплаты, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование. Однако административные регуляторы следует использовать осторожно, так как чрезмерное их применение опасно перерождением рыночной экономики в административно-командную.

    На практике административные и экономические методы не только противоположны, но и взаимосвязаны. Преобладание тех или иных методов зависит от исторической обстановки и от тех задач, которые необходимо решать.

    3. Правовые регуляторы направлены на создание законодательной
    базы, «правил игры» и осуществление контроля за их исполнением. Особое значение имеет правовая основа предпринимательства — движущей силы развития рыночной экономики. При этом используются прямые и косвенные методы.

    Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.

    Прямое вмешательство означает прежде всего существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить (правда, не абсолютно) критерием экономической роли государства. Прямое вмешательство государства выражается и в принятии законодательных актов, призванных упорядочить отношения между рыночными субъектами. Сюда относятся самые различные законы, ограничивающие деловую активность, Гражданский и Налоговый кодексы и др. К прямому вмешательству можно отнести и систему государственных закупок, гарантирующих нужным государству фирмам сбыт продукции и выгодную цену. Государство может напрямую и полностью финансировать (целевое финансирование) региональных программ в депрессивных районах, освоение космоса и т.д.

    Косвенное вмешательство предполагает проведение государством определенной экономической политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и т.д.

    Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики — норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

    Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

    Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

    Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

    Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее — косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованной литературы

     

     

  3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2006.
  5. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 18– 23.
  6. Кэмбелл Р. Макконелл Экономикс. М., 2006.
  7. Макроэкономика / Под ред. Л.С. Тарасовича. М., 2005.
  8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М, 2005.
  9. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика. М., 2002.
  10. Экономическая теория / Под ред. А.С. Булатова, М., 2006.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00171 sec

WordPress: 24.2MB | MySQL:125 | 2,115sec