Функции права

<

122313 2236 1 Функции праваПроблему государства и права, поскольку определенную разработку она получила еще в дореволюционный и особенно советский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать достаточно глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций позитивного права.

Остановимся вначале на понятии функций позитивного права. Как отмечает Т.Н.Радько, «почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права»1 на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему». Какие же мнения высказываются на сей счет? Пожалуй, наиболее распространенными, по крайней мере в современной литературе, можно назвать три. Одни исследователи под функциями позитивного права понимают определенные (чаще всего основные) направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей. 2Другие считают, что функции позитивного права – это основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения.3 Наконец, третьи исходят из того, что под функциями позитивного права следует понимать взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения4.

Если сопоставить изложенные позиции, то можно заметить, что одни под функциями позитивного права понимают направления различного воздействия права на общественные отношения, другие же – только регулирующего, т.е. первые трактуют функции позитивного права широко, вторые – узко5. К узкой трактовке функций позитивного права тяготеет и позиция Т.Н. Радько, которая отмечена выше в качестве третьей точки зрения. Рассматривая функции права как взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения, он вольно или невольно функции позитивного права сводит к регулирующему воздействию права, поскольку назначение позитивного права состоит в регулировании общественных отношений. В то же время рассматривая классификацию функций права, Т.Н. Радько исходит по сути дела из более широкого понимания функций позитивного права1.

Давая понятие и характеризуя сущность функций права следует отметить следующее. Во-первых, под функциями права многие исследователи понимают определенные направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, что представляется вполне обоснованным. Функции права нельзя отождествлять с самим воздействием права на общественные отношения или поведение людей, поскольку такое воздействие может быть самым разнообразным. Оно может быть непосредственным или опосредствованным, эффективным или неэффективным и т.д. Когда говорят о функциях права, то имеют в виду только непосредственное воздействие права на общественные отношения или поведение людей и каждую функцию права рассматривают как определенное направление, линию такого воздействия.

Определяя функции права как направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, многие исследователи предпочитают к функциям права относить только основные направления воздействия права, полагая, что не всякое направление воздействия права на общественные отношения можно считать функцией права. Думается, однако, что такое ограничение едва ли оправданно.

Функции права — это проявление «имманентных» специфических свойств многогранного потенциала права. Для функций права характерно следующее:

а)    функции права вытекают из его сущности и опосредуются
назначением права в общественной жизни;

б)    функции права (как и его сущность) выражают самые главные, основополагающие свойства и качества права и ориентированы на реализацию потенциальных возможностей, заложенных в праве, законах, юридических нормах;

в)    функции права взаимосвязаны с теми кардинальными целя
ми и задачами, которые стоят перед обществом и государством на
определенном этапе их развития и опираются на сложившуюся
правовую основу;

г)    каждая функция права — свидетельство такого постоянного практически-активного состояния права и прежде всего нормативно-правовых актов и юридических норм, которое позволяет всякий раз реально воздействовать на конкретные жизненные ситуации и достигать позитивного результата;

д)    функции права, как и само право и его компоненты, характеризуются стабильностью, постоянством, дол го временностью, возможностью воздействовать на определенные общественные отношения всякий раз, когда в этом возникает необходимость;

е) функции права — естественное и закономерное проявление сущности права, ее воплощения в реальных общественных отношениях, трансформируемых в правоотношения1.

К функциям права следует относить как основные, так и неосновным направления его воздействия на общественные отношения и под функциями позитивного права понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей.

В-третьих, совершенно оправданным следует признать увязывание функций права с его социальным назначением и ролью в общественной жизни. В одном из смысловых значений слово «функция» – это назначение, роль чего-нибудь.2 Однако в юриспруденции функции права, как правило, не отождествляют с назначением и ролью права. Большинство исследователей рассматривают функции права как направления его воздействия на общественные отношения, выражающие назначение права, его роль в обществе. То есть функции права – это не само назначение или роль права, а определенные выразители, показатели назначения и роли права.

Отмечая этот момент, отметить, что иногда социальное назначение права и его роль отождествляют. В то же время, назначение права говорит о том, для чего создается и существует право, в чем его предназначение. В назначении выражается главная роль, которую играет в общественной жизни право. Эта главная роль состоит в том, что право есть регулятор общественных отношений. Оно создается для этой цели, в этом его предназначение. В то же время право, будучи регулятором общественных отношений, способно выполнять и выполняет некоторые другие ролевые функции. Оно способно быть источником информации – информации о правовом регулировании тех или иных общественных отношений, – способно оценивать поведение людей в данной системе отношений, способно быть средством воспитательного воздействия и т.д. Иначе говоря, у права помимо регулирующего воздействия, безусловно являющегося доминирующим, существуют и так называемые «побочные эффекты». Поэтому сводить функции позитивного права только к его регулирующему воздействию представляется не совсем верным.

Исходя из сказанного, под функциями права следует понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей, выражающие его сущность, назначение и роль в общественной жизни.

 

2. СИСТЕМА ФУКНЦИЙ ПРАВА: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

 

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного научного мышления. Сегодня существует достаточно оснований утверждать, что в науке сложилось вполне определенное понятие системы вообще. К числу ее признаков относят прежде всего внутреннюю целостность, совместимость свойств, наличие подсистем (элементов) и их взаимодействие, устойчивость и взаимодействие с внешней средой и т.п.

Восприятие права как системы «позволяло рассматривать и функции права в качестве системного целого»1. Анализ функций права как единой целостной системы не только дает возможность сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций, обеспечить «приращение» таких знаний, но и позволяет глубже, полнее понять содержание каждой функции. «Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений…»2.

Система функций права — сложное, многоплановое, многоуровневое, иерархичное и в определенной степени динамичное образование. При ее построении за основу представляется целесообразным принять общесоциальную функцию права, которая отражает взаимосвязь, определяет порядок включения одной системы (права) в другую, более широкую систему (общество).

Системный подход предполагает рассмотрение общества в качестве целостного (т.е. также системного) образования, обладающего сложной многоуровневой структурой, функционирующего на основе саморегуляции и развивающегося через разрешение внутренних противоречий. Право, являясь специфической подсистемой общества, в результате реализации некоторой системы функций, обусловленных функционирующей в обществе системой права, в конечном итоге и обеспечивает воздействие на общественные отношения в нужном направлении.

В соответствии с элементами, из которых состоит правовая подсистема, систему функций права представляется возможным подразделить на пять групп (подсистем): общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные только одной конкретной отрасли права); функции правовых институтов (свойственные конкретному институту права); функции норм права (свойственные конкретному виду норм права)

Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в большей степени, чем соответствующие функции семейного и земельного права.

Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Эта возможность представляется лишь наряду с анализом содержания иных групп функций права.

Так, компенсационное воздействие права осуществляется посредством одноименной межотраслевой функции гражданского, трудового и некоторых других отраслей права. Карательное воздействие осуществляется соответствующей функцией уголовного права и т.д.

Теперь рассмотрим вопрос о классификации функций позитивного права. в современных работах по юриспруденции практически общепринятым стало деление функций на общесоциальные и собственно правовые (по другой терминологии – специально-юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно правовым – регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

Деление функций права на общесоциальные и собственно правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную1, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права2. Под социально-политическими функциями права он понимал направления правового воздействия, выражающие социально-политическое содержание правового регулирования (отмечая, что функции права и государства в данной плоскости совпадают), а под специально-юридическими функциями – направления правового воздействия, выражающие своеобразие права, его юридическое назначение для опосредуемых отношений3.

Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии (основания) классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей обусловливает существование собственно юридических (специально-юридических) функций: регулятивной и охранительной. Обе они — имманентные праву функции, которые, собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование права как социального явления обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные типы общественных отношений, определяющие назначение права.

Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определенные сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь от более дробной детализации, можно выделить три основные сферы или системы — экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами выделяются три функции: экономическая, политическая и воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными.

В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая — на политическую, воспитательная — на духовную. При этом следует иметь в виду, что социальные функции — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная функции «соединяются» в обособленной, но однородной сфере социальных отношений. Именно поэтому в рамках отдельного вопроса рассматривается содержание собственно-юридических функций права.

С классификацией функций права, предложенной С.С. Алексеевым и поддержанной затем многими исследователями конструкция функций права при всей своей привлекательности, не соглашается Пьянов Н.А.1 По его мнения подобная классиция представляется все же не вполне логичной. Он считает, что получается так, что одни функции права (экономическая, политическая и т.д.) имеют общесоциальное значение, а другим (регулятивной статической, регулятивной динамической, охранительной) это вроде бы как и не присуще. На самом же деле и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции, выражая юридическое назначение позитивного права, его роль как регулятора общественных отношений, не менее значимы в общесоциальном плане, чем экономическая, политическая и прочие функции права1.

<

Вполне можно понять стремление как-то выделить функции, выражающие роль права как регулятора общественных отношений, тем более, что в этом состоит его социальное назначение, но едва ли правильно это делать путем различения общесоциальных и собственно правовых функций. К тому же те функции права, которые принято относить к общесоциальным, тоже можно дифференцировать на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется и в экономической, и в политической, и в других сферах. Выделение общесоциальных функций позитивного права, думается, можно признать обоснованным только в том случае, если наряду с ними будут выделяться его классовые функции. Такая классификация функций позитивного права вполне приемлема, но она не будет иметь всеобщего значения, поскольку применима лишь к праву прошлых эпох.

Пьянова Н.А. предлагается следующую классификацию функций права. Для этого необходимо использовать несколько оснований. Прежде всего это основания, которые используются при классификации функций государства. Известно, что государство осуществляет свои функции в правовых формах и с использованием правовых средств. Поэтому е право, будучи тесно связанным с государством, так или иначе дублирует его функции. В этой связи функции позитивного права можно классифицировать с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления и сфер общественной жизни.

С учетом значимости функции права следует подразделить на основные и неосновные. К основным должны быть отнесены все те функции, которые позитивное право выполняет как регулятор общественных отношений и которые характеризуют его социальное назначение. Все остальные функции нужно отнести к неосновным.

С учетом сферы распространения функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. На первый взгляд такая классификация может показаться неприемлемой, поскольку позитивное право как продукт правотворческой деятельности государства является внутренним регулятором и регулирует общественные отношения в пределах страны. Однако не следует забывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры зачастую входят в состав национальных правовых систем, что позволяет позитивному праву, имеющему в своей структуре такие элементы, регулировать отношения не только внутри страны, но и за ее пределами.

По продолжительности осуществления функции позитивного права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время. Временные функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение лишь определенного времени.

В зависимости от сфер общественной жизни функции позитивного права представляется возможным подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Такая классификация допустима, поскольку позитивное право осуществляет регулирование общественных отношений и в экономической, и в политической, и в духовной, и в социальной, и в экологической сферах общественной жизни, выполняя при этом самые разнообразные функции.

Рассмотренные классификации позволяют в определенной мере охарактеризовать функции позитивного права, но они не раскрывают главного – социальной роли и назначения права. Поэтому их нужно дополнить с учетом названных оснований.

Исходя из социальной роли позитивного права представляется возможным выделить его регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения. Оценочная функция проявляется в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение их участников в качестве правомерного или неправомерного, желательного или нежелательного для государства и общества. Воспитательная функция характеризуется тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве эталона, образца поведения, воспитывая у людей привычку, совершать одни действия и воздерживаться от других. Информационная функция вытекает из такого свойства позитивного права, как его формальная определенность. Правовые нормы, будучи закрепленными в различных официальных документах, приобретают письменную форму и становятся источниками информации о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных общественных отношений. Суть трансляционной функции состоит в том, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей.

Выделяя функции позитивного права с учетом его социальной роли, необходимо отметить, что подобные функции могут выполняться и другими социальными нормами. Практически всем социальным нормам присуща регулятивная функция, все они так или иначе оценивают поведение людей, оказывают воспитательное и информационное воздействие, осуществляют передачу положительного социального опыта. Вместе с тем выделение данных функций конкретно у позитивного права позволяет наглядно продемонстрировать различные грани его социальной роли.

В отношении классификации функций права с учетом его назначения, то здесь сразу же надо подчеркнуть, что речь пойдет о направлениях только регулирующего воздействия права, которые в отечественной юридической литературе чаще всего называют собственно правовыми или собственно юридическими функциями. На самом же деле эти направления суть подфункции отмеченной выше регулятивной функции позитивного права, хотя о них вполне можно говорить и как о функциях, в которых выражено социальное назначение права.

Функции права с учетом его назначения (собственно правовые, собственно юридические функции) обычно подразделяют, как об этом было сказано выше, на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную. Регулятивную статическую функцию видят в том, что право закрепляет в своих нормах регулируемые им общественные отношения, регулятивную динамическую в том, что право, воздействуя на общественные отношения, направляет их в нужное русло и способствует дальнейшему развитию, охранительную функцию – в охране, обеспечении регулируемых правом общественных отношений. Не следует, однако, забывать, что и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции – это определенные направления регулятивной функции права. Поэтому все они могут рассматриваться как регулятивные функции, выполняющие различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений.

Более точно регулятивную статическую функцию права называть конститутивной (или закрепительной), а регулятивную динамическую – собственно регулятивной. Конститутивная функция позитивного права проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах как сами общественные отношения, так и весь порядок их регулирования. Собственно регулятивная функция состоит в упорядочении конкретных общественных отношений в процессе действия правовых норм. Охранительная же функция – в обеспечении, охране регулируемых позитивным правом общественных отношений.    

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как законченное, закостенелое образование. Так, «варварское» отношение государства и общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и фактически поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экологическая сфера, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: если та или иная сфера общественной жизни становится основной, общезначимой, регулируется в той или иной степени нормами всех отраслей права, то оказывается правомерным ставить вопрос о существовании соответствующей социальной общеправовой функции.

 

 

3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

 

Функции права возможно классифицировать на две основные группы: 1) общесоциальные и 2) собственно-юридические.

Общесоциальные функции права подразделяются на информационную, ориентационную и воспитательную.

Информационная функция права непосредственно связана со своевременным, обстоятельным и достаточно полным доведением (информированием) до сведения членов общества (потенциальных субъектов права) данных о действующих законах, правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина, о механизмах и способах правового регулирования.

Ориентационная функция права связана с формированием мотивации правомерного поведения членов общества, с правовой установкой на совершение поступков и действий позитивно-полезного свойства, с готовностью субъекта права действовать в строгом соответствии с юридическими предписаниями.

Воспитательная функция права связана с таким воздействием законов, иных нормативно-правовых актов и юридических норм на сознание, психологию и поведение членов общества, при котором у субъектов права формируется чувство осознанного уважительного отношения к праву в целом и соответствующим законам (прежде всего — правовым), вырабатывается психологическая (внутренняя) потребность совершать правомерные деяния и избегать каких бы то ни было отклонений от права. Воспитательная функция фактически сопутствует проявлению всех других функций права, соотносится и взаимодействует с ними в процессе упорядочения тех или иных общественных отношений.

Собственно-юридические функции права классифицируются на две группы: 1 )основные собственно-юридические функции; 2) неосновные собственно-юридические функции.

В системе функций права особое место занимают те из них, которые неразрывно связаны с собственно-правовой материей права. Речь идет об основных собственно-юридических функциях: регулятивной и охранительной. Именно эти функции характеризуют главное назначение права — быть регулятором общественных отношений, охранять систему права и соответствующий правопорядок.

Регулятивная функция связана с позитивно-полезными, творческими сторонами правовой действительности. Эта функция направлена на упорядочение общественных отношений, она исходит из правомерного поведения членов общества, связана с наделением их определенными правами и обязанностями.

В рамках действия регулятивной функции усматриваются две ее подфункции: регулятивная статическая и регулятивная динамическая, на что обратил внимание С. С. Алексеев1.

Регулятивная статическая функция состоит в воздействии права (законов, юридических норм) на общественные отношения путем их закрепления в соответствующих институтах и отраслях права, нормативно-правовых актах. Право нормативно закрепляет те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного, предсказуемого существования общества и его членов, соответствуют интересам большинства населения и одновременно — демократическим силам, находящимся у власти. Примером этого может служить конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, институтов права собственности, основ экономического и политического устройства общества.

Регулятивная динамическая функция проявляется в процессе воздействия права и его компонентов на общественные отношения и состоит в стимулировании и опосредовании потенциалом юридических норм их движения, развития, конкретного упорядочения. Эта функция права связана с активной позитивно-полезной деятельностью субъектов права. Она находит свое воплощение в отраслях гражданского, предпринимательского, трудового, финансового права и многих других.

В конечном счете регулятивную функцию права можно опреде-литькак обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, состоящее вустановлении позитивных правил поведения, предоставлении необходимых субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права1.

Сохраняет свою важность и другая собственно-юридическая функция права — охранительная. Она обусловлена тем, что право как особое и жизненно важное общественное явление призвано охранять самые ценные стороны бытия людей.

Охранительная функция права исходит из установления и гарантирования государством необходимых мер правовой защиты и юридической ответственности, она лежит в основе их возложения и исполнения. Цель данной функции — вытеснение и искоренение вредных общественных отношений и охрана (защита) полезных для общества отношений.

Обусловленная социальным назначением права охранительная функция есть направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых и наиболее важных экономических, политических, личных и иных отношений, вытеснение явлений чуждых данному обществу2.

Охранительная функция права выполняет, следовательно, двоякое назначение. С одной стороны, она охраняет основополагающие, фундаментальные общественные отношения от какого бы то ни было посягательства, а с другой — вытесняет, искореняет, упраздняет вредные, чуждые данному обществу отношения. Охраняя общественные отношения, «право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их»3.

Свое практическое значение имеют и неосновные собственно-юридические функции права, к которым относятся компенсационная, восстановительная и ограничительная функции.

В компенсационной функции заключена существенная особенность права как средства восстановления социальной справедливости, что связывает ее с восстановительной функцией. Так, при восстановлении незаконно уволенного работника срабатывают обе функции: работника восстанавливают на прежней должности и компенсируют заработок, утраченный в результате вынужденного прогула.

Компенсационная функция присуща многим отраслям права, она выполняет важную практическую роль в регулировании многообразных отношений между гражданами и юридическими лица ми, содействует стабильности, прочности, предсказуемости общественных отношений.    

Свое ценностное место в механизме правового регулирования занимает и восстановительная функция права. На ее основе протекает восстановление первоначального положения того или иного субъекта права, нарушенного конкретными неправомерными деяниями. Субъект права в рамках данной функции вновь обретает права и свободы, которых он лишился, ему возвращается изъятое имущество, восстанавливается доброе имя и т. д.

Наличие в системе права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором соответствующих общественных отношений, а регулировать — значит предписывать варианты соответствующего поведения, адекватные интересам соответствующих субъектов права. Но, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других субъектов, юридические предписания устанавливают определенные ограничения для субъектов тех или иных общественных связей в зависимости от реальной жизненной обстановки, пресекая тем самым опасные факты вседозволенности и произвола. Так, Конституция РФ запрещает формирование и деятельность общественных объединений, цели и функции которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). Ограничительная функция права, несмотря на кажущийся негативный характер, в конечном счете преследует позитивный социальный и юридический результат, поскольку подчеркивает важнейшее назначение права — быть гарантом справедливости и порядка в общественных отношениях, обеспечивать в полном объеме права и свободы человека и гражданина. Ограничительная функция права становится вынужденной, но необходимой мерой и в условиях чрезвычайных ситуаций, когда необходимо незамедлительно предпринять определенные действия в интересах безопасности и благополучия как большой массы людей, так и отдельных индивидов. Такое ограничение носит временный характер.

Разграничение функций права на отдельные виды носит условный характер, поскольку в процессе правового регулирования, упорядочения, охраны общественных отношений практически все функции действуют в состоянии необходимой взаимосвязи, совместно прилагают свой потенциал.

В функциях права находит отражение социальная ценность и значимость этого общественного феномена, определяется его место и роль в жизни общества и государства.

Будучи нормативным регулятором общественных отношений, право охватываете должным образом упорядочивает всю совокупность наиболее важных экономических, социальных, политических, культурных, национальных и иных связей в обществе. Функции права как самого эффективного регулятора состоят в воспроизводстве данной социальной системы; утверждении в жизни общества нормативных начал; воздействии на общественные отношения1.

Благодаря своей нормативности, способности закреплять варианты возможного и должного поведения людей, обеспечивать правовые предписания возможностью государственного принуждения, право упорядочивает отношения между людьми соответственно их высшим интересам и потребностям, с одновременным учетом и интересов всего общества, подразумевая прежде всего гражданское общество.

Нормативность, свойственная праву, — важнейшее свойство его роли как социального регулятора. Ведь уклад человеческого общежития «нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, чтобы эти организованность и упорядоченность соответствовали законам природы и одновременна — законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости, а главное, что эти ритм, цикличность, повторяемость вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человеческом бытии»1. При этом речь идет о таком правовом регламентировании, которое не связано с установлением жестких императивно-авторитарных юридических предписаний, а рассчитано в первую очередь на активность и свободную инициативу человека, которые должны существовать и сохраняться в известных границах2. Такая роль права напрямую связана с процессами демократизации общественной жизни, с подходами к человеческой личности, ее правам и свободам как к высшей ценности, с обеспечением такого социального положения человека, которое обусловливает необходимый уровень его достойного существования. Следовательно, социальное назначение права, его ценностный потенциал могут наиболее полно проявиться лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

В сущности, социальном назначении и в соответствующих функциях современного демократического права обнаруживаются его ценностные Качества и свойства. О. Ф. Скакун в этом плане отмечает следующее: «Под ценностью права понимается его способность служить целью и средством удовлетворения научно-обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений. Ценности в праве следует воспринимать как шкалу измерения самого права. Ценность в праве — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой»3. С. С. Алексеев отмечает: «Право в обществе в условиях цивилизации, его сила с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо»1.

Социальная ценность нрава связана с его содействием совершенствованию и развитию прежде всего тех общественных отношений, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и потребностям большинства членов общества, каждого индивида. Право вносит стабильность и порядок в отношения цивилизованного демократического общества, обретая тем самым собственную ценность, доминирующую в важнейших сферах данного общества. С. С. Алексеев отмечает: «Самым общим образом собственную ценность права в этом отношении можно определить как выражение и олицетворение свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп, отдельных индивидов. Иными словами, право в идеале (по определению) — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью»2. К потенциалу права прибегают все общественные структуры — от государственных органов до религиозных объединений, что подчеркивает ценность права, как того социально-регулятивного инструмента, с помощью которого достигается требуемый баланс во всей системе общественных отношений, смягчаются и постепенно снимаются социальные конфликты и противоречия, устанавливается социальный мир.

На базе общеценностного потенциала права складывается его обобщенная специфическая функция, которую условно можно именовать оценочной. Субъекты права, находясь под постоянным влиянием, воздействием права, законов, юридических норм прямо или косвенно познают, изучают, анализируют, обобщают юридическую действительность и практику. В процесс этого они принимают, одобряют, позитивно оценивают право в целом, отдельные законы и юридические предписания, либо, напротив, критикуют, отвергают, отрицают их в сопоставлении со своими интересами и потребностями, адекватно уровню своего правосознания и правовой культуры. Именно оценочная функция является своеобразным критерием мотивации соответствующими субъектами права правомерного,или, напротив, противоправного поведения в определенных жизненных ситуациях, регулируемых правом. В зависимости от характера и содержания оценки индивидом потенциала интересующих его за конов и юридических норм обусловливается направленность его последующего правового поведения. Высокоценностная, устойчиво-позитивная оценка права, правовой системы, ее отдельных компонентов ведет, как правило, к осознанному, целенаправленному, а поэтому закономерному правомерному поведению. Человек, который не усматривает в юридической действительности никаких ценностных и привлекательных аспектов, в лучшем случае останется на позициях законопослушного, конформистского правомерного поведения, а в худшем — совершит правонарушение при определенном стечении жизненных обстоятельств. Оценочная функция права самым тесным образом связана с механизмами формирования правосознания, правовой культуры на их общественном и индивидуальном уровне. С этой функцией связаны и механизмы формирования массового правомерного поведения и уважительного отношения к правовым законам и юридическим нормам.

Таким образом, принципы права, его сущность и функции, находясь в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности объясняют, характеризуют, оценивают особенности правовой действительности, нормативно-регулятивный потенциал права в целом и тем самым определяют параметры внедрения компонентов права в общественную жизнь, в бытие людей.

 

 

4. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПРАВА

 

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т. п.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирование прав» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения)1.

Если «функция права» – понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права – вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как характеристика системы функций – это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование – это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).1

Рассмотрим возможные формы реализации права. Выше отмечалось, что функция права – это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.

Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные источники, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, это могут быть руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и ряд других.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия.

Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовностью к совершению действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок – с одной стороны, и их влияние на правовое поведение граждан — с другой.

Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций права в рамках этой формы зависит от выяснения следующих принципиальных положений:

— условий эффективности регулирования;

— процесса правового регулирования;

— социальных результатов регулирования.

Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные. Объективными условиями являются: социально-экономическое состояние, система хозяйства, формы собственности и т. п. К субъективным – относятся: научная обоснованность необходимости регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность правотворчества, совершенствование действующего законодательства, обеспечение стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий.

Первая стадия – это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.

Вторая стадия – возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии – переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Третьей – завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат регулирования – это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на Всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2000.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. М., 1981. Т.1. .
  3. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1963. Вып.1.
  4. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Свердловск, 1972. Т.1.
  5. Алексеев С.А. Право. Опыт комплексного исследования. М., 2004
  6. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 2003.
  7. Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2007.
  8. Кузьмин В. П.
    Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1976.
  9. Кульчар К.
    Основы социологии права. М., 1981.
  10. Любашин В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону., 2003.
  11. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.
  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.
  13. Пьянов Н.А. О понятии и классификации функций позитивного права // Сибирский юридический вестник. 2000. № 4.
  14. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970.
  15. Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000.
  16. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 2005.
  17. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006.
  18. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2007.
  19. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие/ Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2006.
  21. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. М., 2006.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00036 sec

WordPress: 22.48MB | MySQL:120 | 2,511sec