Инфляция как экономическое явление » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Инфляция как экономическое явление

<

101113 0259 1 Инфляция как экономическое явление1. Теоретическое исследование причин инфляции.

 

1.1 Сущность инфляции и ее виды.

 

Инфляция (от лат. inflation) является одной из важнейших макроэкономических проблем и дословно означает «вздутие». Как термин понятие «инфляция» впервые было использовано для «вздутия» бумажно-денежной массы в Северной Америке во время гражданской войны 1861-1865 годов.

К научному понятию инфляции следует предъявить одно, но важное требование – это понятие не должно уточняться всякий раз, когда на практике будет наблюдаться новое противоречивое проявление обесценивания денег. Поэтому проще всего определить инфляцию как повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

    Инфляция предстает в виде долговременного процесса. В результате денежные агрегаты обесцениваются по отношению к реальным активам. В этом суть явления инфляции, которое зависит от многих факторов. Последние предстают в виде инфляционных шоков или импульсов, питающих и усиливающих инфляционный процесс.

Следует иметь ввиду, что не любое повышение цен является инфляцией. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам, инфляцией не является. Поэтому при оценке инфляции необходимо очистить цены от неинфляционных колебаний.

    Экономика может поглотить инфляционный шок. В противоположность инфляции применяется понятие «дефляция» (от лат. deflation – сдувание), под которой понимается общее падение цен и издержек. Кроме этого, существует термин «дезинфляция», то есть замедление средних темпов роста цен.

В научной литературе существует ряд различных классификаций видов инфляции, которые рассмотрим ниже.

Инфляция может быть открытой (явной) или скрытой (подавленной). Это зависит от характера государственного вмешательства в экономику и инструментов антиинфляционной политики.

Процесс инфляции в открытой форме протекает в условиях свободного движения цен, преимущественно косвенных методов регулирования экономики. Он измеряется темпом прироста уровня цен, снижением курса национальной валюты и т.п. Подавленная инфляция протекает в хозяйственной системе с жестким административным контролем над ценами, заработной платой, производством как на микро-, так и на макроуровне и проявляется в увеличении дефицита в экономике и превращении его в деструктивный, снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, росте очередей, временных затрат на поиск необходимого товара и объема отложенного спроса, усилении разрыва между ценами свободного (теневого) рынка и государственными.

По темпам различают умеренную (или ползучую) инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперифляцию, которые в странах с развитой рыночной экономикой определяются по следующим критериям:

— умеренная (ползучая) – инфляция с темпами до 10% в год (обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах);

— галопирующая – от 10 до 100% в год (деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа, сделки начинают индексироваться);

— гиперинфляция – свыше 100% в год.

Критерии гиперинфляции инфляции различаются по странам. Рабочий показатель для многих экономистов – 1000% в год. Однако, здесь полезно рассмотреть критерий гиперинфляции по Кейгану. Американский экономист полагает, что гиперинфляцией в развивающихся странах можно считать темпы прироста уровня цен более 50% в месяц, что при пересчете на годовые темпы инфляции составляет 13000%. Преодоленной гиперинфляция считается в том месяце, если в течение предшествующих ему 12 месяцев темпы инфляции не превышали 50%.

По объекту исследования выделяют национальную, региональную и мировую инфляции.

В зависимости от характера инфляционных импульсов по отношению к системе выделяют импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем обороте ВВП. Чем она выше, тем больше эффект «импорта» инфляции. Экспорт инфляции легче осуществлять странам, чья валюта используется в качестве резервной или чьи товары, не являющиеся субститутами, занимают значительный удельный вес в импорте других стран.

    По тому, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную, при которой цены растут умеренно и стабильно, и несбалансированную, где цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособить к изменяющимся условиям.

    При росте спроса в экономике происходит рост реального ВНП и (или) номинального ВНП. Между ростом цен и увеличением производства могут возникать различные зависимости. В соответствии с измерением этих показателей различают истинную и мнимую инфляцию.

    В зависимости от степени точности предсказаний субъектов экономики о темпах роста цен, то есть инфляционных ожиданий, выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

    Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. В зависимости от факторов, которые порождают и питают инфляционный процесс, различают кредитную инфляцию, социальную, структурную инфляцию, а также инфляцию «узких мест», прибылей, налогов.

    Во втором разделе главы остановимся на анализе причин инфляции более подробно.

 

  1. Причины возникновения и механизм развития инфляции.

     

    Для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику, разделим их на две категории: факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения.

        На данной основе экономисты различают два типа инфляции: спроса и издержек, которые необходимо подробно рассмотреть во втором разделе главы для более глубокого исследования ее причин.

    Инфляция спроса – это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Инфляция издержек – это тип инфляции, вызванной причинами, лежащими на стороне совокупного предложения.

    Механизм развития инфляции спроса графически представлен на рисунке 1, где на промежуточном отрезке кривой АS рост цен может соответствовать росту производства, либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS, что соответствует совокупному предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спроса вызовет только повышение уровня цен – инфляцию. Таким образом, получается, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП.

    Рисунок 1:

     

    101113 0259 2 Инфляция как экономическое явление101113 0259 3 Инфляция как экономическое явление

    К такого рода инфляции приводит рост платежеспособного спроса, который возникает только за счет чрезмерно осуществляемой государством эмиссии денег, поскольку экономика любой страны – это система замкнутая, и увеличение доходов в одних секторах может, при прочих равных условиях, произойти только за счет перераспределения из других секторов, что в целом не изменит размеров совокупного спроса.

    Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, в основном, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фактором инфляции спроса. Кроме этого, инфляцию спроса может усилить обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте.

    Таким образом, можно сделать вывод, что механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос.

    Уровень инфляции спроса зависит от формы кривой совокупного предложения и определяется следующими факторами:

    — среднегодовыми темпами роста экономики;

    — положением на рынке труда и существующим уровнем полной занятости;

    — динамикой и темпами прироста компонентов совокупного спроса;

    — способностью хозяйственных агентов прогнозировать будущий рост цен.

        

    Второй тип – инфляция издержек- происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.

    Графически инфляция издержек изображена на рисунке 2, где кривая AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево, что вызывает сокращение объема производства при одновременном повышении уровня цен.

    Рисунок 2:

     

    101113 0259 4 Инфляция как экономическое явление101113 0259 5 Инфляция как экономическое явление

    Рост издержек вызывает, прежде всего, монополизм фирм и профсоюзов. Монополизм фирм обусловлен тем, что значительная часть продукции в современном мире производится в отраслях с олигополистической структурой рынка, а олигополии обладают соответствующей властью над ценой. Цены удерживаются за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным и потенциально возможным объемом выпуска, а также за счет барьеров проникновения в отрасль, прежде всего основанных на монопольном владении ресурсами. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на промежуточную и готовую продукцию за счет искусственного недопроизводства. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития. Таким образом, монополизм фирм порождает инерционное завышение цен.

    В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разновидности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Классическими примерами инфляции издержек, вызванной шоками цен на энергоносители, импортировавшиеся из стран ОПЕК, является энергетический кризис в США и Западной Европе 1973-74 гг. и первой половины 80-х годов.

    Монополизм профсоюзов проявляется в области ценообразования на рынке труда. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения заработной платы, либо сокращают предложение квалифицированных профессий, что также толкает заработную плату вверх. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а иногда и растет.

    Кроме вышеуказанных факторов инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства.

    Также следует отметить, что не только экономическое, но и административное регулирование экономики может дать толчок инфляции издержек, например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства и т.п.

    Исходя из изложенного, можно сделать обобщенный вывод, что механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

    В статье «Инфляция и качество экономической среды»
    доктор экономических наук, профессор В.К. Бурлачков отмечает, что в современной теории инфляции должно анализироваться все многообразие условий протекания этого процесса. Такой подход позволяет выделять общее и частное в инфляционных тенденциях. Специфика инфляции в конкретных странах предопределяется особенностями экономической среды или, точнее говоря, ее качеством. Поэтому следует акцентировать внимание на макроэкономической динамике конкретных стран, структуре их экономик, долгосрочных циклах экономической конъюнктуры, среднесрочных циклических колебаниях, денежно-кредитной и бюджетной политике, шоках совокупного спроса и предложения.

    Под макроэкономической динамикой понимаются изменения экономических показателей под воздействием структурных сдвигов в результате технологического развития, колебаний рыночной конъюнктуры, мер государственной политики. Макродинамика определяет смену равновесных состояний экономической системы. Ее типы, сложившиеся в конкретных странах, различаются соотношением стоимости труда и капитала как факторов производства, а также пропорциями между реальным и финансовым секторами экономики. Неблагоприятный тип макродинамики сформировался, в частности в странах Латинской Америки. Для этого типа характерна низкая доля оплаты труда в ВВП и недостаточно емкий и монополизированный внутренний рынок. В такой экономической системе повышение оплаты труда в частном и общественном секторах непосредственно воздействует на цены. Это является главной причиной отсутствия жесткости цен и, как следствие, перманентного инфляционного процесса.

    Структура экономики, соотношение отраслей хозяйственной системы оказывает воздействие на относительные цены даже в условиях открытой экономики. Преобладание сырьевых отраслей при высокой конъюнктуре мировых рынков приводит к формированию высоких доходов домашних хозяйств и давлению на потребительские цены.

    Для мирового рынка характерны долгосрочные колебания конъюнктуры (повышательные и понижательные фазы) – кондратьевские волны, которые связаны с появлением принципиально новых товаров и услуг и, соответственно, формированием новых мировых рынков.

    Для повышательных фаз кондратьевских волн характерны высокие темпы экономического развития и, как следствие, ускорение ценовой динамики. Характерная черта понижательных фаз – неустойчивость конъюнктуры и широкие ценовые колебания.

    Анализ кондратьевских волн показывает, что инновационное развитие экономики обычно сопровождается повышательной ценовой динамикой, что связано, во-первых, с качественным совершенствованием производимых товаров, При этом, бороться с такой инфляцией путем сокращения денежной массы означает сдерживать темпы экономического развития.

    На фоне кондратьевских волн происходят среднесрочные колебания конъюнктуры. В обычных условиях они характеризуются умеренной ценовой динамикой и определяются изменениями совокупного спроса. При экономическом подъеме проявляется конкуренция за материальные ресурсы между традиционными и вновь возникающими производствами, что приводит к общему росту цен.

    Анализируя причины возникновения, механизм развития инфляции и особенности инфляционного процесса, нельзя не коснуться имеющейся зависимости между инфляцией и безработицей, установленной английским экономистом Филлипсом, которая будет рассмотрена в следующем разделе главы 1.

     

    1.3 Взаимосвязь между инфляцией и безработицей.

        Английский экономист Олбан Филлипс в конце 50-х годов обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы. Анализируя данные более чем за сто лет, он пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы (6-7%), при котором уровень заработной платы постоянен и ее прирост равен нулю. Когда безработица снижается ниже этого естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост зарплаты, и наоборот. В дальнейшем, используя тезис о сильной корреляционной взаимосвязи между ростом зарплаты и ценами, данная закономерность была преобразована во взаимосвязь безработицы и темпов роста цен (инфляции). Кривая Филипса, которая графически изображена на рисунке 3, показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая

     

    Рисунок 3:

    101113 0259 6 Инфляция как экономическое явление101113 0259 7 Инфляция как экономическое явление

    обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы, и наоборот. В экономике существует уровень занятости, при котором цены практически не растут.

    <

        Кривая Филлипса достаточно хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями статистических показателей ведущих стран в 50-60-е годы, когда в экономике многих стран была достигнута полная занятость. По мере проведения мероприятий, нацеленных на дальнейший рост производства и сокращение безработицы, рост цен ускорялся, и наоборот – снижение темпов инфляции сопровождалось увеличением безработицы.

        Существуют различные объяснения существования обратной связи между инфляцией и безработицей. Частично она объясняется негибкостью рынка труда, который представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификации, местоположению и т.п. Данное обстоятельство приводит к тому, что по мере продвижения экономики к полной занятости на одних сегментах рынка труда безработица будет сохраняться практически без изменения, в то время как на других – неудовлетворенный спрос. В них будет происходить рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.

    Другое объяснение кривой Филипса заключается в том, что производителям и трудящимся (особенно монополиям) легче добиваться повышения цен и заработной платы в период роста экономики. Высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую зарплату, что разрывает инфляционную спираль «зарплата-цены». Кроме этого, плохая экономическая конъюнктура препятствует желанию производителей повышать цены. В противоположной ситуации, по мере приближения к полной занятости, происходит рост спроса на дополнительные факторы производства. Следствием этого становится рост зарплаты, обгоняющий рост производительности труда. Раскручивается инфляционная спираль «зарплата-цены». Кроме этого, во времена экономического подъема монополиям легче повышать цены на продукцию. Результатам указанных процессов является ускорение темпов инфляции.

    Существует двоякое отношение к кривой Филипса, которая в рамках одного подхода рассматривается как экономический закон, а второй подход к ней отрицает постоянство и устойчивость взаимосвязи между инфляцией и безработицей.

    При анализе динамики инфляции и безработицы 70-80-х годов напрашивается вывод, что связь между ними оказалась очень нестабильной. Во времена экономических кризисов одновременно росли как цены, так и безработица.

    Такая экономическая ситуация получила название стагфляция (экономический застой при одновременной инфляции), или слампфляция (сочетание инфляции и резкого экономического спада).

    Экономистами кейнсианской школы возникновение стагфляции объясняется чередой срывов предложения, а неоклассической школы с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий. Обе концепции исходят из того, что в экономике существует естественный уровень безработицы, достигнув который экономика приходит в устойчивое положение. Любое отклонение от него будет порождать инфляцию или дефляцию.

    Рассмотрев теоретические аспекты понятия «инфляция», ее причин, протекания инфляционного процесса, можно перейти к анализу причин инфляции в России, о которых пойдет речь ниже, в следующей главе работы.

     

     

     

     

     

     

    2. Анализ причин инфляции в России.

     

    2.1 Анализ причин инфляции в условиях перехода к рыночным отношениям.

    При анализе динамики инфляции в постсоветский период традиционно выделяют три временных интервала: февраль 1992 — февраль 1995; март 1995—сентябрь 1998; октябрь 1998 — 2007 год.

    В каждом из них цены формировались по своим законам. Структурные сдвиги, происходившие в экономике на рубеже этих временных интервалов, существенно повлияли на устойчивые взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями.

    Проведенные исследования показывают, что модели инфляции для докризисного и посткризисного периодов имеют разный состав переменных, а их влияние на инфляцию различается как по интенсивности, так и по значимости. Модель для всего периода 1992—2007 гг. дает довольно усредненный характер связей и не может отражать специфические тенденции отдельных временных интервалов.

    Проведен анализ и рассмотрим указанный временной период более подробно.

    С конца 1991 г. страна взяла курс на перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения, которые строились на отношениях разгосударствления собственности и либерализации всех сфер хозяйствования.

    В рамках рыночных преобразований с начала 1992 г. осуществлялась либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массами, накопившегося за последние десятилетия.

    В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных собственников. Процессы демонополизации, разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны и начинались без создания надежной правовой базы как для приватизации, так и для регулирования экономических и социальных процессов в стране, с деформированной структурой производства и крайне низкой его эффективностью.

    Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок. Он составил свыше 1 трлн руб., что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10%. Под государственным контролем оставались цены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов продовольственных товаров, жилье, транспортные услуги.

    Либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но и создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России.

    Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства и увеличивали дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.

    Кроме этого, огромной проблемой для экономики России при регулировании инфляционных процессов стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.

    Таким образом, спровоцированная государством «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.

    Также, важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

    Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и вздорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.

    Особенностью российской инфляции является то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляются на межбанковском рынке.

    В условиях частичной конвертируемости рубля, расширения прав использования валюты предприятиями и населением увеличился спрос на иностранную валюту для страхования инфляционного риска.

    Разрешение использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении, в объеме обращающейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулировал спекулятивные сделки с валютой на рынке.

    Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России.

    Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила возможности государственные предприятия нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства.

    Потери оборотных средств государство предприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможностей увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.

        Одновременно нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.

    Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный кризис неплатежей. Масштабы кризиса неплатежей существенно сократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн руб. Вследствие этого наблюдается временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.

        В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до уровня — 14%, чрезвычайно низкого по сравнению с декабрем 1991 г., произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ.

    Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей, которое происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения. Темпы их роста коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы.

    Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо спровоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования.

    В 1994 г. для «связывания» избыточной денежной массы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.

    С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ являлось требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике, а Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора инфляции. Однако, несмотря на принятую жесткую программу, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократное увеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.

    Посредством ряда жестких административных мер и, в частности, установлением валютного коридора, а также массированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,9% в середине и в конце года. 

    Вместе с тем чрезвычайно жесткая политика Правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка.

    Либерализация цен и ужесточение бюджетной и кредитной политики в целях подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и кризис неплатежей. Неплатежи, составившие в начале 1992 г. 40 млрд руб., к началу 1997 г. достигли 800 трлн руб., в том числе 35,9 трлн руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.

    Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игрой на понижение курса рубля.

    После либерализации цен не рост денежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. К началу 1996 г. сфера неплатежей, неподконтрольная Центральному банку России и Правительству, в 1,5 раза превысила денежный агрегат. По сути — это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих субъектов (в которую не вошли неплатежи государства), которая является показателем «подавленной» инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно более высокими цифрами, чем это регистрируется официальной статистикой. Подавление инфляции достигается также за счет таких специфических мер, как несвоевременные расчеты государства по размещенным и выполненным государственным заказам, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства, значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики.

    Сокращение темпов инфляции происходит при одновременном увеличении неплатежей, спаде производства и массовой остановке предприятий.

    Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.

    В 1996 г. основным фактором роста денежной массы являлся кредит банковской системы на покрытие дефицита федерального бюджета.

    Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996 г. наметились признаки стабилизации производства, которые не были поддержаны государственной политикой в 1997 — 1998 г.г.

    Вместе с тем сохранялись факторы, не позволившие закрепить депрессивную стабилизацию: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга и слабая собираемость налогов, дальнейший рост неплатежей и задолженности по заработной плате, возрастание сферы использования денежных суррогатов, увеличение безработицы, в результате чего в России вновь накапливается инфляционный потенциал, который, по оценкам экономистов, более чем вдвое превышал фактический уровень инфляции.

    Он проявился в августе 1998 г., когда в России разразился системный финансовый кризис (государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги), который характеризовался банкротством реального сектора экономики, банковской системы, разрушением экономической базы для подавления инфляции.

    Анализ инфляции после кризиса 1998 года позволяет сделать вывод о нестабильности коэффициента эластичности на всем посткризисном интервале. Если оценить значение коэффициента на раннем и более позднем посткризисных периодах, приходим к выводу, что влияние денежных факторов на инфляцию в последние годы несколько ослабло. И связано это прежде всего с функционированием Стабилизационного фонда. При этом инфляционные процессы стали носить более инерционный характер.

    Так, на раннем посткризисном этапе (до 2003 г.) краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценивалось в пределах 0,13, а суммарный эффект с учетом лагированной инфляции — 0,24. На более позднем посткризисном этапе воздействие монетарных шоков на цены оценивается в пределах 0,06 и 0,15 соответственно. В 2003 году инфляция в России составила — 12,0%, в 2004г. – 11,7%, в 2006г. – 9%, в 2007 году — 11,9%.

    Далее следует рассмотреть инфляцию в условиях финансового кризиса 2008 года.

         

        2.2 Анализ причин инфляции в условиях финансового кризиса.

        Анализ причин инфляции в условиях финансового кризиса целесообразно проводить в рамках причинно-следственного анализа глобального финансового кризиса в целом.

        Кризис в США 2008 года очень ощутимо повлиял на банковскую систему и рынок ценных бумаг России. Доктор экономических наук, профессор Дагестанского государственного университета Казимагомедов А.А. в своей статье «Причинно-следственный анализ глобального финансового кризиса и меры по его преодолению»
    отмечает, что в середине 2007 года в России действовало 77 банков, в капитале которых доля нерезидентов превышала 50% (против 42 банков на начало 2005г.). Доля данных банков в капитале российской банковской системы повысилась с 7,8 до 13 %. За тот же период объем кредитов, размещенных российскими банками в банках-нерезидентах, возрос в 3,5 раза, привлеченных у банков-нерезидентов – 3,2 раза. За 2005-2007 гг. российскими финансовыми компаниями и банками было размещено свыше 200 выпусков еврооблигаций общим номинальным объемом более 70 млрд долл. И привлечено почти 300 синдицированных кредитов общим объемом более 145 млрд долларов.

        Начиная с 08 августа 2008 года, резервы ЦБ сократились с 597,5 млрд долл. более чем на 112 млрд долл.

        Для борьбы с «призраком» финансового кризиса государство приняло решение выделить Внешэкономбанку из резервов Банка России 50 млрд долл, чтобы на эти деньги ВЭБ кредитовал российские финансово-банковские организации, испытывающие проблемы с возвратом иностранных займов. При этом, следует отметить, что ЦБ России выделил деньги на погашение долгов банков и компаний перед западными кредиторами, выкуп акций акционерных обществ, а не на увеличение реального производства товаров, работ и услуг.

        Российские банки предпочитали игру временно свободными деньгами клиентов на фондовых рынках, кредитованию реального производственного сектора. Виртуальный фондовый рынок рос в России «уверенно» и быстро, а за один день неожиданно упал на треть, то есть банки потеряли треть клиентских денег из тех, которыми они играли на рынке, и стали ждать возврата цен, которые через неделю упали еще на треть.

        В результате у банков образовались огромные дыры в балансах, что лишило их возможности выдавать кредиты. Западные страны из-за собственных проблем начали отзывать кредиты, выданные российским банкам и другим субъектам экономики, что катастрофически усугубило экономическую ситуацию в стране.

        Американский кризис рынка ипотечных ценных бумаг 2008 года показал, что рынок ценных бумаг России имеет повышенную уязвимость к внешним негативным воздействиям. Так, если в развитых странах падение индексов составило 15-30% докризисного уровня, то в России этот показатель достиг 60%. Такое положение связано с господством олигополии (нескольких крупных финансово-банковских групп) на фондовом рынке России, сильным влиянием иностранных участников, отсутствием мелких отечественных спекулянтов и инвесторов. Это позволяет судить о структурном характере кризисной уязвимости национального рынка ценных бумаг и требует принятия стратегических мер по исправлению такого положения.

        Российские фондовые биржи обвалились в 4,5 раза тогда как, рынки ценных бумаг ведущих стран мира в 1,5-1,7 раза. В сентябре 2008 года индекс РТС снизился на 26,38 % по сравнению с концом августа и достиг на закрытии торговой сессии 30 сентября 1211,84 пункта против 1646,14 пунктов на конец предыдущего месяца.

        Все секторы экономики, представленные на российском фондовом рынке, продемонстрировали отрицательную динамику. Наименьшее снижение продемонстрировал потребительский сектор, однако и оно было значительным.

        В 2008 году инфляция в России составила
    13,3%.
    Ускорение инфляции, выразившееся прежде всего в росте цен на продовольствие и топливо, стало неожиданностью для мировой финансовой системы в целом. В качестве причины инфляции большинство аналитиков называют рост цен на продукты питания и энергоносители, то есть получается, саму инфляцию. Невзирая на неадекватность подобных объяснений, инфляция имеет объективные причины, связанные с общим кризисом модели экономики. Рост товарных цен – это не причина, а следствие инфляции.

        Следует отметить, что характерной особенностью международной инфляции является ее глобальный характер. В разной степени она затрагивает все страны планеты, неравномерно понижая покупательную способность всех денежных единиц. Быстрее всего растут цены на товары первой необходимости, потребляемые постоянно: продовольствие и топливо.

    Причина инфляции состоит в нарушении баланса между товарной и денежной массой в глобальном хозяйстве. Денежная масса в мировой экономике существенно увеличилась, масса промышленной продукции осталась почти неизменной. Однако обеспеченность товарной массы денежной возросла. Денежных единиц в экономике на условную единицу товаров стало больше. Ускорение инфляции произошло в результате начавшейся потери деньгами обеспеченности на фондовом рынке и на американском рынке недвижимости, ввиду обесценивания акций и домов. Сумма денег в экономике осталась прежней, но соответствующая ей сумма цен товаров снизилась вследствие первых проявлений глобального кризиса. В результате покупательная способность трудящихся сократилась за счет обесценивания их зарплат. Потребление начало падать, спрос сконцентрировался на товарах первостепенной необходимости.

    Проанализировав инфляцию в России, далее, в главе 3 работы , необходимо рассмотреть вопросы преодоления и регулирования данного явления в российской экономике.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Перспективы регулирования инфляции в российской экономике в современных условиях.

    При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

    К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени. Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» — это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

    В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики.

    В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом

    отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

    Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

    Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

    Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

    Наиболее эффективным в борьбе с инфляцией принято считать режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования (ИТ).

    Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов и требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.

    Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров — с другой.

    Безусловными требованиями реализации ИТ являются:

    — доверие экономических агентов к политике денежных властей;

    — абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;

    — упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

    Возможно ли таргетирование инфляции в России? Здесь примечательна статья магистра экономики Э.А. Сайрановой, в которой акцентируется внимание на том, что инфляционное таргетирование – это не просто денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции. Ее главной особенностью является то, что центробанк себя связывает институциональным обязательством по поддержанию объявленного уровня роста цен. Инструментом такой политики выступает ставка процента. При превышении инфляцией запланированного значения ставка процента должна быть повышена.

    Согласно доминирующей экономической теории, если центральный банк в какой-то мере регулирует валютный курс, то его желание контролировать инфляцию может быть осуществлено за счет определенных ограничений на отток/приток капитала. Экономическая гипотеза, которая получила название «невозможная троица», утверждает, что центральному банку не удастся одновременно проводить независимую денежно-кредитную политику и регулировать валютный курс, если национальная экономика стремится быть открытой международным потокам капитала.

    Самым простым объяснением этой трилеммы является то, что центробанк зачастую обладает лишь одним инструментом для достижения поставленных целей – ставкой процента. При искусственном занижении стоимости национальной валюты банк будет снижать процентную ставку. Однако это окажет экспансионистское воздействие на денежную массу и, следовательно, повысит инфляцию.

    Вмешательство на валютный рынок может быть успешным лишь при элиминировании эффекта интервенций на ставку процента. Исходя из трилеммы, это может быть достигнуто путем сильных ограничений на мобильность капитала. Если же такая стратегия нежелательна для государства, то альтернативой является проведение так называемых стерилизационных операций, под которыми понимается интервенция, в процессе которой изменение иностранных активов компенсируется таким же изменением отечественных активов с целью вернуть денежную базу к первоначальному объему. Однако, как показывает практика, во всем мире стерилизуется максимум 80% интервенций, из чего следует, что валютные операции все же имеют воздействие на ставку процента, а, следовательно, на инфляцию.

    В последнее время Банк России активно вмешивается на валютный рынок с целью предотвратить укрепление рубля. Следствием подобных мер явилось наращивание денежной массы (эффективных механизмов стерилизации у ЦБ РФ нет), что неизбежно ведет к инфляции.

    Банк России реагирует повышением ставки процента как на рост инфляции, так и на ослабление курса рубля. Это свидетельствует о стремлении Банка России и регулировать валютный курс и проводить антиинфляционную политику с помощью ставки процента, что приводит к конфликту валютной и денежно-кредитной политики.

    Для выявления приоритетной политики Банка России проведен так называемый тест Грейнджера, в результате которого установлено, что историю валютного курса в лучшей степени объясняет поведение ставки процента, чем история самой ставки процента. Колебания же инфляции не являются причиной изменений ставки процента. Таким образом, в большей степени на ставку процента, то есть на политику Банка России оказывает влияние валютный курс, а не стремление снизить инфляцию.

    Анализ колебаний валютных интервенций ЦБ РФ показал, что они не полностью стерилизуются, а это естественным образом приводит к расширению денежной базы. Несоответствие же ее объема и темпов роста экономической активности способствует инфляции.

    Таким образом, несмотря на формально декларируемую приоритетность борьбы с инфляцией, фактически Банк России при определении ставки процента основывается на поведении валютного курса. Практика активных валютных интервенций приводит к росту денежной базы и, следовательно, инфляции. Стерилизационные механизмы неэффективны, они не выступают в роли должной защиты отечественной экономики от колебаний валютного рынка. В таких условиях внедрение инфляционного таргетирования Банком России представляется невозможным.

    Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения.
    При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), так и стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

    Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка.

    Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цены выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц — декабрь.

    Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

    Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

    — двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

    — высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

    — недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;

    — низкой сберегательной активности населения;

    — высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (в первую очередь на природный газ).

    Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения для России не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.

    В целом стоит отметить, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства и национальной валюте.

    Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов.

    Также, необходим комплексный подход к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7—10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

    Завершая данную главу, необходимо отметить роль Федеральной антимонопольной службы России в регулировании инфляции.

    В условиях кризиса российское правительство было вынуждено, с одной стороны, использовать все возможные средства для пополнения госбюджета, а, с другой — не допустить роста социальной напряженности. Задачи эти отчасти взаимоисключающие — во всяком случае, если решать их теми методами, которые власти используют сейчас. Так, например, одним из спорных моментов является рост цен. С одной стороны, это один из способов поддержать отечественных производителей, с другой — фактор, сильнее всего влияющий на рост протестных настроений.

    Чтобы снизить социальную напряженность и при этом «не обидеть» крупные корпорации и естественные монополии, вместо введения госрегулирования цен на различные категории продукции (за исключением цен на лекарства) государство предоставило бороться с завышением цен ФАС России.
        Очевидно, что деятельность ФАС должна помочь развитию конкуренции, которая и станет естественным механизмом сдерживания цен.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.43MB | MySQL:120 | 1,479sec