Инфляция в экономике » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Инфляция в экономике

<

091313 1418 1 Инфляция в экономике52. ИНФЛЯЦИЯ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни Сталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1948 года).

В истории мировой экономики отмечались два случая резкого роста цен, связанных с падением стоимости металлов, из которых изготовлялись деньги.

После открытия Америки в европейские страны стало поступать много золота и особенно серебра из Мексики и Перу. За 50 лет с начала XVI века производство серебра возросло более чем в 60 раз. Это вызвало повышение товарных цен к концу века в 2,5-4 раза.

В конце 1840-х годов началась разработка калифорнийских золотых рудников. Вскоре после этого началась массовая золотодобыча в Австралии. Мировая добыча золота при этом возросла более чем в 6 раз, цены увеличились на 25-50 %. Инфляция этого вида наблюдалась по всему миру.

С повышением цен в результате поступления в оборот больших масс золота и серебра непосредственно связано возникновение количественной теории денег, согласно которой увеличение количества денег в обращении выступает причиной роста цен. С точки зрения стоимостной теории, рост денежной массы отражает снижение стоимостиденежного материала, что при постоянной стоимости товаров выражается в требовании большего количества золота или серебра для эквивалентного обмена.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования (см. Банковский мультипликатор);

Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить местонатуральному обмену.

Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).

Виды инфляции:

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)

Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

<

Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией)

Галопи́рующая инфля́ция (англ. galloping inflation) — инфляция, развивающаяся стремительными темпами.Реже употребляется несколько другое по смыслу определение — инфляция, нарастающая скачкообразными темпами

Для галопирующей инфляции характерны более высокие темпы роста цен чем для умеренной (ползучей) инфляции, но более низкие чем для гиперинфляции. Строго обозначенных параметров галопирующей инфляции нет вследствие того, что инфляционные процессы проявляют себя по-разному из-за различных типов экономических систем, уровня развития страны и т. п. Как правило, галопирующей инфляцией признаётся рост цен на 10—100 % в год, иногда встречаются и другие рамки (10—50 % или 20—100 %). П. Самуэльсон ограничивал галопирующую инфляцию 200 % в год.

Характерной особенностью галопирующей инфляции по сравнению с умеренной является то, что при ней возрастают риски, связанные с заключением контрактов в номинальных ценах. В связи с этим при заключении сделок или учитывается рост цен, или же вместо национальной валюты используется стабильная конвертируемая валюта другого государства. Например, в России в период галопирующей инфляции цены на товары и услуги зачастую указывались в долларах США. В отличие от умеренной галопирующая инфляция трудно управляема. Галопирующая инфляция влияет на поведение домохозяйств и фирм, большую роль играют инфляционные ожидания. Каждое повышение цен приводит к росту заработной платы и издержек.

Последствия галопирующей инфляции:

инфляционные ожидания;

стремление конвертировать деньги в товары и недвижимость с целью сбережения средств от обесценивания;

отказ от предоставления ссуд с фиксированным процентом.

Гиперинфляция — инфляция с высокими темпами. В разных источниках указываются разные критерии. Это может быть рост цен свыше 10 раз (+900 %) в год; более 50 % в месяц (то есть в 129,7 раз год); свыше 100 % за 3 года (то есть свыше 2 % в месяц в течение 3 лет)

Гиперинфляцию выделяют в отдельный вид, поскольку она ведет к развалу товарно-денежного обращения и финансовой системы страны из-за потери доверия к деньгам. Деньги утрачивают свою естественную роль в экономике как меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа.

Период гиперинфляции обозначает кризис в государстве. Гиперинфляцию могут сопровождать дефолт по долгам государства, массовые банкротства, максимальное увеличение бартера и отказ от использования денег, обнищание населения из-за невозможности делать накопления.

В ходе гиперинфляции, как, например, во время Гражданской войны в России, или Германии начала 1920-х годов, денежное обращение часто уступает место натуральному обмену. Эквивалентами начинают выступать ликвидные товары, внутренняя стоимость которых не зависит от государственной политики: свободно конвертируемая валюта,благородные металлы, некоторые товары (водка, сигареты, сахар). Следствием может стать долларизация экономики, когда иностранная валюта (чаще всего в XX веке и докризиса 2008 года это был доллар США) широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей, вплоть до полного вытеснения национальной валюты (что и произошло в Зимбабве). Одним из способов сохранения сбережений во времена гиперинфляции может стать покупка (как в Турции) стройматериалов для медленного возведения каких-либо построек. Такой «долгострой» позволяет вкладывать денежные излишки в товар — кирпич, цемент и прочее без необходимости последующей их продажи — их всегда можно использовать для строительства по мере накопления. Но обычно люди вынуждены тратить свои деньги на закупку чего-либо, не обращая внимания на реальную необходимость, что ещё более увеличивает спрос и поднимает цену.

Деградация денежной системы, обесценивание сбережений и долговых облигаций ведет к экономическому спаду, в результате которого производство товаров резко падает, что приводит к новому росту цен из-за снижения предложения на рынке.

Экономисты из инвесткорпорации Goldman Sachs для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция» (аграрная инфляция). Высокие темпы агфляции зафиксированы уже два года подряд. В 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007 году его рост составил 41 процент

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Бифляция (иногда миксфляция) — состояние экономики при котором процессы инфляции и дефляции происходят параллельно. Этот термин был впервые предложен Ф. Осборном Брауном (англ. F. Osborne Brown), старшим финансовым аналитиком Phoenix Investment Group. Во время бифляции происходит одновременный рост цен (инфляция) на биржевые товары, покупаемые в рамках основного дохода (заработка), и параллельное падение цен (дефляция) на товары, покупаемые в основном в кредит.

При бифляции за счёт денежной эмиссии центральных банков возрастает объём денежной массы. Это приводит к росту цен на наиболее насущные товары (еда, энергия, одежда), так как суммарный спрос на эти товары относительно стабилен.

С другой стороны, происходит рост безработицы и снижение покупательной способности населения. В связи с этим население покупает в основном лишь наиболее необходимые товары, а спрос на приобретаемые в кредит активы (дома, роскошные автомобили и другие типично «кредитные» товары) падает. В результате цены на них также падают.

Стагфляция (от стагнация + инфляция) — термин, используемый в современной макроэкономике для обозначения ситуации, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен — инфляцией.

Стагфляция — относительно новое явление, связанное с циклическим развитием национальной экономики и обусловленное новыми условиями воспроизводства капитала. Спад производства, кризис или депрессия, как правило, сопровождались не ростом, а снижением цен (дефляцией). В конце 60-х — начале 70-х гг. эта тенденция была прервана, что послужило началом стагфляционных процессов, с особой силой проявившихся в мировых экономических кризисах 1974—1976 и 1981—1982 годов.

Дефляция (от лат. deflatio — сдувание) — повышение покупательной способности местной валюты, что проявляется в снижении индекса цен. Обычно расценивается как менее благоприятный фактор, чем инфляция.

Причиной дефляции может быть:

Повышение стоимости денег. Обычно связано с ростом стоимости производства денежного товара в экономике с натуральными деньгами (например, рост трудоёмкости добычи золота при золотом стандарте).

Снижение стоимости многих товаров в результате роста производительности труда, но при неизменной стоимости денег.

При дефиците денег в обороте, что является аналогом искусственного повышения стоимости денег. Этот инструмент сейчас используется наиболее часто, особенно после отказа от золотого стандарта. К дефляции такого вида приводит изъятие центральным банком и правительством из обращения денежной массы с целью снижения темповинфляции посредством повышения учётной ставки, увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или её замораживания, снижения расходовгосударственного бюджета, кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов) за счёт увеличения продажи государственных ценных бумаг и т. д.

В современных условиях дефляция свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы. Из-за падения цен экономические агенты могут снижать объёмы инвестиций, чтобы через некоторое время (несколько лет) разместить средства более выгодно (купить ресурсы дешевле в результате снижения цен). Это приводит к дополнительному падению спроса, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства.

Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы:

снижения государственных расходов;

повышения процентной ставки за кредит;

усиления налогового пресса;

ограничения денежной массы.

Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение). В учебниках ещё встречаем: власть — неформальные взаимоотношения, что по человечески понятно, а на профессиональном языке обозначает — коррупция. Поэтому квалификация коррупции не нуждается в обнародовании, если субъекты коррупции возглавляют саму коррупцию под лозунгом борьбы с этим явлением.

К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы:

внешние факторы — несбалансированная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция;

внутренние факторы — ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организационной и корпоративной культуры.

Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия, разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий, сокращение постоянных и переменных издержек, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей, усиление мотивации персонала.

К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00147 sec

WordPress: 22.03MB | MySQL:121 | 1,359sec