КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

<

092114 1506 1 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 Динамика экономического развития мирового  сообщества  свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики  любой  страны.  Развитие экономической  сферы  России  свидетельствует  о  том,   чем   грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. 

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме».

Актуальность работы определяется уже из самой теории, из тех многочисленных  работ,  авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов  рынка.  В  современном мире чуть  ли  не  каждый  человек  просто  обязан  представлять  себе,  что означает это понятие. Человек не может обойтись  без  конкуренции.  Будь  то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка  продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ —  человек  всегда  либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного  субъекта  из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить  в  их  достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе  формы  неценовой  конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.

Цель работы – исследовать основные концептуальные положения теории конкуренции.

Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

– рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;

– провести анализ основных теоретических подходов к понятию и сущности конкуренции;

– исследовать процесс формирования конкурентной среды в Российской Федерации и особенности конкурентоспособности в российской экономике.

Нами будут использованы следующие методы исследования –сравнительно-аналитический, системно-аналитический, историографический.

 

1.1 Сущность конкуренции и условия ее возникновения

 

Рынок и конкуренция в известном смысле синонимы: без конкуренции нет рынка, и наоборот. Конкуренция реализуется через систему цен и рынков и представляет собой сложный механизм координации и интеграции знаний, ресурсов и действий многочисленных участников рыночной экономики.

Конкуренция порождается объективными обстоятельствами: хозяйственной обособленностью производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противостоянием всем другим товаровладельцам в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция на рынке в отношении любого товара и услуга означает отсутствие монополии, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Конкуренция — движущая сила рыночной экономики. Конкуренция стимулирует производство, способствует повышению качества продукции, обеспечивает учет потребностей различных групп населения, улучшает обслуживание, приводит к снижению рыночных цен. Конкурентные начала более ярко выражены в отношениях между продавцами (производителями), но они существуют и между покупателями (потребителями).

Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Конкуренция это состязательность на рынке.1

На современных рынках прямая конкуренция фирм за выживание на едином рынке встречается не часто. Имеет место раздел рынков, на которых сосуществуют и взаимно дополняют друг друга фирмы разных типов, производящие дифференцированные товары, что ослабляет конкуренцию.

Формирование различий в товарах сходного назначения за счет изменения их потребительских свойств, роста качества, улучшения сервиса, создания благоприятного информационного образа товара в глазах покупателя за счет эффективной рекламы составляет сущность процесса дифференциации товара. По существу, дифференциация подчеркивает уникальность товара для конкретных потребителей. На дифференцированные товары устанавливаются, как правило, различные цены. Фирмы стремятся работать только на таких рыночных сегментах, где они сильнее конкурентов.

К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция, которая имеет место, когда нарушаются нормы и правила конкуренции, принятые на международном и региональном уровнях.

Конкуренция — это отличительная черта отношений между продавцами, покупателями и между продавцами и покупателями. В то же время продавец и покупатель не только конкурируют, соперничают друг с другом, но ищут согласия, взаимоприемлемых условий для сделки.

В последнее время все большее распространение получает концепция конкуренции на основе сотрудничества, а не открытой борьбы, согласно которой фирмы могут стать более конкурентоспособными на основе создания коалиций с теми, кто разделяет общие интересы, — с рабочими, менеджерами, поставщиками, покупателями и даже прямыми соперниками. Фирмами, конкурирующими наилучшим образом, становятся те, которые находят нетрадиционные пути кооперирования и сотрудничества при создании современных товаров, интегрирующих разнообразные усовершенствования (конструкторские, технологические, дизайнерские, маркетинговые), при совместном использовании уникальных: ресурсов, в т.ч. высококвалифицированных специалистов, научно-исследовательских центров. Результатом такой конкуренции на основе сотрудничества является экономия ресурсов, времени и рост объемов продаж.

Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.

Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления, эстетические свойства. В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, методами которой являются: продажа товаров по ценам ниже издержек, ложная реклама, промышленный шпионаж и т.д.

Кроме ценовой и неценовой конкуренции выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности: Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий1:

1) на рынке имеется в наличии большое число независимых производителей; размеры производства каждого малы относительно размеров рынка — поэтому ни один из них не может оказать влияние на рыночную цену;

  1. соперничающие на рынке фирмы производят однородную продукцию;
  2. покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
  3. продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;
  4. фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

    В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара, цена как бы задается рынком. Понижать цену ниже рыночной производители) невыгодно, так как он может свободно продать товар дороже; повышать цену выше рыночной также не имеет смысла, ибо покупатели станут приобретать продукцию у конкурентов по меньшей цене.

    Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции является совершенно эластичной и расположена горизонтально.

    Несовершенная конкуренция — это рыночная ситуация, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

    В условиях несовершенной конкуренции продавец в состоянии манипулировать ценой и объемом производства с целью получения максимальной прибыли.

    Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

    1.2 Виды конкуренции

     

    1.2.1 Совершенная конкуренция

     

    Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

    Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях
    свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

    Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

    Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате движение цены Р, то получится следующий результат.

    Кривую D в называют
    кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.

    092114 1506 2 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯПолученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

     

    092114 1506 3 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯРис. 2. Кривая спроса

     

    Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

    Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют
    кривой предложения.

    Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения.

     

    092114 1506 4 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    Рис.3. Кривая предложения

     

    Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны
    тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться.

    Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать
    величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам
    спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем
    двигаться не по кривой D1 а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

    Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо
    вверх
    и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства.
    Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.

     

    092114 1506 5 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    Рис. 4. Смещение кривой спроса

     

    Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

     

    092114 1506 6 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ092114 1506 7 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

     

    Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

    В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или
    цена равновесия.

    При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

    Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители
    намерены
    продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители
    намерены
    продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

     

    092114 1506 8 КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

    Рис. 6. Пересечение кривой спроса и предложения

     

    Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное
    равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

    В точке равновесия экономическое
    движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

    В условиях совершенной конкуренции при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

    То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

    Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

     

    1.2.2 Монополия

     

    При такой форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.

    Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

    Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение н т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

    <

    Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

    Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

    В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, удовлетворяющий спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным предприятиям.

     

    1.2.3 Монополистическая конкуренция

     

    Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей»1.

    Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

    Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

    В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

    Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие — аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции.

    Последнее в значительной степени зависит от характера продукции — степени ее стандартизованное или, напротив, возможности индивидуализации (сравните: уголь и целлюлоза или кондитерские изделия).

    Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.

    Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги др.), местоположение и т.д.

     

    1.2.4 Олигополия

     

    При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

    На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.

    Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

    Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен.

    Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

     

     

    2 ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    2.1 Конкуренции как «невидимая рука» рынка (А.Смит)

     

    Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

    А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка –автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «…При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы, и стремиться к собственной выгоде вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом»1.

    А.Смит считал, что цель предпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получить максимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.

    «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

    А.Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствие с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

    Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

     

    2.2 Понятие конкуренции в марксизме

     

    Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. «Равенство прибыли во всех отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает полную свободу конкуренции, свободу перелива капитала из одной отрасли в другую. А частная собственность на землю создает монополию, помеху этому свободному переливу. В силу этой монополии, например, продукты сельского хозяйства, отличающегося более низким строением капитала и более высокой нормой прибыли, не идут в вполне свободный процесс выравнивания нормы прибыли; собственник земли, как монополист, получает возможность удержать цену выше средней, а эта монопольная цена рождает абсолютную ренту»1.

     

    2.3 Конкуренции в неоклассических концепциях А.Маршалла

     

    Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической2.

    Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Хронический дефицит платежеспособного баланса многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса.

     

    2.4 Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсона и теория монополистической конкуренции Э.Чемберлена

     

    Работы Дж.Робинсона «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и Э.Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка, так как неоднородность товара лишает покупателя возможности иметь полную информацию о ценах, а при конкуренции фирм производителей — конкурировать между собой из-за отсутствия выбора более эффективной деятельности.

    Введенное Э. Чемберлен понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

    В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. Это означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий (средний) торговец и производитель. «Монополия не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».

    В отличие от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, … что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства»1 и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. В условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».

    В результате своего исследования Дж.Робинсон вполне могла бы сделать выводы о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер спустя несколько лет было предложено Дж.М. Кейнс.

     

    2.5 Современные теоретические концепции роли конкуренции в экономике

     

    Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей. Рекомендуемые ими меры государственного вмешательства называются «кейнсианскими». Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами. По оценкам многих экономистов «Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Он пишет: «Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами».Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж.М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижение полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента1.

    Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономики частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. По их утверждению: «Государство для поддержания условий существования социального рыночного хозяйства как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции, контролировать условия ценообразования и пресекать попытки становления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий».

    В последние годы новая оценка конкуренции была дана в работах современного американского экономиста, разработавшего теорию конкурентного преимущества, М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения «ценности товара для потребителя». По его мнению, ценность любого приобретаемого товара прямо зависит от той прибыли, которую принесет его использование. «Эта величина предельна конкретна и может быть точно подсчитана. Потребительская ценность товара — это максимальная цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за него»1. Конкурентоспособность товара пропорциональна неоплаченной (или доставшейся потребителю даром) части потребительской ценности товара.

    Портер считает, что у каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует конкурентоспособности его продукции.

    При этом потребитель заинтересован в том, чтобы неоплаченная доля была как можно больше. Отношение же поставщика к этой величине двойственно. С одной стороны он так же выигрывает от ее больших размеров: значительный запас конкурентоспособности гарантирует, что будет куплен именно его товар, с другой стороны, повышая продажную цену и снижая запас конкурентоспособности, он увеличивает свою прибыль.

    Если поставщик монополист, он предпочитает завысить цену и
    «запас конкурентоспособности» становится равен нулю. На остроконкурентном рынке прибылью пожертвуют ради конкурентоспособности.

    Портер в своей работе «Международная конкуренция» дал оценку и объяснение конкурентоспособности некоторых фирм на мировом рынке. По его утверждению, успех фирмы в состязании с конкурентами на мировом рынке, зависит от положения дел в стране. «С удивительной регулятивностью фирмы одной — двух стран добиваются непропорционально большого успеха в определенных отраслях на мировом рынке….В основе конкурентных преимуществ каждой страны лежит постоянная и последовательная забота о национальной экономике и ее действительно эффективных отраслях»

     

     

    3 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

     

    3.1 Формирование конкурентной среды в России

     

    В качестве базисных ее принципов выступают: 1) расщепление экономической власти; 2) равенство принципов хозяйствования; 3) многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов и 4) наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции. Совершенно очевидно, что сама ее структура несет в себе определенный элемент противоречия. С одной стороны, представляющаяся в виде способа поддержания соревновательного взаимодействия агентов рынка, конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства, с другой же — она представляется как процесс реализации имеющихся у хозяйствующих субъектов преимуществ. Данное противоречие, несомненно, угрожает существованию самой конкуренции. При этом не следует забывать, что оно же служит и внутренним мотором ее развития. Поэтому единственно верным способом его разрешения является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования.

    Природа конкуренции такова, что характер конкуренции формируется под влиянием тех институциональных условий, которые складываются в результате, с одной стороны, мер по упорядоченности самой конкуренции, а с другой — взаимодействия участников рынка. В этом смысле, специфика формирования конкурентных условий в российской экономике состояла в том, что процесс этот имел революционную форму. Благодаря радикальному способу трансформации хозяйственной системы, предприятия вдруг оказались в конкурентных условиях, принципиально отличавшихся о тех, на которых строилась деятельность предприятий прежде. Эти изменения охватили как макро, так и микроэкономический уровень. На макроуровне экономики это проявилось в:

    1) финансовой дестабилизации;

    2) сокращении совокупного спроса;

    3) открытости экономики.

    На микроуровне такие последствия выразились в изменении поведения потребителей и производителей. И если для первых это нашло свое отражение в изменении их рыночного положения (усиление экономического суверенитета) и в переходе к рациональному поведению, то для вторых — в изменении ориентиров деятельности (борьба за спрос) и хозяйственной мотивации (рост доходности производства).

    Понятно, что сам переход к рыночным способам хозяйствования конкурентности отраслевых рынков не обеспечивает. Но можно рассчитывать, что конкурентное взаимодействие будет выработано со временем. Как было показано ранее, концепция конкурентного отбора не носит нормативного характера. Поэтому последствия конкурентной борьбы могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, учитывая, что стремление к перераспределению экономической (рыночной) власти в свою пользу является внутренним движителем конкурентной борьбы. Именно этот аспект конкуренции делает совершенно необходимой определенную упорядоченность конкурентной среды, которая, конечно, не может быть обеспечена сразу. Даже по прошествии семилетнего периода рыночных реформ состояние конкурентной среды российской экономики было оценено Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР) всего лишь на «2+» по пятибалльной шкале.

    Другой фактор формирования конкурентной среды — поведение самих ее участников. В этом отношении, опираясь на понимание содержания практики конкуренции, следует зафиксировать тот принципиальный момент, что характер поведения предприятий будет зависеть от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Как известно, российские предприятия вступили в конкурентную борьбу 1) с неоптимальной, с точки зрения рыночной эффективности, организационной структурой; 2) с затратными технологиями; 3) с неразвитыми системами контроля качества; 4) с отсутствием регулирующих рыночное поведение управленческих звеньев; 5) с неподготовленным к деятельности в условиях рынка кадровым потенциалом.

    Таким образом, в условиях открытости экономики они оказывались полностью неподготовленными к конкурентной борьбе, причем как в отношении организационного устройства, так и навыков ее ведения. Поэтому конкурентная слабость российских предприятий обусловливалась не только тем, что они не были подготовлены к новым условиям хозяйствования, но и тем, что они изначально были поставлены в неравные конкурентные условия, так как столкнулись с обладавшими высоким конкурентным потенциалом соперниками в лице иностранных производителей. Как показала практика, даже в случае заимствования рыночной институциональной среды (перенесение законодательной базы и институтов), как это произошло с экономикой бывшей ГДР, автоматического решения проблемы не достигается, поскольку суть вопроса состоит не в формальном наборе условий, а в создании конкурентоспособных предприятий1.

    Стратегически проигрывая в конкурентном потенциале, российские предприятия не могли избрать иной стратегии поведения, кроме пассивного приспособления к складывающимся условиям. Поскольку само приспособление происходило в условиях высокой динамики изменений в хозяйственной среде, то единственно доступным для них способом реагирования было комбинирование разнообразных методов конкурентной борьбы. Сталкивая с сужением рыночного спроса, они вынуждены были вступать в ценовую конкуренцию. Снижение степени загрузки производственных мощностей заставляло бороться за сохранение как можно более широкого спектра рыночных сегментов. Высокая интенсивность конкуренции стимулировала поиск рыночных ниш с низким уровнем конкурентного противодействия. Все это оборачивалось распылением сил и средств и лишало российские предприятия возможностей и базы выработки конкурентной стратегии. Конкурентное поведение вылилось в текущее приспособление. Если предприятия не способны добиться укрепления конкурентоспособности посредством реализации конкурентных стратегий, они объективно будут вынуждены обратиться к нерыночным способам решения стоящей перед ними проблемы. Поэтому тот факт, что конкуренция перемещается из сферы хозяйственного оборота в сферу взаимоотношения с властными структурами и разворачивается не вокруг покупателя, а вокруг чиновника, распределяющего ресурсы, является лишь следствием сформировавшихся в экономике конкурентных условий1. В такой среде конструктивная сила «невидимой руки» рынка проявиться, естественно, не может.

    Развитие конкуренции — суть создание условий для укрепления конкурентоспособности экономики. Даже в условиях глобализации рынков конкурентная политика реализуется через призму ее влияния на конкурентоспособность именно национальной экономики, о чем красноречиво свидетельствует практика в индустриально развитых странах, осуществляющих, к примеру, антимонопольное регулирование с позиций решения задач научно-технического прогресса и укрепления конкурентоспособности национальных предприятий. Примером тому — и принципиально разное реагирование на одни и те же явления, скажем, монополизм, в зависимости от того, где они проявляются — на внутреннем рынке или за его приделами. То же можно сказать и об отношении, например, к усилению концентрации рынка.

    Внедрение конкуренции в полном объеме для неподготовленных к этому хозяйственных субъектов создаст не просто неравные условия, а поставит их в безвыходное положение, так как они будут лишены конкурентных преимуществ. Не обладая конкурентными навыками, они оказываются в положении полной рыночной неопределенности. Усилит ли это их мотивацию и насколько рациональными будут решения субъектов, поставленных в безвыходное положение? Теория неопределенности говорит о том, что при высокой степени неопределенности активность хозяйственных субъектов угасает. С позиций теории ограниченной рациональности нетрудно прийти к выводу, что принимаемые в такой ситуации решения будут далекими от рациональных. Практика же, о чем говорилось ранее, однозначно свидетельствует, что даже в условиях работающей конкуренции, то есть там, где конкурентное взаимодействие является нормой, жесткие конкурентные условия приводят к снижению инновационной активности, что обусловлено ростом риска и подрывом ее материальной базы. Таким образом, чисто теоретический анализ показывает сомнительность в отношении положительного результата от «шокового» внедрения конкуренции.

    Что касается непосредственной практики его применения в экономике России, то неприемлемость такого подхода становится еще более очевидной. Начнем с того, что признается самими адептами такого подхода — неизбежного разрушения производственных мощностей. С точки зрения воспроизводственного цикла разрушение производственных мощностей, неважно, в какой форме, оборачивается потерей источников для создания новых. Если учесть тот момент, что проблема дополняется невозможностью в новых условиях обеспечить непрерывность кругооборота капитала, то исчезает сама материальная база для инвестиций. Откуда же возьмутся новые производственные мощности? В этой связи уместно заметить, что разрушение производственных мощностей и является непосредственной причиной низкой эластичности реагирования рыночного предложения на изменение цен в переходной экономике. Если сами предприятия не способны обеспечить создание новых мощностей, то, возможно, это сделают внешние инвесторы? Проблема, однако, в том и состоит, что сделать этого они не могут. Сам «шоковый» характер преобразований является источником высокой степени неопределенности. Помноженная на сжатие спроса и потребность в огромных капиталовложениях, она становится почти непреодолимым барьером для потенциальных инвесторов, что российская практика и продемонстрировала. В отличие от такого сценария, ставка на предотвращение обесценения существующих производственных мощностей обеспечивает, по меньшей мере, сохранение экономической базы для перестройки производственного аппарата. А что касается проблемы замедления создания новых мощностей, то она-то как раз будет благополучно разрешена в процессе постепенного внедрения все новых и новых элементов конкуренции.

    Перенос проблемы формирования конкурентной среды в плоскость эволюционного ее развития не означает, что речь идет об эволюционном процессе, который был характерен для стран Запада, где современная конкуренция складывалась веками. Трансформационный процесс предполагает сжатые сроки. Поэтому, говоря об эволюционном процессе развития конкуренции в переходных экономиках, под этим подразумевается не продолжительность, а постепенность преобразований, затрагивающих характер взаимодействия предприятий. Сочленение постепенности и приемлемой скорости возможно только в случае регулируемого процесса. В этом смысле, конкурентная среда в переходных экономиках формируется не как результат действия слепых рыночных сил, а как продукт сознательной деятельности с наперед определенными целями. Ее с полным основание можно назвать продуктом «социальной инженерии»1. Выигрыш от подобного подхода к решению проблемы формирования конкурентной среды очевиден. Он заключается в том, что упорядоченность конкуренции, ставшая результатом ее развития, может закладываться изначально, с учетом исторического опыта, что и даст выигрыш во времени. И осуществляться это должно с позиций решения первоочередной задачи — повышения конкурентоспособности предприятий.

    Само собой разумеется, для развития конкуренции необходим ряд предпосылок — экономических, технологических и социальных. В части экономических следует выделить такие, как динамика и структура совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции, уровень и способы государственной поддержки предпринимательства. В этой связи, говоря о становлении конкуренции в переходной экономике, суть вопроса сводится к созданию условий для массового репродуцирования новых фирм, что является более значимым, даже чем приватизация существующих предприятий. Минимизация издержек образования и регистрации, организационная поддержка являются определяющими факторами этого процесса. Не менее существенную роль играют технологические предпосылки. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень научной активности и степень применения ее достижений в производстве являются мощным источником конкуренции вызванной созданием заменителей (субститутов), новых продуктов и услуг. Это говорит о необходимости проведения активной политики государства в инновационном и инвестиционном секторах экономики. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы (доминирование текущих приоритетов над долгосрочными, стремление к монополизму). Для этого потребуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров.

    Подвергаясь воздействию различного рода ограничений — экономических, технических и социальных, процесс формирования конкурентной среды может быть осуществлен только поэтапно. Если исходить из специфики той хозяйственной системы, которая подвергается трансформации, то на первом этапе должна быть проведена демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора. На втором этапе внимание должно быть сконцентрировано на создании рыночной инфраструктуры, создании антизатратных механизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен. Третий этап — период формирования конкурентных рынков и либерализации цен. Проведение подобных мероприятий позволило бы решить главную, с точки зрения конкурентоспособности, проблему российской промышленности — «цена-качество». Это означало бы не только решение задачи адаптации российских предприятий к рыночным условиям хозяйствования, но и конкурентности внутренних рынков. После этого уже можно ставить задачу о повышении международной конкурентоспособности национальных предприятий. В этом смысле, рассматривая проблему формирования конкурентной среды в принципиальном ключе, можно говорить о двух этапах — этапе развития конкурентности внутренних рынков и этапе выхода на международную конкурентоспособность, как это, например, делает А.Н.Нестеренко1. В таком контексте, приведенные нами этапы формирования конкурентной среды дают более детализированное представление о содержательности первого этапа, не меняя его содержательности.

    Тем не менее, при проведении реформ в российской экономике был реализован другой подход, делавший ставку на радикальное введение конкуренции. Поэтому, подходя к вопросу о формировании конкурентной среды с практической стороны, следует исходить из того положения, которое уже сложилось в экономике. Последствия реализации этого подхода, в общем-то известны. В принципиальном плане сложившаяся ситуация выражается в следующем. Во-первых, резко снизился конкурентный потенциал российских предприятий, синтетическим показателем чего служит резкое падение доли товарных ресурсов отечественных производителей в товарообороте страны — с 86% в 1991 г. до 40% в 1998 г.1. Во-вторых, доминирование на рынках иностранных производителей. В-третьих, вытеснение отечественных производителей в периферийные рыночные сегменты, характеризующиеся высокой степенью стандартизации продукции и низкой доходностью. В-четвертых, усиление монополистических проявлений. В-пятых, отсутствие коммуникационного взаимодействия между участниками рынка. Все это свидетельствует не только о низкой конкурентности российских рынков, но и деформации самой структуры конкуренции. В экономике, по сути, сложилось два сектора конкуренции. На одном конкурируют иностранные производители, на другом отечественные борются за выживание между собой. Сложившиеся условия далеки от того, чтобы способствовать видовой дифференциации предприятий и направлять состязательность между ними в русло совершенствования технологии, дифференциации продукта и расширения спектра услуг, а не в сферу исключительно ценового соперничества. В итоге вместо репродукции новаторских свойств такая конкуренция становится генератором беспощадной хозяйственной агрессии и борьбы на уничтожение.

    Можно, конечно, выделить множество причин, мешающих развитию, так сказать, конструктивной конкуренции. Такой, которая способствовала бы развитию рынков и конкурентоспособности национальных предприятий. Если же проанализировать названные выше характеристики, то становится ясно, что главными препятствиями на пути становления конкуренции в российской экономике являются неравенство конкурентных условий и слабая отраслевая организация рынков

     

    3.2 Особенности конкурентоспособности в российской экономике

     

    Когда говорят о конкурентоспособности российской экономики, то обычно принято говорить о значительном ее потенциале. Он связывается с наличием природных ресурсов и секторов, обладающих высокими технологиями, развитой транспортной инфраструктурой, значительным объемным потенциалом рынка, наличием высококвалифицированной рабочей силы, развитой научно-технической базой и низкой капиталоемкостью НИОКР, дешевизной ресурсных факторов, прежде всего рабочей силы.

    В то же время следует отметить, что конкурентный потенциал — это не набор свойств, а способность реализовать их в форме конкретных конкурентных преимуществ. Конкурентным потенциалом, то есть конкурентной силой, они становятся тогда, когда субъекты хозяйствования способны обеспечить эффективную разработку природных ресурсов, что обеспечит устойчивый экономический рост; когда технологические возможности воплощаются в конкурентоспособные продукты; когда восприимчивость предприятий к достижениям науки является их внутренним свойством, а нововведения отвечают критериям рыночной эффективности. Совершенно очевидно, что все из вышеперечисленного есть результат работы первичных звеньев экономики. Поэтому, ставя вопрос о конкурентоспособности экономики, следует понимать, что решение его лежит в области хозяйственной деятельности предприятий. Это дает основание сделать вывод о том, что конкурентоспособность экономики — это уровень конкурентоспособности ее предприятий. На основании этого можно сделать заключение о том, что в плане развития конкуренции первейшей задачей для трансформируемой экономики является не обеспечение конкурентности рынков, а повышение конкурентоспособности предприятий, что должно рассматриваться в качестве основополагающего принципа формирования конкурентной среды. Этим, в общем-то, и определяется вся сложность проблемы развития конкуренции в переходной экономике, поскольку, с одной стороны, существует потребность в интенсификации соревновательного взаимодействия участников рынка, а с другой — не менее значительная потребность в их защите от конкуренции с целью накопления ими конкурентного потенциала.

    Несмотря на то, что процесс формирования конкурентной среды в переходной экономике представляется в форме противоречия, оно не является неразрешимым. Причем оно имеет внутреннее решение. Диалектика этого противоречия состоит в том, что при обеспечения равных условий хозяйствования и мер, направленных на укрепление конкурентоспособности предприятий, взаимодействие последних неизбежно принимает соревновательный характер, в процессе которого и формируется конкурентная среда. Когда меры конкурентной политики не позволяют реализовать экономическую власть, у предприятий для укрепления своего положения на рынке не остается других способов, кроме применения новаторских методов и форм воздействия на рынок. Чем более конкурентоспособными становятся предприятия, тем напряженней становится их соперничество, что вынуждает применять все новые и новые способы и методы конкурентной борьбы. Это говорит о том, что именно обеспечение конкурентоспособности предприятий является той базой, которая обусловливает широту (формы конкуренции) и глубину (методы конкуренции) их конкурентного взаимодействия, а чем более широкой становится палитра форм и методов конкуренции, тем интенсивнее сама конкуренция.

    Развитие конкуренции посредством укрепления конкурентоспособности субъектов хозяйствования представляет собой эволюционную концепцию формирование конкурентной среды, которая базируется на первоочередности мер по подготовке предприятий к конкурентному взаимодействию и постепенным внедрением его элементов, по мере роста конкурентоспособности предприятий. Она дает совершенно определенный ответ на вопрос о темпах и объеме введения конкуренции — постепенность и поэтапность. Такой подход получил, как известно, определение градуализма в противоположность шоковому варианту осуществления трансформационных преобразований вообще и внедрения конкуренции, в частности. Сторонники «шоковой терапии» более предпочтительным считают внедрение конкуренции сразу и в полном объеме, связывая с этим создание мощных стимулов для создания новых мощностей. Получить все и сразу, конечно, заманчиво, но столь же мало осуществимо.

    Таким образом, можно сделать вывод следующий вывод. Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

    Проблема конкуренции изучается многими экономистами  как  за  рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно.   Важно  еще и  правильно  применить  полученные  знания  на  практике.  Проблема  многих государств –  выбрать  наиболее  приемлемую  форму  конкуренции  для  своего государства.  Регулировать  экономику  или  нет,  какую  форму   конкуренции поощрять и т.д.
    

    Конкуренция имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

    Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.

    Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

    Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

    В заключение следует следующие выводы.

    1. Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации, форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли.

    Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появление свободных рыночных отношений.

    2. Особенности формирования конкурентной среды в России связаны прежде всего с тем, что российская экономика относится к переходным,. изменения в ней связана с финансовой дестабилизацией, сокращении совокупного спроса, открытостью экономики, изменением поведения потребителей и производителей.

    Именно в развитии конкуренции лежат основополагающие условия конкурентоспособности экономики. В свою очередь для развития конкуренции необходим ряд предпосылок — экономических, технологических и социальных. В части экономических следует выделить такие, как динамика и структура совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции, уровень и способы государственной поддержки предпринимательства. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы (доминирование текущих приоритетов над долгосрочными, стремление к монополизму). Для этого потребуется проведение как массовой подготовки и переподготовки кадров, так и изменение мотивационных ориентиров.

    Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный контроль.

    Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 года. Правда, все начиналось с примитивных рыночных структур – в виде товарных и продовольственных рынков, на которых ведется перепродажа отечественных и иностранных товаров.

    Но жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Необходимо уходить от элементов государственной монополии к построению по настоящему свободному рынку, стремится к созданию рынка совершенной конкуренции.

    Россия никак не может выйти из  переходного  периода,  когда конкуренции фактически  не  существовало  (хотя   она  все-таки  нашла  свое отражение в «соцсоревнованиях») и  прийти  к  рыночной.  На  мой  взгляд,  в России сейчас воцарился хаос.  Наш переход от плановой экономики к  рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и  в  таких  условиях  не может  образоваться  нормальная  конкурентная  среда.  Государство  передало часть своих монополий  в частные руки, и  получилось  ещё  хуже,  чем  было.
    

    Итак, конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших  понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам.
    

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
    2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: «Новости», 2000. С. 39.
    3. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции // ЭКО. 2004. № 10. С. 94.
    4. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. – М.: Издательство стандартов, 1991.
    5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
    6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.–М.: Прогресс, 1978.
    7. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. –Спб.: Питер, 2000.
    8. Краткий словарь менеджера / Под ред. В.П.Грошева. М., 1991.
    9. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров, 2003.
    10. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2007.
    11. Лифиц И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001.
    12. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2002.
    13. Маркс К. Капитал. Т. 1—3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1960. Т. 23-25.
    14. Маршалл А. Принципы экономической науки, Т.1. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993
    15. Мисаков В. С. Анализ конкурентоспособности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1998.
    16. Нельсон Р., Уинтер С.
      Эволюционная теория экономических изменений. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.
    17. Нестеренко А.Н. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002.
    18. Норт Д.
      Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.
    19. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1996
    20. Ожегов С.И., Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.–М.: Азбуковник, 2005
    21. Портер М. Конкуренция. СПб., М., Киев. Издательский дом «Вильямс», 2000.
    22. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993
    23. Робинсон Дж. Накопление капитал. М., 1956.
    24. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана – М.: Республика, 1993.
    25. Селезнев А. З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции // Экономист. 1996. № 2.
    26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
    27. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.
    28. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. – Набережные Челны: Изд-во Камского политехн. Института, 2001.
    29. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: «Изограф», 2000.
    30. Штайльман
      К.
      Новая философия бизнеса. Т. III. Конкуренция и ее границы. — М, Берлин: Московский Издательский Дом, 1998.
    31. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Экономика, 1995.
    32. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. –М.: Экономика, 1996.
    33. Экономика: учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2006.
    34. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Экзамен, 2003.
    35. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. – М.: Русская Деловая Литература, 1999.
    36. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2003.
    37. Ядгаров Я.С. История экономических учений. –М.: Экономика, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00044 sec

WordPress: 22.49MB | MySQL:116 | 1,880sec