МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

<

092514 0136 1 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Понятие монополии как экономической категории

 

Сам термин «монополия» происходит от греческого «monos polein» –«единственный продавец». Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором много соперничающих продавцов и покупателей предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену [8, c. 47].

Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или совсем невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, большая сумма капитала, необходимая для открытая фирмы, исключительные права, полученные от правительства, и т.п. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания чистой монополии и монопольной власти [7, c.262].

Если возникает монополия со стороны спроса, т.е. когда на рынке выступает один покупатель, то такая рыночная структура называется монотонней. Бели же на рынке противостоят друг другу единственный продавец и единственный покупатель, то возникает рыночная структура, называемая двусторонней монополией.

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В условиях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначительной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свободный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно. Чистая монополия – это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа «наше лучше, чем их». Вместо восхваления своего товара или услуги монополист пытается убедить, что он не намерен эксплуатировать другие фирмы, своих служащих и тем более покупателей [10, c. 48].

Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности (по данным американских экономистов, в США это не менее 5 – 6% ВНП) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач, один книжный магазин и т.п.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с Целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

 

1.2. Теории монополий и конкуренции

 

Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать, прежде всего, марксистскую теорию, точнее – ряд несовпадающих во многом теорий сторонников марксизма. Рассматривая конкуренцию при капитализме, Фридрих Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Карл Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается, прежде всего, на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции. Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Йозеф Шумпетер (1883 – 1950). В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологам, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций.

В тридцатые годы XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции. Автором первой был американский ученый Эдвард Чемберлин (1899 – 1967). Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно идентичных условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям. В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т.п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть по существу конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла [13]. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл [13] пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической.

Общепринятой в настоящее время является так называемая неоклассическая теория монополии (или теория несовершенной конкуренции), излагаемая в стандартных учебниках по экономической теории. Она лежит в основе большинства проводимых в последние десятилетия теоретических и прикладных исследований структуры отраслевых рынков, государственного регулирования и т. д. В силу этих обстоятельств, а также из-за методологического единства с другими разделами распространенной экономической теории, неоклассическая теория монополии (НТМ) по праву относится к тому, что принято называть mainstream economics.

Монополистической фирмой (монополистом) в НТМ называется продавец (или группа продавцов, действующая как единый продавец), который может влиять на рыночную цену своего товара путем изменения количества этого товара, которое он продает на рынке. В таких случаях говорят, что продавец обладает монопольной властью. В переводе на традиционный графический язык mainstream economics это означает, что индивидуальная кривая спроса такой фирмы не является горизонтальной.

Согласно неоклассической теории ситуация совершенной конкуренции на рынке данного товара имеет место, когда:

– все производители (поставщики товара) обеспечивают лишь малую часть предложения;

– покупатели рассматривают товар, поставляемый разными производителями, как однородный;

– товар является бесконечно делимым (множество значений переменной «количество товара» совпадает с множеством неотрицательных действительных чисел);

– ресурсы мобильны, нет никаких искусственных ограничений на их перемещение между производителями;

– отсутствуют искусственные барьеры для входа продавцов и покупателей на рынок;

– все участники рынка обладают полной информацией о рынке и других его участниках [5, c. 398].

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов: с точки зрения рыночной структуры; с точки зрения рыночного поведения; с точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Уместно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов [8, c. 147].

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами: монопольно высокими ценами; ограниченной готовностью монополии к инновациям.

 

1.3. Виды и формы монополий

 

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая [20, c. 340].

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции [9, c. 148].

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

 

Таблица 1 – Основные формы монополистических союзов

Формы

союзов 

Происхождение

их названия 

Главные пункты соглашений 

Картель 

от итал.

carta –

документ 

о разделе рынков

о квотах производства

об уровнях цен 

Синдикат 

от греч.

syndikos –

действующий

сообща 

о совместном сбыте продукции

и о закупках сырья

о квотах производства и ценах

Трест 

от англ.trust –доверие

полное объединение

предприятий 

 

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные.

Современная теория выделяет три типа монополий: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как соглашение; 3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты [14, c. 97].

Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность).

Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль[14, c. 98].

Таким образом, существует три вида монополий – закрытая, естественная и открытая. Закрытая монополия представляет собой монополию, защищенную от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Открытая монополия представляет монополию, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

 

1.4. Достоинства и недостатки монополии

 

Рассмотрим плюсы монополий.

1) Эффективность производства;

2) С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, «естественные монополии», не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно — конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

3) Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы [19, c.107].

4) Влияние на конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

092514 0136 2 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

5) Снижение цен. Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен [18, c.108].

Отрицательные факторы монополизации экономики

1) Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок — вещи взаимоисключаимые [18, c.107].

2) Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

3) Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

4) Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов [18, c.108].

Таким образом, монополия и монополистические отношения обладая двойственной сущностью, имея как положительные характеристиками, так и отрицательные. К негативным признакам можно отнести: неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничивать выпуск продукции и устанавливать завышенные цены; торможение НТР, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов; чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов. Позитивные признаки монополии: низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента; преимущество в использовании достижений НТР, благодаря достаточным финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок); сохранение и укрепление конкурентоспособности на мировых рынках требуют концентрации финансовой и производственной мощи. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия.

 

 

2. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

2.1. Максимилизация прибыли в монополии

 

Если кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную ее цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Так как чистый монополист представляет собой всю отрасль (он единственный в отрасли), то его кривая спроса есть одновременно кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид. Это позволяет сделать три важных вывода.

Первый вывод. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кривой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы МR становится меньше, чем цена Р для каждого выпуска, кроме первого. Если монополист понижает цену, то это касается всех единиц продукции, а это значит, что предельный доход –доход от одной дополнительной единицы продукции – будет меньше цены.

Второй вывод. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства.

Третий вывод касается ценовой эластичности спроса. Вспомним, что спрос будет эластичным по цене, если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит, и валового дохода. Если же падение цены будет уменьшать валовой доход, то спрос будет неэластичным. Это означает, что графически эластичный участок кривой опроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода ТR (см. рис. 4). Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D, и будет избегать таких комбинаций «цена — количество», которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса D [15, c. 97].

Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы, Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (МR = МС) [15, c. 97].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

092514 0136 3 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Графически это выглядит так (рис. 3). Если монополист назначит цену выше Рm, то он сдвинется влево по кривой спроса, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Рm, то он сдвинется вправо по кривой спроса, объем продаж будет выше максимизирующего прибыль уровня [15, c. 97].

На рис. 3 совокупная прибыль, получаемая монополистом, будет
равна площади четырехугольника АРmВС. Отрезок АРm
отражает при
быль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий при
быль объем производства [15, c. 97].

 

 

 

 

 

 

 

092514 0136 4 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм [15, c. 97].

Такой подход к исследованию монополии разрушает некоторые несправедливые обвинения в ее адрес.

Во-первых, монополист вовсе не стремится «заломить» свою монопольную цену. Она, как и в случае со свободной конкуренцией, устанавливается при условии МR = МС. И если монополист установит цену выше Рm, то, как уже было сказано, это повлечет за собой снижение количества продукции ниже Qm, а также прибыли. Это невыгодно монополисту [15, c. 97].

Во-вторых, монополист всегда заботится о максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И ради этого он скорее станет продавать больше и дешевле ради большей совокупной прибыли, чем меньше и дороже ради меньшей совокупной прибыли [15, c. 97].

В-третьих, чистая монополия не всегда получает прибыль. Она может терпеть и убытки (рис. 4). Когда издержки велики настолько, что спрос не покрывает их, то монополист терпит убытки, размер которых определяет площадь РmАВС. Но фирма будет продолжать функционировать до тех пор, пока ее убыток не превысит постоянные издержки. На рис. 4 при Q = QmРm > АVС, следовательно, монополист будет продолжать работать, так как его совокупный убыток меньше его средних постоянных издержек АFС (АFС = АТС — АУС) [15, c. 97].

 

092514 0136 5 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Изучая чистую конкуренцию, можно отметить ее эффективность, как производственную, так и в области распределения ресурсов. О чистой монополии этого сказать нельзя. Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции (Qm) и назначать более высокую цену (Рm), чем сделал бы конкурирующий производитель (Qс и Рс) (рис. 5).

Если максимизирующая прибыль монополиста цена больше конкурентной цены, то это значит, что общество более высоко оценивает продукцию монополиста. Если максимизирующий прибыль монополиста объем производства меньше конкурентного, то это означает, что монополистом производится недостаточное количество продукта [15, c. 97].

 

092514 0136 6 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Следовательно, распределение ресурсов оказывается, с точки зрения общества, нерациональным. Имеет место недораспределение ресурсов -монополист считает выгодным ограничить выпуск, а значит, использовать меньше ресурсов, чем это является оправданным, с точки зрения общества.

Можно и иначе объяснить факт уменьшения благосостояния общества в результате функционирования монополий. Известно, что на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а при монопольной власти цена превышает предельные издержки. Отсюда следует вывод: так как монополия приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, имеет место ухудшение благосостояния потребителей и улучшение благосостояния фирм. Но как при этом изменяется благосостояние общества в целом? Из-за более высокой цены потребители теряют часть излишка, равную площади трапеции (А + В). Производитель, однако, получает прибыль, равную площади прямоугольника А, но теряет часть своего излишка, обозначенную треугольником С. Следовательно, чистая прибыль производителя составляет (А – С). Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем: (А + В) — (А — С) = В + С. Это чистые убытки общества от монопольной власти, или мертвый груз монополии, — понижение благосостояния, соответствующее уменьшению величины потребительского излишка и излишка производителя по сравнению с ситуацией равновесия на свободном рынке. Его величина соответствует площади треугольника (В + С). Первым, кто в середине 50-х годов попытался определить мертвый груз монополии, был А. Харбергер, поэтому треугольники, соответствующие издержкам общества от существования монополии, получили название харбергеровских треугольников [15, c. 97].

Следующий вопрос: верно ли, что монополисты стремятся к технологическим усовершенствованиям и с их помощью понижают издержки производства? Если да, то делают ли они это лучше, чем конкурентные производители?

Конкурентные фирмы, конечно, имеют большой стимул к нововведениям. Как известно, что свободная конкуренция лишает фирмы экономических прибылей. Да и нововведения очень быстро копируются другими конкурирующими фирмами.

Монополист же благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль может получать экономическую прибыль. А это значит, что он будет иметь больше финансовых ресурсов для научно-технического прогресса. Но есть ли у него стремление к этому?

С одной стороны, отсутствие конкурентов не будет толкать монополиста к новшествам. С другой стороны, научно-исследовательская работа, технические нововведения могут стать одним из барьеров для вступления в отрасль. Да и нельзя отрицать, что научно-технический прогресс есть средство понижения издержек производства, а значит, увеличения прибылей.

Выходит, что трудно сделать вывод об эффективности монополии таков:

1. Если экономика статична, если эффект от масштаба равно доступен всем фирмам (и чисто конкурентным, и монопольным), то чистая конкуренция эффективнее чистой монополии, так как она стимулирует использование лучшей га известных технологий и распределяет ресурсы в соответствии с потребностями общества.

2. Если экономика динамична, если эффект от масштаба доступен лишь монополисту, то чистая монополия более эффективна.

 

2.2. Оценка монопольной власти

 

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если имеется дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством, многих странах предприятия естественной монополии являв государственной собственностью [17, c. 154].

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, правило, либо монопольная власть делится между нескольким крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом: висит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем лее эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д. [17, c. 154].

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется инке рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка [17, c. 154].

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены предельных издержек). Монопольная власть и соответственно Монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка [17, c. 154].

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизиронная структура, поддерживаемая созданием в последние годы личного рода концернов, ассоциаций и других объединений)
одной из целей которых является поддержание высоких цен; обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики, мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов [17, c. 154].    

В современной экономической теории и практике чаще всего используются два показателя монопольной власти – индекс Лернера в индекс Херфиндаля — Хирпшана.

Первый показатель был предложен в 1934 г. А. Лернером и основан на рассмотрении высоких прибылей в качестве признака монополии:

 

092514 0136 7 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

где 092514 0136 8 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ – индекс Лернера;

Рm
– монопольная цена;

МС – предельные издержки;

E – эластичность спроса на продукцию.

Если b положителен, то это говорит о том, что фирма обладает монопольной властью. Чем выше значение индекса Лернера, тем выше монопольная власть. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на уровне предельных издержек, следовательно, I L
= 0.

Поскольку точное определение предельных издержек чрезвычайно затруднено, то на практике при подсчете индекса Лернера предельные издержки заменяют средними. Тогда исходная формула принимает вид:

092514 0136 9 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

При умножении числителя и знаменателя на Q индекс Лернера можно определить как отношение прибыли (p) к валовому доходу (ТR):

092514 0136 10 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

<

Основной недостаток индекса Лернера состоит в том, что не всегда высокие прибыли служат признаком монополии. Это имеет место в случае многократного превышения бухгалтерской прибыли над экономической прибылью. Подобные ситуации, к примеру, все чаще возникают в современных высокотехнологичных информационных производствах, когда велика оплата собственного интеллектуального капитала преуспевающего бизнесмена.

Другой показатель монопольной власти назван по имени предложивших его ученых – индекс Херфиндаля – Хирпшана. Он основан на использовании данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Соответственно, чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности возникновения монополии. Индекс Херфиндаля – Хирпшана рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:

092514 0136 11 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

где 092514 0136 12 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ – индекс Херфиндаля — Хирпшана;

092514 0136 13 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ранжированные по величине удельные веса фирм.

Если отрасль представляет собой чистую монополию (одна фирма), то S1 = 100% и IИН
= 10 000. Если отрасль совершенно конкурентна, к примеру, в ней действуют 100 одинаковых фирм, то Sn = 1% и Iин = 100. Индекс Херфиндаля — Хирпшана применяется и для определения степени концентрации в условиях других типов рыночных структур несовершенной конкуренции.

Показатели монопольной власти широко используются при проведении антимонопольной политики.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба присутствуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др. [17, c. 154].    

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получи которое достаточно сложно. Не менее сложно и получить относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей [17, c. 157].

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы, в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией, большинство российских монополий таковыми не являются фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента [17, c. 157].

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм нок с продукцией, способной эффективно заменить продукт монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд [17, c. 157].

 

2.3. Монополия и эффективность

 

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней :ре, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используется не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.

Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным ним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается [17, c. 159].

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений [17, c. 159].

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной ночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки [17, c. 159].

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективной представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокой цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирм необходимы значительные средства для финансирования НИОКР которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результат использования в производстве научно-технических достижений сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких является стимулом инновационной деятельности. Если бы за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало снижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.    

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.    

 

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИСТОВ

 

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений
[18, c. 24].

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность [18, c. 24].

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. [18, c. 24].

Еще одна особенность современной монополизации усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне [18, c. 24].

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20% [11, c. 13].

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов [18, c. 25].

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития [18, c. 25].

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям [18, c. 25].

В конце 90- х годов и начале XXI века по-прежнему сохраняется часть монопольных отраслей промышленности – в сфере железнодорожного транспорта, энергетики и ВПК (военно-промышленный комплекс). При этом заметим, что Россия не избежала негативного воздействия отраслей — естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500 [11, c. 4].

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей — естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы [11, c. 4].

В 90-х годах отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен [11, c. 5].

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями [11, c. 5].

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса [18, c. 24].

В последние годы в Российской экономике наблюдается следующая тенденция: традиционная форма конкуренции (между мелкими и средними предприятиями) уже перестает быть единственно возможной, появляются и завоевывают все большее влияние на рынке другие ее виды: конкуренция между монополиями, между монополиями и аутсайдерами, а также конкуренция внутри монополий. Несмотря на все усилия нашего законодательства, пытающегося запретить монополизм в России, централизация производства и капитала приобретает поистине угрожающие размеры. Свидетельством этого служит появление все большего числа различных картелей, трестов и синдикатов [18, c. 24].

Но если и есть в этом явлении какие-то негативные моменты, то, когда мы говорим о естественных монополиях, — ситуация диаметрально противоположная. Конкуренция в этих областях оказывается не только экономически невыгодной, но порой может нести разрушающие последствия для всей экономической жизни страны [18, c. 25].

Место естественных монополий на рынке обеспечивает эффективное функционирование системы в целом. Государство, осознавая это, пытается оказывать на них максимально возможное влияние не обращая, порой, при этом внимания на изменившуюся по сравнению с административно — командной системой ситуацию. Дело в том, что относительно положения естественных монополий, в настоящее время, можно говорить, как нам кажется, о необходимости регулирования их деятельности, но не в коей мере об их изолированности от рынка путем полного «огосударствлении» [14, c. 33].

Специфические особенности естественных монополий в России обусловлены многочисленными факторами, в том числе и, прежде всего, факторами, связанными с особенностями географического положения страны. Во — первых, это ее огромные размеры; во-вторых, климатические особенности (большая часть России — северные или около северные земли, и поэтому недостаток тепла она должна возмещать излишним — по сравнению с другими странами — расходованием энергии); в-третьих, достаточность сырьевой базы (Россия располагает 13% всех разведанных запасов нефти, 40% газа, половиной угля) [14, c. 33].

В России в силу ограниченности действия рыночных отношений и огромного хозяйственного пространства фактически у любого предпринимателя появляется шанс к занятию монопольного положения. Кроме того, в России большую роль играли государственные монополии, поэтому важнейшей для экономического развития России была и остается проблема выбора: какая из форм монополии – государственная или частная – является более предпочтительной или менее негативной по своим последствиям для защиты национальных интересов. К особенностям российского монополизма относится и хроническая разбалансированность российской экономики, а так же несовершенство российского законодательства в силу чего даже сейчас наблюдается существование различных видов регулирования монопольных форм, в том числе и различия между федеральным и региональном уровнями [14, c. 33].

Обобщая особенности естественных монополий в российской экономике, стоит сказать, что основной чертой этих монополий является их трансформация из советских отраслей-ведомств в структуры, сохраняющие много общего с прошлым [14, c. 33].

Три главных естественных монополиста России:

1) РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

2) ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

3) МПС (железнодорожные перевозки);

4) «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).

Краснодарские естественные монополисты: ГТС «Кубаньэлектросвязь», Водоканал, ЖКХ и др.

Пристальное внимание к естественным монополиям со стороны государства обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами: 1) Естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики. Их меньше всего затронул спад производства. 2) В России естественные монополии являются бюджетообразующими отраслями. Например, налоги с «Газпрома» составляют 25% всех налоговых поступлений [14, c. 33].

092514 0136 14 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ092514 0136 15 МОНОПОЛИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Рис. 6. Монопольное положение РАО «РЭС России» [14, c. 33].

 

Однако практика последних лет показывает, что при ослаблении государственного контроля предприятия этих же отраслей становятся крупнейшими неплательщиками налогов. 3)Естественные монополии — это затратообразующие отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен. 4)Деятельность естественных монополий находится в центре проблемы неплатежей. Посредством высоких тарифов они могут перекладывать финансовое бремя с тех, кто не имеет возможности платить, на тех, кто еще в состоянии это делать. Тем самым создаются дополнительные условия для неплатежей. 5)Несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению доходности в пользу естественных монополий. Об этом свидетельствует то, что РАО «ЕЭС России» контролирует 98% потребителей, РАО «Газпром» – 94% внутреннего газового рынка, МПС – 77% грузооборота. 6)Неэффективная ценовая политика увеличивает ценовые диспропорции между регионами, ведет к разрыву межрегиональных экономических связей [14, c. 34].

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений [14, c. 34].

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги [14, c. 34].

Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;

2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции [14, c. 34].

Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие «Кировфармация», включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины «Оптика», фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона «О конкуренции» и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия [14, c. 35].

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10 – 15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше [14, c. 34].

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов [14, c. 34].

Цели реформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии [14, c. 34].

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты [14, c. 34].

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани ОАО «Кубаньэнерго» — основной поставщик электрической энергии на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. С 1 июля 2007 года ОАО «Кубаньэнерго» входит в зону ответственности ОАО «МРСК Юга».

В состав энергосистемы входят 11 электросетевых предприятий (Краснодарские, Сочинские, Армавирские, Адыгейские, Тимашевские, Тихорецкие, Ленинградские, Славянские, Юго-Западные, Лабинские, Усть-Лабинские). Общая протяженность линий электропередачи достигает 90 тыс. км. Площадь обслуживаемой территории — 76 тыс. кв. км, численность населения — более 5, 5 млн. человек.

Основная задача компании — обеспечивать надежное и стабильное энергоснабжение всех потребителей Краснодарского края и Республики Адыгея, а также растущие потребности экономики регионов в электроэнергии. Кубаньэнерго является крупнейшим налогоплательщиком края. Участие компании в социально-экономической жизни региона не ограничивается только налоговыми отчислениями, оно осуществляется и через обеспечение занятости предприятий смежных отраслей. Так, около 80% подрядных работ для энергетиков выполняют кубанские предприятия.

ОАО «Кубаньэнерго» — крупнейшая распределительно-сетевая компания Юга России, осуществляющая передачу и распределение электрической энергии напряжением 110 кВ и ниже потребителям электроэнергии Краснодарского края и Республики Адыгея. Общая протяженность линий электропередачи Общества достигает 89,1 тыс. км.  Деятельность ОАО «Кубаньэнерго» по передаче электроэнергии регулируется государством в части установления тарифов на передачу электроэнергии и ставок на технологическое присоединение, а также обеспечения недискриминационного доступа потребителей к электрическим сетям.

В состав Общества входят 16 филиалов, из них — 11 электросетевых филиалов:

1. Краснодарские электрические сети;

2. Сочинские электрические сети;

3. Армавирские электрические сети;

4. Адыгейские электрические сети;

5. Тимашевские электрические сети;

6. Тихорецкие электрические сети;

7. Ленинградские электрические сети;

8. Славянские электрические сети;

9. Юго-Западные электрические сети;

10. Лабинские электрические сети;

11. Усть-Лабинские электрические сети.

ОАО «Кубаньэнерго» ведет свою основную деятельность в условиях естественной монополии, осуществляя передачу электроэнергии потребителям, присоединенным к его сетям, поэтому переход потребителей от одной энергосбытовой организации к другой не скажется на объемах оказываемых Обществом услуг.

Стабильное развитие экономики Краснодарского края требует значительного расширения производственных возможностей ОАО «Кубаньэнерго. Ускоренная реализация инвестиционной программы Общества должна не только обеспечить удвоение на период до 2011 года потребления электроэнергии, но и значительно повысить надежность энергоснабжения. С учетом изложенного риск снижения спроса на электроэнергию и мощность представляется минимальным, так как на ближайшие 5 лет спрос будет иметь стабильную динамику роста.

В Краснодарском крае и Республике Адыгея с 01.01.2007 г. действует единый («котловой») тариф на услуги по передаче электрической энергии. За ОАО «Кубаньэнерго» закреплен статус «вышестоящей сетевой компании – держателя котла». В 2007 году РЭК-ДЦТ КК приняла схему расчетов «котел сверху». Данная схема подразумевает, что все энергосбытовые компании, реализующие электроэнергию на региональном рынке, оплачивают ОАО «Кубаньэнерго» услуги передачи электроэнергии через электрические сети всей региональной энергосистемы в рамках договоров на передачу электроэнергии, а ОАО «Кубаньэнерго» оплачивает услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций края, за исключением сетевых организаций, оказывающих услуги только потребителям ОАО «НЭСК».

В 2007 году основными потребителями услуг ОАО «Кубаньэнерго» по передаче электрической энергии являлись:

— энергосбытовые компании – субъекты оптового рынка, осуществляющие деятельность по реализации электроэнергии конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям Общества и иным владельцам сетевого оборудования: ОАО «Кубаньэнергосбыт», ООО «Транснефтьсервис С», ОАО «Нижноватомэнергосбыт», ООО «Дизаж М», ОАО «НЭСК», ЗАО «МАРЭМ+», ООО «Русэнергосбыт»;

Таблица 1 – Динамика тарифов на технологическое присоединение ОАО «Кубаньэнерго»

Диапазон мощности, кВт

Уровень напряжения в точке присоединения, кВ

ОАО «Кубаньэнерго» 

2007 год 

2008 год 

Объем мощности при расчете платы за ТП, кВт

Заявленная плата за ТП, руб./кВт, без НДС

Установленная плата за ТП, руб./кВт, без НДС

 

 

 

В настоящее время действует плата, установленная с 22.07.2006г./

Новое тарифное дело формируется.

  

до 30 кВт включительно

0.4 кВ 

28223 

2400 

1695 

от 30 до 100 кВт включительно

0 

3400 

2000 

свыше 100 до 750 кВт включительно

свыше 750 кВт 

 

 

 

до 100 кВт включительно 

6-10 кВ

24064 

2400 

2000 

свыше 100 до 750 кВт включительно

51915 

3400 

1890,3 

свыше 750 кВт 

68640 

6880  

1488,2  

до 15 кВт включительно

0,4 кВ, физ. лица для коммунально-бытовых нужд

550 руб. с НДС за одно присоединение 

Примечание: при нехватке мощности в центре питания, недостаточной пропускной способности линий, с потребителем заключается договор возмездного оказания услуг по ставке 11000 руб./кВт в соответствии с решением РЭК-ДЦТ КК от 07.08.2006 №26/2006-Э.

 

— ряд независимых региональных производителей электроэнергии (блок-станции) и субъекты розничного рынка электроэнергии (МУП «Майкопские ГЭС», ООО «Кубань Ресурс»).

Потребителями услуг ОАО «Кубаньэнерго» по технологическому присоединению к сетям являются все юридические и физические лица, заинтересованные в технологическом присоединении к сетям Общества.

Цены (тарифы) на услуги Общества устанавливаются РЭК-ДЦТ КК. Котловые тарифы на передачу электроэнергии, действующие в 2007 году, утверждены решением РЭК-ДЦТ КК от 20.12.2006 № 64/2006-Э.

 

Таблица 2– Тарифы на услуги ОАО «Кубаньэнерго» в 2007 г.

Уровень напряжения 

Ставка за содержание электрических сетей

Ставка на оплату потерь электрической энергии в сетях

Итого 

руб/МВт*ч 

руб/МВт*ч 

руб/МВт*ч 

Высокое напряжение (110 кВ и выше)

426,25 

29,02 

455,97 

Среднее первое напряжение (35 кВ)

512,36 

43,62 

555,98 

Среднее второе напряжение (20-1 кВ) 

853,86 

102,12 

955,98 

Низкое напряжение (0,4 кВ и ниже) 

1 097,87 

278,10 

1 375,97 

 

В 2007 году РЭК – ДЦТ КК при установлении «котлового» тарифа на услуги передачи электрической энергии был учтен отпуск конечным потребителям десяти энергосбытовых компаний, по факту 2007 года с ОАО «Кубаньэнерго» по «котловому тарифу» рассчитывались 14 энергосбытовых компаний.

В 2007 году в НВВ ОАО «Кубаньэнерго» РЭК-ДЦТ КК были учтены затраты ОАО «Кубаньэнерго» на передачу электроэнергии по сетям 28 сетевых организаций, по факту 2007 года оплата за транзит электрической энергии производилась 35 сетевым организациям.

По итогам 12 месяцев 2007 года фактический средний тариф на передачу электроэнергии (без учета нагрузочных потерь) составил 98,90 коп/кВтч, что на 0,94 коп/кВтч выше планового тарифа (97,96 коп/кВтч).

Плата за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям Общества также устанавливается решениями РЭК – ДЦТ КК. В 2007 году действовали ставки за технологическое присоединение, установленные РЭК – ДЦТ КК в 2006 году:

Таблица 2 – Тарифы на технологическое подключение в 2006 – 2007 гг.

Категория заявителя 

Размер платы, руб./кВт

Дата принятия тарифного решения

Размер платы, руб./кВт
(без НДС)

Размер платы, руб./кВт
(с НДС)

1.Физические лица, до 150 м2 включительно, с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно

  

550,0 

Решение РЭК – ДЦТ КК от 20.07.2006 № 24/2006-э

2.Юридические и физические лица при присоединяемой мощности до 30 кВт включительно, за исключением п. 1

1 695,0 

2 000,10 

Решение РЭК – ДЦТ КК от 20.07.2006 года № 25/2006-э  

3.Юридические и физические лица при присоединяемой мощности от 30 до 100 кВт включительно

2 000,00 

2 360,00 

4.Юридические и физические лица при присоединяемой мощности от 100 до 750 кВт включительно

1 890,30 

2 230,55 

5.Юридические и физические лица при присоединяемой мощности более 750 кВт

1 488,20 

1 756,08 

6.Максимальная ставка за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Кубаньэнерго» при отсутствии технической возможности технологического присоединения в следующих муниципальных образованиях: город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Краснодар, город Новороссийск, город-курорт Сочи, город Туапсе, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район.

11 000,00  

12 980,0 

Решение РЭК – ДЦТ КК от 07.08.2006 года № 26/2006-э  

 

Другим естественным монополистом Кубани в области энергетики является ОАО «НЭСК», которое осуществляет снабжение электроэнергией потребителей всех крупных городов края: Краснодар, Абинск, Анапа, Апшеронск, Горячий Ключ, Гулькевичи, Кропоткин, Курганинск, Лабинск, Новокубанск, Приморско-Ахтарск, Славянск, Тимашевск, Тихорецк, Туапсе, Усть-Лабинск, Белореченск, Геленджик, Крымск, Армавир, Ейск, Сочи, Темрюк, Кореновск, Новороссийск и пос. Мостовской. Полезный отпуск ОАО «НЭСК» в 2007 году составил 5 181 млн. кВтч. На текущий 2008 год компанией запланирован рост полезного отпуска электрической энергии на 5791129,64 тыс. кВтч.

 

Таблица 4 – Тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» на 2008 год ( установлены решением РЭК-ДЦТ КК от 18 декабря 2007 года № 56/2007-Э)

Показатель (группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток)

 

Тарифы

коп/кВт*ч 

Городское население

 

Население, проживающее в домах, оборудованных газовыми плитами

 

Одноставочный тариф 

202

Тарифы, дифференцированные по зонам суток

 

Дневная зона с 7-00 до 23-00 часов 

202

Ночная зона с 23-00 до 7-00 часов 

112

Население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами

 

Одноставочный тариф 

141

Тарифы, дифференцированные по зонам суток

 

Дневная зона с 7-00 до 23-00 часов 

141

Ночная зона с 23-00 до 7-00 часов 

112

Сельское население

 

Одноставочный тариф 

141

Тарифы, дифференцированные по зонам суток  

 

Дневная зона с 7-00 до 23-00 часов 

141

Ночная зона с 23-00 до 7-00 часов 

112

 

Юридические лица

Диапазоны напряжения

ВН

СН-1

СН-2

НН

Одноставочный тариф

140 

150 

190 

232 

Двухставочный тариф

       

-плата за мощность 

173 

188 

237 

283 

-плата за энергию 

119 

127 

160 

194 

Тарифы, дифференцированные по зонам суток

       

-ночная зона 

105

112 

142 

174 

-полупиковая зона 

140 

150 

190 

232 

-пиковая зона 

203 

218 

275 

336 

 

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. № 205 с 1 января 2007 г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии:

С 1 января по 30 июня 2007 г. – от 90% до 95%;

С 1 июля по 31 декабря 2007 г. – от 85%; до 90% и т.д.

С 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.

Таким образом, с 2007 года поставка электроэнергии потребителям по регулируемым тарифам будет производиться в объеме, пропорциональном объему покупки ОАО «НЭСК» по регулируемым ценам на оптовом и розничном рынке (за исключением объемов для населения).

ОАО «НЭСК» начинает производить расчеты по нерегулируемым ценам в соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными ПП РФ от 31.08.2006 № 530 и «Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода», утвержденными ПП РФ от 31.08.2006 № 529.

Свободная (нерегулируемая) цена рассчитывается на основании отчетов о результатах расчетов объемов и стоимости электроэнергии на оптовом рынке за каждый месяц Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП АТС) для ОАО «НЭСК».

Таким образом, монополии на современном этапе это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. С другой стороны монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

Монополия – это господство в отрасли одной фирмы. Признаки монополии: монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей; производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители); вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров).

Также хотелось бы отметить, что существует три вида монополий– закрытая, естественная и открытая, каждая из которых имеет свои характеристики. Хотя при этом современные экономисты –теоретики выделяют три типа монополий – монополия отдельного предприятия, монополия как соглашение, монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

И в зависимости от этого выделяют формы монополистических объединений – картель, синдикат, многоотраслевой концерн, трест. В качестве последствий возникновения и существования монополий хотелось бы отметить – транснациональный характер экономических монополистических объединений, усиление централизации капитала, концентрация производства, существование монопольных цен торможение развития прогресса, снижение конкуренции.

Можно сказать, что монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Российский монополизм зародился еще во времена существования СССР, периода господства командно-административной системы, диктата государства. В то же время, объединение фирм порождает не только монополию; нередко оно приносит также определенные выгоды.

Например, объединение более крупное, чем то, которое соответствовало бы по размерам величине обслуживаемого им рынка, в большей мере заинтересованно в проведении политики стимулирования потенциальных покупателей, чем в этом заинтересован мелкий индивидуальный производитель, т.к. подобное объединение вправе рассчитывать на большую долю выигрыша в результате осуществляемых с этой целью инвестиций. Кроме того, крупное объединение нередко обеспечивает определенную экономию, которая невозможна в условиях, когда государство проводит политику поддержания активной конкуренции.

С другой стороны, несомненно, что те формы монопольных соглашений, в соответствии с которыми рынок делится между несколькими участниками, не только не обеспечивают подобной экономии, но в действительности порождают отрицательные экономические эффекты, т.к. способствуют сохранению слабых фирм.

Политика государства при монополизации экономики должна заключаться в следующем. Вместо того, чтобы путем мер по предупреждению создания объединений стремиться помешать промышленным концернам пользоваться монополистической властью, государство должно пытаться путем сохранения потенциальной (а не реальной) конкуренции сделать так, чтобы использование этой власти соответствовало интересам государства и, используя, антимонопольное законодательство, помешать монополиям заполучить избыточную рыночную власть.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

С начала 90-х годов прошлого века проблемы необходимости антимонопольного регулирования остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью копирует ее цену и объем выпуска.

Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные вия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.

Чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач — стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Хотя монополист может влиять на цену своего товара, но предельный анализ максимизации прибыли аналогичен случаю конкурентного рынка. Максимизация прибыли подразумевает, что предельный доход на выпускаемое количество товара должен равняться предельным издержкам. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, в условиях совершенной конкуренции. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.

В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. // Российская газета августа 2006 г.
  2. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: ФЗ № 117-ФЗ от 4 июня 1999 г. ФЗ РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1918.
  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник М., 2007.
  4. Барр Р. Политическая экономия. Т. 1., М., 2005.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. М., 2008.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие. М., 2007.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). М., 2006.
  8. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М., 2003.
  9. Войтов А.Г. Экономика: общий курс. –М.: Маркетинг, 2008.
  10. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. Дубна, 2005.
  11. Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга, М., 2008.
  12. Курс экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров, 2008.
  13. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2. М., 2008.
  14. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. СПб., 2007.
  15. Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 1., М., 2003.
  16. Самуэльсон П. Экономика. М., 2003.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 2007.
  18. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 2005.
  19. Экономика / Под ред. А.С. Булатова, М., 2007
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.11MB/0.00047 sec

WordPress: 23.69MB | MySQL:118 | 2,502sec