НАЗВАТЬ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

<

101014 1829 1 НАЗВАТЬ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

Деньги — мера стоимости товаров. Первая функция денег состоит в том, чтобы стать средством выражения товарных цен.

Когда для определения цены товара деньги приравниваются к его стоимости, они выполняют функцию меры стоимости, формируют цену товара. Цены — это своего рода любовные взгляды, которые товары бросают на деньги. Отметим, не деньги дают возможность определить цену товара. Деньги являются лишь формой проявления того, что заложено в нем самом. Цена — это денежное выражение стоимости товара.

Для того чтобы определить цену товара, нужно мысленно приравнять его к определенному количеству денег. Иными словами, эту функцию деньги выполняют идеально: достаточно просто знать, что есть деньги, и цена товара будет определена. Тем не менее, в цене мы имеем дело не с мыслью, а с реальным денежным товаром.

Цена товара зависит от двух моментов: свойств самого товара; цены денежного материала.

С повышением цены на драгоценный металл цены товаров понижаются, с понижением цены на него цены товаров возрастают. Поэтому открытие новых богатых месторождений золота неоднократно приводило к мировым «революциям цен».

При одновременном изменении свойств товара и цены денежного материала, общих условий производства и обращения цена товара может изменяться в различных направлениях.

Поскольку определение цен — процесс идеальный, постольку для него Современные денежные масштабы совершенно условны, на них просто ведется счет. Они держатся на всеобщем признании, регулируемом не экономическими, а правовыми законами.

Поскольку современные формы денег условны, при характеристике их функций не всегда используется понятие меры стоимости и формируемого на ее базе масштаба цен, их пытаются заменить. Однако термин «единица счета» по сути вкладываемого в него смысла тождествен термину «масштаб цен». Применяемое С. Фишером, Р. Дорнбушем и Р. Шмалензи понятие «мера отложенных платежей» адекватно понятию «мера стоимости». Таким образом, сложившаяся концепция полностью выражает некоторые новые моменты, возникшие в современной экономике.

Деньги — средство обращения товаров. Развитие товарного обмена приводит к тому, что в него вклинивается посредник. В результате процесс обмена обретает вид

товар — деньги — товар Т-Д-Т.

Таким образом, обмен распадается на два самостоятельных одновременно совершаемых дополняющих друг друга акта:

– товар вступает в сферу обращения, идет превращение товара в деньги путем его продажи Т—Д;

– совершается обратное превращение денег в товар, покупка на вырученные деньги полезного блага Т—Д. В результате товар уходит в сферу потребления.

Появление посредника в обмене товаров преобразует его в товарное обращение. Товарным обращением называется обмен товаров посредством денег. При совершении товарной сделки деньги выполняют особую функцию средства обращения.

Движение товаров в сфере обращения — исходный и конечный пункт, движение денег носит подчиненный характер.

Для определения количества денег, необходимого для покупки товара определяется ценой товара, формируемой за счет выполнения деньгами функции меры стоимости. Как мера стоимости деньги — идеальная мысленно представляемая форма. Как средство обращения это уже реальность, которой расплачиваются.

В качестве средства обращения деньги, во-первых, знаменуют реализацию товара и, во-вторых, вводят владельца денег в товарный мир, представляют всю массу товаров, которые можно купить.

Деньги в функции средства обращения имеют не только качественную, но и количественную определенность. Она зависит от ряда факторов: а) движения товарных цен; б) массы обращающихся товаров и количества заключаемых сделок; в) массы обращающихся денег; г) скорости обращения денег.

Первые две экономические функции денег — мера стоимости и средство обращения — являются основными, достаточными для определения любого товара в качестве денег. Поэтому в экономической литературе широко распространены функциональные определения денег.

Когда П. Самуэльсон писал, что «деньги выполняют две различные функции: они выступают, во-первых, как средство обмена и, во-вторых, как единица масштаба цен или счета»1, он фактически солидаризировался с К. Марксом, утверждавшим: «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги»2.

Деньги — средство накопления и образования сокровищ. Функция денег как средства накопления может быть выражена научной формулой

Т – Д↓

т. е. после реализации товара обладатель денежной выручки не обратил ее в новый товар, деньги «выпали в осадок», ушли из обращения, стали средством накопления.

Деньги в принципе могут выполнять данную функцию потому, что они – признаваемый обществом залог, дающий право на превращение денег в товары в будущем в любой момент.

Выполнение деньгами функции средства накопления обусловлено потребностями в расширенном общественном воспроизводстве, дорогостоящем потреблении, страховании.

Функцию средства накопления выполняют как реальные деньги, так и их представители — бумажные и иные виды денег.

Реальные деньги, т. е. деньги в виде драгоценных металлов, деньги, имеющие внутреннюю стоимость, в процессе накопления становятся сокровищем. В качестве сокровища выступают драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы — палладий, родий, иридий, рутений и осмий), драгоценные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в обработанном виде, уникальные янтарные образования) и изделия из них.

Представители реальных денег служат средством накопления в ограниченных временем и пространством масштабах.

Стремление к накоплению денег по своей природе не обладает качественной определенностью, безмерно, не имеет пределов.

Деньги — средство платежа. Платежом называется движение денег, независимое от движения товаров. Эта функция может быть выражена научной формулой

Д → Д↓.

Иными словами, идет просто перечисление (трансферт) денег. Почему и при каких условиях деньги выполняют данную функцию? При совершении товарной сделки одна и та же величина стоимости раздваивается. Возмездность обмена предполагает, что товаровладельцы одновременно в одном и том же месте обладают эквивалентами. Однако с развитием товарного обращения совершаются такие расчеты, при которых движение товаров как полезных благ, потребительных стоимостей отделяется во времени и пространстве от движения их цен. Причины этого могут быть самые различные: производство товаров имеет разную продолжительность, обмен может осуществляться в разные сезоны года, требовать разных транспортных перевозок. В итоге один владелец товара выступает в качестве продавца раньше, чем другой способен выступить в качестве покупателя, товар поступает в потребление раньше, чем оплачивается. Обращение товаров становится невозможным. Выход состоит в развитии функции денег. В случае совершения сделки один ее участник продает наличный товар, а другой — будущие деньги. Тогда продавец становится кредитором, а покупатель — должником. Происходит качественное и количественное развитие функций денег, они становятся средством платежа.

При продаже товара деньги — посредник, при платежах — самостоятельный товар, а самостоятельность порождает исключительность. В условиях товарного обращения решающее влияние на заключение сделки оказывает привлекательность товара: тот, кто обладает хорошим товаром, располагает и деньгами. С появлением системы платежей деньги резко повышают свой общественный статус. Тот, кто располагает деньгами, находит любой товар. В итоге частная система расчетов в виде платежей создает общую монетарную систему. В придании особого значения функции денег как средства платежа заключается исток всех монетаристских концепций.

<

Дополнительная функция денег приводит к гигантским изменениям в товарном хозяйстве в целом. Трансформируются потребность в них, их вид, появляются особые институты, занимающиеся их обслуживанием.

Мировые деньги. Функционирование денег в обороте между государствами и иностранными подданными делает их мировыми деньгами. Деньги, обслуживающие международные экономические отношения, называются валютой. В ее структуре выделяется национальная и иностранная валюта.

В соответствии с нормативными актами в состав национальной валюты Российской Федерации включаются: а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты; б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории соответствующего государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта представляет собой: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Мировые деньги функционируют в качестве: интернационального средства платежа, причем данная функция является преобладающей. Это объясняется тем, что международная торговля строится либо на предоплате, либо на кредитовании; средства учета торгового и платежного баланса страны; всеобщего покупательного средства; глобального общественного богатства, особенно в тех случаях, когда речь идет о вывозе финансовых ресурсов за границу.

Подробное рассмотрение каждой из выполняемых деньгами функций позволяет определить денежную сущность. Итак, сущность денег выводится из их функций (прежде всего — как средства обмена и средства платежа). Такой характерный для современной экономической науки подход — выводить сущность денег из их функций — был сформулирован английским экономистом Дж. Хиксом следующим образом: деньги — это то, что используется как деньги.

Из сказанного вытекают три основных свойства денег, раскрывающих их сущность:

  • деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар;
  • деньги выражают меновую стоимость товаров. Через них определяется цена товара, а это даёт количественное сравнение разных по потребительным стоимостям товаров;
  • деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени, заключённого в товаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

 

Маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбыточной деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Маркетингу присущи свои основные законы и закономерности: общие, которые характеризуют маркетинг вообще и частные, которые присущи отдельным его частям. Кроме законов и закономерностей, маркетингу присущи и основные принципы, в основном, общие правила и положения, которых необходимо придерживаться. Они отражают сущность маркетинга и сводятся к следующему:

— необходимость полной и достоверной информации о внешних условиях функционирования организации;

— приспособление производства к условиям рынка, требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным влиянием на них;

— производство продукции, которое базируется на точном знании требований покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

— эффективная реализация продукции и услуг на общем рынке в запланированных условиях и в намеченные сроки;

— обеспечение будущей результативности (прибыли) производственно-коммерческой деятельности предприятия, то есть его направленность не на сегодняшний, а на долгосрочный результат маркетинговой деятельности предприятия, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для подготовки для подготовки производства товаров рыночной новизны;

— единство стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с кратковременным целенаправленным влиянием на них, на спрос и рынок для контроля над сферой реализации продукции (услуг).

В соответствии со сформулированными выше принципами, маркетинговая деятельность заключается в том, что проводится:

— анализ внешнего (по отношению к предприятию) состояния;

— анализ потребителей;

— изучение существующих и планирование будущих товаров;

— планирование товарооборота и сбыта продукции (услуг);

— обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта продукции (услуг);

— обеспечение ценовой политики;

— учет технических и социальных норм страны, которая импортирует товары;

— управление маркетинговой деятельностью как системой.

Основу маркетинга составляют разработка программы производства товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация доставки, установление цен, развертывание служб сервиса и т.п.

Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.

Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга — изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной «ниши».

Маркетинг второго типа — непреложная часть коммерческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может. Что же касается маркетинга первого типа, то он не всегда необходим, ибо в ряде случаев можно обойтись без «атак на потребителей», особенно если речь идет о дефицитном рынке.

Для хозяйственной деятельности промышленного предприятия целесообразно применять оба типа маркетинга одновременно. Только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.

Конкретная реализация маркетинга, т.е. его содержательное наполнение, зависит от характера предприятия, предлагаемого им товара, состояния рынка, намерений и амбиций предпринимателя. Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики, анализ не только рынка, но и самого предпринимательства. Чем многообразнее деятельность фирмы, тем многограннее маркетинг. Многогранность маркетинга зависит также от спроса потребителей и его сбалансированности. Так, несбалансированный спрос предопределяет реализацию функций по его выравниванию, а спрос, превышающий предложение, заставляет осуществлять демаркетинг, т.е. вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья.

Маркетинговая деятельность с целью достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках должна осуществляться в рамках выбираемой единой концепции. Такая концепция строится на определении потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признании необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.

Концепция маркетинга — сравнительно новый в историческом смысле подход в организации предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью выражений типа: «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы попытаться продать то, что можете произвести», «Любите клиента, а не товар» и т.д.

Главная цель маркетинга — ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга — не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.

Предвидеть, прогнозировать спрос можно лишь при постоянном изучении запросов потребителей.

Маркетинговая деятельность может быть направлена как на потребителей, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта (оптовая и розничная торговля), государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и другими внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность предприятия

 

3. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД АМОРТИЗАЦИЕЙ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Амортизация – возмещение в денежной форме стоимости износа основных фондов. Она представляет собой способ постепенного переноса стоимости фондов на выпускаемую продукцию. Отчисления, предназначенные для возмещения стоимости изношенной части основных фондов, называются амортизационными. Следует отметить, что основные фонды после каждого производственного цикла не требуют возмещения износа в натуральной форме, поэтому амортизационные отчисления накапливаются, образуя амортизационный фонд.

Общая сумма амортизации, переносимая на производимую продукцию, определяется как разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью основных фондов. Норма амортизации – это годовой процент перенесения стоимости основных фондов на продукцию.

Различают два основных метода начисления амортизации: равномерный (линейный) и ускоренный (нелинейный). При равномерном методе амортизация начисляется ежемесячно исходя из ее месячной нормы. Последняя рассчитывается путем деления годовой нормы амортизации на 12. Положительным моментом данного метода является простота его использования. Однако он не учитывает неравномерность износа основных фондов в отдельные периоды, не способствует в должной мере инновационному процессу на предприятии. В этой связи заслуживает внимания метод ускоренной амортизации оборудования.

Существует несколько методов начисления ускоренной амортизации.

Одним из распространенных является метод, основанный на уменьшении периода амортизации и повышении ее годовых норм. В этом случае амортизационные отчисления в первые годы функционирования основных фондов иногда достигают 40 %. Данный метод широко применяется в США и Великобритании. Например, для металлообрабатывающего оборудования амортизационный период постепенно уменьшился с 12,7 до 5,7 года.

Разновидностью данного метода ускоренной амортизации является увеличение размеров амортизационных отчислений на отдельных предприятиях в первые годы и соответственно их уменьшение в последующие годы использования основных фондов.

 

Другой разновидностью ускоренного метода начисления амортизации является метод уменьшающегося остатка. Ежегодная норма амортизации в этом случае будет вдвое больше по сравнению с нормой амортизации при равномерном методе.

Ускоренная амортизация, с одной стороны, позволяет увеличивать средства предприятия для обновления основных фондов, а с другой – приводит к росту издержек производства, что ведет к уменьшению размера прибыли.

Величина балансовой стоимости основных фондов меняется в течение года из-за их частичного выбытия и ввода новых. Поэтому расчет амортизационных отчислений ведется по среднегодовой балансовой стоимости по формуле

101014 1829 2 НАЗВАТЬ И ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

где ОФнач
– стоимость основных фондов на начало года, руб.;

ОФ1 и ОФ2
– стоимость основных фондов, вводимых в действие и выбывающих в планируемом году, руб.;

К1 и К2 – количество полных месяцев, в течение которых вновь введенные и выбывающие основные фонды в планируемом году находились в эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Определить финансовый результат от реализации 500 штук изделий, если цена реализации одного изделия 8 руб., а себестоимость одного изделия 5 руб.

 

РЕШЕНИЕ

 

Финансовый результат представляет собой прибыль от реализации, которая равна разности между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции

Выручка от реализации равна

В = Ц*N = 8 * 500 = 4000 руб.,

где Ц – цена реализации одного изделия;

N – количество реализованных изделий.

Себестоимость реализованной продукции определяем по формуле

С = c* N = 5 * 500 = 2500 руб.

где с – себестоимость реализованной единицы продукции.

Прибыль от реализации определяем по формуле

П = В – С = 4000 – 2500 = 1500 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: «МИК», 2004.– 621 с.
  2. Современная экономика / Под ред.Мамедова О.Ю.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 418 с.
  3. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС ., 2001 – 684 с.
  4. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.- СПб: Изд. СПбГУЭФ, 2004.
  5. Экономика предприятия/ Под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. М., 2003.. – 651 с.

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.32MB | MySQL:120 | 1,701sec