Нормы права

<

122213 0119 1 Нормы праваПонятие и выявление особенностей правовых (юридических) норм занимают важное место в теории государства и права. Поэтому разработке концепции правовой нормы большое внимание уделяли видные представители правовой науки в дореволюционной России Н. М. Коркунов, Ф.В. Тарановский, Е. Н.Трубецкой, Г. Ф. Шершеневич и др., ученые советского и современного периода (Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, М. Н. Марченко, П. Е. Недбайло, А. С. Пиголкин, А. Ф. Шебановидр.).

Благодаря юридическим нормам правовое регулирование обладает особой нормативностью и заключает в себе идею равного мерила по отношению к каждому человеку, которого данный институт признает субъектом права. Прошли тысячелетия, пока идея равенства нашла свое хотя бы формальное для всех граждан закрепление в буржуазном законодательстве.

Норма права представляет собой институционное выражение нормативности права – его ведущего объективного свойства, свойства, для права не рядового, а того, которое выявляет саму его социальную природу, его смысл, ценность1.

Самым общим образом юридическая норма может быть определена в качестве исходящего от государства охраняемого или общеобязательного (общего) правила поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности2.

Юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выражено в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения2.

Главная особенность юридической нормы – ее государственно-властный характер. Даже в случаях государственного санкционирования правила это правило исходит от государства, при этом нужно учитывать, что сила нормы, ее реальное воздействие на поведение людей, результативность зависят от соответствия юридических предписаний реальным потребностям социальной жизни, состояния законности, социально-психологической готовности людей соблюдать нормы.

Правовые нормы не зависят от воли отдельных лиц, в том числе и от воли представителей господствующих классов, они распространяются на всех участников данного вида отношений, независимо от того, какого субъективное к ним отношение людей, одобряются они ими или нет. В нормах права нормативное качество возведенной в закон воли господствующего класса проявляется наиболее глобально и в самом обобщенном виде, рассчитано не только на настоящее, но и на будущее, упорядочивает не индивидуальный поступок человека, а широкий объем общественных отношений. «Содержание, смысл, цель нормы – упорядочить общественные отношения определенного вида, подчинить их определенному режиму, способствовать их развитию»1.

Позитивное право в целом, его источники складываются из конкретных правовых норм.

«Юридическая норма, — отмечает М. И. Байтин, — первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право — это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами… Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему»2. В то же время юридические нормы обладают относительной самостоятельностью, автономией, специфическими чертами и признаками, опосредованными принадлежностью их к общей системе социальных норм, нормативных регуляторов.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

– во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

– во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода)1.

В современной юридической литературе норма права тоже определяется как правило или мера должного поведения. Перечислим формально-юридические признаки, характеризующие правовые нормы, среди которых: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и предоставительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иеархаичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений2.

Нормы – правила поведения, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены, действительно регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участником определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей3.

Характеризуя юридическую норму, ее признаки и содержание (элементы), следует постоянно помнить, что право по своему юридическому строению неоднородно. Нормы не есть некая однородная безликая масса нормативных положений, каждое из которых по своим признакам и особенностям во всем соответствует другим предписаниям, здесь видна свойственная праву специализация1.

Специализация права еще в большей мере обуславливает необходимость подчеркнутого внимания к тому, что нормативные предписания функционируют не только как таковые, но и в единстве, в тесном сочетании и, прежде всего в виде логических норм. Логическая норма – это выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, покрывающих их государственно-властную, регулятивную природу:

  • социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве объективного и субъективного составов;
  • волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства, властвующего класса или социальной группы определенным образом урегулировать общественные отношения, используя при этом имеющиеся у государства возможности. В этом случае норма выступает в качестве веления, категорического предписания. Живой кисточкой права как институционного образования является норма-предписание. Это – элементарное, логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление) непосредственно выраженное в тексте нормативного юридического акта2.

    Следует отметить, что любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом только будучи включенной в его общую систему. Правовая норма можно сказать является относительно самостоятельным явлением, которое обладает собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.

    Закрепление элементов правоотношений и юридических фактов может производиться различными способами: а) относящиеся к субъекту (например, лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту); б) относящиеся к объекту (например, вещь ненадлежащего качества); в) относящиеся к содержанию правоотношения, правам и обязанностям субъектов (например, органы, регулирующие использование и охрану вод, обязаны обеспечивать надлежащее состояние водохранилищ); г) касающиеся юридических фактов (например, чрезвычайные обстоятельства). 1

    Характерными чертами правовых норм следует отнести следующее:

    1. Норма права единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.), всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.

    2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется, прежде всего, в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Формальная определенность связана также со структурой нормы права специфическим внутренним строением и ее представительным и обязывающим характером.

    3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

    В тоже время правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечивается, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. В том случае, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.

    Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений есть специфический признак юридической нормы.

    4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

    1) правил поведения, т.е. непосредственно регулятивных норм, норм прямого регулирования, которые обладают предоставительно-обязывающим характером, то есть устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Именно эти правила поведения составляют большую часть правовых норм.

    2) исходных (отправных, учредительных) норм, к которым относятся нормы принципы, нормы-дефиниции и т. д., представляют собой нормы опосредованного регулирования1. Такие нормы хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер.

    Необходимо отметить, что правовое регулирование не мыслимо без органического сочетания и взаимодополнения в системе права, во всех его отраслях отправных (исходных, учредительных) норм и норм-правил поведения2.

    5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

    Следует подчеркнуть, что норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц и ее действие не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей3.

    Юридическая норма – предписание общего характера, которое рассчитано не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадавших под условия ее действия. В то же время заметить, что норма права не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения.

    Подчеркнем, что каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами1. Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали. Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Она складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или обычных, законах и в подзаконных актах.

    6. К специфическим признакам норм права является их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры, а главной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств.

    В конце данной главы, обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений. Основными характерными признаками нормы права являются:

    1. Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах.

    2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. Норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.

    3. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям.

    4. Благодаря вышеуказанным признакам (свойствам) нормы права выступают государственным регулятором типовых общественных отношений (например, отношений подчиненности в армии, отношений купли-продажи при совершении имущественных сделок). В этом выражается социальная роль правовых норм.

     

    2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ. ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

     

    <

    Вопрос о структуре норм права — правил поведения давно и пло-дотворно разрабатывается многими учеными-правоведами. Основополагающим стало высказанное С. А. Голунским и М. С. Строговичем положение о трехчленном строении правовой нормы, состоящем из гипотезы, диспозиции, санкции. В правовой норме «содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила»1.

    С учетом «специализации» правовых норм, преследующих свои функциональные цели, некоторые авторы выделяют в структуре юридической нормы два элемента: в регулятивных нормах — гипотезу и диспозицию, в охранительных — гипотезу(или диспозицию) и санкцию. Если не вникать в суть таких подходов и дискуссий по этому поводу, то можно отметить, что трехчленное строение правовой нормы есть ее логико-юридическая структура, которая воссоздается логическим путем и соответствует формуле: «Если… то, в противном… случае…». Сказанное означает, что юридические нормы, «устанавливающие определенный шаблон поведения в той или иной ситуации, т.е. являющиеся правилами поведения, имеют в своей логико-юридической структуре гипотезу, диспозицию и санкцию»2.

    Однако далеко не всякая норма права сформулирована в статье (статьях) нормативно-правового акта в виде всех названных трех элементов. Довольно часто структурные элементы правовой нормы содержатся в разных статьях закона и даже статьях разных законов. В содержании других видов статей достаточно сформулировать два элемента, а третий — «вынести за скобки» (или он просто подразумевается самим смыслом закона). Однако система права в конечном счете призвана обеспечить толкование и реализацию правовых норм, имея в своем потенциале все три структурных элемента3.

    Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны.

    Структура нормы представляет собой ее внутреннее строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

    Необходимо выделить то положение, что наиболее распространено в юридической литературе мнение о трехчленной структуре правовой норме. Любая норма устанавливает для участников регулируемых общественных отношений взаимные права и обязанности, предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица — субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Именно такому содержанию нормы права — правила поведения — соответствует свойственная только ей структура, внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции1.

    Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

    Спектр таких жизненных обстоятельств и всякого рода условий широк и разнообразен. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина — субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.2

    В литературе описаны случаи проявления различных свойств структурных элементов нормы в зависимости от изменения фактических обстоятельств, особенностей их как системно-структурных явлений. В качестве примера можно привести схему, сконструированную М. М. Агарковым: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второй диспозиции)1.

    На возможность проявления структурных элементов нормы уголовного права в различных качествах обращали внимание И. С. Самощенко, О. Э. Лейст и А. С. Пиголкин. Они отмечали, что та часть уголовных норм, которая является диспозицией для граждан (запрет совершать общественно опасные деяния), одновременно является гипотезой для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенных преступлениях2. Интересна в этом плане и позиция К. Сайто. Он пишет, что уголовно-правовая норма в качестве нормы поведения обращена ко всем индивидам до совершения преступного деяния, в качестве нормы правосудия — к участникам процесса после совершения преступного деяния и в качестве пенитенциарной нормы — к наказуемому3.

    Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ни могут быть простыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замкнутыми и т.д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пресечения плоскостей действ или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов.

    Вопрос о структуре нормы является составной частью более широкой проблемы-проблемы о структуре права в целом.

    Структура нормы зависит от развития и степени структурированности правовой системе в целом. Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме – нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенности которого с конструктивного стороны заключены в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах. Норма-предписание воплощает государственное веление в виде цельного нормативного положения, посвященного конкретному вопросу правового регулирования. Логическая же норма характеризует бытие и связь конкретных предписаний, их государственно-принудительное, нормативно регулирующие качества.

    В то же время структура логической нормы – это реальное, объективное явление.

    Отсутствие какого-либо структурного элемента юридического нормы – правила поведения свидетельствуют об ее ущербности, и приводит к сбоям в правовом регулировании: норма либо теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами (становится беспредметной), либо не предлагает варианта поведения, либо утрачивает свои побудительные свойства.

    Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и 60 Конституции Российской Федерации1, предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству Российской Федерации, факт гражданства. Гипотеза указывает, что данные нормы права касаются лишь граждан Российского государства и не относятся ко всем другим лицам, проживающим на его территории.

    В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

    Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в ст. 276 ГК РФ: «Договор имущественною найма между гражданами на срок более одного года должен быть заключен в письменной форме»2.

    Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной.

    Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе — и в этом ее отличие для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустическне.

    Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза как и все абстрактное, является тем же неконкретным, неопределенным в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.1

    Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы уголовного права предусматривает вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления.

    Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции.

    Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.2

    Вследствие того, что законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции, иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить круг сторон — участников возникающих на базе данной нормы правоотношений, а также их права и обязанности1. Подобная ситуация особенно часто возникает тогда, когда диспозиция дается не в прямой, а в описательной форме и когда требуется указание на основные признаки противоправного деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж и др.).

    Весьма четко и доступно излагается содержание нормы права (диспозиция) и указывается на права и обязанности сторон в договорах поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

    В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяет тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомачивающих диспозициях выделяют слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в ст. 4 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».

    Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действии, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «обязан», «должен», «надлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»2.

    В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

    Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.

    Санкция юридической нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т. п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

    Подкрепляя диспозицию, санкция вносит дополнительные существенные штрихи в характеристику юридической нормы и права в целом как государственного регулятора социальных отношений. В санкциях особенно выпукло проявляется и конкретизируется неразрывная связь государства и права.

    Санкция – наиболее подвижная, динамичная часть нормы права. Она особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях. Это позволяет, не меняя более или менее длительное время нормы права в целом, вносить изменения лишь в их санкции, приспосабливая тем самым существующие правовые предписания к решению назревших потребностей общественного развития. 1

    В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на штрафные (карательные) и правовосстановительные.

    Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т. д. Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т. п.) противоправного поведения.2

    Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб. Согласно российскому гражданскому законодательству, а именно ст. 307 ГК, в частности, у лица, причинившего вред другому лицу, возникает обязательство совершить в его пользу «определенное действие»1, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия.

    Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе (в противном случае)».

    Санкции юридических норм различаются прежде всего по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и другие виды наказания, предусмотренные УК РФ. Они представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление.

    Административно-правовые санкции предусматривают штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения ими непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, управления транспортными средствами, охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они могут применяться административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

    Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность и другие взыскания, предусмотренные Кодексом законов о труде Российской Федерации. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция как материальная ответственность рабочего или служащего за причиненный по его вине ущерб предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей.

    Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т. п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

    Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым — уголовного и административного права. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

    Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.1

    Обобщая вышесказанное можно сделать такой вывод. Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Если представить, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, то есть отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, ибо неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то такая норма превращается в «пустышку», теряет качество социальной нормы вообще. Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы права является охрана ее государством. Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

     

    3. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

     

    Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

    Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки1:

    а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией припишется непосредственно населением путем референдума;

    б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изгоняет их;

    в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

    г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

    д) носит легитимный характер.

    Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость положения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.

    Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе — на законодательные и подзаконные; сфере действия — на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени — на постоянные и временные.2

    Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитое юридической техники и технологии1.

    В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логически путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.2

    Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из которых является самостоятельной нормой.

    Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

    В одной статье нормативного акта (и даже в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и, наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм1.

    Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права. При помощи этих санкций, как отмечено, охраняются обширные комплексы различных отраслей права; таковы также положения Гражданского процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство: как санкция они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков.

    Важное место среди нормативных подписаний занимают обобщения условий действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Нормативные предписания такого уровня в процессе реализации права осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе средств правового воздействия. Особенное значение среди нормативных предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах (Декларация прав человека и гражданина, Билль о правах). После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации.

    Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для нашего уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные, формулировки: «преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается…», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины; например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей». В тех же целях (для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан».

    Различие между нормами права и статьями законов и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы, не связанные непосредственно с механизмом правового регулирования. Право же состоит из норм, выраженных через правовые предписания. Это различие способно порождать противоречия между правом и текстом закона, которые могут осложняться и обостряться в связи с тем, что в массовом (обыденном) сознании исторически сложилось преобладание преимущественно моральных критериев и норм, а также бытуют порой негативные оценки юридических категорий как сугубо «формальных», а то и «бюрократических», Эти оценки и критерии могут вести к тому, что при обращении к закону часть общественного правосознания признает в нем «своими» и примет только те положения, которые не являются собственно юридическими, а представляют собой описание в тексте закона социальных ценностей, изложение программных положений, выражение общественно-политических, нравственных, идеологических принципов и норм. На практике это противоречие, если в структуре закона собственно, юридические предписания не обособлены от морально-политических и иных положений, может вести к досадным недоразумениям и трагическим разочарованиям («в законе сказано так, а суд решил как-то иначе»).1

    В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

    1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части Уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство и т. д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление, санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, то есть за совершение определенного преступления.

    2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, расположены в одной статье (ст. 444 ГК РФ2), тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье (ст. 368 ГПК РФ).

    3. В одной статье нормативного акта содержится две или несколько юридических норм. Например, ст. 16 Семейного кодекса РФ1, указывающая на препятствия к заключению брака, включает три части, каждая из которых представляет собой отдельную правовую норму. Большинство статей Особенной части УК РФ состоят из двух или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.

    В заключение следует отметить следующее. Норма права не тождественна статье закона. Норма права — это логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ. Принята 12 дек. 1993. М., 2003
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Семейный кодекс РФ от 29 дек. 1995 г. N 223 ФЗ. М., 2003.
  5. Трудовой кодекс РФ. от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ.
  6. УК РФ. М., 1996.
  7. Агарков М.М. Теория государства и права. М., 1948.
  8. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2002. 2-й том. С. 31.
  9. Байтин М. И. Нормы права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001.
  10. Венгеров В.Б. Теория государства и права. М., 2006.
  11. Голунский С. А., Строгович М. С. Теория государства и права. М., 1940.
  12. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 2000.
  13. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1995.
  14. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2003.
  15. Лившиц Р.З. Теория права. М., 2003.
  16. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  17. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  18. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002.
  19. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
  20. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2006.
  21. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2000.
  22. Общая теория советского права / Под ред. Батуся С.Н. и Самощенко И.С. М., 1966.
  23. Окопян Д.А. Оценочные понятия в отечественном праве // Юрист. 2006. № 5. С. 7.
  24. Пиголкин А.С., Самощенко И.С., Лейт О.Э Общая теория советского права. М., 1966.
  25. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко.–М.: Юристъ, 2002
  26. Сайто К. Японское уголовное право// Современное уголовное право. Т.1. М. , 1995.
  27. Тихомиров Ю.А. Публичное прав. М., 2000.
  28. Теория государства и права/Под ред. В. К. Бабаева. М., 2007.
  29. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. –М.: НОРМА, 2006.
  30. Теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко М., 2007.
  31. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2001.
  32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2007.
  33. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2006.
  34. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00190 sec

WordPress: 22.82MB | MySQL:117 | 2,044sec