Общая характеристика потребительского сектора в экономике

<

092614 0131 1 Общая характеристика потребительского сектора в экономикеВ процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. . В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство). Именно домашние хозяйства выступают важнейшим и основополагающим структурным элементом потребительского сектора экономики. Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

 

Домохозяйство (семья) в современной экономике представляет собой главную силу в производстве и распределении товаров и услуг. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.

092614 0131 2 Общая характеристика потребительского сектора в экономике

 

Рисунок 1 – Функции домохозяйства в рыночной экономике

 

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей и мотиваций.

Человеческий капитал по своему назначению сопоставим с физическим капиталом, так как его формирование требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, но служит источником повышения производительности труда и заработков в будущем. Это благо длительного, но ограниченного срока службы, оно может менять свою ценность в зависимости от других факторов, для его функционирования необходимы «амортизационные расходы». Кроме того инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12 – 20 лет.

Система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: 

– создание материальной базы семьи;

– производство физической основы человеческого капитала (реализация детородной, воспитательной и рекреационной функций); 

– реализация человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.

Наиболее важной функцией семьи является формирование и использование семейного бюджета.

Семейный (потребительский) бюджет – таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за год. Примерная структура бюджета представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Потребительский бюджет

Доходы 

Расходы 

Заработная плата.

Предпринимательский доход.

Доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи).

Государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения и образования).

Доходы из прочих источников. 

Соцстрахование.

Налоги.

Потребление (товары первой необходимости, престижные товары и предметы роскоши).

Инвестиции в человеческий капитал.

Добровольные пожертвования и взносы в общественные организации.

Прочие расходы.

Сбережения. 

 

Изучение доходной части семейного бюджета включает два под092614 0131 3 Общая характеристика потребительского сектора в экономикехода: функциональное распределение в соответствии с функцией, выполняемой домохозяйством, и личное распределение среди   домохозяйств и их членов. Анализ функционального распределения доходов показывает, что крупнейшим источником дохода домохозяйств является заработная плата (около 70%). Практически равные доли в доходе составляют доходы мелких собственников, а также арендная плата, проценты на капитал и прибыль от предпринимательской деятельности. В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями особое место занимают нелегальные доходы от теневой экономики.

Теневая экономика – совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности (рис. 2).

092614 0131 4 Общая характеристика потребительского сектора в экономике

Рисунок 2 – Структура теневой экономики

 
 

 Личное распределение доходов связано с дифференциацией дохода в зависимости от персонального различия участников рынка (талант, способности, квалификация, образование и т. д.) и из-за асимметричности рыночного механизма (несовпадения спроса и предложения, потребностей и возможностей). Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства демонстрирует кривая Лоренца (лук Лоренца), которая показывает распределение личных доходов среди различных групп населения (рис. 3).

092614 0131 5 Общая характеристика потребительского сектора в экономике092614 0131 6 Общая характеристика потребительского сектора в экономике

Рисунок 3 – Кривая Лоренца

 

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше неравенство. Для характеристики  дифференциации доходов используется также децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Дифференциация дохода и уровня жизни населения  обостряет проблему бедности в рыночной экономике. Бедность не поддается точному определению и обычно трактуется как такое состояние семейного бюджета, при котором основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

В социальной практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний существует в двух видах: социального и физиологического. Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физиологических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого времени и без приобретения непродовольственных товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины.

Потребительная корзина – набор товаров и услуг, обеспечивающий жизнедеятельность человека и характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Потребительная корзина позволяет определить «индекс цен».

Индекс цен  представляет соотношение цены «потребительной корзины» в данном периоде с аналогичной корзиной в базовом периоде. Индекс цен характеризует реальный доход, т. е.  количество товаров и услуг, которые можно приобрести на  сумму денежного  дохода. Доход в денежном выражении называется номинальным доходом.

<

 2. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Полезность — степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов. Основные факторы, влияющие на потребительское поведение, показаны на рисунке 4.

 

092614 0131 7 Общая характеристика потребительского сектора в экономике092614 0131 8 Общая характеристика потребительского сектора в экономике092614 0131 9 Общая характеристика потребительского сектора в экономике 

 

Рисунок 4 – Основные факторы, влияющие на потребительское поведение

 

Если вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна, то любому бесконечно малому увеличению количества товара Q соответствует прирост общей полезности TU. Однако она возрастает все более медленными темпами из-за того, что предельная полезность данного товара MU (или добавочная стоимость, приносимая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помощью следующей таблицы 2.

Таблица 2 – Иллюстрация закона убывающей полезности

Q 

1 

2 

3 

4 

5 

TU 

4 

7 

9 

10 

10 

MU 

4 

3 

2 

1 

0 

 

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон спроса. Кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т. к. с увеличением количества товара цены на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Существуют два способа оценки полезности. Кардиналистский подход  связан с попыткой вычислить значение полезности на основе использования  условной единицы – ютили. Сторонники ординалистского подхода утверждают, что полезность невозможно измерить количественно, но на основе предпочтений можно выявить порядковую полезность, т. е. описать поведение потребителя путем ранжирования.

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество кривых безразличия  одного потребителя  образуют карту безразличия. При этом, чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе продуктов для потребителя дает   линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно записать следующим образом:

I = P1 Q1 + P2 Q2, (1)

где I – доход потребителя;

P1; P2 – цена товаров А и Б;

Q1; Q2 – количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

 
 

092614 0131 10 Общая характеристика потребительского сектора в экономике 

Рисунок 5 – Потребительское равновесие

 

Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны: 

MU1 : P1 =  MU2 :  P2, (2)

Влияние на потребительский выбор цен и дохода  описывается с помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения – реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса (рис. 6).

092614 0131 11 Общая характеристика потребительского сектора в экономике

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.

Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции.

Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

 Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и  предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за  приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш. Графически такое состояние потребителя можно показать следующим образом (рис. 7).

092614 0131 12 Общая характеристика потребительского сектора в экономике
Рисунок 7 – Выигрыш и проигрыш потребителя

 

На поведение потребителя в рыночной экономике влияет также асимметричная информация – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Это означает наличие неопределенности и риска.

Неопределенность — ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Риск — положение, варианты исхода которого известны, но неизвестно какой из них наступит точно. Хотя по  отношению к риску все люди делятся на три основные группы: антипатичные к риску, нейтральные к риску и предпочитающие риск, большинство потребителей предпочитают уменьшать его последствия. Способы минимизации риска показаны на рисунке 8.

 

092614 0131 13 Общая характеристика потребительского сектора в экономике

 

Рисунок 8 –Способы минимизации риска

Страхование —  механизм распределения рисков между теми, кто хотел бы обезопасить себя от возможных последствий возникновения пагубных ситуаций. Страховка от риска предоставляется в обмен на внесение страховой премии. В случае наступления страхового события страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию за понесенный ущерб. Сумма внесенных премий формирует общий фонд для выплаты компенсаций, а также является источником покрытия административных затрат страховой компании.

Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Диверсификация – распределение  капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы  для покрытия убытков в другой.

Личное распределение доходов связано с дифференциацией дохода в зависимости от персонального различия участников рынка (талант, способности, квалификация, образование и т. д.) и из-за асимметричности рыночного механизма (несовпадения спроса и предложения, потребностей и возможностей). Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства демонстрирует кривая Лоренца (лук Лоренца), которая показывает распределение личных доходов среди различных групп населения.

Дифференциация дохода и уровня жизни населения  обостряет проблему бедности в рыночной экономике. Бедность не поддается точному определению и обычно трактуется как такое состояние семейного бюджета, при котором основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

В социальной практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний существует в двух видах: социального и физиологического. Социальный минимум включает минимальные нормы удовлетворения физиологических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого времени и без приобретения непродовольственных товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины.

Потребительная корзина – набор товаров и услуг, обеспечивающий жизнедеятельность человека и характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Потребительная корзина позволяет определить «индекс цен».

Индекс цен  представляет соотношение цены «потребительной корзины» в данном периоде с аналогичной корзиной в базовом периоде. Индекс цен характеризует реальный доход, т. е.  количество товаров и услуг, которые можно приобрести на  сумму денежного  дохода. Доход в денежном выражении называется номинальным доходом.

Таким образом, основополагающим и основным элементом потребительского сектора рыночной экономики является домохозяйство (семья), которое в современной экономике представляет собой главную силу в производстве и распределении товаров и услуг, так как именно в семье осуществляется формировании основных потребностей индивида и его интересов. Домашние хозяйства выполняют следующие функции рыночной экономике: выступают основным поставщиком факторов производства, основным потребителем произведенных товаров и услуг, являются основным звеном формирования и накапливания человеческого капитала, который представляет собой имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей и мотиваций. Необходимо и указать то, что система функций семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает: создание материальной базы семьи; производство физической основы человеческого капитала; реализация человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства; формирование и использование семейного (потребительского) бюджета.

Кроме того, в данном реферате рассмотрены особенности поведения потребителя в потребительском секторе рыночной экономике. Потребительское поведение – совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2007.
  2. Иохин В.Е. Экономическая теория. М., 2008.
  3. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005
  4. Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 2010.
  5. Курс экономики / Под ред. Б.А.Райзберга, М., 2009.
  6. Курс экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. М, 2011.
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова, М., 2008.
  8. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. М., 2007.
  9. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  10. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой, 2010
  11. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 2008.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00051 sec

WordPress: 23.24MB | MySQL:120 | 2,543sec