Общество, личность и государство

<

122113 1840 1 Общество, личность и государство Правовое положение личности в обществе и государстве исторически интересовало ученых и мыслителей. Они разрабатывали различные концепции и теории. К числу основных теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.

Поскольку основная угроза правам и свободам личности традиционно исходила от государства, то названные теории рассматривали в основном отношения личности и государства, их взаимные права, обязанности, формы и способы влияния друг на друга и т.д. Так, теория либерализма характеризуется следующими чертами.

Постулируется, т.е. провозглашается и утверждается абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство обязано стоять на страже этих постулатов.

Признается самостоятельность индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен иметь возможность жить и действовать по своему усмотрению, а именно: выбирать род занятий, местожительства, религию или быть атеистом, вступать или не вступать в политические партии, участвовать или не участвовать в митингах, демонстрациях и т.д. Не должно быть административных ограничений, кроме запрещенных законом
вредных или опасных для общества и граждан действий1.

Предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно.

Государство как социальная организация может быть создано только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность.

Признается существование неотчуждаемых прав человека, таких, как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав.

Утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, т.е. государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности. Такое состояние государства и личности должно определяться и охраняться законом.

Провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Это значит, что человек должен жить и действовать только в соответствии с законом и не зависеть от произвола государственных чиновников.

Права государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями.

Частная жизнь людей должна быть защищена законом от
вмешательства государства и обеспечиваться ее тайна.

В идеологии общества должны быть сформулированы и использоваться на практике высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, обмане, о верности и предательстве, о порядке и анархии, которые должны быть доступны пониманию индивида, и которые должны играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека. Анархизм как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма как учения — уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан, В анархизме существуют различные течения но их главная общая черта заключается в требовании и полной свободы поведения человека и отсутствия какого-либо государственного принуждения.

Солидаризм как теоретическая концепция признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение — выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут. Например, бороться с преступностью, охранять границы государства от вторжения иностранных войск, взимать налоги и т.п. Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической социальной, культурной жизни общества, в научно-творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни — религиозной, научной, культурной. Авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и гражданами поскольку обеспечивает планомерное развитие всех сторон общественной жизни.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностям, государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов- должностных лиц, общественных организаций и граждан а также путем самозащиты и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. При этом взаимодействие государства и личности осуществляется на основе закона, который устанавливает определенные права и обязанности граждан по отношению к государству и государства по отношению к гражданам. Так к числу прав граждан относятся право избирать выборные государственные органы и быть избранным в них, занимать другие государственные должности, участвовать в осуществлении правосудия и т.д.

Права государства имеют свою специфику. Если гражданин свои права может использовать или не использовать по своему усмотрению, то на государство, его органы и должностные лица одновременно с предоставлением права накладывается обязанность действовать соответствующим образом. Например, орган социального обеспечения, установив, что гражданин имеет право на получение пенсии, имеет право и обязан ее назначить.

В обычном понимании термины «человек», «гражданин», «личность» нередко воспринимаются как синонимы. Однако их юридическое значение имеет существенные различия.

Рассматривая понятие «человек», его правовые характеристики, следует прежде всего оценить его значение, которое придается ему нормативными правовыми актами. Наиболее ярко это обстоятельство нашло свое отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В них определено минимальное количество прав и свобод, которыми должен обладать любой человек независимо от того, в какой стране он проживает и является или не является ее гражданином. К числу этих прав и свобод отнесены право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство перед законом, презумпцию невиновности, право на владение имуществом, на образование, медицинское обслуживание, свободу слова, убеждений, вероисповедание.

Декларация и пакты провозглашают также- право человека на такой уровень жизни, который обеспечивает его нормальное существование и развитие, возможность образования семьи и воспитания детей. Данные права включают право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости, других случаев, лишающих человека возможности самому зарабатывать средства существования.

Данные права и свободы характеризуют правовой статус человека как разумного существа, проживающего в современном цивилизованном обществе.

Юридическое положение гражданина отличается от изложенного выше правового статуса человека. Оно дополняется некоторыми другими правами и свободами, обусловленными правовой связью человека с конкретным государством, гражданином которого он является. Так, наряду с правами и свободами человека, не являющегося гражданином данного государства, но законно проживающего на его территории, гражданин государства обладает правом избирать своих представителей в законодательные и иные органы государства и быть избранным в эти органы, право занимать должности в государственном аппарате, находиться на военной и другой государственной службе. На государство также возлагается обязанность защищать права своих граждан при нахождении их на территории других государств и т.д.

Человек, не являющийся гражданином государства, на территории которого он законно проживает, такими правами не обладает. На него в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.

В соответствии с решениями судебных органов, граждане, совершившие правонарушения, могут быть лишены некоторых прав. Например, права свободы, участия в выборах и т.д.

Лица без гражданства, беженцы, переселенцы, за исключением работников посольств и некоторых других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью), в случае совершения ими правонарушения так же как и граждане могут быть привлечены к юридической ответственности, в том числе к уголовной, государством, на территории которого они законно проживают.

Личность — философская категория. Она включает в себя все реальные социальные отношения и связи человека, его положение в обществе. Право имеет непосредственное отношение к социальному положению личности в обществе, поскольку закрепляет ее правовое положение, являющееся главной составляющей социального статуса, и характеризуется следующими чертами:

Оно является предпосылкой и основой для определенного социального статуса личности в различных сферах общественной жизни и деятельности.

Право, закрепляющее юридические права и обязанности
личности, представляет собой один из критериев, характеризующих ее социальный статус.

Например, в условиях рабовладельческого общества раб по своему социальному положению не мог стать равным свободному человеку и тем более рабовладельцу, т.е. он не мог быть личностью, равной личности свободного человека или рабовладельца. Его социальные возможности ограничивались правовым статусом раба. Известное положение древнеримских юристов гласит: «Раб в законе мертв». В результате полное юридическое бесправие раба исключало всякую возможность иметь социальный статус, быть личностью.

Аналогичным или очень близким по социальному статусу было положение крепостного крестьянина в условиях феодального государства, когда он находился в экономической и личностной зависимости от помещика. В то же время свободные люди — купцы, чиновники, помещики, служители церкви, обладали достаточными юридическими правами для проявления себя как личности. Они имели возможность развивать себя как личность в социальном отношении, повышать свою значимость в обществе на основе предоставленных им прав и свобод. Наибольшими возможностями в этом плане обладали наиболее крупные феодалы, главы церкви, чиновники государства высокого ранга. Одновременно являясь подданными короля, они были зависимы от него, и социальные и правовые характеристики их личности во многом определялись монархом.

В последующем, после победы буржуазных революций, разделения властей, провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление института гражданства, правовые основы для формирования личности значительно расширились. Каждый человек получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных правовых основаниях с другими людьми. И хотя правовое равенство было во многом формальным, развитие новой буржуазной общественно-экономической формации, разделение властей, конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление применительно ко всем гражданам.

В настоящее время в современных демократических государствах наличие у граждан реальных юридических прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни — экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной обусловливает возможность любому гражданину стать полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве, т.е. стать личностью.

Однако и в условиях полного юридического равноправия не все люди могут стать социально равными личностями, а точнее иметь равный правовой статус, т.е. обладать равными по значимости и объему социальными и юридическими правами, свободами и обязанностями. Так, например, существуют практические социальные и юридические различия между, допустим, собственником крупной фирмы, его управляющим и рабочим этой фирмы, между губернатором субъекта федерации в федеративном государстве, служащим его аппарата управления и рядовым гражданином, лидером политической партии, рядовым ее членом и беспартийным, известным мастером слова и начинающим писателем и т.д.

Из перечисленных категорий граждан термин личность, наверное, наиболее применим к собственнику крупной фирмы, губернатору, лидеру политической партии, известному писателю, поскольку они обладают более значимым социальным статусом и большим объемом конкретных юридических прав, в том числе определенными правами по отношению к другим лицам.

Для юридической характеристики человека, гражданина и личности важное значение имеет понимание терминов «право» и «свобода», которые в литературе, как правило, используются вместе. Так, например, говорят «права и свободы человека», «права и свободы гражданина», «права и свободы личности».

Т. Гоббс определял свободу как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать. Однако следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе, нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого. Это означает, что свобода может быть только ограниченной свободой, и это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе, есть свобода его действий в рамках права, в пределах того, что не запрещено правом.

В этом смысле право человека неотделимо от его свободы, которую можно определить как предоставленную законом возможность действовать по своему усмотрению, т.е. свободно. В условиях государственно организованного общества свобода и права человека по существу совпадают. Так, свобода слова есть право выражать свое мнение, каким бы оно ни было, за исключением представляющего опасность для общества и запрещенного законом. Например, нельзя призывать к свержению насильственным путем законной власти, клеветать на других граждан, распространять дезинформацию.

В тоталитарных, автократических и других недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное законодательство может лишить человека свободного поведения и деятельности, выражения своих взглядов, мнений и тем самым не дает ему возможности проявить себя как личность.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий и поведения человека, в то время как при определении свобод может быть указана сфера или форма деятельности, в которых человек не ограничен. Например, в п. 7 ст. 29 Конституции России сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регламентируется, а значит и не ограничивается. В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, т.е. по своей сущности является не свободой, а правом. Так, в п. 2 той же 29 статьи Конституции РФ сказано, что не допускается, т.е. запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Тем самым свобода слова ограничена.

В некоторых случаях свобода изначально трактуется как свобода деятельности в пределах закона. Так, в п. 4 ст. 29 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Данная свобода также неразрывно связана с правом.

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

 

Одной из наиболее важных задач права, возникающих в случае применения конкретной правовой нормы или определения допустимых границ правоприменения, является необходимость определения характера связи личности и права как объективного критерия их взаимного отношения. Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение1.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых определяют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Что и составляет правовой статус личности.

Правовой статус личности – это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права2. Считаю необходимым сразу сделать оговорку относительно понятия «личность». Понятие «личность» объединяет свойства индивидуума и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.

Под правовым статусом личности понимается совокупность прав, свобод и обязанностей индивида, устанавливающих его правовое положение в обществе, которыми он наделен как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

<

Не все авторы научных работ по теории государства и права сходятся во мнении, что правовой статус личности — это только система прав и обязанностей.

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус гражданство, общую правоспособность; гарантии прав; законные интересы1; юридическую ответственность2 и др. Автор курсовой работы придерживается точки зрения, что все эти дополнительные элементы являются либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо вторичными элементами (юридическая ответственность производна от обязанностей), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Автор работы согласен с мнением, высказанным в большинстве работ по теории государства и права (М. Н. Марченко, Г. Н. Манов, и другие) о том, что едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не зафиксированы в юридических правах и обязанностях. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Интерес – категория внеправовая, или доправовая, и, разумеется, воплощается не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов личности — одна из важных функций правовой системы в целом. Понятие же правового статуса целесообразно ограничить категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. Предстатусные и послестатусные элементы, вероятно, следует включить в «правовое положение личности», как это предлагают Н. В. Витрюк и В. А. Кучинский.

Так, М.В. Мархгейм под правовым статусом понимает единство прав и свобод, обязанностей и ответственности. При этом в правовой статус личности могут включаться гражданство и гарантии прав человека. Такой подход не противоречит трехзвенной структуре правового статуса (права и свободы, обязанности, ответственности), поскольку речь идет о некоторой конкретизации. Гражданство, например, выражается в системе взаимных (лицо — государство) прав и обязанностей. Гарантии также связаны с обязанностями и ответственностью.1

Но вернемся к рассмотрению сущности правового статуса.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В науке теории государства и права выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем:

  • общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;
  • конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;
  • отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы,
  • родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;
  • индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.

    Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

    Воеводин включает в структуру правового статуса личности: гражданство, правосубъектность, принципы, права, свободы и обязанности, гарантии.1 Как считает Е.И. Колюшин, такой подход к пониманию правового статуса личности отличается от наиболее распространенного взгляда, при котором речь идет только о правах и свободен.

    Между тем взгляд на взаимоотношения человека с государством и обществом как на сложную систему не позволяет сводить правовой только к соответствующим правам и свободам2. Помимо правового статуса личности говорят также о правовом статусе человека и гражданина. На первый взгляд, данные понятия идентичны по смысловому содержанию, однако употребление «правовой статус человека и гражданина» позволяет сделать акцент на правовой связи человека с государством, так как последняя не всегда имеет место. К примеру, к лицам без гражданства (апатридам) применимо понятие «правовой статус личности» и «правовой статус человека», но не применимо комплексное понятие «правовой статус человека и гражданина», так как они не обладают гражданством ни одного из государств.

    Правовой статус личности по своему объему значительно шире ее конституционно-правового статуса, так как он полностью охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которые содержатся в нормах всех отраслей права (гражданского, финансового, международного и т.д.)- Что же касается конституционно-правового статуса, то он включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других источниках конституционного права.

    Ранее с ним однозначного определения понятия конституционно-правового статуса нет. Так, А.А. Безуглов и С. А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией России3. Подтверждая эту точку зрения, Е.А. Лукашева пишет, что в конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности1.

    М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев считают, что конституционно-правовой статус человека и гражданина зависит от ряда факторов, а именно: порядка приобретения и утраты конституционно-правового статуса, прав, свобод и обязанностей, ответственности, гарантий соблюдения прав и свобод, правовых состояний2. Они полагают, что только все эти элементы в совокупности позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах.

    С этой позицией следует согласиться, за исключением первого элемента: порядка приобретения и утраты конституционно-правового статуса. «Порядок» в данном случае обозначает процедуру приобретения и прекращения конституционно-правового статуса, некий промежуточный момент между дискретными состояниями, с четко обозначенными признаками, используемыми для идентификации характера того или иного состояния и именуемыми статусом.

    Включение остальных элементов, перечисленных М.П. Авдеенковой и Ю.А. Дмитриевым, в определение конституционно-правового статуса представляется правильным, так как сведение правового статуса только к правам и обязанностям ограничивает представление о субъекте права, не дает понимания его места в правовой и социальной системе общества.

    Таким образом, под конституционно-правовым статусом личности в Российской Федерации понимается система прав, свобод и обязанностей личности, ответственность, гарантии соблюдения прав и свобод, правовые состояния, закрепленные в Конституции и в других источниках конституционного нрава.

     

    В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

    В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределенны. Единственный ограничитель – граница запретов.

    Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как:

    1) правовой статус гражданина:

    2) правовой статус иностранца;

    3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

    Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

    Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

    В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением «национального режима».

    Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

     

    Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

    К общим гарантиям, как правило, относят: экономические – материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические – установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические – поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

    К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).

    В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

     

    3. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

     

    Как уже отмечалось в предыдущей главе, правовой статус личности включает в себя несколько элементов — это права, свободы и обязанности. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.

    Рассмотрим первый элемент правового статуса личности — права и свободы.

    Права личности в структуре правового статуса – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

    Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как и свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно — это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные полномочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности, или субъективные права, – это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, порождаемого определенными юридическими фактами. В литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективных1.

    Права человека — права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Идея равенства людей, таким образом, лежит в самых истоках этого учения. Предпосылка возникновения прав человека -объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования. При сложившейся в Новое время взаимосвязи и взаимозависимости каждого с каждым этого оказывается достаточно для закрепления основ существования и самого социального целого.

    Исторически первым неотъемлемым правом была объявлена свобода вероисповедания. В ходе освобождения от средневековых догматов человеку надлежало прежде всего отстоять свою духовную независимость, доказать свое право принимать самостоятельные решения, не оглядываясь ни на какие авторитеты, включая авторитет церкви. Но идея духовной независимости тут же сочеталась браком с принципом неприкосновенности частной собственности. На духе с самого начала лежало проклятие быть отягощенным частной собственностью, и под флагом борьбы за религиозную свободу шла борьба за свободу экономическую, которая могла существовать лишь на основе рынка. Вот почему притязания на обладание всеми предпосылками, которые необходимы для функционирования и развития обменных связей, и стали провозглашаться неотъемлемыми правами человека, К их числу, прежде всего, относятся право на жизнь, неприкосновенность личности, свободу, собственность и т.д.

    Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами государственной власти. В этом случае права личности и права гражданина совпадут. Однако такое их опосредствование государством необязательно. Права личности и, не будучи опосредствованы государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, «человек как таковой… имеет право на свободу». Права человека иногда получают официальное закрепление и в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г1.

    Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной защитой в том случае, если государство их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства. Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. «Декларации ООН о правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком» указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами. Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д., если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда.

    Права личности – это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет, в конечном счете, к дисфункции социальной системы.

     

    Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

    Конституция РФ проводит разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

    Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства1. Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства2.

    Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует, государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

    Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства, в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения1.

    Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства». Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

    Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

    Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

    Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

    В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу.

    Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина –неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

    Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

    Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения1. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

    В статье 20 Основного Закона Российской Федерации провозглашено право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).

    К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления1. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает.

    Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону).

    Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно ст. 22 ч. 2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов.

     

    Ограничение в правах1 является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Статья 23 ч. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени». Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Таким образом, в Конституции РФ закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, при этом, если честь и доброе имя человека подверглось унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.

    Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст. 26 настоящей Конституции РФ «каждый вправе определять свою национальную принадлежность». Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

    В Конституции РФ отражено положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 Конституции РФ указывает на то, что таким правом обладает каждый, законно находящийся на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок – регистрация в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Большое значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий также определенный порядок регистрации.

    Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений2. Конституции РФ и РТ, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.

    В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

    Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

    Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

    Политические права выражают возможности индивида- на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

    В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

    В Конституции РФ 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

    Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.

    Конституции РФ, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

    Обязанность – объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, что может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность – это как необходимое, так и возможное поведение.

    Личность совершает свой выбор, не только исходя из юридических требований и предписаний, на него могут влиять и иные нормы, в том числе имеющие антиправовую направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что даже при позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

    Прежде всего, в систему обязанностей необходимо включить обязанность граждан соблюдать Конституцию и другие законы. Граждане России обязаны уважать права и законные интересы других лиц. Долг каждого гражданина России уважать честь и национальное достоинство других граждан.

    Кроме того, в Конституции Российской Федерации введена норма об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 62 Конституции). Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина.

    Налог представляет собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки.

    . Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др.

    Налоговым кодексом введена обязанность декларирования физическими лицами совокупного годового дохода (фактического дохода, полученного в календарном году) и представления деклараций (сведений) в налоговые органы в тех случаях, когда совокупный годовой доход превышает установленный размер. Законом определены не только выплаты, не включаемые в облагаемую сумму совокупного годового дохода (пенсии, пособия по безработице и др.), но также, вычеты, уменьшающие его (вычитаются минимальная оплата труда, расходы на детей и др.), и льготы.

    В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    С развитием научно-технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы.

    Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего, это предусмотрено в Законе РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991г.

    Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, водном, лесном законодательстве и др. Так, в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 101) предусмотрено, что собственники земли, землепользователи и арендаторы осуществляют рациональную организацию территории; восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения.

    За нарушение земельного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность. Применение уголовной ответственности к земельным правонарушениям возможно лишь в случаях, если такие составы нашли отражение в действующем уголовном законодательстве.

    В соответствии с Конституциями РФ гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать свое Отечество.

    Реализация воинской обязанности граждан Российской Федерации предусматривает организацию воинского учета, подготовки к военной службе, поступление на нее и ее прохождение, пребывание в запасе, военное обучение в военное время.

    Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Правовой статус личности очерчивает ее «пространство свободы», ставит преграды ненадлежащему, противоречащему интересам общества, государства и других лиц использованию прав и свобод, определяет критерии правовых запретов. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

    а) для уважения прав и репутации других лиц;

    б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»1.

    Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Необходимое исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

    Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

    Понятие юридической обязанности тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершение противоправных и виновных проступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

     

     

     

    Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на Всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2000.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.)//Российская газета от 10 дек. 1998.
  3. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. По состоянию на 1 января 1989 г. — 87 участников. СССР подписал 18 марта 1968 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. с заявлением. Ратификационная , грамота СССР депонирована Генеральному секретарю, ООН 16 октября 1973 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. Текст Пакта опубликован в «Библиотечке Российской газеты», выпуск № 22-23, 1999 г.
  4. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. 2004. № 66 (2).
  5. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право Российской Федерации. В 3 т. Т. 1. М., 2006
  6. Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2005.
  7. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  9. Головистикова А.Н. Права человека. М., 2006.
  10. Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2006.
  11. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  12. Кудрявцева Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.
  13. Лукашева Е.А. Правовой статус человека и гражданина / В кн.: Права человека. М., 1999.
  14. Манов Г. Н. Теория государства и права. М., 2002.
  15. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2001.
  16. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М., 2003.
  17. Мархгейм М.В. Защита права и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов-на-Дону, 2003.

     

  18. Матузов Н. И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  19. Пиголкин А. С. Общая теория права. М., 2006.
  20. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М., 2003.

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.01MB/0.00143 sec

WordPress: 23.82MB | MySQL:125 | 1,604sec