ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

<

092614 0121 1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИОдним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованный формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях
свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.

Таблица 1

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка 

Количество субъектов рынка 

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок 

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет 

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один 

Много

Однородная

Нет 

Нет 

Блокирован

100% 

Монопсония

Много

Один 

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет 

Блокирован

100% 

 

 

 

Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок:

 

 

 

 

092614 0121 2 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ092614 0121 3 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

092614 0121 4 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ092614 0121 5 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ092614 0121 6 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                    Чистая конкуренция

 

092614 0121 7 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                        Монополистическая конкуренция

 

092614 0121 8 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                            Олигополия

 

092614 0121 9 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ                                Монополия

 

092614 0121 10 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Влияние продавцов

 

Рис. 1. Возможность влияния продавцов и покупателей на формирование цен на различных моделях рынка

 

Как видно из рисунка, возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.


Рынок совершенной (чистой) конкуренции

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие: множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары; полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок; отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала; полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями; отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Рынок несовершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса и тех масштабных эффектах, о которых говорилось выше. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:

а) монополия (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;

б) дуополия. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);

в) олигополия. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

г)монополистическая конкуренция. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.

Из изложенного ясно, что существуют два полюса рыночных структур. Первый из них характеризует идеальную мечту В. Парето, то есть рынок совершенной конкуренции. Второй — чистую монополию. Оба эти полюса следует рассматривать как весьма условные, в том смысле, что реальные рынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе к другому.

При монопольной форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.

<

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение н т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативные воздействия на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.

В ряду рынков с монопольной структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией от масштаба производства и технологической нецелесообразностью развития конкуренции на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, удовлетворяющий спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным предприятиям.

При олигополии на рынке представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.

Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.

Таким образом, конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. В то же время, наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях
свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок, а при совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Заметим, что независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. При олигополии на рынке представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей. Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора.

Основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка.

Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей»1.

Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.

В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений «доминирующее предприятие — аутсайдеры» будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой — модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции.

Последнее в значительной степени зависит от характера продукции — степени ее стандартизованное или, напротив, возможности индивидуализации (сравните: уголь и целлюлоза или кондитерские изделия).

Спрос на товары предприятия на рынке монополистической конкуренции такого вида не является абсолютно эластичным, поскольку приверженные марке покупатели будут приобретать товар, даже если его цена несколько выше, чем у аналогов. Таким образом, весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.

Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуги др.), местоположение и т.д.

В заключение следует сделать вывод о том, что основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. При этом как и при совершенной конкуренции, субъекты рынка, многочисленны и каждый из них занимает на рынке незначительную долю. В то же время они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. В свою очередь, монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции, которая столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа.

 

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

  1. Стимулирование предпринимательства
  2. Развитие конкурентных начал
  3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

    Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

    Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

    Российская правовая система пошла по пути формирования законодательства, представленного как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов. В частности, 22 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных крынках», который затем дополнялся и изменялся [5]. 26 июля 2006 г. принят ФЗ «О конкуренции», который учел опыт предыдущих нормативных документов и хозяйственной практики.

    В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

    1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

    2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

    3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

    4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

    5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

        Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

    Условием свободы конкуренции является ст. 8 Конституции РФ [1], дающая правовые гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности. Беспрепятственное осуществление предпринимательской деятельности и запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, закреплено в ст. 34 Конституции РФ, а ст. 74 этой же Конституции запрещает установление таможенных границ и сборов, а также иных препятствий, затрудняющих свободное перемещение товаров и услуг [1].

    В систему нормативно-правовых актов, регулирующих конкуренцию и монополистическую деятельность на рынке товаров и услуг, входят отдельные нормы ГК РФ. Так, п. 1 ст. 10 ГК РФ [1] не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке, а п. 1 ст. 1033 ГК РФ по договору коммерческой концессии предусматривает возможность обязать пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора. Если же будет установлено, что эти ограничительные условия противоречат антимонопольному законодательству, то по требованию антимонопольного органа они могут быть признаны недействительными.

    Нормы права, призванные укреплять свободу конкуренции и ограничивать всевластие монополий, содержатся также в федеральных законах: от 18 июля 1995 г. «О рекламе»; от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 7 февраля 1992 г. в редакции от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», от 29 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; от 14.04.1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «О конкуренции» от 26 июля 2006 г.

    В ряду названных антимонопольных законов основным является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

    Сфера применения данного Закона весьма широка, то есть его нормы распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, участниками которых являются российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В то же время настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничения конкуренции. Его действия не распространяются и на отношения, связанные с монополистической деятельностью, с недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.

    Наряду с антимонопольными законами важную роль в регулировании конкуренции и монополий занимают подзаконные акты — Указы Президента РФ, постановления правительства РФ, приказы и инструкции федеральных антимонопольных органов РФ.

    Закон о конкуренции обязывает коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей выполнять действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный срок.

    За нарушения антимонопольного законодательства указанные лица несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

    Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, наступившей в результате принятия неправомерного акта органа власти и управления, в том числе и антимонопольного органа.

    Убытки, причиненные хозяйствующему субъекту в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе убытки, причиненные в результате издания ими правовых актов в нарушение антимонопольного законодательства, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в порядке, предусмотренном ст. 16 и ст. 15 ГК РФ.

    Убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, подлежат возмещению также в соответствии с гражданским законодательством.

    Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, подлежат взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

    Административная ответственность хозяйствующих субъектов, должностных лиц (руководителей) хозяйствующих субъектов, должностных органов власти за нарушение административного законодательства выражается в наложении административного штрафа. Например, действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, влекут наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ (ст. 14.9 КоАП РФ). Непредставление в антимонопольные органы заявлений, ходатайств, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти МРОТ, а на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч МРОТ (ст. 19.8 КоАП РФ).

    Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства, являются Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. Они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3,14.6, частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, частью 2 статьи 19.5, статьей 19.8 КоАП РФ.

    За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти и руководители хозяйствующих субъектов несут уголовную ответственность. Так, ст. 178 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Мера наказания применяется к виновным лицам в зависимости от совершения ими конкретных деяний.

    Таким образом, основным антимонопольным законом является Закон о конкуренции, который определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Согласно данному закону конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТЕСТЫ

     

  4. Естественная монополия — это:

    а)    отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм;

    б)    отрасль, в которой государство регулирует цены и объем производимой продукции;

    в)    фирма, которая вытеснила всех своих конкурентов с рынка благодаря лучшему качеству производимой продукции;

    г)    фирма, которая связана с производством товаров широкого потребления.

     

    Ответ: отрасль, в которой государство регулирует цены и объем производимой продукции.

     

    2.    Монополист, максимизирующий прибыль, будет увеличивать выпуск продукции, если:

    а)    средние издержки падают;

    б)    затраты на рекламу растут;

    в)    предельный доход выше предельных издержек;

    г)    предельный доход равен переменным издержкам.

     

    Ответ: в) предельный доход выше предельных издержек;

     

     

    3. В долгосрочном временном интервале:

     

    а)    фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

    б)    фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

    в)    высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли;

    г)    олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль;

    д)    все предыдущие утверждения верны;

    е)    все предыдущие утверждения неверны.

     

    Ответ: д)    все предыдущие утверждения верны;

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  5. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  6. О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. // Российская газета августа 2006 г.
  7. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. Конкуренция и антимонопольное регулирование.– М.: Логос, 2004.
  8. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник. –М.: Экономист, 2006.
  9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. –М.: ТК Велби, 2007.
  10. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А.Райзберга, М.: ИНФРА-М, 2006 .
  11. Курс экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. –Киров: Аспект, 2006.
  12. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. — 2002. — №1. — С.14-30.
  13. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. –М.: Экономика, 1996.
  14. Экономика /Под ред. А.С. Булатова. –М.: ИНФРА-НОРМА, 2007.
  15. Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, –М.: Деловая литература, 2007.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00190 sec

WordPress: 22.59MB | MySQL:119 | 2,320sec