Основы организации финансов предприятий

<

111813 0415 1 Основы организации финансов предприятийВ соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» от 25 декабря 1990г. предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Как правило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.

Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно — правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставной капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно — хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму — форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

Выручка — это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений — обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия — это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно — техническое развитие, формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово — хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия.

Самофинансирование — обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно — технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

  1. амортизационных отчислений;
  2. прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
  3. дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
  4. средств, получаемых от выпуска облигаций;
  5. средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;
  6. долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
  7. других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.

 


1.2 Планирование финансов

  1. Понятие планирования

 

Финансовое планирование — это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

 

1.2.2 Цели планирования

 

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

 

     1.2.3 Организация планирования

 

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п 1.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

 

     1.2.4 Процесс планирования

 

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только во время, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

 

     1.3 Управление финансами

     1.3.1 Управление активами

 

Существуют следующие основные направления расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля — все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

 

1.3.2 Управление текущими активами

 

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать в пределах года.

Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

  • планирования закупок необходимых материалов;
  • введения жестких производственных систем;
  • использования современных складов;
  • совершенствования прогнозирования спроса;
  • быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

 

     1.3.3 Управление основными активами

 

К основным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

 

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНВЫ ПОНЯТИЯ ФУНКЦЫЙ ФИНАВСОВ

 

2.1 Обеспечивающая функция как инструмент регулирования денежного кругооборота

 

Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами.

Экономическая обособленность оборотных, внеоборотных и финансовых активов приводит к необходимости регулирования их кругооборота в рамках отдельно взятого предприятия или коммерческой организации.

Кругооборот активов, совершающийся непрерывно во времени, представляет собой оборот, обслуживающий воспроизводство. Кругооборот является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Деньги авансируются, прежде всего, в средства производства.

В сфере реального денежного оборота авансирование происходит за счёт относительно самостоятельных, сформированных за счёт финансовых ресурсов, фондов денежных средств. Фонд денежных средств отличается строго целевым назначением и является инструментом финансирования и его источником.

Авансирование имеет место тогда, когда потраченные денежные средства возвращаются в предприятие в течение одного кругооборота в результате реализации произведённого или закупленного товара, работ, услуг, продукции в виде выручки от реализации.

Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период времени выбывают из оборота, а их возвращение в предприятие происходит по частям за счёт производимых регулярных начислений с включением в состав затрат.

Обеспечивающая функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлечённым капиталом. К примеру, эффективным инструментом управления собственными средствами является дивидендная политика, позволяющая регулировать рыночную цену акции и продавать дополнительные выпуски по более высоким ценам. Большое значение в данном случае имеет соотношение части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала хозяйственного общества. В отдельные промежутки времени эта пропорция колеблется. Коммерческие организации ориентируются в своей деятельности на рост капитала, который возможен как за счёт собственных финансовых ресурсов (прибыли), так и за счёт дополнительного выпуска акций и облигаций.

Обеспечивающая функция стимулирует накопления. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансов микроуровня во всём мире.

Составной частью обеспечивающей функции финансов предприятия является оперативная функция, смысл которой заключается в текущем обеспечении предприятий денежными средствами для нормального функционирования, то есть совершения платежей и расчётов, выполнения краткосрочных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития предприятия. Поэтому она ограничивается финансовым обеспечением простого воспроизводства. Обеспечивающая функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

 

2.2 Распределительная функция как способ формирования целевых фондов денежных средств

 

Распределительная функция финансов тесно связана с обеспечивающей функцией, так как выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Главное отличие финансов предприятия от государственных финансов, основанных на перераспределении финансовых ресурсов через центализированные фонды и бюджет, в том, что в процессе предпринимательской деятельности осуществляется перераспределение финансовых ресурсов.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Фонд возмещения. Распределение денежных средств начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Источниками формирования фонда возмещения служат:

  • арендная плата;
  • амортизационные отчисления, включаемые по основным производственным фондам в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг.

В состав себестоимости включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утверждённых в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на условиях аренды, в составе амортизации основных фондов отражают амортизационные отчисления на полное восстановление, как по собственным, так и по арендованным основным фондам.

Предприятия, производящие в установленном законодательством порядке индексацию начисленных по действующим нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, включают в амортизацию основных фондов также сумму прироста амортизационных отчислений в результате их индексации.

В зависимости от продолжительности арендного периода в финансовой практике различают три основных вида финансируемой аренды: лизинг – долгосрочная, на срок свыше трёх лет; хайринг – среднесрочная, на срок от одного до трёх лет; рентинг – на срок не более одного года. Хайринг и рентинг не предполагают передачи права собственности на предмет аренды. Такая передача возможна только при лизинге.

Особое значение имеет такой элемент фонда возмещения как амортизационные отчисления. Амортизация начисляется по мере физического и морального износа основных средств. Износившиеся основные средства (внеоборотные активы) требуют либо замены, либо частичного восстановления путём их ремонта, реконструкции или модернизации. Целям накопления необходимых для этого финансовых ресурсов и служит амортизация.

С процессом производства основных средств тесно связана инновационная деятельность, а также венчурное финансирование. К инновационной деятельности относится постоянное поступательное развитие предприятия на основе новейших форм управления и финансирования, организации финансовых взаимоотношений. Венчурное финансирование обеспечивает финансовыми ресурсами инновационную деятельность. Оно включает в себя, прежде всего финансирование научно-технических разработок и изобретений. Такое финансирование требует значительного накопления капитала и выбора длительной стратегии развития. Оно основано на вариативности принятия решений и дисконтировании денежных поступлений.

<

Фонд оплаты труда. Следующим элементом реализации распределительной функции финансов предприятия является формирование фонда оплаты труда. Он включается в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг в части затрат на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующих и компенсирующих выплат, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсаций, выплачиваемых в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком до достижения им определённого законодательством возраста, а также затрат на оплату труда не состоящих в штат предприятия работников, занятых в основной деятельности. Все остальные выплаты работникам производятся за счёт чистой прибыли предприятия. Это и премии, выплачиваемые за счёт средств специального назначения и целевых поступлений, и материальная помощь, и беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности, и надбавки к пенсиям, и оплата путёвок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий и др.

С позиции финансов предприятия большое значение имеет организация оплаты труда, формы и условия выплат, стимулирующее увеличение прибыли, инновационную деятельность. Зависимость между организацией оплаты труда и его производительностью важна для любого предприятия, желающего повысить эффективность производства и достичь устойчивого положения на рынке средств производства, предметов потребления, услуг и т.д.

Прибыль – основной объект реализации распределительной функции финансов предприятия. За счёт прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств. На схеме показаны два основных канала участия прибыли в распределительном процессе, определяющих пропорции, в которых прибыль изымается и используется самим предприятием (рис.1.1).

111813 0415 2 Основы организации финансов предприятий

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятия:

  • в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей её эффективности;
  • используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
  • выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Многогранный характер прибыли означает, что её исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования (рис. 1.2).

В число образующих факторов включена выручка от реализации, получаемая предприятием от различных видов деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов – доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

Взаимовлияющие факторы включают внешние и, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, в определённой мере цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооружённость, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

111813 0415 3 Основы организации финансов предприятий

Рис. 1.2 Схема системного подхода к распределению прибыли

Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остаётся в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

 

2.3 Контрольная функция как способ регулирования деятельности предприятия

 

Контрольная функция финансов предприятия заключается в реализации контроля рублём за реальным денежным оборотом, формированием фондов денежных средств. Контроль рублём имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчётов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

Финансовый служащий в первом случае опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором случае, речь идёт о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на всех работников предприятия. Достичь этого можно путём расширения самостоятельности работников, признания ими целесообразности и необходимости активной предпринимательской деятельности. Выработка стратегии предпринимательства позволяет концентрированно направлять финансовые ресурсы в те сферы, которые могут принести большую экономическую выгоду.

Связь с обеспечивающей и распределительной функциями. Контрольная функция финансов предприятия может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.

Контрольная функция финансов предприятия реализуется по следующим основным направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;
  • контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учётом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятие вырабатывает нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых планов и отчётных смет образования и расходования денежных фондов.

Контрольная функция финансов предприятия включает также:

  • контроль за поступлением выручки от реализации продукции и услуг;
  • контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

     

     

 

 

 

3 ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ

 

Исходя из экономического содержания и целевого назначения затраты предприятия, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности, можно объединить в несколько самостоятельных групп:

  • затраты на воспроизводство производственных фондов;
  • расходы на социально-культурные мероприятия;
  • операционные расходы;
  • затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Затраты на воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

Предприятия осуществляют также
затраты на социально-культурные мероприятия повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий.

Операционные
расходы это затраты особого назначения: на проведение научно-исследовательских работ (НИР), изобретательство, рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования, лесоустроительные и геологоразведочные работы и др.

Затраты на производство
и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия.

Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам, основными из которых являются:
способ отнесения на себестоимость, связь с объемом производства, степень однородности затрат.

В зависимости от способов отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Под
прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость. К
косвенным
относятся затраты, связанные с производством разных изделий, а потому их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты.

К
условно-постоянным относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции.

По степени однородности затраты подразделяются на
элементные и комплексные. Элементы затрат имеют единое экономическое содержание для данного звена независимо от их назначения. Цель группировки затрат по элементам — выявить затраты на производство продукции (работ, услуг) по их видам.

Комплексные затраты включают несколько элементов затрат, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению.

Все затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляют их полную себестоимость.

Затраты относятся на себестоимость в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г.

В составе
затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, учитываются:

  • затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);
  • расходы по использованию природного сырья;
  • затраты на подготовку и освоение производства.;
  • затраты некапитального характера, направленные на повышение качества продукции, ее надежности и долговечности, совершенствование технологии и организации производства.;
  • затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством;
  • затраты на обслуживание производственного процесса: обеспечение производства сырьем, материалами, топливом, инструментами, приспособлениями и т.п.; поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии; обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
  • расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
  • затраты, связанные с управлением производством: содержание работников аппарата управления, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, расходы на командировки, оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, представительские расходы и др.;
  • затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных объектов и другие виды текущих природоохранных затрат;
  • затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, на обязательное медицинское страхование, в Государственный фонд занятости населения;
  • платежи по краткосрочным кредитам банков в пределах установленной ставки;
    • износ основных производственных фондов и нематериальных активов и другие виды затрат в соответствии с установленным порядком.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

 

4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

        4.1
Задачи анализа и данные, используемые при анализе

 

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как — производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, проверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

В связи с различным функциональным назначением и особенностями использования в планировании и учете средства предприятия подразделяются на основные и оборотные.

К основным относятся средства стоимостью не менее 500 т.р. за единицу независимо от срока службы, а так же со сроком службы не менее одного года, независимо от их стоимости. Основные средства функционируют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимость относится на затраты производства в течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия, обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат в процессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до ее реализации, денежные средства и дебиторскую задолженность.

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции. По методам планирования они делятся на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемыми называют оборотные средства, по которым устанавливается норматив минимальных запасов, необходимых для производства и реализации продукции. Ненормируемыми называются оборотные средства, по которым нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты с покупателями за отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями и лицами, недостачи и т.п.).

Оборотные средства, обслуживающие производство, включая материалы, топливо, малоценные предметы, тару, запасные части называются средствами в сфере производства. В них сосредоточена основная часть оборотных средств предприятия. Оборотные средства в сфере обращения предназначены для бесперебойного процесса реализации продукции, своевременного совершения расчетов и состоят из готовой продукции, товаров отгруженных, денежных средств и средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяются на покрытие запасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постоянно находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и временных потребностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением производственных заданий.

Основной источник данных для анализа финансовой деятельности предприятия — отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализируют содержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на финансовые показатели. Кроме того, привлеченные данные финансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и д.р.

Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначение средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму таблицы, состоит из двух частей — актива и пассива. В активе показывают состав, размещение и использование средств, сгруппированных в зависимости от их функциональной роли в хозяйстве.

Группировка экономически однородных статей баланса увязана с источниками их образования. Анализ баланса заключается в раскрытии внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива и пассива баланса.

Раздел I актива «Основные средства (фонды) и внеоборотные активы» отражает основные и отвлеченные средства предприятия. В активе баланса основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стоимости с одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К отвлеченным относятся средства, изъятые из хозяйственного оборота предприятия (платежи из прибыли в бюджет, уплата банку процентов за кредит, перечисление средств вышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе отражаются убытки.

Раздел II актива «Нормируемые оборотные средства» отражает не только фактические остатки, но и установленные нормативы по всей группе средств. Поэтому данный раздел баланса содержит четыре графы показателей: нормативы и фактические остатки на начало и конец отчетного периода.

Раздел I пассива «Источники собственных и приравненных к ним средств» включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратное финансирование и прибыль. В заключительном балансе безвозвратное финансирование присоединяется к уставному фонду.

К источникам, приравненным к собственным, относятся устойчивые пассивы — привлеченные предприятием средства, имеющие постоянный (устойчивый) характер. Здесь же отражаются средства, изъятые у предприятия в связи с кредитованием по обороту.

Раздел I пассива является источником покрытия I и II разделов актива. При этом раздел I актива покрывается разделом I пассива полностью, а раздел II актива разделом I пассива только в размере установленного норматива.

В разделе II пассива «Кредиты банка под нормируемые оборотные средства» отражается задолженность банку по ссудам. Этот раздел является источником покрытия раздела II актива в части запасов товарно-материальных ценностей.

За общим итогом этого раздела показывается регулирующая статья II-1 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», которые в активе отражаются по первоначальной стоимости. Здесь же отражается статья II-2 «Резерв на покрытие предстоящих расходов или потерь».

В разделе III актива показаны как ненормируемые оборотные средства, так и другие вложения, связанные с основной деятельностью, а в разделе III пассива — их источники.

Раздел III актива «Денежные средства, расчеты и прочие активы» отражает ненормируемые средства: кассу, расчетный счет и прочие счета в банке, прочие денежные средства, товары отгруженные, дебиторскую задолженность. Денежные средства показываются в сумме действительного наличия, другие статьи — в размере фактической задолженности на день составления баланса. В этом же разделе показываются расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования, излишне внесенная в банк амортизация, недостачи товарно-материальных ценностей сверх норм естественной прибыли. В отдельный подраздел по активу и пассиву выделены средства на капитальный ремонт и все затраты, включая авансы поставщикам и подрядчикам.

    
 

4.2
Анализ состояния собственных оборотных средств

 

Анализ состояния собственных оборотных средств заключается в определении их наличия на начало и конец отчетного периода и проверке их использования. Сумма источников собственных и приравненных к ним средств при правильном их использовании должна покрывать вложения предприятия в основные средства и внеоборотные активы, а также в нормируемые оборотные средства в пределах установленного норматива.

Для определения наличия собственных оборотных и приравненных к ним средств необходимо из итога раздела I пассива баланса, в котором отражаются источники собственных и приравненных к ним средств (устойчивые пассивы принимаются только в части, направленной на покрытие норматива), исключить итог раздела I актива, в котором отражаются основные средства и внеоборотные активы. В результате сравнения полученной суммы с установленным для данного предприятия нормативом (итог раздела II актива) определяется излишек или недостаток собственных оборотных средств.

Главными факторами, определяющими наличие собственных оборотных средств, являются уставной фонд в части оборотных средств, прибыль и ее использование, изменение сумм устойчивых пассивов. В течение года на увеличение (уменьшение) уставного фонда в части оборотных средств поступают (списываются) определенные суммы. На наличие оборотных средств влияет сальдовый результат этих операций, а также изменение средств, находящихся в обороте предприятия и учтенных в покрытие его норматива. На предприятиях, не переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, на наличие оборотных средств влияет также отклонение фактических расходов, произведенных за счет прибыли от плановых расчетов. На предприятиях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, все расходы осуществляются за счет фондов, образованных от расчетной прибыли по установленным нормативам. Поэтому этот фактор на изменение наличия оборотных средств не влияет.

Детализация факторов, воздействующих на состояние оборотных средств, связана с расшифровкой основных сумм, повлиявших на изменение устойчивых пассивов в покрытие норматива. На предприятии уменьшение устойчивых пассивов связано с изменением условий     кредитования

Определенный на конец года недостаток (излишек) собственных оборотных средств корректируется по результатам перерасчетов по фактической прибыли, которые производятся по истечении отчетного периода. Путем сравнения причитающихся сумм и фактически внесенных платежей из прибыли определяется сумма, на которую корректируется размер недостатка собственных оборотных средств, исчисленный по балансу. Если сумма причитающихся платежей больше фактически внесенных, то размер собственных оборотных средств уменьшается, а если меньше — увеличивается.

На предприятии может иметь место также отвлечение части оборотных средств на цели, не предусмотренные планом и не имеющие законных источников покрытия. Такое отвлечение называют иммобилизацией оборотных средств.

Анализ иммобилизации оборотных средств заключается в выявлении иммобилизированных сумм или неправильного использования средств целевого назначения. Для этого сопоставляют корреспондирующиеся статьи актива и пассива баланса. К иммобилизации также относятся: превышение расчетов с рабочими и служащими ссудам на индивидуальное жилищное строительство и прочие нужды (раздел III актива) над ссудами, фактически выданными банком (раздел III пассива); расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования (раздел III актива) излишне внесенная в банк сумма амортизационных отчислений (раздел III актива); расчеты с лицами по возмещению материального ущерба и недостачи и потери от порчи товарно-материальных ценностей, не списанные с баланса в установленном порядке (раздел III актива).

Иммобилизация — свидетельство нарушения финансовой дисциплины, поскольку она представляет собой перерасход средств по сравнению с имеющимися источниками целевого назначения. Поэтому финансовые органы уделяют особое внимание вскрытию причин ее образования. Учреждения банка, выявляя иммобилизацию, применяют экономические санкции, добиваясь восстановления иммобилизированных сумм в обороте.

Иммобилизация может отрицательно повлиять на финансовое положение предприятия, поскольку отвлечение средств из оборота ухудшает платежеспособность.

 

4.3 Анализ нормируемых оборотных средств

 

Нормируемые оборотные средства включают запасы сырья и других товарно-материальных ценностей для обеспечения производственного процесса, незавершенное производство, расходы будущих периодов и готовую продукцию, прочие нормируемые средства. Минимальная потребность в указанных запасах покрывается нормативом собственных оборотных средств.

Превышение фактических запасов над нормативом называют сверхнормативными запасами.

Анализ нормируемых оборотных средств основан на сопоставлении фактических запасов с плановыми и исследование причин отклонений от плана.

Нормативы предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей предусматривают, как правило, снижение потребности в приросте запасов по сравнению с планируемыми темпами роста реализации продукции, работ и услуг, а также вовлечение в хозяйственный оборот сверхплановых излишних и неиспользуемых остатков материальных ценностей. В пределах объема запасов исходя из этого соотношения ему может быть предоставлен кредит банка сверх норматива собственных оборотных средств.

Хотя учреждения банка в настоящее время кредитуют общие остатки запасов и затрат и сверхнормативные непрокредитованные запасы по отдельным статьям нормируемых оборотных средств не могут быть определены, важно сопоставлять фактические запасы с нормативам. Это необходимо для определения обоснованности норматива при одновременной проверке состава фактических запасов.

Банком не принимается к кредитованию та часть производственных запасов, которая не соответствует потребностям производства или длительное время не вовлекается в производство. Излишние и ненужные материальные ценности требуют дополнительных расходов на хранение, а иногда приводят к потерям потребительских свойств.

По незавершенному производству должно быть проверено, нет ли в его составе бракованной продукции, затрат на аннулированные и приостановленные заказы, своевременно ли списываются затраты на незаконченные заказы, услуги и работы.

Особо надо обратить внимание на состояние запасов готовой продукции. При кредитовании совокупных запасов банк исключает их сверхнормативные остатки, если рост последних не вызван транспортными затруднениями или прекращением отгрузки неаккуратным плательщикам. Поэтому превышение плановых запасов по этой статье приводит к отвлечению средств из оборота.

Наличие сверхнормативных, не прокредитованных банком запасов товарно-материальных ценностей, влияющих на платежеспособность предприятий, определяется в целом по всей совокупности запасов в следующем порядке.

Из обшей фактической стоимости нормируемых оборотных средств исключается износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кредиты банка по совокупности запасов и затрат, задолженность поставщикам. Кредиты банка и задолженность поставщикам при этом исключается в фактических суммах, но не более чем превышение фактической стоимости нормируемых оборотных средств, оставшихся после их исключения, над суммой норматива оборотных средств.

 

     4.4 Анализ ненормируемых оборотных средств

 

Ненормируемые оборотные средства имеют форму денежных средств и незаконченных расчетов. В связи с действующим порядком и сроками проведения расчетов неизбежно наличие определенных переходящих остатков задолженности на отчетные даты. Наряду с этим из-за нарушений нормального хода финансово-хозяйственной деятельности возникает дополнительная непланируемая потребность в финансовых ресурсах. Плановые нормы и нормативы по этой группе оборотных средств не устанавливается.

Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств, за исключением кредитуемых банком, являются привлеченные вне плана ресурсы. Отвлечение средств предприятия на не предусмотренные планом цели зачастую приводит к задержке в обороте средств поставщиков.

Анализ ненормируемых оборотных средств основан на выявлении сумм дебиторской и кредиторской задолженности, причин, приведших к образованию этих сумм, их влияние на финансовое состояние предприятия.

Дебиторской задолженностью называется задолженность организаций и отдельных лиц предприятию, а кредиторской — задолженность предприятия организациям и отдельным лицам. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение из оборота средств предприятия. Кредиторская задолженность часто является результатом финансовых затруднений. Поэтому строгий контроль за платежной дисциплиной, выявление неоправданных сумм дебиторской и кредиторской задолженности имеют важное значение.

К дебиторской задолженности относятся незаконченные расчеты за товары отгруженные, отражаемые в III разделе актива баланса. Высвобождение оборотных средств, вложенных в эти статьи, в значительной мере способствует увеличению объема реализации, прибыли, улучшению финансового положения предприятия.

Часть незаконченных расчетов за товары отгруженные связана с нормальными сроками документообмена и отражается по статье «Товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчетным документам, срок оплаты которых не наступил». Задолженность по этой статье покрывается кредитом банка под расчетные документы в пути. Задолженность по статье «Товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта», естественно, банком не кредитуется и является дополнительным отвлечением средств из оборота. Она может быть связана с ошибками в оформлении расчетных документов, а также с нарушением договорных условий поставки по комплектности и качеству продукции. Предприятие в этом случае несет непроизводительные затраты по отгрузке, транспортировке и хранению продукции. Наличие этих сумм на балансе предприятия свидетельствует о недостатках в работе предприятия, вызывает необходимость детального анализа соответствующих сторон его деятельности.

По статье «Прочие дебиторы» отражаются другие виды задолженности. По данным аналитического учета выявляются те суммы, которые вызваны незаконным авансированием поставщиков в счет предстоящей отгрузки материальных ценностей, несвоевременным взысканием сумм по предъявленным предприятиям претензиям и т.п.

При анализе кредиторской задолженности, отраженной в разделе III пассива баланса, также следует выделить суммы, определяемые действующим порядком расчетов и связанные с нарушениями расчетно-платежной дисциплины.

Нормальной кредиторской задолженностью считаются задолженность поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, переплаты и недоплаты на отчетную дату по расчетам с бюджетом (кроме недоимки по платежам), превышение фактической задолженности по устойчивым пассивам над плановой.

Неоправданными считаются просроченная кредиторская задолженность, задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, отраженные по статье «Прочие кредиторы» незаконченные авансы покупателей в счет предстоящей отгрузки продукции, превышающая нормальные сроки задолженность покупателям.

 

    4.5 Анализ оборачиваемости оборотных средств

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятия совершают кругооборот начиная с авансирования средств для создания производственных запасов через стадию незавершенного производства и кончая оплатой покупателем отгруженной готовой продукции.

Оборачиваемость оборотных средств — важнейший качественный показатель, характеризующий использование оборотных средств. Он отражает время, затрачиваемое на движение оборотных средств через все стадии кругооборота. Ускорение оборачиваемости оборотных средств играет важную роль, обеспечивая экономию ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. При ускорении оборачиваемости уменьшается потребность в оборотных средствах, и они высвобождаются из оборота, а при замедлении возникает потребность в вовлечении в оборот дополнительных средств.

Для оценки работы предприятия очень важен анализ изменения времени оборота ресурсов предприятия, вложенных в запасы и расчеты. Он дает возможность определить уменьшение потребности в оборотных средствах путем оптимизации запасов, их относительного снижения по сравнению с ростом производства, ускорения расчетов или, наоборот, привлечение средств в оборот при неблагоприятном положении дел на этих участках работы. Оборачиваемость оборотных средств определяется в днях в виде отношения среднего остатка оборотных средств к однодневному обороту по реализации за отчетный период по формуле

            111813 0415 4 Основы организации финансов предприятий ,        

где CO — средний остаток оборотных средств за отчетный период;

    D — число дней в отчетном периоде;

    P — оборот по реализации за отчетный период.

Средний остаток оборотных средств исчисляется путем деления суммы половины остатка на начало и конец отчетного периода и остатков на первые числа остальных месяцев на количество месяцев отчетного периода. Плановые остатки оборотных средств определяются с учетом средней фактической задолженности банку после проверки обеспечения на 1-е число месяца (кроме кредита на временные нужды) и средней задолженности поставщикам, зачтенной банком при кредитовании.

Фактический оборот по реализации за отчетный год исчисляется исходя из стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия. Поскольку часть оборотных средств постоянно используется в непромышленных хозяйствах, к обороту следует добавить стоимость реализованной непромышленной продукции, материальных ценностей и услуг по разделу II «Прочая реализация» за вычетом стоимости реализованных сверхнормативных и излишних материальных ценностей, а также прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

При определении фактического оборота по реализации за предыдущий период суммы дополнительной выручки от завышения установленных цен и тарифов, а также прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, не исключаются. Соответственно исчисляется оборачиваемость в днях за этот период.

Плановый оборот по реализации должен быть исчислен исходя из показателей, которые учтены при определении фактического оборота.

При сравнении показателей оборачиваемости должна быть обеспечена их сопоставимость. При изменении оптовых цен на реализуемую предприятием продукцию оборот перерасчитывается по новым ценам. При изменении цен на материальные ценности, приобретаемые предприятием, средние остатки нормируемых оборотных средств перерасчитываются по новым ценам. В случаях изменений структуры предприятий в результате их объединения или разъединения данные о фактической реализации за предыдущий год корректируются в соответствии с составом предприятия на конец отчетного года.

На оборачиваемость оказывает влияние изменение структуры оборотных средств. При анализе исчисляют показатели оборачиваемости по группам оборотных средств путем деления среднегодовых остатков отдельных элементов оборотных средств на однодневный объем реализации продукции. Затем по элементам определяют относительное высвобождение или вложение оборотных средств. Их сумма должна быть равна результату, исчисленному в целом по оборотным средствам.

Для оценки эффективности использования оборотных средств может быть также исчислен коэффициент оборачиваемости путем деления суммы реализованной продукции на средний остаток оборотных средств за отчетный период 111813 0415 5 Основы организации финансов предприятий. Коэффициент оборачиваемости характеризует количество оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период.

Оборачиваемость оборотных средств можно выразить через среднюю потребность в оборотных средствах на рубль реализованной продукции. Полученный показатель 111813 0415 6 Основы организации финансов предприятий отражает уровень загрузки оборотных средств. Нетрудно заметить, что этот показатель по величине обратный предыдущему.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств зависит от совершенствования организации производства, сокращения производственного цикла, экономии материальных ресурсов и применения более дешевых и эффективных их видов, улучшения материально-технического снабжения и сбыта, условий поставок сырья и готовой продукции, перехода на прямые связи между поставщиками и потребителями, соблюдения расчетно-платежной дисциплины.

 

     4.6 Анализ кредитных взаимоотношений предприятий

         с банком

 

Кредиты банка являются важнейшим источником обеспечения финансовыми ресурсами потребностей предприятий, связанных с производством и реализацией продукции. Временная потребность в денежных средствах особенно часто возникает у предприятий, где имеют место сезонные колебания объемов производства и реализации продукции. Но она может возникнуть в результате временного разрыва между поступлением источников определенных видов затрат и потребностью в средствах на эту цель, например, про осуществлении ремонтных работ. Объединения и предприятия промышленности, работающие в условиях самофинансирования, кредитуются по совокупности материальных запасов и производственных затрат.

В этом случае единым объектом кредитования в нормируемые активы являются сверхнормативные остатки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, расходов будущих периодов и других нормируемых запасов и затрат производств.

Наряду с этим кредитуются также товары отгруженные, не оплаченные покупателями.

Анализ связан с определением факторов, повлиявших на потребность в получении кредита и проверке его обеспеченности. К кредитованию не принимаются материальные ценности в пути свыше установленных для кредитования сроков, излишние и неиспользуемые материальные ценности и сверхнормативные остатки готовой продукции (кроме случаев задержки отгрузки продукции из-за транспортных затруднений или прекращения отгрузки неаккуратным плательщикам).

Общий принцип проверки обеспечения кредита заключается в следующем. Фактическая задолженность сравнивается с суммой сверхнормативного оплаченного остатка запасов ценностей и затрат производства в пределах плана и товаров отгруженных в размере их остатка по балансу.

Практически проверку обеспечения учреждения банка осуществляют одновременно по совокупности запасов и затрат и товарам отгруженным.

При превышении задолженности над плановым размером кредита учреждение банка совместно с предприятием рассматривает причины, вызвавшие сверхплановую потребность в кредите.

Может быть принято решение о предоставлении кредита на временные нужды на полную или частичную сумму сверхплановых материальных запасов и производственных затрат, а также товаров отгруженных. Если эти меры позволяют довести задолженность до планового периода, то учреждение банка может предоставить кредит на временные нужды.

В случае невозможности доведения в установленные сроки задолженности по ссуде до планового уровня, а также при возникновении просроченной задолженности по ссудам банка вводится ограничение кредитования в пределах планового размера кредита.

При превышении планового размера кредита из-за сверхпланового роста товаров отгруженных, сроки, оплаты которых еще не наступили, они принимаются к кредитованию без ограничения суммой и сроком. Санкции в этом случае банк не применяет.

Дополнительная ссуда под излишек обеспечения предоставляется при не заполнении планового размера кредита, а также при превышении задолженности по ссуде над плановым размером кредита. Выявленный недостаток обеспечения по ссуде предъявляется банком ко взысканию.

При проверке остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных принимаются к кредитованию по фактической стоимости, но не выше плановой, а все другие запасы и затраты — по балансовой оценке. Стоимость запасов уменьшается на суммы износа ценностей, резерва на покрытие предстоящих расходов или потерь, а также торговых скидок, если товары учитываются на балансе по розничным или оптовым ценам.

Банк может предоставлять кредиты на затраты в основные фонды при недостатке у предприятия средств фондов стимулирования. Анализ взаимоотношений предприятия с банком по таким кредитам заключается в проверке целевого использования кредитов и эффективности, проведенных за счет них мероприятий.

Более глубокий анализ финансового состояния, необходимый для управления финансами предприятия, проводится в расчете на долгосрочную перспективу его деятельности. Наиболее распространенными показателями такого анализа являются следующее:

  • коэффициент концентрации собственного капитала (доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие);
  • коэффициент финансовой зависимости (обратный коэффициенту концентрации собственного капитала, динамика этого показателя наглядно показывает изменение доли заемных средств в финансировании предприятия);
  • коэффициент маневренности собственного капитала (доля капитала, вложенная в оборотные средства, и капитализированная);
  • коэффициент структуры долгосрочных вложений (доля долгосрочных инвестиций, которая профинансирована за счет долгосрочных заемных средств);
  • коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств (доля долгосрочных займов, привлеченных наряду с собственными средствами);
  • коэффициент структуры привлеченного капитала (доля долгосрочных займов в общей сумме заемных средств);
  • коэффициент соотношения собственного и привлеченного капитала (общая оценка финансовой устойчивости предприятия).

Приведенные показатели всесторонне характеризуют структуру источников финансирования предприятия. Их значения не могут едиными для всех предприятий, и зависит от многих факторов.

4.7 Экономическая характеристика деятельности предприятия на примере ЗАО ПКФ «Кубаньвтормет»

 

Таблица 1 – Ресурсы предприятия

 

Показатель

 

2001г. 

2002г. 

2003г. 

2003г. в % к  

2001г. 

2002г. 

Среднегодовая численность работников, чел 

400 

385 

380 

-5,0

-1,3

Общая площадь, га 

24,40 

24,40 

24,40 

Среднегодовая стоимость всех основных средств, тыс. руб.

12163,5 

9531,5 

9414 

-22,6

-1,23

Затраты на производство продукции – всего, тыс. руб. 

101665 

12806 

179653 

76,7

1302,9

Среднегодовая сумма оборотных средств, тыс. руб. 

60805,5 

72663,5 

19,5

 

Анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод, что среднегодовая численность работников за изученный период в 2001 году она составляла 400 человек, а к 2003 году снизилась до 380 человек. По среднегодовой стоимости всех основных средств можно сказать, что за исследуемый период она к 2003 году резко падает на 2749,5 тыс.руб. и составила 9414 тыс.руб. .Также можно сказать про затраты на производство продукции за рассмотренные три года затраты в 2002 году снизились до 12806 тыс.руб., а затем выросли до 179653 тыс.руб.

 

Таблица 2 – Результаты деятельности предприятия ЗАО ПКФ «Кубаньвтормет» (тыс. руб.)

 

Показатели 

2001г 

2002г 

2003г 

2003г. в % к 

2001г. 

2002г. 

Выручка от реализации продукции и услуг 

147603 

178867 

255822 

73,3

43,02

Себестоимость реализации продукции и услуг 

143785 

180595 

239528 

66,6

32,6

Прибыль от реализации

3818 

-1728 

16294 

326,8

-1402,9

Операционные доходы 

280 

2919 

374 

33,6

-87,2

Операционные расходы 

2810 

2795 

3187 

13,4

14,02

Внереализационные доходы 

320 

829 

1786 

459,1

115,4

Внереализационные расходы 

1565 

2931 

3128 

99,8

6,7

Прибыль до налогообложения

43 

-3706 

12139 

28130,2

-427,54

Прибыль от обычной деятельности 

-60 

-3706 

1165 

-1941,7

-131,4

Чистая прибыль 

-60 

-3706 

9456 

-15860

-355,2

 

Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что выручка от реализации к 2003 году увеличилась до 255822 тыс. руб. По выручке от реализации готовой продукции определяют рейтинг субъекта хозяйствования. По выручке данного предприятия можно сказать, что она в принципе не плохая, может покрыть расходы. Себестоимость характеризует общую величину затрат на производство и реализацию продукции в денежном выражении. На предприятии себестоимость увеличивается до 239528 тыс. руб., это значит увеличиваются затраты на производство продукции. Операционные доходы с каждым годом снижаются, к 2003 г составили 374 тыс. руб. А операционные расходы ведут себя наоборот, их показатель увеличиваются и в 2003 г стал равен 3187 тыс. руб. Прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль к 2003 г резко увеличились.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бородина Е.И. Финансы предприятия.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999г.
  2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта – М.: Финансы и статистика, 1994г.
  3. Баткаева И.А. Формы и системы заработной платы. – М.: Экономика, 1993г.
  4. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра-М, 1999г.
  5. Вахрина П.И. Практикум по финансам предприятия. – М.: Маркетинг, 2000г.
  6. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. – СПб, 1999г.
  7. Ильенковой С. Д Производственный менеджмент.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.
  8. Ковалёва А.М., Лапуста М.Г., Финансы фирмы: Учебник для ВУЗов / Гос.Ун-т Управления. – М.: Инфра-М, 2000. – 416 с.;
  9. В.В.Ковалев Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: 2000г.
  10. Крутик А.Б., Хайкин М.М., Основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — СПб, 1999г.
  11. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве торговле. — М.: 1994г.
  12. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: управление денежным оборотом предприятия. – М.: ЮНИТИ 1995г.
  13. Павлова Л.Н. Финансы предприятия. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г.
  14. В.М.Родионава Финансы. – М.:2001г.
  15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое издание, 1998г.
  16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое издание, 2000г.
  17. Справочник финансиста предприятия. – М.: Инфра-М, 1999г.
  18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Финансы предприятия. – М.: Инфра-М, 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.08MB/0.00216 sec

WordPress: 22.66MB | MySQL:120 | 2,088sec