Понятие, признаки и виды правовых средств

<

122213 0100 1 Понятие, признаки и виды правовых средствПраво – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства. Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне — в сфере гражданского права.

В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, которые воплощают регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров1. В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п.

Признаки правовых средств: 1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством. Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.

К числу общих признаков правовых средств относятся следующие. Правовые средства:

1) выражают все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Правовые средства имеют синтетический, своего рода «компромиссный» характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство – это связующее среднее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления – субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (технология, средства-деяния, направленные на использование инструментов, – прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Средства-установления (инструменты) имеют следующие признаки. Они:

1) обладают субстанциональностью, которая призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления, – то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности.

2) носят информационный характер, означающий, что юридические инструменты – это прежде всего закрепленные в законодательстве сведения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.;

3) носят статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо «взять в руки» и использовать;

4) находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируются прежде всего в законах, подзаконных актах, требующих определенного поведения;

5) выступают в качестве моделей, которые только в потенциале и в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей.

Признаками средств-деяний (технологий) являются следующие. Средства-деяния:

1) связаны с использованием инструментов, орудий, веществ (средств-установлений);

2) имеют энергетический характер, означающий, что без активности, особой юридической силы невозможно как преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, так и осуществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой пели и получение нужного эффекта;

3) обладают динамическим характером, ориентирующим на соответствующую деятельность по использованию инструментов;

4) находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц;

5) выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые обозначают завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интересов.

К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельных элементов механизма правового регулирования. Причем практически всю юридическую деятельность (право-творческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее рассматривать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, делает это, реализуя свои соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты – правоприменительные и интерпретационные.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными (конструктивно-созидательными) и охранительными.

По значению правовые средства подразделяются на основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты, и вспомогательные, т. е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей. Выделение основных и вспомогательных средств базируется на следующем: право, в его юридически должном представлении, есть системное образование юридических «веществ», а значит, оно устроено таким образом, где использование одних средств поддерживается применением других. Поэтому правомерно выделение двух их групп:

1) средства, которые используются непосредственно субъектами права для достижения фактических целей права в предметной деятельности и в правообеспечительных действиях (совокупность таких средств определена общим и специальным статусами граждан, правоспособностью юридических лиц, а также вытекает из компетенции государственных органов и должностных лиц);

2) «средства о средствах», т. е. те правовые инструменты, использование которых приводит в действие предписание, средства, относящиеся к первой группе. К ним относятся внутриорганизационные нормы (оперативные, коллизионные, дефинитивные и др.), а также правоположения, выработанные юридической практикой, – юридические аксиомы, презумпции, правовые идеи доктринального характера и др.1

В зависимости от информационно-психологической направленности (т. е. чьим интересам отдается предпочтение) правовые средства можно классифицировать на два больших вида: стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.) и ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).

Юридические средства, сочетаясь определенным образом, участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений с помощью норм нрава и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение люден, тем самым регулирует и отношения между ними — экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека.

Во-первых, предметом правовою регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. В-четвертых, право регулирует лишь о поведении, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

Правовое воздействие — это более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенною закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение. Например, человек может никогда не оказаться в ситуации необходимой обороны, никогда не быть депутатом, но ознакомление с соответствующими законами развивает его сознание. В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способствует формированию политического, правового и нравственного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы1.

К иным формам относят следующие: 1) информационно-психологическую, 2) воспитательную, 3) социальную.

1. Информационно-психологический (мотивированный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов.

Можно выделить два основных юридических средства, «работающих» на данном уровне – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.2

2. Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержанием (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще, в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».3 Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

3. Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.1

Следует отметить, все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны и взаимопереходящи, между ними нет и не может быть огромных различий. Точно такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).

Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:
1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права; 2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов; 3) имеют юридическую силу и поддерживаются государство.

Таким образом, правовые средства – это объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу. В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

 

2. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ, ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ

 

В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.

В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение – одна из главных функций Российского государства.

<

Подобные модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Более широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой в определенной мере расширение диспозитивных (а в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

Льготы зачастую могут быть поводом, вызывающим упорную борьбу, доходящую до кровавых разборок. Примером того могут служить факты, связанные с Национальным фондом спорта, с Российским фондом инвалидов войны в Афганистане и т.п.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Н.И. Матузова и А.В. Малько считают, что в информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это — субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Правовой стимул это своего рода поощрение (моральное или материальное), способствующее выработки у субъекта модели поведения, которая является безопасной, социально полезной .

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности1.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному, социально полезному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения — сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом (сдерживание социально-негативного поведения)2.

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

В зависимости от того, какому интересу («собственному» или «чужому») служит конкретное средство, оно может быть определено как стимулирующее либо ограничивающее3.

В последнее время особенно возрастает стимулирующая роль права. Будучи связанны с использованием целенаправленных средств и методов воздействия внешней среды на внутренние побуждения человека, стимулы в праве выступают как правовые нормы, предоставляющие разные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов индивида, коллектива в зависимости от выбора или варианта поведения, в большей или меньшей степени отвечающего интересам государства, потребностям общества.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Основными признаками правовой льготы являются:

— в рамках общественных интересов льготы более полно удовлетворяют интересы субъектов, облегчают условия жизни и деятельности, улучшается социальная защита отдельных субъектов;

— льготы – это исключения из общих правил, способ юридической дифференциации. Льготы вносят дополнения в юридический статус личности, наделяя ее специфическими возможностями юридического характера;

— льготы устанавливаются нормативными, а не правоприменительными актами. Установление и отмена льгот государством имеет целью согласовать интересы и возможности отдельных социальных групп и свести к минимуму корыстные мотивы, которые могут проявляться в процессе пользования льготами, соответственно.

Таким образом, льготами можно назвать преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего в нормативных актах упоминаются налоговые, таможенные, транзитные льготы, льготы в виде освобождения от уплаты различных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), льготы в виде освобождения от выполнения общих для всех обязанностей или в форме дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия).

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии (от лат. privielegium), под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей, поэтому привилегии ориентированы как правило на политическую элиту, властные органы и должностных лиц.

Если льгота – сама по себе исключение из правил, то привилегия – своеобразное исключение в квадрате, поэтому их объективно гораздо меньше, чем льгот.

Привилегии (особенно в международном праве) часто употребляются рядом с понятием «иммунитет».

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты имеют специфические признаки свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории, несмотря на их схожесть с льготами и привилегиями. Во-первых, иммунитеты проявляются в виде т.н. «отрицательных льгот» (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей. Во-вторых, целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст.5 Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года1, установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст.40 Устава Совета Европы (1949 г.)2, «Совет Европы, представители Членов и секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, от 16 декабря 1961 года3, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций»4.

В-третьих, круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, судей, прокуроров и др.1

Таким образом, правовая информация во всех видах и формах, передаваемая населению от властвующих (государственных) структур сама по себе имеет вес хотя бы только потому, что она исходит «сверху». А кроме этого такое воздействие направлено непосредственно на реализацию интересов объекта воздействия – личности, общества, социальных отношений.

 

3. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

 

Механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения большинство ученых-юристов в качестве его основных элементов выделяют:

нормы права и его принципы;

правовые отношения;

акты толкования норм права, издаваемые уполномоченным на то органом;

акты применения норм права.

Важно отметить, что для понимания сущности механизма правового регулирования большое значение имеет категория «деятельность». Отмеченные элементы механизма правового регулирования получают реальное воплощение, «приходят в движение» именно через деятельность (правотворческую, правоприменительную) соответствующих субъектов. В качестве обязательного субъекта этой деятельности выступает государство в лице его различных органов.

Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования.

Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизм правового регулирования, определяется различным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути.

В зависимости от этого можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования.

1. Формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. Определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизм , как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Правило поведения конкретизируется в той связи, в какой конкретизируются сами интересы сторон, а точнее самый основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается в таком элементе механизм правового регулирования, как правоотношение.

4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – основное средство. При его помощи права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите и тем самым не ставит препятствий при их удовлетворении. При использовании обязанностей субъект должен активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т. п.). Используя право, субъект получает пользу, благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать, мешать удовлетворению интересов других субъектов, а также общественных интересов в охране и защите, иначе произойдет злоупотребление правом.

Во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Если беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае (в случае чинения для осуществления интересов препятствий) уже связывается с обстоятельствами негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С точки зрения формально-правовой препятствия различаются. Если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором, напротив, – его наступление.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизм правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

 

 

 

4. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Прежде всего следует выделить, что в правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершать активные позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом. Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирования. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершения каких-либо действии, или возлагают на субъекта активную либо пассивную обязанность (запрет).

Типы правового регулирования — это определенное сочетание способов регулирования, дозволения, обязывания и запрета.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно формулируется так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.).

Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо это привело бы к неупорядочению их деятельности и т. п.

Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какого-либо вида действии, деятельности, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение, деятельность разрешается. Например, запрещена регистрация брака лиц, не достигших совершеннолетия, хотя в отдельных случаях органами местной администрации такое разрешение может быть дано. Отметим, что в органах внутренних дел существует разрешительная система, должностные лица которой занимаются тем, что дают разрешения на что-либо (приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия и др.).

Разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, обо тогда каждый раз пришлось бы испрашивать у вышестоящего органа разрешения на совершение тех или иных действий. А это мешало бы любой их инициативе.

Указанные два типа применимы лишь к регулированию отдельных видов отношений. Между тем субъекты права не просто вступают в конкретные правоотношения, совершают отдельные действия, а осуществляют определенный вид деятельности как большой совокупности разнообразных действий, вступают в различные отношения с широким кругом других субъектов. Таким образом, эти два типа регулирования оказываются явно недостаточными, г. е. не охватывают все типичные случаи регулирования.

Дозволительно-обязывающий тип регулирования основывается на позитивной обязанности. Право в этом случае предоставляется лишь в том объеме, который необходим для осуществления обязанностей. Этот тип регулирования осуществляется применительно к государственным органам. Его можно сформулировать так: дозволено только то, что предписано законом.

Метод правового регулирования — это определенная совокупность способов, типов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права. Метод той или иной отрасли права проявляется в характере правового положения субъектов (например, субъекты граждане кого права равноправны, административного — находятся в отношениях властеподчинения и т. п.), оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве — сделки, В уголовном — преступления, в административном — акты соответствующих органов и административные проступки и т. д.). В характере санкций (наказания — в уголовном, административные взыскания — в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков, и т.д.— в гражданском праве).

Нормативное правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования. Оно имеет общий характер, распространяется на все конкретные отношения определенного рода или вида.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регулируемых отношений, или самими субъектами—участниками отношений (саморегулирование).

В первом случае субъектом индивидуального регулирования выступают государственные органы – суды, органы администрации, внутренних дел и т.д.

Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия.

Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования.

Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т. д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации.

 

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Под эффективностью правового регулирования понимают отношение между результатом правового регулирования и целью, стоящей перед ним. «Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения»1.

Эффективность правового регулирования есть достижение целей, которые преследовал законодатель изданием соответствующих норм. Можно различать цеди непосредственные (поведенческие) и пели опосредствованные. Непосредственной целью является поведение адресатов, которое соответствовало бы требованиям норм права. Достижение таких результатов называется поведенческой эффективностью. Опосредствованные же цели достигаются уже поведением, деятельностью, которая совершается в соответствии с нормами права. Такую эффективность можно назвать фактической. Например, если в случае повышения уровня дисциплины водителей или рабочих снизилось количество нарушений правил дорожного движения или технологических правил, можно говорить о поведенческой эффективности. Если же в результате этого снизилось количество несчастных случаев на дорогах или повысилось качество продукции, можно говорить о фактической, финальной (конечной) эффективности действия соответствующих норм.

Цели правового регулирования могут быть ближайшими и перспективными. Например, ближайшей целью законов и иных нормативных актов, связанных с приватизацией, является разгосударствление собственности, формирование других, негосударственных, форм собственности (частной, акционерной и т.д.), а перспективной, более отдаленной, конечной целью является создание рыночной экономики.

Поведенческая эффективность норм права является условием эффективности фактической (конечной), когда реализуются цели ближайшие и тем более перспективные в разных сферах общественной жизни: достигаются цели экономические (повышение производительности труда, рост промышленного и сельскохозяйственного производства, наполнение рынка товарами, повышение зарплаты и т. д.), политические (развитие демократии, формирование правового государства, расширение прав и свобод граждан, повышение уровня их гарантированности и т.д.), праксеологические (совершенствование структуры каких-либо органов, повышение уровня их профессионализма, эффективности их деятельности и т. д.), нравственно-воспитательные и др.

Цели правового регулирования могут быть не только позитивными, направленными на изменения, связанные с возникновением, формированием отдельной ситуации, общественных процессов, которых ранее не было, но и связанными с ликвидацией, вытеснением либо по крайней мере с минимизацией явлений, нежелательных для общества (снижение уровня правонарушений, ликвидации отдельных их видов, нарушений прав и свобод граждан, социальных конфликтов, споров и т. п.).

Заметим, что применительно к разным видам эффективности права используются и разные виды их опенок и исследования. Для эффективности правового регулирования недостаточно только самих правовых средств. Это вытекает хотя бы из того, что право формируется функционирует во взаимосвязи с разными социальными факторами (политикой, экономикой, правосознанием и т. д.), действует в определенной социальной среде.

Социально-психологический механизм правового регулирования — это совокупность многих социальный факторов и факторов психологического характера, способствующих реализации права (социально-экономические и политические условия, психологические мотивы поведения и правомерные установки, уровень правосознания и правовой культуры и т. д.). Об этих факторах подробно говорится в соответствующих главах о правомерном поведении, законности, правосознании. Отметим здесь лишь значение социально-правовой активности граждан и должностных лиц в правовом регулировании. Активность граждан необходима, во-первых, для реализации и защиты их собственных прав. Закон благосклонен к деятельным (1ех vigilanbis favet) — этот афоризм не устарел и поныне. Активность необходима и для защиты прав других граждан, интересов общества, публичного порядка (правопорядка).

Право не требует от субъектов какой- то сверхактивности. Оно довольствуется обычно нормальной активной деятельностью, вытекающей из требований закона или дозволения (уплата налогов, явка в качестве свидетеля, исполнение обязанностей по леи опору, участие в выборах и т.д.). Однако повышенная социальная активность, будучи необязательной, может рассматриваться как основание для поощрений.

Большая активность и инициативность требуется должностных лиц государственного аппарата, в том числе правоохранительных органов. Это к ним относятся выражения: lex reprobate moram (закон не одобряет проволочек); legis minister non tenetur in executione officii sui, fugureaut retrocedere (cлуга закона при исполнении своей должности не должен бежать или отступать).

Выделим пути повышения эффективности (действенности) правового регулирования в современных условиях.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

2. Совершенствование правоприменения, что «дополняет» действенности нормативному регулированию, а значит, и в целом механизма правового регулирования. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».1

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права, что, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка. «Применительно к механизму правового регулирования законность выражается в четкой бесперебойной работе всех звеньев, подчинение их ведущему звену – нормам права. Правопорядок – результат работы тысячи конкретных механизмов правового регулирования, составляющих процесс правового регулирования. Образно говоря, правопорядок есть та «продукция», которую производит нормально работающий правовой механизм государства». 2

В заключение следует отметить, что интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов конкретных механизмов правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по характеру, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упорядочению ее правового статуса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М., 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвуз. науч. – практ. конф. (СПб., 14 декабря 2001г.) МВД Рос., СПбУ / Под общ. ред В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002
  5. Алексеев С.С. Правовые средства: Постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1967.
  6. Бабаев В.К. Понятие права // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993
  7. Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 64.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2002.
  9. Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3.
  10. Гойман В.И. Действие права: Методологический анализ. М., 1992.
  11. Дворяк А.И. Правовое регулирование реализации права: Лекция. М., 1999.
  12. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987.
  13. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Теория государства и права. М., 1993.
  14. Жегуров Р.Т. Теория государства и права. М., 2003.
  15. Кашанина Т.В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 18–23.
  16. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2003
  17. Комаров С.А. Механизм правового воздействия // Теория государства и права: Курс лекций. Саранск, 2000.
  18. Клименко С.В., Чичерин А.Л. основы государства и права. М., 2000.
  19. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование: Общетеоретический аспект // Государство и право. 1993. № 7. С. 41–45.
  20. Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1999.
  21. Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972.
  22. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
  23. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 2000.
  24. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2004.
  25. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 66–77.
  26. Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. № 6. С. 53–57.
  27. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.
  28. Общая теория права / Под ред. Пиголкина А. С. М., 2002.
  29. Проблемы применения российского права. Краснодар, 1996
  30. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
  31. Сазонов Б.И. Социальные, организационные и правовые основы механизма действия права // Государство и право. 1993. № 1. С. 41–49.
  32. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 2003.
  33. Теория государства и права / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 2002.
  34. Теория государства и права / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. М., 1994
  35. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М., 2001.
  36. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2002.
  37. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2003.
  38. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004.
  39. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 2002.
  40. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Система (механизм) правового регулирования // Энциклопедия права. М., 1995.
  41. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение. 2001. № 4. С. 3– 39.
  42. Черданцов А.Ф. Правовое регулирование и его механизм // Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский. Екатеринбург, 2004.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.54MB | MySQL:119 | 1,687sec