Правовой статус личности

<

122213 0138 1 Правовой статус личностиОдной из наиболее важных задач права, возникающих в случае применения конкретной правовой нормы или определения допустимых границ правоприменения, является необходимость определения характера связи личности и права как объективного критерия их взаимного отношения. Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение1.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых определяют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Что и составляет правовой статус личности.

Правовой статус личности – это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права2. Считаю необходимым сразу сделать оговорку относительно понятия «личность». Понятие «личность» объединяет свойства индивидуума и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина.

Под правовым статусом личности понимается совокупность прав, свобод и обязанностей индивида, устанавливающих его правовое положение в обществе, которыми он наделен как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Не все авторы научных работ по теории государства и права сходятся во мнении, что правовой статус личности — это только система прав и обязанностей.

Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус гражданство, общую правоспособность; гарантии прав; законные интересы1; юридическую ответственность2 и др. Автор курсовой работы придерживается точки зрения, что все эти дополнительные элементы являются либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо вторичными элементами (юридическая ответственность производна от обязанностей), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Автор работы согласен с мнением, высказанным в большинстве работ по теории государства и права (М. Н. Марченко, Г. Н. Манов, и другие) о том, что едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не зафиксированы в юридических правах и обязанностях. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Интерес – категория внеправовая, или доправовая, и, разумеется, воплощается не только в конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита интересов личности — одна из важных функций правовой системы в целом. Понятие же правового статуса целесообразно ограничить категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. Предстатусные и послестатусные элементы, вероятно, следует включить в «правовое положение личности», как это предлагают Н. В. Витрюк и В. А. Кучинский.

Так, М.В. Мархгейм под правовым статусом понимает единство прав и свобод, обязанностей и ответственности. При этом в правовой статус личности могут включаться гражданство и гарантии прав человека. Такой подход не противоречит трехзвенной структуре правового статуса (права и свободы, обязанности, ответственности), поскольку речь идет о некоторой конкретизации. Гражданство, например, выражается в системе взаимных (лицо — государство) прав и обязанностей. Гарантии также связаны с обязанностями и ответственностью.1

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ ЛИЧНОСТИ

 

В науке теории государства и права выделяют следующую классификацию правовых статусов, которая проводится по сфере их действия и структуре правовых систем:

  • общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;
  • конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;
  • отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы,
  • родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;
  • индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

Воеводин включает в структуру правового статуса личности: гражданство, правосубъектность, принципы, права, свободы и обязанности, гарантии.1 Как считает Е.И. Колюшин, такой подход к пониманию правового статуса личности отличается от наиболее распространенного взгляда, при котором речь идет только о правах и свободен.

Между тем взгляд на взаимоотношения человека с государством и обществом как на сложную систему не позволяет сводить правовой только к соответствующим правам и свободам2. Помимо правового статуса личности говорят также о правовом статусе человека и гражданина. На первый взгляд, данные понятия идентичны по смысловому содержанию, однако употребление «правовой статус человека и гражданина» позволяет сделать акцент на правовой связи человека с государством, так как последняя не всегда имеет место.

Правовой статус личности по своему объему значительно шире ее конституционно-правового статуса, так как он полностью охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которые содержатся в нормах всех отраслей права (гражданского, финансового, международного и т.д.)- Что же касается конституционно-правового статуса, то он включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других источниках конституционного права.

Ранее с ним однозначного определения понятия конституционно-правового статуса нет. Так, А.А. Безуглов и С. А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией России1. Подтверждая эту точку зрения, Е.А. Лукашева пишет, что в конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности2.

М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев считают, что конституционно-правовой статус человека и гражданина зависит от ряда факторов, а именно: порядка приобретения и утраты конституционно-правового статуса, прав, свобод и обязанностей, ответственности, гарантий соблюдения прав и свобод, правовых состояний3. Они полагают, что только все эти элементы в совокупности позволяют сформировать полное представление о правовом статусе, его пределах и видах.

С этой позицией следует согласиться, за исключением первого элемента: порядка приобретения и утраты конституционно-правового статуса. «Порядок» в данном случае обозначает процедуру приобретения и прекращения конституционно-правового статуса, некий промежуточный момент между дискретными состояниями, с четко обозначенными признаками, используемыми для идентификации характера того или иного состояния и именуемыми статусом.

Включение остальных элементов, перечисленных М.П. Авдеенковой и Ю.А. Дмитриевым, в определение конституционно-правового статуса представляется правильным, так как сведение правового статуса только к правам и обязанностям ограничивает представление о субъекте права, не дает понимания его места в правовой и социальной системе общества.

Таким образом, под конституционно-правовым статусом личности в Российской Федерации понимается система прав, свобод и обязанностей личности, ответственность, гарантии соблюдения прав и свобод, правовые состояния, закрепленные в Конституции и в других источниках конституционного права.

В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено». Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределенны. Единственный ограничитель – граница запретов.

<

 

3. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

 

Правовой статус личности включает в себя несколько элементов — это права, свободы и обязанности. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.

Рассмотрим первый элемент правового статуса личности — права и свободы.

Права личности в структуре правового статуса – это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как и свободы и обязанности) являются частью объективного права, т. е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно — это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные полномочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Права личности, или субъективные права, – это не потенциальные, а реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, порождаемого определенными юридическими фактами. В литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для характеристики как субъективных1.

Права человека — права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Идея равенства людей, таким образом, лежит в самых истоках этого учения. Предпосылка возникновения прав человека -объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования.

Права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему и способам реализации. Права личности могут быть официально признаны государством и стать законами, изданными надлежащими органами государственной власти. В этом случае права личности и права гражданина совпадут. Однако такое их опосредствование государством необязательно. Права личности и, не будучи опосредствованы государством все равно остаются правом. Как отмечал Гегель, «человек как таковой… имеет право на свободу». Права человека иногда получают официальное закрепление и в документах внегосударственного характера, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г2.

Возникает вопрос, обеспечиваются ли права человека государственной защитой в том случае, если государство их не санкционировало и не включило в национальную систему законодательства. Тот, кто сводит право к совокупности исходящих от государственной власти юридических норм, отвечает на него отрицательно. «Декларации ООН о правах человека нуждаются в том, чтобы каждое государство юридически, законодательным путем, закрепило их, придало им значение прав гражданина данного государства и последовательно обеспечивало возможности их использования каждым человеком» указывал Л. С. Явич. Однако столь категорическое суждение, хотя оно и разделяется очень многими, не подтверждается фактами. Зарождающиеся в глубинах гражданского общества права человека могут иметь и имеют государственную защиту в тех случаях, когда источниками права выступали обычай, сложившееся правоотношение, договор, судебный прецедент и т.д., если в них они получили свое отражение. При этих условиях права человека, если они будут нарушены, могут быть признаны и восстановлены органами суда.

Права личности – это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан условиями социального взаимодействия людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав приведет, в конечном счете, к дисфункции социальной системы.

 

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство и от них требует определенного поведения. Свои требования к гражданам государство формулирует в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Конституция РФ проводит разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства1. Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства1.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует, государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства, в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения2.

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства». Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина –неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения1. Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

В статье 20 Основного Закона Российской Федерации провозглашено право на жизнь, введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).

Ограничение в правах1 является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права выражают возможности индивида – на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции РФ 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Конституции РФ, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Юридические обязанности личности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Обязанность – объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, что может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность – это как необходимое, так и возможное поведение.

Личность совершает свой выбор, не только исходя из юридических требований и предписаний, на него могут влиять и иные нормы, в том числе имеющие антиправовую направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и потому, что даже при позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Прежде всего, в систему обязанностей необходимо включить обязанность граждан соблюдать Конституцию и другие законы. Граждане России обязаны уважать права и законные интересы других лиц. Долг каждого гражданина России уважать честь и национальное достоинство других граждан.

Кроме того, в Конституции Российской Федерации введена норма об обязанности каждого платить налоги. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 62 Конституции). Это положение соответствует ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, а также принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Налог представляет собой обязательный безвозмездный взнос денежных средств органам государства или местного самоуправления в законодательно установленных размерах и в заранее указанные сроки.

Правовой статус личности очерчивает ее «пространство свободы», ставит преграды ненадлежащему, противоречащему интересам общества, государства и других лиц использованию прав и свобод, определяет критерии правовых запретов. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»1.

Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Необходимое исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как: 1) правовой статус гражданина: 2) правовой статус иностранца; 3) правовой статус лица без гражданства (апатрида).

Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.

 

Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям, как правило, относят: экономические – материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические – установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические – поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д.

К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право (это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).

В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.

 

 

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на Всеобщем референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2000.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.)//Российская газета от 10 дек. 1998.
  3. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. По состоянию на 1 января 1989 г. — 87 участников. СССР подписал 18 марта 1968 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. с заявлением. Ратификационная , грамота СССР депонирована Генеральному секретарю, ООН 16 октября 1973 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. Текст Пакта опубликован в «Библиотечке Российской газеты», выпуск № 22-23, 1999 г.
  4. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. 2004. № 66 (2).
  5. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право Российской Федерации. В 3 т. Т. 1. М., 2006
  6. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  8. Головистикова А.Н. Права человека. М., 2006.
  9. Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2006.
  10. Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  11. Лукашева Е.А. Правовой статус человека и гражданина / В кн.: Права человека. М., 1999.
  12. Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  13. Мархгейм М.В. Защита права и свобод человека и гражданина в России: опыт системного конституционного осмысления. Ростов-на-Дону, 2003.
  14. Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 2006.
  15. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. Ред. Кудрявцева Ю.В. М., 2003.
  16.  
  17. Матузов Н. И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  18. Пиголкин А. С. Общая теория права. М., 2006.
  19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М., 2003.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00032 sec

WordPress: 21.84MB | MySQL:121 | 1,551sec