Предмет и метод экономической теории

<

091313 1324 1 Предмет и метод экономической теории1. Предмет и метод экономической теории. Экономические категории и законы.

    Предмет – экономические отношения, т.е. отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и разнообразных услуг.

    Принципы познания экономических фактов и явлений: диалектика (исследование экономических фактов в развитии), материализм (материя первична, мир объективен и не зависит от воли и сознания человека), исторический подход, системность, научность, оптимизация, сбор инф., моделирование, эксперимент.

    Методы: индукция (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), анализ (разбор предмета на составные части), синтез (слияние, обобщение данных анализа), бинарная оппозиция (противопоставление, борьба двух противоположностей), социологические опросы, статистика (положение, состояние вещей. Изучает закономерности количественных отношений общественных явлений их качественным содержанием), математический аппарат (графики, таблицы, формулы — эмпирический метод). Мониторинг – наблюдение за процессом, оценка, прогноз; сбор инф. с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу. Систематизация фактов – синтез фактов, анализ и построение концепции дальнейшей стратегии производства. Экономические реформы – преобразования в производстве и потреблении. Эконометрика, эксперимент, исторический и логический методы.

    Категории: ресурсы – потенциальные объективные условия для обеспечения хозяйственной деятельности. Природные, социальные и духовные силы, которые могут быть использованы в производстве.

    Фактор – ресурс, вовлеченный в процесс производства; простой момент, необходимый элемент хозяйственной деятельности индивида.

<

    Воспроизводственный процесс (производство, распределение, обмен, потребление).

Труд – целесообразная деятельность индивида по преобразованию компонентов природы, т.е. это совокупность умственных и физических усилий индивида.

Земля – естественные, природные условия существования индивида. В широком смысле – не только с/х угодья и площадки под зданиями, но и литосфера, отмосфера, гидросфера.

Капитал – любой материальный фактор, приносящий доход своему владельцу; дисконтированный поток дохода.

Предпринимательство – способность индивида использовать имеющиеся в его распоряжении факторы оптимальным образом, т.е. максимизируя прибыль и/или минимизируя издержки.

Рынок – совокупность актов купли-продажи и в целом всякий регион, где отношения между субъектами свободны, а цены быстро выравниваются. Форма товарного и товарно-денежного обращения. Модели рыночной организации (совершенная конкуренция, монополия, монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция)

Спрос – обобщающий термин, описывающий поведение покупателя. Если спрос – это деньги – количество, которое покупатель в состоянии заплатить за нужный ему товар на определенном сегменте рынка и по определенной цене. Если количество товаров – объем покупаемой продукции, которую в состоянии приобрести потребитель по определенной цене в определенный промежуток времени и на определенном рынке. Спрос – платежеспособная потребность покупателя; и желание, и возможность покупать товар.

Предложение – обобщающий термин, описывающий поведение товаропроизводителей. Количество денег, которое товаропроизводители вкладывают в бизнес для насыщения рынка определенным товаром по определенной цене. И желание и способность производить определенный товар по определенной цене и доставить его на определенный сегмент рынка в определенный промежуток времени.

Товар – продукт труда, предназначенный для продажи. Экономическое благо, удовлетворяющее потребности индивида и предназначенное для обмена на рынке путем купли-продажи.

Деньги — особый товар, выражающий свою стоимость через всех остальных представителей товарного мира. Это продукт труда, имеющий собственную стоимость и поэтому способный служить средством соизмерения других стоимостей. Д.- единый всеобщий эквивалент, высоколиквидный актив.

Инфляция – превышение денежной массы над товарной массой.

Фирма – коллектив людей, объединенных общими экономическими интересами; имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество.

Рентабельность – отношение прибыли к авансированному капиталу – прибыльность, выгодность бизнеса.

Издержки – расходы, связанные с производством, сбытом продукции, оплата труда, услуги сторонних организаций.

Законы (постулаты): ресурсы ограничены или редки; потребности безграничны и полностью никогда неутолимы.

Конкуренция порождает монополию (один из участников конкуренции завоевывает преимущество, становится лидером и превращается в монополиста).

Если равновесие сформировано на n-1 рынках, то и на поледнем рынке оно автоматически будет сформировано.

    Закон спроса: если цена растет, спрос падает и наоборот. Закон предложения: если цена растет, предложение расширяется и наоборот.

    Закон убывающей доходности: начиная с определенного момента времени каждый рубль, вкладываемый в производство приносит предпринимателю все меньшую отдачу.

Закон эффекта роста масштаба – с6нижение средних общих затрат и получение экономии. По мере увеличения объемов до определенного момента затраты на единицу изделия уменьшаются.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00029 sec

WordPress: 23.12MB | MySQL:116 | 1,209sec