ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

<

092714 0124 1 ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА Актуальность темы исследования. История сложилась так, что руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию монетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый — это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток — это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Преобразования, происходящие в России на протяжении последних лет, дают уникальный материал для исследования и обобщения процессов реформирования тоталитарного общества.

Цель работы – исследовать необходимость, механизм и особенности формирования модели экономического развития современной России.

Объект исследования – российская экономика, которая относится по своих макроэкономическим показателям к переходной, занимающей промежуточное положение между рыночной, капиталистической и административно-командной системами. При этом заметим, что в большинстве капиталистических развитых государств господствует смешанная экономика, сочетающая в себе лучшие черты плановой, рыночной и государственное регулирование.

Задачи исследования:

– рассмотреть и охарактеризовать основные проблемы переходного периода;

– проанализировать сущность, закономерности и цели становления переходной экономики в России;

– охарактеризовать основные черты российской модели рыночной экономики;

– рассмотреть перспективы развития экономической модели России.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Борисов Е.Ф., Гавриленков Е., Гайгер Л., Емцов Р. Г., Кудров В.М., Львов Д., Нестеренко А., Нуреев Р.М., Ослунд А., Платонов В.С., Радыгин А.Д., Самсон И., Сергеев И.В., Шеншин И.В., Ясин Е. и др.

1.

 

1.1. Новые переходные экономики

 

В последней четверти 20 века в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, связанным с изобретением компьютера, в рамках компаративистики стала формироваться новая наука — транзитология — теория экономической трансформации. Она появилась в связи с ускорением процессов трансформации, но ведет начало от Н.Д. Кондратьева (длинные волны конъюнктуры). На примере одной из развивающихся стран транзитологические процессы проанализированы Э.де Сото. Предметом изучения транзитологии являются общецивилизационные проблемы изменения, трансформации хозяйственных систем. В настоящее время создана международная ассоциация транзитологов, в состав которой входит российский институт экономических проблем переходного периода.

Уже в 80-е годы началось преодоление кризисного состояния российского обществоведения. В конце 80-х гг. появился новый раздел экономической теории — теория переходной экономики — переходной от централизованно управляемого к рыночному хозяйству.

Первыми работами по теории переходной экономики были учебное пособие под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), учебное пособие под редакцией Киселевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), вышедшее позднее учебное пособие под редакцией Абалкина Л.И. и др. В них закладывается фундамент теории переходной экономики.

Особое место теории переходной экономики в системе экономических и общественных наук определяется ее комплексным характером, объединяющим предметы исследования ряда общественных наук — экономических, социологических, политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов (от экономики и технологии, социологии и культурологии до знаний о существе и роли политических трансформаций). Поскольку переходное состояние экономической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в наилучшей мере требованиям системности анализа отвечает институциональный подход.

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c 24.06 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики . Эти критерии в основном сводятся к соотношению административных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейской Союз признал переходный характер экономики России.Эволюционная теория общественного развития обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции.

Каждая отдельная ступень эволюции экономических систем развивается исторически и проходит через три стадии:

— становления и восходящего развития;

— зрелого состояния,

— нисходящего развития, связанного с нарастанием нового.1

Ш. Фурье определяет эти стадии как детство, рост, упадок, дряхлость. Первая и последняя из перечисленных выше стадий развития каждой ступени общественной эволюции характеризуются неполнотой, отсутствием целостности, сосуществованием элементов новой и старой экономики. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями — это и становление новой экономической системы, и одновременно нисходящее развитие старой. С абстрактно-логической стороны, переходная экономика — это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период — это период перехода от одной экономической системы к другой.

Идея о необходимости особого переходного периода высказана впервые в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и окончательно сформулирована в работе К. Маркса «Критика Готской программы», но как периода перехода от капитализма к социализму, от рыночной экономики к централизованно управляемой. В.И. Ленин в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарин в «Экономике переходного периода» развили эти положения. Но теория того переходного периода не может быть источником теории обратного процесса — перехода от централизованно управляемой экономики к рыночной.

К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся1:

  1. Неустойчивость . Классическая политическая экономия, К. Маркс, Н. Кондратьев исходят из устойчивости экономической системы, маржинализм ставит ее в центр внимания экономической теории, изучающей зрелое состояние рыночной экономической системы. «Переходные процессы … являются неравновесными, их характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития» . Объективность неустойчивого характера переходной экономики обусловлена ее нецелостностью. Каждая из выделенных зрелых ступеней эволюции общества и экономики была целостной системой. Переходная экономика объективно нецелостна, т.к. она характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений.
  2. Альтернативный характер развития. Итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны, потому что в состояние неустойчивости экономика попадает вследствие требований («вызова») экономических, политических, природных и других факторов, которые требуют «ответа». Итогом завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут быть разные варианты экономической системы, но все эти варианты представляют собой варианты развития, эволюции общества. Вступление общества в переходное состояние исключает возврат к прежней ступени развития, т. к. после начала переходного периода «система не помнит своего прошлого» .
  3. Появление и функционирование особых переходных форм, например, денежная рента в период перехода от феодализма к капитализму, индикативное планирование при переходе к постиндустриальному обществу, коллективно-долевая собственность на землю в РФ.
  4. Особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).
  5. Историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

    В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем: глобальные закономерности трансформации экономики, тенденции современного этапа экономической трансформации, трансформация ЦУЭ в рыночную.
    Первые блок проблем является предметом анализа теории циклов: среднесрочного экономического цикла (10 лет), технологического цикла Н.Д. Кондратьева (50 лет), цивилизационного цикла (несколько столетий), исторического суперцикла (1000 лет).

    Во втором блоке выделяют следующие мировые тенденции:
    дискретность перехода к постиндустриальному обществу, ожидание демографического взрыва, экологический кризис, гуманизация экономики — изменение ее воспроизводственной структуры,смешанный характер экономики с преобладанием мелкого и среднего бизнеса, сдвиги в социальной структуре, обусловленные ростом качества жизни, возрождение национальных традиций,
    эволюция мировой экономики к многополюсному миру.

    Переход от централизованно управляемой экономики к рыночной сопровождается следующими негативными тенденциями: незрелость капиталистического состояния постсоциалистической экономики, криминализация, расширение теневого сектора, деформация воспроизводственной структуры (70% инвестиций направляются в сырьевой комплекс), технологическая деградация,
    экономическая дезинтеграция, диспропорции торгового баланса, эффективность российской трансформации зависит от совпадения схожих фаз национального и мирового воспроизводственного циклов.

    Переход к рыночной экономики ставил вопрос о моделях рыночных преобразований. От ее построения зависят последовательность проводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике проведения курса реформ существует два альтернативных пути: быстрых радикальных реформ – «Шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Первый применяется в той или иной степени последовательности в России и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме — в Польше). Исторически более ранний эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов опробован в Китае и Венгрии. Рассмотрим проблему «шоковой терапии».

    Программа «шоковой терапии», разработанная специалистами из США и СССР и поддержанная Международным валютным фондом, предлагает странам Восточной Европы для проведения курса реформ ускоренные преобразования в течение 10 — 15 лет. Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер1:

    1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних, цен; либерализация системы распре деления; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

    2.    Развитие частного сектора — приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

    3. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

    4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

    Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему1:

    Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

    Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как; органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

    Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговое ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

    Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке Дпрежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

    Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязанны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы. 1

    Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, реакция их экономик на рыночные преобразования является совершенно нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной саморегуляции современной экономической цивилизации. Различия в реализации общих закономерностей обусловлены различиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости от международной торговли, степени продвинутости экономических реформ, уровни несбалансированности экономики. Например, сельское хозяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы быть эффективными) хозяйств и неэффективных огромных госхозов и кооперативов. Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 г., а Чехословакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г., но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.

    Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономические этапы переходной экономики: создание политических и институциональных предпосылок; либерализация экономики; приватизация; макроэкономическая (финансовая) стабилизация; структурная перестройка.

    По своему характеру экономика переходного периода является смешанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собственности. В ней присутствуют следующие сектора: государственный; частный (индивидуальный и совместный); корпоративный; мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хозяйства); теневой.  

    Задачи реализуют цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно управляемой экономики:

  6. Сверхмонополизм — сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения — стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
  7. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК — основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
  8. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.
  9. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
  10. Низкий жизненный уровень: в РФ — 4% богатых, 62% малообеспеченных и 34% бедных; в США — 6% богатых, 80% — средний класс.
  11. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
    Экономической основой ЦУЭ выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

    Создание рыночной экономической системы — это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:

  12. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
  13. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита — фиксированных цен (на первых этапах — инфляцит (Пол Колодко, Макмахон); т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
  14. Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнаи) — финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
  15. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
  16. Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
  17. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

    К числу методов решения задач переходного периода относятся:

  18. Стабилизация — экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает: либерализацию цен; минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий; удорожание кредита; введение внутренней конвертируемости национальной валюты; сдерживание роста доходов.
  19. Преобразование форм собственности: приватизация и реституция — возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран; снятие ограничений для развития частного сектора.
  20. Изменение структуры экономики: антимонопольная политика;
    конверсия; механизм банкротства; интеграция в мировой рынок.

    Вывод: Переходная экономика – это промежуточное состоянияе экономики в связи с изменениями принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих измененияъ играет трансформация отношений собственности. Наличие в рыночной экономике множества экономических субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хозяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает инерционность экономики.

     

    1.2. Переходная экономика современной России

     

    В конце ХХ – начале ХХI вв. переходная экономика России представляет собой взаимодействие, с одной стороны, прошлой, (но еще не ушедшей с арены) централизованной системы хозяйствования, а с другой стороны, новой рыночной системы. Это означает, что внешние, экзогенные, факторы — факторы централизованного управления — сдерживают развитие рынка, а следовательно, внутренние, эндогенные, силы развития экономики «сдавлены» и не могут проявить себя в полной мере. Поэтому не случайно, что переходная экономика формируется в противоречивых, нередко исключающих друг друга условиях: с одной стороны, либерализация экономики, а с другой — все еще жесткий государственный контроль.

    Специфика переходной экономики в России такова:

    1.    Плюрализм форм собственности, т. е. :

    <

    а)    экономическое и внеэкономическое (бюрократическое и т. п.) отчуждение работников от средств производства и превращение их в наемных работников;

    б)    трансформация бывшей номенклатуры в собственников, обеспечивающих первоначальное накопление капитала;

    в)    реорганизация бывших государственных предприятий в закрытые бюрократические корпорации.

    2.    Интеграция централизованных и рыночных форм хозяйствования.

    Экономическая власть в руках крупных корпораций, что превращает их в господствующую экономическую силу общества.

    3.    Новые распределительные отношения доходов. На этой основе формируется специфическая структура общества: с одной стороны, капиталистическая элита, с другой — средний класс, обслуживающий элиту (служащие совместных предприятий, средняя государственная корпоративная бюрократия, работники финансовых учреждений, охрана и др.) и нарождение беднейшего
    класса наемных работников.

    Соединение всех названных специфических закономерностей приводит к парадоксальному итогу: чем выше концентрация экономической власти в руках элиты, тем меньше возможности свободного гармоничного развития человека, тем больше деградация и пауперизм широких слоев населения. Таков классический путь первоначального накопления капитала, который в настоящее время имеет место и в России.

    Чтобы выйти из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной экономики через усиление государственной власти, не допускающей увеличения пропасти между богатыми и бедными.

    Исходные условия. Для перехода российской экономики к модели социально ориентированного рыночного хозяйства требуется активизация потребительского (платежеспособного) спроса населения и предприятий. В развитых странах платежеспособный спрос стимулируется через регулирование процентных ставок, заработной платы, цен, налогов, денежной массы, валютного курса и т. д. В России начиная с 1992 г. в результате проведения курса реформ наблюдается падение платежеспособного спроса. В результате гиперинфляции обесценились сбережения населения. Как следствие, не только снижен платежеспособный спрос, но и утрачен один из основных источников финансирования инвестиций. Отсутствие ориентации на социальные цели явилось одной из важнейших причин потери доверия к правительственной программе проведения курса реформ.

    В начале 1998 г. в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 р. В ближайшие два года (1998-1999 гг.) не предусматривается перехода к высоким темпам экономического роста. Более того, ожидается, что в 1998 г. темпы прироста основных макропоказателей будут низкими. Так оно и случилось в результате мирового финансового кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 г.

    Между тем Россия может и должна совершить прорыв к экономическому росту и решению социальных задач.

    Первый этап — трехлетний период 1999-2001 гг., в течение которого мог бы быть обеспечен переход к экономическому росту преимущественно за счет реанимации эффективной части существующих, но бездействующих мощностей, прежде всего в обрабатывающей промышленности. В эти три года основными факторами роста могут стать такие мероприятия, как смягчение дефицита финансового капитала, преодоление платежного кризиса в реальном секторе экономики, частичная ликвидация задолженности по заработной плате, восстановление оборотного капитала, инвестиционная поддержка жизненно важных отраслей со стороны государства.

    Второй этап — период 2002 – 2005 гг., в ходе которого экономический рост обретает новое содержание, он происходит за счет технологических сдвигов в реальном секторе экономики, повышения конкурентоспособности производства.

    Итак, если на первом этапе акцент делается на усиление активности отечественных производителей, то на втором этапе следует программировать техническое перевооружение экономики на качественно новом уровне.

    Чтобы обеспечить экономический рост в будущем, проблемы переходной российской экономики состояли в следующем.

    Первая проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного) капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992 – 1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.

    Вторая проблема — обеспечить эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный, институциональный, природный потенциалы России.

    С этой целью государство должно стимулировать инвестиции в развитие экономики.

    Чтобы устранить негативное влияние проводимых реформ на социально-экономическое положение в стране, необходимо в области бюджетной политики:

  • поставить выполнение доходной части бюджета в жесткую зависимость от финансового состояния реального сектора экономики;
  • избегать роста задолженности по заработной плате бюджетным организациям и ее перманентного накопления (фактически принудительный заем средств у населения) и погашения;
  • ввести в законодательное русло процесс использования денежной
    эмиссии в целях обеспечения российской экономики и увеличения эмиссионного дохода коммерческими структурами и Центральным банком
    России;
  • необходимо пресечь неограниченные заимствования на практически бесплатной безвозмездной основе средств фондов социального страхования, пенсионного и других для покрытия текущих расходов бюджета и
    восстановить практику целевого кредитования не только банков для фи
    нансирования реального сектора экономики, но и Министерства финансов РФ в рамках предоставления кредитов под проекты на конкурсной
    основе при возможном участии в таких конкурсах самих банковских
    структур.    

    В области налоговой политики в целях нормализации финансового положения основного контингента налогоплательщиков можно выделить следующие приоритеты:

  • сбалансированное распределение налогового бремени между отраслями экономики (снижение налоговой нагрузки на топливно-сырьевые отрасли и соответственно уровня затрат в энергоемких производствах);
  • проведение гибкой политики налоговой нагрузки на промышленные предприятия и на население;
  • изменение действующей практики начисления налогов в сторону
    учета реальной выручки как базы для налогообложения, что позволит ре
    шить проблему уплаты налогов «живыми деньгами»;
  • в области денежно-кредитной политики необходимо преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя, к государству.
    Именно государство — основной гарант устойчивости национальной валю
    ты и источник доверия к национальным институтам денежной системы;
  • необходимо полнее включать бюджеты домашних хозяйств в сферу
    кредитно-денежных отношений. Именно состояние семейных бюджетов
    основного массива граждан отражает и определяет прогрессивность (или
    регрессивность) проводимой политики. ЦБ России должен расширить
    сферу своей ответственности за стабильность национальной валюты.
    Банк России призван контролировать достаточность денежной массы не
    только в целом по стране, но и по каждому из секторов экономики, регионов, а также пропорции функциональной ее структуры (сбережений де
    нег в текущем обороте). Не менее важно обеспечить спрос на денежные
    ресурсы в разрезе агрегатов денежной массы (наличной, на счетах пред
    приятий и т. д.), а не просто совокупного спроса на деньги.

    В области денежно-кредитной политики курс проведения реформ должен быть ориентирован на преодоление неплатежей населению, снижение диспропорций доходов основных его групп, обеспечение государством гражданам реального прожиточного минимума. В этой связи первоочередными целями денежно-кредитной политики государства должны стать:

  • показатели реальных доходов населения и прежде всего степень
    обеспеченности широких слоев граждан кредитными услугами;
  • в условиях высокого уровня долларизации накоплений населения
    основой курса на последовательное укрепление покупательной способности национальной валюты и усиление гарантий накоплений в российских банках должно стать принятие специального закона о сбережениях
    граждан. Одномоментные меры цо снижению уровня долларизации сбережений способны лишь обострить ситуацию в сфере денежного обращения и усугубить недоверие к российскому государству, а главное — резко повысить давление на потребительский рынок. Кроме того, любые чрезвычайные меры репрессивного характера будут играть на руку определенным группам участников финансового рынка;
  • чтобы увеличить привлекательность сбережений в национальной
    валюте необходима система гарантий;
  • включение населения в систему кредитно-денежных отношений
    традиционно сводится к одному аспекту — привлечению сбережений на
    селения в качестве банковских ресурсов;
  • активизация кредитования сектора домашних хозяйств как необходимого условия обеспечения устойчивости банковской системы (ликвидности российских банков) и экономического роста — обычно упускается из виду. Современная денежно-кредитная политика формируется в
    ограниченном рамками макроэкономического подхода информационном
    пространстве, которое в условиях повышенной нестабильности экономики не дает адекватного представления о происходящих социально-экономических процессах, тем более в сфере денежных отношений;
  • установление четкого «статуса» клиента банка как лица, обладающего определенной совокупностью прав и обязанностей, интересы которого призвано защитить государство. ‘Прежде всего нужно отказаться от неверного, хотя и закрепленного в законе, положения о том, что государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков. Это его прямая обязанность перед гражданином.

    Итак, в результате проведения курса реформ в конец ХХ – начале ХХI в.в. заложены правовые и институциональные основы рыночной экономики, вместе с тем налицо спад производства, финансово-экономическая нестабильность и глубокий социальный кризис. А отсюда разочарование населения в реформах и активизация разнообразных форм социального протеста. И причиной тому явилась непродуманная политика приватизации, что исключило мощные социально-экономические механизмы из инструментария рыночных реформ.

    Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Переходный период — закономерный этап эволюционного преобразования тоталитарного общества в гражданское, демократическое, неотъемлемым элементом которого является рыночная система хозяйствования.
  2. Социально-экономический кризис в РФ и странах Восточной Европы обусловлен мобилизационным типом развития милитаризованной экономики и трансформационным спадом при переходе к инновационному типу развития.
  3. Социально-экономические отношения тоталитарного общества — госсобственность, сильное государственное влияние на экономику, социальная защищенность (трансфертные платежи) через жесточайший налоговый прессинг будут сохраняться в переходной экономике достаточно долго.
  4. Экономической основой рыночной экономики является многообразие форм объединения собственности граждан (частной собственности).

     

     

     

     

    2. ВЫБОР МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

     

    2.1. Основные черты современной экономики России

     

    За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 г российская экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.

    В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной «притирки» новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

    Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992 –1996 гг. уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994 –1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ — в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.

    Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

    Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

    Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы.

    Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

    Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

    Их пять:

    – изменение роли государства;

  • макроэкономическая стабилизация;
  • приватизация;
  • трансформационный спад;
  • интеграция в мировое хозяйство.

    Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально- регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

    Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.

    Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

    1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

    2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

    3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

    4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

    5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

    6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

    7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

    Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

    Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

    Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

    Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

    Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:

    1)права собственности;

    2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

    3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

    4)поддержание конкурентной среды.

    В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

    Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

    В России успешно формируются основы рыночной системы.

    В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной «притирки» новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

    Тем не менее, уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций: руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли; свободны и независимы в принятии экономических решений.

     

     

    2.2. Перспективы развития модели России

     

    Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992 –1996 гг. уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994 –1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ — в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.

    Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

    Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

    Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы.

    Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

    Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

    Их пять:

    – изменение роли государства;

  • макроэкономическая стабилизация;
  • приватизация;
  • трансформационный спад;
  • интеграция в мировое хозяйство.

    Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально- регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

    Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.

    Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

    1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

    2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

    3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

    4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

    5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

    6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

    7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

    Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

    Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

    Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

    Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

    Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:

    1)права собственности;

    2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

    3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

    4)поддержание конкурентной среды.

    В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

    Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

    В начале переходного периода многие предполагали, что в России сложится экономика либерального типа, похожая, например, на экономическую систему США. Однако практика показала, что вопрос о конечной цели трансформации гораздо сложнее. Особенности исторического опыта России нельзя отбрасывать в сторону. Россия не может быть похожа ни на США, ни на Германию, ни на какую-либо иную страну. Оставаясь самобытной, она должна взять все позитивное из мирового опыта.

    По мнению автора курсовой работы, очевидно одно – Россия должна развиваться по пути рыночного и демократического государства. Рынок глубоко связан с демократией. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что частный собственник должен видеть в государстве не противника, а союзника и покровителя, способного защитить его права собственности. Уверенность в незыблемости своих экономических и политических прав позволяет собственнику развивать свое дело на основе долгосрочной и продуманной стратегии. Во-вторых, демократия обеспечивает такие условия, при которых важные государственные решения принимаются в интересах большинства и, следовательно, благоприятствуют тем направлениям и сферам экономической деятельности, которые являются наиболее перспективными на каждый данный момент времени.

    Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями (мегатрендами) свидетельствует о том, что конечной целью переходного периода должна служить социальная рыночная экономика.

    Смешанный характер модели, которая способна возникнуть в России, связан с двойственным и противоречивым характером исторического развития и современного состояния общества и экономики.

    Доминирующее положение государства, характерное для России на протяжении всей истории вплоть до сегодняшнего дня, нельзя изменить за несколько месяцев и даже лет. Влияние исторического пути на траекторию последующего развития хорошо изучено современной неоинституциональной теорией, которая обосновывает тесную зависимость современного социально-экономического процесса от огромной совокупности экономических, политических, культурных и иных институтов, сформировавшихся в ходе многовековой эволюции общества. Ведущий представитель неоинституционализма, уже упоминавшийся американский ученый Д. Норт писал по этому поводу: «История имеет значение… потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества» 1.

    Таким образом, степень реального огосударствления всех экономических процессов в России в обозримом будущем будет оставаться весьма высокой. Это обстоятельство нельзя рассматривать как «абсолютное зло». При всех недостатках, связанных с государственным вмешательством в экономику, оно может играть важную и позитивную роль в развитии производства, активизации инвестиционного процесса и особенно в подъеме социальной сферы, которая в современных условиях превращается из результата роста в источник роста. Кроме того, современная экономическая система носит настолько сложный характер, что наличие множества социально-экономических, политических и правовых институтов серьезно затрудняет действие рыночных сил, и это тоже требует вмешательства государства в экономику.

    Но многие решения, выдержанные в либеральном, рыночном ключе, для России абсолютно неизбежны. Экономическая необходимость требует и разгрузки бюджета путем развития негосударственных форм социальной поддержки, и закрытия неконкурентоспособных предприятий, и введения частной собственности на землю, и поддержания конкурентной среды и открытой экономики, и многих других действий, в совокупности образующих экономическую политику рыночного толка.

    Поэтому формирующаяся смешанная модель российской экономики, которая явится итогом переходного периода, должна обладать следующими основными чертами:

    –органичным единством и взаимодействием рынка и государства, при котором частная собственность и рыночные механизмы распределения ресурсов сочетаются с надежной защитой государством конкуренции и других «правил игры», активным участием государства в производстве «общественных благ» и в развитии социальной сферы;

  • наличием развитых институтов рынка, образующих целостную
    взаимоувязанную систему и способных обеспечить быстрый рост благо
    даря мобильности всех факторов производства и их эффективному использованию;
  • социальной ориентированностью экономики, отвечающей высоким современным требованиям к качеству рабочей силы, творческой мотивации трудовой и предпринимательской деятельности, гуманизации отношений на производстве, состоянию образования, науки, здравоохранения, культуры, окружающей среды;
  • социальным партнерством, опирающимся на развитые институты
    гражданского общества и демократической государственной власти.

    В настоящее время Россия находится на перепутье, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями — от чисто либеральной до социал-демократической. Однако социально-экономические реалии — необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль государства в России, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государства в экономике России — сужают этот теоретически широкий выбор до модели социального рыночного хозяйства1.

    Значимость модели социального рыночного хозяйства для российской переходной экономики состоит в том, что она обеспечивает органичное единство рынка и государства и соответствует глубоким историческим традициям России — традиционной для России высокой экономической и социальной роли государства. Расширение функций государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов обусловлено, как отмечалось выше, возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами. Уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

    Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Необходимо четко уяснить, что социальная рыночная экономика не является социал-демократической и тем более социалистической моделью. Это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса.

    Согласно концепции социальной рыночной экономики государство не устанавливает экономические цели, но создает надежные рамочные условия для экономической инициативы. Эти рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов.

    Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Отметим, что экономическая теория до сих пор не смогла установить объективные критерии, позволяющие определить ту границу между неравенством и уравниловкой, соблюдение которой наиболее благотворно для социально-экономического развития. Вероятно, найти такие критерии, приемлемые для всех стран и эпох, невозможно. Конечно, существуют статистические показатели, например децильный коэффициент, который должен быть ниже 10. Однако эти показатели не отражают всей совокупности условий жизни. Ответ может быть найден только эмпирическим путем. Устойчивое развитие в долгосрочном плане всегда связано со справедливым распределением доходов1.

    Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

  1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
  2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
  3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
  4. Политика роста — создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
  5. Структурная политика — целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
  6. Принцип поддержания конкуренции. Это означает, что достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
  7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работника ми при посредничестве, в случае необходимости, государства.

    Модель социальной рыночной экономики возникла на историческом фундаменте централизованного государства, участия государства в социальном регулировании, развитого хозяйственного права и европейских норм демократии и рыночной экономики. Несмотря на глубокие различия между историческими путями западноевропейских стран и России, в нашей стране в настоящее время есть предпосылки для восприятия многих принципиально важных элементов этой модели [12].

    Помимо исторических традиций — главенствующей роли государства в социально-экономической жизни — к таким предпосылкам относится переходное состояние современного российского общества, в котором многие отношения еще не обрели ясной и определенной правовой и организационной формы. Ряд принципов экономической политики, составляющих сердцевину модели социального рыночного хозяйства, относятся в России к числу остро назревших проблем — формулирование и проведение политики занятости, политики доходов, промышленной и антимонопольной политики. Наконец, идея социального партнерства в последние годы получает распространение в России — несмотря на то, что эта идея является абсолютно новой для общественного сознания и социально-экономической практики в нашей стране.

    В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в других странах, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным.

    Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992—1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994— 1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер «шоковой терапии» с мерами постепенных преобразований.

    С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства. За период 1992— 1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать преобладающую часть государственной собственности создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики.

    Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.

    Главными направлениями формирования в России рыночной экономики в переходный период являются следующие.

    1. Либерализация российской экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

    2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды на экономическом пространстве России, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

    3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

  8. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Макроэкономическая стабилизация (в основной финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной
    системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
  10. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

    Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  11. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. М., 2007.
  12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие.- М.: Юрайт, 2003.
  13. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2002. -№ 4.
  14. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. –М.: ИНФРА-М, 2002.
  15. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.
  16. Кудров В.М. Советская экономика в ретроперспективе: опыт переосмысления.–М.: Наука, 2003.
  17. Курс переходной экономики / Пожд ред. Л.И. Абалкина Л.И. –М.: Финстатинформ, 2005.
  18. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н. проф. Киселевой Е. А. Киров: Проект, 2004.
  19. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 2004.
  20. Лужков «Россия в XXI в.: процветание или прозябание?» // Вопросы экономики. 2000 — №12.
  21. Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов // Вопросы экономики. 2002. -№ 2.
  22. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики 2002. № 8.
  23. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2007.
  24. Нуреев Р.М.
    Экономика развития: модели становления рыночной экономики. –М.: ИНФРА-М., 2006.
  25. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики.–М.: Республика, 2002.
  26. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России.–М. : Республика, 2000.
  27. Основы теории переходной экономики: вводный курс / Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М.Н. Киров, 2000.
  28. Платонов В. С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  29. Радыгин А.Д. Реформа собственности в Росси: пути из прошлого в будущее.–М.: Республика, 2003.
  30. Россия 2015: Оптимистический сценарий / Отв. ред. Абалкин Л.И. –М.: ИЭ РАН, 2003.
  31. самсон И. Придет ли Россия к рынку? //Вопросы экономики, № 8. 2002.
  32. Шеншин А.Е. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. Рынок финансов. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
  33. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. 2004. №7.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.19MB | MySQL:122 | 1,734sec