Проблемы соотношения спроса и предложения в Российской экономике и факторы, влияющие на них

<

100814 1814 1 Проблемы соотношения спроса и предложения в                    Российской экономике и факторы, влияющие на них

2.1 Особенности взаимодействия спроса и предложения на российском рынке

В течение многих десятилетий советская экономическая наука исходила из положения о двойственной природе цены: с одной, стороны, цена рассматривалась как проявление закона стоимости (денежное выражение стоимости), с другой — как проявление закона планомерного, пропорционального развития (цена — плановый норматив затрат). Таким образом, цена, устанавливаемая планом, должна была отражать общественно необходимые затраты труда (стоимость) [13, с.153].

На практике традиционно проводилась политика низких цен на производственные ресурсы (сырье, топливо, орудия труда) при бесплатности воды и земли и стабильных розничных ценах на основные продовольственные и непродовольственные товары народного потребления.

В 80-х годах ценообразование пошло по пути максимального удовлетворения экономических интересов изготовителей продукции, что выражалось в приближении цен к индивидуальным затратам отдельных предприятий, а не к общественно необходимым затратам труда; в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, наблюдалось почти непрерывное повышение цен, не соответствующее техническим параметрам средств производства, их производительности. Периодическое повышение оптовых цен на сырье и топливо, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию привело к тому, что по целому ряду товаров оптовые цены превышали розничные. Поскольку цены искажали реальные затраты на производство, финансовая система была вынуждена идти на существенное межотраслевое и внутриотраслевое перераспределение созданного продукта для обеспечения дотационного возмещения разниц в ценах [2, с.211].

Рынок потребительских товаров в этот период характеризовался, во-первых, ростом товарного дефицита. Обратная сторона товарного дефицита— неудовлетворенный спрос, важным показателем которого является объем свободных денежных средств у населения. Резкое увеличение вкладов граждан в сберегательных кассах, происходившее с конца 70-х годов, свидетельствовало не только о росте реальных денежных доходов, но и об острой нехватке новых, модных, высококачественных товаров. Второй доминирующей тенденцией развития потребительского рынка стало повышение розничных цен. В значительной степени это было связано с изменением структуры спроса: население перераспределяло свой возросший потребительский бюджет в пользу более дорогих высококалорийных продуктов питания, изделий из натурального сырья, товаров длительного пользования. Увеличились закупки товаров по импорту: импортные товары, как правило, были дороже отечественных; с течением времени цены на отечественные товары «подтягивались» к уровню цен на аналогичные импортные изделия. Кроме того, с 1983 г. получила развитие кооперативная торговля, в которой товары были в среднем вдвое дороже, чем в государственной розничной торговле. Наконец, с 1987 г. помимо централизованно утверждаемых государством твердых цен стали широко использоваться так называемые договорные и самостоятельно устанавливаемые предприятиями цены. Все это привело к повышению общего уровня розничных цен в стране.

Изменившиеся жизненные реалии нашли адекватное отражение в экономической теории. С конца 80-х годов в научных кругах развернулась бурная дискуссия о путях и методах нормализации потребительского рынка. Как известно, существует два пути сбалансирования спроса и предложения. Первый путь предполагает увеличение товарного предложения на основе развития и совершенствования производства; этот вариант весьма сложен и требует много времени и средств. Второй путь обеспечивает сокращение спроса за счет введения «равновесных цен»; он прост и не связан с предварительными сколь-нибудь существенными мероприятиями.

В конце 80-х годах большинство специалистов было уверено в том, что будущее отечественной экономики— за свободными ценами, стихийно складывающимися в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения. Такие известные экономисты, как Т. Заславская, Л. Пияшева, Н. Шмелев приводили в пользу применения «равновесных цен» следующие аргументы [2, C. 212].

1. Свободные цены позволят преодолеть диспропорции в народном хозяйстве и нарушения принципов эквивалентности обмена, они избавят общество от товарного голода и выпуска ненужных товаров. С государственного бюджета будет снято тяжкое бремя дотаций на производство низкорентабельной продукции.

2. Свободные цены сократят издержки потребления, в первую очередь за счет исчезновения очередей в магазинах.

3. За либерализацией цен неизбежно последует выплата компенсационных надбавок к денежным доходам, что повысит свободу потребительского выбора и будет способствовать формированию рациональной структуры потребления.

4. Свободные цены позволят покончить с такими антисоциальными явлениями, порождаемыми стабильными низкими ценами, как ослабление стимулов к общественно полезному труду, спекуляция, существование нелегального «черного» рынка, нарушение принципов морали и этики.

Реализация этого проекта началась в нашей стране 1 января 1992 г. Первоначально предполагалось, что цены будут повышаться в течение двух-трех месяцев, после чего наступит их стабилизация. Однако в реальной действительности либерализация приобрела форму перманентного многократного роста цен и спровоцировала гиперинфляционные волны.

На сегодняшний день совершенно ясно, что введение свободных цен не привело к насыщению рынка товарами и услугами. Более того, произошло не увеличение реального производства, а сокращение совокупного предложения. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства,

Неудовлетворенный спрос населения действительно сократился, однако не за счет насыщения рынка высококачественной продукцией, а в результате резкого падения реальных доходов. Одновременно прогрессировали негативные тенденции в структуре спроса населения. Чрезмерное повышение цен на так называемые «продукты бедняков» (хлеб, крупа, молоко, картофель) приводило тем не менее к увеличению спроса на эти товары, поскольку у данной категории населения уже не оставалось средств на приобретение других продуктов. Эти явления в экономической литературе известны как законы Энгеля и случай Джиффена. Согласно закону Энгеля, часть семейного дохода, идущая на питание, сокращается, когда доход этой семьи растет, и, наоборот, возрастает, когда доход падает. Случай Диффена применим к ситуации, когда при реализации товаров низшего разряда спрос на них растет, несмотря на повышение цены.

Реформа ценообразования не устранила перекосы между отдельными видами цен. Увеличились «ножницы» цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; возрастающая неэквивалентность обмена и наличие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовой (закупочной) и розничной ценами.

Негативное влияние на социально-экономический фон страны оказало сокращение бюджетного финансирования убыточных отраслей. Так, сельское хозяйство и угледобыча, по вполне объективным причинам, без дотаций из государственного бюджета попросту нежизнеспособны. Здесь уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; горнодобывающая промышленность также «опекается» государством практически во всем мире (за исключением двух-трех стран).

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

 

2.2 Цены как главный элемент поддержания равновесия между спросом и предложением

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, — вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены [15, с. 199]. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления [15, C. 202].

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

<

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами [15, C. 203].

Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

 

2.3 Тенденции развития спроса и предложения в российской экономике

Складывающаяся динамика денежных доходов населения и розничных цен обусловливает снижение физического объема спроса и покупательской активности россиян и, как следствие, замедление реализации потребительских товаров. Вместе с тем в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает возрастать роль импорта. Если в среднем по стране продовольственный рынок наполнен импортом на 50%, то в Москве — на 70% (данные 2011г.). По мнению экспертов, Россия, по-существу, утратила продовольственную независимость

Развитие российской экономики в прогнозном периоде характеризуется динамичным ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса одновременно с замедлением роста топливно-сырьевого экспорта.

 

Таблица 1 –Динамика внешнего и внутреннего спроса %, к  предыдущему году

  

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Прогноз 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

ВВП 

7,2 

6,4 

6,6 

6,0 

5,8 

5,9 

Внутренний спрос*)

9,5 

9,2 

10,1 

9,7 

8,6 

8,1 

    Импорт 

22,0 

17,3 

18,6 

15,7 

13,6 

12,4 

    Внутреннее производство 

4,9 

6,5 

7,3 

7,7

7,0 

6,9 

Внешний спрос (экспорт) 

11,8 

6,3 

5,3 

2,7 

2,9 

3,2 

Структура источников покрытия прироста внутреннего спроса:

100 

100 

100 

100 

100 

100 

Импорт 

61,9 

48,3 

46,3 

39,3 

36,7 

34,6 

внутреннее производство 

38,1 

51,7 

53,7 

60,7 

63,3 

65,4 

*) в ценах предыдущего года

 
 

Сокращение вклада внешнего спроса в прирост ВВП в 2008-2011 годах связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 6,3% в 2007 году до 3,2% в 2011 году. Данный фактор, а также снижение экспортных цен, приведут к сокращению доли экспорта в ВВП с 35,5% в 2007 году до 22,5% в 2011 году.

В структуре экспорта товаров в 2008 – 2011 годах ожидается увеличение доли машин и оборудования, продукции лесопромышленного комплекса, химической промышленности при снижении доли энергоносителей. Во втором варианте доля экспорта обрабатывающей продукции и сырья повысится с 35% экспорта в 2008 году до 39 – 40% в 2011 году. При этом экспорт машиностроительной продукции увеличится с 14,6 млрд. долларов (4,7% экспорта товаров) в 2008 году до 17,6 млрд. долларов (6,3%) в 2011 году.

В условиях ослабления динамики внешнего спроса (экспорта) экономический рост становится все более ориентированным на внутренний рынок.

Внутренний спрос в реальном выражении увеличится в 2009 году на 9,7%,  в 2010 – 2011 годах – на 8,1-8,6% за год. Но экономический кризис внесет свои коррективы.

Расширение внутреннего спроса во многом будет покрываться за счет импорта. В то же время, замедление темпов укрепления курса рубля, а также повышение технологической конкурентоспособности отечественной продукции в перспективе приведут к снижению темпов роста импорта – как абсолютному, так и относительно динамики внутреннего спроса.

 

100814 1814 2 Проблемы соотношения спроса и предложения в                    Российской экономике и факторы, влияющие на них

 
 

Рисунок 8 – Динамика ВВП и экспорта товаров и услуг

 

 

В физическом выражении темп роста импорта товаров снизится с 20,6% в 2008 году до 14 – 16% в 2010 – 2011 годах (второй вариант).

Модернизация экономики и усиление инвестиционной направленности внутреннего спроса будут способствовать дальнейшему повышению доли инвестиционных товаров
в структуре импорта (с 17,7% в 2007 году до 23,4% в 2011 году). При этом доля потребительского импорта стабилизируется на уровне  52% за счет относительного уменьшения доли прочего импорта.

Несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством изменение относительных цен в пользу отечественных товаров (эффект укрепления курса)  и расширение сферы услуг   приведут к увеличению доли отечественных товаров и услуг в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится с 48,3% в 2007 году до 34,6 % в 2011 году.

Сложившийся баланс между отечественными и импортными товарами, а точнее, процесс замещения отечественных товаров импортными  не может быть устойчивым. По мере снижения темпов роста внутреннего спроса неизбежным станет резкое ужесточение конкуренции импортных и отечественных товаров, что приведет либо к значительному сокращению темпов экономического роста, доходов и внутреннего спроса, либо к замедлению роста импорта. Перелом в сложившейся тенденции опережающего роста импорта по отношению к производству вероятен на рубеже 2010 – 2011 годов.

Обобщение предпринятых в России попыток сбалансирования спроса и предложения позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, приведение в соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния. Во-вторых, использование свободных цен в условиях товарного дефицита влечет за собой снижение уровня жизни населения и потому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма. В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства, первого и второго подразделений общественного воспроизводства, фонда накопления и фонда потребления, и других. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счет автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами.

 

 

 

Заключение

 

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

В ходе исследования была достигнута поставленная цель работы – исследованы спрос и предложение как факторы рынка.

В ходе проведанного исследования решены сформулированные в начале работы задачи работы: выявлена сущность и значение экономических понятий «спрос» и «предложение»; исследован механизм спроса и предложения; рассмотрена и выяснена сущность и содержание законов спроса и предложения; объяснена сущность понятия эластичность спроса, эластичность предложения; обратить внимание на эффекты парадокса и эффекты спроса; выявлены особенности трактовки факторов спроса и предложения в различных экономических теориях; проанализированы проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.

Спрос – это тот возможный объем купли товара в зависимости от установления цены на этот товар, выражающий платежеспособную потребность, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут были доставлены на него. Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам

Механизм спроса подчиняется определенному закону – закону спроса, который проявляет свое действие в том, что при прочих неизменных факторах величина и объем спроса уменьшается по мере увеличения цены товара, что выражается математически обратно пропорциональной зависимостью между величиной спроса и ценой на товар. При уменьшении цены товара увеличивается спрос на него, что объясняется тремя эффектами – эффектом роста выгоды (любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него); эффектом дохода (сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере, означающем увеличению денежного дохода покупателя); эффектом замещения (подешевевший товар относительно удорожает другие товары). В то же время следует учитывать и то, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены также определяется законом спроса., и в связи с чем следует рассматривать три «парадокса» спроса. Первый «парадокс» определяет то, что на динамику спроса влияет не только реальная ценовая динамика, но и ожидаемая цена. Второй «парадокс» определяет факт снижения цены может стимулировать падение спроса. Третий «парадокс» – это устойчивый, «нереагирующий» спроса на традиционно дорогие товары.

Степень зависимости величины спроса от цены товара называют эластичностью спроса. На величину спроса влияют как ценовые, так и неценовые факторы, к которым относят: доходы населения, спроса и цены на сопряженные товары, размер предложения, число покупателей, предпочтения покупателей, потребительские ожидания.

Предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Предложение, как и спрос, может быть низкоэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены.

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены. Факторы, влияющие на эластичность предложения: фактор времени; степень сохранности товара, стоимость его хранения; возможности (гибкость) технологического процесса.

О предложении и спросе говорили многие экономисты, такие как Адам Смит (1723 – 1790), Альфред Маршалл (1842-1924) , Давид Риккардо (1772– 1823), Томас Мальтус (1776– 1834), Джон Стюарт Милль (1806– 1873), К. Менгер, Э.Бем-Баверк, У.Джевонс, Дж. Б. Кларк, В. Парето), М. Фридмен, А. Шварц, и др. Были рассмотрены трактовки экономических категорий спроса и предложения различными экономическими школами, представители которых по-разному относились к сущности данных понятий.

Данные трактовки очень расходятся в своем содержании. В классической школе, которое представлено трудами А. Смита, Д. Риккардо, Т. Мальтус, Дж. Ст. Милль, минимальная цена на товар определяется затратами на его производство. Свободная цена на товар устанавливается на основе действия механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения, которые не должны подвергаться какому-либо регулированию. Маржиналисты (К. Менгер, Э. Беем-Баверк, У. Джевонс, Дж. Б. Кларк, В. Парето) считали, что спрос и предложение определяется «законом убывающей предельной полезности», согласно которому цена на товар определяется его полезностью.

Экономисты неоклассической школы (А. Маршалл, Дж, Робинсон, Э. Чемберлен) использовали синтез классического и маржинального подходов и по их мнению основе рыночного механизма лежит установление цены на товар путем взаимодействия спроса и предложения невмешательства в этот процесс третьей силы. При этом минимальная цена определяется себестоимостью товара, а максимальная цена – предельной полезностью.

В последней главе работы был рассмотрены проявления взаимодействия спроса и предложения в рыночном пространстве нашей страны. Были рассмотрены основные проблемы, связанные с механизмом действия рыночного установления цены на товар на основе спроса и предложения. Отметим, что на равновесие спроса и предложения в условиях российской экономики влияет ряд факторов, если предложение денег сегодня, главным образом, связано с экзогенными факторами (конъюнктурой на мировых товарных рынках), то динамика спроса определяется, прежде всего, факторами эндогенного характера (процессом монетизации экономики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изм. в ред. ФЗ на 31 ноября 2009 г.).
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изм. ФЗ на 31 ноября 2009 г.).
  6. О естественных монополиях: ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147 (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 16-ФЗ)// Российская газета 25 июля 1995 г.
  1. Бартеньев С.А.Экономические теории и школы. Курс лекций. – Москва: БЕК, 2002.
  2. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. –М.: Институт новой экономики, 2002.
  3. Борисов В.Я. Экономическая теория. М., 2003.
  4. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса// Экономист. 2006. № 5. С. 44.
  5. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М.: Высшая школа, 2009.
  6. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 2008.
  7. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007.
  8. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 2006.
  9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /Под. общ. ред. А. В. Сидоровича — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2009.
  10. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения // Социально-политический журнал. 2003. №№5-6.
  12. Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2007.
  13. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. Т. 1, книга III, глава VI.
  14. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2006.
  15. Самуэльсон П. Экономика. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  16. Современная экономика/ Под ред. Мамедова О.Ю.–Ростов-на-Дону, 2003.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. –М.: Контакт, 2008.
  18. Экономика/ Под ред. А.И. Архипова и др. -М.: Проспект, 2006
  19. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2009.
  20. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чичелевой.-М.: Экзамен, 2009.
  21. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2008.
  22. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2007
  23. Экономическая теория/ Под ред. Камаева В.Д.–М.: ВЛАДОС, 2008.
  24. http://www.forecast.ru/mainframe.asp Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00149 sec

WordPress: 23.12MB | MySQL:120 | 1,911sec