Происхождение государства и права

<

122213 2144 1 Происхождение государства и права

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ

Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.

Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер. Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.

Всякая социальная власть — это нормативно определенный порядок организации общественной силы и применения официального принуждения для управления общественными делами и отношениями в данном сообществе людей. Именно определенная нормативная организация силы всего сообщества (и соответствующее упорядочение применения этой объединенной силы) обозначает отличие официальной власти в данном социуме от господства физической силы и официально-властного принуждения, от непосредственного насилия.

Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом (принципом и нормами права) как формой свободы индивидов — членов государства. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть индивидов — членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохранительный характер.

Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором взрослые сородичи решали все основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, а также ряд других должностных лиц — военачальника, руководителя по делам охоты и т.д.

Роды объединялись в племя, а некоторые племена — в союз племен. При этом совет старейшин племени, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени — военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.

Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям, нарушение которых влекло суровые кары.

Обычаи первобытного общества постепенно складывались в результате действия системы разнообразных регуляторов общественной жизни и поведения людей в те далекие времена. Исследователи отмечают: «В самые первые эпохи истории мы застаем человека с системным мировосприятием. Как в области материальной, так и общественной и духовной первобытный человек с самого начала системен, и в этом его коренное отличие от стадного животного. Чем древнее культура, тем больше в ней внутренней связанности, неподвижности, замкнутости»1.

В основе этой архаической и допонятийной «системности», включая и систему тогдашних социальных регуляторов, лежали представления о целостности и единстве природного и социального, животного и человеческого, коллективного и индивидуального в жизни первобытного общества. Поддержанию такого единства были подчинены все регулятивные средства того времени.

Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно’ в примитивных обществах носили мифологический характер. Миф при этом выступает одновременно и как идеологическая форма высшего признания, оправдания и обоснования сложившихся норм и в целом существующего социального порядка (в его единстве с порядком природы и вообще всего окружающего мира), и как авторитетная форма фиксации действующих общеобязательных социальных норм, форма и источник их общезначимого выражения, толкования и применения.

Раскрывая социорегулятивные функции мифа, М.И. Стеблин-Каменский, в частности, писал: «Миф, как показал Малиновский, — это важная социальная сила. Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения»1.

Благодаря мифам, ритуалам и т.д. коллективные представления и установления социума активно влияют на формирование надлежащего образа жизни и действий всех его членов, прочно скрепляют их социальное единство и солидарность. Так, функция причащения подрастающего поколения к взрослому коллективу отчетливо проявлялась в обрядах инициации, в ходе которых молодые люди не только приобщались к мифологическим таинствам, проходили испытания, приобретали взрослые роли (мужчины или женщины) и т.д., но и усваивали сложившиеся социальные ценности и нормы.

Особенности первобытного мышления (образность, символизм, синтетичность и т.д.) существенным образом отражались и на регулятивных средствах того времени, когда еще не проводилось различие между сущим и должным, описанием (словами, знаками, магическими и ритуальными действиями) и предписанием.

Мифологические представления о возникновении мира, человека и человеческого бытия играли роль объяснительного принципа человеческих взаимоотношений и были вместе с тем источником общеобязательных норм и правил человеческого поведения, подлежащих безусловному исполнению в настоящем и будущем. Описание в мифе имеет одновременно значение предписания, в силу чего положения мифа, обладавшие высшим (сверхъестественным) авторитетом и санкцией, играли роль императивной модели для соответствующего устроения первобытного общества, человеческих связей и взаимоотношений.

Мифологическая система социальной регуляции ориентировала всех членов общества на соблюдение общих представлений о надлежащем и запрещенном (затабуированном) и безусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу), относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бытовым и т.д.). Опираясь на выводы В.Вундта о том, что в примитивных зачатках табу нет еще разделения на святое и нечистое, З.Фрейд считал, что табу возникает как внешний авторитетный запрет против мощных человеческих страстей и вожделений. «Искупление посредством воздержания за нарушение табу, — писал он, — доказывает, что в основе табу лежит воздержание»1. На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм, инцест и убийство (членов данного социума).

Во многих случаях именно «нарушение меры» в отношениях между разными полами, людьми и животными выступает в качестве основы и ведущей коллизии мифа2. Нарушители (как в мифе, так и в действительности) подвергаются судовым карам (избиению, смерти, изгнанию из рода и т.д.).

Представления о безусловной необходимости, оправданности и справедливости наказания — лишь весьма слабое (и гораздо позднее) выражение карательной позиции тех времен, когда наказание воспринималось буквально как святое дело, как сакрально-ритуальное мероприятие по очищению и поддержанию порядка, оскверненного тем или иным проступком. Согласно подобным представлениям о нетерпимости любых нарушений запретов и отклонений от принятого образа жизни, помимо наказания отдельного нарушителя за то или иное частное отступление, периодически требовалось и общее очищение от накопившейся скверны нарушений и отступлений от должного порядка. Вся нечисть от таких нарушений (все зло «отклоняющегося поведения») при этом персонифицируется в тех или иных нарушителях — в своего рода человеческих «козлах отпущения» (фармаках), жертва которых мыслилась как очищение всех (данного социума) от грехов прошлого, как средство умилостивить сверхъестественные силы (богов) и т.д. В архаической Греции фармак «избирался из уродов как умилостивительная жертва при несчастии (голод, болезнь) и сжигался (в Ионии); на афинских Фаргелиях двух фармаков высылали прочь из города и там убивали (сбрасывали со скалы)»1.

Функции очистительной жертвы фармака уходят своими корнями во времена ритуальных людских жертв. На определенном этапе фармаки уже выступают в качестве символического воплощения старого, умирающего года, сменяющегося (по природному циклу движений солнца) новым годом; в таком контексте на фармаков как бы переносится все зло за прошлое (прошлый год).

Уже у истоков формирования социального порядка, представлений о нормальном и отклоняющемся поведении система социальной регуляции располагает весьма жесткими, мощными и действенными средствами позитивного и негативного характера, необходимыми для освящения, возвышения, защиты и укрепления сложившихся отношений, правил и форм одобряемого образа жизни и поведения, с одной стороны, и для всемерной дискредитации и суровой кары отступников и нарушителей, с другой.

 

 

 

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ОСОБЕННОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ

<

 

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества.

Первобытный строй — первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

Первобытное стадо (каменный век) ;

Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род (поздний неолит, 5 — 7 лет назад) ;

Разложение родовой общины;

Первобытнообщинному строю были свойственны: общественная власть (род, племя, союз племен), общая собственность (орудия и средства производства); коллективный труд

Один человек не мог противостоять природным условиям, причём труд был разделён между мужчинами и женщинами. Не было публичной власти.

При первобытнообщинном строе люди работали сообща всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством — то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.

Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производительности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи. И это накопление продукта приводит к первому крупному разделению труда: отделение скотоводства от земледелия, отсюда следует первое разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Второе крупное разделение труда – это отделение ремесла от земледелия. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления. Возникает частная собственность на землю. Расслоение общества на бедных и богатых. «Различие между богатыми и бедными, выступают наряду с различием между свободными и рабами».

Далее произошло выделение купцов – людей знатных только обменом продуктов – это послужило третьему крупному разделению труда.

Три крупных общественных разделения труда дали толчок в образовании государства, при этом собственность разделилась на частную и общественную.

Эксплуатация соплеменников, пленных рабов, имущественное расслоение членов племен, рода, на бедных и богатых способствовала образованию классов. На смену первобытнообщинного строя приходит новая организация людей — государство.

Основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

три крупных общественных разделения труда;

отделение человека от мира животных.

рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем:

возникновение семьи (матриархат» патриархат);

появление частной собственности на орудия труда и средства производства;

раскол общества на классы;

образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением людей обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества.

Процесс формирования государства в разных странах протекал по-разному. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделял три основных формы возникновения государства:

афинская

древнегерманская

древнеримская

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ:

Реформы Тессея – (в течение нескольких веков до восьмого века до н. Э.)

Это объединение племён в единый афинский народ, Тессей при этом поделил все население Афин на три класса:

Эвпатридов (благородных)

Геаморов (земледельцев)

Демиургов (ремесленников)

Эвпатриды  – родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

Геаморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

Следующий этап реформ – реформы Соломона — он разделил граждан на четыре класса по имущественному признаку: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс — бедняки  — участвовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу — выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен — это реформы в 509г. до н. Э. Ликвидировали в Афинах полностью родовой строй Атика разделилась на 100 самостоятельных общин — во главе их стояли старейшины.

Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью — патрициями и бедняками — плебеями, живших вне римских городов — они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме.

Возникновение государства у Древних германцев — завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии).

Государства создавались и в виде городов Месопотамии, Месоамерики, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая -образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государства явились:

разделение труда

частная собственность

борьба противоположных классов

появление прибавочного продукта (излишка)

внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

территориальное разделение населения

При всём многообразии форм возникновения государства они имеют ряд общих черт отличия от первобытнообщинной власти родового строя.

Государство — это соединение некоторого множества людей под господством права (И. Кант).

Государство есть продукт общества на известной ступени развития (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Государство — такая организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие (М. Вебер).

Рассматривая два пути возникновения государства можно выделить основные различия между восточным (азиатским путем) и западным, это:

Восточный путь возникновения государства характеризуется совершенствованием аграрно — индустриальной сферы общества. Это было связано с использованием и совершенствованием орудий труда, скотоводства, земледелия, строительством ирригационных сооружений, необходимостью объединения в этих целях больших масс людей и территорий, а так же единого централизованного руководства этими массами людей. Появился избыточный продукт, что обусловило появление внутри общины должностных лиц, выполняющих функцию должностных администраторов, казначеев, они стремились укрепить свои права, закрепляя при этом право на наследование должностей.

Так складывался аппарат государственной власти,который контролировал экономические, политические, военные сферы деятельности государства и осуществлял полное управление ими. В результате этого возникла определенная структура управления: наверху вместо вождя — неограниченный монарх, ниже вместо совета старейшин и вождей — советники, далее чиновники, и т д. Все стало государственной собственностью и земля, и люди во главе с абсолютным монархом. Восточные государства крайне отличались друг от друга, в одних, например, в Китае рабство носило семейный характер, в других в Египте — было много рабов, которые были собственностью фараонов или храмов. Восточный тип государства охватил не только земли Азии, Восточной Европы, но и Африку, Америку. Общее этих государств — это то, что они были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничным аппаратом, в основе их экономики лежала государственная форма собственности, а частная имела второстепенное значение.

В ряде государств восточный путь развития дожил до начала 20 века, менялись царственные династии, однако общество в основном оставалось неизменным.

Западный путь возникновения государства характеризовался проведенной в этих государствах научно — технической революцией. В результате классовой борьбы в обществе, в данных государствах, при переходе из родоплеменного общества к государству постепенно сформировалась частная собственность, которая стала фундаментом для утверждения господства имущих классов и использования публичной власти в своих интересах — Афины классическая форма возникновения государства.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство между людьми: у аристократов земельных наделов и рабов было больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством появляется наемный труд, растет влияние экономически сильной группы, укрепление частной собственности. Ослабевает роль народного собрания, власть переходит в руки сильнейших. В итоге наиболее богатые собственники заняли ответственные государственные должности, господство родовой знати было ликвидировано.

Процесс образования государства в Риме был таким же как и в Афинах. Борьба патрициев с плебеями стала главной в возникновении государства в Риме.

В Германии становление государства шло своим путем. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых. Полукочевое земледелие способствовало сохранению коллективной формы общественно — хозяйственной деятельности. Расслоение общества, неспособность управлять завоеванными территориями способствовало образованию государства в Германии. Таким путем шло развитие государства на территориях Европы, Древней Руси, Ирландии и т.д.

 

3. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т. д.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.

 

4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

 

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

М. Рейснер писал: «мы нашли наличность права в доклассовом обществе как права международного, которое покоилось на началах мести и было направлено к ограждению целого живого состава и неприкосновенности областей владения со стороны многочисленных групп. В сфере самого родового образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в высшей степени сложные отношения родства как естественного так и искусственного, связанного с ним участия во владении родовым имуществом».

Согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти» .

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были: экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное раслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидумомом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

Право выражает волю экономически господствующего класса.

Право является средством навязывания этой воли всему населению.

Право направлено на обеспечение классового господства и

поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве

Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, Право также является выражением воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство — наличием публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости управления в государстве.

Если «форма», -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон».

Можно выделить два пути развития права:

Государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в масульманских странах, законы Ману в Индии).

Государства, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения.

Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к развитию права и наоборот.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
  2. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.
  3. Теория государства и права. Вып. 2/ Под ред. А. Б. Венгерова. М., 2001. С. 54
  4. Теория государства и права/ Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. –М.: НОРМА, 2001.
  5. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000.
  6. Фрейд 3. Тотем и табу. М.-Л., 1923.
  7. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1967.

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00035 sec

WordPress: 22.93MB | MySQL:125 | 1,693sec