Собственность: экономический и правовой аспект

<

092714 0156 11 Собственность: экономический и правовой аспектАктуальность выбранной темы для исследования состоит в том, что в нашей стране в связи с процессом перестройки всего экономического механизма и переходом к рынку, помимо существовавших в течение более семидесяти лет в основном трех видов собственности – государственной, общественной и личной стали возникать новые виды, до сих пор малоизвестная нам – частная. Среди многообразных желаний и устремлений каждого человека, которые представляют отражение его экономической природы, определенное и вполне достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Данный интерес выработан веками и вошел в плоть и кровь людей и находит свое определенное проявление в зарождении и существовании особого ощущения — чувства хозяина, собственника. Собственность рождает уверенность в непосредственной причастности личности человека к вещам и событиям, тем самым привязывает его самого к ним особыми, прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение личности человека от вещей, лишение его возможности чувствовать и ощущать себя хозяином рождает безучастие, индифферентность, а часто и неприязнь к тому, что, воспринимается как не свое, чужое. Не природа, а сами общественные и социальные отношения лежат в базисе собственности, порождают целую систему определенных отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность и значимость указанных отношений представляют собой выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Цель данной курсовой работы – исследование основных положений теории собственности в современной экономике, анализ форм собственности, а также характеристика правовые и экономические отношения собственности, причины и способы изменения форм собственности.

Объектом исследования выступили отношения собственности.

Основные задачи исследования:

1. Исследование понятия собственности как экономической категории.

2. Анализ современной теории права собственности.

3. Характеристика основных форм собственности.

4. Рассмотреть тенденции и перспективы развития собственности в России.

Методом исследования при написании данной курсовой работы выступил анализ теоретической литературы по исследуемой тематике как отечественных, так зарубежных авторов. Среди них – А.Я. Лившиц, В.С. Дадаян, В.Д. Камаев, Б.А. Pайзенберг, Кэмпбелл P. Макконелл, Стэнли Б. Брю, Л.С. Тарасевич и другие.

 

 

1.1 Понятие и сущность собственности как экономической категории

 

В целях полного и точного представления о собственности необходимо определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений. Так, в соответствии марксистской теории собственность рассматривается и анализируется как экономическая категория, которая прежде всего, выражает отношения присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. В данном определении совершенно верно фиксируется внимание на факте принадлежности материальных благ субъекту. Данный факт в свою очередь, должен признавать не только сам субъект, но и все другие субъекты и в этом случае возникает право собственности как общественное отношение [4, с. 34].

Западные экономисты видят в собственности лишь отношение человека к вещи, так как отношения собственности, прежде всего, рассматриваются ими онтологически, то есть как отображение реального взаимодействия собственника с его имуществом, распоряжения им, его использования.

Вероятно, первое определение собственности было дано еще в Кодексе императора Юстиниана (V в.) «Pимское право», в котором она рассматривается, прежде всего, как право владения, пользования и распоряжения имуществом. Из этого определения слова «право» и «владение» соответствуют более позднему марксистскому пониманию собственности (так как отражают общественный характер присвоения), а, слова «пользование» и «распоряжение» — западному пониманию данной категории [22, с. 177].

Во-первых, собственность представляет собой базисный элемент, основу основ, так называемый, фундамент всей системы общественных отношений. Именно от характера утвердившихся и господствующих форм собственности и зависят существующие и возможные формы распределения, обмена, потребления. Так, например, в рыночной экономике преобладает доля частной собственности. Во-вторых, от собственности зависит положение совершенно определенных групп, классов, слоев в человеческом обществе, определяются существующие возможности их доступа к использованию всех факторов производства. В-третьих, собственность представляет собой по своей сущности определенный результат исторического развития человечества и ее формы трансформируются с изменением способов производства. В то же время, одновременно, главной движущей и определяющей силой происходящих трансформаций является эволюция производительных сил. В-четвертых, несмотря на то, что в пределах каждой экономической системы возникает и существует какая-то вполне определенная и основная, но специфическая для нее форма собственности, что, в свою очередь, не исключает возможности существования и иных ее форм, как старых, которые перешли из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных истоков перехода к новой, формирующейся системе. Взаимодействие, переплетение и взаимопроникновение всех форм собственности чаще всего оказывает определенное, устойчивое положительное воздействие на весь ход развития человеческого общества. В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может происходить путем эволюции, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство [22, с. 177]. Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривалась в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией, в России, вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года, была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

Рассмотрение и анализ системы экономических и юридических отношений собственности позволяет получить ответ на вопрос, в чьих интересах и для какой цели осуществляется сама экономическая деятельность человека. В том, случае если преобладает индивидуальный интерес, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. А если присвоение, наоборот, осуществляется в интересах коллектива, то здесь речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей, что уже определяет наличие классового интереса.

Характерной и определяющей чертой марксистской трактовки собственности было подчеркивание преобладания экономического содержания (экономической природы) собственности над ее юридической формой, а также базисной основы собственности как отношения между людьми в отличие от отношения человека к вещи [8, с. 97]. В то же время, рассматривая право собственности как установление законом правил, определяющих какими вещами может распоряжаться или пользоваться то или иное лицо, условия, при которых такое распоряжение или использование могло быть осуществлено, в рассматриваемом случае право собственности представляет собой именно юридическую (правовую) категорию.

Собственность как экономическая категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Но заметим, что еще в законах Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.) говорилось, что законы не создают отношений собственности, но закрепляют фактические отношения, сложившиеся в человеческом обществе. Отсюда и необходимость различия экономической и юридической (то есть правовой) категории собственности. Как юридическая (правовая) категория, собственность представляет собой субъективное толкование объективно сложившихся отношений присвоения, проявление общественной потребности закрепить то, что уже сложилось на практике.

Отношения собственности и право собственности являются по своей сути юридическим выражением, определенной формой закрепления и укрепления экономических отношений собственности. Собственность представляет собой отношения по поводу материальных благ, которые заключаются в принадлежности указанных благ одним лицам (или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц. Присвоенность или принадлежность материальных благ и составляет собой сущность и содержание складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности [8, с. 97].

Таким образом, собственность представляет собой весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками, и каждая из них находит здесь свой предмет исследования. Так, экономическая теория обнаруживает в присвоении полезных благ важнейшие хозяйственные связи между людьми, а юриспруденция – правовые отношения. В итоге, одним термином «собственность» обозначаются хотя и близкие, но совсем не одинаковые понятия, основное различие и связь между последними состоит в следующем. Собственность в экономическом смысле – это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. Собственность же в юридическом понимании показывает, как сложившиеся на деле имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, устанавливаемых государством в обязательном порядке для всех граждан.

 

1.2 Содержание теории права собственности

 

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения собственности получают юридическое закрепление, которое заключается в формировании системы юридических норм, которые в свою очередь и регулируют указанные экономические отношения и образуют сам институт права собственности, закрепляют определенные меры юридической власти за конкретным лицом (собственником данной вещи). В первом случае говорят о праве собственности в объективном смысле, во втором — в субъективном смысле или о субъективном праве собственности.

У истоков теории прав собственности стояли американские экономисты — P. Коуз и А. Алчиан, дальнейшие исследования вели И. Барцель, Г. Беккер, Д. Норт, Н.С. Ченг, P. Познер и др.

Полный «пучок прав» собственности состоит из одиннадцати элементов: право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя; право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ; право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде; право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий [22, с. 180].

Содержание права собственности включает принадлежащие собственнику правомочия по пользованию, владению и распоряжению вещью. Данные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически и законодательно обеспеченные возможности поведения самого собственника и принадлежат ему до того момент, собственно пока он остается собственником. В случае, когда собственник не имеет возможности указанные правомочия реально осуществить, например, при аресте его имущества за долги или при незаконном владении его имуществом другим лицом, он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Для раскрытия сущности и содержание права собственности, рассмотрим кратко определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий [22, с. 177].

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства и управления собственника над вещью. При этом хозяйственное господство над вещью вовсе не обязательно предусматривает, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Например, уезжая в долгосрочную командировку, собственник остается владельцем находящихся в его квартире вещей [22, с. 177].

Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность получения из вещи полезных и необходимых свойств в процессе ее личного либо производственного потребления, включая и производственные цели. Так, автомобиль можно не только использовать самостоятельно, но и сдать в аренду. Правомочие пользования чаще всего основывается на правомочии владения. В отдельных случаях можно пользоваться вещью, и не владея ею [22, с. 177].

Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определения судьбы вещи путем совершения определенных юридических актов в отношении нее самой. Например, в тех случаях, когда собственник продает, сдает в аренду, в залог, передает в виде вклада в хозяйственное общество или товарищество свою вещь, он осуществляет распоряжение вещью [22, с. 177].

Раскрытием содержания права собственности на вещь не заканчивается определением принадлежащих собственнику правомочий, так как одноименные правомочия могут принадлежать не только ем, но и совершенно другому лицу, включая носителя права хозяйственного ведения или права пожизненного наследуемого владения. Отсюда и необходимость выявления такого специфического признака и состоящего в том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению. Так осуществление права по усмотрению, в том числе и распоряжение им означает, что власть (воля) собственника основывается непосредственно на законе и существует независимо от власти всех других лиц в отношении той же вещи. Власть же всех других лиц не только базируется на законе, но и в определенно степени находится в зависимости от власти собственника и обусловливается ею [22, с. 177].

Право собственности характеризуется свойством упругости или эластичности, что, в свою очередь, означает, о наличии способности восстанавливаться в прежнем, первоначальном объеме в случае исчезновения связывающих его ограничений.

Право собственности относится к числу исключительных прав, то есть собственник вещи обладает правом исключать воздействие всех иных третьих лиц на закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты. Но данное право не означает того, что безграничности власти собственник. В соответствии с дозволительной направленностью гражданско-правового механизма регулирования, собственник действительно обладает правом совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законам и иным нормативно-правовым актам. Так, он обязан принимать меры, предотвращающие нанесение ущерба здоровью граждан и окружающей среде при осуществлении его прав, исключать вред иным лицам. Возможны случае ограниченного пользования его имуществом другими лицами [22, с. 177].

Исходя из ранее изложенных положений, дадим определение субъективного права собственности.

Субъективное право пользования представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения по пользованию, владению и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по его усмотрению и интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. В тех случаях, когда собственник сам владеет и пользуется вещью, ему для осуществления своего права обычно достаточно того, чтобы третьи лица воздерживались от посягательств на эту вещь.

Нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, как гражданско-правовых, так и иной отраслевой принадлежности. Указанное обстоятельство подлежит учету при выборе правовых форм, регулирующих тот или иной участок имущественных отношений, в том числе и отношений собственности. Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности — это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, они ничьи, никому не принадлежат или, что одно и то же, — принадлежат всем, кто имеет свободный доступ к ним. Согласно этой теории такие ресурсы не являются объектом собственности.

 

1.3. Классификация форм собственности

 

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Формой собственности называется её вид, который характеризуется по признаку субъекта собственности, то есть она определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. Исходя из такого определения выделим следующие формы собственности [8, с. 102].

Индивидуальная (индивидуализированная) собственность, в пределах которой субъект собственности, прежде всего, персонифицирован как некое физическое лицо или индивидуум, который обладает полным правом (в рамках законности и правомерности) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности либо частью или долей объекта. При указанной форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему. К этой форме следует отнести личную и частную собственность.

Иной подход базируется в основном в отношении к частной собственности на средства производства и в свой сущности основывается на том, что это объекты индивидуальной собственности, которые используются с применением наемного труда, тогда как личная собственность охватывает только объекты, определяемые применением личного труда собственника.

Но здесь необходимо, отметить, что порою один и тот же объект может быть и личной, и частной собственностью в зависимости от характера его использования, применения, потребления.

Категория частной собственности, по своей сущности и содержанию, представляет собой реально экономическую категорию, так как ее использование, применение и функционирование в предпринимательской деятельности оказывает определенное действенное влияние на эффективность и продуктивность национальной экономики в целом, то время как личная собственность является характеристикой личного потребления индивида и характеризует скорее собой объект социологических исследований и социального планирования.

Современная рыночная экономика характеризуется наличием в основном коллективных, корпоративных, смешанных форм собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 15 — 25% средств производства на находятся в индивидуально-частную собственность, 55 – 65% находится в коллективно-корпоративной либо акционерной собственности, 10 – 30% — в государственном владении. Довольно часто корпоративную (иначе говоря, акционерную собственность) также относят к частной собственности.

Второй основной формой собственности является коллективная в самом широком смысле этого слова или, так называемая, многоличностная собственность, в пределах которой субъект собственности не персонифицирован как индивидуум, а представляет собой совокупность или сообщество (коллектив) собственников. В данном случае, субъект собственности может выступить в виде уполномоченного лица или группы лиц, которые выражают собственнические интересы всего товарищества (группы, коллектива), но чаще официально оформляется правовым образом как единое, зарегистрированное в установленном порядке, юридическое лицо (предприятие, коммерческая организация, хозяйственное общество, компания) либо государственный орган, либо общественная организация.

Анализируя характеристики и признаки многоличностной собственности, крайне необходимо исходить из самого широкого понимания ее как многообразия общественных по своей природе форм собственности, включающих от семейной до общенародной формы собственности, то есть это, по своей сути, представляет собой любую интегративную, в известном смысле общественную, форму собственности.

Необходимо здесь заметить, что указанное разделение собственности на две формы: индивидуальную и многоличностную, по своей сути, не является общепринятым ни в экономической науке, ни в юридической практике. В то же время, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет частную, государственную и муниципальную форму собственности, оставляя в то же время возможность существования других форм. Но широко известно разделение собственности по гражданскому праву на собственность юридических и физических лиц. Последняя форма явно ассоциируется с индивидуальной собственностью.

Таким образом, собственность представляет собой отношение между субъектом и объектом (человеком и вещью), когда данному объекту приписывается принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование этим объектом; отношения между людьми по поводу вещей и экономической системы присвоения объектов собственности; пользование вещью, уступленное индивиду
государством; непосредственно сам объект собственности. Собственность — это материальные объекты, потребность в которых испытывают или могут испытывать два или более человек одновременно (сочетание в себе как социальных аспектов с понятием о собственности как о вещи). Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам. Существует две основных традиции понимания права собственности: континентальная рассматривает право собственности неограниченным и неделимым, сосредоточенным в руках одного лица; англосаксонская разделяет право собственности на составляющие. В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.

 

2 Становление института частной собственности в Российской Федерации

 

2.1 Российская модель приватизации и характеристика государственной собственности в России

 

В экономическое практике известны два пути преодоления тотального огосударствления, т. е. выведения предприятий из-под прямого контроля государства: через самоуправление или через приватизацию. Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики [4].

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация [9].

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет:

– о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

– о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки [11].

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов [11].

В переходной экономике масштабная смена форм собственности и даже меры по целенаправленному финансовому оздоровлению предприятий не могут сами по себе решить проблему перехода к экономическому росту на новой, рыночной основе. Формирование эффективного собственника для многих приватизированных предприятий в течение длительного времени остается трудноразрешимой проблемой. Значительное число новых частных и смешанных фирм слишком медленно приспосабливается к условиям рыночной среды, оказывается не в состоянии стабильно закрепиться на крынке из-за трудностей поддержания адекватного соотношения качества производимой продукции и затрат на нее. Иными словами, проблемы реального сектора экономики заключаются в глобальной структурно-функциональной несбалансированности, что для большинства предприятий оборачивается затяжным кризисом. Главные аспекты такой несбалансированности заключены в следующем:

—    несоответствие финансового состояния предприятий их положению на отраслевых и товарных рынках (продукция, пользующаяся спросом по своим потребительским свойствам, неконкурентоспособна по уровню издержек);

— диспропорция между производственными и воспроизводственными процессами (недостаток инвестиций на цели развития и модернизации, на улучшение кадрового потенциала);

—    противоречие между уровнем корпоративного управления (старый менеджмент) и рыночной средой [21].

В России после достижения финансовой стабилизации и высокой степени либерализации экономики отставание реформы предприятий стало одним из основных препятствий для перехода к стратегии экономического роста. Реформа предприятий в течение ряда лет прорабатывается в правительственных структурах. Ее основные приоритеты заключаются в содействии реструктуризации предприятий, в том числе улучшению системы управления, стимулированию роста эффективности производства и конкурентоспособности продукции при росте производительности труда, снижении издержек производства и улучшении общих финансово-экономических результатов. В ходе реформы российских предприятий должны быть обеспечены инвестиционная привлекательность компаний, защита прав акционеров, четкое разграничение функций собственников и управляющих, предоставление полной квалифицированной информации о финансово-экономическом положении компаний, совершенствование механизмов корпоративного управления [28].

В начале 2001 г. российское государство имело в собственности более 11 тыс. унитарных предприятий. Такое большое число государственных предприятий не только ложится непосильным бременем на бюджет страны, но и не оправдано функционально. Принято решение реформировать систему унитарных предприятий в течение нескольких лет, доведя их число до 1000—1500 единиц. Статус унитарных сохранят только те предприятия, которые действительно выполняют уникальные функции в рамках государственных социальных и оборонных программ [4].

Остальные предприятия должны быть акционированы с перспективой последующей приватизации. Реформирование этой части унитарных предприятий включает этап так называемой предприватизационной подготовки, в ходе которой будут всесторонне исследованы рыночные возможности и перспективы для каждого предприятия. Далее государство сможет принять решение о преобразовании и приватизации, либо о ликвидации бесперспективного предприятия, либо о смене его руководящего кадрового состава.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения. В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

В ходе приватизации и разгосударствления в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т. к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений. Это является следствием проведения приватизации и разгосударствления в России, еще раз показывающим всю необходимость таких процессов для благоприятного развития российской экономики. Скажем больше, что в условиях рынка, стали реально выполнимы его функции, способные решить широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов реформ в »переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

— преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

— преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

— стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики:

— изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами
[21].

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), в фирмы, базирующиеся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Таким образом, преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результате приватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различных организационно-хозяйственных формах – от индивидуальных предпринимательств до всех видов, корпораций. В переходной экономике известны следующие основные методы приватизации: публичная продажа, прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методов приватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах.

 

2.3. Структура собственности в современной России

 

В результате массовой приватизации в российской экономике сформировалась структура прав собственности, по своим качественным и количественным характеристикам не имеющая аналогов в мировой практике: возникло множество предприятий, находящихся формально в собственности своих же работников. Данная первоначальная структура прав собственности, по мнению ряда экономистов, не будучи оптимальной сама по себе, должна была, однако, со временем уступить место другой, обеспечивающей эффективное управление компаниями, основанное на принципе максимизации прибыли. Как и ожидали авторы реформ, вскоре после окончания чекового этапа приватизации в российской экономике развернулись активные перераспределительные процессы. Но последствия постприватизационного перераспределения собственности оказались в значительной мере отличными от ожидавшихся.

Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности [13 , с. 44].

В 1991—1992 гг. (до начала массовой приватизации) было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий. В 1993 г. приватизировано 42,9 тыс. предприятий. С 1993 г. по 2007 г. было приватизировано 194931 государственных и муниципальных предприятий.

 

092714 0156 21 Собственность: экономический и правовой аспект    

Рисунок 1 –
Структура собственности в РФ в 2008 гг. (в %)

 

Наибольшее число приватизированных предприятий пришлось на период массовой приватизации в 1993—1994 гг. (64829), что составило 68,3% от общего числа приватизированных предприятий за 1993—2009 гг. К 2009 г. сложилась следующая структура собственности (таблицу 1). Предприятия и организации, относимые к частной собственности, составили 80,5%; к муниципальной – 5,3%; к государственной -3,4%; прочие формы собственности составили 5,6% [7].

 

Таблица 4 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2010 г) [23]

Показатель 

1996 г 

2001 г 

2002 г

2003 г 

2006 г

2007 г

2008 г

2009 г

в процентах к итогу 

всего, 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

в том числе по формам собственности:

               

всего, 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

в том числе по формам собственности:

               

государственная  

14,3

4,5 

4,3 

4,1 

3,9 

3,6 

3,4 

3,2 

муниципальная 

8,8 

6,5 

6,4 

6,2 

5,9 

5,6 

5,3 

5,1 

частная 

63,4 

75,0 

75,8 

76,9 

78,0 

79,2 

80,5 

81,3 

 

Продолжение таблицы 1

Показатель 

1996 г 

2001 г 

2002 г 

2003 г 

2006 г

2007 г

2008 г

2009 г

в процентах к итогу 

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

 

4,2 

 

6,7 

 

6,6 

 

6,4 

 

6,1 

 

5,7 

 

5,3 

 

5,2 

<

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

 

9,3 

 

7,3 

 

6,8 

 

6,4 

 

6,1 

 

5,8 

 

5,6 

 

5,3 

 

В ходе приватизации за последние 10 лет доля предприятий и организаций в частной собственности увеличилась с 63,4 до 80,5%, а в государственной — уменьшилась с 14,3 до 3,4%. Высокий удельный вес предприятий частной собственности объясняется тем, что все негосударственные предприятия учитываются как частные. При этом следует иметь в виду, что в число частных предприятий попадают акционированные как единое целое крупные комплексы (Газпром, РАО «ЕЭС России» и др.). При невысоком показателе доли данных предприятий в общем числе предприятий они имеют высокий показатель в общем объеме производства: 5,6% смешанных предприятий дают более половины[7].

Среди наиболее заметных тенденций, проявившихся немедленно после начала приватизации, — тенденция к концентрации собственности в руках отдельных категорий акционеров. Перераспределительные и консолидационные процессы в корпоративном секторе привели к формированию высококонцентрированной структуры акционерного капитала в российской экономике. При этом, как следует из результатов ряда эмпирических исследований, независимо от того, кто является владельцем крупнейшего пакета или какая группа акционеров доминирует в совокупности, наибольшее влияние на поведение фирм оказывают менеджеры и рабочий коллектив. Это заставляет признать, что основной характеристикой корпоративного управления в России является интернализация контроля, то есть
концентрация формальных и неформальных контрольных полномочий в руках инсайдеров и их фактическая независимость от воздействия со стороны внешних собственников и контрагентов.

В таблице 2 приведена динамика распределения предприятий и организаций по формам собственности на 1 января соответствующего года.

 

Таблица 2 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности

Форма собственности

1996 г 

2001 г 

2005 г 

2006 г 

2007 г 

2008 г 

2009 г 

2010 г 

Число предприятий и организаций, тыс. 

Всего 

2249,5 

3346,5 

4417,1 

4767,3 

4506,6 

4674,9 

4771,9 

4907,8 

в том числе по формам собственности:

               

Государственная 

322,2 

150,8 

159,2 

160,4

149,3 

141,7 

135,0 

129,9 

Муниципальная 

197,8 

216,6 

248,2 

252,1 

264,3 

262,7 

257,6 

253,0 

Частная 

1425,5 

2509,6 

3499,2 

3837,6 

3638,8 

3855,4 

3975,5 

4128,1 

Собственность общественных и релегиозных организаций (объединений)

95,0 

223,0 

252,8 

252,5 

239,2 

212,3

197,4 

187,8 

Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

209,0 

246,5 

257,7 

264,7 

215,0 

202,9 

206,4 

209,0 

 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

в том числе по формам собственности:

               

Государственная

14,3 

4,3 

3,6 

3,4 

3,3 

3,0 

2,8 

2,6 

Муниципальная 

8,8 

6,4 

5,6 

5,3 

5,9 

5,6 

5,4 

5,2 

Частная 

63,4 

75,8 

792,2 

80,5 

80,7 

82,5 

83,3 

84,1 

Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

4,2 

6,6 

5,7 

5,3 

5,3 

4,6 

4,1 

3,8 

Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

9,3 

6,8 

5,8 

5,6 

4,8 

4,3 

4,4 

4,3 

Как видим из таблицы 2, за последние пятнадцать лет (1996 – 2010 гг) количество предприятий и организаций в Российской Федерации различных форм собственности увеличилось с 2249,5 тысяч в 1996 г до 4907,8 тысяч в 2010 г. Основной прирост предприятия произошел за счет предприятий частной собственности, доля которых увеличилась с 63,4% в 1996 г. до 84,1% в 2010 г. В то же время удельный вес предприятий государственной и муниципальной собственности снизился. Так доля предприятий государственной собственности в 1996 г составляла 14,3%, а всего через пять лет их доля значительно сократилась и равна 4,3%. С 2001 г. удельный вес предприятий государственной собственности уменьшалась из года в года, составив 2,6% в отчетном 2010 г. Доля муниципальной собственности также уменьшилась, составив 8,8% в базовом 1996 г. и 5,2% в отчетном году. В то же время необходимо отметить, что на территории Российской Федерации отмечается рост предприятий, находящихся в собственности общественных и религиозных организаций (объединений), количество которых составило 95 тысяч в 1996 г. и 187,8 тысяч в 2010 г. В то же время необходимо отметить, что наибольшее количество предприятий, находящихся в собственности общественных и религиозных организаций, приходится на 2007 г. (264,3 тысяч).

В структуре предприятий по формам собственности Российской Федерации присутствуют предприятий прочих форм собственности, которые включают смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную. Динамика предприятий данного вида собственности практически постоянно и составляет 209 тысяч, но их доля снизилась с 9,3% в базовом 1996 г. до 4,3% в отчетном 2010 г.

Основным способом образования предприятий частной собственности в Российской Федерации является их создание частными инвесторами или же приватизация государственных предприятий, а также приватизация жилья. В таблице 3 приведена динамика приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности за 2003 – 2010 гг.

Таблица 3 – Динамика приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2003 – 2010 гг.

Наименование комплекса

2003 г 

2004 г 

2005 г 

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий, всего

434 

502 

491

444 

302 

260 

366 

в том числе по формам собственности

             

федеральная 

161 

121 

112 

98 

73 

26 

140 

субъектов Российской Федерации

152 

246 

226 

254 

115 

135 

87 

муниципальная 

121 

135 

153 

92 

114 

99 

139 

Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятия по способам приватизации, в процентах к итогу

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятия по способам приватизации, в процентах к итогу

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

Преобразование унитарных предприятий в открытые акционерное общества

72,3 

82,5 

80,7 

86,9 

84,1 

86,5 

97,0 

Продажа имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий

26,5 

17,5 

19,1

13,1 

15,9 

13,5 

3 

Продажа имущества по заключенному ранее договору аренды с правом выкупа

1,2 

 

0,2 

 

 

 

 

 

Таким образом, рассматривая приватизацию как один из основных способов трансформации собственности в Российской Федерации, необходимо отметить, что основным способом являлось преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества, доля указанных предприятий составляла 72,3% в 2003 г., 86,9% в 2006 г и 97% в 2009 г. Следует заметить, что приватизация государственного имущества является одним из источников пополнения государственного бюджета, позволит государству избавится от неэффективно используемого имущества. Количество приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий несколько снизилось, составив 434 – 2003 г., 502 – в 2004 г, 260 в 2009 г., 366 в 2010 г.

Частная форма собственности в Российской Федерации также формируется путем приватизации жилых помещений путем перевода из муниципального и социального жилья в частную. Данный способ образования частной собственности является по-прежнему актуальным (таблица 4).

 

Таблица 4 – Приватизация жилищного фонда

 

Наименование комплекса 

 

 

1992 г 

 

 

1995 г 

 

 

2000 г 

 

 

2005г 

 

 

2007г 

 

 

2008г 

 

2009 г 

Всего на 1 января

2010 г 

Число приватизированных жилых помещений, тысяч

 

2631 

 

1529 

 

922 

 

1822 

 

788 

 

699 

 

1347 

 

27651 

Общая площадь приватизированных жилых помещений, млн. кв. м.

 

132 

 

72 

 

42 

 

89 

 

36 

 

31 

 

63 

 

1366 

Удельный вес приватизированных жилых помещений в общем числе жилых помещений, подлежащих приватизации, %

 

 

8 

 

 

6 

 

 

4 

 

 

11 

 

 

6 

 

 

5 

 

 

11 

 

 

73 

 

Как видим, приватизация жилищного фонда привело к тому, что в России стало на 27651 тысяч новых частных собственников больше.

Таким образом, собственность в Российской Федерации представлена государственной (федеральной и муниципальной), частной, коллективной собственностью. В настоящее продолжается процесс трансформации государственной в частную путем приватизации. Приватизационный процесс в России при всей его противоречивости и сложности позволяет решить одну из важнейших задач рыночной реформы — создать смешанную экономику с достаточно крупным частным сектором, создать базис для проведения экономических и политических реформ.

 

2.3 Трансформация форм собственности в ходе приватизации. Итоги приватизации и развитие форм частной собственности

 

Распределение собственности на факторы производства, их присвоение составляет социально-экономическую форму производства, ее существенный момент. И если даже за пределами собственно производства в процессе обмена готовые продукты поступают для личного потребления, то и здесь обмен предполагает разделение труда в самом производстве, зависит от него. Специфическая форма этого обмена определяется общественной формой производства. Стоимостная связь, товарные отношения лишь используются как средство, чтобы осуществить в реальной действительности определенный социальный способ присвоения, реализовать экономическое содержание той или иной формы собственности [14]

В ходе исторического развития человеческой цивилизации происходит преобразование собственности. Данные преобразования включают в себя не только переход от одних форм собственности к другим, но и перераспределение прав собственности в рамках одной и той же формы собственности [4]. Институт собственности в ходе исторической эволюции трансформировался кардинальным образом (рис. 2).

Три процесса главным образом определяли направление этой трансформации:

– дифференциация прав собственности (в результате чего титул собственности все более терял свое реальное содержание, превращался в дисфункциональную фикцию, обременяющую экономический механизм);

– появление невещественных объектов собственности – (прав на изобретения и ноу-хау, товарных знаков, репутации предприятия и т.п.);

– появление юридических лиц – еще одна юридическая фикция, за которой, однако, просматривается глубинный процесс формирования особого класса субъектов собственности, «институциональных собственников».

Экономическая трансформация, в том числе и трансформация собственности, может рассматриваться в узком и широком смыслах. В узком смысле под трансформацией понимается коренное видоизменение (системное), затрагивающее сами основы функционирования данной макро- или микросистемы. Трансформация в таком понимании – процесс ограниченный во времени и определяется поворотными событиями в жизни общества [21].

 

092714 0156 31 Собственность: экономический и правовой аспект092714 0156 41 Собственность: экономический и правовой аспект

Рисунок 2 –
Экономическая сущность и структура отношений собственности в России

 

В непрерывном процессе трансформации собственности на макро- и микроуровнях достаточно четко выделяются несколько важнейших составляющих.

Во-первых, это – эволюция отношений собственности (основополагающая тенденция или тенденции) как отражение глобальных экономических и социально-политических процессов. Во-вторых, это системная трансформация или то, что определено ранее как трансформация в узком смысле. И, в-третьих, трансформация собственности в процессе организационных изменений (трансформации организаций) [21].

Системная трансформация собственности – это ограниченный во времени процесс преобразований содержания отношений собственности, господствующих в обществе. Она связана с коренным, «революционным» (насильственным или мирным) преобразованием всей социально-экономической системы. При этом насильственное изменение отношений собственности под эгидой системных преобразований далеко не всегда совпадает с основополагающей тенденцией эволюции отношений собственности, рассматриваемой в долгосрочном периоде. В реальной действительности нередко простая замена субъектов собственности выдается и воспринимается как системная трансформация [21].

092714 0156 51 Собственность: экономический и правовой аспект092714 0156 61 Собственность: экономический и правовой аспект

 

Рисунок 3 – Основные этапы процесса трансформации собственности в России [4]

 

В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992 – 1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников [12].    

Приватизационный процесс в России при всей его противоречивости и сложности позволил решить одну из важнейших задач рыночной реформы — создать смешанную экономику с достаточно крупным частным сектором. К началу 2001 г. соотношение между приватизированными и государственными предприятиями в России составило уже 70:30. Б сектор приватизированных входит около 130 тыс. предприятий, т. е. почти 60% общего числа государственных предприятий, приватизация которых намечалась в момент начала реформы собственности. Приватизация близка к завершению, и на смену ей приходят проблемы корпоративного управления и рыночной реструктуризации частных и смешанных компаний. Вместо передела активов на передний план выдвигается борьба за рыночное позиционирование компаний, в которой покупка даже небольших государственных пакетов акций может оказаться очень важной

Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации:

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Российская модель не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности [7].

2. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточением государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп [7].

3. Форсирование развития фондового рынка. Результаты приватизации по российской модели не сводятся к изменениям в структуре собственности. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка [7].

Процесс перераспределения собственности в России практически завершен, и уже сложилась новая реальность в социально-экономической среде функционирования экономики. Об этом свидетельствуют данные о распределении предприятий по формам собственности. В результате приватизации сформировалась новая структура форм собственности, негосударственный сектор экономики и были созданы условия для формирования рыночных институтов.

В России в ходе радикальных экономических реформ в 90-х гг. сложилась система, включающая ряд форм собственности (рис. 4).

092714 0156 71 Собственность: экономический и правовой аспект

 

Таким образом, трансформационный процесс в экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого осуществляется преобразование социально-экономических отношений. Экономическая трансформация является частью глубоких, обычно принципиальных изменений в обществе – в политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми, причем скорее негативными, чем позитивными. В этом отношении они в худшую сторону отличается от итогов приватизации, проведенной в других постсоциалистических странах, особенно в Чехии, Польше и Венгрии.

3 Тенденции и перспективы развития частной собственности в России

 

3.1 Проблемы собственности и изменения ее форм в современных условиях

 

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, полные общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения — взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских акционерных обществах сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие акционерных обществ является главным путем разгосударствления собственности. Более десяти лет назад появились, и сейчас развиваются фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия), которые во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с крупными агрохозяйствами, у которых они «унаследовали» землю и определенную часть средств производства.

В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на «рельсы» рыночной экономики, вырабатываются специфические для черты.

Стержнем преобразования государственной собственности стала приватизация.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй — задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).

Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат — долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации, становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700 – 800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Еще одна важная проблема в развитии государственной собственности — преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, — это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

 

3.2 Способы защиты частной собственности в Российской Федерации

 

Допустимость защиты права собственности предусмотрена Конституцией РФ, часть 2 статьи 45 которой указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Уже первая статья ГК РФ относит беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту к основополагающим принципам гражданского законодательства. Кроме того, ст. 11 ГК РФ определяет судебный порядок защиты права как основной. Помимо Конституции РФ и ГК РФ большое количество норм, регламентирующих способы защиты гражданских прав, содержат Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ. Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей нормы, средств и способов защиты. Под способами защиты прав понимаются законодательно установленные средства, с применением которых может быть достигнуто пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права.

Содержание права на защиту, т.е. возможности управомоченного субъекта в процессе осуществления права, определяется комплексом материальных и процессуальных норм, устанавливающих: а)    содержание правоохранительной меры, применяемой для защиты права; б)    основания ее применения; в)    круг субъектов, уполномоченных на ее применение; г)    процессуальный и процедурный порядок ее применения; д)    права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.

Гражданско-правовые правоохранительные меры — это закрепленные либо санкционированные законом способы воздействия на правонарушителя или его имущество, применяемые органами государства или уполномоченными им органами, либо самим управомоченным лицом в целях:

– пресечения правонарушения;

– устранения последствий правонарушения путем восстановления
правового положения, имущественной сферы потерпевшего, существовавших до его совершения;

– возложения имущественных обременении на правонарушителя;

– понуждения правонарушителя к совершению действия неимущественного характера в интересах потерпевшего.

Примерный перечень способов зашиты гражданских прав указан в ст. 12 ГК. Она предписывает, что защита гражданских прав осуществляется путем:

  1. Борисов E.Ф. Экономическая теория: вопросы- ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие.-М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2007.
  2. Гавриленков E. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. –2006. -№ 4.
  3. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. –М.: ИНФPА-М, 2009.
  4. Губанов С. Эволюция отношений собственности: форма содержания // Экономика. 2009. №2.
  5. Ермоленко Д.В. Анализ зарубежной практики управления собственностью // Научный журнал КубГАУ, 2009. № 49 (05).
  6. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, — М.: Владос, 2011.
  7. Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. М., 2006.
  8. Крейчман Ф.С. Реформирование отношений собственности – путь к повышению эффективности деятельности предприятия// Управление собственность. № 2007. №2.
  9. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина Л.И. –М.: Финстатинформ, 2009.
  10. Курс экономики / Под редакцией Б.А.Pайзберга, – М.: Инфра-М, 2008.
  11. Кэмпбелл P. Макконелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2 –М.: Pеспублика, 2006.
  12. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2011.
  13. Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для Pоссии // Вопросы экономики 2007. № 8
  14. Нуреев P.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. –М.: ИНФPА-М., 2008.
  15. Осадчая Т.Г. Генезис института «собственность» в Pоссии / Т.Г. Осадчая, E.Э. Смолина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 4 (44). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.P. Державина, 2008.
  16. Ослунд А. Pоссия: рождение рыночной экономики.–М.: Pеспублика, 2002.
  17. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Eвропе и Pоссии.–М. : Pеспублика, 2008.
  18. Pадыгин А.Д. Pеформа собственности в России: пути из прошлого в будущее.–М.: Pеспублика, 2006.
  19. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Эволюция собственности в США/ Современные тенденции и проблемы развития экономики США [Электронный ресурс]– Режим доступ: http://
  20. Сакс Дж. Рыночная экономика и Pоссия.–М.: Экономика, 1995.
  21. самсон И. Придет ли Pоссия к рынку? //Вопросы экономики. 2007. № 8.
  22. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи P. Экономика. – М.: Дело, 2011.
  23. Шеншин А.E. Формирование основ рыночной экономики в России в конце ХХ в. Pынок финансов. – М.: PИЦ ИСПИ PАН, 2007.
  24. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред. А.С. Булатова, – М.: Бек, 2009.
  25. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. Pед. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФPА-М., 2008.
  26. Экономическая теория / Под ред. Добрынина, Л. С. Тарасевича.–СПБ: Питер, 2009.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.49MB | MySQL:117 | 2,832sec