Теория государства и права в системе наук

<

122313 1219 1 Теория государства и права в системе наук

1.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ

1.1. Эволюция формирования и предпосылки возникновения теории государства и права как науки

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения.

Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону, Демокрит считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого.1

В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества.

Наиболее запутанным и дискуссионным вопросом является содержательное определение философии права. Это связано с тем, что право — сложный, многогранный феномен, являющийся объектом многих наук. В современной юридической литературе не прекращается спор по поводу того, что же такое философия права — она есть составная часть философии (ибо она не может не исследовать такой феномен, как право) либо самостоятельная научная дисциплина или часть теории права1.

На этот счет существует несколько различающихся позиций, выделенных учеными.

Например, польский ученый Е. Врублевский считает, что философия права есть применение философии к праву, или часть философии; анализ философских проблем права, куда входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения; более общая, чем теория права, наука, которая исследует сущность права.2

Г. Хенкелъ философию права понимает как отрасль общей философии, и тогда ее место – в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии, и как отнесение ее к отраслям юридической науки.3

По мнению Д.А. Керимова, философия права выступает теорией познания правовых явлений и в качестве гносеологии входит в теорию права. Соглашаясь с тем, что философия права входит составной частью в теорию права, нельзя не отметить, что связывать предмет философии права исключительно с гносеологической функцией означает непозволительную ограниченность его трактовки.4

Несколько иначе подходит к выяснению предмета философии права В. С. Нерсесянц.5 По его мнению, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии, выполняющей «ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера»6. В качестве главной проблемы философии права В.С. Нерсесянц считает вопрос о том, что такое право, и рассматривает его преимущественно с точки зрения различения и соотношения права и закона. Как видим, здесь проблематика философии права охватывает гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с позицией Д.А.Керимова. Такая позиция представляется вполне приемлемой. Однако вызывает возражение, во-первых, отнесение философии права (и философии) в разряд науки, во-вторых, строгое различение проблематики философии права с точки зрения собственно философии и юриспруденции и, в-третьих, акцент и в онтологии, и гносеологии, и аксиологии права на разграничение права и закона.

С.С. Алексеев утверждает, что философия права – это наиболее высокая ступень осмысления права, вершина обобщенных юридических знаний, представляющая собой «науку о праве в жизни людей, в человеческом бытием, призванная «дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»1. Как и В.С. Нерсесянц, он также различает философию права как исконно философскую дисциплину, рассматривающую право под углом зрения определенной универсальной философской системы и интегрированную в философско-правовую область знаний, «когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется проработка правового материала»2. Можно согласиться, что философия права – это наиболее высокая ступень осмысления права. Однако эта идея нуждается, как представляется, в более подробной аргументации и обосновании. В то же время отождествление философии права с наукой или самостоятельной дисциплиной вызывает серьезные возражения.

Более последовательной можно считать позицию В.М. Сырых3 и его утверждение о том, что связь теории права и философии не зависит от содержания философии. Философия, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права. Философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков. Для их выявления и применяются философские диалектико-материалистические категории.

Как видно, в зарубежной и отечественной литературе нет единства мнений по поводу предмета философии права, определение которого равнозначно определению роли и назначения философии права, от которой, в свою очередь, зависит ее дисциплинарный статус (составная ли это часть философии, самостоятельная научная дисциплина или часть теории права).

Однако, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: философия науки является не отдельной областью знаний, существующей вместе (рядом) с этой наукой, а ее «верхним» уровнем – уровнем ее оснований. На этом уровне происходит соприкосновение философии и этой научной дисциплины, а философские знания применяются для онтологического и гносеологического ее обоснования. Как видим, философия науки (как ее соответствующий уровень) – это не наука, но такое знание, без которого наука (в нашем случае юридическая) невозможна.

Социология (франц. sociologie, от лат. socictas – общество и греч. logos – слово, учение; буквально — учение об обществе) — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Необходимой предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «… а не как нечто механически сцепленное и поэтому допускающее всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов…»1. В отличие от утопических теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, социология ориентирована на изучение с помощью многообразных научных методов реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами.

Социология как самостоятельная наука сложилась в XIX веке. Основателями социологии являются французский ученый О. Конт (1798 –1857) и английский исследователь Г. Спенсер (1820 – 1903).

О. Конт рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом «порядка и прогресса». Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие социальную статистику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая – законы их развития и изменения1.

Г. Спенсер особое внимание уделял функционированию общественной системы, ее различным организациям и учреждениям. Он считал, что социология призвана описывать и объяснять развитие политической организации, жизнедеятельность общества и его частей, а также определенные формы контроля над различными учреждениями общества. Объектами социологического анализа являются знания, нравственность, эстетическая сфера, а также взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельность людей, их поступки – с другой2.

Под влиянием взглядов О. Конта и Г. Спенсера развивалась буржуазная социология.

В социологии права существуют различные точки зрения на место социологии права в системе социальных наук, которые условно можно сгруппировать в три направления: 1) социология права -вспомогательная дисциплина в рамках направления, изучающая правовые факты (А. Нуссбаум, К.Н. Ллевеллин); 2) социология права — специальная отрасль социологии или самостоятельная социологическая дисциплина (Е. Эрлих, Ж. Гурвич, М. Вебер, Р. Кёниг, Г. Шельский, Н. Луман); 3) социология права — разновидность теории права (Э. Дюркгейм, А. Хёгерстрём, В.А. Лундштедт, Ф. Тайгер)1.

В России формирование социологии права как направления в науке пришлось на начало 50-х годов XX века, а окончательно оно сформировалось в конце 80-х годов XX века. Определенный вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли российские обществоведы: Л.С. Явич и А.А, Пионтковский.

В качестве самостоятельного научного направления категория «социология права» была введена в научный оборот в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе. На нем была создана специальная группа, объединяющая социологов и юристов, которые предложили конгрессу обсудить проблему «содержание и метод социологии права». По итогам дискуссии был сформулирован вывод, содержание которого сводилось к тому, что современный интеллектуальный фактор человеческой цивилизации, само развитие социологической теории, а также методология общественных наук определили потребность институализации социологии права как науки.

На ранней стадии развития европейской юридической науки энциклопедия права являлась формой сведения в единую систему всей суммы юридических знаний. В XIX веке она стала наименоваться вводной юридической дисциплиной теоретического плана.

У некоторых авторов энциклопедия права по существу совпадала с общей теорией права2, чаще она включала в себя и изложение основных институтов и понятий важнейших отраслей права (в этом варианте она именовалась также «Введение в науку права»3).

По мнению большинства авторов, энциклопедия права представляла собой не самостоятельную науку с собственными предметом и методом, а учебную дисциплину, которая в 20-30-е годы XX века прекратила свое существование. В 1835 г. в России энциклопедия права была введена в число обязательно преподаваемых предметов, причем она понималась как «общее обозрение систем законоведении».

Энциклопедические взгляды на государство и право в XIX веке складывались под влиянием философских воззрений немецких философов Ф. Шеллинга, И.Г. Фихте, Г. Гегеля и российского юриста-правоведа Ф.Г. Баузе. Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775—1854) — немецкий философ. Отталкиваясь от И.Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней, характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение русского юриста П.И. Дегая «Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права» (1831)1, в котором изложены общие воззрения автора на задачи правоведения.

Из последующих сочинений большое научное значение имел труд российского историка К.А. Неволина «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839-1840), в которой выясняется понятие права, раскрывается история философии законоведения и история положительного законоведения.

Сочинение Н.Ф. Рождественского «Энциклопедия законоведения» (Санкт-Петербург, 1863) носит исключительно догматический характер, состоит из философского введения, в духе учения И.Г.Фихте, и обозрения содержания отдельных юридических наук. Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, один из главных представителей «немецкой классической философии». В основании теории Фихте — философская доктрина, названная им «наукоучением». Для Фихте фундаментальной философской данностью является «этическая практическая») творческая деятельность личности, или, в его терминологии, «Я, это». Источником Фихте является представление об автономном статусе морали в мире природы.

У более поздних русских юристов почти общепринято отождествление энциклопедии права с общей его теорией. Так, сочинения М.Н. Капустина – «Юридическая догматика» (1868), Н.К. Ренненкампфа — «Очерки юридической энциклопедии» (1880) и «Курс юридической энциклопедии» (1898), представляют только общее учение о праве. С философской точки зрения они имеют эклектический характер.

Наиболее влиятельным профессором энциклопедии права являлся П.Г. Редкий, стремившийся ставить науку в живое соприкосновение с современностью. Перед смертью он издал семь выпусков «Из лекций по философии права» (1889-1891).

Самостоятельными исследователями в области общего учения о праве выступают Я.М. Коркунов и С.А. Муромцев. Первый напечатал «Энциклопедию права» (Санкт-Петербург, 1883) и «Лекции по общей теории права» (1898); второй — «Определенней основное разделение права» (Москва, 1879), «Учение немецких юристов об образовании права» (Москва, 1886) и другие. Оба они в изучении права отводят широкое место историко-социологическим элементам.

Ряд блестящих страниц по общим вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву Н.Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889)1, являющегося противником иеринговской теории права. Таким же противником иеринговских воззрений выступил в речи «О современном движении в науке права» (Санкт-Петербург, 1882), на которую С.А.Муромцев ответил этюдом «Что такое догма права?». Полемика эта обратила на себя внимание и за границей.

«Энциклопедия права» П.Л. Карасевича (1872) дает почти одно только введение. В «Очерках энциклопедии права» П. Деларова (1878) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, наряду и в связи с ними. Статья профессора Н.А. Зверева «Энциклопедия права в ряду юридических наук», в противоположность господствующему среди русских юристов мнению, проводит взгляд о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права.

Учитывая множество философских воззрений в тот период, создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.

В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, т.е. того, что присуще любой науке.

Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве, весьма полезны и необходимы для всех граждан, интересующихся проблемами права. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам.

В настоящее время энциклопедия права трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую, специальность»1, которая изучается во многих юридических учебных заведениях страны.

Общая теория права как наука изначально формировалась и окончательно сложилась в России в трудах Ю.С. Гамбарова, В,М. Гессена, Б.А. Кистяковского, Н.М. Корку-нова, П.И Новгородцева, Л.И. Петражицкого, В.П. Сергеевича, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и других. Русские ученые в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: В. Виндельбанда, Г. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга, Э. Канта, А. Лассона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Р. Штаммлера, А. Шютце, создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.

Русская юридическая наука конца XIX – начала XX века сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем своем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью.

Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны, и по существу, и по формальным признакам. Они едины в основном: и государство, и право — это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Если говорить о советском периоде, то следует обратить внимание, что все учебники того времени носили одно название: «Теория государства и права», в которых, исходя из марксистской концепции государства и права, изучались все государственные и правовые институты и понятия этой науки.

Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.

Таким образом, социологию права можно представить как отрасль социологии, изучающую содержание правовых явлений с помощью специальных социологических методик, методологии и процедур исследования. Вместе с тем, социология права формируется в самостоятельную отрасль юридических наук. Философия права – это онтологическое и гносеологическое обоснование права философскими методами, определяющее, что есть право, каково его значение в обществе, каков социальный заказ и критерии оценки юридической практики, предмет юридической науки, критерии ее научности и методы научного познания правовых явлении, представляющее собой «верхний» уровень юридической науки, обеспечивающий взаимодействие философии (рефлексии над основаниями культуры) с правоведением1.

Изучение теории государства и права на может быть направлено на усвоение комплекса общетеоретических знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; постижение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.

 

1.2 Функции науки о государстве и праве

 

Историческое развитие любой науки, включая теорию государства и права, связано с усложнением и увеличением числа задач, которые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды развития общества, государства, ибо зачастую от академических трудов по теории государства и права требуют немедленной действенной реакции, радикальных изменений в обществе.

Развитие теории государства и права связано с выполняемыми ею функциями.

Прежде всего это гносеологическая функция (от греч. gnosis – познание и …логия – теория познания), которая выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

Выделяется и онтологическая функция (от греч. оn, род. п. ontos – сущее и …логия – учение о бытии), суть которой — в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизации, изучении и анализе.

С развитием науки связана эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывая динамику ее развития.

Как фундаментальная наука, теория государства и права выполняет в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин вполне определенную методологическую функцию (от греч. metodos – путь исследования, теория, учение). Это способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятие и концепция теории государства и права заимствуются отраслевыми и специальными юридическими науками.

Далее, это организаторская (практически-организаторская) функция теории государства и права, связанная с заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске научно обоснованных решений и подходов к массе актуальных проблем, с которыми столкнулись различные государства в последнем десятилетии XX века. Однако в задачи теории государства и права не входит решение насущных проблем, а входит предвидение их появления. Отсюда – прогностическая функция.

Прогностическая функция, именуемая также социальной или прикладной (от греч. prognosis – предвидение, предсказание), призвана определить, что произойдет с этим явлением в будущем, как оно трансформируется, какое воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Другими словами, теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, в результате использования данных всех наук.

<

Следующей функцией является идеологическая (от греч. idea – понятие, представление и …логия). Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Успешное развитие теоретической науки о государстве и праве предполагает теснейшую связь всех функций между собой, ибо открытие и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций могут не достичь своих целей.

 

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ НАУК

 

2.1. Место теории государства и права в системе социальных и гуманитарных наук

 

Появление социальных наук тесно связано с современным миром и его требованиями эмпирического познания общества. Этот процесс начался на Западе в XVIII веке в эпоху Просвещения и продолжился в XIX веке вместе с индустриализацией и развитием государств. В конце XIX века социальные науки вышли из-под опеки философии и истории и приобрели самостоятельность и признание как источник полезных знаний о современном мире.1

За ними последовал XX век с его необычайным расцветом теории и методологии социальных наук, созданием соответствующих организаций, формированием баз данных, а также основ статистики, оценочных методов и средств формирования политики.

Подъем социальных наук в XX веке тесно связан с развитием современного государства, для осуществления экономических задач которого и управления обществом требовалось накопления новых знаний и данных.2

Социальные науки стали играть важную роль в обществе – в политике, в средствах массовой информации, в социальных дискуссиях и в общекультурной сфере.

Существуют различные точки зрения3 относительно состава социальных наук. И даже о том, действительно ли они являются науками. Этому способствует и терминологическая неясность. В США, например, часто используется выражение «социальные и поведенческие науки», которое присутствует и в названии соответствующего отделения Национального научного фонда. В Германии термин «социальные науки» относят к эмпирическим дисциплинам, а гуманитарные вопросы (хотя и не применяют к эмпирическим), наукам о духовных и мыслительных процессах. Ученые Франции продолжают колебаться относительно классификации дисциплины и терминологии между социальными и гуманитарными науками. Два наиболее крупных национальных учреждения этого профиля – Дом по наукам о человеке и Высшая школа социальных наук фактически работают в этой области. Вместе с тем в Национальном центре научных исследований имеется департамент наук о человеке и обществе1. Таким образом, оба термина сосуществуют, что служит основой для соответствующей классификации научных дисциплин. Например, экономика, социология и политология рассматриваются как социальные науки, психология, антропология и лингвистика — как гуманитарные науки. Кроме того, термин «гуманитарные науки» также используется для определения таких наук о человеке, как философия и филология.

В России до недавнего времени социальные науки относили к общественным. Но в связи со многими изменениями в обществе и государстве стали более четко выделять социальные и гуманитарные науки. К социальным наукам принято относить экономику, социологию, политологию, статистику, юриспруденцию и др. К гуманитарным — философию, филологию, лингвистику, историю, этику, культурологию и др. (см. Приложение 1).

Юриспруденция (совокупность наук о праве) включает в себя следующие науки:

  • теорию государства и права;
  • историко-правовые (историко-теоретические) науки (дают знания о развитии и общих чертах государства и права в целом, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук);
  • отраслевые науки (представляют собой основной и самый крупный блок в системе юридических наук. Эти науки изучают отдельные отрасли права (гражданское, уголовное, трудовое право и др.). Они призваны выявить специфику той или иной отрасли, ее особенности, характерные черты, отличия от других отраслей права. К этой группе относятся такие науки, как: уголовное право, трудовое право и др.);
  • прикладные науки (изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и неюридических наук. К этой группе относятся такие науки, как: криминалистика; судебная медицина; правовая статистика; юридическая психология; судебная психиатрия; судебная бухгалтерия и др.);
  • науки, изучающие международное право (международное публичное и частное право и т.д.).

    Теория государства и права – ведущая наука для остальных юридических наук, она задает тон, методологию, терминологию – это способствует единению всех юридических наук.

    Теория государства и права – вводная наука в систему наук о государстве и праве, а также обобщающая наука, так как изучает государство и право в целом.

    В системе юридических наук теория государства и права наиболее тесно связана с историко-юридическими науками. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.

    Общность теории государства и права и историко-юридических наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом; изучают все ранее существовавшие государства и институт права; исследуют причины их возникновения и закономерности развития. Различие теории и истории государства и права выражается в том, что история изучает процесс развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. Теория же изучает исторический процесс развития государства и права в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов (закономерностей происхождения государства и права, сущности государства и права, механизма правового регулирования и т. д.). Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны» в том, что глубокое изучение и обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем и определения закономерностей исторического развития государства и права. С другой – история государства и права опирается на выводы и обобщения, которые дает теория государства и права.

    Теория государства и права изучает основные общие закономерности возникновения и развития государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Отраслевые же юридические науки исследуют только части механизма государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например, наука административного права изучает правовые формы исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права исследует правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, в том числе между работниками и работодателями, иные тесно связанные с ними отношения.

    Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета. По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука. Значение теории государства и права для наук, изучающих отрасли права, выражается прежде всего в том, что она является методологической базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решений специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права. Теория государства и права одновременно является и «обслуживающей» наукой, поскольку она формулирует исходные понятие о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат в основе конституционного, административной, гражданского, уголовного, семейного права и других отраслевых наук.

    Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими \науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства и права в целом.

    Таким образом, в системе правоведения, теория государства и права — общая наука, являющаяся методологической базой отраслевых юридических наук: понятия, принципы и закономерности, открытые и определенные теорией государства и права, имеют для всех юридических дисциплин ориентирующее значение.

    Теория государства и права изучается наряду с другими социальными и гуманитарными науками, для которых эти объекты исследования не являются основными. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право — это сложные феномены социальной деятельности. Сложность этих явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, экономики, политологии, культурологии и ряда других наук. Рассмотрим более подробно соотношение теории государства и права с конкретными социальными и гуманитарными науками.

    Философия – наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом.

    В частности, теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие понятия (например, «отношение», «функция», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция» и др.), выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

    Кроме того, большое значение для развития теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения, как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. И от того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

    Между теорией государства и права и экономикой, социологией и иными социальными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия – общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные – гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

    Экономические науки выступают в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия.

    Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают тем самым не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.

    Ведь от того, например, как, на какой основе решаются проблемы производства, накопления и распределения материальных и иных благ, вопросы соотношения производственных и распределительных отношений, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним и государства.

    Теория государства и права исходит из того, что между характером, уровнем развития и состоянием государства и права, с одной стороны, и соответствующими параметрами экономики – с другой, существует тесная связь и взаимообусловленность.

    Теория государства и права исходит также из того, что не только экономика, а вместе с ней экономические науки влияют на государство и право, а следовательно, и на юридические науки, но, в свою очередь, последние оказывают значительное влияние на первые. В юридической литературе правильно указывалось, что стихийное, не опосредствованное государственно-правовым регулированием развитие экономических процессов может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт показывает, что политическая власть, не принимающая необходимые меры для целенаправленного развития экономики, может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать экономический потенциал страны.

    Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. В центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем. Поскольку государство и право – это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.

    Понятие социологии – это общеродовое понятие, которым охватывается целый ряд ее отраслей, включая такие, например, как социология политики, социология отдельных составных частей экономики (промышленности, сельского хозяйства и т.п.), социология образования, социология права и др.

    Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельных сфер жизни общества.

    С теоретической точки зрения весьма важное значение имеет использование в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии политики и социологии права.

    Политология ~ это наука, изучающая все многообразие политических процессов, проблемы государственного устройства, политическую власть, механизмы и формы ее реализации. Основным объектом политических исследований является политическое развитие общества, взаимодействие людей в рамках политической системы и политических процессов.

    Теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов, т.е., используя политологические данные, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать их в контексте связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов появляется возможность видения государства и его аппарата не только «изнутри», но и «извне» — со стороны его связей с политической системой общества и с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, союзы и пр.1

    Однако не только политология оказывает влияние своими знаниями на развитие теории государства, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотношения государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права.

    Культурология – наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культура — это все то ценное, что создано человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том числе и право как явление цивилизации (речь идет о социальной ценности права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть культуры1.

    Согласно теории «множественности культур» (К.Ф. Савиньи) «какова культура, таково и право». Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. Однако в современном интегрированном мире идет процесс сближения и взаимообогащения национальных правовых систем и их согласований с международным правом.

    Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения теории государства и права и юриспруденции в целом, в свою очередь, вносят существенный вклад в общую культуру человечества.

    Все вышеназванные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки, изучающие общие вопросы, ибо предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права. Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной, так как предмет этой науки, как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что эти явления, и прежде всего, государство и право, изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других социальных и гуманитарных наук и, прежде всего, к исследованиям тех наук, которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право, данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета.

    В свою очередь теория государства и права, являясь по сравнению с вышеупомянутыми науками наукой частной, разрабатывает понятия и определения о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками. Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

     

    2.2. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками

     

    В настоящее время право и государство изучают следующие юридические науки: теория права и государства, история права и государства, история политических и правовых учений, конституционное или государственное право и управление, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, жилищное право, гражданский процесс, международное частное право, арбитражный процесс, трудовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право, уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и криминалистика, международное публичное право и др.

    Перечисленные юридические науки могут быть разделены на три группы:

    1. Теоретико-исторические науки, включающие теорию права и государства, историю права и государства, историю политических и правовых учений. При этом история права и государства изучает исторические аспекты возникновения и развития права и государства в различных странах мира, этапы, формы и особенности их существования. История политических и правовых учений исследует теории и точки зрения ученых-правоведов и государствоведов о причинах и процессе возникновения права и государства, их сущности, развитии, связи их с обществом, политической и экономической жизнью народа и т.д.

    2. Отраслевые и межотраслевые науки, изучающие конкретные отрасли права, а именно — уголовное, гражданское, административное и др.

    Межотраслевые науки включают в себя законодательства частично из одной отрасли права, частично — из другой. Например, в семейном праве наряду с нормами, регулирующими собственно семейные отношения — заключение и расторжение брака, обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, имеются нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения супругов, родителей и детей.

    3. Прикладные или специальные науки, к которым относятся криминалистика, криминология, судебная или юридическая психология, психиатрия и др.

    Криминалистика (от латинского слова «криминалис», т.е. относящийся к преступлению) — это наука, изучающая и разрабатывающая систему специальных приемов, методов и средств собирания, исследования и оценки доказательств, с целью раскрытия преступления и изобличения преступника, для чего создаются специальные технические средства и применяются различные методы и способы деятельности.

    Криминология — это наука, изучающая преступность как социальное явление, ее причины, личность преступника, разрабатывает меры предупреждения преступности, снижающие ее. Криминология исследует условия жизни людей, способствующие совершению преступлений, мотивы неправомерного поведения, анализирует статистические данные и устанавливает связь между теми или иными видами преступлений и социальными процессами, проводит социологические исследования, опросы граждан, работников правоохранительных органов и правонарушителей.

    Судебная (юридическая) психология изучает особенности проявления психической жизни человека при совершении преступления, в процессе привлечения его к ответственности, во время судебного разбирательства и отбывания наказания, влияние особенности психики отдельных людей на их позицию по делу, на содержание их пояснений происшедшего и поведение в процессе расследования дела и суда.

    Судебная (юридическая) психиатрия исследует нарушения психической деятельности человека при совершении преступлений, привлечении к ответственности, законодательное регулирование отношений к психически больным лицам, чья психическая полноценность вызывает сомнения. Судебная (юридическая) психиатрия изучает также возможные приемы и способы симуляции расстройства психической деятельности. Судебная (юридическая) медицина изучает причины расстройства здоровья и наступления смерти человека от различных внешних воздействий преступного характера, разрабатывает способы проведения судебно-медицинских экспертиз телесных повреждений, причиненных людям при совершении преступления, трупов, исследований крови, выделений человеческого организма, волос и т.д.1

    В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко- и теоретико-правовые, отраслевые и специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины.2

    К историко- и теоретика-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государства и права, философия права, социология права и сравнительное право, или сравнительное правоведение. К этой же группе юридических наук следует отнести также все более проявляющуюся как самостоятельная отрасль знаний и дисциплина юридическую конфликтологию.

    К отраслевым юридическим наукам и учебным дисциплинам относятся конституционное право, административное, коммунальное, гражданское, финансовое, коммерческое, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, земельное, экологические право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права.

    Специальные (прикладные) юридические науки и учебные дисциплины — это криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.

    Особое место в системе юридических наук занимает международное право.

    Для того чтобы понять, какое место теории государства и права отводится в системе юридических наук и какую роль она при этом играет, необходимо соотнести ее с каждой из названных групп наук.

    Обратимся вначале к историко — и теоретико-правовым наукам и дисциплинам. В данной группе наук и дисциплин объективно существуют две подгруппы — историко-правовые и теоретике-правовые дисциплины. Относясь ко второй подгруппе, теория государства и права с каждой из них соотносится по-разному.1

    С историке-правовыми науками взаимосвязь и взаимодействие теории государства проявляется, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма, равно как и при проведении других теоретических исследований, представители теории государства и права не могут обойтись без конкретного исторического материала, а также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) углом зрения и в хронологическом порядке. 1

    С другой стороны, эта взаимосвязь и взаимодействие проявляются в том, что история государства и права в процессе познания тех или иных глобальных по своему характеру исторических явлений и событий не может зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории государства и права. Речь идет, в частности, о выводах и обобщениях, касающихся форм правления и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др.

    Затрагивая проблему соотношения теории государства и права, с одной стороны, и истории государства и права — с другой, многие авторы вполне резонно замечают, что если теория государства и права, имея дело с общими закономерностями развития государственно-правовой материи, отражает исторический процесс лишь в абстрактной форме, «освобожденной от всех исторических случайностей», и только с помощью логического метода, то в отношении истории государства и права дело обстоит иным образом.

    А именно: имея предметом своего изучения «исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений», история государства и права исследует их не «вообще», в абстрактной форме, а в строго «определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности», на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, проявляющихся в пределах тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных общественных систем2.

    При всем объективно существующем различии в подходах и приемах (методах) изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений у теории и истории государства и права довольно много общего. Общность их проявляется, во-первых, в том, что они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права, не упускают из поля зрения и их настоящее. Во-вторых, уделяя значительное внимание причинам и условиям зарождения государства и права, они в то же время центральное место в своих исследованиях отводят закономерности их развития. И, в-третьих, рассматривая процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом, они одновременно держат в поле зрения и процесс развития государства и права отдельных стран. При этом исследователи всегда исходят из тезиса, что «конкретная история не только многообразна, но и сугубо индивидуализирована. Реальная история отдельных стран, народов и государств уникальна. События, происходящие в той или иной стране, нигде и никогда потом в точности не повторяются.1

    Глубокие связи теории государства и права прослеживаются также и с теоретико-правовыми науками — философией, социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. И это вполне понятно, имея в виду не только общность объектов и близость предметов их изучения, но и сходство методов их исследования.

    Следует, однако, заметить, что далеко не все ученые разделяют данную точку зрения в отношении философии права и социологии права и относят их к системе юридических наук.

    Говоря о соотношении теории государства и права и философии права, следует заметить, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем не взаимозаменяют друг друга. Ибо если теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства

    Предмет философии права Д. А. Керимов, можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. 1Философию права, подтверждает данное видение предмета этой дисциплины Ю. Г Ершов, следует рассматривать как науку о познавательных ценностных и социальных основах права2. Философия права, вторит им С.С.Алексеев, выступает как научная дисциплина, призванная «дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей»3.

    Теория государства и права находится в тесной связи со сравнительным правоведением. В отечественной юриспруденции сравнительное правоведение длительное время находилось, да и сейчас еще находится на далекой периферии научных исследований и юридического образования. В западноевропейских университетах эта дисциплина изучается и преподается уже более 150 лет.

    Объектом исследования сравнительного права (правоведения) являются правовые системы разных стран и народов. Предмет изучения данной отрасли знаний и учебной дисциплины — «общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой»4.

    Появление и развитие сравнительного права — явление такое же естественное и неизбежное на определенной стадии развития общества и государства, как и зарождение национального права. Оно обусловлено многими факторами, но наиболее важными из них являются те, которые ассоциируются с расширением и углублением между различными странами и народами экономических, торговых и иных связей, требующих профессионального знания правовой системы не только своей страны, но и других стран, а также унификации механизмов правового регулирования.

    Жизнь народов, писал Р Иеринг во второй половине XIX в., в период интенсивного развития связей между разными странами, «не есть изолированное стояние друг подле друга». Как и «жизнь отдельных личностей в государстве», она «есть общение, система взаимных соприкосновений и влияний — дружественных и враждебных, отдача и присвоение, заимствование и сообщение, короче — громадный обман, охватывающий все стороны человеческого бытия». И это касается не только материального мира, но и духовного, правового1.

    В процессе такого общения и информации возникает реальная возможность не только оценить преимущества и недостатки правовых систем других стран, но и сквозь призму этих систем по-новому взглянуть на свою собственную правовую систему, увидеть все ее плюсы и минусы, перенять все лучшее, что есть в правовых системах других стран.

    В настоящее время потребность в кооперировании усилий юристов разных стран, необходимость в интеграции и унификации законодательства, а следовательно, и в развитии сравнительного правоведения не только не уменьшается, а, наоборот, еще больше возрастает. Это связано как с порождаемыми самой жизнью теоретическими проблемами, так и с практическими потребностями в развитии сравнительного государствоведения и правоведения.

    Соотнося последнее с теорией государства и права, необходимо отметить, что в одних случаях сравнительное право рассматривается как. составная часть теории государства и права. Предполагается, что у них общий понятийный аппарат в виде таких категорий и понятий, как «право», «система права», «норма права», «правовые традиции», «правовая культура», «правосознание» и пр. Имеется в виду, что у них также общие цели и предмет. Сравнительное правоведение ставит своей целью, писал еще Г Ф. Шершеневич, путем сравнения права разных народов «на разных ступенях культуры выяснить общие законы развития права».2

    В других случаях сравнительное право представляется в виде самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины. В связи с этим Ю. А. Тихомиров вполне справедливо говорит «об особой связи сравнительного правоведения с общей теорией государства и права», имея в виду относительную самостоятельность первой дисциплины по отношению ко второй. Для общей теории государства и права важна иная, более высокая мера абстракции «нормативной концентрации», когда в отношении общего и особенного доминирующим является первый элемент в этой паре. Все правовое разнообразие трудно охватить подобным образом, и оно неминуемо требует своего «правового поля»1.

    Это означает, что сравнительное право как самостоятельная дисциплина имеет свой, отличный от теории государства и права предмет, свой метод (сравнительный) и свой понятийный аппарат. Что же касается «особых связей» с теорией государства и права, то суть их выражается в том, что обе эти дисциплины действуют в одной и той же сфере — правовой, пользуются общими, выработанными в рамках теории государства и права понятиями, преследуют по сути дела одни и те же цели и решают весьма сходные между собой теоретически и практически значимые задачи.

    Наряду с традиционными теоретико-правовыми дисциплинами, теория государства и права имеет тесные связи и с нетрадиционными, вновь формирующимися дисциплинами, такими, например, как юридическая конфликтология. Под этой дисциплиной понимается раздел (или направление) общей конфликтологии, предметом которого является изучение конфликтов, возникающих, развивающихся и разрешающихся как в рамках внутригосударственного (национального), так и международного права3.

    Юридическая конфликтология, будучи смежной, «стыковой» отраслью знаний, имеет непосредственные связи с такими дисциплинами, как социология, психология, социальная психология, отраслевые юридические науки. Тесные, обоюдные связи у нее прослеживаются и с теорией государства и права.

    Конкретное выражение они находят, с одной стороны, в том, что юридическая конфликтология использует весь необходимый для ее нормального функционирования арсенал теоретических и методологических средств, вырабатываемых в рамках теории государства и права. Это касается, в частности, определения понятия интереса в праве и механизмов его реализации, определения принципа разделения властей и выработки согласительных процедур для разрешения конфликтов между различными ветвями власти, установления наиболее оптимальных условий гармонизации и унификации законодательства и устранения возникающих при этом конфликтов и др.

    С другой стороны, конкретное выражение связей конфликтологии с теорией государства и права заключается в том, что последняя, в свою очередь, может активно использовать положения и выводы, вырабатываемые в рамках последней1. Это относится, в частности, к разработке проблем, касающихся толкования норм права, правотворчества и правоприменения, усиления эффективности права, совершенствования форм правления и государственного устройства и др. Наиболее оптимальное, бесконфликтное решение этих и многих других проблем имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение.

    Наряду с теоретике- и историко-гтравовыми дисциплинами теория государства и права имеет глубокие и многосторонние связи с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами. По отношению к каждой из них теория государства и права выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретной юридической материи и обобщающей науки. Она способствует приведению в некую логическую систему все накопившиеся в течение веков знания о государстве и праве, помогает упорядочению всей сложившейся в мире государственно-правовой информации, содействует выработке определенного взгляда на анализ государственно-правовых явлений, институтов и учреждений и подхода к нему.

    Обобщающий и синтезирующий характер теории государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам проявляется в следующем. Во-первых, в том, что в отличие от них, обстоятельно занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, теория государства и права имеет дело со всей «синтезированной» государственно-правовой материей.

    Во-вторых, теория государства и права, в отличие от отраслевых юридических дисциплин, занимающихся разработкой своего специального понятийного аппарата, вырабатывает общие для них всех категории и понятия. Последние в подавляющем большинстве своем служат исходной базой, основой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.

    И, в-третьих, чистая теория государства и права вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук и дисциплин методы и принципы научного познания. Она служит методологической основой познания государственно-право вой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки и учебной дисциплины вырабатываются свои собственные, отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.

    Так, в рамках гражданского права России вырабатываются и реализуются такие принципы, имеющие огромное теоретико-методологическое и практическое значение, как принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования, равенства правового режима для всех субъектов гражданского права, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, свободы договора, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации1.

    Трудовое право России вырабатывает и использует такие отраслевые принципы, как запрещение принудительного труда, свобода труда, свобода трудового договора, равенство возможностей субъектов трудовых отношений (равная трудовая правосубъектность) и др.1

    Теория государства и права имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только теория государства и права оказывает влияние на эти отрасли знаний, но и сама, в свою очередь, подвергается с их стороны определенному влиянию. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права при определении ею общих категорий и понятий, а также при выработке общей методологии.

    Теория государства и права имеет определенные связи со специальными (прикладными) юридическими науками и учебными дисциплинами. Однако по сравнению с отраслевыми юридическими науками эти связи, как правило, являются менее интенсивными и по преимуществу не прямыми, а косвенными. Объясняется это прежде всего тем, что специальные науки хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании имеют весьма широкий спектр естественных, технических и ряда других наук.

    Теория права и государства по отношению ко всем отраслевым и другим юридическим наукам представляет собой общетеоретическую научную дисциплину и имеет методологическое значение. Она изучает и разрабатывает вопросы, имеющие теоретическое и практическое значение для всех областей социальной жизни и общественных отношений, в которых действует государство, осуществляется правовое регулирование. Она методологически и содержательно обеспечивает основы познания всех других государственно-правовых дисциплин.

    Одновременно теория права и государства опирается на фактический материал, собираемый и обобщаемый отраслевыми юридическими дисциплинами. В то же время она разрабатывает научные категории, такие, например, как правовые нормы, правовые отношения, типы и формы государства, имеющие значение для отраслевых юридических дисциплин. Теория права и государства по сравнению с отраслевыми науками менее связана с практикой и в большей степени имеет научный, теоретический характер. 1

    Теория права и государства является единой наукой, поскольку право и государство возникли одновременно и существуют только совместно. Она исследует закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства как неразрывно связанных между собой социально-правовых явлений.

    Теория права и государства может быть рассмотрена и как учебная дисциплина. В этом аспекте она имеет свои характеристики, которые заключаются в том, что в ней исследуются наиболее устоявшиеся; общепризнанные понятия, определения, категории в области теоретических проблем права и государства. Теория права и государства как наука включает в себя точки зрения отдельных ученых, их гипотезы, мнения, которые могут носить субъективный и дискуссионный характер.

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Абдурахманов А.А., Гришин А.А., Жданов Ю.Н.и др. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля. Изд. 2-е, изм., доп. М., 1999.
  2. Агафонов Ю.А, Русская философия и социология права. Нижний Новгород, 2004.
  3. Алексеев С. С. Философия права. М., 1997.
  4. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.
  5. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт ком
    плексного исследования. М., 1999.
  6. Вагнер П. Двадцатый век — век социальных наук? // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.
  7. Васильев А.В. Теория права и государства. М., 2005.
  8. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. М., 2007.
  9. Гражданское право. Часть 1. / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М., 2006.
  10. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус, Метод. Предмет //
    Изв. вузов. Правоведение. 1996. № 1.
  11. Дегай П. Пособия и правила изучения российских законов. М.,
  12. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.
  13. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Часть первая. СПб., 2001
  14. История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Отв. ред. О. А. Жидков, Е. А. Крашенннкова. М., 2003.
  15. Западноевропейская социология XIX века: О. Конт, Д.С. Милль,
    Г. Спенсер: Тексты: Учебное пособие для студентов высших учебных
    заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социоло
    гия» / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
  16. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов, 1992
  17. Касанжигил А. Программа управления социальными преобразованиями (МОСТ): Содействие международным политическим исследованиям социальных наук // Всемирный доклад по социальным наука / Под ред. А.Касанжигил, Д. Мэкинсовн, В.С. Хелемендик. М., 2002.
  18. Коренев А.П., Бобров В.К. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004
  19. Келле В. Ж-, Уовальэон М. Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981. С. 4.
  20. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.
  21. Комаров С.А., Малъко А.В. Теория государства и права: Крат
    кий учебник для вузов. М., 1999.
  22. Конспект лекций по гражданскому праву профессора Спб. университета Н.Л. Дювернуа. Спб., 2004.
  23. Ленин В. И. Поли. собр. Соч. 5 изд. Т. 1. М., 1971.
  24. Лукич Р. Методология права. М., 1981.
  25. Марача В.Г. Философия и методология права: Курс лекций.
    Алма-Ата, 1993.
  26. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2007.
  27. Методологические проблемы правоведения. Сборник статей /
    Под ред. М.Н. Марченко. М., 1994.
  28. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.
  29. Орзих М. Ф. Содержание методологии юридической науки //
    Изв. вузов Правоведение. 1973. № 1.
  30. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под
    ред. М.Н. Марченко. М., 2007.
  31. Радбрух Г. Введение в науку права. М., 2005.
  32. Риффелъ X. Социология права. Систематическая ориентация // Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов / Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2001.
  33. Российское трудовое право / Отв. ред. А. Д. Зайкин. М., 2007.
  34. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000
  35. Социология Конта в изложении Риголажа: С прилож. 2 вступ. Лекций Конта в «Курс положительной философии» / Пер. с фр. Н. Лосского. Спб., 2000.
  36. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 2006.
  37. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.
  38. Серых В.М. Логические основания общей теории права. В 2 т. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.
  39. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006.
  40. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.
  41. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права: Учебное пособие. Спб., 2004.
  42. Чуфаровскш Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.
  43. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М., 2000.

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00049 sec

WordPress: 22.87MB | MySQL:121 | 1,960sec