ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

<

091314 0050 1 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯПереход Российской Федерации от командной к рыночной экономике делает особо актуальной проблему ценообразования во внешнеторговой деятельности. Цены, по которым реализуются или приобретаются товары на внешнем рынке, называются внешнеторговыми ценами. Их формирование осуществляется прежде всего под воздействием объективного экономического закона соответствия спроса и предложения, выступающего регулятором экономических отношений между продавцом и покупателем определенных товаров.

Установившийся на мировом рынке на конкретный период времени уровень цен на разные виды продукции (мировые цены) в значительной мере влияет на состояние экономики страны. Достаточно упомянуть непосредственную зависимость исполнения российского бюджета от уровня мировых цен на нефть.

Существуют определенные ограничители проведения ценовой политики во внешнеэкономической деятельности. Так, установление цен на экспортную продукцию ниже среднемирового уровня цен на данный вид этой продукции неизбежно вызовет обвинения со стороны других поставщиков в демпинге и недобросовестной конкуренции, что повлечет падение деловой репутации поставщика дешевой продукции,

С другой стороны, нельзя устанавливать экспортные цены явно выше среднемирового уровня. Это может привести к падению покупательского спроса и потере клиентов (партнеров) по коммерческой деятельности. Высокие цены отпугивают покупателя и побуждают его искать другого продавца.

Подобная ситуация может наблюдаться и при ценообразовании на импортные товары. Поэтому важно хорошо ориентироваться во внешнеторговых ценах: знать виды и особенности формирования цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, разбираться в ценах мирового рынка, подверженных в значительной мере воздействию макроэкономических факторов: уровня инфляции, степени безработицы, политической и экономической стабильности в регионах, индекса Доу-Джонса и др.

Мировые цены — это усредненные цены, по которым предлагаются к реализации различные товары на международном, внешнем рынке с учетом прежде всего сбалансированного соотношения спроса и предложения на эти товары.

Если на сырьевые товары, в том числе на энергоносители, цены формируются сравнительно просто (можно относительно легко достичь соглашения на внешнем рынке среди экспортеров однородной продукции), то определение внешнеторговых цен на машины и оборудование, запасные части и вспомогательные материалы достигается с большим трудом. Сотни и тысячи наименований похожих товаров, различающихся по качеству изготовления, модификации технических параметров, конкурентоспособности, способам доставки к потребителям, вызывают необходимость применения множественности цен.

Прежде всего следует различать публикуемые и расчетные цены, в самом названии отражается содержание названных цен. Так, публикуемые, или объявляемые, цены регулярно появляются в специальных бюллетенях или журналах, где приводятся мировые цены крупнейших поставщиков определенного вида продукции. Эти цены бывают также справочными или прейскурантными.

Открыто публикуются справочные цены на ряд товаров поставщиков из европейских стран, Японии, США и др.

Степень полноты информации о публикуемых ценах зависит от товара.

Если аукционные или биржевые цены отражают реальные сделки и по ним можно судить о точности ценовой информации, то справочные (прейскурантные) цены дают читателям общее представление о динамике цен за какой-либо прошедший период, и использовать их можно при заключении контрактов за срочную поставку, как правило, небольших партий товара. Другими словами, эти цены могут служить основой для заключения сделок (контрактов-намерений) по продаже или закупке отдельных видов продукции. В процессе установления длительных деловых связей между покупателями и продавцами (монополистами) цены могут изменяться в результате применения различных скидок и надбавок к ним.

Если предполагаемые или уже первоначально опубликованные контрактные цены предназначены для широкого круга заинтересованных лиц или организаций, то большинство видов информации о реальных ценах фактических сделок носит конфиденциальный характер. Получить данные об этих ценах можно путем использования таможенной статистики, анализируя расчетные внешнеторговые цены (РВЦ) основного параметра продукции, а также публикуемые в открытой печати индексы оптовых и внешнеторговых цен, приводимых в официальных документах международных и правительственных организаций.

По мнению отдельных авторов, необходимо осуществлять постоянное наблюдение за динамикой внешнеторговых импортных цен на базе таможенной статистики не по укрупненным группам, а по каждой товарной позиции. Именно несовершенство действующего в России контроля за величиной таможенной стоимости часто приводит к ее искусственному занижению.

На основе данных таможенной статистики, товарных документов и счетов, статистической отчетности отраслевых министерств и других видов ценой информации можно рассчитать как среднюю экспортную, так и среднюю импортную цену единицы продукции.

Анализируя и сопоставляя достоинства публикуемых (справочных) и расчетных цен, можно утверждать, что расчетные внешнеторговые цены, несмотря на возможные отклонения от реальных цен сделок, могут дать реальное представление об уровне и динамике внешнеторговых цен конкретной страны на определенную продукцию. Соответственно они могут послужить базой для сравнения различных цен в разных странах и определения оптимального уровня

Любая фирма, планируя приобрести необходимую продукцию за рубежом, предварительно изучает всю публикуемую информацию о ценовой и технической характеристике этой продукции, степень насыщенности рынка, его сегменты, тенденции изменения цен путем сопоставления их с ценами различных конкурирующих между собой компаний, с качеством продукции, стоимости обслуживания и т. п. При этом широко используются не только публикации в отечественных или зарубежных СМИ и специальных изданиях, но и данные Интернета, программ «Гарант», «Консультант» и др.

Лишь после изучения заслуживающих внимания предложений импортер приступает ко второму этапу: анализу цен и их сопоставлению с технико-экономическими характеристиками. При этом следует помнить о том, что уровень цены (высокий или низкий) еще не говорит о целесообразности или нежелательности заключения коммерческой сделки.

Требуется глубокий всесторонний анализ условий предстоящей сделки и принятие оптимального для импортера варианта, что является довольно трудоемким процессом. Прежде всего необходимо определить экономическую эффективность ввозимого товара, если речь идет о продукции производственно-технического назначения.

В общем виде под экономической эффективностью использования импортируемого товара следует понимать отношение экономического результата от использования этого товара к материальным, трудовым и финансовым затратам на его приобретение и стоимости эксплуатации.

Если предметом импорта являются товары народного потребления, то они могут оцениваться импортером с точки зрения потребительского эффекта, его полезности, заменяемости аналогичной отечественной продукцией, возможности его транспортировки и хранения, степени соответствия цены покупательскому спросу и др.

При импорте товаров производственно-технического назначения их цена с учетом конкуренции определяется по формуле:

091314 0050 2 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

где Pi — конкурентная внешнеторговая цена, (i
=1,2,…, n);

Р0 — базисная внешнеторговая цена;

Кс —коэффициент поправок на коммерческие условия;

Кb — коэффициент поправки на комплектацию;

К — коэффициент поправок на технико-экономические показатели.

Из формулы следует, что в качестве независимых переменных выступают базисная внешнеторговая цена и коэффициенты, учитывающие поправки на коммерческие условия, комплектацию и технико-экономические параметры.

Определенную сложность представляет расчет коэффициента поправок на коммерческие условия. Он предполагает учет ряда меняющихся условий:

  1. Поправка на базисные условия поставки.
  2. Поправки на комиссионное вознаграждение посредника. В случае поставки товара в страны, где импорт законодательно разрешен только через местных посредников, конкурентный материал должен быть скорректирован на величину комиссионного вознаграждения (скидку).
  3. Поправки на скольжение. При получении экспортером заказов на изделия с длительными сроками выпуска или заказа на объем поставки, распределенный во времени, нередко применяются так называемые скользящие цены. В этом случае цены определяются в зависимости от изменений в издержках за период изготовления заказанного технически сложного изделия или за период поставки. Порядок определения цен следующий. В процессе переговоров между поставщиком и иностранным заказчиком уточняются уровень базисной цены и другие коммерческие условия. В контракте окончательно фиксируются базисная цена и удельные веса составляющих ее элементов (расходы на материалы, стоимость рабочей силы и неизменная часть цены); цены материалов и ставки зарплаты или отражающие их индексы к моменту заключения сделки (т. е. базисные цены и ставки); условия скольжения.
    <

    Условия скольжения — условия пересчета цены в окончательную цену, по которой производится расчет, — включают так называемые периоды скольжения, временное интервалы, в течение которых определяются цены на материалы (или индексы цен) и ставки зарплаты (или индексы ставок) во время выполнения заказа в соответствии с условиями контракта, а также порядок определения этих величин для установленных периодов; источники, на основе которых выявляются изменения цен материалов и ставок зарплаты или соответствующих индексов.

    Формула для расчета скользящей цены, предложенная Европейской экономической комиссией ООН:

    091314 0050 3 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

    где Р — окончательная цена по счету;

    P0 — договорная (базисная) цена, устанавливаемая на день заключения контракта;

    M1 — средняя арифметическая или средневзвешенная цена (средняя индексов цен) на перечисленные в договоре сырье и материалы за период использования контракта или его части;

    M0 — цены (или индексы цен) на данные материалы в момент подписания контракта;

    S1— средняя арифметическая или средневзвешенная зарплата, включая расходы на отчисления на социальные нужды, или соответствующие индексы в отношении определенной в договоре категории рабочей силы за установленный период;

    S0— зарплата или существующие индексы в отношении тех же категорий рабочей силы в момент подписания контракта;

    а, b, с — процентное отношение отдельных элементов договорной цены; их сумма равна 100:

    а — постоянная часть расходов;

    b — доля расходов на материалы;

    с — доля расходов на зарплату.

    4. Поправки на условия платежа (платеж в рассрочку, авансовые платежи, кредиты, платеж наличными, платеж в смешанной форме и др.). Эти условия оказывают неодинаковое воздействие на цену. Поправки на условия платежа при переходе от одних условий к другим определяют величину ценовых изменений и в конечном счете конкурентоспособность товара по ценовым показателям.

    Так, авансовые платежи представляют собой определенную степень кредитования экспортера импортером. Поэтому цена какого-либо товара при наличии авансовых платежей, как правило, ниже цен на аналог, поставляемый без аванса.

    В зависимости от того, кто кого кредитует (покупатель экспортера, давая аванс, или экспортер покупателя, предоставляя фирменный кредит в форме рассрочки платежа), определяется знак («+» или «-») кредитной составляющей. Ее размер, стоимость кредита зависит от размеров предоставляемой в кредит суммы, срока кредитования и взимаемой процентной ставки (капитал х время х проценты).

    Предоставление, например, кредитов с более льготными условиями погашения не только усиливает конкурентоспособность экспортеров, пользующихся этими источниками финансирования, но и оказывает прямое влияние на уровень цен. Экспортер, чтобы компенсировать расходы, связанные с предоставлением льготного кредита, старается завысить цены за счет включения в них так называемой скрытой стоимости кредита.

    В случае предоставления кредита конкретная цена корректируется на платеж наличными и отражает увеличение стоимости сделки. При этом цена рассчитывается по формуле,

    091314 0050 4 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

    где 091314 0050 5 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ— рассчитываемая контрактная цена (i= 1,2,…,n);

    091314 0050 6 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ— конкурентная цена, включающая кредитные условия;

    Крс— поправка на условия платежа наличными.

    5.    Поправка на количество связана с эффектом снижения удельных издержек при росте объемов производства серийной промышленной продукции. При подписании контракта зачастую принято предоставлять скидки покупателю при большом объеме заказа.

    Размер скидки на количество при торговле серийной прмышленной продукцией находится в интервалах 5—15% контрактной цены. В сделках, например, на мелкосерийное оборудование при партии в пять машин вместо одной единичная цена уменьшается на 4—5%, а при партии в 10 машин — на 10—12%.

    6.    Поправка на инфляцию. При определении цены импортируемого товара необходимо учитывать временную стоимость денег, зависимую в значительной мере от инфляционных процессов в стране. Поэтому определяя цену ввозимой продукции, надо учитывать инфляционные риски и делать поправку на инфляцию.

    Эти риски связаны с возможной потерей денежных сумм из-за их обесценивания в определенном временном интервале. При обмене российской национальной валюты на доллары или евро повысившийся индекс инфляции (соответственно, снизившийся по отношению к ним курс рубля) делать планируемые закупки нашим импортерам придется по более высокой цене, чем предполагалось на этапе подготовки коммерческой сделки. Поэтому цену базисного периода, которая была опубликована в статистических бюллетенях или статсборниках, надо умножать на коэффициент инфляции.

    Например, экспортеры предлагали к продаже единицу продукции по цене 100 долл., что составляло на момент публикации (по курсу 31,7 руб. за 1 долл.) 3170 руб. На момент купли и поставки товара (через 3 месяца) инфляция в стране выросла на 7%. Следовательно, инфляционный рост на единицу продукции в абсолютном выражении за 3 месяца составил: 3170 х 0,07 = 221,9 руб. Фактически покупная цена стала 3391,9 руб. (3170 + 221,9), т. е. деньги в сумме 3391,9 руб и 3170 руб. в результате инфляции стали равнозначными по своей реальной стоимости.

    Импортеру необходимо учитывать временную стоимость денег (завтрашние деньги всегда стоят дешевле сегодняшних) и заранее разрабатывать меры по нейтрализации финансовых рисков, снижению потерь при закупке товаров за рубежом.

    При расчете импортной цены принимаются во внимание сложившиеся на конкретный временной период цены предлагаемых на мировом рынке товаров. Импортер рассматривает имеющиеся в его распоряжении конкурентные материалы и изучает цены предложения, применяя индексы экспортных и оптовых цен, нашедших отражение в разных статистических публикациях США, Японии и стран Западной Европы. Соответственно делаются поправки на коэффициент инфляции.

    7.    Поправка на уторговывание. Определяя импортную цену, компания-импортер часто делает поправку на уторговывание, поскольку продавец нередко завышает цену на предлагаемые товары (к примеру, в странах Востока вообще принято долго торговаться, прежде чем будет достигнуто обоюдное согласие по цене сделки).

    Работникам, осуществляющим закупку товаров за рубежом, надо иметь хорошие коммерческие и психологические способности добиваться скидок на цену предлагаемой продукции. Если нет достоверной информации о возможном размере скидки на уторговывание, то в расчете импортной цены ее принимают в размере 10—15%.

    В случае принятия в основу расчета импортной цены прейскуранта импортер может получить скидку с прейскурантной цены 50% и более: все зависит, во-первых, от способностей менеджера по закупкам успешно вести переговоры; во-вторых, от сложившейся на период коммерческой сделки рыночной конъюнктуры, соотношения спроса и предложения; в-третьих, от уровня финансовых рисков.

    8.    При расчете импортной и экспортной цены должна учитываться поправка на комплектацию. Она особенно важна при закупке сложного дорогостоящего оборудования: автоматической линии, металлургического агрегата и т. п.

    Данную поправку определяют методом вычитания из цены, имеющейся в конкурентном материале, цены тех комплектующих изделий, которые не входят в состав данной поставки, или наоборот: цены комплектующих изделий прибавляются к конкурентной цене, если этих изделий нет в конкурентном материале.

    Аналогично вводят поправку к экспортной цене, если комплектация конкурентного материала не совпадает с комплектацией конкретной поставки.

    9. Определение импортной цены предполагает использование поправок на технико-экономические параметры изделий, являющихся предметом импорта. Эти параметры у различных фирм отличаются друг от друга. Соответственно цены должны быть скорректированы с учетом достоинств и недостатков этих изделий.

    Вначале все цены предложений, взятые из опубликованных материалов, приводят к цене одного какого-либо выбранного, базисного изделия по основному техническому параметру, отражающему его функциональное назначение: производительности, мощности, : грузоподъемности и т. д. Рассматриваемые цены изменяют соответственно различиям основного параметра по формуле:

    091314 0050 7 ВИДЫ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ И СПОСОБЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

    где С1 — цена сравниваемого изделия;

    С0 — цена базисного изделия;

    N0 — значение технико-экономического параметра базисного изделия;

    N1 — значение технико-экономического параметра сравниваемого изделия;

    n — коэффициент торможения, находящийся в пределах 0,6—0,8 в зависимости от вида изделия.

    Поправку к экспортной цене товара рассчитывают аналогичным методом, но вместо конкурентных предложений инофирм берут цены сделок по аналогичным (сравнимым) товарам на рынке экспортной продукции.

    Внесение поправок на технико-экономические параметры является завершающим этапом процедуры определения внешнеторговой цены. Приведение конкурентной цены по технико-экономическим показателям осуществляется после внесения коммерческих поправок и поправки на комплектацию. Здесь применен чисто расчетный параметрический подход к уже скорректированной конкурентной цене.

    2. ЗАДАЧА

     

    Определите свободную розничную цену на товар, закупаемый предприятием оптовой торговли у отечественного производителя и реализуемого розничной торговой организацией, не являющейся субъектом малого предпринимательства и для малого предприятия.

    Известно:

  4. Себестоимость изделия – 40 руб.
  5. Рентабельность в % к себестоимости – 25%.
  6. Оптовая надбавка – 10%
  7. Торговая надбавка – 25%
  8. Ставка НДС – 18%.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Рассчитаем прибыли реализации по формуле

    П = С *Р/100% = 40 *25/100% = 10 руб.

    где С – себестоимость изделия;

    Р – установленная рентабельность к себестоимости

    Производственная себестоимость

    Спроизводст. = С + П = 40 +10 = 50 руб.

    Определяем оптовую надбавку

    ОН = 10%* Спроизводст. /100% = 10 *50 /100 = 5 руб.

    Отпускная цена составит

    Цотпускная = Спроизводст. + ОН = 50 + 5 = 55 руб.

    Определяем торговую надбавку

    ТН = 25% Цотпускная / 100% = 25*55/100 = 13,75 руб.

    Цена реализации составит

    Цреализации = Цотпускная + ТН = 55 +13,75 = 58,75 руб.

     

    Рассчитаем НДС

    НДС = 18% * Цреализации /100% = 18*58,75/100 = 10,58

    Получаем свободную розничную цену на товар

    Црознич. = Цреализации + НДС = 58,75 +10,58 = 69,33 руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ЗАДАЧА

     

    Определите цену товара при передаче ко комитентом комиссионеру, участвующему в расчетах.

    Известно:

    а) цена реализации комиссионером (с НДС) – 236 руб.

    б) комиссионное вознаграждение – 12 руб.

    в) ставка НДС – 18%.

     

    РЕШЕНИЕ

     

    Цена реализации за минусом комиссионного вознаграждения составит 236 – 12 = 224 руб.

    Рассчитаем величину НДС

    НДС = Цреализации * 15,25%/100% = 224*15,25%/100% = 34,16 руб.

    Цена товара при передаче его комитентом комиссионеру составит

    Ц = Ц реализации – В – НДС = 236 – 12 – 34,16 = 189,84 руб.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ТЕСТ

     

    Налог на отпускную цену начисляется:

    а) сначала акциз, потом НДС

    б) сначала НДС, потом акциз

    в) очередность не имеет значения.

     

    РЕШЕНИЕ

    в) очередность не имеет значения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  9. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии. -М.: ГЕЛАН, 2004.
  10. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  11. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия.–СПб.: Питер, 2005.
  12. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М.: ЭКМОС, 2004.
  13. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. -СПб.: Питер, 2003.
  14. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. М., 2006.

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.95MB/0.00040 sec

WordPress: 23.34MB | MySQL:118 | 1,888sec