Задание 1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения равновесия

<

100814 1801 11 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесияЖизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату — т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей — мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».

Понятие спроса и предложения относятся к числу самых фундаментальных в микроэкономике.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары [6, C. 251].

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми «жертвами», которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара [7, C.187].

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой (от англ. demand – спрос). Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуга по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = Р х Q, (1)

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг [14, C. 156].

Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов (т.е. при прочих равных условиях).

Объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса.

Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. В научной и учебной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается обычно величина спроса, а в качестве функции — цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абсцисс), а цена — по вертикальной оси (оси ординат).

Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рис. 1. Кривые спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова «demand» — «спрос». Как видно из графика кривой D0 по мере увеличения цены Р от значения Р1 до значения Р7 величина спроса Q уменьшается от Q1 значения до значения Q7 в соответствии с законом спроса.

100814 1801 12 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесия

Кривая спроса характеризует зависимость объема, величины спроса Q только от цены Р при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, то есть изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D0 вправо, в положение D1 при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса смещаете влево, в положение D2 и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса — более низкая цена.

Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар.

Экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов» возникающих при снижении цены на товар:

а) «Эффект роста выгоды». Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение  цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.

б)  «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свои доход: снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, – но только покупкой этого подешевевшему товара.

в)  «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшими покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Первый «парадокс» спроса. Рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т.п. На динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т.е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит, что социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень «инфляционной» паники в обществе.

Второй «парадокс» спроса. После изучения предыдущего случая не трудно понять, почему снижение цены может вызвать не увеличение спроса, как того, казалось бы, требует закон спроса, а напротив, - стимулировать его падение. Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены; укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно, чем ниже цены, тем выше величины спроса, – но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.

Третий «парадокс» - это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (таковы, например, покупки золота, драгоценностей, мехов, земли, домов, картин, изделий прикладного искусства). Поскольку эти товары устойчиво дорогие, т.е. их цена имеет тенденцию к возрастанию, то это – та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары.  И это соответствует логике закона спроса.

Значение закона спроса:

он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены;

он показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять—уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия;

Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.

Неценовые факторы, воздействующие на спрос.

1. Доходы населения (потребителей).

2. Спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары.

3. Размер рынка (размер предложения).

4. Число покупателей.

5. Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности.

6. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов.

Различают индивидуальный спрос, т.е. платежеспособные потребности отдельного покупателя в том или ином товаре, суммарный спрос индивидуальных покупателей и совокупный спрос, выраженный в деньгах, который формируется на национальном уровне. Он представляет собой реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты.

По степени охвата товаров различают: а) микроспрос, т.е. спрос на отдельные виды товаров, б) макроспрос, т.е. спрос на более или менее крупные группы товаров.

По степени удовлетворения спроса выделяют: а) реализованный спрос, б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже, в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.

По характеру спроса различают: а) падающий спрос, б) полноценный спрос, в) растущий спрос, г) чрезмерный спрос, д) нерегулярный спрос, ж) нерациональный спрос.

Нам также следует рассмотреть элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют: а) цена продукта или услуги, б) доходы населения, в) число покупателей, г) наличие товара, д) вкусы покупателей, е) мода, ж) реклама, з) цены на сопряженные товары, и) система налогообложения, к) возможность и условия кредита, л) гарантийный и постгарантийный сервис, м) сезонный фактор, н) демографические факторы, о) географические особенности, п) национальные и исторические особенности, р) профессиональная структура работающего населения, с) имущественная дифференциация населения, т) валютный курс, у) меры по стимулированию спроса и др.

Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры: а) демонстрация товаров, б) предложение о возврате денег, если товар не понравился, г) удобство упаковки и доставка товара, д) премии и конкурсы и др.

Итак, спрос имеет свою классификацию, определяемую уровнем экономики, на котором он формируется (совокупный, рыночный, индивидуальный), степенью охвата товаров (микро- и макроспрос), степенью удовлетворения спроса (падающий, полноценный, растущий, чрезмерный, нерегулярный, нерациональный). Размеры и структура спроса зависит от множества факторов, как ценовых, таки неценовых.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут были доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля — в форме реализации спроса. Предложение обозначается буквой S (от англ. supplу – снабжение). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам.

Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Зависимость объема предложения от цен отражается законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном.

100814 1801 13 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесия

Как видно на графике, в противоположность падающей кривой спроса кривая предложения (SS) поднимается, показывая положительную, прямую связь между ценой и объемом предложения.

При построении этого графика было допущено, что цена – это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т.е. все другие факторы, влияющие на предложение, даны заранее и не подвергаются изменениям. На графике показано, что чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем соответственно меньше объем предложения. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.

Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Графически закон предложения может быть отображён кривыми предложения, отображающими в форме графиков связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) предложения Q и ценой Р, то есть шкалу предложения.

<

Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение. Они приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается. Графически это выглядит следующим образом (см. рис. 3). К эти факторам относятся:

100814 1801 14 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесия

1. Стоимость ресурсов. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой предложения влево.

2. Технология. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную. Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

5. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, которая фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S– в точке равновесия, а цена в этом случае называется равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.

При этом действуют законы рыночного ценообразования: цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится.

Все эти положения наглядно отражены на графике спроса и предложения на рис. 4.

100814 1801 15 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесия100814 1801 16 Задание  1. Спрос и предложение. Равновесная цена. Нарушения            равновесия

 

 

 

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена потолка ограничивает рост цены в движении цены вверх– это искусственно заниженная цена. Цена пола не позволяет цене снизится за пределы этого лимита –– это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия, а цена потолка ниже.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и

препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены устанавливаются обычно в результате политики государств, направленной на «замораживание» цен, т.е.. фиксирование их на определенном уровне, с тем чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения нормированного распределения.

 

Задание 2

 

 

Тест 1 Укажите общую черту монополистической и совершенной конкуренции:

1. Отсутствует неценовая конкуренция, т.е. конкуренции, основанной на базе различий качества товара и рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена. Если на совершенном конкурентном рынке у множества продавцов совершенно различные цены, то на монополистическом рынке у покупателя просто нет выбора – на рынке господствует определенная монопольная цена.

 

Тест 2 Реальная зарплата – это номинальная зарплата, скорректированная на величину инфляции, т. е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% (при неизменных налогах) может привести к росту реальной заработной платы на 4,5% (115 : 110 х 100= 104, 5). Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата. Реальная зарплата (РЗП) определяется следующим образом: РЗП = (НЗП — НО) х Jпсд , (2) где НЗП — номинальная заработная плата (руб.); НО — налоги, обязательные отчисления с заработной платы (руб.).

 

Тест 3 Что понимается под общественными затратами?

Общественные затраты – это индивидуальные затраты предприятия плюс затраты общества на преодоление негативных последствий производства.

 

Тест 4 Скорость обращения растет, когда : растут инфляционные ожидания. В этом случае населения старается приобрести товары долговременного пользования и в впрок, чтобы избежать обесценивая деньги.

Задание 3

 

Задача 1

 

Средняя денежная заработная плата за рассматриваемый период возросла с 600 тыс. руб. до 900 тыс. руб. Индекс цен на потребительские товары равен 190%.

Определите изменения реальной заработной платы.

 

РЕШЕНИЕ

Рост заработной платы составил 150% (900/600*100%).

Так как индекс цен на потребительские товары составил 190%, что превышает рост заработной платы за тот же период, то реальная заработная плата уменьшилась на разницу между индексом цен и фактическим ростом зарплаты, т.е. на 40 % (190% – 150%).

 

 

Задача 2

 

Заданная зависимость общих издержек предприятия (ТС) от выпуска продукции (Q)

 

Выпуск продукции 

0 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

Валовые издержки 

60 

100 

130 

155 

190 

245 

335 

 

Рассчитайте: постоянные (FC), переменные (VC), предельные (МС), средние (АС), средние постоянные (АFC), средние переменные (AVC) издержки.

 

РЕШЕНИЕ

 

Величина валовых издержек равна сумме постоянных и переменных издержек и определяется по формуле

TC = VC + FC

где TC – общие (валовые) издержки;


FC –постоянные издержки;


VC – переменные издержки.

Величина постоянных издержек не зависит от объемов производства и следовательно при Q=0, то FC=0

TC0
= VC =60

Отсюда можно рассчитать величину переменных издержек при объеме выпуска продукции Q=1, тогда

FC = TC — VC =190 – 60 =130

Предельные издержки MC (marginal costs) – это приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного производства

MC= dTC/dQ

где d – производная, которая в экономике интерпретируется как предельная величина функции.

Средние постоянные издержки рассчитываются по формуле:

AFC=FC/Q

Средние переменные издержки AVC (average variable costs) определяются путем деления переменных издержек на объем производства:

AVC=VC/Q

Средние валовые издержки ATC (average total costs) представляет собой частное от деления общих издержек на объем продукции:

ATC=AFC+AVC.

ATC=TC/Q

Рассчитаем величины издержек на исследуемом предприятии в зависимости от объема выпуска и заполним вспомогательную итоговую таблицу.

Объем произ-ства

Абсолютные величины издержек

Предельные издержки

Средние величины издержек

постоянных

переменных

валовых

постоянных

переменных

валовых

Q 

TFC 

TVC 

TC = TVC + TVC 

MC = -Tp+1 –Tn

AFC = TFC/ Q

AVC = TVC/Q

ATC = = TC/Q

0

60

0

60

1

60

40

100

40

60

40

100

2

60

70

130

30

30

35

65

3

60

95

155

25

20

31,7

52

4

60

130

190

35

15

32,5

47,5

5

60 

185 

245 

65 

12 

37 

49 

6

60 

275 

335 

90 

10 

45,8 

55,8 

 

 

Задача 3

 

Функция спроса и предложения на конкретный товар имеют вид

Qd = 8 – P и QS = – 4 + 2P

где P – цена за единицу товара, ден. ед.

Определите, на сколько изменится равновесный объем продаж, если на товар вводится налог в размере 30% от цены, который уплачивается производителем.

 

РЕШЕНИЕ

 

При равновесии на рынке

Qd = 8 – P = QS = – 4 + 2P

Отсюда Р = 4.

Равновесный объем продаж составит

Qd = 8 – P = 8 – 4 = 4

QS = – 4 + 2P = 4

В случае ввода налога в размере 30% от цены на товар, который уплачивается производителем.

В этом случае, цена на товар составит 4*1,3 = 5,2.

Qd1 = 8 – P = 8 – 5,2 = 2,8.

QS1 = – 4 + 2*5,2 = 6,4

Объем продаж составит 6,4, а неудовлетворенный спрос составит

QS1 – Qd1= 6,4 – 2,8 = 3,6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов В.Я. Экономическая теория. М., 2003.
  2. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М.: Высшая школа, 2003.
  3. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 200.
  4. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.
  5. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 2004.
  6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /Под. общ. ред. А. В. Сидоровича — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2003.
  7. Курс экономики: учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2005.
  8. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения // Социально-политический журнал. 2003. №№5-6.
  9. Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2005.
  10. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2003.
  11. Современная экономика/ Под ред. Мамедова О.Ю.–Ростов-на-Дону, 2003.
  12. Экономика/ Под ред. А.И. Архипова и др. -М.: Проспект, 2004
  13. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2005.
  14. Экономическая теория/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чичелевой.-М.: Экзамен, 2006.
  15. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2005.
  16. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2005
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.97MB/0.00038 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:118 | 2,109sec