ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ КЛАССИЧЕСКОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

<

020115 1723 1 ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ КЛАССИЧЕСКОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВАНа какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах.

К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении — в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

В качестве теоретической основы использованы работы использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди них – Булатов А.С. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Николаева И.П., Нуреев Р.М., Сакс Дж. и др.

Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во-вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической системы в целом. Например, традиционная общинная система с ее натуральным хозяйством решала для себя вопросы потребления на примитивном уровне экономической выживаемости. Ресурсы труда и земли, а также производимые здесь продукты являются общинной собственностью и предназначаются исключительно для использования (потребления) в рамках общины. Несмотря на то, что в хозяйстве такого типа существует внутриобщинное разделение труда, его продукты служат совместному потреблению, а не обмену. По этой причине нет и не может быть основы для возникновения рыночных отношений. Дели производимые в рамках общины продукты и даже возможные их излишки не подлежат обмену или продаже — эволюция экономических отношений, развитие и трансформация их в рыночную систему практически невозможны.

Закрытая для товарообмена общинная система с ее традициями уравнительного распределения продуктов существует и до настоящего времени у отдельных народов Азии, тропической Африки, австралийских аборигенов, малых островных государств и проживающих там племен. Сохранение традиционных общинно-племенных принципов и неразвитость экономических отношений обмена служит причиной примитивного способа производства (добычи средств существования), ограниченного потребления и сохранения практически первобытного состояния культуры и развития.

Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества.

Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации.

Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

Именно таким путем люди получают друг от друга максимум потребительских благ, преодолевая ограниченность ресурсов разделением труда и обменом своих узкоспециализированных продуктов. Желаемого результата они достигают вовсе не потому, что благосклонно относятся друг к другу, а потому, что соблюдают свои интересы и признают права на вознаграждение труда других участников обмена. В рыночной системе принято полагаться не на чувства людей, а на их рационализм. И говорить им следует не о собственных нуждах и потребностях, а лишь об их выгодах и интересах. Таков принцип рыночных взаимосвязей, где никто не стремится к тому, чтобы зависеть от благоволения своих граждан, поскольку через товарообмен на условиях взаимной выгоды каждый работоспособный человек получит столько продуктов, сколько сам предложит для потребления другим.

Участники рыночного обмена отнюдь не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что способны ей содействовать. Участники обмена продуктами собственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. При этом «невидимая рука» направляет их к цели, которой они совсем не руководствовались в своих действиях. Преследуя собственные экономические интересы, люди зачастую более действенно служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.

В обществе, основанном на разделении труда, практически никто не может удовлетворить свои экономические потребности самостоятельно, производя все необходимые для существования предметы потребления. Следовательно, рынок возникает тогда, когда товаропроизводители в результате разделения труда вынуждены вступать в постоянно возобновляемые взаимоотношения друг с другом.

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» — взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается вместе с разделением труда в обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика — результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Понятие «рынок» является одновременно простым и сложным. Считая эту категорию простой и всем понятной, некоторые авторы избегают давать ее определение. Во многих источниках приводятся самые различные определения рынка. Существуют узкое и широкое определения понятия «рынок». В узком смысле рынок отражает лишь суть процесса обмена, связанного с куплей-продажей материальных благ и услуг. В связи с этим рынок определяется или как совокупность сделок купли и продажи товаров, или как взаимодействие продавцов и покупателей, или как место, где продавцы и покупатели находят друг друга.

В широком смысле рынок — это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли. И то, и другое определения по-своему правильно отражают существо проблемы. Узкое определение отражает суть собственно рынка в его первоначальном значении. Широкое определение рынка является определением рыночной экономики как результата его дальнейшего развития.

<

Рынок — неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Это лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов. Рынок осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хозяйствующих субъектов. Он формируется и может функционировать в определенной рыночной среде. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, работающей по законам товарно-денежных отношений.

Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования перед административной. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка есть как положительные, так и отрицательные стороны. С рассмотрения рыночных отношений, основных составляющих рынка и его механизма мы начнем изучение современной рыночной экономики.

Для понимания сути рыночной экономики и причин ее формирования недостаточно иметь в виду только общественное разделение труда. Прежде всего, необходимо учитывать, что рыночная экономика возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйства. Главная же особенность капиталистической системы — образование частной формы собственности на средства производства и двух основных системообразующих хозяйствующих субъектов — собственника средств производства и наемного работника, лишенного этой собственности.

Такая исторически новая ситуация в развитии общества, во-первых, привела к повышению степени разделения труда в обществе, выделив труд собственника средств производства, предпринимателя и труд наемного, экономически зависимого работника; во-вторых, создала особый товар «рабочая сила» и особый рынок этого товара; в-третьих, расширила сферу обмена потребительских товаров и активизировала их производство. И, наконец, самое главное: частная собственность и наемный труд создали субъектов с сильной мотивацией на эффективность и рациональность в трудовой деятельности. Частный собственник, предприниматель заинтересован в максимальном получении прибыли от своей собственности. Он может достигнуть этой цели, увеличивая объемы производства товаров, необходимых потребителю, используя новейшие достижения в технике и организации труда, снижая издержки производства и цены.

В сегодняшнем понимании рынок – это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Необходимым условием развития рыночного хозяйства является наличие конкурентной среды. Ее признаки выражаются в том, что рынок: не монополизирован государством или частной компанией; юридически подкреплен законами, охраняющими права частной собственности, что позволяет рыночному механизму обеспечить здоровую состязательность производителей; предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия. С точки зрения рынка имеет право на существование любая форма собственности, но закрепляются только те формы, в которых обеспечивается эффективное использование ресурсов; основывается на свободном ценообразовании. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любом современном обществе, однако, если государство берет на себя функцию тотального установления рыночных цен, то такая экономика теряет свойство саморегуляции. Это значит, что она из рыночной превращается в командно-административную.

Именно таковы условия, без которых не может существовать рыночная система. Для того чтобы она беспрепятственно развивалась, необходимы дополнительные условия: наличие резервов роста экономики; обеспечение подвижности ресурсов; функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

Если экономика лишена свободных, еще не занятых в производстве накоплений, она не способна к инвестиционному процессу, за счет которого осуществляется экономический рост.

Рыночная система должна обладать определенным запасом трудовых ресурсов для привлечения дополнительных работников в развивающиеся отрасли. Поэтому она не может нормально функционировать при 100%-й занятости. Необходим определенный уровень безработицы, используемый как резерв развития экономики.

Для развития экономики имеют значение запасы природных ресурсов, хотя в современных условиях обладание природными богатствами не является гарантом экономического процветания, а все большее значение приобретает использование современных технологий.

Необходимо также обеспечение мобильности имеющихся ресурсов, т.е. возможности беспрепятственного перелива ресурсов из одной отрасли экономики в другую. Только в этом случае предложение способно адаптироваться к меняющемуся спросу и рыночные механизмы работают эффективно. Государство, содействующее работе рынка в выполнении им своих позитивных функций, по возможности следит за тем, чтобы в экономике не создавались искусственные ограничители подвижности ресурсов. К таким ограничителям относятся монополизм и криминализация экономики, которые препятствуют появлению на рынке новых товаропроизводителей.

Для рыночной экономики необходимо функционирование сфер деятельности, которые содействуют продвижению товарных и денежных потоков от продавца к покупателю, реализуют сбыт и обеспечивают рынок необходимой коммерческой информацией. Эти сферы хозяйства, позволяющие рынку эффективно выполнять свои функции, получили название его инфраструктуры.

Очень часто под рынком понимается более широкое понятие — рыночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.

В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавливаются не централизованно, а на основе добровольного соглашения продавцов и покупателей. Обратные связи, исходящие от потребителей, в зависимости от их выбора тех товаров, которые они приобрели, становятся индикатором общественно необходимой пропорциональности. Именно обратные связи с их новыми параметрами в рыночной экономике вызывают последующее приспособление производства к общественным потребностям и определяют специфику новой структуры производства.

Отсутствие или ослабление механизма обратных связей становится сигналом угнетения рыночной экономики, замещением ее административной системой, что чревато подавлением материального интереса у производителей, появлением и расширением товарного дефицита.

Рынок — понятие многомерное, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. В упрощенном, узком понимании рынок можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. Характерно, что в бытовом представлении советских людей рынок как место купли-продажи ассоциировался прежде всего с колхозными продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, а также с базарами и ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное, суженное представление о рынке даже в простейшем случае понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, то нет разницы, в каком здании, под какой крышей или просто на вольном воздухе происходит торговля.

В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. В данном случае рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца с покупателем и характеризуется многими экстерриториальными признаками, такими, как вид продаваемых товаров, объем продаж и покупок (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (дорогой, дешевый).

Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть
система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок- это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку.

Рынок, представляя собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимоотношения трех главных экономических субъектов. Ими является государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства.

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Каждый участник рыночных отношений, во-первых, самостоятельно принимает решения (в рамках своих правомочий) и, во-вторых, руководствуется своими собственными интересами, целями. Это, однако, не влечет за собой анархии и хаоса. Рыночный механизм, «невидимая рука» рынка управляет действиями миллионов людей в общем русле экономических решений и правовых основ государства так, что, преследуя свои собственные интересы, каждый отдельный человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это»1.

Именно экономическая свобода, независимость и самостоятельность хозяйствующих субъектов создают рыночный тип экономических отношений, определяют гибкий, динамичный, естественно-эволюционный характер их развития и совершенствования.

Основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос – это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене.

Предложение – то количество товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать по определенной цене.

Рынок формирует такие понятия, как «цена спроса» и «цена предложения». Цена спроса — это максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. В пределах между ценой спроса и ценой предложения формируется рыночная цена.

Каждый продавец стремится продать товар подороже, а покупатель —
приобрести его подешевле. Такое противоречие разрешается поиском пены, устраивающей тех и других, т.е. цены равновесия.

Равновесная цена — цена, при которой товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Повышение цен за пределы равновесного уровня привело бы к перенасыщению рынка товарами, к росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Это заставило бы продавцов понизить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приведет к увеличению количества покупателей. Возникнут дефицит товаров, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цены и увеличить свой доход.

Таким образом, стихийные силы рынка, воздействуя на частные интересы продавцов и покупателей, корректируют рыночные цены, приближая их к равновесной величине. Рыночный механизм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции. Именно это имел в виду А. Смит, провозгласив принцип «невидимой руки», который устанавливает в хаосе частных интересов порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающую процветание общества.

 

 

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Эволюция всех известных человеку экономических систем, происходит как следствие поиска способов решений извечной дилеммы: «ресурсы ограничены — потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в них для удовлетворения всех существующих потребностей. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени из имеющихся ограниченных ресурсов. В свою очередь повышение производительности труда возможно, во-первых, благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов, во вторых, на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продукциями труда.

Разделение и специализация труда — это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, вызывает соответствующее увеличение производительности труда.

Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствии естественных или приобретенных различий в квалификации работников и используемых ресурсов. Каждый работник, специализируясь на какой-либо одной операции, совершенствует технические приемы работы, благодаря чему, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, развивается технический прогресс.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысл принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудия труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновения классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности. В различные эпохи человеческой истории мелкотворные хозяйства создавали наибольший экономический импульс. Для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.

Рассмотрим основные условия формирования классической модели рыночного хозяйства.

Первое условие— разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов» на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приводилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие— самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Инстуциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, норм, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынка, и определяют систему издержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Практика показала, что решить главный принцип обобществленной системы «каждому по потребностям», при естественной ограниченности ресурсов, командными методами обмена и распределений благ невозможно.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика.

Рынок является системой экономических отношений между людьми, предприятия, государствами, который опирается на основной принцип, по которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, с соблюдением платности. Основополагающий принцип рыночной экономики – свободный выбор, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

Механизм функционирования рыночной экономики базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями, в результате которой устанавливается цена на товары и услуги. В свою очередь, конкуренция, являющаяся важнейшим фактором повышающим эффективность экономической системы рыночного типа, представляет собой борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы, процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Основополагающим элементом механизма функционирования является свобода выбора и формы экономической, хозяйственной деятельности, основополагающейся на основе товарно-денежных отношений, равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

Основные функции действия рыночного механизма определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить. Для этого рынок выполняет ряд функций: ценообразующие, регулирующая, санирующая, информационная посредническая.

К особенностям становления и развития рыночных структур в нашей стране является то, что более семидесяти лет господствовала административно-командная система хозяйствования, проявления которой видны до сих пор в нашей экономике. Это и особенности нашего менталитета, ориентация экономки на тяжелое машиностроение, несовершенство правовой базы, довольно высокая налоговая база, сильный государственный прессинг, отсутствие реальной поддержки со стороны государства рыночных структур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, –М.: АО «ДИС», 2001.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. М., 2004.
  3. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М., 1998.
  4. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех.– Дубна: Феникс, 2000.
  5. Курс экономики/ Под ред. Б.А. Райзберга.–М.: Инфра-М. 2001.
  6. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2002.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. –М.: Изд-во НОРМА, 2000.
  8. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия.–М.: Экономика, 1995.
  9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. –М.:Соцэгиз. М., 1961.
  10. Экономика: справочник. –М.: Финансы и статистика. 1998
  11. Экономика/Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ. 2002
  12. Экономическая теория/Под общей ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 2000.
  13. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2002.
  14. Экономическая теория/Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.–М.: Экзамен. 2003.
  15. Экономическая теория/Под ред. И.П. Николаевой –М.: Проспект, 2001.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.59MB | MySQL:121 | 1,504sec