ФИНАНСОВЫЙ АППАРАТ

<

020215 1510 1 ФИНАНСОВЫЙ АППАРАТРазвитие рыночных отношений в стране с 1991 г. обусловило повышение роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Финансы предприятий стали основными показателями, характеризующими конечные результаты их деятельности, причем, количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяет его место на рынке. Все это привело к повышению роли управления финансами как на макро -, так и на микро-уровне.

Если следовать дословному переводу английского слова «менеджмент» (управлять) – финансовый менеджмент – управление финансами, т.е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Следует сразу отметить, что термин «финансовое управление» применительно к финансовому менеджменту будет несколько неточным, т.к. финансовое управление является одним из методов управления, а не всеохватывающей системой управления финансами.

Финансовый менеджмент – искусство управления финансами предприятий – уверенно входит в отечественную практику хозяйствования, используя богатый арсенал методов, накопленных рыночной экономикой. Эту сферу экономики составляют довольно весомые достижения, так и довольно существенные экономические катастрофы. Если рассматривать достижения, то наибольшее число Нобелевских премий было присуждено за разработки эффективных методов финансового менеджмента. К катастрофам же можно отнести катастрофы «местного» уровня каждого хозяйствующего субъекта – их банкротства, причем, если зарубежная практика базируется именно на плохо организованных и неработоспособных предприятиях, то отечественный перечень организаций – банкротов в первую очередь составляют бывшие государственные предприятия (в основном из военно-промышленного комплекса), которые после перевода экономики в рыночное русло не смогли организовать эффективную работу и выпуск продукции, пользующейся спросом. К глобальным катастрофам можно отнести потрясения касающиеся всего государства (стоит вспомнить августовский кризис России 1998 г., когда последствия коснулись каждого человека в стране и иностранных клубов кредиторов), а также и всей мировой финансовой системы в целом (кризис в странах Азии, последствия которого ощущались и на другой стороне планеты).

Отечественный финансовый менеджмент, в отличие от западного, «отстоявшегося» в условиях рыночной экономики, характеризуется динамизмом своих подходов и методов (собственно как и все в России характеризуется динамизмом и непредсказуемостью), определяемыми быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий. Те управленческие решения, которые вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату. В связи с этим искусство управления финансами предприятия требует на современном этапе своевременной корректировки его финансовой идеологии и стратегии, постоянного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений, новых финансовых инструментов реализации этих решений.

Однако, несмотря на высокий динамизм финансового менеджмента, ему присущи и свои стабильные принципы, без знания которых довольно рискованно принятие решений в условиях российской рыночной экономики. Это относится к принципам формирования структуры капитала и состава активов, методам управления денежными потоками и финансовыми рисками, механизмом финансового управления в условиях кризисного развития предприятия. Знание и практическое использование современных принципов и механизмов, методов эффективного управления финансовой деятельностью предприятий позволяет обеспечить их относительно безболезненный переход к новому качеству экономического развития в рыночных условиях.

Переход к рыночной экономике и применение новых форм в управлении финансами способствовали рождению новой специальности в сфере управления – финансового менеджера. Руководитель финансовой службы предприятия (финансовый менеджер) должен быть высокообразованным, творческим, мыслящим специалистом с широким кругозором, знающим и умеющим применять в своей работе результаты развития таких наук как: финансы, статистика, бухгалтерский учет, финансовый и экономический анализ, ценообразование, налогообложение и др.

 

1. Финансовый механизм, его составные звенья и элементы

 

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы
денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый аппарат, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый аппарат является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного аппарата государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового
аппарата коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового аппарата некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением Российской Федерации следует отдельно выделить финансовый аппарат государственных и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный аппарат.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия, на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную
определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового аппарата, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового аппарата. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.

Функционирование финансового аппарата на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

<

Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций —важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового аппарата. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед Российской Федерацией. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового аппарата.

Функционирование финансового аппарата обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной власти. Так, Президент РФ издает законы о налогах, о бюджете на соответствующий финансовый год и другие подобные документы. Министерство финансов, местные финансовые и налоговые органы на
основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают инструкции и другие материалы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации финансовой деятельности, обеспечивающие соблюдение финансовой дисциплины, проведение финансовой политики, отвечающей современному состоянию экономического развития российского государства.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом — составление различных видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

С созданием современной экономической модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране

Наряду с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно
существенной перестройке, направленной на более полное
удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании. Перестройка финансового аппарата в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств,
инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

Действующий финансовый аппарат в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен
переход от выделения средств из бюджета по отдельным
статьям расходов к их финансированию по нормативам,
комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретические основы финансового менеджмента

 

2.1. Сущность финансового менеджмента

 

Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений хозяйствующего субъекта определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами. Такое управление финансами отдельных субъектов хозяйствования выделилось в странах с рыночной экономикой в начале XX века в специальную область знаний, которая получила название «финансовый менеджмент». Он представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и оптимизации оборота его денежных средств, Являясь составной частью общего менеджмента предприятий и объединений, финансовый менеджмент занимает в ней центральное место. Он позволяет координировать результаты и повышать эффективность производственного менеджмента, маркетингового менеджмента, менеджмента персонала и других составных частей общего менеджмента.

Эффективный финансовый менеджмент позволяет формировать высокие темпы производственного развития предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию на рынке, обеспечивать стабильное экономическое развитие.

За столетний период своего существования финансовый    менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем – если при его зарождении он рассматривал в основном финансовые вопросы создания новых фирм и компаний, а впоследствии – управление финансовыми инвестициями и проблемами банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления управления финансами предприятия.

В нашей стране практика эффективного финансового менеджмента находится пока лишь в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями переходного периода, несовершенством нормативно – правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов в кризисных экономических условиях.

 

2.2. Основные принципы финансового менеджмента

 

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий и организаций и оборота их денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Этот принцип перекликается с первым. Так, например, осуществление высокодоходных финансовых инвестиций может вызвать дефицит в финансировании производственной деятельности и как следствие, существенно уменьшить размер операционной прибыли (т.е. снизить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов). Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.
  3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности предприятия. Это связано с изменением факторов внутренней и, особенно, внешней среды предприятия.
  4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий.
  5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в сфере финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью предприятия), стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

     

    2.3. Цели и задачи финансового менеджмента

     

    Основной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Получает свое выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев.

    В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

  6. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
  7. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
  8. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов.
  9. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска.
  10. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Эта задача достигается путем эффективного управления финансовыми рисками присущим отдельным операциям, так и финансовой деятельности в целом. Процесс этого управления предусматривает оценку отдельных видов финансовых рисков, их профилактику и минимизацию, эффективные формы их внутреннего и внешнего страхования.
  11. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

    Все рассмотренные задачи финансового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи д.б. оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной цели.

    С учетом изложенного, систему задач финансового менеджмента можно более емко сформировать в виде следующей общей оптимизационной задачи: достижение на каждом этапе развития предприятия, повышение его рыночной стоимости при обеспечении достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности и оптимизации соотношения уровней прибыли и риска в процессе принятия управленческих решений.

     

    2.4. Объекты управления финансового менеджмента

     

    Как и каждая управляющая система финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления выступают финансы предприятия и его финансовая деятельность. С позиции особенностей осуществления финансового менеджмента возникает необходимость классификации предприятий по отдельным классификационным признакам:

  12. По формам собственности:
  • Предприятия государственной формы собственности.
  • Предприятия негосударственных форм собственности.
  1. По организационно – правовым формам деятельности:
  • Индивидуальные предприятия.
  • Партнерские предприятия.
  • Корпоративные предприятия.
  1. По отраслевому признаку.
  2. По размеру собственного капитала.
  3. По монопольному положению на рынке:
  • Естественные монополисты;
  • Монополисты по доле реализации продукции в своем сегменте рынка;
  • Конкурирующие предприятия.

    Основная особенность финансовой деятельности заключается в различных потенциальных возможностях формирования собственных финансовых ресурсов за счет прибыли на основе использования механизма монопольного ценообразования.

  1. По стадии жизненного цикла предприятия (рождение, детство, юность, ранняя зрелость, окончательная зрелость, старение). Особенности заключаются в различных уровнях инвестиционных потребностей и возможности привлечения заемного капитала, а также уровне финансового риска.

     

    2.5. Функции финансового менеджмента

     

    Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием финансового менеджмента:

  2. Функции финансового менеджмента как управляющей системы (состав этих функций в целом характерен для любого вида менеджмента, хотя и должен учитывать его специфику);
  3. Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием (состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента).

    Рассмотрим содержание основных функций финансового менеджмента в разрезе отдельных групп:

    В группе функций финансового менеджмента как управляющей системы основными являются:

  4. Разработка финансовой стратегии предприятия.
  5. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Эти структуры должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием.
  6. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
  7. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
  8. Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным направлениям.
  9. Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.
  10. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.

    В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления предприятием (их еще можно назвать основными направлениями) основными являются:

  11. Управление активами.
  12. Управление капиталом.
  13. Управление инвестициями.
  14. Управление денежными потоками.
  15. Управление финансовыми рисками.

    Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности.

     

    2.6. Механизм финансового менеджмента

     

    Процесс управления финансовой деятельности предприятия базируется на определенном механизме. Механизм финансового менеджмента представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуру механизма входят следующие элементы:

  16. Государственное нормативно – правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.
  17. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
  18. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия.
  19. Система конкретных методов и приемов осуществления управления финансовой деятельностью предприятия. К числу основных относятся методы: технико – экономических расчетов, экономико – статистические, экономико – математические, сравнения и др.

    Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

     

    Список использованных источников

     

  20. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К: Ника – Центр, 1999.
  21. Теория финансов / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.–Минск: Выш. шк. , 1998.
  22. Финансы/ под ред. Родионовой В.М. Учебник – М: Финансы и статистика, 1995.
  23. Финансы и менеджмент: теория и практика/ под ред. Стояновой Е.А. Учебник – М: Перспектива, 1997.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.94MB/0.00031 sec

WordPress: 22.3MB | MySQL:114 | 1,521sec