Государственное регулирование национальной экономики

<

012615 2202 1 Государственное регулирование национальной экономики Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:

– долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

– удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

– долей в объеме основных фондов;

– долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

– численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы государственной собственное можно определить по показателям (долям) государственных ходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределяемо через государственный бюджет.

По количественным показателям итоги разгосударствления экономики России впечатляющи. Темпы приватизации в Россе достигли несравнимых с мировыми темпами результатов. К 2004 г 75% предприятий стали частными. Доля производства предприятий государственного сектора экономики в общем объеме производства составила около 9%. Доля государства в основных фондах – 57%, в инвестициях – 20%. На долю государственного сектора приходится 36,4% занятого населения. Несмотря на то, что в результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий стали частными, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную опасность. Государство владеет высоколиквидными материальными активами и является одним из самых крупных собственное. Государству в России принадлежит 1/3 всей собственности. Структура государственной собственности включает: федеральные государственные предприятия и учреждения; акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством не напрямую. Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается Предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям – эффективно или неэффективно она используется, по отношению к. учреждениям – по назначению или нет.

В форме федеральных государственных унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2004 г., существовали 9855 предприятий, в форме учреждений – 34864 (по данным Министерства имущественных отношений РФ — Минимущество России). Количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.

Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах. В отношении 580 АО используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция». В 84 ; акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах — более 50% акций; в’ 1601 акционерном обществе – 25–50% акций; в 1713 акционерных обществах – менее чем 25%.

Дивиденды по федеральному пакету акций составили: в 1995 г. – 115 млн руб.; в 1996г. – 118; в 1997 г. – 270,7; в 1998г. – 574,6 млн руб.; в 1999 г. – 6,15 млрд руб. (в ценах 1998 г.). Данные свидетельствуют о том, что государство по своим акциям получает крайне низкие дивиденды, однако наблюдается тенденция роста эффективности использования федеральной собственности.

<

От приватизации государственной собственности федеральный бюджет в 2004 г. получил более 10 млрд руб. Из 2287 приватизированных предприятий основную долю составили предприятия торговли (15,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (9,3%).

В программе приватизации 2004 г. предусматривалось продать пакеты акций 363 предприятий, главным образом тех предприятий, где государству принадлежит менее 25% акций (по данным Минимущества России). Такой размер пакета не позволяет проводить собственную политику и ничего не дает государству.

Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: из них 123 млн м2 – некоммерческого использования и 214 млн м2 – коммерческого использования.

Доходы от аренды составили: в 1995 г. – 95,5 млн руб., в 1998 г. -223 млн руб., в 200 г. — 305 млн руб., в 2004 г. — 466,6 млн руб. (в ценах 1998 г.)

Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению не-движимым имуществом.

Зарубежная собственность оценивается в 2,7 млрд долл. США. Главная проблема управления зарубежными объектами федеральной недвижимости — перераспределение полномочий между их ведущими балансодержателями: Управлением делами Президента РФ и МИД РФ.

Таким образом, несмотря на масштабность владений государства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджетными донорами.

У государства есть огромный сектор федеральной собственности — земля. Государству необходимо исполнять свои функции области земельных отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.

Доля продукции государственного сектора по отраслям национальной экономики отличается.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли: в машиностроении – 1%, в черной металлургии – 1,5%, в цветной – 2,4%.

В гражданском машиностроении в 2004 г. в состав государственного сектора экономики входили. 168 предприятий.

В составе химического комплекса находились 154 предприятия государственного сектора, из них 8 акционерных обществ с преобладающей долей государства (более 50%). В химической и нефтехимической промышленности удельный вес продукции государственного сектора в общем объеме продукции составил 10%, микробиологической – 19, медицинской – 21%. В оборонном комплексе – почти половину.

Удельный вес перевозок государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2003 г. – 58,4%. Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности полностью. Самая высокая доля услуг государственного сектора – в связи. Здесь удельный вес платных услуг населению, предоставляемых государственным сектором, составляет 42% общего объема предоставляемых услуг.

По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий – 70,9%, по услугам учреждений культуры – 58,9, услугам пассажирского транспорта – 56,9, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%. В общем количестве научных организаций удельный вес организаций государственной формы собственности составляет 73%.

Объем и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять возложенные на него функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается недостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенациональными интересами.

В российской экономике не разработана официальная стратегия по отношению к государственному сектору, его границам и сферам приложения. Стремительно шел процесс разгосударствления собственности. Однако даже там, где она сохраняется, государство фактически самоустранилось от выполнения функций собственника, держателя контрольного пакета акций, включая отрасли, составляющие естественную монополию государства, контроль над которыми российское государство утратило. Такая крайность столь же несостоятельна (теоретически) и пагубна (практически), как и другая — всеобщее огосударствление экономики.

В российской экономике с ее федеративным устройством положение с государственной собственностью осложняется тем, что последняя формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а следовательно, необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующее юридическое закрепление.

Широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация в целом, так и входящие в ее состав республики, национально-государственные (автономные) и административно-территориальные (края и области) образования независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В его обязанности входят:

– проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий;

 

– управление и распоряжение объектами федеральной собственностью

–межотраслевая координация процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Федеральное агество России может принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты этой собственности Российскому фонду федерального имущества (РФФИ) для продажи. РФФИ аккумулирует и перечисляет денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, выполняет рад других функций. Мин имущество выступает держателем принадлежащих РФ акций (вкладов и долей), закрепленных в федеральной собственности. Функции контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества относятся также к его компетенции. Ему предоставлено право утверждать уставы федеральных унитарных; предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями таких предприятий в пределах полномочий, делегированных Правительством РФ.

Федеральное агентство России имеет право издавать нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения, а также давать разъяснения этих актов.

При Федеральном агенстве действует Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, которая представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности по отношению федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля РФ. Государственное управление федеральной собственностью осуществляют также отраслевые министерства и ведомства. Основными органами управления и распоряжения объектами госсобственности субъектов РФ являются органы исполнительной власти и специальные комитеты и фонды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. –М.: Финансы и статистика, 2004.

Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. рд. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина.–М.: Экономика, 2004.

Национальная экономика / Под общ. Ред. В.А. Шльги.–М.: Изд-во Российской экономической академии, 2004.

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.91MB/0.00099 sec

WordPress: 22.35MB | MySQL:114 | 1,365sec