ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<

012615 2206 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИАктуальность темы исследования. Сфера обращения – охватывают ту часть национальной экономики страны, включающую различные формы товарного обмена, производимого при помощи денег и предполагает осуществление операций по купле-продаже товаров и услуг. Путем купли-продажи осуществляется и непосредственно товарный обмен, и происходит движение товаров от производителей к потребителям.

Прежде всего, следует отметить, что «государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям»[1]. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

В то же время «…косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности»[6]. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Хотелось бы отметить, что «…современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли» [6].

Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Цель исследования – охарактеризовать особенности государственного регулирования сферы обращения в Западных странах и Российской Федерации.

 

1.1. Проблемы государственного регулирования сферы обращения в России

 

Поскольку в механизме государственного регулирования сферы обращения присутствует обратная связь, его можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними.

Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Заметим, что «системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями» [7].

«Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций» [10]

В то же время, подчеркнем, что между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы [10]. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

В настоящее  время  для  товарных  рынков  Российской   Федерации характерны  низкий уровень культуры рыночных отношений,  недостаточное законодательно-правовое   и   нормативное   обеспечение,    склонность контрагентов  к нарушению взаимных обязательств,  значительное влияние криминальных структур,  недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков,  большие транспортные издержки,  высокая степень монополизации экономики,  несовершенство системы финансовых и  кредитных  отношений.

Внутренние   товарные   рынки  Российской  Федерации  функционируют  в условиях взаимных неплатежей.  Это стало наиболее острой экономической проблемой, оказывающей воздействие на все рыночные механизмы.

Наблюдается неравномерность      расположения      посреднических организаций на территории России.  Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25 процентов.

Уровень снабженческо-сбытовых   надбавок   организаций    оптовой торговли  составляет в среднем 23 процента,  в том числе у организаций частной собственности – 31 процент,  государственной и смешанной формы собственности – 21– 23 процента.

Организации оптовой торговли располагают складами общей  площадью 63 млн.  кв.  метров.  Однако загрузка складских площадей не превышает 40 – 60  процентов.  Свободные  складские  мощности  предоставляются   в основном  в  аренду,  а  также используются на условиях кооперации или продаются  промышленным  предприятиям  и  коммерческим  структурам.  В процессе товародвижения имеет место многозвенность.

Среди большого числа фирм,  специализирующихся на производстве  и распространении  информации,  ни  одна  организационная  структура  не располагает надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние  информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков  и  элементов  их  инфраструктуры,  что  исключительно затрудняет товародвижение.  В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках.

Из-за несовершенства   тароупаковочной  индустрии  велики  потери товарной  продукции.  Затраты  на  упаковку  продукции  обрабатывающей промышленности России оцениваются в 12-14 млрд. рублей в год. Удельный вес российской продукции,  продаваемой в расфасованном  и  упакованном виде,  не  превышает  30 процентов.  При этом каждая третья упаковка - импортная.

Серьезным недостатком   рынка   транспортно-экспедиционных  услуг является  сопровождение   его   формирования   интенсивным   процессом дезинтеграции.  В  странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского  бизнеса  в  крупные  логистические  компании  и товарораспределительные центры,  позволяющие рационализировать процесс грузодвижения,  обеспечить  экономию  на  общесистемных   затратах   и получить  максимальный  экономический  эффект  в  сфере  производства, распределения  и  потребления  товаров  и  услуг.  Поэтому   требуется создание  условий  для  организации эффективной системы грузодвижения, основанной  на   терминальной   технологии   перевозочного   процесса, направленной  на  сокращение  транспортных издержек,  сроков доставки, уменьшение потерь и порчи грузов.

Для развития торговых отношений,  отвечающих требованиям рыночной экономики,  в нашей стране еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование  законодательной  основы.  Имеются отдельные разрозненные нормативные акты,  которые не отражают всех аспектов  функционирования товарных  рынков.  Кроме того,  существующая нормативная база содержит много   противоречий.   Назрела   необходимость   обеспечения   единой  направленности  нормативных  актов,  преодоления  их противоречивости, пробелов,  создания четкой логической схемы регулирования процессов  и отношений.

Таким образом,  относительная неразвитость, диспропорциональность и   деформированность   инфраструктуры  препятствуют  снижению  уровня трансакционных издержек  и  повышению  эффективности  функционирования товарных  рынков.  Необходимо  рационально  расположить  на территории Российской  Федерации  торговых  посредников  и  складское  хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического,  складского, транспортного, информационного   обслуживания   процесса   товародвижения,   повысить качество рекламного обеспечения.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи, который будут рассмотрены в следующем параграфе.

 

1.2. Цели и принципы государственного регулирования сферы обращения

 

Следует в данном параграфе курсовой работы рассмотреть основные направления и принципы государственного регулирования торговли в нашей стране.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

«В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов» [10]. В то же время, социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

«Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

  • формирование потребительского рынка;
  • обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • создание эффективного механизма реализации Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 годы;
  • изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  • осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования» [14].

    В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

    Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

    «В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования» [14] Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

    Здесь необходимо отметить, что осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные, новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота.

    Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

    Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей/

    Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения. Поскольку именно от социально-экономических отношений зависит эффективность функционирования государства. Что, в свою очередь, отражается на качестве жизни населения в целом.

    Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли.

    Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

    Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

    Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения [8].

    Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено «…на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики [8].

    В то же время «…обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики» [8].

    Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

    В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

    В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

    Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

    Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

    Подчеркнем, что «…организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров» [6]. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

    И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической, торгово-производственной интеграции [13]

    Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

    Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования экономических институтов, которые понимаются в данном случае как регуляторы, инструменты экономических форм (госзаказ, социальный и коммерческий заказ). Одним из интегрирующих регуляторов в торговле выступают договорные институты.

    Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991—2010 годы, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2006 гг. и др.

    Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

    Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

    Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании.

    В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

    В современной теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

    Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

     

    1.3. Нормативно-правовое регулирование сферы обращения в РФ

     

    Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

    Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

    Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

    Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

    Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

    Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации — высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

    Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

    К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки. Также следует указать в качестве основного праворегулирующего нормативно-правового акта Налоговый кодекс РФ, который устанавливает законодательство и иные нормативные правовое акты о налогах и сборах; системы налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

    Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

    Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

    Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг.

    Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

    Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

    — Правила продажи отдельных видов товаров;

    — Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

    — Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

    Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

    На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

    В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.»

    В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

    Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

    В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

    Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

    В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

    Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

    Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

    Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования.

    В целях выработки эффективной стратегии оздоровления экономики принят ряд документов: Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96г., распоряжение Правительства РФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране».

    В соответствии с принятыми программными документами необходимо осуществить последовательный переход на модель устойчивого развития, сбалансированного решения социально-экономических задач. Следует отметить, что интересы экономической безопасности, сложность социально-экономической ситуации в стране требуют безотлагательного решения стратегически важных задач развития.

    Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности. Это ставит необходимым решение менеджерами таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д.

    В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей.

    «В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в сферу обращения особую роль приобретает регулирование государством формирования и развития материально-технической базы торговли» [12]. Государственное финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. «Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда.

    В этой связи Постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. органам исполнительной власти рекомендовано уточнить схемы рационального размещения сети розничной торговли и общественного питания по регионам страны.

    Одним из важных направлений реализации этого постановления явились рекомендации по организации и широкому распространению вещевых рынков, а по торговле продовольственными товарами — «сверхрынков», то есть крупных универсальных продовольственных магазинов с широким выбором пищевых товаров.

    Следует отметить, что ослабление государственного регулирования по ряду объективных причин привело и к тому, что нарушились хозяйственные связи между предприятиями-смежниками, расположенными в бывших союзных республиках, по существу, многие из них оказались за рубежом.

    <

    «В ходе реформ поспешно были ликвидированы оптовые предприятия, игравшие огромную роль в организации торговли. Оптовики тесно работали с промышленностью, изучали спрос, создавали сезонные запасы товаров. Сегодня, к сожалению, роль такого организующего звена снижена. И очень часто в различных регионах страны возникает дефицит отдельных товаров. К тому же добавилась нехватка оборотных средств. При взаимных расчетах между предприятиями была введена предоплата за продукцию. Отсутствие у магазинов свободных денег создало определенное затруднение в сбыте продукции изготовителями. Это вызвало резкое сокращение общего объема производства и, в том числе, низкорентабельных товаров» [12].

    И хотя в инфраструктуре потребительского рынка в настоящее время стала увеличиваться роль оптовых предприятий, через эти предприятия в розничную торговую сеть направлялась в 2004 году третья часть товарных поступлений, однако, достигнутый в настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков не отвечает требованиям свободного движения товаров. В ряде случаев наблюдается удаленность между хозяйствующими партнерами, увеличивается звенность в процессе циркуляции товаров, возрастают издержки обращения. Система государственного регулирования развития оптовой торговли должна предполагать четкую координацию деятельности всех органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне основными функциями органов исполнительной власти должны являться: общее регулирование деятельности оптового звена, создание условий для повышения эффективности его работы, выработка основных направлений в его развитии, проведение политики закупок для государственных нужд и т.д. На региональном уровне основной задачей органов исполнительной власти должна стать конкретизация применения общих правил с учетом региональной специфики развития оптовых рынков торговых услуг, анализ состояния рынка услуг торговой деятельности и тенденций его изменения, обеспечение необходимой конкурентной среды на рынке, разработка региональных программ развития оптовой торговли товарами народного потребления и др.

    Регулирование оптовой торговли необходимо осуществлять с участием антимонопольных органов. Регулируя доступ на рынок новых оптовых структур, эти органы будут решать вопросы слияния или разукрупнения последних, проводить в необходимых случаях их сертифицирование, определять порядок участия иностранных инвесторов, формировать необходимую протекционистскую политику.

    Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы управления торговыми предприятиями и организациями; разрабатываются положения, закрепляющие права и ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности [7].

    Такое воздействие проявляется в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных.

    Механизм государственного регулирования торговой деятельности будет не полным, если не рассмотреть выполнение функций и методов на уровне основного звена — предприятий и организаций.

    В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:

  • принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций;
  • регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов);
  • ослабление прямых форм вмешательства и командно-бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;
  • обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;
  • контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

    Реализация этих задач требует создания необходимых экономических и других условий в сфере управления. Каждая задача требует выполнения определенных функций и методов управления на уровне организаций. В свою очередь, содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые выполняются в рамках этой функции. Сложность задач определяет всю сложность управления и его функций [7].

    Это положение имеет важное значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях расширились, усложнились и видоизменились в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности торговых организаций.

    Но осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.

    Частными функциями регулирования следует считать:

  • принятие решений;
  • коммерческий и внутрифирменный расчет;
  • управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;
  • управление товарными ресурсами;
  • заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;
  • организацию приемки товаров по количеству и качеству;
  • регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;
  • кадровое обеспечение;
  • контроль и учет за ходом развития процесса;
  • координирование и регулирование деятельности системы;
  • организацию обслуживания потребителей.

    Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.

    Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования — выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.

    Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации.

    Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.

    При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями

    Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДА НА ПРИМЕРЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

     

    2.1. Особенности сферы обращения

     

    Рост сферы обращения является одной из главных отличительных черт экономики на протяжении большей части XX в., особенно явно — в последней его трети. Ы 1950 г. доля услуг в ВВП США составляла 20 %, то в 2005 г. она достигла Эта тенденция характерна для мировой экономики в целом, к началу XXI в. уровень развития отраслей сферы обращения в США, их технологическое течение, инвестиционные параметры намного опережают аналогичные показатели экономики любой другой страны.

    Рассмотрим проблемы и тенденции развития сферы обращения США во-первых, с точки зрения состояния и динамики отраслевой структуры; во-вторых, по месту и сферы услуг в ВВП и в национальной экономике; в-третьих, с точки зрения организационных форм.

    Индустрия сферы обращения находится в постоянной динамике — увеличивается ее качественный (расширение функций) и количественный состав. Североамериканский промышленный классификатор (далее — NАIСS), разработанный Бюро экономического анализа, дает описание конкретного содержания каждой из отраслей сферы обращения хозяйства США. Аналогичная статистика ведется государственными службами США на протяжении всего столетия. Периодический анализ национального хозяйства с точки зрения функциональной значимости деятельности предприятий и организаций, занятых в той или иной сфере, позволяет определить долю в ВВП. Оценка степени влияния на состояние и потребление других хозяйствующих субъектов, роста налоговой составляющей, экспортных позиций дают основание для группировки секторов из отдельных, схожих видов деятельности предприятий и новых отраслей из идентичных по содержанию секторов. Таким образом, по сравнению с 1987 г., когда использовался прежний статистический классификатор отраслей производства США — SIC, введенный в 2001 г. NА1СS зафиксировал образование новых отраслей и значительное расширение секторов.

    По статистическому классификатору в экономике США определено 20 видов отраслей, из них к услугам отнесены 16. Названиям отраслей соответствуют следующие обозначения: двузначные цифры — номер отрасли, присвоенный классификатором; трехзначное обозначение — номер производства и условный порядковый номер; от четырехзначного до шестизначного обозначения — включенные основные виды деятельности — в зависимости от их количества.

    Традиционно самыми значительными по объему являются отрасли торговых услуг. Торговля — одна из заметных и по вкладу в национальную экономику, и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов отрасль. На ее долю приходится 15,9 % ВВП. (В 2005 г. ВВП США составил 9824,6 млрд долл., из них 1568 млрд долл. приходилось на долю торговли.) В этой отрасли занято 31173 тыс, чел., т.е. 22,4% всех занятых в национальном хозяйстве. Торговля США эффективно осуществляет реализацию товаров: в 2005 г. объем продаж составил более 3 трлн долл. (1576,7 млрд долл. в розничной торговле и 1431,5 млрд долл. в оптовой торговле). В 2005 г. вся прибыль корпораций в США составила 876,4 млрд долл., из которых 81,8 млрд долл. — прибыль корпораций розничной торговли, 60,5 млрд долл. — прибыль корпораций оптовой торговли.

     

    Таблица 1

    Отрасли услуг по североамериканскому промышленному классификатору

    Название отрасли

    Код 

    Сектор отрасли

    Отдельные виды деятельности по секторам

    Услуги общественного пользо-

    ваний 

    21 (221)

    Газоснабжение, водоснабжение, электро-

    энергетическое

    обеспечение 

    Гидроэлектростанции, атомные станции, коммунальная инфра-

    структура 

     

    Продолжение табл. 1

    Название отрасли

    Код 

    Сектор отрасли

    Отдельные виды деятельности

    по секторам

    Оптовая торговля

    42 (421-422)

    Предприятия, реализующие или подготавливающие к реализации товары длительного пользования и повседневного

    спроса 

    Предприятия оптовой торговли: магазины-склады, терминалы, реализующие товары для перепродажи (моторные средства, нефтепродукты, мебель, стройматериалы); средства производства (оборудование для производства, продукцию химического производства),

    не предназначенные для конечной реализации изделия (полуфабрикаты, в т. ч. сельскохозяйственная

    продукция); офисы-представительства по организации оптовых продаж

    Розничная торговля

    44-45 (441-454)

    Предприятия, реализующие товары длительного пользования и повседневного спроса без трансформации товара

    Предприятия розничной торговли: специализированные магазины, центры, супермаркеты, гастрономы, магазины самообслуживания, дилеры предприятия; станции и предприятия универсального торгового назначения, подержанных товаров. Дилеры по продаже новых и подержанных автомобилей; предприятия-дилеры горюче-смазочных материалов, баллонов со сжиженным газом, арт-дилеры. Торговля посредством информационных технологий (Internet); товары-почтой; торговые автоматы

    Транспорт

    складирование

    48-49 (481-493)

    Предприятия, оказывающие услуги доставки и перевозки; услуги по хранению и складированию

    Предприятия транспортных пассажирских и грузовых перевозок, железнодорожные депо; нефте-, газопроводы, перевозка нефтепродуктов. Экскурсионное обслуживание; обслуживание предприятий всех типов транспорта; диспетчерские службы; навигационные службы; монтаж оборудования; служба тары и упаковки; товарные склады; предприятия почтового обслуживания, курьерские службы

    Информационные услуги

    51 (511-514)

    Организации и предприятия, занятые в производстве и распространении информационной продукции

    Предприятия информационного сервиса, предприятия радиовещания и телекоммуникаций

    Финансы и страхование

    52 (521-532)

    Административные предприятия, связанные с денежным обращением и управлением финансами

    Центральный банк (Федеральная резервная система США). Депозитарные денежно-кредитные институты, коммерческие банки, инвестиционные банки, брокеры; страховые компании и медицинские страховые организации; институциональные инвесторы, трастовые предприятия

    Сделки с недвижимостью, аренда, лизинг

    53 (532-533)

    Предприятия, оказывающие услуги лизинга и аренды. Аренда нематериальных активов

    Долгосрочная аренда (лизинг) недвижимости — жилых и нежилых помещений; услуги по аренде автомобильного транспорта — пассажирского и грузового, товаров личного потребления, электротехнического оборудования, промышленного и офисного оборудования; офисы брокеров и агентов по недвижимости, менеджеры по управлению недвижимостью; аренда управленческих, организационных, технических ресурсов; услуги по созданию репутации (в т.ч. кредитной истории) в финансовом мире

    Продолжение табл.1

    Название отрасли

    Код 

    Сектор отрасли

    Отдельные виды деятельности

    по секторам

    Высокопрофессиональные (отдельные) услуги

    54(541)

    Юридические услуги. Архитектурные услуги. Научно-исследовательские и опытно -конструкторские разработки

    Юридические услуги по составлению

    документации (в т.ч. производственного характера), налоговых деклараций, адвокатские, нотариальные; по государственному сертифицированию, инспекции зданий; геодезические услуги, графический и компьютерный дизайн; консалтинговые службы, маркетинговые службы, научные и технические службы; услуги фотостудий; ветеринарные услуги

    Управленческая деятельность

    55(551)

    Управление компаниями и предпринимательская деятельность

    Услуги по управлению корпорациями, региональными филиалами, дочерними предприятиями; управление товарно-материальными запасами, банковскими вкладами

    Административная деятельность

    56 (561-562)

    Административный менеджмент; антикризисное управление.

    Предприятия по организации бизнеса, материально-технического обеспечения (оборудованием и материалами, спецоборудованием); управление убыточными предприятиями; услуги по найму; турагентства и туроператоры; услуги по сопровождению и охране, патрулированию, предоставление бронированного транспорта; организация ярмарок, съездов; инкассация, септическая обработка

    Образование

    61 (611)

    Услуги образовательных учреждений

    Начальные, средние школы, колледжи, университеты, школы бизнеса, курсы, в т. ч. по подготовке специалистов в области бизнеса, компьютерной подготовки; спортивных инструкторов, менеджеров. Услуги по материально-техническому обеспечению организаций, занятых в образовании, в т. ч. составление тестовых, контрольных работ

    Здравоохранение и социальная помощь

    62 (621-624)

    Амбулаторные службы, больницы, службы социальной помощи

    Центры практикующих специалистов, в т. ч. планирование семьи, диагностические лаборатории, помощь на дому, банки крови и органов. Общие и специализированные больницы. Организации, осуществляющие социальную помощь (пенсионерам, престарелым); Дома престарелых. Индивидуальная помощь; организации по обеспечению продуктами питания, жильем, защита от опасности, реабилитационные центры, центры постоянной помощи детям

     

    Продолжение табл. 1

    Название отрасли

    Код 

    Сектор отрасли

    Отдельные виды деятельности

    по секторам

    Услуги по организации досуга

    71

    (711-713)

    Предприятий, оказывающие услуги по

    организации зрелищных мероприятий.

    Музеи, исторические парки

    Постановка различных представлений — музыкальных, спортивных, выставки художников; вело- и мототреки; поставка специального

    оборудования. Агенты, менеджеры, продюсеры; агентства независимых художников, артистов, писателей.

    Туристические агентства, парки развлечений. Специальные центры: фитнес-, боулинг-клубы, гольф-клубы, лыжные клубы, казино

    Размещение

    и общественное

    питание

    72

    (721-722)

    Услуги гостиничных

    предприятий и предприятий питания

    Отели, мотели, гостиницы, кемпинги и туристические лагеря. Рестораны, кафе, кафе быстрого питания, спецслужбы питания; обслуживание по договору, передвижные службы питания, бары

    Услуги индивидуального характера. Некоммерческие организации

    81

    (812-813}

    Предприятия, пре-

    доставляющие лич-

    ные услуги. Фонды

    и союзы

    Парикмахерские, салоны красоты,

    косметические салоны, салоны

    коррекции веса, химчистки,

    фабрики-прачечные, фотолаборато-

    рии, парковки и гаражи. Гражданские,

    религиозные фонды и союзы;

    организации свободных адвокатов,

    организации по защите прав чело-

    века, защите окружающей среды;

    трудовые союзы, политические

    организации, организации частных

    домовладений управления

    по делам домохозяйств

    Государственное

    управление

    92

    (921-928)

    Органы законодательной, исполнительной

    и судебной власти.

    Управление государственными программами. Космические

    исследования. Национальная безопасность

    и внешнеэкономическая деятельность

    Организации государственных служб, государственных финансов, легислатуры, офисы американских индейцев и жителей Аляски. Суды,

    полицейские службы, пожарные управления. Учреждения, регулирующие и контролирующие выполнение социальных программ (в т. ч. в сфере образования, здравоохранения, определенных групп населения — ветеранов, пенсионеров), программы по защите окружающей

    среды, атмосферы, водных ресурсов, земной поверхности. Управление жилищного строительства и планирования городов, транспорта, услуг общественного пользования; регулирование и инспекция коммерческого сектора. Организации, осуществляющие НИОКР в области космоса

     

     

    Структура торгового производства отличается большой дифференциацией форм: от микроформ (без привлечения наемных занятых) до крупного корпоративного бизнеса, аккумулирующего тысячи рабочих и служащих.

    В сфере торговли производство услуг осуществляется предприятиями оптовой и розничной торговли. Их позиция в классификаторе соответствует рубрикам (42) и (44-45). Два вида торговли не имеют существенных различий, но все же официальный классификатор выделяет их в два отдельных вида отраслей. Если классификатор 1987 г. одним из главных различий оптовой и розничной торговли определял объект продаж — личное или производственное пользование, то классификатор 2001 г. отменил это отличие. В настоящий момент деление вышеперечисленных отраслей основано скорее на внутренних критериях;

  • структура организаций и предприятий, осуществляющих торговлю;
  • вид товаров, включенных в торговлю.

    Предприятия оптовой торговли обычно имеют форму магазинов-складов, терминалов или торговых офисов. Предполагается, что для предприятий такого рода не имеет значения ни локальное размещение, ни дизайн помещений. Предприятия данного типа продают и подготавливают товары к продаже, а также могут являться посредниками в процессе перепродажи. Через оптовую торговую сеть реализуются производственное оборудование, сырье, стройматериалы, товары для обустройства жилых и нежилых помещений, жилая и офисная мебель, электротехнические товары, запасные части, нефтепродукты, продукция химического производства, моторные средства передвижения (автомобили, мотоциклы), бумага и бумажные изделия, полуфабрикаты, продукты питания, сельскохозяйственная продукция, книги, цветы и т.п. Этот вид торговли характеризуется малым количеством или полным отсутствием рекламных акций — выставок, публичных рекламных объявлений.

    Данные статистики, базирующиеся на вышеозначенной разнице оптовой и розничной торговли, свидетельствуют, что через оптовую торговлю продается 57 % моторного топлива, 7 % компьютеров, 22 % офисного оборудования, 35 % сельскохозяйственных товаров. Оптовая торговля составляет 7 % ВВП. На нее приходится 10% прямых иностранных инвестиций США.

    К розничной торговле относятся предприятия, которые продают товары без их изменения, а для привлечения покупателя используют рекламу в форме публичных акций — распродаж, дегустаций, размещения рекламных роликов в печатных изданиях, на радио и телевидении. Магазины розничной торговли открыты для покупателя, предоставляют им возможность выбора с помощью служащих магазинов, а также предоставляют вариантность оплаты наличными или в кредит (по безналичному расчету, в т.ч. чековому и карточному). Данные предприятия предоставляют дополнительные послепродажные услуги.

    Стремясь использовать все имеющиеся ресурсы в «конкурентной войне» по привлечению покупателей, розничная торговля достигала заметного прогресса в развитии: так, за последние десятилетия появились ранее не имевшие аналогов формы торговых площадок — специализированные и универсальные предприятия. Это фирмы-дилеры по продаже готовых изделий, деталей к оборудованию и запасных частей, супермаркеты (специализированные), супермаркеты-универсамы, магазины «на колесах», фирмы-дилеры автомобилей, станции-заправки для моторных средств передвижения, супермаркеты с несколькими специализированными отделами, мини-магазины. К XXI в. к ним добавились совершенно новые категории предприятий розничной торговли — так называемые супермаркеты «С» (гипермаркеты). Они рассчитаны на максимально полное обслуживание покупателей. Административные службы этих магазинов постоянно проводят исследования по поиску возможных вариантов сервисного послепродажного обслуживания и дополнительных к продаже услуг.

    За актом купли-продажи, который составляет самую незначительную часть временных и материальных издержек совокупного производства услуги, стоит большая часть общих затрат на услуги общественного пользования (код подотрасли — 21), транспортировки, хранения и складирования (48-49), информационных услуг (51), финансовых услуг (52), маркетинга (54). Поэтому особое место в отрасли розничной торговли принадлежит сектору, максимально нивелирующему трансакционные издержки. Фирмы данного сектора (454) осуществляют продажу товаров с использованием информационных технологий, на базе компьютерного обеспечения.

    Явные преимущества, отражающие мобильную адаптацию сферы услуг к реалиям сегодняшнего дня, принадлежат отраслям, обслуживающим рынок услуг капитала и услуг предоставления наукоемкого продукта (включая интернет-продукт). Так, наиболее значимыми с точки зрения влияния на национальную экономику и при этом наглядно иллюстрирующими уровень благосостояния граждан являются отрасли услуг научного направления (54), финансовой сферы и страхования (52), образования (61), здравоохранения (62), рекреации (71), информации (51).

    Среднегодовой темп прироста экономики США за последнее десятилетие составил 2,2 %, Учитывая, что 16 отраслей из 20 относятся к сфере обращения, то становится очевидны ее место и роль в экономике. Одна часть отраслей имеет незначительный, но стабильный ежегодный рост.

     

    2.2. Место и динамика сферы обращения в национальной экономике США

     

    Место и роль сферы услуг в экономике США могут быть рассмотрены с позициии оценки конечного продукта услуг в ВВП и промежуточных, перекрестных затратах сферы услуг на продукцию всех отраслей экономики США (табл. 2), оценки налоговых сумм, поступающих в государственный бюджет, масштабов прямых иностранных инвестиций. Из общего объема ВВП на долю сферы услуг пришлось 78,1 %, или 7710,2 млрд. долл. Услуги аккумулируют 111,4 млн. чел., то составляет 80% занятых в производстве национального продукта США. Прямые иностранные инвестиции в 2005 г. составили 1293,1 млрд. долл. Из них 86,7 млрд. долл. было направлено в сферу услуг; 214,1 млрд. долл. поступили в отрасль «Услуги финансов и страхования»; 44,7 млрд. долл. — в сектор услуг по делкам с недвижимостью; 109 млрд долл. — в оптовую торговлю; 23,4 млрд долл. — розничную торговлю.

    Таблица 2

    Использование продукции сферы услуг по отраслям экономики США (в млрд. долл)

     

    Продукция

    Транспорт, складирование, услуги общественного

    пользования

    Оптовая и розничная торговля, финансы, страхование, сделки с не-

    движимостью

    Услуги образования, здравоохранения

    Организация досуга

    Наукоемкие услуги, административное управление, управленческая деятельность, государственное

    управление

    Сельское хозяйство

    129 

    1,6 

    10,1 

    11,4 

    519 

    Добывающая отрасль

    62,1 

    32 

    5

    31  

    2,9  

    Строительство

    44,4 

    11,7

    71,5 

    27,1

    24,6

    Обрабатывающая промышленность

     

    76,9 

    68,2 

    19,5 

    321,6 

    18.2 

    Транспорт, складирование, услуги

    общественного пользования

    189,9 

    66,5 

    49,9

    115,9 

    20,7 

    Торговля 

    17,5 

    31,5

    4,8

    64,5

    2,7

    Финансы, страхование, сделки с недвижимостью

     

    36,9 

    101,4 

    384,1 

    223,1 

    7,1 

    Услуги образования, здравоохранения, организации досуга

    131,4 

    200,6 

    172,7 

    472,9 

    11,7 

    Высоко профессиональные услуги, административная деятельность, управленческая

    деятельность,

    государственное

    управление

    3,1 

    10,7 

    24,4 

    23,7 

    2,8 

     

    В табл. 2 приведены данные потребления продукции всех 20 отраслей экономики США (включая сами отрасли услуг) только сферой услуг. Например, оптовая и розничная торговля потребляет услуги образования (код классификатора 61), здравоохранения (62), организации досуга (71) на 200,6 млрд долл., услуги финансовых отраслей и страхования (52) и сделки с недвижимостью, аренда, лизинг (53) на 101,4 млрд долл., услуги самой оптовой (42) и розничной (44-45) торговли на 31,5 млрд долл., услуги транспорта и складирования (48-49) на 66,5 млрд долл., высокопрофессиональные услуги (54), услуги административной деятельности (56), управленческой деятельности (55), государственного управления (92) на 10,7 млрд долл.; продукцию отраслей обрабатывающей промышленности на 68,2 млрд долл., добывающей отрасли на 32 млрд долл.

    США активно участвуют в мировой торговле услугами, причем в качестве нетто-экспортера. Увеличение объемов экспорта происходит за счет продажи услуг всех представленных выше отраслей, но в большей степени — за счет продаж информационных услуг, услуг по организации досуга (в т. ч. туризма), высокопрофессиольных наукоемких услуг, финансовых услуг и страхования, торговли.

    Самый высокий показатель роста сферы услуг — на 6,1 % (по отношению предыдущему году) был отмечен в 1964 г. в период интенсивного освоения внедрения микропроцессорного оборудования во всех сферах национального хозяйства. Последнее десятилетие показатели динамики сферы услуг имели самую низкую отметку: в 1992 г. прирост составил лишь 1,4% (что обусловлено внешними негативными факторами, а именно увеличением военных расходов связи с военными действиями в Персидском заливе), а самую высокую отметку — 1998 г.: прирост в 4,0 % (последствия длительного экономического роста, обусловленного внутренними причинами, в т. ч. беспрецедентным ростом производительности труда в американском производстве). В среднем к 2000 г. ежегодный прост производства индустрии услуг за прошедшее десятилетие составил 3,1 %.

    Масштабный рост сферы услуг и ее трансформация из обслуживающей, вспомогательной отрасли материального производства в мощную самостоятельную сфере национального хозяйства связаны с двумя основными факторами — экстенсивного и интенсивного характера.

    К экстенсивным можно отнести факторы внешнего влияния как экономической, так и социальной направленности, а именно;

  1. рост доходов хозяйствующих субъектов;
  2. появление и экспонентный рост номенклатуры и объемов новой продукции бытового и производственного назначения;
  3. государственное регулирование.

    Потребительский спрос на товары и услуги служит ключевым элементом роста американской экономики. Потребительские расходы в национальном доходе составили две трети внутреннего спроса. Личные доходы граждан США выросли за 2005 гг. на 168,9% (с 4903,2 млрд долл. до 8281,7 млрд долл.), ежегодный прирост с 1990 по 1999 г. составлял 3 %, а с 1999 по 2000 г. — 4,8 %. Практически этой же пропорции произошло увеличение спроса на услуги, за последнее десятилетие XX в. — на 170 %, что, безусловно, отражает внутреннюю взаимозависимость экономических переменных — роста доходов и роста спроса на услуги. В последние годы рост наблюдался по всем позициям внутриотраслевого списка: в услугах домашним хозяйствам (в т. ч. в телекоммуникационных услугах инфраструктуре) — на 51,9 млрд долл., в медицинском обслуживании — на 482,9 млрд долл., в деловых услугах (в т.ч. юридических) — на 301,3 млрд долл., лугах транспорта — на 250,1 млрд долл., в рекреационных услугах — на 250 млрд Д., услугах образования — на 65,2 млрд долл. В целом потребительские расходы ‘слуги составили 3919,2 млрд долл., т. е. за прошедшее десятилетие выросли -85 %. Данная тенденция является подтверждением не только доступности повышения качества потребляемых услуг, но и роста благосостояния американских граждан; так, растущее потребление финансовых услуг (денежного и фондового рынков) отражает высокую активность фирм и населения в области использования денежных доходов для накопления и инвестиций. Некоторое замедление, а в отдельных случаях стагнация спроса отмечается только в бытовых услугах, таких как химчистки, прачечные, ателье по пошиву и ремонту одежды.

    Потребление продукции сферы услуг в современных условиях зачастую рассматривается не только как отдельная категория, по и как продолжение или даже часть процесса материального производства. Нередко потребительские услуги встраиваются в производство как элемент текущих затрат предприятия — страхование жизни служащих, профессиональное обучение, повышение квалификации и т. п.

    Заметное влияние на расширение сферы услуг оказало появление новых товаров бытового назначения, в особенности оборудования, связанного с высокими технологиями, — компьютеров, сотовой связи. Широкий охват населения продукцией автомобильной промышленности повлек за собой рост продаж автомобилей, мотоциклов, передвижных дач и т. д. и расширение обслуживающего звена — станций техобслуживания, парковок, мотоотелей.

    Государство прямо или косвенно финансирует ряд отраслей услуг. Вмешательство государства в рыночную экономику, оправданное с точки зрения ряда общеизвестных критериев общехозяйственного и социально-политического значения, дает ощутимый импульс экспонентного роста организаций и учреждений, производственный цикл которых не совпадает с воспроизводством ВВП. Масштабы государственного финансирования во многом определяют состояние материально-технической базы и интенсификацию производства в учреждениях образования и здравоохранения, организациях, связанных с охраной окружающей среды и др. Через прямое финансирование, налоговую и патентную политику правительство влияет на характер научных исследований и обеспечивает должный уровень исследований межотраслевого и фундаментального направления. Преимущественно государственное финансирование имеют отрасли инфраструктуры: автодорожное строительство, основные виды коммунального обслуживания, строительство каналов и портовых сооружений; почтовая служба, оборона, внутренний правопорядок, государственное управление.

    К факторам субъективного характера относятся политические и социальные движения, демографические факторы, форс-мажорные обстоятельства; потому их влияние происходит не прямым, а опосредованным путем. Движение женщин за равные права на производстве и равные обязанности в быту имело колоссальный резонанс на рынке: за весьма короткий промежуток времени появилось бытовое оборудование, резко сокращающее время на обслуживание. Всеамериканское движение за здоровый образ жизни обусловило рост продаж физкультурно-спортивного оборудования, в т. ч. домашних тренажеров и соответствующей одежды. «Старение» американской нации, рост количества граждан, предпочитающих вести хозяйство в одиночку, породило возникновение целого ряда товаров «для одного».

    К факторам интенсивного, внутреннего характера относят:

  4. рост производительности труда во всех отраслях национального хозяйства;
  5. рост спроса на высококачественные и профессионально выполненные работы и услуги;
  6. масштабный рост инвестиций в отрасль;
  7. рост значения и доступности услуг кредитно-финансовой сферы, в т.ч. как источника дохода хозяйствующих субъектов, в дополнение к заработной
    плате на предприятии;
  8. установление отраслевых приоритетов с точки зрения их влияния на долговременное развитие государства в экономическом и социальном контексте.

    Рост производительности труда является основной причиной беспрецедентного длительного экономического роста 1990-х гг. Во второй половине 1990-х гг. среднегодовые темпы прироста производительности труда в американской экономике составили 2,5 % в год от предыдущего показателя, в то время как в предыдущие 20 лет они оценивались менее чем в 1,5 %. Безусловной причиной стремительного роста является революция в области информационных и компьютерных технологий.

    Разделение труда, узкопрофильное целевое обучение и высокие требования к качеству услуг привлекли в сферу услуг высококвалифицированных работников. Расчеты показывают, что фонд заработной платы (один из индикаторов профессионального уровня занятых) в целом по сфере услуг составляет 3668,2 млрд долл., или 76% всего фонда зарплаты в национальном хозяйстве.

     

    2.3. Организационное и государственное регулирование сферы обращения

     

    Предприятия в сфере обращения, как и во всей национальной экономике, делятся на крупные, средние и малые. В основном крупный бизнес организован в форме корпоративных предприятий. Корпорации в сфере обращения США включают всю технологическую цепочку от производителя к потребителю: финансирование корпоративных образовательных учреждений, отраслевых и фундаментальных научных исследований; внедрение в производство технологически нового продукта и наладка его промышленного производства. Здесь более высокая производительность труда при более низких издержках на единицу продукции, высокая норма прибыли и значительные масштабы инвестиций. На предприятиях крупных форм выстроена административная иерархия; во всех отделах и подразделениях существует жесткая специализация при разделении труда.

    Однако сфера обращения обладает и специфическими, присущими только ей чертами, в частности, достаточно большим количеством предприятий малых форм, в т.ч. без привлечения наемного труда. При изменении макроэкономических показателей функционирующий капитал как малого, так и среднего бизнеса не имеет ярко выраженных тенденций к слияниям и поглощениям. Это объясняется безусловной необходимостью наличия предприятий с индивидуальным характером обслуживания, наличием венчурных производств, высокой мобильностью и чувствительностью малых форм к конъюнктуре. Предприятия или виды деятельности ряда отраслей сферы обращения часто не имеют крупного основного и оборотного капитала, больших объемов материально-технического оснащения. Таким образом, наличие малого бизнеса можно рассматривать как существенную характеристику многих отраслей сферы обращения.

    В сфере обращения США, помимо вышеперечисленных организационных форм, функционируют производства так называемого конгломератного типа, которые представляют собой объединения равных самостоятельных партнеров по административному и управленческому признаку. Функционируют конгломератные объединения на договорных условиях, а целью объединения является оптимальное снижение предпринимательских рисков при закупке сырья и сбыте продукции.

    Практически с теми же целями создаются объединения производств, но уже с иерархической структурой подчинения, более емкими и сложными взаимными обязательствами — так называемые «цепные производства», или «цепи». Если в конгломератном объединении ни одно из входящих в систему предприятий не теряет своей управленческой и производственной самостоятельности, то в «цепях» присутствуют преференции головного предприятия, берущего на себя обязанность снабжать оборудованием, услугами делового характера. Они обеспечивают поддержку своим участникам через общую систему менеджмента, маркетинга, предоставляют рекламные услуги, дальнейшее обслуживание и ремонт продукции. Главное в цепи предприятие осуществляет финансирование и льготное кредитование ряда однотипных предприятий, сформированных в единую цепь. Все вышеперечисленные элементы отношений образуют прочную основу для интенсификации межотраслевых отношений, и, как следствие, происходит создание жестких структурных связей.

    К специфическим чертам сферы обращения относят систему франчайзинговых контрактов. Франчайзинг по сути является связующим звеном предприятий малого и крупного бизнеса. Основой долговременного соглашения о совместном ведении бизнеса является договор контрагентов о сотрудничестве в предоставлении услуги или об исключительном праве на реализацию товара на определенных условиях. Франчайзинговый контракт предусматривает наличие прав на использование в пределах оговоренного рынка определенного товарного знака, технологий, ноу-хау. Данные контракты рассматриваются государственной администрацией США как один из стимулов развития экономики, и потому предприятия, использующие данную форму организации бизнеса, имеют налоговые льготы.

    Новая организация бизнеса характерна для электронных предприятий; электронной торговли (454), электронных банков и финансовых организаций (522-523), банков информации и информационного обеспечения (513), где реальная продажа услуг происходит на интерактивной основе, без какого то ни было личного контакта продавца и покупателя, что резко минимизирует многие производственные издержки.

    Роль государства в США в сфере обращения чрезвычайна велика. Но главным, несомненно, представляется макроэкономическая регулирующая роль государства, осуществляемая как через постоянно развивающееся законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы косвенного регулирования экономическими процессами — денежно-кредитную политику (нормы обязательного резервирования, учетные ставки, операции с ценными бумагами и т. п.), налоговое и бюджетное регулирование (причем с точки зрения экономики главной здесь, бесспорно, является налоговая политика, а не расходы бюджета). Именно манипулирование денежной массой, учетной ставкой и налогами во многом позволяет либо стимулировать деловую активность, экономический рост и уменьшать размеры безработицы, либо снизить перегрев экономики и темпы инфляции. Важным регулятором экономической деятельности государства является также федеральная контрактная система, с помощью которой государственный сектор обеспечивается товарами и услугами.

    Массированное влияние государства на экономическую жизнь происходит в США и на региональном уровне. Оказывается масштабная поддержка предпринимательству, создаются благоприятные условия для привлечения предприятий в тот или иной штат, город или графство. В США насчитывается 19 тыс. экономических комиссий при региональных и местных органах исполнительной власти, которые занимаются такого рода деятельностью. В этом же ряду — создание и функционирование так называемых предпринимательских инкубаторов, число которых в середине 1990-х гг. превысило 600. Это, как правило, государственные или частно-государственные учреждения, осуществляющие многоплановую поддержку новых предприятий. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей, способствует их «выращиванию» и становлению.

    В целом можно констатировать, что роль государства в экономике чрезвычайно важна и многообразна. Государство, ни в коей мере не подменяя частные компании в сфере производства, берет на себя те общественно значимые функции, которые либо не приносят быстрого дохода, либо без которых общие условия жизнедеятельности общества и воспроизводства не будут оптимальными.

    Характеризуя качественное правовое регулирование сферы обращения следует отметить, что в США отсутствует общетеоретической конструкции «юридическое лицо» и в качестве такого выступает корпорации.

    Федеральные власти воздействуют на предпринимательскую деятельность главным образом косвенно путем антитрестовского законодательства, налогового законодательства и т.д.). При разрешении арбитражных спор немаловажную роль играет судебное прецедентное право и законодательство отдельных штатов.

    Антитрестовское законодательства включает прежде всего Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г.

    Антитрестовский Закон Робинсона –Патмена 1936 г. запрещал контракты, предусматривающие поддержание единой схемы цен, а также продажу товаров по демпинговым (неразумно низким) ценам с целью уничтожения не столько конкуренции, сколько самих конкурентов.

    Закон Шермана запретил также любые соглашения или сговоры физических лиц или юридических лиц, их объединения, особенно в форме треста, если такие договорные или внедоговорные (индивидуальные) действия ведут к существенному ограничению междуштатной торговли или торговли с иностранными государствами.

    К антитрестовскому праву непосредственно примыкает и законодательство о защите прав потребителей, хотя отдельные нормы, направленные на защиту прав потребителей, содержали еще в Законе о Федеральной торговой комиссии 1914 г.

    Первые специализированные законы по борьбе с ложной рекламной и продажей некачественных продуктов появились уже в 50-х годах прошлого века и главным образом они были связаны с фальсифицированной рекламой и со сбытом опасных для здоровья косметических средств и медикаментов

    Количественные и качественные параметры состояния сферы обращения в современной экономике определяют уровень жизни населения, характер потребления и возможности воспроизводства человеческого капитала — важнейшего ресурса национального хозяйства.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Как показывает мировой опыт развитых стран, торговля является одной из наиболее крупных отраслей сферы обращения как по вкладу в национальную экономику, так и по объему потребляемых трудовых и материальных ресурсов. В сфере торговли производство услуг осуществляется предприятиями оптовой и розничной торговли.

    Эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий не
    возможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию
    правовой среды, в которой они осуществляют свою финансово-
    хозяйственную деятельность.    .

    В основе рыночной экономики лежит система прав и обязанностей конкретных субъектов предпринимательской деятельности, которые должны действовать самостоятельно и решать все свои локальные вопросы в рамках общих законов, норм и правил.

    Опыт мировой рыночной торговли свидетельствует, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования в направлении содействия развитию предпринимательства, изменения организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, обеспечения оптимального сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования.

    В обобщенном виде к задачам государственного регулирования относятся разработка, принятие законодательных актов, обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей, ограничение административного вмешательства в работу предприятий, создание свободной конкурентной среды, стимулирование деловой активности, обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики, борьба с монополистическими тенденциями, соблюдение норм трудового законодательства, регулирование внешнеэкономической деятельности.

    Организация бизнеса в сфере обращения США имеет ряд экономических характеристик, общих для всей национальной экономики, в том числе наличие
    крупных, средних и малых форм. Для сферы услуг характерно достаточно
    большое количество малых предприятий, в т.ч. без привлечения наемного
    труда, а также нетрадиционных форм организации бизнеса (франчайзинг и др.).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  9. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. — №32. С. 3301.
  11. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (с изменениями в ред. ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. (с изменениями ФЗ от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
  14. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002.
  15. Иванов Г.Г. Экономика торговли. – М.: Академия, 2004
  16. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2000.
  17. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 2006.
  18. Пелих А.С., ДжухаВ.М., Курицин А.В. и др Экономика отрасли. М., 2003.
  19. Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2006
  20. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2005
  21. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под общ. ред. А.Н. Соломатина.–М.: ИНФРА-М, 2006.
  22. Экономика: Производство — Финансы – Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2003.
  23. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред.аЮ.А. аванесова. –М.: Люкс-арт, 2001
  24. Экономика США / Под ред. В.Б. Супяна.–СПб.: Питер, 2005.

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.73MB | MySQL:116 | 2,150sec