Элементы инновационного развития современного предприятия

<

091313 2336 1 Элементы инновационного развития современного предприятия

1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 


В настоящее время все большее количество предприятий осознают огромную роль инноваций в успешной организации своей деятельности, завоевания новых рынков, усилении конкурентных преимуществ. Предприятия стараются в силу своих возможностей обновлять основные фонды, внедряя новые технологии в производство, выпускать новые виды продукции, обновлять перечень предоставляемых услуг, повышая их качество. Государственные органы управления России также осознают важность инновационной деятельности как фактора ускорения экономического роста в России, эта проблема находится в сфере внимания как органов законодательной власти, так и исполнительной власти, которая разрабатывает стратегии инновационного развития всей страны и отдельных ее регионов. Проблемы инновационного развития отдельных предприятий и экономики в целом актуальны и для стран с развитой экономической системой. Это подтверждается огромным количеством научных трудов, посвященных указанным проблемам, а также наличие в этих странах специализированных научно-практических журналов.

Как отечественные, так и зарубежные ученые уделяют значительное внимание проблемам влияния инновационных структур (технопарков) на развитие экономики [11] и инновационно-инвестиционной политике регионов [3, 5, 9], активизации инновационной деятельности в отдельных отраслях и предприятиях [3, 6], а также заняты разработкой научных основ анализа инновационной деятельности [2, 5, 7, 13, 15] и оценки ее эффективности. Во некоторых научных работах изучаются различные подходы к управлению инновационным развитием субъектов хозяйственной деятельности [3]. Экономистами предлагаются различные модели, характеризующие поведение инновационных фирм на различных рынках [10, 13, 15].

<

Обзор теоретических основ изучения инновационной деятельности [2, 7, 14, 15], позволяет сделать вывод, что инновационное развитие предприятий наиболее корректно рассматривать с точки зрения эволюционной теории, ведь эволюция является одной из форм развития.

Сторонники данной экономической теории говорят об эволюции деятельности предприятий, как об эволюции биологических систем, т.е. под предприятием понимается некоторая «живая» система. Предприятия в процессе взаимодействия на рынке вырабатывают некий «генофонд» (опыт и навыки поведения), который помогает «выживать» им на рынке и в будущем. Основным фактором выживания предприятий на рынке по мнению основоположника эволюционной экономической теории Й. Шумпетера является инновационная активность предпринимателей [16].

Интересным с позиций эволюционной теории является то, что экономические субъекты изменяются во времени, в отличии от базовых неоклассических концепций, утверждающих, что субъекты остаются неизменными в рамках описываемых процессов. Так, например, при увеличении объемов продаж неоклассическое предприятие не изменяется качественно, а изменяет только свои количественные характеристики. Согласно эволюционной теории процесс увеличения объема производства сопровождается и осуществляется благодаря накоплению опыта – производственного и коммерческого.

Таким образом, при исследовании инновационного развития предприятий необходимо учитывать подходы различных экономических теорий. На наш взгляд, эволюционный подход интересен тем, что он пытается объяснить качественную природу инновационного развития предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

На сегодняшний день залогом экономического развития и достижения уровня высокоразвитых стран мира становится ориентация на экономику знаний, что требует повышенного внимания к интеллектуальной и особенно инновационной деятельности. Для Украины это довольно актуально, поскольку она имеет все возможности для освоения новых инновационных подходов с учетом высокого образовательного потенциала, который еще пока сохраняется в стране [4].

С повышением роли инновации в развитии предприятий на современном этапе невозможным становится использование старых управленческих подходов. Обусловлено это тем, что предприятие может считаться инновационно активным и перспективно развиваться, если тенденции такого развития обусловлены комплексным внедрением всех видов инноваций: продуктовых и процессных [12]. Здесь следует отметить, что отождествление инновации только с изобретением или технологически новым продуктом не совсем правильно. Инновация может касаться всех составляющих предприятия как системы, его функций и видов деятельности. К таким инновациям мы и относим процессные.
Особо важными в повышении инновационного потенциала отечественных предприятий являются скорее процессные инновации, поскольку их реализация позволяет получить более значимые конкурентные преимущества в различных областях. Это объясняется тем, что к процессным инновациям относят внедрение на предприятиях современных концепций менеджмента, таких как концепция менеджмента знаний, сберегательного управления, компьютерного интегрированного производства и прочих [13, с. 124]. А также совершенствование процессов взаимодействия предприятия с внешней средой, совершенствование и изменение процессов управления движением материальных запасов и денежных средств на предприятии, новшества во внутрипроизводственном управлении, внедрение методологии контроллинга, внедрение мероприятий по снижению уровня постоянных операционных издержек, нововведения в технологические процессы выпуска продукции.

Процесс внедрения инноваций предполагает изменение деятельности предприятия по всем его направлениям. Он включает такие этапы, как выявление недостатков в деятельности предприятия, диагностика инновационного развития предприятия, разработка модели инновационного управления предприятием, оценка эффекта от внедрения инноваций. Особое место занимает механизм совершенствования управления, поскольку именно с его помощью осуществляется связь теоретических разработок с реальным управлением предприятием. В связи с этим возникает необходимость в разработке концепции управления предприятием на основе внедрения инноваций. Такой процесс довольно трудоемкий, но только так можно достичь устойчивых тенденций долгосрочного развития предприятия, повысить его производственно-сбытовые и организационно-экономические возможности.

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.9MB/0.00137 sec

WordPress: 25.23MB | MySQL:122 | 1,484sec