Инновационный процесс в экономике

<

091313 2348 11 Инновационный процесс в экономикеИзвестный экономист Йозеф Шумпетер, который ввел данное понятие в 30-е гг. 20 века полагал, что инновация является главным источником прибыли: «…прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «…без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды. Причина возникновения инноваций и заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

Под «нововведением» Шумпетер Й. понимал «новые комбинации, изменения в развитии». По его мнению, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Американский ученый П.Друкер, давая определение инновации, отмечает, что это явление и технологическое и социальное. «Инновация это действие, которое наделяет ресурсы новой способностью производить материальные ценности» по Друкеру. Инновация тесно связана с предпринимательством, являясь его особым инструментом и одной из причин существования организации. Друкер выделял 7 источников возможностей для инновации, при этом первые 4 (внутренние) относятся к бизнесу, а последние 3 (внешние) находятся вне сферы производства:

  • неожиданность — беспрецедентное событие извне
  • несоответствие — между реальностью и нашими предположениями о ней
  • необходимость- дело идет плохо и требует изменений
  • изменения в промышленности или структуре рынка
  • демография — изменения в народонаселении
  • изменение в восприятии — например, распространение в обществе нового мышления
  • новая информация — научная, социальная.

    091313 2348 21 Инновационный процесс в экономике

    При этом внутренние и внешние источники могут взаимопересекаться.

    Современная экономика под инновацией подразумевает осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. Под инновацией понимается процесс создания и освоения новшеств
    в экономических системах, а также результат этого процесса. Новшество — это новый порядок, новое решение, изобретение. Оно представляет собой оформленный результат фундаментальных, прикладных, экспериментальных работ и может быть представлено в виде патентов, открытий, понятий, ноу-хау. Когда оно материализуется в процессе производства для получения экономического успеха, социального, экологического и др. видов эффекта, удовлетворения потребностей потребителей, оно превращается в инновацию. Поэтому не каждое новшество является инновацией, а лишь то, которое используется, принято к распространению, удовлетворяет определенную потребность.

    Существует множество определений инноваций, например:

  • это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий;
  • это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции;
  • это превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;

    Мы считаем, что наиболее точным будет использовать определение инновации как результат деятельности (согласно руководству Фраскати).

    «Инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам1.

    Нововведения, как и инновации, создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды: прямой («живые деньги») и косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации. Так же, следует знать, что новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

    В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) может быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

    Инновация неразрывно связанна с инновационным процессом, так как она создается и распространяется в результате его осуществления. Рассмотрим более подробно стадии инновационного процесса.

    Как было сказано выше инновационный процесс – это процесс создания, освоения и распространения инноваций. Он состоит из нескольких последовательных стадий: фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), разработки (Р), проектирование, подготовка производства, коммерческое производство, маркетинг, сбыт (Сб). Продолжительность инновационного процесса может высоко варьировать, наиболее длительным периодом в этой цепочке являются фундаментальные исследования. Они максимально насыщены новыми сведениями и информацией, и направлены на получение и переработку новых, оригинальных и доказательных сведений и информации в области теории вопроса1. ФИ имеют чисто теоретическую ориентацию, их результатом являются выявление новых закономерностей, открытие новых веществ. Выделяются 2 основных типа ФИ: теоретические и поисковые.

    Теоретические исследования преследуют цель создания новых теорий, новых понятий. Поисковые же исследования связанны с открытием новых принципов создания изделий и технологий. При поисковых исследованиях обычно определенны цели, но не известны направления их достижения.

    Но не все открытия превращаются в инновации, так как не всегда они материализуются и коммерциализуются. Примерно 90 % результатов ФИ могут иметь отрицательный характер, а из оставшихся 10% не все применяются на практике, положительный выход ФИ в мировой науке составляет 5 %2.

    ФИ относится к сфере научного труда, поэтому отметим ряд его особенностей:

  • новизна и оригинальность работ — творческий характер поиска новых явлений, наибольший объем творческой деятельности;
  • непредсказуемость и риск — сложность определение затрат денег и времени, окончательного результата, трудность его планирования и прогнозирования. Это связанно с неопределенностью НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки), недостаточной предсказуемостью успехов проводимых исследований и разработок.
  • уникальность и неповторяемость, так как работы не повторяются, часто совершаются на ощупь в отличие от других стадий инновационного процесса. Для науки характерно однократное решение задания, ввиду нешаблонного характера операций и уникальности решаемых проблем.

    Последующие стадии инновационного процесса все менее насыщены научными знаниями, все больше начинает применяться технические средства для реализации нового решения.

    Следующим этапом является научно-техническая подготовка, которая включает в себя такие стадии инновационного процесса, как прикладные, поисковые и лабораторные работы и ОКР. Целью этих стадий является техническое решение будущего материального объекта или процесса, материальное воплощение знаний. Происходит сужение общих выявленных закономерностей и непосредственное их применений. Постепенно научный труд заменяется научно-техническим. Таким образом, если фундаментальные исследования относят к научному труду, то для ОКР более характерны черты научно-технического труда. Хотя, конечно, это разделение условно, так как эти два вида труда тесно взаимодействуют в процессе создания и разработки инновации. На любой стадии инновационного процесса может возникнуть необходимость в проведении исследований, поисковых научно-исследовательских работ.

    Для научно-технического труда характерна повторяемость, опора на конкретные практические знания, все большее использование типовых решений. Происходит снижение неопределенности, которая характерна для стадии ФИ, вероятность получения ожидаемого результата повышается. Результатом изобретения является информационный продукт: конструкция изделия, технологическая схема процесса. На этом этапе доказывается научно-техническая возможность реализации идеи новшества.

    Затем происходит освоение промышленного производства. То есть идея, заложенная в научных исследования и конструкторских разработках, непосредственно материализуется. Он состоит из первичного акта внедрения единичного новшества и последующего его тиражирования.

    На этом этапе производятся изготовления, испытания и отработка опытных образцов новой продукции, техническая и технологическая подготовка производства. Выделяют 2 этапа:

    1.общественное производство новой продукции в объеме, которые определяются запросами потребителей

    2. доведение нового продукта до потребителей.

    Важно отметить, что инновационный процесс не заканчивается на стадии внедрения технологии, нового продукта. Он продолжается после внедрения новшества, что связанно со спецификой распространения новшества. Так как в процессии диффузии инновация совершенствуется, открывает ранее не известные свойства, проникает в новые отрасли и на новые рынки, где местные потребители воспринимают ее как новый товар.

    Инновационный процесс тесно связан с инновационной деятельностью, которая осуществляется для создания и продвижения товара на рынке.

    Инновационная деятельность-это вся деятельность в рамках инновационного процесса, а так же маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений и партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта. Основой инновационной деятельности является научный и научно-технический труд, а результатом инновационной деятельности являются новые или усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологии, новый подход к социальным услугам, то есть инновации по определению Фраскати.

    Таким образом, инновационная деятельность представляет собой целую систему мероприятий, связанных с созданием, разработкой, освоением, производством и коммерциализацией инноваций. Комплексность, многовариантность, неопределенность, риск являются специфическими чертами этого вида деятельности. Она вносит динамический элемент в «устойчивый» экономический порядок, высокий уровень неопределенности и риска, что, по мнению Друкера, является ее сутью.

    В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

    Инновациями в целом занимается наука инноватика, предметом которой являются источники инноваций, методы генерирования инновационных идей, общие условия для осуществления инноваций, разработка стимулов для активизации инновационного процесса, изучение развития инновационного процесса в историческом разрезе и сравнительный анализ его генезиса в разных странах.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. НОВОВВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

     

    Инновационный менеджмент — это одна из многочисленных разновидностей функционального, прямым объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех областях народного хозяйства. Инновационные процессы представляют из себя довольно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, требующий применения специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. В сегодняшних условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения являются обязательным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и МП, применение научных методов инновационного менеджмента становится существенным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого ИП (инновационного процесса).

    Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать как минимум в трех аспектах: как вид деятельности, как науку и искусство управления инновациями, и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями новведений и ускорить процесс их внедрения;

    противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.

    Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления создания новых знаний, изделий и технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Инновационный менеджмент, как любое направление менеджмента связан с реализацией функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Предмет инновационного менеджмента — система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы на уровне одной организации и в масштабах государственной экономики. Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение управлять ими практически при решении задач по вводу нововведения в эксплуатацию.

    Существует два подхода к определению существующих нововведений.

    Нововведение — результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, методов управления.

    Нововведение — процесс разработки новых изделий, методов вместо действующих.

    Нововведения делятся на продуктовые и процессные. Продуктовые — разработка новых технологий, процессов или методов управления, повышающих эффективность производства.

    Отличия открытия от инновации.

    Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация всегда имеет практическое внедрение.

    Открытие делается, как правило, одним человеком, а инновация коллективом, отделом, лабораторией.

    Открытие не нацелено на получение положительного эффекта, а инновация всегда имеет целью повышение прибыльности работы предприятия.

    Открытие может быть случайным, а инновация является результатом комплексного исследования по определенному плану или определенной программе. Инновация всегда планируется и стимулируется.

    Нововведения классифицируются по определенным признакам.

    Инновационный потенциал нововведений:

    радикальные (базовые) — принципиально новые изделия;

    комбинаторные — нововведения, получаемые в результате комбинации сочетания различных элементов;

    модифицированные — изделия, получаемые на основе улучшения уже существующих элементов (изменение формы, размера изделия).

    Механизм осуществления нововведений:

    единичные — осуществляемые на одном объекте;

    диффузные — изделия, распространенные по многим объектам и требующие тиражирования;

    успешные — изделия, имеющие положительный эффект от внедрения;

    неуспешные — отрицательно сказывающие на работе предприятия, завершенные, процесс изготовления которых закончен и изделие готово к реализации;

    незавершенные — изготовление которых в настоящий момент приостановлено.

    Особенности инновационного процесса:

    внутриорганизационные — внедряемые внутри одной организации;

    межорганизационные — направленные на реализацию в других организациях.

    Отношение нововведения к предшествующему прототипу:

    замещающие — замена старых объектов новыми;

    <

    возвратные — процесс возвращения к внедрению прежних изделий;

    открывающие — разработка принципиально новых объектов, не имеющих аналогов;

    ретровведение — ввод старого объекта на современной основе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    3.1. Рынок новшеств

     

    Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    091313 2348 3 Инновационный процесс в экономике

    Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

    Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

    В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

    Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (с присушим ему процентом) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.

    Наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения.

    Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста

    Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность

    Определенные расхождения в объектной структуре спроса и предложения могут быть вызваны: отказом предпринимателей (покупателей) от базовых новшеств, требующих значительных инвестиций, неудовлетворением качеством (техническим уровнем) ряда новшеств, нежеланием менять традиционные технологии и поставщиков сырья, даже в ущерб его экономии и пр.

    Во многих случаях спрос на новшества не может быть удовлетворен из-за отсутствия адекватного предложения. Эта ситуация характерна для наукоемких отраслей техники и технологии. Сложность и комплексность проблем развития определяет значительные временные разрывы между появлением спроса на новшество и его удовлетворением.

    Формирующийся рынок имеет ряд существенных особенностей. Рынок новшеств не может нормально функционировать без признания права на объекты интеллектуальной собственности, которые сегодня широко реализуются в экономическом обороте. Новшества как объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме. Участники экономического оборота должны считаться с особыми качествами интеллектуальной собственности: надлежащей лигитимизацией объекта (наличие исключительного права на продукты, вовлекаемые в экономический оборот), формой передачи, объективным наличием интеллектуального продукта в хозяйстве соответствующего субъекта рынка новшеств.

    Поступающая в экономический оборот интеллектуальная, в первую очередь, промышленная собственность и производные права на нее, полученные по договору, должны подчиняться общим правилам хозяйствования: закрепляться за предприятиями, находиться в составе нематериальных активов предприятия, переносить свою стоимость на продукцию предприятия в соответствии с нормами износа нематериальных активов.

    Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс.

    Если речь идет о товарном характере новшества и его реализации, то возникают специфические особенности торговли ими. Эти особенности затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией— производителем новшеств и предпринимателем—потребителем новшеств были поставлены на планово-договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д., а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств. Следует заметить, что при торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота — неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (например, на информацию), но имеет более ограниченный характер. Особенности торговли новшествами выделяют ее в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.

    Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

    Важнейшая особенность этого рынка — ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы.

    Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества — одного из элементов товарности.

    – особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способа ее образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:

    – эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве;

    – срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;

    – уменьшение со временем эффекта от использования новшества;

    – эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве. Мировая практика дает различные соотношения в его дележе между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта. Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);

    – научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), а при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.

    Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены.

     

    3.2. Рынок чистой конкуренции нововведений

     

    Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

    Рынок чистой конкуренции – совокупность продавцов и покупателей совершающих сделки купли-продажи в ситуации когда ни один из них не оказывает влияния уровень текущих цен.

    Влияние рынка чистой конкуренции на инновации:

    1. развивает инновационный процесс;

    2. но замедляет его, если прибыльность этих инноваций мала или сильно отдалена во времени.

    Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно технической деятельности до нововведения как общественного признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.

    При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в нововведения.

     

    3.3. Рынок инвестиций

     

    Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

    В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3 — 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

    – на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

    – все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

    – преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

    Федеральный бюджет финансирует только фундаментальные исследования, это финансирование производится на безвозвратной основе.

    Все остальные инвестиции в инновации производятся на возвратной и конкурсной основе. Преимущественными формами предоставления государственных средств являются – покупка ценных бумаг или выдача государственных гарантий по эмитируемым ЦБ.

    На первом этапе используются фундаментальные исследования финансируемые (обычно) государством на безвозвратной основе

    Второй этап – исследования прикладного характера, финансируются за счет заказчика и может быть государства, здесь есть риск потери вложенных средств – инвестиции называют рискоинвестициями, а организации финансирующие их – венчурные.

    Третий этап – опытно-конструкторские и экспериментальные разработки финансируются рискоинвестициями. На этом этапе часто производится эмиссия ЦБ.

    Четвертый этап – процесс коммерциализации от запуска производства до выхода на рынок.

    В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций.. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

    Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационная сфера», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.

    Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

     

     

    4. КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информатизационной, проектно-конструкторской деятельностью, через целевую научно-инновационную программу или инновационный проект.

    Организация научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов самоорганизации субъектов инновационной деятельности и государственного регулирования в пределах, не нарушающих действующее законодательство, свободу предпринимательства и научного творчества.

    Самоорганизация определяет характер отношений между различными субъектами инновационной деятельности с целью повышения эффективности осуществления инновационной деятельности.

    Основными задачами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются:

    – получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;

    – теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга нормативов конкурентоспособности товаров организации;

    – практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.

    Реализация перечисленных задач позволит повысить эффективность использования ресурсов, конкурентоспособность организаций, жизненный уровень населения.

    Основные принципы НИОКР:

    – выполнение ранее рассмотренных научных подходов, принципов,
    функций, методов менеджмента при решении любых проблем, разработке рациональных управленческих решений. Количество применяемых компонентов научного менеджмента определяется сложностью, стоимостью объекта управления и другими факторами;

    – ориентация инновационной деятельности на развитие человеческого капитала.

    НИОКР подразделяются па следующие этапы работ:

    – фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);

    – прикладные исследования;

    – опытно-конструкторские работы;

    – опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов.

    Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

    К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, хотя они иногда могут быть отвергнуты или пересмотрены.

    Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идеи, открывает пути в новые области. Но вероятность положительного выхода фундаментальных исследовании в мировой науке составляет лишь 5 %. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не может себе позволить отраслевая наука. Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе, а также могут частично использоваться и внебюджетные средства.

    Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлении и процессов. Они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР).

    ОКР — завершающая стадия НИОКР, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР и (или) практического опыта.

    Разработки направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся:

    – разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы);

    – разработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы);

    – разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы).

    В состав разработок статистика включает также: + создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества);

    – их испытание в течение времени, необходимого для получения технических и прочих данных и накопления опыта, что должно в дальнейшем найти отражение в технической документации по применению нововведений;

    – определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований.

    Опытные, экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения НИОКР.

    Опытная база науки — совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т. п.), выполняющих опытные, экспериментальные работы.

    Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство пли непосредственно потребителю. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.

    Завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия.

    Следует рассматривать следующие уровни (области) внедрения результатов НИОКР.

  1. Использование результатов НИР в других научных исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники.
  2. Использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах.
  3. Освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опыт ном производстве.
  4. Освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве,
  5. Широкомасштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщении рынка (потребителей) готовыми изделиями.

    Организация НИОКР базируется на следующих межотраслевых системах документации:

    – Государственной системе стандартизации (ГСС);

    – Единой системе конструкторской документации (ЕСКД);

    – Единой системе технологической документации (ЕСТД);

    – Единой системе технологической подготовки производства
    (ЕСТПП);

    – Системе разработки и постановки продукции в производство
    (СРПП);

    – Государственной системе качества продукции;

    – Государственной системе «Надежности в технике»;

    – Системе стандартов безопасности труда (ССБТ) и др/

    Результаты опытно-конструкторских работ (ОКР) оформляются в соответствии с требованиями ЕСКД.

    ЕСКД — это комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой в промышленности, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и предприятиями. В ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, схем, чертежей и т. п.), установленных рекомендациями международных организаций IS0 (Международная организация по стандартизации), МЭК (Международная электротехническая комиссия) и др.

    ЕСКД предусматривает повышение производительности труда конструкторов; улучшение качества чертежно-технической документации; углубление внутримашинной и межмашинной унификации; обмен чертежно-технической документацией между организациями и предприятиями без переоформления; упрощение форм конструкторской документации, графических изображений, внесение в них изменений; возможность механизации и автоматизации обработки технических документов и дублирование их (АСУ, САПР и т. п.).

    На первой стадии жизненного цикла продукции — стадии стратегического маркетинга — исследуется рынок, разрабатываются нормативы конкурентоспособности, формируются разделы «Стратегии предприятия». Результаты этих исследований передаются на стадию НИОКР. Однако на этой стадии сокращается шаг расчета, значительно расширяется количество показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического развития производства, возникают новые ситуации. Поэтому и на стадии НИОКР рекомендуется проводить исследование механизма действия закона конкуренции и антимонопольного законодательства.

     

     

    5. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В КОНКРЕТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

     

    В современных условиях актуальной представляется локализация заявленной темы в рамках частного сектора экономики. Именно частные промышленные предприятия с инновационной направленностью наиболее адекватно вписаны в рыночные отношения, и именно они интенсивно проводят организационные реформы, внедряют современные методы административного и социального управления. В сфере частного бизнеса сосредоточено уже более трети общей численности творческих коллективов, занятых решением конкретных научно-технических задач, но инновационные процессы в фирмах и организациях протекают очень тяжело. Сказывается недостаточность юридической базы, слабая защищенность интеллектуальной собственности, сложность процедур лицензирования, бюрократизм чиновничества, состояние перманентного передела собственности и самое важное — инертность управленческих систем инновационными процессами. Управленческие системы, методы, инструменты были сконструированы не для инновационной деятельности рыночных предприятий. Инновационная деятельность предполагает гибкость организационных структур, оперативность в переходе от одной управленческой модели к другой, поэтому исследование тенденций социально-организационного развития частного инновационного бизнеса, изучение накопленного опыта может быть весьма перспективным в сфере создания новой системы инноватики России.

    Развитие инновационных процессов оказывает существенное влияние на всю сопряженную с ними социальную инфраструктуру: меняются стили управления, организационные модели взаимодействия, требования к характеру и культуре труда, материальная и моральная мотивация персонала, социальный микроклимат и т. д. Инноватика стимулирует трансформацию и внешней среды, порождая у предприятий стремление к кооперации, повышению уровня надежности и делового доверия в партнерских взаимоотношениях.

    Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными мероприятиями в этой связи могут быть:

    разработка долгосрочной стратегии развития;

    бизнес-планирование;

    юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

    создание кредитной истории;

    проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

    Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

    определить сильные стороны деятельности компании;

    определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

    разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

    В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

    Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). В нашей практике были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

    Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития.

    Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям.

    Направления:

    1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

    2. Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

    выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

    нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

    введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

    налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

    проведение других сопутствующих мероприятий.

    3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

    4. Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

    снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

    расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

    освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

    другие мероприятия.

    Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.83MB | MySQL:120 | 1,990sec