Инвестиционные проекты и их основное содержание » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Инвестиционные проекты и их основное содержание

<

091313 2337 1 Инвестиционные проекты и их основное содержаниеНовое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения реальных практических потребностей общества.

Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие. Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТР, берущем начало во второй половине 70-х годов.

Это обусловлено:

  • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;
  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;
  • необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;
  • повышением технического уровня производства;
  • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
  • спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);
  • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
  • быстрым моральным старением техники и технологии;
  • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.

    Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.

    Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

    Основная задача инновационного менеджмента — управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

    Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

    . ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

     

    Инвестиционная программа предприятия — составная часть общей экономической стратегии, которая определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения его производственного и научно-технического потенциала. Данная политика направлена на обеспечение выживания предприятия в сложной рыночной среде, на достижение им финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития. При ее разработке необходимо предусмотреть:

    – достижение экономического, научно-технического и социального эффекта от рассматриваемых мероприятий — для каждого объекта инвестирования используют специфические методы оценки эффективности, а затем отбирают те проекты, которые при прочих равных условиях обеспечивают предприятию максимальную эффективность (рентабельность) инвестиций;

    – получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах (капиталовложениях);

    – рациональное распоряжение средствами на реализацию неприбыльных инвестиционных проектов, т. е. снижение расходов на достижение соответствующего социального, научно-технического и экологического эффекта реализации данных проектов;

    – использование предприятием для повышения эффективности инвестиций государственной поддержки в форме бюджетных кредитов, гарантий Правительства РФ и т. д.;

    – привлечение льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных инвесторов;

    – минимизацию инвестиционных рисков, связанных с выполнением конкретных проектов;

    – обеспечение ликвидности инвестиций;

    – соответствие мероприятий, которые предусмотрено осуществить в рамках инвестиционной политики, законодательным и нормативным актам РФ, регулирующим инвестиционную деятельность.

    Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответствует расходам, которые предстоят с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного неуставленного оборудования, иные капитальные затраты истекших лет не включают в общий объем капиталовложений предстоящего периода.

    При разработке инвестиционной политики рекомендуют определять общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка. Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии предприятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального общего экономического эффекта (дохода или прибыли) в процессе осуществления инвестиционной политики. Среднесрочную инвестиционную политику разрабатывают на период один-два года, а долгосрочную — на более длительную перспективу (свыше двух лет).

    С точки зрения управления реальными инвестициями (в рамках инвестиционной политики) можно выделить следующие этапы (шаги) инвестиционного процесса на предприятии:

    – мотивация инвестиционной деятельности;

    – программирование инвестиций (программа развития предприятия);

    – обоснование целесообразности реализации выбранной инвестиционной программы (оценка эффективности, рисков, ресурсного обеспечения и др.);

    – страхование реальных инвестиций;

    – регулирование инвестиционного процесса;

    – планирование инвестиций (составление ТЭО, бизнес-планов проектов и т. д.);

    – финансовое обеспечение инвестиционной деятельности (разработка капитального бюджета);

    – проектирование (разработка проектно-сметной документации по отдельным объектам);

    – обеспечение реальных инвестиций (капиталовложений) материально-техническими ресурсами;

    – освоение реальных инвестиций

    <

    – мониторинг процесса освоения реальных инвестиций (оперативное управление строительным циклом);

    – сдача готовых объектов в эксплуатацию; » освоение проектных мощностей;

    – оценка результатов инвестирования (эффективности реализованных инвестиционных проектов).

    Данные этапы могут быть изменены исходя из масштабов инвестиционной деятельности предприятия и характера реализуемых проектов.

    Инвестиционная политика, определенная специалистами предприятия, подлежит рассмотрению и утверждению его администрацией. Ключевые положения данной политики рекомендуют учитывать при технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов, выборе различных источников финансирования, привлечении к реализации проектов сторонних организаций в порядке долевого вклада в строительство. ^Эффективность инвестиционной политики оценивают по сроку окупаемости инвестиций, который определяют на основе данных бизнес-плана и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов.

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И НОВОВВЕДЕНИЙ

     

    Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

  • обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
  • обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;
  • обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;
  • разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;
  • выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

    Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

    Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.

  1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

    С точки зрения. влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

    Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

  2. совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
  3. увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;
  4. возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

    Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае — объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

    Развитие каждой базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии становится экономически нецелесообразным.

    Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который влечет за собой серьезную реорганизацию производства. Каждая организация разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии.

    Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем — технологические инновации, и завершающий цикл — модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

    Взаимосвязь продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам Ансофф И. Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технологии.

    Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

    Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

    Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

    Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.

    В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

    Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

    Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

  5. они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
  6. они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
  7. их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
  8. при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
  9. они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

    2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

    Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

    Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

    Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (нпр., разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

  10. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:
  • замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);
  • отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);
  • возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);
  • открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);
  • ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

    4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

    5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

    6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

    7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое. Системный подход позволяет исчерпывающе описать сущность инвестиционного процесса и дать действенные определения основных понятий.

    Инвестиционный процесс — специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.

     Инвестиционный процесс не существует сам по себе, а всегда включен в какое-то пространство следующего уровня. Это означает, что он должен быть рассмотрен в рамках целостного подхода, то есть пространственного рассмотрения системы во взаимосвязи с другими системами. Это позволяет исчерпывающе описать место и роль инвестиционного процесса как в отдельно взятой сфере деятельности, так и в системе общественных отношений.

    Любой субъект ориентирован на развитие, всегда требующее восполнения каких-то ресурсов и изменения определенных свойств. Ориентация на устранение этого дефицита собственными силами приводит к резкому замедлению роста, поскольку требует от субъекта заниматься несвойственной деятельностью, отвлекая на это его основные ресурсы. В условиях специализации ограниченность собственных средств заставляет субъекта искать объект, свойства которого позволяют восполнить существующий дефицит при минимальных вложениях. Необходимость в инвестициях возникает в том случае, когда потенциал найденного объекта не удовлетворяет нужным критериям и требует определенного внешнего участия для его развития. Возможность осуществления инвестиций возникает в том случае, когда субъект обладает ресурсами или свойствами, позволяющими оказать нужное воздействие на требуемые свойства объекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    список Литературы

     

  1. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия.– М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Попков В. П., Семенов В. Р. Организация и финансирование инвестиций. СПб., 2001.
  3. Тренев Н.Н. Управление финансами. –М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия.–М.: ИНФРА-М, 2005.
  5. Янковский К.П. Инвестиции. М., 2006.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.21MB | MySQL:121 | 1,444sec