Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов » Буквы.Ру Научно-популярный портал<script async custom-element="amp-auto-ads" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-auto-ads-0.1.js"> </script>

Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

<

091313 2236 1 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

Генезис определений понятия «инвестиции» позволяет выявить множество модификаций этого понятия, возникновение которых обусловлено спецификой, традициями различных экономических школ и течений. Так, в соответствии с австрийской школой «предельной полезности» инвестиции трактуются как обмен удовлетворения сегодняшних потребностей на удовлетворение ах в будущем. «Наиболее общее определение, которое можно дать акту вложения капитала — утверждает французский экономист П. Массе, — сводится к следующему: инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение; их в будущем с помощью инвестированных благ» [1]. Подобный подход предполагает отказ экономического субъекта от того, чтобы предъявлять настоящие потребности, в ожидании в перспективе удовлетворения их в больших масштабах.

В обычном словоупотреблении под термином «инвестиция» понимают покупку отдельным лицом или корпорацией какого-либо имущества. Иногда этот термин ограничивают покупкой ценных бумаг на фондовой бирже.

Представители неоклассической школы определяют инвестиции через
величину спроса на ресурс инвестиций.    

Более плодотворным с точки зрения сущностной характеристики инвестиций являет формирование взгляда на инвестиции Дж. Кейнса как на текущее прибавление стоимости средств производства в результате производственной деятельности данного периода». Это «та часть дохода за данный период, которая не пошла на потребление», что предполагает разработку определенной концепции инвестиций. Изложенный взгляд выявляет двойственность категории инвестиции: с одной стороны» отражающей величину объема инвестиционных ресурсов, иными словами, потенциальный инвестиционный спрос, с другой — форму затрат, определяющих прирост стоимости капитального имущества, т.е. реализованные инвестиционный спрос и предложение [3].

Таким образом, инвестиции включают всякий прирост средств производств, состоят ли он аз основного, оборотного или ликвидного капитала.

Структурные преобразования экономики в нашей стране, активное
движение к рынку и радикальное обновление отношений собственности
обусловили необходимость теоретического переосмысления категории
инвестиции, связанных с ней понятий. Инвестиции — относительно-
новый термин для российской экономической мысли. Следует признать,
что, как и всякие общие научные определения, понятия инвестиций не
являются полными и исчерпывающими.    

В рамках централизованной плановой системы понятие «инвестиции»
отождествлялось с понятием «капитальные вложения» и рассматривалось
в качестве важнейшего экономического показателя, характеризующего
деятельность строительного комплекса.

Капитальные вложения трактовались как экономическая категория, отражающая стоимость ресурсов совокупного общественного труда (живого и овеществленного), направляемых в плановом порядке на воспроизводство производственного аппарата, мощностей и сооружений производственного назначения, а также объектов отраслей непроизводственной сферы. При этом в качестве живого труда выступает труд работников, непосредственно занятых в сфере капитального строительства и проектно-изыскательском деле; в качестве овеществленного труда — строительные материалы, конструкции и детали, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, аппаратура, приборы и другие технические средства и элементы материальных ресурсов, а также техническая документация, используемые либо для организации и ведения строительных и монтажных работ, либо для формирования строительной продукции [7].

Однако приведенное определение раскрывает лишь одну сторону понятия капитальных вложений, а именно его экономический аспект. Использование капитальных вложений может рассматриваться как процесс движения денежных средств.

При анализе сущности инвестиций (капиталовложений) условно выделяют два подхода: ресурсный и затратный.

Затратный подход основывается на отрицании значимости денежной формы кругооборота основного капитала, обосновании преимуществ производительной стадии.

Ресурсный же подход базируется на приоритете финансовых средств, предназначенных для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Сформировавшийся как теоретическое осмысление и логическое развитие существующей в стране системы экономических отношений затратный подход преобладал и носил ярко выраженный нетоварный характер. Анализируя авторские модификации экономистов относительно сущности капитальных вложений, можно сформулировать агрегированное определение — капитальные вложения — затраты труда, материально-технических ресурсов и денежных средств на воспроизводство основных фондов.

С формированием основ рыночных отношений изменяются и научные парадигмы, подходы к оценке форм, методов и принципов осуществления инвестиций.

Так, в справочнике менеджера в качестве стандартизированного термина инвестиция рассматривается как «совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала…» с целью получения предпринимательского дохода или процента. Такое определение представляет собой попытку соединения ресурсного и затратного подходов, использованных ранее при характеристике экономического содержания капитальных вложений.

В западной экономической литературе инвестиции рассматриваются как набор благ, ценностей, вкладываемых в предпринимательскую деятельность с целью максимизации эффекта (в том числе и социального) в перспективе.

Современная структура инвестиций, представленная на схеме, отражает преобладание финансовых активов над материальными. Соотношение финансовых и материальных активов выражается коэффициентом финансовой взаимосвязи. Идея разработки такого коэффициента принадлежит американскому экономисту Р. Голдсмиту, автору многочисленных работ о структуре национального богатства и финансовых систем развитых стран. Впервые методика расчета коэффициента была предложена ученым в конце 50-х — начале 60-х годов. Данный коэффициент рассчитывается как отношение совокупных финансовых активов к величине материальных активов за вычетом чистых зарубежных активов страны. Последние же показывают соотношение внешних долгов страны и ее резидентов с долгами, иностранных государств и их резидентов по отношению к данной стране [8].

Рассматривая инвестиции как средство вложения в хозяйственную деятельность в различных видах и формах, инвестиции в виде накопленной и неиспользованной для истребления части дохода за определенный период хозяйственной деятельности, который вновь вкладывается в общественное производство. Этот процесс, интегрирующий полно и комплексно все факторы воспроизводства вообще, закономерно повторяется многократно, и для него характерно производительное использование инвестиционных средств. Такое определение инвестиций значительно расширяет представление об объектах инвестирования и несовместимо со взглядами на отдельные виды расходования инвестиционных средств как затраты потребительского типа или непроизводительного характера. Важным шагом в направлений адекватной оценки инвестиций является концепция, согласно которой инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных интеллектуальных ценностей в экономические объекты с будущем доходов или иных выгод [11].

При таком понимании инвестиций, во-первых, раскрыта взаимосвязь
процесса преобразования инвестиционных ресурсов во вложения, во-вторых, дана предельно широкая классификация инвестиций «объектов
инвестиционной деятельности. Объектами инвестирования могут быть финансовые и материальные активы. Инвестиции в материальной фирме
подразделяются на движимое и недвижимое имущество: землю, здания,
драгоценные металлы, товары длительного пользования. Инвестиции в
финансовой форме включают все виды платежных и финансовых обязательств, созданных основными экономическими агентами в ходе экономической деятельности [12].    

На основе взаимосвязи инвестиций и налоговой политики государства возникает особая форма инвестиций. Если государство (в лице центральных или местных органов власти) предоставляет юридическим лицами налоговые льготы, т.е. если сумма налога будет ниже законодательно установленного максимума, имеет место вложение средств (инвестиции) государства в развитие данного предприятия. Разница (льгота) должна быть возвращена (в косвенном виде) соответствующему бюджету данным юридическим лицом через определенное время. Здесь усматриваются кредитные отношения, хотя на поверхности они выступают в форме финансовых [11].

Подобное положение возникает и в процессе проведения амортизационной политики, установления норм ускоренной амортизации: Именно поэтому государство, предоставляя инвесторам налогово-амортизационные преференции, должно оценивать (дисконтировать) эффект от мероприятий, прогнозируя возврат средств в будущем.

В хозяйственной практике в России наибольшее распространение получило следующее понимание инвестиций.    

Все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода, называют инвестициями. Это их финансовое определение. По экономическому содержанию инвестиции — это на создание, расширение и техническое перевооружение основного, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала.

В экономической литературе различают инвестиции валовые и чистые.    

Валовые инвестиции представляют собой общий объем производства капитальных товаров в течение определенного периода времени, обычно за год.

Чистые инвестиции — это ежегодное увеличение основного капитала. Они определяются так:

Валовые инвестиции — Амортизация.

По динамике инвестиций можно судить об инвестиционной активности фирмы.

Структуру инвестиций можно рассматривать по следующим направлениям:    

  • производственная структура инвестиций — это распределение их по
    отраслям;        
  • воспроизводственная структура инвестиций — это соотношение между
    вложениями в новое строительство, в расширение действующих предприятий иди в их реконструкцию и техническое перевооружение;
  • технологическая структура капиталовложений — это соотношение затрат на строительно-монтажные работы (пассивная часть инвестиций) и на приобретение оборудования, машин, инструменту (активная часть); концентрация инвестиций: чем меньше стоимость незавершенного строительства по отношению к годовому объекту инвестиций, тем лучше.

    Виды инвестиций различаются по ряду критериев, среди которых важнейшими являются направления вложения капитала, форма реализации,
    величина риска, продолжительность инвестиционного цикла).    

    По направлениями вложения капитал: материальные (реальные); финансовые (портфельные); нематериальные (интеллектуальные). По форме реализации: государственные и частные; по величине риска: надежные и рисковые; по продолжительности инвестиционного цикла: долгосрочные и краткосрочные [12].

     

    1.2. Современные формы инвестиционных процессов

     

    Одной из основных форм международных экономических отношений является международное движение капитала.

    В соответствии с принятой классификацией различают производительный и ссудный капиталы. Под ссудным или финансовым капиталом понимается капитал, который приносит владельцу доход в форме фиксированного процента. Финансовый капитал включает в себя международные займы и кредиты, финансовую помощь, гранты в рамках «официальной помощи развития» (отличие которой заключается в наличии не менее 25% субсидий в общей сумме помощи), международные операции с ценными бумагами. Напротив, производительный капитал (или инвестиции) приносит доход в форме дивидендов, размер которых зависит от суммы полученной прибыли, а значит, может колебаться. Производительный капитал подразделяется на прямые и портфельные инвестиции, главное различие между которыми заключается в наличии права контроля над вложенными средствами у прямого инвестора и отсутствие такового у портфельного инвестора [4].

    Также различают долгосрочные и краткосрочные капиталы, при этом к долгосрочным ресурсам относят прямые инвестиции, долгосрочные банковские займы и кредиты и др., к краткосрочным капиталовложениям — портфельные инвестиции, краткосрочные займы и кредиты и др. Следует выделить еще одно деление капитала: на государственный (или официальный) и частный.

    По методологии МВФ международные инвестиционные потоки подразделяются на три группы:

  • прямые;
  • портфельные;
  • прочие.

    Как правило, под прямыми зарубежными инвестициями (ПЗИ) понимается владение резидентами одной страны активами других стран с целью получения контроля над использованием этих активов.

    Прямые зарубежные инвестиции подразделяются на капитальные ресурсы и нематериальные активы. Первые включают такие формы, как капитал в форме акций, реинвестируемые доходы и другие межфирменные долгосрочные сделки, а нематериальные активы включают непроизводственные и нефинансовые ресурсы, права собственности, такие как патенты, права пользования торговой маркой материнской компании, промышленным дизайном, права на производство, франшизы и др., а также использование этих активов на основе заключения лицензионных соглашений по передаче прав издания, производства и пр. оригиналов и копий, в частности манускриптов, фильмов [5].

    Таким образом, понятие «прямые зарубежные инвестиции» включает в себя:    

    акционерный капитал — покупку прямым зарубежным инвестором доли иностранной фирмы;    

    внутрифирменные займы и долговые сделки, как краткосрочные, так и долгосрочные займы и заимствования ресурсов между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями;

    реинвестированные доходы;

    нематериальные активы в форме технологий, торговых марок (брэндов), управленческого опыта и проч. Именно нематериальные позволяют отличить ту или иную компанию.

    Доля прямых инвестиций в совокупных капиталопотоках возросла с 5, 8% в 1970—1974 гг. до 31,3% в 2000 г. Но затем произошло некоторое снижение этого показателя до 24,8% в 2001 г. и до 20,4% в 2004 г. Подобная динамика удельного веса ПЗИ связана с темпами роста, т. е. в указанный период прямые инвестиции росли менее быстрыми темпами по сравнению с портфельными и прочими инвестициями. За указанный период их объем увеличился в номинальном выражении с 3,56 млрд долл. в 1970—1974 гг. (в среднем ежегодно) до 348,99 млрд долл. в 2002 г. и до 643,88 млрд долл. в 2003 г. [12].

    Исторически основным инвестором ПЗИ были США. Однако с начала 70-х годов быстро росли объемы вывоза ПЗИ из стран Европы и Японии. Это повлияло на изменение «специализации» США на мировых рынках капитала: от крупнейшего в мире инвестора прямых инвестиций до крупного реципиента (особенно во второй половине 80-х годов) и, наконец, одновременно и крупнейшего инвестора и крупнейшего реципиента ПЗИ в 90-е годы (при этом США остаются нетто-экспортером прямых инвестиций).

    Портфельные инвестиции рассматриваются как капиталовложения, не дающие зарубежному инвестору права контроля. Их называют также «горячими деньгами», или спекулятивным капиталом вследствие потенциального риска их быстрого оттока из-за различий между странами в уровнях процентных ставок.

    Зарубежные портфельные инвестиции включают финансовые инструменты, которые являются предметом торговли на организованных и других финансовых рынках, — облигации, акции, денежно-рыночные инструменты. Также МВФ относит к портфельным инвестициям деривативы или производные (вторичные) финансовые инструменты, такие как опционы, форвардные контракты, сделки своп. В последние пятнадцать лет наблюдается параллельный рост осуществления операций с деривативами и первичных международных капиталопотоков. Одной из главных причин широкого использования деривативов можно считать способность последних диверсифицировать разного рода риски, что усиливает привлекательность международных капиталовложений. В 2003 г. условная стоимость деривативов оценивалась в 47,5 трлн долл., что составляет 55% трансграничных сделок. Большая часть указанной суммы приходится на процентные свопы и большинство трансграничных сделок между промышленно развитыми странами [12].

    Из указанной суммы в 47,5 трлн долл. 61% приходился на процентные операции и 37% на инвалютные средства, в том числе окончательные (аутрайт) форвардные операции и сделки своп. Прочие 2% включают контракты на сделки с акциями и инструменты, связанные с приобретением товаров, — 590 млрд долл. и 350 млрд долл. соответственно. Контракты на сделки с инвалютой оценивались в 8 трлн долл. (практически полностью эта сумма приходится на процентные контракты).

    Таким образом, к портфельным капиталовложениям относят покупку зарубежными инвесторами ценных бумаг, выпущенных компанией или государством; при этом инвесторами могут быть компании, коммерческие банки, инвестиционные трастовые фонды, в частности пенсионные фонды, хеджевые фонды, совместные фонды, общественные и региональные фонды.

    Причинами осуществления портфельных инвестиций можно назвать получение прибыли и снижение риска на основе портфельной диверсификации капитала. С точки зрения страны-реципиента, портфельные капиталы не влияют на степень контроля над собственностью компании, которая может полностью принадлежать местным фирмам или быть совместным предприятием или дочерней компанией ТИК. Они являются чисто финансовыми операциями и не сопровождаются передачей нематериальных активов, управленческих навыков, ноу-хау.

    Отсутствие прозрачности осуществляемых сделок по портфельным вложениям затрудняет точное определение их объема. Поэтому статистические данные можно встретить не по всем странам мира.

    В настоящее время портфельные инвестиции являются по объему основной формой международных капиталопотоков. В последние годы они доминируют во взаимоотношениях между развитыми государствами, особенно между США и Европой. С 1980 г. портфельные инвестиции растут самыми быстрыми темпами по сравнению с прямыми и прочими капиталами. В 1970— 1974 гг. (в среднем ежегодно) их стоимостной объем составлял 5,08 млн долл., а в 2004 г. увеличился до 587,07 млн долл. (исключая Гонконг) [12].

    С 1970 г. основным инвестором в форме портфельных инвестиций является Япония, а крупнейшими реципиентами — США, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Соединенных Штатах портфельные капиталовложения были самыми крупными в период 1985—1989 гг., при этом бум портфельных инвестиций совпадал с бумом вложений прямых инвестиций. Аналогичное совпадение максимальных объемов привлечения портфельных и прямых инвестиций зафиксировано в практике стран Латинской Америки в 90-е годы [12]..

    В развивающихся странах доля привлеченных портфельных инвестиций увеличилась с 2% в 1975– 1982 гг. до 21% в 1990 – 2003 гг. Для сравнения удельный вес прямых инвестиций в совокупных капиталопотоках возрос с 9 до 34% за рассматриваемый период [12].

    Прямые и портфельные зарубежные инвестиции имеют разную природу и оказывают различное влияние на экономику принимающей страны.

    Можно выделить несколько различий между прямыми и портфельными инвестициями.

    1. Прямые инвестиции предоставляют инвестору право контроля, а портфельные инвестиции — нет. При этом личное присутствие портфельного инвестора в принимающей стране необязательно.

    2. Прямые инвестиции являются долгосрочными вложениями, тогда как портфельные, напротив, — краткосрочными. Однако современное положение на мировых рынках капитала показывает, что многие институциональные инвесторы могут держать долгосрочные активы в зарубежных компаниях и не иметь права контроля.

    3. Разные источники финансирования. Прямые инвестиции финансируются из внутрифирменных связей, а портфельные инвестиции обычно предоставляются национальными компаниями и банками, что содействует росту предложения денежной массы и росту уровня цен. В отличие от портфельных капиталов, ПЗИ отражают фирменную и отраслевую специфику инвестора.

    4. Прямые и портфельные инвестиции по-разному влияют на экономику и состояние финансовых рынков в стране-инвесторе и стране-реципиенте. Если прямые инвестиции стимулируют передачу технологий, расширяют доступ инвестора на внутренний рынок, то портфельные капиталы могут стимулировать развитие внутреннего рынка принимающей страны. Портфельные инвестиции оказывают более сильный макроэкономический эффект (влияние на динамику цен, на активы, ликвидность финансового сектора). Напротив, ПЗИ в большей степени сказываются на микроэкономическом уровне, содействуя изменению структуры производства страны-реципиента.

    5. Решение ТНК о вложении ПЗИ в ту или иную страну зависит от оценки микроэкономических факторов, тогда как вопрос о вложении портфельных инвестиций во многом связан с оценкой внешних факторов: финансовой политики в странах — экспортерах капитала, уровнем ликвидности на международных рынках капитала, изменениями в структуре портфельных вложений.

    6 Портфельные инвестиции носят более дестабилизирующий характер по сравнению с прямыми капиталами, хотя конечный результат зависит от политики дочерних компаний. ПЗИ, например, так же как и портфельные инвестиции, могут увеличивать дефицит платежного баланса страны-реципиента. Прямые инвесторы осуществляют хеджирование валютных рисков на основе сбалансированности активов и пассивов в разных валютах через банковские займы и портфельные инвестиции. Следовательно, хотя материальные активы остаются в принимающей стране, ТНК могут переводить свои финансовые ресурсы в другие страны.

    7. ПЗИ и портфельные инвестиции имеют разную степень доступности для реципиентов. По данным ЮНКТАД, только 10 развивающихся стран и государств с переходной экономикой являются одновременно крупными импортерами и прямых и портфельных зарубежных капиталов.

    8. Зарубежные портфельные капиталы имеют более короткий инвестиционный срок вложения и являются более ликвидными в отличие от ПЗИ.

    Третья группа инвестиционных потоков включает в себя «прочие краткосрочные и долгосрочные инвестиции» — торговые кредиты, банковские займы, финансовые лизинговые сделки, займы от МВФ и прочих международных организаций, краткосрочные депозиты, сделки с иностранной валютой.

    Ежегодный объем «прочих инвестиций» увеличился с 26,61 млрд долл. в 1970-1974 гг. (в среднем ежегодно) до 778,43 млрд долл. в 2004 г. (исключая Гонконг) [12].

    Лидерами в экспорте «прочих инвестиций» являются страны Европы, сохраняющие свое положение в течение последней четверти века. В 2003 г. нетто-потоки прочих инвестиций в европейских странах равнялись 53,42 млрд долл. Крупными экспортерами прочих инвестиций также являются азиатские развивающиеся страны (нетто-потоки 46,64 млрд долл.) и Япония (36,23 млрд долл. в 2004 г.). Напротив, США, которые в 1985—2003 гг. были нетто-экспортером прочих капиталов, превратились в нетто-импортера — 75,56 млрд долл. в 20044 г. Это — Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Республика Корея, Российская Федерация, Таиланд, Тайвань (официальное название — Тайвань, провинция КНР), Чили, Южная Африка. Перечисленные государства являются странами с доходами выше среднего, имеют диверсифицированную экономическую и финансовую структуры [12].

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Механизм денежно-кредитного регулирования инвестиций

     

    2.1. Методы денежно-кредитной политики в системе регулирования инвестиций

     

    Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

    Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные глобальные задачи, например на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п. [11].

    В любом случае проводником денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

    Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

    Под «предложением денег» (МS) понимается общее количество денег, находящихся в обращении, складывающееся из М1, М2, М3, т.е. из наличных денег, расчетных, текущих и прочих счетов, вкладов в коммерческих банках, депозитов до востребования, срочных вкладов, депозитных сертификатов, облигаций государственных займов.

    Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное, фиксированное на данный момент количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 1, MS1).

       

    MS1

    MS3

       

    %

    091313 2236 2 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

           
               
               
               
           

    MS2

     
               
               

    0

         

    M

     

    Рис. 1. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики:

    МS1 – денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; МS2 – денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; МS3
    – денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.

     

    Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны.

    Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то линия денежного предложения будет вертикальной прямой.

    Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название «гибкой». В случае выбора гибкой монетарной политики графическое отображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой (рис. 1, MS2).

    Третий вариант графического отображения денежного предложения – наклонная кривая (рис. 1, MS3). Такая форма графика денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменения и денежной массы в обращении, и нормы процента.

    Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25– 10% – банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков [17].

    Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

    изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или , дискетная, политика);

    изменение норм обязательных резервов банков;

    операции на открытом рынке, т.е. операции по купле продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

    регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.) [14].

    Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общим в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

    Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

    прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

    регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, устранение размеров марки, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, ставки по депозитам и ставкам по кредитам и др. [10].

    <

    Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

    В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставить ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг [13].

    Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с вексельными (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банками, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

    Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, приведения учетной политики и других методов регулирования.

    Краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией
    понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту соответственно изменяется курс национальной валюты [19].

    Денежно-кредитная политика – правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении.

    Задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретных и доступные цены, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах.

    Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита. Она может осуществляться по двум направлениям:

    стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия);

    сдерживание и ограничение кредита и денежной эмиссии (кредитная рестрикция).

    Первое направление характерно для периода падения производства и увеличение безработицы и имеет целью оживить конъюнктуру за счет расширения кредита и снижения нормы процента; второе – для периода экономического подъема, который сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, роста цен, нарастанием диспропорции в экономике.

    Методы денежно-кредитной политики подразделяет на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

    К общим методам денежно-кредитной политики относят:

    учетную (дискетную) политику – предусматривает повышение центральным банкам ставки по кредитам и побуждение в связи с этим других кредитных учреждений сокращать заимствования;

    операции на открытом рынке – продажу или покупку центральным банком государственных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. Покупка или продажа центральным банком ценных бумаг и т.п. увеличивает или уменьшает остатки на резервных счетах коммерческих банков. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования:

    установление норм обязательных резервов коммерческих банков – с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

    К селективным методам денежно-кредитной политики относят:

    контроль по отдельным видам кредитов. Наиболее часто практикуется контроль по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по поточному кредиту и т.п.;

    регулирование риска и ликвидности банковских операций. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не только через оценку финансового положения должников, а больше отношением выданных кредитов к сумме собственных кредитора к сумме собственных средств банка. Например, во Франции сумма всех кредитов, представленных банком, не должна превышать более, чем в 20 раз его собственные средства, а размер кредитов, выданных одному или группе «породненных» клиентов, должен составлять не более 75 %.

     

     

     

     

    2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на инвестиционные возможности экономики

     

    Прежде всего рассмотрим, механизм воздействия кредитно-денежной политики на развитие экономики.

    Модель IS – LM (модель Хикса-Хансена). Предположим, что монетарная политика предполагает рост денежного предложения.

    Рассмотрим кейнсианское описание действия данного механизма (рис 2).

    В модели IS – LM кривая выражает положительную зависимость между ставкой процента и доходом.

    В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента (рис. 6, а) и увеличивает тем самым уровень дохода. Кривая в модели IS – LМ сдвигается вправо-вниз, что иллюстрирует рис. 2, б. Номинальный национальный доход возрастет, ставка процента падает.

    Сдвиг кривой 1 вправо-вниз происходит вдоль кривой IS, отражающей возможные варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процента приводит к сдвигу вправо-вниз вдоль кривой плановых инвестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 2, в).

    Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает сдвиг кривой совокупного спроса АD вправо-вверх, поскольку уровень инвестиций «встроен» в кривую совокупного спроса.

    В модели IS – LМ представлено теоретическое описание кривой совокупного спроса АD, отражающей зависимость между уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой 1 вправо-вниз при данных ценах отражает сдвиг кривой АD1
    вправо-вверх (рис. 2, г) вдоль кривой совокупного предложения АS, которая имеет положительный наклон, поскольку рассматривается в данном случае краткосрочный период с фиксированными ценами на факторы производства (затратные цены) [15].

    Такое смещение кривой АD1 означает увеличение объема производства и цен на конечные товары и услуги. Рост номинального дохода (частично рост реальный, а частично обусловленный ростом цен) смещает кривую спроса на деньги из положения МD1 до МD2 (рис. 2, а). Это, конечно, ограничит падение процентной ставки, но полностью не остановит ее снижения. Денежный рынок приходит в новое равновесие в точке Е2, где пересекаются кривые МD2 и МS2 (рис. 2, а). Точка равновесия в модели IS–LМ перемещается от Е1 до Е2 ставка процента падает от r1 до r2 (рис. 2, б). Плановые инвестиции увеличиваются с I1
    до I2 (рис. 2, в). В модели АD АS кривая совокупного спроса AD1 перемещается в положение АD2 (рис. 2, г). Новое краткосрочное равновесие будет достигнуто в точке Т2 где реальный национальный продукт Y2, и цена P2.

    091313 2236 3 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

    Рис. 2. Рост предложения денег и изменения на денежном рынке:

    в модели МD – МS — а; в модели IS-LМб; на рынке частных плановых инвестиций Iв; в модели АD-АS в краткосрочном периоде — г. Вначале экономика находилась в положении равновесия в точке Т1 (г), объем производства — на уровне Y, уровень цен — Р1 и стабилен. Денежный рынок находился в равновесии в точке е1 (а) с денежной массой М1 и процентной ставкой r1. Равновесие в модели IS–SM достигалось в точке Е1
    (б) с доходом Y1 и процентной ставкой r1 ,. Этой процентной ставке соответствовал уровень плановых инвестиций I1 (в). Новое краткосрочное равновесие достигается в модели АD-АS в точке T2, (г), где объем производства— на уровне Y2, цена Р2. Денежный рынок достигает равновесия в точке Е2 (а). Модель IS -LM — в точке Е2 (б). Уровень плановых инвестиций — I2 (в).

     

    Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежного предложения, называется «экспансионистской» («расширительной»). Такая политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.

    Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату; ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

    Перейдем теперь к рассмотрению влияния экспансионистской денежно-кредитной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде.

    На рис. 2 (г) Т2 – точка краткосрочного равновесия экономической системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1 в Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. Спустя некоторое время (а мы рассматриваем долгосрочный период) этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства (рост затратных цен). Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS вверх-влево вдоль кривой АD2, до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия T3, что иллюстрирует рис. 2, г.

    В точке T3 (рис. 2, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

    Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги МD на денежном рынке (рис. 2, а) вдоль кривой денежного предложения МS2 из положения МD1 в положение МD1
    . Равновесие устанавливается в точке Е3. Это вызывает увеличение процентной ставки с r2 до r3. Рост цен сдвигает кривую 2 вверх до положения 3 (рис. 6, б), точка равновесия в модели IS-LМ устанавливается в Е3. Реальные плановые инвестиции (рис. 7, в), которые увеличиваются, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r2 до r3и возвращаются к начальному уровню [15].

    При новом положении равновесия на денежном рынке в моделях IS-LМ и АD-AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

    091313 2236 4 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

    Рис. 3. Влияние экспансионистской денежно-кредитной политики государства на национальную экономику в долгосрочном периоде:

    а — денежный рынок (МDМS), б — модель IS-, в — рынок частных плановых инвестиций (I), г — модель АD-АS.

     

    Этот результат известен в экономике как «нейтральность денег в долгосрочном периоде».

    Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.

    Таким образом, что кейнсианское представление механизма воздействия денежно-кредитной политики государства на национальное производство предполагает достаточно сложные взаимосвязи.

    Монетаристский подход. Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный банк. Если Центральный банк успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.

    Рассмотрим теперь влияние денежной массы на национальную экономику еще с одной стороны, применяя монетаристские подходы к изучаемой темы. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

    Количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как

    М/Р,

    где М – масса денег в обращении,

    Р – средний уровень цен, и называется «реальными денежными остатками» (real money balances), или «запасами денежных средств в реальном выражении».

    Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т.е. если рассматривать ВНП (Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим

    М / Р = kY,

    т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.

    Введем дополнительное условие– равенство спроса на реальные денежные остатки (М/ Р)d и их предложения (М/Р), тогда (М/ Р)d = kY, т.е. спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Таким образом, рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные денежные остатки (запас денег в реальном выражении), иначе говоря, рост общего дохода в рамках национальной экономики стимулирует, хранение богатства в виде денег [15].

     

     

     

    3. Основные направления денежно-кредитного регулирования инвестиций в Российской Федерации

     

    3.1. Развитие механизмов денежно-кредитного регулирования

     

    Денежное обращение – сложный и многогранный механизм, от которого зависит стабильность экономики страны в целом, так и уровень инфляции в частности. Проблема инфляции в России – одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Спектр суждений настолько широк и противоречив, что возникает необходимость серьезного рассмотрения этой проблемы.

    Задача чрезвычайно серьезная и ее надо решать. Существуют две основных точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего тарифов естественных монополий, что требует ужесточения антимонопольной политики.

    Рассмотрим первый способ подробнее. Сравнение динамики денежной базы, денежной массы, ВВП и соответствующего уровня инфляции свидетельствует о том, что в целом рост денежных агрегатов ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Основным источником формирования (эмиссии) как денежной базы, так и денежной массы , к сожалению, являются накапливаемые валютные резервы (активы у нерезидентов в иностранной валюте). За 2005 год денежная база в широком определении выросла на 553,8 млрд. руб., а прирост национальной денежной базы был в 3,4 раза больше – 1,8трлн.руб. В настоящее время в экономике не используется примерно 2,5 трлн.руб. средств национальной денежной базы. Депозитно-кредитная мультипликация этих средств с коэффициентом 2,5 позволила бы увеличить денежную массу в экономике в два раза, приблизив уровень ее монетизации к уровню стран Восточной Европы. В связи с такой архаичностью структуры национальной денежной базы уровень монетизации российской экономики в три – пять раз ниже уровня монетизации развитых стран и в семь раз ниже, чем в Китае.

    Денежная масса М2, финансово обеспечивающая деятельность субъектов экономики (как юридических, так и физических лиц), составляет немногим более 6 трлн руб., или 28% ВВП.

    Таким образом, в результате действий денежных властей по стерилизации денежной массы возникает своего рода инфляционная ловушка, поскольку сдерживание инфляции путем стерилизации денежной массы ведет к стагфляции в несырьевых отраслях экономики. Это в свою очередь приводит к дисбалансу между спросом и предложением товаров и услуг и денежной массой, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей бюджета. Переполняя каналы денежного обращения, эта денежная масса наряду с другими факторами усиливает инфляцию. Так же следует отметить, что результаты исследований говорят не об избыточности денежной массы, а об ее излишнем изъятии из экономики и накапливании в Банке России и в зарубежных активах. По этому поводу предлагаются ряд мер. В частности, Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития и разделить на две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать в иностранной валюте. Так, к примеру, Инвестиционный фонд может так же формироваться из отчислений с долгосрочных счетов и сберегательных депозитов, а так же из инвестиционных ресурсов России.

    Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть заменены инвестициями из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования.

    Часть данных инвестиционных ресурсов необходимо также направить в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе.

    В таблице 1 приведены некоторые проекты, требующие дополнительного инвестирования. Как видно из таблицы, данные проекты могут быть реализованы как одного города, так и страны в целом. Так, например, проект ликвидации загрязнения окружающей среды отходами нефтепереработки и рекультивации занятых ими площадей имеет важное значение не только для России, но и для всех стран-экспортеров нефти, так как экологические аспекты нефтедобычи все более актуальны. Проект комплексной информатизации систем городского хозяйства предполагает компьютеризацию ЖКХ, что приведет к эффективной и бесперебойной работе коммунальных служб. Проекты лизинга сельскохозяйственной техники и производства способствуют повышению продуктивности сельского хозяйства.

     

    Таблица 1 – Направления расходовании средств Инвестиционного фонда

    Направления расходования денежных средств

    Стоимость проекта,млн.руб

    Собственные средства

    Нехватка денежных средств

    млн.руб

    %

    млн.руб

    %

    1.Проект ликвидации загрязнени окружающей среды отходами нефтепроизводств

    1110

    965

    87

    145

    13

    2.Проект комплексной инфоратизации систем городского хозяйства

    2,3

    1,8

    78,3

    0,5

    21,7

    3.Лизинг с/х техники

    6,4

    4,2

    65,6

    2,2

    34,4

    4.Производство органического удобрения нового поколени

    1050

    905

    86,2

    145

    13,8

    5.Проект «Дон» (строительство платного участка трассы)

    198

    146

    73,7

    52

    26,3

     

    Перенимая опыт зарубежных стран, данная сумма отчислений с долгосрочных и сберегательных депозитов может быть направлена в сельское хозяйство на возвратной основе. Так в современной банковской системы Италии определенная доля активов населения должна быть вложена в земельные, сельскохозяйственные и движимые облигации(их обязательная доля составляет 4,5%). Данная мера позволила бы значительному переливу капитала в «слабо» обеспеченные с точки зрения финансов отрасли, способствовало бы созданию инновационных технологий в рамках отдельной отрасли.

     

    Таблица 2 – Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 полугодии 2002 – 2007 гг.

     

    Года

    В млн. долл.

    В % к предыдущему

    всего

    прямые

    порт

    фельные

    прочие

    всего

    прямые

    порт

    фельные

    прочие

    2002

    8368

    1872

    199

    6297

    125,2

    74,6

    83,6

    159,9

    2003

    12662

    2533

    38

    10091

    151,3

    135,3

    19,1

    160,3

    2004/

    2005

    18983/

    16503

    3427/

    4489

    129/

    175

    15427/

    11838

    149,9/

    86,9

    135,3/ 131,0

    103,4/

    135,2

    152,9/

    76,7

    2006

    23410

    6445

    499

    16466

    141,9

    143,6

    285,1

    139,1

    2007

    60343

    5837

    1103

    43403

    257,8

    245,7

    221,0

    263,6

     

    Таблица 3 – Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 полугодии 2002 – 2007 гг.

     

    Отрасль

    В млн. долл.

    В % к предыдущему

    2004

    2005

    2006

    2007

    2004

    2005

    2006

    2007

    Промышленность

    10250

    8026

    11353

    26295

    54,0

    48,6

    48,5

    43,6

    Транспорт и связь

    337

    1677

    3946

    3550

    18

    10,2

    16,9

    5,9

    Торговля и общественное питание

    6113

    4917

    5092

    25973

    32,2

    29,8

    21,8

    43,0

    Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

    468

    526

    1387

    1232

    2,5

    3,2

    5,9

    2,0

    Прочие отрасли

    891

    204

    3892

    1222

    4,6

    1,2

    1,6

    2,

    В 1 полугодии 2007 г. объемы инвестиций в транспорт и связь снизились по сравнению с 1 полугодием 2006 г. на 10,0%. На фоне роста вложений в прочие отрасли и существенного увеличения совокупных вложений, удельный вес транспорта и связи сократился в 3 раза до 5,9%.

    По итогам 1 полугодия 2007 г. в промышленности, наиболее привлекательными были обрабатывающие отрасли, куда было инвестировано 13,5 млрд.долл. (51,3% инвестиций, направленных в промышленность), что в 2,5 раза выше соответствующего показателя за 1 полугодие 2006 г. В добычу полезных ископаемых в 1 полугодии 2007 г. вложено 12,7 млрд.долл. (в 2,2 раза выше, чем в 1 полугодии 2006 г.). За рассматриваемый период в 2,3 раза (до 12,1 млрд.долл.) выросли инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, на 15,4% (до 725 млн.долл.) — инвестиции в химическое производство, в 5,1 раза — в металлургию (до 7,6 млрд.долл.) и в 2,8 раза — в пищевую промышленность (до 1,5 млрд.долл.). Таким образом, структура иностранных инвестиций в промышленность в 1 полугодии 2007 г. претерпела некоторые изменения.

    В 2007 г сохранилась тенденция увеличения доли прямых иностранных инвестиций в структуре вложений в промышленность, которая по итогам 1 полугодия составила 49,3% (1 полугодие 2006 г.. — 40,2%). Доля прочих и портфельных вложений в промышленность за рассматриваемый период текущего года оценивается в 48,3% и 2,4% (1 полугодие 2006 г. — 57,3% и 2,5%, соответственно).

    В промышленность поступила основная часть прямых вложений иностранных инвесторов в российскую экономику — 81,8% (1 полугодие 2006 г.- около 70%).

    В 1 полугодии  2007 г. отмечена  активизация иностранных инвесторов в РФ. По состоянию на 1 июля 2007 г. накопленные иностранные инвестиции в Россию, включая вложения из государств-участников СНГ, достигли 178,5 млрд.долл., что на 39,5% выше уровня достигнутого на 1 июля 2006 г. и на 24,9% превышает показатель на начало текущего года. За 1 полугодие 2007 г. иностранные инвестиции в российскую экономику выросли по отношению к соответствующему периоду предыдущего года в 2,6 раза и достигли 60,3 млрд.долл. (в 1 полугодии 2006 г. их рост оценивался в 41,9%).

    В 1 полугодии 2007 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, израсходовано 25,2 млрд.долл., что на 41,4% выше показателя за соответствующий период предыдущего года. Это составило 41,7% объема поступивших иностранных инвестиций (1 полугодие 2006 г. -76,1%).

    Как и в предыдущие годы, в структуре иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, прочие инвестиции устойчиво занимают лидирующее положение, в 1 полугодии 2007 г. на них пришлось 71,9% совокупного объема поступивших в РФ иностранных инвестиций. В течение последних лет сохраняется тенденция снижения в структуре иностранных инвестиций в российскую экономику удельного веса прямых вложений (в 2007 г. — до 17,0%, в 2006 г. — до 17,8%).

     

     

    091313 2236 5 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

     

    Рис. 4. Динамика объема иностранных инвестиций в экономике России (без учета денежно-кредитного регулирования и банковского сектора)

     

    В отличие от 2005 – 2006 гг. по итогам 1 полугодия 2007 г.темпы роста прямых иностранных вложений отставали от аналогичных показателей прочих и совокупных иностранных вложений, что привело к снижению удельного веса прямых вложений с 27,5% — в 1 полугодии 2006 г. до 26,3% — в 1 полугодии 2007 г.

    Отраслевая структура привлеченных в российскую экономику иностранных инвестиций в 1 полугодии 2007 г. характеризуется динамичным ростом вложений в промышленность, а также   в   торговлю   и   общественное   питание.

    Темпы роста вложений   в данные отрасли выросли в 1 полугодии 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. в 2,3 раза и в 5,1 раза, соответственно

    В 1 полугодии 2007 г. объемы инвестиций в транспорт и связь снизились по сравнению с 1 полугодием 2006 г. на 10,0%. На фоне роста вложений в прочие отрасли и существенного увеличения совокупных вложений, удельный вес транспорта и связи сократился в 3 раза до 5,9%.

     

     

    091313 2236 6 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционных процессов

     

    Рис. 5. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2001 – 2007 гг.


    По итогам 1 полугодия 2007 г. в промышленности, наиболее привлекательными были обрабатывающие отрасли, куда было инвестировано13,5 млрд.долл. (51,3% инвестиций, направленных в промышленность), что в 2,5 раза выше соответствующего показателя за 1 полугодие 2006 г. В добычу полезных ископаемых в 1 полугодии 2007 г. вложено 12,7 млрд.долл. (в 2,2 раза выше, чем в 1 полугодии 2006 г.). За рассматриваемый период в 2,3 раза (до 12,1млрд.долл.) выросли инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, на 15,4% (до 725 млн.долл.) — инвестиции в химическое производство, в 5,1 раза — в металлургию (до 7,6 млрд.долл.) и в 2,8 раза — в пищевую промышленность (до 1,5 млрд.долл.). Таким образом, структура иностранных инвестиций в промышленность в 1 полугодии 2007 г. претерпела некоторые изменения.

    В 2007 г сохранилась тенденция увеличения доли прямых иностранных инвестиций в структуре вложений в промышленность, которая по итогам 1 полугодия составила 49,3% (1 полугодие 2006 г.. — 40,2%). Доля прочих и портфельных вложений в промышленность за рассматриваемый период текущего года оценивается в 48,3% и 2,4% (1полугодие 2006 г. — 57,3% и 2,5%, соответственно).

    Как видно, грамотная политика в области регулирования денежного обращения позволила бы решить многие проблемы современной России, в частности снижение темпов инфляции, увеличение ВВП, создание благоприятного инвестиционного климата внутри сельскохозяйственной отрасли и многие другие.

     

    3.2. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности

     

     

    Низкая конкурентноспособность отечественных производителей на мировом рынке и невысокие темпы развития промышленности за последние годы являются важнейшими предпосылками совершенствования управления инвестиционной деятельностью на промышленных предприятиях России. Среди мероприятий, направленных на совершенствования управления инвестиционной деятельностью, условно можно выделить два направления — на микро- и макроэкономическом уровне.

    Задачи на макроэкономическом уровне. Улучшение инвестиционного климата в России может способствовать активизации инвестиционной деятельности. Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, ставящий барьеры на пути притока инвестиций, обусловлен таким причинами, как отсутствие правовой стабильности при реализации долгосрочных инвестиционных проектов, отсутствие информационной «прозрачности» предприятий, анти-инвестиционное налоговое законодательство, наличие высоких хозяйственных рисков. Для улучшения инвестиционного климата на макроэкономическом уровне необходимо:

    укрепление институтов государственной власти;

    разработка долгосрочной концепции развития промышленности;

    совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности в России;

    проведение налоговых реформ, стимулирующих промышленное развитие.

    В инвестиционной политике государства должны быть созданы благоприятные условия для развития частного предпринимательства. Производственные программы, приносящие прибыль, но сопряженные с коммерческими рисками, — прерогатива частного бизнеса. Государственные инвестиции должны направляться лишь в отрасли, которые прямо или косвенно связаны с национальной безопасностью и решением социальных функций (технологии прорыва, оборона, фундаментальная наука, образование, экология, здравоохранение, культура).

    Одним из источников инвестиционных ресурсов могли бы служить средства отечественной теневой экономики как внутри страны, так и капитал, вывезенный за рубеж. Основными причинами, обуславливающими наличие теневой экономики и вывоз капитала, являются нерациональная налоговая система, бюрократизм и коррупция госаппарата, трудности легального высокорентабельного вложения капитала. Ликвидация этих предпосылок также могла бы улучшить инвестиционный климат в России.

    Следующим направлением совершенствования управления инвестиционными процессами на макроэкономическом уровне является проведение программы реструктуризации банковской системы. Банковские депозиты не будут «работать» в реальном секторе экономики в виде инвестиционных кредитов, если банк коммерчески не заинтересован в этом.

    Задачи на макроэкономическом уровне.Одним из направлений совершенствования управления инвестициям является использование проектного финансирования, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Объект инвестиций оценивается с точки зрения того, как доходы от реализации проекта смогут обеспечить погашение предоставляемых кредитов, ссуд. Преимуществом проектного финансирования перед традиционными формами является то, что оно позволяет тщательно оценить коммерческую состоятельность и реализуемость проекта. Большое внимание при проектном финансировании уделяется учету и распределению рисков проекта между субъектами. Неразвитость страхового рынка и недостаточное количество специалистов по проектному финансированию препятствует распространению данной формы финансирования в России.

    Рентабельность большинства отечественных промышленных предприятий невелика, поэтому амортизационные отчисления следует считать важнейшим источником самофинансирования. Для более эффективного использования амортизационных отчислений как одного из механизмов совершенствования управления инвестиционной деятельностью рекомендуется проводить переоценку основных средств по рыночной стоимости для начисления амортизации в размерах, достаточных для их восполнения, и оптимизировать амортизационную политику в соответствии со стратегией производственного развития предприятия и маркетинговой конъюнктурой.

    На микроэкономическом уровне одним из важнейших направлений совершенствования управления инвестиционной деятельность должно стать использование комплексного инвестиционного проектирования. Под комплексным инвестиционным проектированием следует понимать интегрированный процесс управления системой инвестиционных проектов, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом и проектным окружением и подчинены единому стратегическому замыслу, позволяющему значительно повысить эффективность инвестиций и реализовать невыполнимые по традиционным критериям проекты. Комплексное инвестиционное проектирование, реализуя синергетические эффекты, позволяет существенно снизить потребность во внешнем финансировании и проектные риски.

    Другим направлением совершенствования управления инвестиционными проектами является повышение качества подготовки инвестиционных проектов. Низкое качество разрабатываемых бизнес-планов является тормозом для получения инвестиционного кредита. Причиной этого является сохраняющийся недостаток качественного отечественного научно-методологического обеспечения проектной деятельности, учитывающего особенности инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях России.

    Особенностью современной российской экономики является её нестабильность, которая проявляется быстрой сменой «правил игры», переменной по времени и различной для разных продуктов и ресурсов инфляцией, неустойчивостью налоговой системы. Данная специфическая черта экономики требует создания экономико-математических моделей, которые бы позволяли оперативно моделировать динамику инвестиционных процессов под влиянием быстро изменяющихся факторов внешней среды и осуществлять мониторинг проекта на протяжении всего жизненного цикла. Для динамического моделирования инвестиционных процессов и оценки эффективности проектов созданы программные продукты Project Expert, Альт-Инвест и ряд других.

    Одним из направлений совершенствования методов анализа инвестиционных проектов может стать применение современных методов исследования операций (анализ чувствительности, теоретико-игровые методы, мультивариантный сценарный подход, динамическое программирование, теория нечетких множеств, искусственные нейронные сети).

    Внедрение в практику хозяйственной деятельности промышленных предприятий России предлагаемых рекомендаций позволят повысить их конкурентноспособность и занять достойное место в мировой экономической системе.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

    Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

    Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

    Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список используемой литературы

     

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999. № 160-ФЗ.
  2. Баранов А.О. Экономика России: деньги, бюджет, инвестиции. М., 2004.
  3. Булатов А.С. Экономика. М., 2005.
  4. Вахрин П.И. Инвестиции. М., 2005.
  5. Вахрин П.И. , Нешитой А.С. Инвестиции. М. ,2005.
  6. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой анализ). М., 2006.
  7. Игошин Н.В. Инвестиции. М. , 2001.
  8. Евстигнеев В. Портфельные инвестиции в мире и России : выбор стратегии. М., 2005.
  9. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. –М.: Юнити, 1995.
  10. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2005.
  11. Канэ Ф. Избранные экономические произведения. –М.: Соцэкгиз, 1960
  12. Ливенцев Н. И., Костюнина Г. М. Международное движение капитала. (Инвестиционная политика зарубежных стран). – М.: Экономисту 2005.
  13. Маренков Н.Л. Инвестиции. М., 2004.
  14. Орлова Е.Р. Инвестиции. М., 2004.
  15. Палухзина Я. Кокшаров А. Барышня –крестьянка// Эксперт. № 39. 2003.
  16. Хандруев А. Голландская болезнь// Прямые инвестиции. № 1. 2003.
  17. Черкасов В.Е. Международные инвестиции. М., 2005.
  18. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. –М.: ИНФРА-М, 2007.
  19. Янковский К.П. Инвестиции. М., 2006.
<

Комментирование закрыто.

WordPress: 23.89MB | MySQL:119 | 1,951sec