Правовые основы инвестиционной деятельности

<

091313 2333 1 Правовые основы инвестиционной деятельности

1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государственная инвестиционная политика – это совокупность действий, направленных на улучшение инвестиционного климата и обеспечение финансирования национальной экономики.

Инвестиционный климат состоит из:

инвестиционных рисков,

инвестиционного потенциала.

Основной задачей государства является снижение рисков: политических, социальных, финансовых, криминальных, экологических и проч. – и улучшение (или сохранение) факторов потенциала: трудового, научного потребительского, ресурсного.

По большому счёту, инвестиционная политика – это действия по привлечению средств из различных источников: иностранные и отечественные инвестиции (привлечение средств населения, стимулирование заинтересованности банковского сектора в предоставлении кредитов для реального сектора экономики).

В зависимости от масштабности следует различать:

инвестиционную политику на макроуровне;

инвестиционную политику на региональном уровне$

Они очень тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Сегодня переход к новому инвестиционному режиму связан с необходимостью разработки новой инвестиционной политики, адекватной изменившимся экономическим условиям.

Основные направления инвестиционной политики включают:

– проведение децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

– переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе, позволяющий инвестору с одной стороны уже иметь гарантию на возврат собственных денежных средств, несмотря на производственное состояние предприятия, а с другой – за это получить еще и прибыль;

– сохранение роли государства как инвестора в области важнейших производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, то есть в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита.;

– усиление контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции, необходимое для борьбы с бюрократией, то есть это позволит с достоверностью говорить о приходе денежных средств до пункта назначения, а не оседании их в «карманах» чиновников;

– использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого финансирования;

– стимулирование частных и иностранных инвестиций для привлечения иностранного капитала на российский рынок;

– совершенствование нормативной базы с целью создания инвесторам наиболее приемлемый им и благоприятный законодательно-инвестиционный климат;

– предоставление гарантий и страхование инвестиций, что позволит инвестору приобрести уверенность в возврате денежных средств, что затем спровоцирует его на очередное инвестирование.

Используя методы государственного регулирования, можно:
снизить или повысить инвестиционную активность в стране, создать для инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций, предопределить отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики.

Рассмотрим методы инвестиционной политики государства через призму инвестиционного законодательства РФ.

Главные принципы инвестиционного законодательства закладываются на федеральном уровне, что непосредственно влияет на инвестиционный климат.

Основными законодательными актами, регламентирующими инвестиционную политику государства в РФ, являются:

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ), определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. В нём определяются уже перечисленные выше формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Также проводится различие между понятиями «инвестиции» и «капитальные вложения».

ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 19-ФЗ, от 18.06.2001 № 75-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ) «О соглашениях о разделе продукции», устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002№ 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», согласно которому иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» . Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ) – определяет основные положения по расходам на государственные инвестиции. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.


Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляться с использованием следующих форм и методов (в соответствии с законодательством Российской Федерации):


1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

– совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

– установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

–защиты интересов инвесторов;

– предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

– расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

– создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

– принятия антимонопольных мер;

– расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

– развития финансового лизинга в Российской Федерации;

– проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

– создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

– разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

– формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

– размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации;

– проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

– разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

– выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

– вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

– предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<

Государство в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; защиту капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАНЖИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

Отобранные на предварительном этапе объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности. При этом для каждого объекта инвестирования используется конкретная методика оценки эффективности. По результатам оценки проводится ранжирование отдельных инвестиционных проектов и финансовых инструментов’ инвестирования по критерию их эффективности (доходности). При прочих равных
условиях отбираются для реализации те объекты инвестирования, которые обеспечивают наибольшую эффективность.

Ранжирование рассматриваемых инвестиционных проектов по главному критерию и системе ограничений состоит из нескольких этапов.

На первом этапе инвестиционные проекты после соответствующей скрининговой очистки ранжируются по избранному главному критерию их отбора в инвестиционную программу предприятия (методика такого ранжирования проектов по показателям оценки их эффективности рассмотрена ранее).

На втором этапе инвестиционные проекты, намечаемые к включению в программу реальных инвестиций предприятия, ранжируются по каждому из показателей, включенных в систему ограничений их отбора (по методике, аналогичной ранжированию проектов по главному критерию их отбора).

На третьем этапе путем задания конкретной значимости каждого ограничения для инвестиционной деятельности предприятия отдельные ранговые значения инвестиционных проектов интегрируются в единый ранговый их показатель по всей системе ограничений. К установлению конкретной значимости ограничений могут быть привлечены эксперты.

На четвертом этапе ранжирование отдельных инвестиционных проектов по избранному главному критерию уточняется с учетом интегрального рангового их значения по системе ограничений.

 

 

3ПРОЕКТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

 

Процесс инвестирования можно представить в виде последовательности затрат, осуществляемых в разные периоды времени, результатом которых является поступление разновременных доходов.

В самом общем смысле инвестиции — денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. В такой формулировке понятие инвестиций наиболее близко по содержанию к рыночному подходу.

В рыночной экономике под инвестициями традиционно понимают процесс вложения средств в любой форме для получения дохода или какого-то эффекта. Такое понимание является наиболее общим и распространенным. Иногда же инвестиции трактуются как отказ от сегодняшнего (немедленного) потребления благ ради более полного удовлетворения потребностей в последующие периоды. Наиболее общее определение процесса вложения капитала: инвестирование представляет собой обмен удовлетворения сегодняшней потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестиционных благ. Таким образом, сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получаемых результатов. Инвестиции осуществляются с целью получения результата — количественного (дохода) или качественного (например, в сфере образования — строительство школы и рост числа образованных людей), они бесполезны, если результата не приносят.

Для случая принятия решения на уровне предприятия затраты можно отнести к инвестиционным, если в результате принятия решения:

– изменяются структура, состав и объем активов предприятия или некоторой компании;

– отдача от решения в основном ожидается в течение длительного периода времени;

– требуются, как правило, существенные затраты.

Для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, подтверждающей два основных предположения: во-первых, вложенные средства будут полностью возмещены; во-вторых, прибыль, полученная от данной операции, будет достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий вследствие неопределенности конечного результата.

Таким образом, проблема принятия решения об инвестициях сводится к анализу адекватности плана предполагаемого развития событий и вероятных последствий его осуществления ожидаемому результату.

Методологической основой проектного анализа является системное понятие «проект». Проект представляет собой целостный объект, сущность которого многогранна: во-первых, от момента зарождения идеи проекта до стадии ее материализации в реальных объектах (будь то промышленные предприятия или объекты социальной инфраструктуры, занятые выпуском продуктов или услуг) требуется определенное время, которое составляет жизненный цикл проекта, и, во-вторых, прежде чем вкладывать в проект деньги, необходимо провести его комплексную экспертизу, чтобы доказать его целесообразность и возможность воплощения, а также оценить его эффективность в техническом, коммерческом, социальном, институциональном, экологическом, финансовом и экономическом аспектах.

Инвестиционный проект — дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близкие к этому понятию термины — «хозяйственное мероприятие», «работа» (или «комплекс работ»), «проект» как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия. В работе Шапиро В.Д. и др. «Управление проектами» под проектом понимают систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. В других работах под инвестиционным проектом понимают комплексный план мероприятий (включающий капитальное строительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д.), направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

В большей степени сущности проектного анализа отвечает трактовка проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение ограниченного периода времени и при установленном бюджете поставленных целей.

Итак, всякий проект для своего осуществления нуждается в ресурсах — финансовых, материальных, трудовых — для осуществления как процесса производства, так и процесса управления.

На самом раннем этапе работы с проектом возникает необходимость в сборе максимально полной информации о сфере реализации проекта, об участниках этого проекта, о правовом обеспечении нормального хода производственного процесса.

На стадии разработки проектной документации эта информация дополняется и становится комплексной, что позволяет с большей степенью обоснованности прогнозировать ход реализации и эксплуатации проекта.

Состав участников инвестиционных проектов и выполняемые ими функции в значительной степени зависят и определяются используемым типом управления инвестиционным проектом — традиционным или прогрессивным.

При использовании традиционного типа управления инвестиционным проектом выделяют следующих основных участников:

спонсор (организатор) — координирует взаимодействие всех участников проекта, ведет переговоры, анализирует коммерческие предложения, поступившие от подрядчиков и поставщиков, исследует рынок, отвечает за формирование полного «финансового пакета», выбирает финансового партнера; иногда спонсор берет на себя обязанности по строительному инжинирингу (спонсором может быть как некоммерческая структура, так и коммерческая организация);

подрядчик — инженерно-строительная фирма, привлеченная для проектирования и строительства;

поставщик оборудования — филиалы, дочерние компании, либо сами подрядчики, которые подписывают контракты на поставку оборудования и оказание услуг;

консультант по вопросам страхования — привлекается для выявления страхуемых рисков, оценки степени защищенности проекта с помощью страхового покрытия и подготовки соответствующих рекомендаций.

консультант по юридическим вопросам — подготавливает документы и рассматривает все соглашения и контракты по проекту;

консультант по налоговым вопросам — анализирует налоговую ситуацию в стране реализации проекта и налоговые обязательства участников и разрабатывает рекомендации по минимизации налоговых платежей;

консультант по маркетингу (может быть привлечен для оценки надежности показателей проекта, особенно если отсутствуют твердые договоры на продажу изделий, произведенных в результате реализации проекта);

финансовый консультант — обеспечивает наиболее благоприятные финансовые, кредитные и расчетные условия реализации проекта на основе сопоставления различных вариантов реализации проекта и проведения финансового анализа. В случае привлечения средств для реализации проекта из-за рубежа участие опытного финансового консультанта необходимо для представления проекта в соответствии с требованиями международных стандартов, облегчающими подбор потенциальных инвесторов и кредиторов. Роль финансового консультанта могут взять на себя какконсалтинговые компании, так и кредиторы, например, банк или другая финансовая организация. Важно, чтобы финансовый консультант принимал участие в разработке проекта с самого начала (существуют примеры, когда организаторы проектов затрачивали на разработку обоснования значительные средства, а проект оказывался нежизнеспособным с финансовой точки зрения);

кредиторы — предоставляют кредиты для финансирования проекта, обеспечивая их возможное фондирование (например, покупка ценных бумаг и иных фондов) с учетом требований проекта.

В настоящее время эффективное управление рассматривается в качестве самого ценного капитала фирмы, который позволяет наиболее эффективно осуществлять инвестиционные проекты, поэтому традиционный тип организации и управления проектами, при котором заказчик (спонсор) осуществляет функции управления, резко сокращается, уступая место прогрессивной форме управления инвестиционным проектом.

Дело в том, что большинству заказчиков трудно ориентироваться и быть достаточно компетентным во всех вопросах, связанных с принятием решений и реализацией проектов, поэтому главной фигурой при прогрессивной форме управления проектом становится управляющий проектом, его менеджер; управляющий проектом — как правило, представитель строительной или проектно-строительной организации, который осуществляет общее управление проектом, финансовое управление (финансовый анализ, кредиты, планирование и контроль за ликвидными средствами проекта), управление персоналом и управление строительным производством.

Ограниченный период времени, за который реализуются поставленные цели, называется жизненным циклом проекта. Сравнение поступающих денежных средств (выгод) и их расходов (затрат) позволяет определить так называемый чистый денежный поток. Первый этап реализации проекта, как правило, характеризуется отрицательной величиной чистого денежного потока (осуществляется инвестирование денежных средств), затем (с ростом доходов по проекту) его величина становится положительной.

Протяженность жизненного цикла проекта во времени означает, что будущая величина (ценность) затрат и доходов с точки зрения сегодняшнего дня (т. е. момента принятия решения об инвестировании средств в проект) различны.

Программа — планируемый комплекс экономических, социальных, технических, проектных и научно-исследовательских мероприятий, направленных на достижение генеральных целей или реализацию определенного направления развития; инвестиционная программа — совокупность унифицированных данных о системе инвестиционных проектов или инвестиционных предложений.

Инициатива разработки инвестиционного проекта может исходить от любого лица, юридического или физического, желающего принять участие в проекте в качестве практически любой стороны. Это может быть и заказчик, которому требуется тот или иной вид товара и которого интересует, насколько реально его производство, сколько оно будет ему стоить, насколько лучше со всех точек зрения новый вариант, чем применявшийся прежде, и т. д. Инициатором может выступать инвестор, желающий вложить деньги, но не знающий, какова вероятность успешного осуществления его идеи и какую отдачу он получит в случае успеха. Наконец, инициатором инвестиционного проекта может выступать и производитель некоего нового товара или автор идеи, желающий при помощи расчетов убедить организации или лица, которые могут стать инвесторами, доверить ему деньги.

В России существует большое число коммерческих организаций, имеющих достаточные суммы для осуществления инвестиций в реальные проекты, однако, понимая неустойчивость сегодняшнего российского рынка, они соглашаются финансировать какие-либо проекты очень осторожно, помня о том, что достаточно высока вероятность разорения еще вчера непоколебимых и солидных компаний. Разнообразие заказчиков подготовки инвестиционных проектов вносит дополнительные сложности в проведение самих расчетов, поскольку равные интересы, разные акценты, которые желали бы расставить заказчики, принадлежащие к разным сторонам в проекте, требуют дифференцированного подхода и подчас их совместного участия в расчетах проекта, его обсуждении и корректировке.

Как уже указывалось, протяженность жизненного цикла проекта во времени предопределяет различную ценность будущих затрат и доходов, относящихся к разным временным интервалам, т.е. момента, являющегося своеобразной точкой отсчета, например, сегодняшнего дня (в качестве которого могут выступать различные даты начала жизненного цикла проекта, такие, как момент зарождения идеи проекта или же момент принятия решения об инвестировании средств в проект и т.п.).

Итак, любой инвестиционный проект от момента своего зарождения до момента окончания проходит ряд определенных этапов, которые называют жизненным циклом проекта. Деление на этапы, как и всякая классификация, носит условный характер. Однако ввиду того, что последовательному развитию любого проекта присущи общие характерные другим проектам этапы, возникла потребность описать такие периоды. Рассмотрим несколько вариантов (примеров) жизненного цикла проекта.

Например, некоторые менеджеры схематично представляют стадии жизненного цикла проекта следующим образом:

– замысел;

– анализ проблемы (цели, требования, задачи);

– разработка концепции (анализ выполнимости, альтернативные концепции);

– детальная проработка (спецификации, чертежи, детальные планы);

– выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);

– использование (внедрение, техобслуживание, эксплуатация);

– ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).

Банковские работники подразделяют жизненный цикл проекта на более крупные стадии (фазы):

– предынвестиционную;

– инвестиционную;

– эксплуатационную.

Рассмотрим подробнее прединвестиционную фазу жизненного цикла проекта, так как данная фаза имеет решающее значение для удачного осуществлении всего инвестиционного проекта.

Принято выделять три стадии (уровня) проведения предынвестиционной фазы инвестиционного цикла проекта:

– изучение инвестиционных возможностей проекта;

– предпроектные исследования;

– оценка осуществимости инвестиционного проекта.

Различие между уровнями предынвестиционных исследований условно и глубина проработки каждого уровня зависит от сложности проекта, временных ограничений, требований потенциального инвестора и множества других факторов.

Следующий пример уходит корнями в практику проектного анализа в организациях Всемирного банка и включает такие последовательные этапы традиционного проектного цикла: определение (идентификация), разработка (подготовка), экспертиза, финансовое обеспечение, реализация проекта, эксплуатация и завершающая оценка. Содержательно перечисленные этапы включают следующее:

– определение — формулируются цели экономического развития, определяются задачи проекта, подготавливается предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, с этой целью вырабатываются идеи проекта, идет его эскизная предварительная проработка, анализ его осуществимости, рассматриваются альтернативные проекты. По окончании работ по этапу будущий кредитор и заемщик составляют совместный отчет (резюме);

– разработка — изучение технических, экономических, институциональных, финансовых аспектов проекта с точки зрения его осуществимости. Составление ТЭО. На этой стадии работу ведет либо заемщик, либо специальное агентство.

– экспертиза — детальное изучение всех аспектов проекта (его коммерческая жизнеспособность, технологическая прогрессивность, финансовые результаты, экологические последствия, народнохозяйственный эффект, социальная и культурная приемлемость, институциональная осуществимость). Такой анализ проводится либо специальным агентством, либо совместно кредитором и заемщиком. При этом анализируются все выгоды и затраты, связанные с проектом, т. е. технический план и степень его завершенности, воздействие на природную и социальную среду, коммерческие перспективы, финансовые обстоятельства проекта как такового и его влияние на состояние осуществляющего его агентства и т. д.;

– финансовое обеспечение — поиск инвесторов, проведение встреч «кредитор—заемщик», выработка условий финансирования и кредитования, утверждение кредита, подписание всех документов, после чего происходит выдача кредита под проект;

– реализация проекта — закупки и размещение заказов, строительство, монтаж оборудования, мониторинг, сдача в эксплуатацию.

– эксплуатация — проведение непосредственной проектной деятельности, надзор за ходом и управление проектом.

– завершающая оценка проводится через некоторое время после осуществления проекта и служит целям ретроспективного анализа.

Все сказанное позволяет еще раз подчеркнуть сложность, многогранность реального процесса прохождения от идеи проекта до стадии подведения итогов.

Финансирование проекта должно обеспечить решение двух основных задач:

– обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнять проект в соответствии с временными и финансовыми (денежными) ограничениями;

– снижение затрат финансовых средств и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Финансирование проекта включает четыре этапа:

– предварительное изучение жизнеспособности проекта;

– разработка плана реализации проекта;

– организация финансирования;

– контроль за выполнением плана и условий финансирования.

На первом этапе до представления проекта инвесторам проводится предварительный анализ жизнеспособности проекта. Делается это для того, чтобы определить стоит ли проект дальнейших затрат времени и средств и будет ли потока наличности достаточно для покрытия всех издержек и получения средней прибыли.

Этап планирования реализации проекта охватывает процесс от момента предварительного изучения его жизнеспособности до организации финансирования. На этом этапе проводится оценка всех показателей и рисков по проекту с анализом возможных путей развития экономической, политической и других ситуаций; прогнозируется влияние на жизнеспособность проекта таких факторов, как: процентные ставки по кредитам, темпы роста инфляции, валютные риски и т.д.

После завершения первых двух этапов разрабатываются предложения по организации схемы финансирования проекта.

После организации финансирования по проекту на фазе его реализации осуществляется контроль за выполнением плана и условий финансирования.

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

– собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);

– заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

– привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

– денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

– инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

– иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2008 № 161-ФЗ)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — №32. – Ст. 3301;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — №5. — Ст. 410.
  5. ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ) // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918.
  6. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  7. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 19-ФЗ, от 18.06.2001 № 75-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.12.2004 №199-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  8. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 29.04.2008 №58-ФЗ) // КонсультантПлюс.
  9. ФЗ от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // КонсультантПлюс.
  10. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М., 2008
  11. Маренков Н.Л. Инвестиции. М., 2007.
  12. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами, С-Пб., 2006.
    
  13. Янковский К.П. Инвестиции. М., 2006.


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.5MB | MySQL:117 | 1,571sec