Предпосылки для иностранного инвестирования в России

<

091313 2331 11 Предпосылки для иностранного инвестирования в России

1.ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Факторами инвестиционной привлекательности страны являются в основном определенные макроэкономические показатели развитости страны в целом, зависящие от развития производства, уровня развития технологий, уровня жизни и многих других, связанных между собой параметров, объединяя которые можно составить цельную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны или региона. От уровня развития и состояния этих факторов зависит практически вся жизнь экономики любой страны. Сейчас им уделяется огромное внимание, но улучшение их показателей является долгосрочным и достаточно сложным заданием.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе:

природные ресурсы и состояние экологии;

качество рабочей силы;

уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств;

макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный, в том числе внешний долг;

качество государственного управления, политика центральных и местных властей;

законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни, степень либеральности;

уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция;

защита прав собственности, уровень корпоративного управления;

обязательность партнеров при исполнении контрактов;

качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;

открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизма в экономике.

Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России – это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.

Но уже в отношении качества рабочей силы необходимо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качества рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, характеризует Россию как страну не очень благоприятную для размещения производства, на рубеже с группой стран не подходящих для размещения какого-либо производства. 10 Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.

Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явная слабость. Необъятные просторы оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Отсутствие современной инфраструктуры значительно увеличивает величину необходимых первоначальных затрат.

Среди европейских стран Россия в 2007 г. заняла четвертое место по числу созданных иностранными инвесторами новых рабочих мест — 14 934 (8,5% от общеевропейского показателя) и восьмое по числу новых проектов — 139 (3,7%).

Как и любая страна, в экономике которой происходят большие перемены, Россия – это большие возможности. Поэтому для тех иностранных инвесторов, которые рассчитывают свои шаги на короткий срок, она очень привлекательна.

В ближайшей перспективе главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения становится увеличение объема капитальных вложений. Они направляются на увеличение выпуска конкурентоспособной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АСПЕКТЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

В течение последних 2 лет темп прироста иностранных инвестиций в нефинансовый сектор российской экономики составлял более 30% в год. В 2006 г. объем поступивших иностранных инвестиций в экономику России достиг 53,7 млрд долл., а в первом полугодии 2007 г. — 23,41 млрд долл.

Прирост объема накопленных иностранных инвестиций увеличивается из года в год. В большей степени это связано с наличием в иностранных инвестициях значительной доли средств, привлеченных российскими компаниями в качестве заимствований и торговых кредитов, а также с возвращением ранее вывезенного российского капитала. На конец 2006 г. объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику составил 111,8 млрд долл. против 82 млрд долл. годом ранее. За первое полугодие 2007 г. они увеличились еще на 9,5 млрд долл.

Повышение суверенного рейтинга России крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами оказало существенное влияние на решение иностранных инвесторов осуществлять вложения в экономику России. В течение последних 3 лет суверенный и корпоративные рейтинги систематически повышались. В 2004 г. рейтинговое агентство Moody’s впервые повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня, впоследствии это сделали два других рейтинговые агентства — S&P и Fitch. На данный момент суверенный рейтинг России от всех трех агентств относится к инвестиционному уровню.

Рост суверенного рейтинга России позволил повысить его и крупным компаниям. Высокие кредитные рейтинги российских компаний способствуют снижению иностранными банками процентных ставок по кредитам для отечественных предприятий, что стимулирует рост международных заимствований российского корпоративного и банковского сектора. Масштабный выход отечественных компаний на западные рынки капитала привел к существенному росту корпоративного долга. Согласно данным Банка России прирост задолженности нефинансовых предприятий перед иностранными кредиторами в 2006 г. составил 49,6 млрд долл., увеличившись до 126 млрд долл., тогда как в 2005 г. прирост задолженности составлял 21 млрд долл. В 2007 г. этот процесс замедлился, и за I кв. 2007 г. объем заимствований нефинансового сектора увеличился еще на 5,1 млрд долл. (за I кв. предыдущего года прирост достиг 8,7 млрд долл.).

<

В российской экономике сохраняется неравномерное поступление иностранных инвестиций по отраслям. В 2006 г. основной их объем (38%) пришелся на оптовую и розничную торговлю. На втором месте, с большим отрывом, инвестирование в сферу добычи полезных ископаемых. Прежде всего это связано с усилением контроля государства за доступом к российским недрам, что выражается в увеличении ограничений для иностранных компаний при их участии в разработке российских месторождений и в совместных предприятиях.

Продолжается сокращение притока иностранных инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли. При этом в первую очередь существенно снизился объем прочих иностранных инвестиций. Так, величина заимствований и торговых кредитов ТЭК в 2006 г. по отношению к предыдущему году сократилась на 75%, металлургического комплекса — на 25%. В первом полугодии 2007 г. наметилась переломная тенденция в привлечении иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых: в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций доля данной отрасли увеличилась до 23%, тогда как в соответствующий период прошлого года она составила 13,4%. Однако многие сделки с привлечением кредитов иностранных банков отечественными топливно-энергетическими и металлургическими компаниями осуществляются через оффшорные зоны, что не позволяет учесть в полном объеме иностранные инвестиции, привлекаемые данными отраслями.

В последние 2 года отмечается рост инвестиционной активности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, прежде всего в пищевой промышленности, химическом производстве, а также сфере услуг.

Наиболее перспективным и динамично развивающимся видом деятельности на протяжении последних 3 лет остается оптовая и розничная торговля. В 2006 г. объем чистого притока иностранных инвестиций в этот сектор составил 8,7 млрд долл., увеличившись на 57%, а объем накопленных иностранных инвестиций на конец года превысил 28,4 млрд долл. Рост доходов населения и широкое распространение потребительского кредитования стали основными факторами бурного развития данного сектора. Российские торговые сети в условиях экстенсивного развития отдавали свои предпочтения финансированию за счет реинвестирования прибыли и увеличению заимствований. Иностранные игроки, обладая собственными денежными ресурсами, наоборот, осуществляли прямые финансовые вложения.

В ближайшие 3-4 года прогнозируется сохранение интенсивного роста иностранных инвестиций в оптовую и розничную торговлю, что связано с ожидаемой экспансией крупнейших иностранных игроков и мировых лидеров торговли, а также с увеличением заимствований национальных торговых сетей для финансирования региональной экспансии.

Не менее привлекательным объектом для иностранных инвестиций является пищевая промышленность. Рост благосостояния широких слоев населения, в том числе малообеспеченных, связанный с индексацией зарплат работникам бюджетной сферы, стимулировал повышение спроса на продукты питания. Чтобы обеспечить растущий внутренний спрос, компании, производящие продукты питания, привлекали дополнительные инвестиции в расширение производства, в том числе и на внешнем рынке. Кроме того, существенно возросли инвестиции иностранных компаний, работающих на российском рынке.

Несмотря на невысокие показатели накопленных иностранных инвестиций, сельское хозяйство на сегодняшний день также является одной из наиболее перспективных отраслей для притока иностранного капитала. Подтверждением этому может служить приход в 2005 г. в российский аграрный сектор международных компаний с оборотами в десятки миллиардов долларов (Glencore с оборотом 40 млрд долл., Bunge — 22 млрд долл., Louis Dreyfus — 20 млрд долл.). В планах компаний — осуществление значительных инвестиций в агропромышленный сектор. За 2006 г. объем накопленных иностранных инвестиций в сельском хозяйстве увеличился на 20,6%, а за первое полугодие 2007 г. — на 21%. При этом большую часть из них составляют прямые вложения иностранных компаний. Рост конкуренции на сельскохозяйственном рынке должен дать дополнительный толчок компаниям к привлечению инвестиций, в том числе за рубежом.

Во многих отраслях (производство пищевых продуктов, металлургическое производство, финансовая деятельность) наблюдается сокращение объема накопленных иностранных инвестиций при сохранении значительных объемов поступлений. Прежде всего это связано с наступлением сроков возврата по многим кредитам, а также с рефинансированием задолженности компаниями.

Наиболее успешные отрасли для своего развития привлекают преимущественно кредиты иностранных банков и торговые кредиты. Если в среднем по всем отраслям объем прочих иностранных инвестиций (где значительную часть составляют кредиты иностранных организаций) превышает прямые иностранные инвестиции в 3 раза, то в отрасли связи, как более динамично развивающейся, — в 60 раз, в оптовой торговле и металлургическом производстве — в 30 раз, в химическом производстве — в 5 раз.

Благоприятная динамика макроэкономических показателей, наблюдаемая в российской экономике в последние несколько лет, способствует росту иностранных инвестиций в подавляющее большинство отраслей. К аутсайдерам можно отнести лишь одно из наиболее капиталоемких производств — металлургическое производство, где приток иностранных инвестиций в 2006 г. по сравнению с 2005 г. сократился на 3,6 млрд долл. В первом полугодии 2007 г. приток иностранных инвестиций в металлургическое производство сократился на 29,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Отчасти это связано с насыщением данной отрасли капиталом. Кроме того, на фоне высоких мировых цен на энергоресурсы и цветные металлы данные отрасли стали способны обеспечивать свои операционные потребности, в связи с чем отпала необходимость заимствований за рубежом.

В последнее время среди стран, осуществляющих крупнейшие инвестиции в экономику России, значительных изменений не происходит: на долю 10 крупнейших стран-инвесторов пришлось 87% иностранных инвестиций. Эти страны можно условно разделить на 2 группы: государства, входящие в оффшорные зоны, где зарегистрированы дочерние структуры российских компаний, и остальные государства, чьи компании инвестируют в Россию для расширения собственного присутствия или предоставляют кредиты российским предприятиям.

К первой группе можно отнести такие страны, как Люксембург, Кипр, Нидерланды, Виргинские и Багамские острова. Из этих стран в 2006 г. поступило 55% всех иностранных инвестиций в российскую экономику (в 2005 г. — 49%). Данный показатель свидетельствует о растущем доверии российских инвесторов к государству.

Ко второй группе стран относятся Германия, Великобритания, США, Франция, Швейцария, которые инвестировали 16,5 млрд долл. в 2006 г. и 0,93 млрд долл. в первом полугодии 2007 г., что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года (5,21 млрд долл.). Однако приток иностранных инвестиций из этих стран в последние 2 года практически не менялся. Тем не менее инвестиции из этих стран отражают реальную заинтересованность иностранных инвесторов в выходе на российский рынок.

Значительные усилия для стимулирования иностранных инвестиций в Россию прилагает государство. В частности, для этих целей были созданы Особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории 6 субъектов Федерации. Основная задача данных зон — привлечение иностранных инвестиций для создания сборочных производств (Липецкая область, Республика Татарстан) и научно-исследовательских центров и технопарков (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Томская область). Предполагается, что преференции, предоставляемые местными и федеральными властями, позволят значительно повысить конкурентоспособность производств российских и иностранных компаний, присутствующих на мировых рынках, куда будет экспортироваться продукция, произведенная в данных зонах.

Несмотря на высокие показатели привлечения иностранных инвестиций в нефинансовый сектор, сдерживающим фактором остается наличие административно-бюрократических барьеров. Ощутимое влияние коррупции и неразвитость судебной системы также создают препятствия для ведения бизнеса в России.

К негативным факторам, которые могут повлиять на инвестиционный фон в стране, можно отнести значительную зависимость российской экономики от конъюнктуры сырьевых рынков, а также существенный рост задолженности негосударственного сектора перед внешними кредиторами. В случае негативного развития событий на рынках энергоресурсов некоторые российские предприятия могут оказаться на грани банкротства, так как многие из них брали кредиты под развитие проектов в условиях благоприятной конъюнктуры рынков.

Тем не менее последние несколько лет устойчивость российской экономики растет, а новые развивающиеся секторы, ориентированные на внутренний рынок, в меньшей степени подвержены влиянию внешних факторов. В среднесрочной перспективе позитивный макроэкономический фон создаст благоприятные условия для дальнейшего развития как экспортно-ориентированных отраслей, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, а также повышению активности российских экономических агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АГЕНТОВ СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ

 

Роль агентств заключается в поиске и привлечении таких типов инвестиций, которые помогут правительству обеспечить выполнение глобальных экономических задач. Кроме того, правительство и агентство могут предпринять шаги для увеличения воздействия на экономику каждого типа инвестиций, проводя политику, которая направлена на глобальные и долгосрочные экономические цели. Некоторые виды такой политики обсуждаются ниже.

Налаживание связей с местными поставщиками. Исследования отмечают, что ТНК обычно приобретают только незначительную часть компонентов у местных поставщиков. Частично это происходит из-за существующего разрыва между иностранными и местными компаниями в технологии, качестве продукции и управлении процессами. Местные компании часто не могут изготовить компоненты надлежащего качества и/или осуществить своевременную поставку. Данная проблема становится ещё более актуальной в свете глобализации экономики, поскольку ТНК ищут мировые рынки, чтобы получить сырье наивысшего качества с наименьшими издержками.

Тем не менее, закупки компонентов у местных поставщиков иностранными компаниями приносят региону-реципиенту ощутимую экономическую выгоду, создавая новые рабочие места, увеличивая объемы продаж местных компаний и оказывая благоприятное воздействие на платежный баланс. Местные поставщики, в свою очередь, знакомятся с конкурентоспособными международными управленческими и организационными методиками.

Политика, проводимая местным правительством, может способствовать укреплению связей ТНК с местными поставщиками. Так, правительство может поддержать программы управленческого развития и обучения для повышения конкурентоспособности местных компаний. Более того, правительство и агентство должны сотрудничать с ТНК для увязки потребностей ТНК и возможностей местных поставщиков.

Поощрение ТНК к развитию бизнеса на территории. Удовлетворенность инвесторов от работы на данной территории является одним из лучших способов увеличить экономическую выгоду ПИИ. Правительство может внести свою лепту, последовательно работая над совершенствованием бизнес- и инвестиционной среды. Агентство также может содействовать этим усилиям, предоставляя пост-проектное сопровождение действующих инвесторов. Цель такой политики – обеспечить, как минимум, продолжение работы инвесторов на данной территории, а желательно – дать им основания для расширения своего присутствия в стране/регионе.

Расширение связей между наукой и производством. Многие страны с переходной экономикой обладают значительным научным и исследовательским потенциалом, сосредоточенным в университетах и исследовательских институтах. Однако зачастую этот потенциал используется лишь для теоретических исследований, которые не носят прикладного характера, и которые сложно применить для промышленных и коммерческих целей. Расширяя связи между университетами и местными компаниями, агентство может помочь использовать существующий исследовательский потенциал в коммерческих целей и расширить технологические возможности местных поставщиков. Это, в свою очередь, усилит шансы местных компаний стать поставщиками зарубежных инвесторов. Научно-производственные связи могут также использоваться для сотрудничества с ТНК с целью улучшения производственных процессов, для адаптации продукции зарубежных инвесторов к местным рынкам, а также для разработки новых продуктов.

Развитие человеческих ресурсов. Стимулирование инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью является лучшим способом повысить экономические выгоды ПИИ. В то время как доступность дешёвой неквалифицированной рабочей силы очень важна для некоторых типов ПИИ, особенно для экспортно-ориентированных, привлечение инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью требует наличия хорошо образованных, обученных или поддающихся обучению рабочих.

Способность территории привлекать ПИИ в отрасли с высокой добавленной стоимостью зависит от величины инвестиций в образование и обучение, особенно технических и управленческих кадров. В качестве части стратегии по привлечению инвестиций, правительства и агентства должны сотрудничать с образовательными учреждениями по повышению качества рабочей силы в определенных отраслях. Например, в рамках правительственной стратегии по стимулированию инвестиций в сектор электронной промышленности Коста-Рики, технические вузы Коста-Рики реализовали правительственную программу повышения квалификации рабочих электронной промышленности.

Стимулирование децентрализованного роста. Многие страны пытались усилить экономические выгоды от привлечения ПИИ путем поощрения инвесторов вести бизнес в экономически отсталых либо удаленных регионах страны. Путём создания свободных зон и зон благоприятствования экспортной деятельности, правительства предлагают щедрые льготы инвесторам для привлечения инвестиций в эти «полюса роста».

Хотя такие стратегии децентрализации показали свою эффективность в развитых странах, они часто не приводят к желаемому результату в странах с переходной экономикой из-за плохой транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также из-за ограниченного доступа к коммунальным услугам (например, водоснабжению и энергоснабжению). Качество труда и доступность персонала сельских территорий проблематичны; мобильность персонала часто ограничивается условиями жизни, образованием и др. Более того, приглашенные в страну-реципиент иностранные сотрудники ТНК могут не захотеть проживать за пределами центральных городских зон.

В качестве компенсации, правительства предлагают исключительно щедрые инвестиционные стимулы, но даже такие меры оказываются неэффективными. Хотя децентрализация потенциально является способом повысить экономические выгоды ПИИ, потери от предоставления подобных стимулов должны тщательно оцениваться. Кроме того, правительства, которые оказывают слишком большое давление на иностранных инвесторов с целью инвестирования ими в сельские территории, рискуют уступить возможные инвестиции соседним странам, которые позволяют инвесторам самостоятельно выбирать место инвестирования.

Создание отраслевых кластеров. Концепция создания отраслевых кластеров достаточно проста. Компании, специализирующиеся на определенных секторах, конкурируют и сотрудничают на определенной территории и создают, таким образом, условия для дальнейшего роста и инноваций. Примеры создания отраслевых кластеров в развивающихся странах: кожевенно-обувная промышленность в Бразилии (Sinos Valley), производство швейных машин, велосипедов и их деталей, а также шерстяного трикотажа в Лудхиане, индийский штат Пенджаб.

Частный сектор, теоретически, может играть центральную роль в формировании отраслевых кластеров, но только когда деятельность компании не ограничивается сборочными работами и включает, например, исследовательские работы и производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Правительства могут стимулировать отраслевые кластеры предоставлением соответствующих стимулов, отведения компаниям – участникам кластера определенных территорий и усилением отраслевой принадлежности через формирование единой концепции развития региона. Однако при формировании отраслевых кластеров необходимо учитывать ряд дополнительных факторов, и эти факторы менее всего подвержены краткосрочному вмешательству правительства. Эти факторы включают научно-производственные связи, квалифицированную рабочую силу, адекватные местные условия, инфраструктуру, общественную поддержку НИОКР и наукоемкого производства.

На практике большинство кластеров по всему миру возникало независимо, без прямого правительственного вмешательства. Более того, существует опасность, что правительства могут рассматривать программу отраслевых кластеров как замену другой деятельности по созданию предпосылок равномерного экономического роста (проведение разумной макроэкономической политики, рыночные и административные реформы, и т.д.). Проведение разумной рыночно-ориентированной политики во многих ситуациях является наилучшим способом стимулирования местного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999. № 160-ФЗ.
  2. Баранов А.О. Экономика России: деньги, бюджет, инвестиции. М., 2004.
  3. Вахрин П.И. Инвестиции. М., 2005.
  4. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой анализ). М., 2006.
  5. Евстигнеев В. Портфельные инвестиции в мире и России : выбор стратегии. М., 2007.
  6. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2006.
  7. Маренков Н.Л. Инвестиции. М., 2007.
  8. Палухзина Я. Кокшаров А. Барышня –крестьянка// Эксперт. № 39. 2006.
  9. Хандруев А. Голландская болезнь// Прямые инвестиции. № 1. 2008.
  10. Черкасов В.Е. Международные инвестиции. М., 2005.
  11. Янковский К.П. Инвестиции. М., 2006.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.76MB | MySQL:125 | 1,337sec