Роль инвестиций в структурной перестройке экономике (на примере Южного Федерального округа)

<

091313 2237 11 Роль инвестиций в структурной перестройке экономике (на примере Южного Федерального округа)Южный федеральный округ объединяет в своем составе шесть субъектов Российской Федерации: Республику Адыгея, Республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую область, Волгоградскую область и Ростовскую область. Округ расположен на крайнем юге европейской зоны России, занимая южную часть Восточно-Европейской равнины, северо-запад Прикаспийской низменности и западную часть Большого Кавказского хребта. Территория Южного федерального округа составляет 420,9 тыс.кв.км.

Главными особенностями Южного федерального округа являются:

— выдающееся в масштабах Евразии транспортно-географическое положение, обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связующем страны АТР (Китая, Кореи, Японии) со странами средиземноморского бассейна. Уникальный транспортно-транзитный потенциал Южного федерального округа должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона;

— наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал.

Высокая социально-экономическая привлекательность Южного федерального округа обусловливает относительное улучшение в нем динамики демографических и миграционных процессов. Как следствие, по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3 место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального), по динамике численности населения – 2 место (после Северо-Кавказского), по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер хозяйства – 1 место;

— достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях АПК, сельхозмашиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает третье место в России (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);

— формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс. Он уже стал катализатором социально-экономического развития Краснодарского края, а в перспективе – после окончания работ на олимпийских объектах – его основные производственные звенья — трудоресурсное, строительное, технико-технологическое — могут и должны стать экономической базой развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на всей территории округа.

Вместе с тем выделяется существенная региональная неоднородность Южного федерального округа, объективно разделяющегося на две части: Азово-Черноморскую и Волго-Каспийскую.

Структурная перестройка экономики затрагивает 5 уровней:

1. Региональный

Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процентов общероссийских запасов), угля (3,4 процента), нефти, включая газовый конденсат (0,24 процента), газовой серы (около 90 процентов от запасов Российской Федерации), соли поваренной (15 процентов), ртути (7 процентов), стекольного сырья (7 процентов), значительные запасы сырья для производства местных строительных материалов. Омывающие территорию округа воды Каспийского, Азовского и Черного морей богаты биоресурсами.

Важнейшими секторами экономики округа, имеющими общероссийское и межрегиональное значение, выступают агропромышленный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, транспортный комплекс и торговля.

Сегодня на 1 экономический район (Краснодарский край) приходится порядка 60% инвестиций, на Ростовскую область – 20% (31,8% составляют собственные средства предприятий и 68,2% — привлеченные средства, в составе которых 23,2% — бюджетные (из них 16,2 процента и 4,7% — соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и 8,7 процента — кредиты банков).

Депрессивные районы: Адыгея, Калмыкия.

Динамично развивающиеся районы: Краснодарский край и Ростовская область.

Наибольший темп роста инвестиций: район Большого Сочи.

2. Отраслевая структура экономики.

Современная роль Южного федерального округа в экономике Российской Федерации, характеризующаяся его удельным весом в важнейших общероссийских экономических показателях, отражает пока недостаточный уровень использования его современного социально-экономического потенциала.

Предприятия округа производят 21% общероссийского объема стальных труб, 13% — металлорежущих станков, почти 19% — тракторов, 9 % — экскаваторов, около 7% — легковых автомобилей, 18% общероссийского объема цемента, 15% — строительного кирпича, почти 10% всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28 процентов, в экспорте продукции машиностроительного комплекса составляет почти 7%, металлургического комплекса – более 4 процентов.

В настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров. Агропромышленный комплекс Южного федерального округа обеспечивает 12,5 процентов от общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11 процентов — яиц и цельномолочной продукции, около 12 процентов — животного масла, 46 процентов — растительного масла, 33 процента — сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, в значительной степени ориентированная на поставки в другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных изделий Российской Федерации и 28 процентов обуви.

<

По отдельным товарным группам устойчивые конкурентные позиции сохраняют металлургический и машиностроительный комплексы Южного федерального округа. Предприятия округа производят 21 процент общероссийского объема стальных труб, 13 процентов — металлорежущих станков, почти 19 процентов — тракторов, 9 процентов — экскаваторов, около 7 процентов — легковых автомобилей. В свою очередь, быстрорастущий инвестиционный спрос и стабильно развивающийся строительный комплекс Южного федерального округа требуют дальнейшего наращивания производства строительных материалов. В настоящий период здесь производится около 18 процентов общероссийского объема цемента, 15 процентов — строительного кирпича, почти 10 процентов всего объема сборных железобетонных конструкций и изделий.

На внешних товарных рынках наиболее сильные позиции предприятий округа отмечаются по продукции агропромышленного комплекса. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28 процентов, в экспорте продукции машиностроительного комплекса составляет почти 7 процентов, металлургического комплекса – более 4 процентов.

Положение Южного федерального округа на пересечении двух основных евроазиатских транспортных направлений Восток-Запад и Север-Юг обусловливает перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также роста объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, сдерживая реализацию транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижая пространственную мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе.

В настоящее время Южный федеральный округ является энергодефицитным регионом. Его энергетические системы относятся к старым энергосистемам России, в связи с чем основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.

Темпы роста производства в Южном федеральном округе в последнее десятилетие превышали среднероссийские, рост ВРП составил в округе в 2009 году 165,7 % по отношению к 2000 году, рост промышленного производства – 153,4 % (средние по стране показатели составляли соответственно 159,2 % и 135 %).

Структура производимой в округе валовой добавленной стоимости отличается от среднероссийской высокой долей сельского хозяйства (раздел А «Сельское и лесное хозяйство, охота» ОКВЭД), удельный вес которого в Южном федеральном округе почти втрое превосходит средний по стране, высокими долями транспорта и связи, определяющихся двумя регионами – Краснодарским краем и Астраханской областью, располагающих мощнейшими на юге страны транспортными комплексами международного и межрегионального значения, а также высокой долей сектора социальных услуг (в первую очередь государственного управления, а также здравоохранения, образования), предоставляющего в большинстве своем услуги нерыночного характера. Доля социальных услуг выше средней по стране во всех южных регионах, кроме Волгоградской области, особенно велика она в Республиках Адыгея и Калмыкия, где в силу низкого экономического потенциала сектор бюджетных услуг является существенным фактором занятости и формирования доходов.

Несмотря на высокую долю социальных услуг, удельный вес сервисного сектора в целом в Южном федеральном округе ниже, чем в других федеральных округах, доля наиболее высокодоходных услуг коммерческого характера в валовой добавленной стоимости (ВДС) во всех регионах Южного федерального округа ниже среднероссийской, исключая Краснодарский край. Для трудоизбыточного региона с относительно дешевой рабочей силой, которая может быть эффективно занята в сервисных отраслях, это отражает, с одной стороны, недостаточный уровень развития сферы рыночных услуг в округе (особенно по транспорту и связи, а также комплексу бытовых услуг), с другой стороны, вероятно, недоучет доходов в сервисном секторе округа за счет теневого бизнеса и нерегистрируемой экономической деятельности.

Региональные особенности структуры производства являются важным фактором формирования его эффективности. Выработка ВДС на одного занятого в экономике Южного федерального округа составляет 65 процентов от средней по стране, с учетом межрегиональной дифференциации цен – 70 процентов. Вклад структурного фактора в это отклонение составляет 25 процентов, а 75 % определяется различиями в абсолютных показателях производительности труда по видам деятельности, которые ниже средних по стране по всем агрегированным видам экономической деятельности (ВЭД), исключая сельское хозяйство (при учете ценового фактора средняя по Российской Федерации выработка ВДС на одного занятого достигается в строительстве и по ВЭД «гостиницы и рестораны»). Средняя заработная плата в Южном федеральном округе в 2008 году составляла 73 % от средней по Российской Федерации, отклонение на 80 % определяется разницей заработной платы по отдельным видам деятельности, примерно на 20 % — особенностями структуры производства.

Южный федеральный округ и все входящие в его состав субъекты Российской Федерации относятся к числу ввозящих регионов, чистый ввоз добавленной стоимости в округ составляет порядка 20 % от ее производства. В динамике масштабы перераспределения ВДС в пользу Южного федерального округа обнаруживают тенденцию к росту. Объемы используемой в округе валовой добавленной стоимости превышают объемы ее производства и достаточны только для покрытия текущего потребления домашних хозяйств и органов государственного управления. Ресурсы, необходимые для формирования накопления, завозятся в округ извне. Это означает, что сильное влияние на региональную динамику оказывает инвестиционная привлекательность регионов Южного федерального округа для частных инвесторов, а также возможность привлечения в регион бюджетных инвестиций.

На развитие экономики и социальной сферы Южного федерального округа в 2009 году использовано 682,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (93,8 % к уровню 2008 года). Объём инвестиций в округ составил 8,6 процента от общего объема инвестиций в основной капитал Российской Федерации. Более половины инвестиций в основной капитал округа (52,5 %) было привлечено в Краснодарском крае.

Инвестиции в основной капитал идут преимущественно:

– в строительство – 60% от всего объема инвестиций;

– связь – 7%;

–электроэнергетика – 3%;

– промышленность – 8%;

– курортная отрасль – 6%;

– все остальные отрасли – не более 1,5 – 2% на отрасль.

В январе 2011 г. инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам среднего и малого предпринимательства  составили 11,6  млрд. рублей, или 142,2% к соответствующему периоду предыдущего года.

Тенденции изменения отраслевой структуры инвестиций – увеличение доли инвестиций в строительство, что обусловлено строительством олимпийских объектов в Сочи.

Большое влияние на развитие экономики округа оказывают строительные и прочие работы, проводимые в связи с подготовкой и проведением Олимпиады 2014 года в г. Сочи. Однако влияние это неравномерно: в годы подготовки к Олимпиаде темпы роста инвестиций будут поддерживаться на сравнительно высоком уровне, а с 2015 года ожидается некоторое замедление инвестиционной активности.

Основными приоритетами государственного инвестирования в период до 2020 года в Южном федеральном округе будут:

— строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура);

— жилищное строительство для обеспечения отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством;

— модернизация и развитие стратегически важных инфраструктурных объектов и технически сложных систем жизнеобеспечения (транспорт, телекоммуникационные инфраструктуры, мощности оборонного комплекса и др.);

— поддержка развития фундаментальной науки и развития наукоемких технологий в строительстве и производстве строительных материалов.

Хотя и отмечаются значительные темпы роста инвестиций в район Большого Сочи, не происходит технического перевооружения всего региона. Большая часть инвестиций последних лет связано с инвестициями в строительных комплекс, а не с развитие производства и промышленности.

3. Видовая структура инвестиций (технологическая структура):

Для экономики округа в настоящий период характерен в целом низкий уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает не более 60 процентов от среднего показателя по Российской Федерации.

1) высокая доля основного капитала – более 50% инвестиций за последние 10 лет направлено на строительство жилья, культурно-спортивных учреждений, в меньшей степени производственных зданий и сооружений;

2) доля затрат на приобретение и монтаж оборудования составляет 18% и имеет тенденцию к снижению;

3) снижается доля наукоемких секторов инвестиционной деятельности (научных исследований, проектных и конструкторских работы) – с 8,1% в 1992 г. до 0,8% в 2010 г.

4. Воспроизводственная структура инвестиций – доля нового строительства и реконструкций.

Доля нового строительства растет, в основном, за счет зданий и сооружений.

За 2010 год общий объем иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), поступивших в экономику края, составил 543,2 млн. долларов США, и уменьшился на 6,3% по сравнению с 2009 годом.

К концу декабря 2010г. объем накопленного иностранного капитала составил 4,0 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2009 годом на 4,4%.

5. Организационно-правовая структура экономики.

1) значительное увеличение доли иностранной и совместной собственности за счет роста иностранных инвестиций;

2) снижение доли частной собственности за счет роста смешанной собственности (частная плюс государственная)

3) изменение структуры источников финансирования – значительный рост доли привлеченных средств (60%).

Тенденции изменения отраслевой структуры инвестиций – увеличение доли инвестиций в строительство, что определяется климатической привлекательностью отрасли, ростом олимпийских объектов.

 

 

Список литературы

 

  1. Оценка инвестиционной привлекательности рынка Краснодарского края. Краснодар, 2009.
  2. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. М., 2010.
  3. http://www.krsdstat.ru/ Официальный сайт территориального органа Федеральной службы статистики по Краснодарскому краю.

     


     

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.11MB | MySQL:122 | 1,481sec