Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов

<

110213 2209 1 Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора (фирмы). Если стратегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать создание нового товара или освоение нового рынка за тридевять земель. А. Ю. Юданов в работе рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты. Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего (средне го) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»). Примеры; автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним относится большинство российских крупных промышленных предприятий.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.

Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы», — лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1 -го хода. Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, «Зенит», «Осборн» и др.), биотехнологии («Джинентек») и др.

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится». Матрица «Издержки — потребительная ценность» для нахождения места для различных форм инноваторов показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себестоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении технологии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит).

Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стратегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке. Исследования Ж.-Ж. Ламбена показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары.

В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные результаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские компании (корпорации) «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Дженерал электрик», японские «Сони», «Тойота», шведская «Электролюкс», германская «Сименс», южно-корейская «Самсунг» и многие другие организации свои стратегии формируют на основе следующих принципов:

  1. диверсификация выпускаемых товаров;
  2. сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате
    внедрения различных видов инноваций;
  3. повышение качества товаров и ресурсосбережение за счет углубления
    НИОКР и активизации инновационной деятельности;
  4. применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патйентов, коммутантов или эксплерентов;
  5. развитие международной интеграции и кооперирования;
  6. повышение качества управленческого решения и др.

    Из сказанного можно сделать вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет разные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме. Здесь уместно напомнить поговорку: «Нельзя класть все яйца в одну корзину».

    В целом анализ стратегий функционирования крупных фирм показывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной стратегии. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское».

     

     

     

     

     

     

     

     

    Перечень основных методов инновационного менеджмента.

    <

    Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).

    Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).

    В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов.

    Методы анализа:

  • методы сравнения;
  • индексный метод;
  • балансовый метод;
  • метод цепных подстановок;
  • метод элиминирования;
  • графический метод;
  • функционально-стоимостный анализ;
  • факторный анализ;
  • SWOT- анализ;
  • системный анализ и др.

    Функционально-стоимостный анализ (ФСЛ) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен

    выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта.

    Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

    Идея SWOT-анализа заключается в следующем:

    а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу;

    б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

    Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий: анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией; анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом; анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами. Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа.

    Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:

  • сводки и группировки;
  • абсолютных и относительных величин;
  • средних и средневзвешенных величин;
  • динамических рядов;
  • сплошных и выборочных наблюдений;
  • детализации и обобщения и др.

    Методы прогнозирования:

  1. нормативный;
  2. экспериментальный;
  3. параметрические;
  4. экстраполяции;
  5. индексный;
  6. экспертные;
  7. экономико-математические и др.

    Методы исследования операций (или оптимизации):

    1.Методы линейного программирования:

  • симплексный метод;
  • двойственная задача;
  • транспортная задача;
  • целочисленное программирование;
  • теория игр и др.

    2.Методы (модели) нелинейного программирования:

  • метод множителей Лагранжа;
  • модели выпуклого программирования;
  • модели динамического программирования.

    3.Специальные модели исследования операций:

  • модели сетевого планирования и управления;
  • теория массового обслуживания;
  • модели управления запасами и др.

    Методы стратегического маркетинга:

    1) прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;

    2)анализ и оценка;

    3) Моделирование;

    4)уточнение потребностей и ценностей;

    5)стратегическая сегментация рынка;

    6)нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;

    7)нормирование параметров стратегии организации.

    Методы (функции) тактического маркетинга:

  • тактическая сегментация рынка;
  • изучение потребностей потребителей;
  • реализация в нормативно-методических документах маркетингового
    подхода — ориентации любой деятельности структурных
    подразделений организации на потребителя;
  • изучение маркетинговой среды и конкурентов;
  • уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и орга
    низации;
  • участие в разработке концепции товара, развития организации,
    выхода на рынок;
  • ценообразование;
  • выбор каналов распределения и сбыта;
  • реклама;
  • связь с общественностью (паблик рилейшнз);
  • стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.

    Методы ценообразования:

  • с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
  • с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров, своего и
    конкурентов;
  • с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном
    рынке;
  • на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
  • на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.

    Инструменты анализа (повышения) качества продукции:

  • диаграммы зависимостей между организационно-техническими
    и экономическими факторами;
  • логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
  • диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
  • корреляционные поля;
  • гистограммы;
  • контрольный листок;
  • контрольная карта и др.

    Методы управления персоналом ~ методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:

  1. методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободудействий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
  2. методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
  3. методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.

    Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:

  • высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
  • необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
  • постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция стиль жизни, движущая сила развития;
  • положительное отношение к новому;
  • высокая адаптивность к ситуациям;
  • новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
  • широкий диапазон психологических характеристик личности;
  • высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
  • неопределенность параметров организации труда;
  • большая текучесть кадров; » возможность получения большого дохода;
  • возможность реализации потребностей высшего уровня — социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00041 sec

WordPress: 23.19MB | MySQL:121 | 1,402sec