Теоретические аспекты создания и формирования новых инструментов финансового рынка

<

091313 2342 1 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка Определенную
роль в формировании конкурентоспособности российской экономики и повышении результативности производства играет способность рынка мобилизовать значительные объемы свободного капитала и оперировать ими. Речь идет о разнообразии механизмов финансирования и инвестирования, а также предоставления финансовых услуг инвесторам профессиональными участниками рынка финансовых услуг.

В экономической литературе часто используются, но не получили какого либо определения категории «финансовая услуга» и «рынок финансовых услуг», что следует рассматривать как пробел и требует уточнения [14].

Продолжительное время в экономической литературе существовало только понятие финансового рынка, что ограничивало понимание происходящих процессов связанных с движением денежного капитала. Стоит согласиться, что финансовый рынок играет уникальную роль в трансформации денежных средств в денежный капитал. Но усложнение форм и способов размещения денежного капитала привело к появлению новых специальных видов профессиональной деятельности, направленных на обслуживание владельцев этого капитала и появлению новой категории «финансовая услуга».

Исследуемое понятие является одним из элементов множества правовых явлений, и законодатель предпринял попытку регламентировать деятельность на рынке финансовых услуг одним нормативным актом. Под финансовой услугой в толковании федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» понимают деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера [13].

Исходя из определения услуги необходимо дать более емкое и научно обоснованное толкование категории «финансовая услуга», учитывающее как ее внутреннюю сущность, так и социально — экономическую роль, заключающуюся в многофункциональном предназначении, а также раскрыть структуру этого понятия.

Финансовая услуга – это социально-экономическая категория, связанная с трансформацией денежных средств в денежный капитал юридических и физических лиц на банковском, страховом и инвестиционном рынках, а также иные услуги финансового характера.

Объект финансовых услуг – это то, по поводу чего возникает услуга как отношение т.е. ценная бумага, страховой полис, безналичные расчеты, банковские кредиты и т. д.

Субъекты финансовых услуг – это участники финансового рынка, с одной стороны заказчики т. е. потребители финансовых услуг, а с другой стороны финансовые организации, предоставляющие финансовые услуги.

Логично предположить, что купля — продажа финансовых услуг должна осуществляться на рынке финансовых услуг. Однако необходимо отметь, что в истории экономической теории само понятие «рынок финансовых услуг», как таковое, не выделялось, а входило в понятие финансового рынка [15].

Для определения рынка финансовых услуг, необходимо сначала дать определение и уточнение границ финансового рынка. Финансовый рынок есть рынок, где обращаются капиталы. Финансовый рынок это также рынок финансовых активов, при этом элементами финансового рынка являются: золото и драгоценные металлы, национальная валюта, иностранная валюта, ссудный капитал (кредиты), ценные бумаги. Составными частями финансового рынка авторы считают: валютный рынок, рынок национальных денежных средств и фондовый рынок. Структура финансового рынка в целом представлена на рисунке 1.

Таким образом, финансовый рынок предназначен для совершения сделок между покупателями и продавцами финансовых ресурсов и представляет собой совокупность рынков: фондового, кредитного, валютного и рынка драгоценных металлов [10, С.4-5].

Сущность же рынка финансовых услуг состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещественной формы, поскольку его субстанцией на рынке финансовых услуг являются право – имущественные отношения.

091313 2342 2 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

Рисунок 1. Структура финансового рынка [15]

 

Под рынком финансовых услуг федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» понимает сферу деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемую исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Это определение имеет некоторую ограниченность в первую очередь законодательного и правового понимания рынка как территориальной привязанности к определенной части РФ, а главное не раскрывает экономического содержания рынка финансовых услуг в целом [13].

В нашем понимании рынок финансовых услуг это совокупность отношений продавец-покупатель, осуществляемых через финансовую услугу как сферу хозяйственной деятельности, где финансовые услуги изначально производятся для обмена или купли-продажи [13].

В свою очередь в подтверждение всего вышесказанного Кравченко П. П., определил финансовый рынок как рынок, где объектом купли-продажи выступают разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги. Следовательно, взаимосвязь финансового рынка и рынка финансовых услуг возможно описать схемой (рис. 2).

091313 2342 3 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

Рисунок 2. Взаимосвязь финансового рынка и рынка финансовых ус луг [14]

 

Благодаря оказанию разнообразных финансовых услуг становится возможным использовать финансовый рынок в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой. Этот инструмент несет два начала: с одной стороны, он детерминирован объективно существующими финансовыми отношениями, а с другой – выступает орудием реализации целенаправленной финансовой политики государства [13].

Действия, которые сегодня, согласно классификации, относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Выделение финансовых услуг из числа услуг вообще не является аксиомой и понимание содержания финансовых услуг в зарубежных и отечественных классификаторах разное. Они направлены на различные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других – от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу и т.п. [13]

Под классификацией принято понимать упорядочение взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы и установление между ними связей и зависимостей. С точки зрения экономической классификация является способом системного упорядочения элементов финансовых услуг как единого комплекса соответствующих отношений.

С целью четкого отделения услуг от производства с 1 января 1994 года введен в действие «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) взамен «Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению» и «Общесоюзного классификатора платных услуг населению» на территории Российской Федерации.

ОКУН включает в классификацию услуг на финансовом рынке две основные позиции «Услуги банков» и «Прочие услуги населению». Услуги банков – это услуги, которые успешно развиваются на данный момент в России и состоят из 3 больших групп:

  1. Услуги банков по вкладам населения, прием различных платежей;
  2. Услуги банков по выдаче аккредитивов, чеков, сберегательных книжек и ссуд, услуги банков по операциям с ценными бумагами;
  3. Услуги банков по размещению лотереи, услуги банков по операциям со свободно конвертируемой валютой, прочие услуги банков.

    В перечень прочих услуг населению входит две группы приоритетных направлений:

  4. Услуги по финансовому посредничеству;
  5. Услуги по страхованию.

    С учетом стремительно идущих процессов глобализации и в преддверии вступления России в ВТО, для целей многостороннего регулирования торговли финансовыми услугами, этот сектор «финансовые услуги» делится на два подсектора – «страховые и связанные с ним услуги» и «банковские и прочие финансовые услуги». Классификация четко показывает сферы интересов и четкость целей для применения национального режима. Условия стабильного функционирования и предсказуемости развития отдельных видов финансовых услуг, доступа на российский рынок иностранного капитала требует учета классификации финансовых услуг Всемирной торговой организацией.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что исчерпывающего перечня и одинакового подхода к классификации финансовых услуг нет.

    Рассматривая финансовые услуги как специфическую систему экономических отношений, считаем наиболее важной и существенной для теории и практики, представить классификацию на базе экономических критериев. Эти критерии можно разделить на две группы, первая из которых основывается на содержательной стороне финансовых услуг как экономического явления, вторая – на функциональной стороне. Классификация финансовых услуг по их экономическому содержанию может использовать критерий трансформации денежных средств в денежный капитал.

    Под классификацией финансовых услуг в общем виде можно представить и предложить с точки зрения финансового права и экономического содержания три группы услуг:

    (а) страховые услуги;

    (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования;

    (в) инвестиционные услуги, т.е. услуги на рынке ценных бумаг.

    Представляется, что при рассмотрении рынка финансовых услуг следует применить институциональный подход, позволяющий учесть не только системные связи, но и институциональную структуру рынка. Структура рынка финансовых услуг представлена на рисунке 2.

     

    091313 2342 4 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

    Рисунок 3. Структура рынка финансовых услуг [15]

     

    Рассмотренная схема не показывает различие между структурой финансового рынка и рынка финансовых услуг, а дает возможность в каждом звене структуры финансового рынка увидеть наличие и финансовых инструментов и финансовых услуг. В представленной структуре рынка финансовых услуг рынок банковских услуг соответствует кредитному рынку, валютному рынку, рынку драгметаллов, рынку инвестиционных услуг – фондовый рынок. Отдельно на рынке финансовых услуг выделятся рынок страховых услуг, который в разной мере представлен на всех взаимосвязанных рынках в структуре финансового рынка [15].

    Рынок финансовых услуг в самом общем подходе – это экономический механизм, соединяющий интересы носителей спроса и предложения на финансовые услуги.

    Рынок финансовых услуг выполняет следующие функции:

    – мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;

    – распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями;

    – определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;

    – формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;

    – осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых услуг;

    – формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;

    – ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов [15].

    Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. А представленные функции рынка финансовых услуг отражают конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма между субъектами хозяйствования. Обобщая сказанное, следует отметить, что движущей силой этого механизма является оказание финансовых услуг, с помощью различных финансовых институтов.

    Рынок финансовых услуг играет важную роль в структуре финансового рынка. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставления кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты и финансовые услуги, направляющие денежные потоки от собственников к заемщикам [12, С.159-161].

    Таким образом, финансовый рынок предназначен для совершения сделок между покупателями и продавцами финансовых ресурсов и представляет собой совокупность рынков: фондового, кредитного, валютного и рынка драгоценных металлов. Сущность рынка финансовых услуг состоит в том, что он отражает конкретные формы организации движения финансовых ресурсов посредством финансово-кредитного механизма (в части его институтов) между субъектами хозяйствования и не имеет вещественной формы, поскольку его субстанцией на рынке финансовых услуг являются право – имущественные отношения. Рынок финансовых услуг это совокупность отношений продавец-покупатель, осуществляемых через финансовую услугу как сферу хозяйственной деятельности, где финансовые услуги изначально производятся для обмена или купли-продажи. Рынок финансовых услуг выполняет следующие функции: мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников; распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями; определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере; формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом; осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых услуг; формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска; ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Характеристика основных новых финансовых инструментов финансового рынка

     

    2.1. Биржевые облигации

     

    Еще совсем недавно в структуре российского финансового рынка отсутствовал ряд важных инструментов, что ограничивало возможности как инвестирования, так и привлечения капитала, поэтому расширение линейки инструментов, которое наблюдается в последнее время и которому посвящена данная статья, несомненно, является одним из важных и перспективных направлений развития российского финансового рынка. На настоящий момент процесс совершенствования соответствующих федеральных законов и подзаконных актов находится в активной стадии и остро востребован действительностью, но не обходится, к сожалению, без сложностей, которые связаны прежде всего с тем, что деятельность законодателя обусловлена потребностью внедрения новых финансовых инструментов, с одной стороны, и защитой прав инвесторов — с другой. Соблюсти баланс этих интересов при необходимости оптимального сочетания и использования комплексных правовых конструкций, предусмотренных гражданским правом, довольно сложно.

    На данный момент наиболее распространенным инструментом долгового рынка России является облигация, а традиционным облигационным займом — долгосрочный корпоративный облигационный заем. Однако период 2007 – 2009 гг. ознаменовалось появлением нового долгового инструмента — биржевой облигации. Кроме того, были внесены изменения в законодательство, уточняющие порядок применения института ипотечных облигаций.

    <

    Появление в законодательстве Российской Федерации понятия «биржевые облигации» и установление основных правил и порядка их выпуска стали для ликвидных компаний, отвечающих требованиям, определенным в законе, альтернативой краткосрочным банковским кредитам и отчасти векселям. Преимущества этого инструмента заложены в механизме его выпуска и обращения. Так, по сравнению с обычным корпоративным займом при выпуске биржевых облигаций отсутствует необходимость государственной регистрации эмиссионных документов, а по сравнению с векселями отсутствуют риски, связанные с самой формой векселя (факт биржевого обращения также является несомненным плюсом). Биржевые облигации имеют предпосылки к тому, чтобы стать альтернативой дорогим банковским кредитам для компаний, конкурировать с банковскими депозитами и заинтересовать частных лиц, так как в целом налицо рост привлекательности краткосрочных вложений в силу меньших рисков.

    Секьюритизационные ценные бумаги при правильном конструировании юридических и экономических параметров на российском рынке могут показывать высокий коэффициент надежности. Первый, пусть и не совсем удачный, шаг к установлению правовых механизмов секьюритизации в России был сделан 4 года назад с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152 «Об ипотечных ценных бумагах» (далее — Закон «Об ИЦБ»), который неоднократно претерпевал изменения и до сих пор содержит много спорных моментов. Последние же существенные препятствия для развития внутреннего рынка ипотечных облигаций были сняты в начале 2007 г. с вступлением в силу изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, а также других подзаконных актов, определяющих регулирование субординированных выпусков ипотечных ценных бумаг.

     Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н (далее — Стандарты эмиссии) в целях реализации положений, закрепленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, в которых появилось понятие «биржевой облигации», а также норма о том, что требования к данным документам утверждаются ФСФР России, устанавливают особенности эмиссии биржевых облигаций, порядок эмиссии, в том числе и особенности их размещения. Стандарты эмиссии также определяют требования, предъявляемые к решению о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций; устанавливают перечень документов, представляемых фондовой бирже для допуска биржевых облигаций к торгам в процессе их размещения; определяют требования к содержанию уведомлений, направляемых фондовой биржей в адрес федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Нормы, определенные Стандартами эмиссии для решения о выпуске биржевых облигаций, обусловлены четкой зависимостью упрощенного порядка эмиссии данного вида облигаций и надежности компании-эмитента, которая в данном случае подтверждается допуском к торгам на фондовой бирже. Так, Стандарты эмиссии предъявляют требование об обязательном включении условия о дополнительной возможности досрочного погашения биржевых облигаций по требованию их владельцев на основании факта исключения всех категорий и типов акций эмитента биржевых облигаций из списка ценных бумаг, допущенных к торгам на всех фондовых биржах, которые осуществили допуск биржевых облигаций к торгам. Запрет на внесение изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и/или в проспект биржевых облигаций после начала их размещения также вполне обоснован, поскольку установлен сокращенный срок размещения биржевых облигаций, равный 1 мес.

    На основании п. 6.8.1.1 Стандартов эмиссии эмиссия биржевых облигаций может осуществляться без государственной регистрации выпуска, регистрации проспекта и государственной регистрации отчета об итогах выпуска. Требования к документам, представляемым для допуска биржевых облигаций к торгам, практически не отличаются от требований, которые применяются при государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Однако если регистрацией ценных бумаг занимается ФСФР России, то допуск на биржу осуществляется в соответствии с правилами самой фондовой биржи. Фактически процедура регистрации заменяется процедурой допуска к торгам. Стандарты эмиссии просто определяют требования к перечню документов, которые необходимо представить на биржу для получения допуска, а также отсылают к правилам допуска к торгам, утвержденным фондовой биржей. На первый взгляд регулятор в данном случае отдает значительную часть своих полномочий фондовым биржам, однако при более внимательной оценке становится понятно, что фактически это не более чем делегирование технических полномочий, поскольку деятельность самих фондовых бирж, а также установление правил допуска к торгам остается под контролем регулятора. Очевидной становится тесная взаимосвязь регулятора и фондовой биржи при возникновении каких-либо трудностей. Так, к примеру, в Стандартах эмиссии определены ситуации, о которых фондовая биржа обязана уведомить регулятора, а также установлено содержание таких уведомлений, в том числе относительно случаев приостановления (возобновления) размещения биржевых облигаций и признания выпуска несостоявшимся.

    Требования к содержанию Проспекта эмиссии биржевых облигаций установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом от 10 октября 2006 г. № 06-117/ пз-н (далее — Положение о раскрытии), и являются значительно менее жесткими по объему раскрываемой информации (по сравнению, например, с объемами информации, которые обязан раскрывать эмитент обычного корпоративного займа). В Проспект эмиссии биржевых облигаций может не включаться информация о показателях финансово-экономической деятельности эмитента; рыночной капитализации эмитента и его обязательствах; составе, структуре и стоимости основных средств эмитента; планах по приобретению, замене, выбытию основных средств; а также сведения о всех фактах обременения основных средств эмитента; факторах, оказавших влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, политических и других факторов. Таким образом, эмитенты биржевых облигаций освобождены от длительной процедуры регистрации выпуска в ФСФР, а подготовка эмиссионных документов осуществляется по упрощенной схеме.

    Перспективы развития данного вида облигаций еще предстоит оценить как законодателю, так и участникам финансового рынка. Биржевая облигация в общем представляется как удачная специфическая правовая конструкция, отдельные особенности которой, ограничивающие ее широкое и повсеместное применение, трудно назвать недостатками. Однако в определенной ситуации (например, при сравнении с векселем) негативный оттенок несут:

    1) ограниченный срок размещения и обращения;

    2) отсутствие возможности внебиржевого обращения;

    3) дополнительная возможность инвесторов предъявить облигации к досрочному погашению.

    В целом для участников биржевой торговли появление нового инструмента является несомненным плюсом. Но очевидно, что сегодня этот финансовый инструмент доступен очень ограниченному кругу эмитентов, которые отвечают требованиям, предъявляемым законом. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов выпускать биржевые облигации могут только публичные компании — российские открытые акционерные общества, акции которых должны пройти процедуру листинга на фондовой бирже, а информация о финансово-хозяйственной деятельности — быть открытой. Еще одна гарантия для держателей биржевых облигаций заключается в том, что выпускающая организация должна быть внесена в котировальный список, попасть в который компания может только при соблюдении ряда условий, одним из которых является безубыточность.

    Таким образом, что в качестве инструмента, призванного разнообразить долговой рынок, биржевая облигация сконструирована логически последовательно и обоснованно, в силу чего указанные выше особенности не могут рассматриваться как общие недостатки инструмента.

     

    2.2. Облигации с ипотечным покрытием

     

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 141-ФЗ в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» № 152 были внесены существенные изменения, которые позволяют рассматривать применение института облигаций с ипотечным покрытием как реальную возможность. Изменения коснулись размера ипотечного покрытия, в котором оно должно обеспечивать исполнение обязательств по облигациям; очередности исполнения обязательств по облигациям двух выпусков и более, исполнение которых обеспечивается одним ипотечным покрытием; оснований и порядка исключения обеспеченного ипотекой требования и иного имущества из состава ипотечного покрытия (в том числе в связи с заменой); возможности осуществления некоторых расходов эмитента за счет имущества, составляющего ипотечное покрытие (связанных с управлением ипотечным покрытием вознаграждений специализированному депозитарию, иных расходов), и др. В силу значительности указанных изменений потребовалось некоторое время на приведение актов подзаконного регулирования, в том числе Стандартов эмиссии, в соответствие с действующей редакцией Закона.

    В Стандарты эмиссии понятие «ипотечные облигации» впервые было введено в конце 2005 г. Приказом ФСФР от 1 ноября 2005 г. № 05-58/пз-н. Приказом от 28 ноября 2006 г. № 06-136/пз-н «О внесении изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. № 05-4/пз-н» были внесены изменения. В конце 2006 г. аналогичные изменения были внесены и в другие подзаконные акты: Положение о порядке определения размера ипотечного покрытия, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 1 ноября 2005 г. № 05- 59/пз-н, Положение о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 1 ноября 2005 г. № 05-60/пз-н, Правила ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденные Приказом ФСФР РФ от 1 ноября 2005 г. № 05-60/пз-н. Все указанные изменения вступили в силу в феврале 2007 г.

    Кроме того, Стандарты в действующей редакции содержат положения о регулировании эмиссии субординированных выпусков ипотечных ценных бумаг. Основная суть этих положений сводится к следующему. Если эмитентом облигаций с одним ипотечным покрытием установлена очередность исполнения обязательств по таким облигациям для каждого выпуска, исполнение обязательств каждой очереди допускается только после надлежащего исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием предыдущей очереди. Достаточность ипотечного покрытия для исполнения обязательств по облигациям определяется отдельно для каждой очереди. Установленная очередность исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием различных выпусков применяется также в случаях получения денежных средств от реализации ипотечного покрытия облигаций и при досрочном погашении облигаций, если иное не предусмотрено решением о выпуске облигаций с ипотечным покрытием. В этом случае «старшие» выпуски имеют более высокую надежность, чем «младшие», зато по «младшим» выпускам устанавливается более высокая доходность.

    В целом после изменения законодательства об ипотечных ценных бумагах наблюдается постепенный уход регулятора от излишней регламентации данного института финансового рынка. Так, Приказ ФСФР от 14 июня 2007 г. № 07-68/пз-н «О внесении изменений в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР от 22 июня 2006 г. № 06-68/пз-н» упрощает ряд требований, соблюдение которых необходимо для включения облигаций в котировальные списки. В частности, при выпуске облигаций с ипотечным покрытием отныне не имеет значения срок существования эмитента ипотечного агента. Кроме того, от эмитента не потребуется составления отчетности по МСФО.

     

     

     

    2.3 Привлечение иностранных инвестиций и новые возможности выхода на иностранные рынки

     

    Одним из направлений деятельности регулятора сегодня является привлечение на российский фондовый рынок иностранных эмитентов. Об этом свидетельствуют внесенные в Стандарты эмиссии изменения, регламентирующие, в том числе, и порядок выпуска облигаций иностранных эмитентов; планомерное развитие законодательной базы некоторых новых видов ценных бумаг (речь о них пойдет ниже); а также расширение перечня финансовых инструментов негосударственных пенсионных фондов. Так, к примеру, в мае 2007 г. Приказом ФСФР России от 15 марта 2007 г. № 07-25/пз-н «Об утверждении перечня ценных бумаг международных финансовых организаций, которые могут составлять пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда», к ценным бумагам международных финансовых организаций, которые могут составлять пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда, отнесены облигации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В июле 2007 г. уточнен порядок инвестирования средств резервов негосударственных пенсионных фондов в облигации иностранных коммерческих организаций. В соответствии с Приказом от 26 июля 2007 г. № 07-86/пз-н был утвержден перечень российских и иностранных фондовых бирж, при условии прохождения процедуры листинга на которых облигации иностранных коммерческих эмитентов могут включаться в состав пенсионных резервов НПФ. Этот подзаконный акт вносит определенность и повышает прозрачность механизма вложения резервов НПФ в иностранные ценные бумаги, диверсифицирует набор инструментов, позволяющих российским «длинным» деньгам работать на западных рынках. Таким образом, регулятор демонстрирует либеральность и стимулирует конкуренцию, что является положительным фактором для развития российского рынка.

    Как уже упоминалось выше, Стандарты эмиссии в новой редакции дополнены положениями, регулирующими эмиссию облигаций, эмитентом которых является иностранное государство. Для выпуска облигаций иностранного государства установлено понятие «существенное нарушение условий заключенного договора займа». Для признания нарушений существенными эмитенту предлагается установить в решении о выпуске определенный срок просрочки исполнения своих обязательств (по сравнению с требованиями Стандартов эмиссии этот срок может быть увеличен). Решение о размещении таких облигаций принимается уполномоченным органом государственной власти иностранного государства, в связи с чем в регистрирующий орган дополнительно представляется документ (документы), подтверждающий полномочия уполномоченного органа иностранного государства выступать от имени иностранного государства при осуществлении эмиссии облигаций иностранного государства в Российской Федерации. Стандарты также устанавливают перечень документов, которые не подлежат предоставлению в регистрирующий орган для регистрации выпуска облигаций иностранного государства. Это ряд учредительных и бухгалтерских документов, которые обычно предоставляются в регистрирующий орган в случае, когда выпуск не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.

    Еще одна попытка привлечь иностранного инвестора на российский рынок — введение нового вида производных ценных бумаг (российских депозитарных расписок, РДР), которые удостоверяют право собственности владельца на определенное количество облигаций (или акций) иностранного эмитента, а также получение в случае возникновения определенных обстоятельств соответствующего количества этих ценных бумаг и выплат по ним. Данный инструмент привлечения инвестиций позволяет организовать обращение ценных бумаг за пределами юрисдикции их выпуска и предоставляет стандартный набор прав, характерный для иностранных депозитарных расписок (AДР, ГДР).

    Основной целью принятия законодательных актов о РДР является обеспечение интересов российских инвесторов в части доступа к иностранным рынкам капитала через формирование на территории РФ рынков РДР на иностранные ценные бумаги. Предполагается, что РДР станет альтернативой как «прямому» допуску ценных бумаг иностранных эмитентов на российский фондовый рынок, так и участию на зарубежных рынках капиталов российских инвесторов (к слову сказать, последнее сопряжено с большими издержками, весьма трудоемко и порой осуществляется нелегально). При этом отметим, что использование РДР фактически не предполагает вывоза капитала из страны и обеспечивает защиту прав инвестора в соответствии с российским законодательством — это прямо закреплено в законе и обусловлено участием в сделке представителей российской инфраструктуры (депозитарии, банки, регистраторы и пр.).

     Расмотрим некоторые особенности эмиссии РДР:

    1. Эмиссия РДР осуществляется без принятия решения об их размещении, представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска российских депозитарных расписок и его государственной регистрации, а также представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска российских депозитарных расписок.

    2. Неотъемлемой частью решения о выпуске РДР является договор между эмитентом представляемых ценных бумаг и эмитентом РДР.

    3. Дополнительный выпуск РДР не регистрируется; достаточно внести изменения в решение о выпуске и/или проспект ценных бумаг в части увеличения максимального количества РДР, которое может одновременно находиться в обращении (регистрация производится в течение 10 дней со дня получения всех документов регистрирующим органом). По общему правилу эти изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня раскрытия или направления (вручения) владельцам РДР сообщения о государственной регистрации таких изменений.

    4. Особенностью размещения РДР является тот факт, что срок размещения не ограничен 1 годом с даты государственной регистрации выпуска РДР; более того, решение о выпуске РДР может предусматривать неограниченный срок их размещения.

    Итак, процедура эмиссии РДР не содержит некоторых этапов эмиссии других видов ценных бумаг и, можно сказать, является упрощенной.

    Положение о раскрытии пополнилось нормами, регулирующими раскрытие информации эмитентами РДР в апреле 2007 г., и были уточнены и дополнены в конце августа этого года. Также летом 2007 г. вступили в силу подзаконные акты, конкретизирующие нормы и требования к эмитенту РДР — российскому депозитарию. Так, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39 «О рынке ценных бумаг» устанавливает ряд дополнительных требований к эмитенту РДР. В отношении срока его существования (более 3 лет), а также размера собственных средств на сегодняшний момент действуют нормативы достаточности собственных средств, утвержденные Постановлением ФСФР от 23 апреля 2003 г. № 03-22/пс. С 1 января 2008 г. вступили в силу новые нормативы, в соответствии с которыми размер достаточности собственных средств депозитария эмитента РДР составит 200 млн руб. (норматив утвержден Приказом ФСФР от 27 апреля 2007 г. № 07-50/пз-н).

    Эмиссия российских депозитарных расписок допускается при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. При этом указанные права должны учитываться организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Приказом ФСФР от 27 апреля 2007 г. № 07-52/пз-н «Об утверждении перечня организаций, в которых российские депозитарии могут открывать счета для учета прав на иностранные ценные бумаги в целях осуществления эмиссии российских депозитарных расписок» (вступил в силу 6 июля 2007 г.) был определен перечень, состоящий из 64 организаций.

     В случае, когда РДР удостоверяет права на ценные бумаги, эмитент которых не принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, их эмиссия допускается при условии наличия листинга иностранных ценных бумаг хотя бы на одной из иностранных фондовых бирж. Перечень таких бирж установлен Приказом ФСФР от 27 апреля 2007 г. № 07-51/пз-н (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 июня 2007 г. под № 9653) «Об утверждении Перечня иностранных фондовых бирж, включение иностранных ценных бумаг в котировальные списки которых является обязательным условием для осуществления эмиссии российских депозитарных расписок в случае, если эмитент иностранных ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок». Приказ вступил в силу 13 июля 2007 г. и включает в себя названия 21 иностранной фондовой биржи на русском и иностранных языках.

    Таким образом, можно сделать вывод, что основным направлением деятельности регулятора российского финансового рынка сегодня можно назвать попытку максимально расширить возможности финансирования, в том числе, путем привлечения на российский фондовый рынок иностранных инвесторов и эмитентов. При этом процесс совершенствования законодательства

    Расчетная часть

     

    Задача 5

    Коммерческий банк предлагает сберегательные сертификаты номиналом 500000 со сроком погашения через 5 лет и ставкой доходности 50% годовых. Банк обязуется выплатить через 5 лет сумму в 2,5 млн. рублей.

    Проведите анализ эффективности данной операции для вкладчика.

    Решение

     

    FV=PV*(1+r) n =500.000(1+0,5) 5

    FV=500.000*7,59375 =3.796.875

    Вывод: доход по данной операции будет составлять на самом деле больше чем 2,5 млн., соответственно операция не эффективна.

     

    Задача 9

    Стоимость акции «Ш» на конец текущего года составила 22,00. Ожидается, что в течение следующих 5 лет будут осуществлены следующие дивидендные выплаты.

    Год

    1

    2

    3

    4

    5

    Сумма D

    1,00

    1,20

    1,10

    1,30

    1,25

     

    Определите цену по которой акция может быть продана в конце 5-го года, если норма доходности равна: а) 10%; б) 15%.

    Решение

    А) r=10%

    g=r-D/Po

    V= ∑ * Do(1+g)/(1+r) t =(1,055+1,746+1,155+1,3533+1,304)/ 1,61051=

    =6,6133/1,61051=4,106

    Б)r=15%

    V= (1,105+1,3146+1,21+1,4183+1,3665)/2,011=

    =6,4144/2,011=3,19

    Ответ: Акция может быть продана в конце 5-го года по ценам:

    а) 4,106; б)3,19

     

    Задача 13

    Имеются следующие данные о риске и доходности акций А, В и С.

    Акция

    Доходность

    Риск (σi
    )

    Ковариация

    А

    0,05

    0,1

    σ12 = -0,1

    В

    0,07

    0,4

    σ13 = 0,0

    С

    0,3

    0,7

    σ23 = 0,3

    Сформируйте оптимальный портфель при условии, что максимально допустимый риск для инвестора не должен превышать 14%.

    Решение

    Риск портфеля σ = 091313 2342 5 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка091313 2342 6 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

    Доходность портфеля: R = ∑ W i R i = W a * 0,05 + W b *0,07 + W c *0,3

    Целевая функция – доходность портфеля → max

    Вводим следующие ограничения:

  • W a + W b + W c = 1
  • 0 < W < 1
  • σ
    ≤ 0,14

    Расчет задачи осуществим в среде MS EXEL. Для решения используем надстройку редактора MS EXEL «Пакет анализа», функцию «поиск решения».

    091313 2342 7 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

    091313 2342 8 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

     

    В результате произведенных вычислений имеем:

    Rп=0,098 = 9,8 %

    Wa=0,694 = 69,4 %

    Wb=0,125 = 12,5 %

    Wc=0,181 = 18,1 %

    Таким образом, оптимальный портфель в нашем случае должен состоять на 69,4 % из акций А, на 12,5 % из акций В и на 18,1 % из акций С.

     

    Задача 20

    Вы являетесь менеджером пенсионного фонда, которую должен будет выплатить своим клиентам 1 000 000,00 через 10 лет. В настоящие время на рынке имеются только два вида финансовых инструментов: бескупонная облигация со сроком погашения через 5 лет и 100-летняя облигация со ставкой купона 5% годовых. Рыночная ставка равна 5 %.

    В каких пропорциях вы распределите имеющиеся средства между данными инструментами, чтобы хеджировать обязательство фонда?

    Подсказка: (дюрация портфеля равна средней взвешенной из дюрации входящих в него активов).

     

    Решение

    r = 5 %

    k = 5 %

    n = 5 лет

    F = 1 000 000 рублей

    Пусть х1 – количество составляющих бескупонных облигаций, а x2 — 100-летних облигаций с купоном.

    Рассчитаем дюрацию каждой облигации:

    5-летняя бескупонная облигация: Dx1 = n = 5 (так как k=0, то есть средняя продолжительность платежей для облигации с нулевым купоном равна сроку ее погашения).


    100-летняя облигация с купоном:

    Dx2 = 091313 2342 9 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка или Dx2 = 091313 2342 10 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

    Если срок погашения купонной облигации достаточно большой, например свыше 30 лет, для целей текущего анализа ее удобно рассматривать как бессрочную.

    Средняя продолжительность платежей по бессрочным облигациям равна предельной величине дюрации (LVD), независимо от величины ставки купона.

    LVD = 091313 2342 11 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка

    Таким образом Dx2 = 091313 2342 12 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка = 21

    Дюрация долга: Dд = 10

    Дюрация портфеля равна сумме средневзвешенной дюрации отдельных ценных бумаг, входящих в портфель.

    Получаем систему уравнений:

    x 1 + x2 = 1

    5x 1 + 21x2 = 10

    x 1 = 1 — x2

    16x2 = 5

    x2 = 0,3125

    x 1 = 0,6875

    Таким образом, чтобы хеджировать обязательства фонда, доли 5-летних бескупонных облигаций и 100-летних облигаций с купоном должны составлять 68,75 % и 31,25 % соответственно.

     

    Задача 24

    Брокер Н заметил, что спрос вырос, и повысил цену на свой портфель с 60 до 75,0

    А) Приостановит ли свои действия инвестор после повышения цены?

    Б) Что он должен предпринять, чтобы по-прежнему извлекать арбитражную прибыль?

    В) До какого уровня брокер Н должен был бы повысить свою цену, чтобы на рынке исчезла возможность арбитража?

     

    Решение

    Если брокер повысит цену на свой портфель с 60 до 75, то таблица, представленная в задаче 23, при изменении условий в соответствии с формулировкой задачи 24, примет вид:

    Инструмент

    Брокер

    Д

    А

    Цена за портфель

    К

    3

    1

    80

    Н

    2

    2

    75

    М

    5

    7

    185

     

    а) Суммарная стоимость портфелей брокеров К и М равна 80+185 = 265

    Четыре портфеля брокера Н стоят: 4*75=300

    300-265 = -35 → повышение цены портфеля не выгодно, инвестор приостановит свои действия.

    б) Для того, чтобы по-прежнему извлекать арбитражную прибыль инвестор должен купить портфель акций у брокера К, портфель акций у брокера М, объединить эти портфели и продать их брокеру Н.

    Прибыль от такой сделки составит: 300-265 = 35.

    в) Критическая цена: 091313 2342 13 Теоретические аспекты создания и формирования новых  инструментов финансового рынка=66,25

    Для того чтобы на рынке исчезла возможность арбитража, брокер Н должен повысить цену на свой портфель с 60 до 66,25.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00177 sec

WordPress: 23.36MB | MySQL:124 | 1,723sec