КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

<

012715 0225 1 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВАктуальность темы исследования определяет то, что кредитно-денежная политика является одним из главнейших регуляторов государственного воздействия на экономику, определяет пути и возможности стабилизации инфляционных и негативных тенденций в ней.

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики.

Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Денежно-кредитная политика – это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости.

Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом. Во время спада Центральный банк, проводящий эту политику, предпринимает действия, ведущие к увеличению денежной массы (денежного предложения), что, в свою очередь, ведет к увеличению расходов и совокупного спроса; во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В системе мер косвенного воздействия на производство денежно-кредитная политика относится к наиболее эффективным и гибким. Корректно разработанная и правильно реализуемая, она ставит предпринимателя в такие условия, в которых он вынужден поступать в соответствии с целями этой политики. Причем внешне все выглядит так, будто реализуются самостоятельные решения предпринимателя. Подобным образом государству через кредитную политику удается решить сложнейшие задачи общенациональной экономической политики. И происходит это в результате и благодаря использованию столь мощного института, как Центральный банк.

Объект исследования – сущность и механизм современной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики.

Цель работы – исследовать современные концепции денежно-кредитной политики.

Задачи исследования:

– анализ теоретических концепций денежно-кредитной политики государства;

– рассмотреть цели, объекты и инструменты денежно-кредитной политики современного государства;

– исследовать механизм воздействия денежно-кредитной политики;

– выявить основные особенности современной денежно-кредитной политики России в настоящее время.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам концепции денежно-кредитной политики государства путем рассмотрения кейнсианской и монетаристской теории денег.

Вторая глава посвящена исследованию целей и инструментов денежно-кредитной политики государства путем раскрытия вопросов:

– раскрытие понятие и целей денежного рынка;

– рассмотрение основных инструментов денежно-кредитной политики государства;

– анализ особенностей современной денежно-кредитной политики современного российского государства.

Методологической базой исследования является применение аналитического и теоретико-аналитического методов.

Теоретической базой исследования выступили работы таких авторов как Агапова Т.А., Антонов Н.Т., Бор М.З., Бункина М.К., Кейнс И.К., Разйберг Б.А., Рузавин Г.Л., Фридмен М., Харрис Л и др.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) – с другой.

Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

 

1.1. Кейнсианская теория денег

 

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие1.

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению в номинальном ВНП.

Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство1:

Y= C + G + I +NX (1)

где Y — номинальный объем ВНП;

С — потребительские расходы;

G — государственные расходы на покупку товаров и услуг,

I – частные плановые инвестиции,

NX — чистый экспорт.

Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной промежуток. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. При этом следует учесть, что низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

 

1.2. Монетаристская теория

 

В целом в 70-х годах нашего столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику,– которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

 

М × V = Р × Q, (2)

 

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – средняя цена товаров и услуг;

Q – количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение Р • Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t – 1). Эти товары войдут в показатель , но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство

Qt = Yt, (3)

 

Если Р×Y — средняя цена единицы произведенной продукции, то:

 

М • V = Р • V, (4)

 

где Р×V – объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП.

Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р – как дефлятор ВНП. Отсюда:

 

012715 0225 2 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ (5)

 

Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.)1.

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

 

А-М=Р-У. (6)

 

В таком виде это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.

Следует отметить, что реальный объем производства определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства (заданная величина).

Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов1. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

 

DМ = DР + DY, (7)

 

где DМ — среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;

DY — среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;

DР — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмева предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3 – 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3 – 5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов.

Так называемая «политика таргетирования», т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

В заключение отметим, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

 

 

2. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные глобальные задачи, например на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п1.

В любом случае проводником денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

 

2.1. Понятие денежного рынка и его цели

 

Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

Под «предложением денег» (МS) понимается общее количество денег, находящихся в обращении, складывающееся из М1, М2, М3, т.е. из наличных денег, расчетных, текущих и прочих счетов, вкладов в коммерческих банках, депозитов до востребования, срочных вкладов, депозитных сертификатов, облигаций государственных займов.

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное, фиксированное на данный момент количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 1, MS1).

012715 0225 3 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

 

Рис. 1. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: МS1 – денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; МS2 – денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; МS3
– денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.

<

 

Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны.

Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то линия денежного предложения будет вертикальной прямой.

Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название «гибкой». В случае выбора гибкой монетарной политики графическое отображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой (рис. 1, MS2).

Третий вариант графического отображения денежного предложения – наклонная кривая (рис. 1, MS3). Такая форма графика денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменения и денежной массы в обращении, и нормы процента.

 

2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики

 

В мировой практике используются следующие инструменты:

— операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

— политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у центрального банка;

— изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

Операции на открытом рынке. В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова.

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. График предложения денег сдвигается влево, а процентная ставка растет.

Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.

Политика учетной ставки (ставки рефинансирования). Ставки рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитора последней инстанции. Учетная ставка – это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

Наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Изменение нормы обязательных резервов. В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита.

 

2.3. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на развитие экономики

 

2.3.1. Модель IS – LM (модель Хикса-Хансена)

 

Предположим, что монетарная политика предполагает рост денежного предложения.

Рассмотрим кейнсианское описание действия данного механизма (рис. 2).

В модели IS – LM кривая выражает положительную зависимость между ставкой процента и доходом.

В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента (рис. 2, а) и увеличивает тем самым уровень дохода. Кривая в модели IS – LМ сдвигается вправо-вниз, что иллюстрирует рис. 2, б. Номинальный национальный доход возрастет, ставка процента падает.

Сдвиг кривой 1 вправо-вниз происходит вдоль кривой IS, отражающей возможные варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процента приводит к сдвигу вправо-вниз вдоль кривой плановых инвестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 2, в).

Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает сдвиг кривой совокупного спроса АD вправо-вверх, поскольку уровень инвестиций «встроен» в кривую совокупного спроса.

В модели IS – LМ представлено теоретическое описание кривой совокупного спроса АD, отражающей зависимость между уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой 1 вправо-вниз при данных ценах отражает сдвиг кривой АD1
вправо-вверх (рис. 2, г) вдоль кривой совокупного предложения АS, которая имеет положительный наклон, поскольку рассматривается в данном случае краткосрочный период с фиксированными ценами на факторы производства (затратные цены).

Такое смещение кривой АD1 означает увеличение объема производства и цен на конечные товары и услуги. Рост номинального дохода (частично рост реальный, а частично обусловленный ростом цен) смещает кривую спроса на деньги из положения МD1 до МD2 (рис. 2, а). Это, конечно, ограничит падение процентной ставки, но полностью не остановит ее снижения. Денежный рынок приходит в новое равновесие в точке Е2, где пересекаются кривые МD2 и МS2 (рис. 2, а). Точка равновесия в модели IS–LМ перемещается от Е1 до Е2 ставка процента падает от r1 до r2 (рис. 2, б). Плановые инвестиции увеличиваются с I1
до I2 (рис. 2, в). В модели АD АS кривая совокупного спроса AD1 перемещается в положение АD2 (рис. 2, г). Новое краткосрочное равновесие будет достигнуто в точке Т2 где реальный национальный продукт Y2, и цена P2.

012715 0225 4 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

Рис. 2. Рост предложения денег и изменения на денежном рынке:

в модели МD – МS — а; в модели IS-LМб; на рынке частных плановых инвестиций Iв; в модели АD-АS в краткосрочном периоде — г. Вначале экономика находилась в положении равновесия в точке Т1 (г), объем производства — на уровне Y, уровень цен — Р1 и стабилен. Денежный рынок находился в равновесии в точке е1 (а) с денежной массой М1 и процентной ставкой r1. Равновесие в модели IS–SM достигалось в точке Е1
(б) с доходом Y1 и процентной ставкой r1 ,. Этой процентной ставке соответствовал уровень плановых инвестиций I1 (в). Новое краткосрочное равновесие достигается в модели АD-АS в точке T2, (г), где объем производства— на уровне Y2, цена Р2. Денежный рынок достигает равновесия в точке Е2 (а). Модель IS -LM — в точке Е2 (б). Уровень плановых инвестиций — I2 (в).

 

Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежного предложения, называется «экспансионистской» («расширительной»). Такая политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.

Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату; ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

Перейдем теперь к рассмотрению влияния экспансионистской денежно-кредитной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде.

На рис. 2 (г) Т2 – точка краткосрочного равновесия экономической системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1 в Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. Спустя некоторое время (а мы рассматриваем долгосрочный период) этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства (рост затратных цен). Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS вверх-влево вдоль кривой АD2, до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия T3, что иллюстрирует рис. 3, г.

В точке T3 (рис. 3, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги МD на денежном рынке (рис. 3, а) вдоль кривой денежного предложения МS2 из положения МD1 в положение МD1
. Равновесие устанавливается в точке Е3. Это вызывает увеличение процентной ставки с r2 до r3. Рост цен сдвигает кривую 2 вверх до положения 3 (рис. 3, б), точка равновесия в модели IS-LМ устанавливается в Е3. Реальные плановые инвестиции (рис. 3, в), которые увеличиваются, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r2 до r3и возвращаются к начальному уровню.

При новом положении равновесия на денежном рынке в моделях IS-LМ и АD-AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

012715 0225 5 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

Рис. 3. Влияние экспансионистской денежно-кредитной политики государства на национальную экономику в долгосрочном периоде: а — денежный рынок (МDМS), б — модель IS-, в — рынок частных плановых инвестиций (I), г — модель АD-АS.

 

Этот результат известен в экономике как «нейтральность денег в долгосрочном периоде».

Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.

Таким образом, что кейнсианское представление механизма воздействия денежно-кредитной политики государства на национальное производство предполагает достаточно сложные взаимосвязи.

 

2.3.2. Монетаристский подход

 

Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный банк. Если Центральный банк успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.

Рассмотрим теперь влияние денежной массы на национальную экономику еще с одной стороны, применяя монетаристские подходы к изучаемой темы. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

Количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как

М/Р,

где М – масса денег в обращении,

Р – средний уровень цен, и называется «реальными денежными остатками» (real money balances), или «запасами денежных средств в реальном выражении».

Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т.е. если рассматривать ВНП (Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим

М / Р = kY,

т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.

Введем дополнительное условие– равенство спроса на реальные денежные остатки (М/ Р)d и их предложения (М/Р), тогда (М/ Р)d = kY, т.е. спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Таким образом, рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные денежные остатки (запас денег в реальном выражении), иначе говоря, рост общего дохода в рамках национальной экономики стимулирует, хранение богатства в виде денег.

 

2.3.2. Особенности современной денежно-кредитной политики России

 

Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «копией» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней.

Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.

В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики;

Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)

Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.

В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов прошлого века и настоящего времени начала лежала задача достижения следующих макроэкономических целей: финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении; снижение темпов инфляции; создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике; снижение реальных процентных ставок в экономике; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста; отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.

Основной задачей денежно-кредитной политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.

Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются: жесткий контроль за темпами денежной эмиссии; проведение политики контроля за колебаниями валютного курса; дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков; активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями; реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.

Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.

Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяемыми в зарубежной банковской практике.

Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры.

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям:

проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства — покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Уровень базовой инфляции на потребительском рынке сейчас (с учетом полугодового лага) определяется темпами роста налично-денежной массы в третьем квартале 2002 г. А в этот период динамика наличных денег была весьма умеренной – 101,4% в среднем за месяц против 105,3% во втором и 104,3% в четвертом квартале прошлого года.

Инфляция в России по итогам 2003 года совпала с верхней планкой прогноза Правительства РФ – 12%. Официальный прогноз Правительства об уровне инфляции в 2003 году составлял 10-12%. Таким образом, уровень инфляции в России в 2003 году, впервые с 1997 года, не превысил целевой показатель Правительства РФ (в 1997 году инфляция составила 11% при предусмотренных Законом о федеральном бюджете 11,8%).

В декабре 2003г. рост потребительских цен в России составил 1,1% (см. Приложение А), в ноябре – 1%. В декабре цены на продовольственные товары выросли на 1,5%, на непродовольственные – на 0,6%, на платные услуги населению – на 0,9%. В Москве и Санкт-Петербурге индекс потребительских цен за месяц не превзошел 100,9% (с начала года – 110,4% и 112,2% соответственно).

По предварительным прогнозам, в январе цены в РФ вырастут на 2,2–2,4%.

Золотовалютные резервы России в 2003 году выросли на 29,1 млрд. долларов (с 47,8 млрд. долларов до 76,9 млрд. долларов на 1 января 2004 года), или на 61% (см. Приложение В). Причем 30% прироста золотовалютных резервов пришлось на декабрь, когда они увеличились на 8,8 млрд. долларов. Такое увеличение показателя за один месяц, как и рост резервов в целом за год стали исторически максимальными для России. В составе резервов их валютная составляющая выросла за год с 44,1 млрд. долларов до 73,2 млрд. долларов, или на 66%. В то же время, объем монетарного золота увеличился с 3,7 млрд. долларов до 3,8 млрд. долларов, или на 0,7%. В последнюю неделю декабря золотовалютные резервы снизились на 700 млн. долларов, составив на 2 января 77,1 млрд. долларов против 77,8 млрд. долларов на 26 декабря. Однако уже за следующие две недели января они вновь выросли на 2 млрд. долларов (+2,6%), достигнув на 16 января очередного максимума 79,1 млрд. долларов. При этом динамика денежной базы в узком определении примерно следовала динамике золотовалютных резервов.

Денежная база РФ в широком определении в декабре увеличилась на 374,3 млрд. рублей – с 1,54 трлн. рублей до 1,914 трлн. рублей, или на 24,3%. Декабрьский прирост этого показателя был рекордным: он на 23% превышает его суммарное увеличение за весь 2002 год (на 304,3 млрд. рублей – с 928,3 млрд. рублей до 1,232 трлн. рублей) и почти на 22% рост за январь-ноябрь 2003 года (на 307,4 млрд. рублей — с 1,232 трлн. рублей до 1,54 трлн. рублей). Объем наличных денег в обращении равнялся 1,225 трлн. рублей (+15% по сравнению с ноябрем). Объем счетов кредитных организаций в Банке России за декабрь увеличился более чем в два раза – до 304,9 млрд. рублей, обязательные резервы достигли 267,4 млрд. рублей. Объем депозитов банков в Банке России увеличился на 80,9 млрд. рублей – до 87,3 млрд. рублей. Сумма обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг на 1 января 2004 года уменьшилась на 25,4 млрд. рублей – до 30,1 млрд. рублей. В январе – ноябре денежная база в широком определении выросла на 24,9%, за весь 2003 год – на 55,3%. Прирост этого показателя в 2002 году составил 32,8%. Однако необходимо отметить, что такая динамика денежных показателей в конце года связана с сезонным изменением спроса на ликвидность и соответствует предыдущим годам. Очевидно, что в начале года Банк России традиционно пойдет на снижение денежного предложения.

В январе Россия выплатила по государственному внешнему долгу 1018,1 млн. долларов. В том числе сумма платежей в счет погашения основного долга равнялась 523,3 млн. долларов, в счет выплаты процентов – 494,8 млн. долларов. При этом по долгу РФ перед странами — официальными кредиторами, банками и фирмами в январе было перечислено 206,6 млн. долларов в счет погашения основной суммы и 47,2 млн. долларов – в счет оплаты процентов. По долгу перед международными финансовыми организациями в январе было выплачено 303,8 млн. долларов в счет погашения и 9,1 млн. долларов – в счет процентов. Выплаты по еврооблигациям РФ в январе составили в общей сложности 451,4 млн. долларов, в том числе 12,9 млн. долларов – в счет погашения основного долга, а в счет выплаты процентов – 438,5 млн. долларов. Общий объем платежей по внешнему долгу РФ в 2004 году оценивается на уровне 16,1 млрд. долларов, включая 9 млрд. долларов в счет погашения долга и 7,1 млрд. долларов – в счет его обслуживания.

ЦБ РФ снизил с 15 января ставку рефинансирования до 14%. Такое решение принял Совет директоров ЦБ. Последний раз Банк России изменял ставку рефинансирования 21 июня 2003 года. Она была снижена с 18% до 16%. Кроме того, на Совете было принято решение о том, что ЦБ РФ в текущем году может реализовать на открытом рынке облигации из своего портфеля на общую сумму 60 млрд. рублей. Лимит операций с государственными ценными бумагами на 2004 год по операциям обратного РЕПО установлен в объеме 250 млрд. рублей.

Дополнительным фактором, способствовавшим сдерживанию динамики цен на потребительском рынке, стало замедление роста курса евро относительно доллара. Если в четвертом квартале он рос в среднем на 2,2% в месяц, в январе – на 3,9%, то в феврале курс евро даже снизился относительно доллара на 0,4%. Учитывая, что значительная часть потребительского импорта формируется поставками из Евросоюза, стабилизация евро оказывает существенное влияние на цены потребительских товаров.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами. Цель такой политики – не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом как рыночными, так и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происходит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами1.

Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.

Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.

В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современной этапе являются:

официальная учетная ставка;

обязательные резервы;

операции на открытом рынке;

надзор;

контроль за рынком капиталов;

количественные ограничения;

валютные инвестиции;

установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таритирование);

нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.

В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель работы – исследованы современные концепции денежно-кредитной политики.

В целях достижения указанной цели были решены сформулированные в начале работы задачи исследования:

– проведен анализ теоретических концепций денежно-кредитной политики государства;

– рассмотрены основные цели, объекты и инструменты денежно-кредитной политики современного государства;

– исследован механизм воздействия денежно-кредитной политики;

– выявлены основные особенности современной денежно-кредитной политики России в настоящее время.

Было выяснено, что современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Основными теоретическим концепциями денежно-кредитной политики государства на современном этапе является кейсианский и монетарный подходы

Современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

Придедем основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие. Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению в номинальном ВНП.

В то же время современный монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику,– которое надо свести к минимуму.

Таким образом, денежно-кредитная политика – это сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, минимальной инфляции, максимальной занятости. Для этого денежно-кредитная политика оказывает воздействие на объем денежной массы, контролируя и управляя объемом денежных резервов в банковской системе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник –М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, –М.: АО «ДИС», 2001.
  2. Антонов Н.Т. Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М» 1995.
  3. Банки и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. — М., 2003.
  4. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. М., 2003.
  5. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М., 2000.
  6. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. Лалидуса М.Х. М., 2000.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. М., 2003.
  8. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2000.
  9. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Пер. с англ. -М., 1978.
  10. Курс экономики: Учебник под редакцией Б.А.Райзберга, – М.: Инфра-М, 2001.
  11. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 2001.
  12. Макроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича. –СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2001.
  13. Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова М., 2000.
  14. Рузавин ГЛ., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М., 2000.
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М» 2004.
  16. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… — М., 1999.
  17. Харрис Л. Денежные теории. — М., 1990.
  18. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина и Г.Г. Журавлевой, — М.: Инфра-М, 2003.

Приложение А

 

Темп прироста ИПЦ в 2002 – 2003 годах (% в месяц)1

012715 0225 6 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

 

Динамика денежной базы (в узком определении) и золотовалютных резервов РФ в 2003 – 2004 годах1

 

012715 0225 7 КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1MB/0.00169 sec

WordPress: 23.15MB | MySQL:116 | 1,855sec