КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

<

020915 1332 1 КОНКУРЕНЦИЯ – ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМАЦель работы: Рассмотреть понятие конкуренции как элемента рыночного механизма в современной экономике, основные условия становления и перспективы развития конкуренции в экономике России.

Актуальность работы: Условия становления конкуренции в Российской Федерации имеет ряд особенностей, связанных с тем, что в бывшем СССР долгое время господствовала политика государственного монополизма, который и в настоящее время не преодолен в российской экономике.

Характеристика литературы: В данной курсовой работе использовано 13 источников. Сред источников имеются как статьи, опубликованные в прессе, на экономические темы, так и учебные пособия. Использованы также нормативные акты, касающиеся проблемам формирования конкуренции в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

1.1. Сущность и особенности конкуренции

в современной экономике

 

Рыночная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.

Идеальный рынок, согласно теории А. Смита не состоялся. Оказалось, что освободить государство от вмешательства в рыночные процессы невозможно. Противоречия между наемными работниками и собственниками капитала заставили, в конечном счете, государство принимать определенные регулирующие законодательства. Аналогичные явления произошли и в сфере таможенной политики и в области поддержания устойчивого конкурентного рынка. Последнее обстоятельство требует более детального рассмотрения.

И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости касается рассматриваемой нами проблемы и связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.

Итак, в конкурентной среде существуют процессы, направленные против самой этой конкуренции или, по крайней мере, ее ограничивающие. Неустойчивость проявляется в том, что в рыночной среде каждый отдельный производитель стремится захватить и обеспечить за собой большую долю рынка данного вида продукции. Это ведет не только к росту прибыли, но и обеспечивает ему условия выживания в конкурентной среде. Отсюда, устранение конкурентов рассматривается как нормальное явление, соответствующее принципам выживаемости сильнейших, если, конечно, такое устранение осуществляется в рамках закона. А закон, как известно, не запрещает различного рода слияниям и поглощениям, то есть концентрации производства. Более того, и экономическая теория, и практика функционирования крупных предприятий, высказывается за рост масштаба производства. В этом случае действует, так называемый, эффект масштаба, отмеченный еще А. Смитом и который получил завершение в создании промышленных гигантов ХХ-го века, типичных как для нашей страны, так и для большинства развитых капиталистических государств.

    Начавшаяся в недрах идеальной рыночной конкуренции концентрация производства, развивается как снежный ком. Для крупного предприятия появляется возможность более эффективной его организации, на основе разделения труда, создания поточных производств, технологической и конструкторской специализации, внедрения более мощных и производительных машин, также специализированных на отдельных операциях. Естественно, что составляющих масштабного эффекта достаточно много и для данного диссертационного исследования не требуется их детальный анализ. Важно то, что крупное предприятие является более конкурентоспособным и обладает большими возможностями для дальнейшего роста, чем обычные средние и мелкие производства. Отсюда и неустойчивость идеальной рыночной конкуренции, постоянное сползание к концентрации производства и движения в

сторону монополизации.

    Конечно, для различных производств или для различных товаров отмеченные тенденции проявляются по-разному. Трудно представить, например, монополию в области производства сельскохозяйственной продукции. Однако, она представляется вполне естественной в машиностроении, особенно в тяжелом. То же можно отметить для добывающих отраслей, химии и др.

    Еще раз подчеркнем, что конкуренция с самого начала рассматривалась как необходимый фактор развития производительных сил. Естественно, что и государственная политика была направлена на то, чтобы сохранить этот фактор, тем более, что к концу ХIХ века монополистические тенденции проявились с такой интенсивностью, что научная экономическая мысль стала рассматривать их как естественные явления и раскол в идеях обозначился достаточно наглядно и остро. С одной стороны, концентрация производства рассматривалась как имперский характер развития капитализма, а отсюда обосновывалась объективная необходимость обобществления средств производства (марксистско-ленинская теория), с другой — на фоне этой теории настойчиво звучали призывы сохранить рыночную экономику с ее необходимым атрибутом конкуренции. Идеологом последнего направления следует считать Вильфредо Парето, который специально выделил конкуренцию как самостоятельную категорию научного исследования. Будучи сторонником рынка, он рассматривал его с идеальных позиций, то есть как рынок чистой конкуренции, когда существует большое число независимых продавцов и покупателей, со свободой доступа и выхода из рынка. Именно в этих условиях сохраняется созидательная энергия, стимулируемая личным интересом, личной выгодой. Поэтому конкуренция выступает как один из главных регулирующих элементов в экономике. Чем интенсивней конкуренция, тем лучше потребителю. Отсюда и основной принцип, известный как принцип Парето: все члены общества выигрывают лишь в том случае, если действующий на рынке индивидуум, извлекая полезность для себя, не уменьшает полезности, извлекаемой другими участниками рынка. Иначе говоря, общество богатеет, если все его члены выигрывают, и богатство не достигнет своего максимума, если получение полезности одними группами людей уменьшает ее для других.

    Указанный раскол в идеях реализовался и в политическом расколе мира, который обозначил две формы развития производительных сил: централизованно планируемую и традиционную рыночную. Поскольку они разделились по странам, разделилось и отношение к конкуренции. Для нашей страны, на протяжении 70 с лишним лет отсутствие конкуренции рассматривалось как благо, обеспеченное пролетарской революцией. Что касается рыночных государств, то там пришлось решать более сложные задачи, как на государственном, то есть практическом уровне, так и в области экономической теории. В последней конкуренция, вслед за Парето, стала объектом детального анализа и изучения. Основной вклад в теорию конкуренции и различных конкурентных рынков внесли А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс , П. Самуэльсон и др. К настоящему времени данные теоретические положения можно считать завершенными. Теория конкурентного рынка включает в себя классификацию рынков по типам конкуренции и анализ механизмов функционирования, присущих каждому из данных типов. Поскольку для целей диссертационного исследования анализ механизмов не представляется главным, а литературные источники по нему достаточно распространены , то остановимся на классификации.

    Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

  • множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;
  • полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
  • отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;
  • полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;
  • отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

Рынок несовершенной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса и тех масштабных эффектах, о которых говорилось выше. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:

    а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;

    б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);

<

    в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

    г)МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.

    Из изложенного ясно, что существуют два полюса рыночных структур. Первый из них характеризует идеальную мечту В. Парето, то есть рынок совершенной конкуренции. Второй — чистую монополию. Оба эти полюса следует рассматривать как весьма условные, в том смысле, что реальные рынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе к другому. В самом деле, признать наличие чистой монополии очень трудно, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, на монопольную продукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут, а во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместо национального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товар заграничный. С другой стороны, трудно представить себе и рыночную структуру, соответствующую чистой конкуренции. Считается, что сельскохозяйственная продукция, точнее рынок сельскохозяйственной продукции удовлетворяет требованиям совершенной конкуренции. Во многом это так. Однако, при ограниченных земельных участках нелегко удовлетворить требованиям свободного вхождения в рынок. Кроме того, сами производители сельхозпродукции обычно не выходят непосредственно на рынок, то есть в сферу обращения, а работают либо по договорам, либо по биржевым заказам.

    В связи с этим следует выделить ситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, это действительно чистая монополия, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а причинами, связанными с эффективностью, когда деятельность одной фирмы очевидно эффективнее, чем наличие множества конкурирующих организаций. Иначе говоря, речь идет об эффекте масштаба. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи.

    При характеристике рыночных структур, отмечалась такая важная категория, как входные барьеры. Эта проблема впервые рассмотрена в работах современного американского экономиста Дж. Бейна. Понятно, что «входной барьер» — это условие, которое затрудняет вступление новых фирм в отрасль, где уже существуют сложившиеся предприятия. Приводится следующая классификация барьеров:

  • Правительство наделяет фирму исключительными правами в форме лицензий. Многие из этих барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
  • Собственность на не воспроизводимые и редкие ресурсы (например, власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов).
  • Авторские права и патенты, когда фирма обладает монопольным правом на продажу лицензий.
  • Масштабность производственной деятельности, например рынок автомобилестроения, когда фирме, чтобы войти в него необходимы огромные денежные ресурсы.

    Специалисты по теории конкуренции отмечают, в общем, ограниченные возможности формирования со стороны производителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже для несовершенной конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этом следует помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий в далекое прошлое, процесс, который плохо или хорошо, но отрегулирован в традиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет поддерживать производственные мощности на том уровне, при котором обеспечивается удовлетворение платежеспособного спроса как потребительских благ, так и товаров производственного потребления. Сложившаяся же в нашей стране ситуация коренным образом отличается от традиционных рыночных стран.

 

1.2. Условия становления конкуренции

в переходной экономике России

 

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%1, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

По-видимому, лидеры первых реформаторских устремлений рассчитывали на то, что трансформация собственности в сочетании с либерализацией всех сфер экономики возродит и активизирует конкуренцию как бы автоматически. Однако сейчас уже ясно, что на деле так не получилось. Несмотря на появление альтернативных форм собственности доля государственного сектора в ВНП России все еще остается значительной (по различным оценкам, в пределах трех четвертей, а то и еще больше). Лишь в очень небольшой степени удалось расшатать мощную корневую систему монополизма. Она основывается на самой организации производства. Индустриальное развитие СССР шло под знаком ориентации на создание крупных предприятий с вытекающей отсюда громадной концентрацией производства, неизбежно приводящей к монополизму. Непомерной оказалась и концентрация сельскохозяйственного производства, построенного на полном искоренении индивидуальных хозяйств (исключая так называемые личные подсобные).

В 1993 г. одна пятидесятая часть промышленных предприятий России, каждое из которых имело свыше 5 тыс. работников, выпустила более 40% всего объема продукции и получила свыше половины всей принесенной российской индустрией прибыли. В большинстве отраслей промышленности 80% продукции (а иногда и еще больше) выпускается одним-двумя предприятиями.1 Немало примеров концентрации всего российского производства того или иного изделия всего лишь на одном предприятии. Так, мотороллеры полностью выпускает Тульский машиностроительный завод, киносъемочные любительские аппараты — Красногорский механический завод, трамвайные рельсы — Новокузнецкий металлургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов — московский завод «Динамо», все типы машин для контактной сварки — завод «Электрик» (Санкт-Петербург). Точно такая же картина с производством троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, врубовых машин, проходческих комбайнов, кинофотопленки и ряда других видов продукции. Во всем этом множестве случаев мы имеем дело, по существу, с абсолютными монополистами.

Еще более распространена олигополия, при которой выпуск значительной части однородной продукции сосредоточен всего лишь на двух — четырех крупнейших предприятиях. К примеру, динамную сталь производят три предприятия, полистирол — четыре, шины для сельхозмашин — тоже четыре, магнитную ленту — два, автогрейдеры — три предприятия.

Существует и своеобразная двусторонняя монополия, складывающаяся тогда, когда на рынке определенной продукции выступают один продавец и один покупатель, т.е. здесь сочетаются монополия и монопсония. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для газовых автомобилей (производит Заволжский моторный завод, а единственный потребитель ПО «ГАЗ»); магистральных электровозов (изготовляет только Новочеркасский электровозостроительный завод, полностью закупается МПС России). В некоторых случаях нынешняя ситуация в российском монополизме даже хуже той, что была в прежнем СССР: в нем какие-то предприятия-дублеры были, а сейчас они оказались за границей.

Усугубляется положение спецификой сложившихся в СССР технологических и хозяйственных связей между предприятиями. В материальном производстве подавляющая их часть жестко привязана друг к другу и фактически не имеет возможности выбирать поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и других средств производства. В такой ситуации складываются идеальные условия для произвольного взвинчивания цен по всей технологической цепочке, причем для этого даже не требуется вступать в какой-то сговор. В конечном счете происходит непрерывное удорожание как промежуточных проектов, так и продуктов конечного потребления, что, естественно, еще более отягощает современную экономическую ситуацию.

Как практически обстоит дело с созданием в России цивилизованной конкурентной среды? В ряде сфер, прежде всего в розничной торговле, конкуренция обнаруживается все более явственно: не одинаковы цены на одни и те же товары в разных торговых предприятиях, больше разнообразия в ассортименте по качеству, видам, фасонам, расцветкам и т.п. Покупатель обрел достаточно реальное право выбора, к пользованию которым начинает привыкать.

Несомненное оживление конкурентных начал отмечается и в сфере услуг, хотя ее исключительно низкое развитие в советское время и оказывает весьма сильное влияние: крайне мало соответствующих предприятий, они не оснащены минимумом необходимого оборудования и т.п. Все это продлевает жизнь системе «бери что дают».

Конкуренция довольно настойчиво пробивает себе дорогу и в банковской сфере. Количество банковских учреждений очень резко возросло, и это уже само по себе вызывает борьбу за клиентуру с вытекающими отсюда последствиями в ее обслуживании.

Активизацию конкуренции любой житель России легко устанавливает по рекламе. Если раньше, до становления рыночных начал, она практически вообще отсутствовала, то сейчас, пожалуй, даже «вышла из берегов», вызывая справедливые нарекания из-за ее неотвязности, усугубляемой и тому же очень часто крайним примитивизмом. Но при всем этом несомненно: реклама ширится и ведет наступательные бои за покупателя и клиента.

Важный аспект рассматриваемой в темы — конкуренция между отечественными и зарубежными товаропроизводителями на российских рынках. В условиях преимущественно закрытой экономики и государственной монополии внешней торговли такая конкуренция была крайне ограничена. Теперь обстановка стала существенно иной. В результате либерализации внешней торговли на российский рынок хлынули иностранные товары. Их везут и крупные оптовые торговые фирмы, и непрерывно снующие между Россией и зарубежьем «челноки», которые действуют в порядке индивидуального предпринимательства. За 1998 г. в Россию было завезено 116 тыс.т. масла (животного и растительного), 2,5 млн.т. сахара, 103,5 тыс.т. мяса, на 1,7 млрд. долл. одежды и обуви.1

Последствия такого импорта для российских производителей не однозначны. С одной стороны, появление на наших рынках иностранных товаров расширило базу конкуренции; следовательно, чтобы сохранить свои позиции, отечественные производители должны повышать качество предлагаемых покупателям товаров, снижать издержки их производства, гибче маневрировать ценами, короче, делать все, что требуется для противостояния достойному конкуренту. Но справиться с такой задачей наши участники конкуренции могут далеко не всегда, и это другая сторона дела, означающая возможность (и отнюдь не только гипотетическую) выбытия, по крайней мере частичного, российского товаропроизводителя из «игры». В данной связи весьма остро встает вопрос об осуществлении государством действенных протекционистских мер во благо отечественного предпринимательства.

Активная государственная политика, направленная на формирование и развитие здоровой конкурентной среды, служит также мощным средством преодоления монополизма. Главная цель государственной антимонопольной политики состоит в поддержании оптимального сочетания стихийных и административно-регулирующих сил на основе антимонопольного законодательства. Как известно, еще 22 марта 1991 г. был принят Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».1 По своему характеру этот закон примыкает к антимонопольным законам западноевропейского типа, построенным на принципах регулирования и ограничения монополистической деятельности.

Хотя указанный закон во многом учитывал особенности перехода к рынку, более чем двухгодичный опыт его применения показал, что в нем не предусмотрено регулирование многих проявлений монополизма производителей и торговцев. Уже к концу 1991 г. стало ясно, что основную угрозу успешному осуществлению реформы несут монопольно высокие цены, устанавливаемые при уменьшении объема и снижении качества производимых товаров. В таких условиях становится целесообразным непосредственное воздействие государства на уровень цен. Ничего по сути «антирыночного» в такое мере нет. Известно, что к ней прибегают во многих развитых государствах с рыночной экономикой. Например, во Франции законодательство о свободе цен и конкуренции предусматривает возможность их прямого регулирования в тех случаях, когда ценовая конкуренция ограничена, а также существует неоправданное повышение цен. Прерогативой правительства Франции является установление цен на энергоносители, услуги общественного транспорта, телефонной связи, правительство же ввозит тарифы на проезд по автодорогам. По многим другим ценам устанавливаются пределы роста.

Общей характеристикой отраслей естественной монополии, к числу которых относятся многие виды коммунальных услуг, метрополитен, почта, услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и газа по трубопроводам и пр., является то, что все они относятся к народнохозяйственной инфраструктуре. Начав формироваться более 100 лет назад, современная хозяйственная инфраструктура как цементирующая основа экономили изначально служила опорой экономической власти государства. Сектор экономики, практически свободный от бремени трансакционных издержек, отличался высокой степенью управляемости и прогнозируемости. Особенность целевой функции развития естественных монополий с ориентацией на полное удовлетворение спроса на стандартизированные услуги в условиях заданной технологии их производства обеспечивала эффективность системы централизованного управления.

Тенденции 70-х — 90-х годов, связанные с насыщением спроса на коммунальные, транспортные и телефонные услуги в развитых странах, а также устойчивым снижением спроса на услуги железнодорожных перевозок и почтовой связи, нарушили сложившиеся в течение десятилетий приоритеты функционирования отраслей естественной монополии, что требовало пересмотра стратегии их развития. В этих условиях крупные масштабы производства в отраслях естественной монополии с опорой на бюрократизированные функциональные структуры управления стали служить фактором экономического регресса. Кроме того, но аналогии с моделью дезорганизации советской экономики, приведенной выше, естественные монополии в западных странах превратились в механизм давления на государственную власть с целью лоббирования определенных экономических интересов.

Одновременно, на 70-е — 90-е годы приходится период научно-технического прогресса, беспрецедентный характер которого определяется невиданными масштабами роста производительности труда и общественных преобразований. На современном этапе прогресса, характеризующегося комплексной заменой электрических и механических машин электронными, внедрением программно управляемых аппаратов и процессов, получили импульс инновационные процессы ко всех отраслях народного хозяйства, причем в наибольшей степени это коснулось телекоммуникаций. Сравнительный анализ потребительских свойств традиционных телефонных и новых информационных и мультимедийных услуг позволяет сделать вывод о том, что сегодня связь переживает смену жизненного цикла технологии.

Таким образом, происходящие сегодня процессы по либерализации хозяйственной деятельности в некоторых отраслях естественной монополии нельзя отождествлять со снижением уровня организованности и ростом энтропии. Задействование рыночных сил в процессе управления естественными монополиями реализует объективную потребность в активизации эффективных механизмов саморегуляции и саморазвития систем, вектор действия которых является однонаправленным с вектором государственной экономической политики. Кроме того, телекоммуникации как одна из таких отраслей сегодня все еще находятся на гребне научно-технического прогресса и оценить ее состояние в ближайшей перспективе не представляется возможным. Бизнес в этой области является инновационным, а следовательно, привлекает в значительных масштабах венчурный капитал. Очевидно, что ограничивать отрасль от конкуренции на этом этане было бы неразумно.

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

 

2.1. Особенности переходных процессов в экономике России

 

Корпоративный сектор, как известно, является основой современной экономики. Только транснациональными корпорациями производится от трети до половины мировой промышленной продукции, контролируется половина международной торговли.1 Крупные корпорации и их объединения прежде всего и обеспечивают технологический прогресс, экономический рост и социальную защищенность граждан в развитых странах; особенно весомы их позиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики. Конечно, индивидуально-предпринимательский сектор, наемные работники и профсоюзы, потребители и их объединения, а также система государственных институтов регулирования и содействия развитию экономики тоже суть необходимые элементы эффективно функционирующего рыночного хозяйства. Однако по своей сущностной определенности последнее есть именно корпоративно-капиталистическая система, базис которой составляют акционерные общества, банки, биржи, финансово-промышленные группы и тому подобные институты. Вот почему стратегия рыночных реформ в России должна быть ориентирована в первую очередь на развертывание конкурентоспособного на мировых рынках корпоративного сектора. Малый бизнес и индивидуальное предпринимательство должны поощряться государством лишь в определенных, «естественных» для них областях: розничной торговле и бытовых услугах, производстве товаров народного потребления, НИОКР и т.п. «Челночество» же, становящееся существенной составляющей внешней торговли, равно как и широкомасштабное оказание физическими лицами строительных, ростовщических, торгово-посреднических и риэлтерских услуг, — явления уродливые, вызванные недостатками системы госрегулирования экономики и ее кризисом.

Экономика СССР имела весьма высокий уровень концентрации и централизации производства. Крупные предприятия в качестве ее основы и по сей день образуют фундамент российского народного хозяйства. Если в условиях закрытости по отношению к внешнему миру высокая концентрация вела к монополизации производства и торговли, то в условиях открытой экономики ситуация кардинально изменилась.

По международным меркам российские «гиганты», как правило, имеют весьма скромные размеры. Особенно это относится к предприятиям обрабатывающей промышленности, многократно сократившим обороты. Дробление капитала и производства в обстановке завершенной либерализации внешней торговли (со всеми вытекающими для отечественных товаропроизводителей последствиями) явно нерационально. К сожалению, мирохозяйственный аспект институциональных преобразований крайне слабо учитывается в нашей практике антимонопольного регулирования и приватизации. Деструктивность стратегии «атомизации» промышленности очевидна в ситуации, когда резко усилилась конкуренция на мировых рынках, произошло несколько слияний крупнейших корпораций в аэрокосмической отрасли США, углубилась интеграция производителей в сфере производства компьютеров и в информатике. Для нормальной конкуренции в наукоемких отраслях достаточно наличие двух—трех компаний, тогда как соперничество нескольких десятков производителей ведет к многократному дублированию затрат на НИОКР и на создание товаропроизводящей сети, порождает падение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это произошло, в частности, в большинстве отраслей российской обрабатывающей промышленности, на авиационном транспорте, в торговле и банковской сфере.

Известно, что структура экономики Советского Союза была недостаточно рациональной, «утяжеленной», высоко монополизированной. И экономическая реформа должна была решать и эти задачи. На самом же деле за годы реформы структура экономики, и промышленности ухудшилась. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.

Как видно, структура промышленного производства значительно «потяжелела». Доля добывающей промышленности выросла на 60%1, а машин и оборудования сократилась почти в полтора раза, непродовольственных товаров длительного пользования — почти в три раза.2 Сократился даже удельный вес продовольственных товаров. И все это при двукратном падении общего объема промышленного производства! Структура промышленного производства за годы реформы «перекосилась» настолько, что ее восстановление до уровня 1991 г., как следует из таблицы, пока что даже не предвидится и займет как минимум лет пятнадцать.

Причем разрушающее влияние на структуру экономики оказывали все три основных направления экономической реформы, массовое форсирование приватизации, обвальная либерализация цен и форсированное открытие экономики.

Таблица 1

 

Структура производства промышленной продукции, %

1991 г.1995 г.2000 г.Всего промышленность100100100В том числе:Добывающая9,515,915Обрабатывающая90,584,185В том числе:Материалы и полуфабрикаты, комплектующие изделия
44,5
51,3
51,8Машины и оборудование13,69,39,2Непродовольственные товары на родного потребления
28,6
10,8
11,1Продовольственные товары13,312,712,9
Приватизация — самое глубинное преобразование экономики в процессе реформы. Ее функции многоплановы. Но, к сожалению, пока что преобладают разрушительные.
Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 — 1994 гг.
К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди них структурная перестройка даже не предусматривалась. Зато в соответствии с односторонними представлениями о монополизме допущена возможность создания крупных финансово-промышленных структур, ставших основой экономики развитых стран и способных решить ряд насущных задач построения смешанной экономики в России.
Более того, был нанесен серьезный ущерб существовавшим промышленным объединениям. Разукрупнялись предприятия, образующие единый технологический комплекс, разрывались сложившиеся технологические цепочки.

2.2. Перспективы развития конкуренции
в экономике России

До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна делает первые шаги по направлению развития рыночной экономики, многое изменилось. Трудно судить какова будет эта экономика, но самое важное — это то, что наконец мы и наше правительство осознало, что тем путем, которым мы шли, идти дальше не имеет смысла. Я думаю, что в этом мы убедились окончательно, так как кризис экономики, развившийся в восьмидесятых годах, четко показал неправильную ориентацию нашей экономической политики. Ведь посудите сами, стоит немного углубиться в историю бывшего СССР, как становится видно, что страна буквально не выходила из провалов то в одной отрасли промышленности, то в другой.
В данный момент идет процесс перехода от плановой экономике к рыночной: рождаются новые виды экономических отношений (для нас), новые формы хозяйствования, формы собственности, происходит разгосударствление предприятий, передача прав управления в руки новых собственников.
    Приватизация, которая сейчас, хоть и с трудом, проходит в России, является очень важным и своевременным шагом на пути к рынку. Она дает возможность перераспределения власти монополий.
Например, до сих пор существовала абсолютная монополия государства на добычу и продажу полезных ископаемых, в настоящее время эта монополия утрачивает свою мощь, т.к. появляются новые предприятия, которые имеют право продавать сколько угодно и за сколько угодно, т.е. фирма сама может назначать цену на свой товар, что уже немаловажно. Среди этих фирм есть крупные и мелкие, и, естественно, что между ними существует конкуренция.
Вряд ли можно рассматривать эту конкуренцию как совершенную, во многих отраслях хозяйства присутствует монополии. Возьмем хотя бы городской наземный общественный транспорт, он является неоспоримым монополистом в своей сфере деятельности, так как он может повышать цену на оказываемые услуги, ведь у него не существует конкурентов. Монополистами также являются предприятия обеспечивающие тепло-, водо-, электроснабжение населения и предприятий (хорошо, что цены назначаемые ими контролируются государством).
Во многих отраслях произошли коренные изменения. Например, Аэрофлот — монстр, являющийся на протяжении многих лет единственной компанией, оказывающей воздушно-транспортные услуги, распался на множество более мелких компаний, что естественно
породило между ними конкурентную борьбу.
Развитие рыночной экономики идет полным ходом, и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь, важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое. Встречаются и ошибки.
    В данный момент мы, как нельзя лучше, должны смотреть вперед, не делать ошибок, ведь именно от нас зависит судьба нашей Родины, судьба наших детей и внуков. Поэтому, нам необходимо перенимая опыт других стран выбирать только лучшее и прогрессивное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена специфика и тенденции конкурентных отношений в России. В результате можно сделать следующие выводы.
Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблагоприятная. Административно-командная система фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собственности в основных производственных фондах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.
Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван выступить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидностью развивающихся российских корпоративных структур являются финансово-промышленные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный контроль.
Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила перход к свободному рынку уже в январе 1992 года. Правада, все начиналось спримитавных рыночных структур – в виде товарных и продовольственных рынков, на которых ведется перепродажа отчесетвенных и иностранных товаров.
Но жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Необходимо уходить от элементов государственной монополии к построению по настоящему свободному рынку, стремится к созданию рынка совершенной конкуренции.
Само движение к цивилизованному рынку необходимо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. А это не простой, тернистый путь, который необходимо обязательно пройти нашему государству в ближайшее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.: -(Библиотека хозяйственного руководителя. Книга 3.)
 

  1. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4.
  2. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. — №12.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы –ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие.–М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М»
  4. Власьевич Ю. К созданию в России конкурентной среды (материалы лекций) //РЭЖ. — 1994. — №10.
  1. Городецкий А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. //Вопр. Экон-ки. -1995. -№11.
  2. ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Принят 22 марта 1991 г. Собрание законодательства РФ. –1991. — № 11.
    1. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы //Вопросы экономики. – 1997. — №1.
    2. Куликов А. Место финансово-промышленных групп в экономике //Экономист. – 1998. — №3.
    3. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1.
    4. Куликов В. Не торможение приватизации, а изменение ее концептуальной основы // РЭЖ — 1997. — №9.
    5. Петров Ю. Формирование финансово промышленных групп и государство // РЭЖ — 1998. — №2.
    6. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок и перспективы «директорской модели» // РЭЖ — 1997. — №9.

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 24.43MB | MySQL:122 | 1,487sec