МЕТОДЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ПЕРВИЧНОМ РЫНКЕ

<

021115 2210 1 МЕТОДЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ПЕРВИЧНОМ РЫНКЕ1. Первичный рынок ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг обслуживает процесс воспроизводства капитала. В зависимости от той роли, которую он играет в процессе воспроизводства, его принято делить на первичный и вторичный рынки.

Первичный рынок – рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация, временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.

Следовательно, первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитета. Значение этих эмитентов на рынке определяется состоянием экономики в стране и общим уровнем ее развития. Хронические дефициты государственных бюджетов большинства стран обусловливают преобладающую роль государства да рынке ценных бумаг. Так, в США в 1989 г. на долю государства приходилось до 75% всех заимствований, в России в 1995г— около 70%.

Покупателями ценных бумаг могут являться индивидуальные и институциональные инвесторы. При этом соотношение между ними зависит как от уровня развития экономики, уровня сбережений, так и от состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. Это коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционное фонды, взаимные фонды и т.д.

Инвестиционный потенциал России на фондовом рынке и его структура оцениваются следующим образом.

Ежегодные валовые сбережения в России составляют 125-140 млрд руб., из них 28% сбережения населения.

Хотя основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок и именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития, его объем в развитых капиталистических странах в настоящее время относительно невелик. Выпуск акций с целью финансирования инвестиций в производственную деятельность связан с учреждением новых компаний и реорганизацией частных компаний в отраслях «высокой технологии», использующих рисковый или венчурный капитал. При этом источник венчурного капитала — средства институциональных и индивидуальных инвесторов, которые, имея крупные активы, могут позволить себе «рискнуть». Для большинства, мелких фирм, тысячами возникающих в традиционных отраслях экономики, реальной возможности достичь размеров, позволяющих выпускать акция, не существует.

Основными причинами выпуска акций в развитых странах в настоящее время являются финансирование поглощения и необходимость снижения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций. Первая причина эмиссии новых акций — поглощения (слияния) компаний. Поглощения осуществляются в форме обмена акций поглощаемых компаний на акции поглощающих. Поглощающие компании активно выходят на первичный рынок ценных бумаг, производя эмиссию новых акций.

Вторая причина выхода современных корпораций на рынок ценных бумаг — необходимость уменьшения доли заемного капитала в совокупном капитале корпораций. В некоторых странах соотношение между собственным и заемным капиталами устанавливается законом. Однако, независимо от наличия закона, в каждой стране имеется четкое представление о предельных размерах заемных средств. Переход за эту грань сопряжен со значительным риском для компании в целом и ее акционеров. В этой ситуации корпорация регулирует структуру своего капитала путем эмиссии новых акций, замещая ими свои долговые обязательства.

Таким образом, эмиссия новых акций на современном этапе развития рынка ценных бумаг в развитых странах очень незначительна и не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов для финансирования экономики. Это означает, что в развитых странах происходит не только уменьшение масштабов первичного рынка ценных бумаг, но параллельно идет снижение его роли регулятора инвестиций и экономики в целом.

В России рынок ценных бумаг находится на этапе своего становления. В условиях массового акционирования государственных предприятий, создания новых акционерных структур, которые остро нуждаются в средствах для инвестирования, постоянного заимствования средств государством, первичный рынок служит основным сегментом рынка ценных бумаг.

Однако в силу слабого развития рыночных отношений, инфляции, общей неустойчивости первичный рынок России не выполняет сегодня функций регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные методы размещения ценных бумаг на первичном рынке

 

Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в двух формах:

1) путем прямого обращения к инвесторам;

2) через посредников.

Особенность рынка развитых стран — размещение денных бумаг через посредников, роль которых выполняют инвестиционные банки. Взаимоотношения между компанией-эмитентом и инвестиционным банком строятся на основе эмиссионного соглашения. Инвестиционные банки совместно с компанией-эмитентом определяют условия эмиссии, начиная с суммы капитала и кончая сроками и способом размещения ценных бумаг, и осуществляют их непосредственное размещение.

В соответствии с эмиссионным соглашением инвестиционный банк размещает ценные бумаги либо в качестве покупателя, либо в качестве агента. Обычно он закупает весь выпуск, т. е. принимает на себя финансовую ответственность за весь выпуск (андеррайтинг). Реже инвестиционные банки действуют в качестве агента. При этом их роль либо может ограничиваться комиссионными функциями, либо «месте с этими функциями они берут на себя обязанности гаранта размещения выпуска и«в случае невозможности реализации бумаг в пределах установленного срока должны приобрести их за свой счет.

Независимо от функций инвестиционного банка по эмиссионному соглашению его обязательным условием является «оговорка о выходе с рынка». Она позволяет аннулировать соглашение в случае крайне неблагоприятного развития событий на рынке (по не зависящим от сторон причинам).

Если новый выпуск бумаг эмитента оказывается слишком большим для инвестиционного банка, он обращается к другим инвестиционным банкам с целью сформировать «эмиссионный синдикат» и объединить усилия по размещению выпуска. Эмиссионные синдикаты, могут действовав» по принципу «раздельного счета», в соответствии с которым все участники синдиката несут ответственность в пределах своего участия в синдикате и выделенной им доли выпуска и по принципу «нераздельного счета»* означающему, что участники синдиката несут коллективную, совместную ответственность за размещение всего выпуска, пропорционально размеру своего участия в синдикате. Наиболее распространен принцип «раздельного счета».

Для реализации нового выпуска «эмиссионный синдикат» может сформировать специальную «группу по продаже», состоящую из кредитных учреждений, которые в соответствии со своим статусом могут вести операции купли-продажи ценных бумаг. Члены такой группы не принимают на себя никакой финансовой ответственности, но берут обязательство продать определенную долю выпуска, получая комиссионные или маржу.

Независимо от формы размещения ценных бумаг путем прямого. обращения к инвесторам или через посредника – подготовка нового выпуска всегда включает ряд этапов.

1. Регистрация выпуска специально уполномоченным для этого правительственным органом. Она производится на основе заявления на регистрацию, характеризующего все основные условия выпуска.

II. Период остывания. В течение этого периода проводятся проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации предварительных проспектов эмиссии, дающих необходимую информацию для оценки привлекательности выпуска. По этим проспектам потенциальные инвесторы могут направить эмитенту письмо о своей заинтересованности в данных бумагах.

III. Этап предэмиссионного совещания, на котором выверяется заявление о регистрации и определяется окончательный проспект эмиссии. Если выпуск размещается через посредников, обсуждаются окончательные условия контракта между эмитентом и банком.

<

IV. Период непосредственной реализации новых выпусков. Основы формирования и развития первичного рынка ценных, бумаг в России закладывались в ходе приватизации (акционирования) государственных и муниципальных предприятий, создания новых коммерческих структур. Первичный рынок включает конструирование эмитентом нового выпуска ценных бумаг и его размещение среди инвесторов. Акции и другие ценные бумаги акционерное общество может размещать посредством открытой и закрытой подписки. При этом закрытое общество может использовать только способ закрытой подписки, «(открытое акционерное общество самостоятельно определяет способ размещения своих акций либо в уставе, либо решением общего собрания и, как правило, применяет открытую подписку на свои акции.

Обязательным условием размещения ценных бумаг на рынке РФ является регистрация их выпуска. В тех случаях, когда ценные бумаги размещаются в форме открытой подписки или число владельцев закрытого общества более 500, а общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, наряду с регистрацией выпуска ценных бумаг необходима регистрация проспекта эмиссии. Каждому выпуску ценных бумаг присваивается свой регистрационный номер. К выпуску и обращению на территории РФ допускаются только акции, прошедшие государственную регистрацию.

В соответствий с Законами «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг» эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг их первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки этих бумаг и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодической печати.

Проспект эмиссии содержит данные о самом эмитенте, его финансовом положении, предполагаемых к продаже ценных бумагах, общем объеме выпуска, количестве ценных бумаг в выпуске, процедуре и порядке их выпуска и другую информацию, которая может повлиять на решение о покупке ценных бумаг или об отказе от такой покупки.

Эмитент и профессионалы рынка обязаны обеспечить первым владельцам акций равные ценовые условия для приобретения акций. Реализация акций должна осуществляться цо рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Только учредителям акционерного общества при его учреждении разрешается оплата акций по номиналу. Вместе с тем российский закон предоставляет работникам государственных и муниципальных предприятий, преобразованных на основе приватизации в акционерные общества, право покупать акции своего предприятия со скидкой 30% номинальной стоимости. При этом максимальный размер пакета акций, предоставляемого каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, устанавливается в Государственной программе приватизации. Акции, приобретаемые на льготных условиях, оплачиваются в рассрочку, которая предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества.

В целях защиты интересов инвесторов выборочно проверяются представляемые в проспектах эмиссий сведения. В случаях, когда эмитенты указывают в проспектах эмиссии недостоверные или неполные сведения, а также нарушают в процессе выпуска требования действующего законодательства, выпуски ценных бумаг объявляются несостоявшимися и эмитентам отказывается в их регистрации.

После того как акционерное общество представило все документы, необходимые для регистрации выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии, в соответствующий регистрирующий орган, эмитент приступает к подписке на акция. В практике нашей страны в качестве подписки используются подписные листы, где содержится информация о покупателе и определено количество приобретаемых им акций. Подписные листы остаются у эмитента для определения степени заинтересованности инвесторов в приобретении его ценных бумаг. Отрывные талоны (купон») подписных листов передаются подписчикам и после регистрации выпуска и полной оплаты купона обмениваются на акции.

Первичная эмиссия ценных бумаг на российском рынке может осуществляться эмитентами либо самостоятельно, либо при помощи фирмы-посредника, которая является профессионалом рынка ценных бумаг.

Когда размещение происходит с помощью посреднической фирмы, между эмитентом и фирмой возможны два варианта взаимоотношений. В первом случае фирма-посредник принимает ценные бумаги на комиссию и тогда ее роль сводится к тому, чтобы приложить максимум усилий для продажи ценных бумаг. Риск остается на компании-эмитенте, выпускающей акции, а фирма-посредник получает комиссионное вознаграждение за реализованное количество акций. Во втором варианте посредническая фирма проводит операции по размещению ценных бумаг за свой счет. Она выкупает у эмитента весь объем выпускаемых акций по одной цене и перепродает в розницу инвесторам по другой, немного превышающей первоначальную. При этом фирма, выкупающая акций у эмитента и берущая на себя риск, связанный с их реализацией, становится андеррайтером.

В практике нашей страны широко распространен способ размещения акций «своими силами». Это объясняется, с одной стороны, тем, что руководители многих акционерных обществ уверены в том, что справятся с этой задачей без помощи посредника и сохранят часть своих средств. С другой стороны, число брокерских и дилерских фирм, умеющих профессионально организовать первичное размещение акций, еще недостаточно, а их средства незначительны.

Российское законодательство предусматривает возможность первичного размещения акций и посредством эмиссионного синдиката путем публичного объявления о подписке на ценные бумаги с аукциона на основе конкурса заявок; путем размещения бумаг через организованный фондовый рынок (биржу). Эмиссионный синдикат формируется после того, как определен порядок размещения ценных бумаг, и главной целью его создания является распределение ответственности по размещению ценных бумаг на несколько посреднических фирм, а также проведение первоначального размещения в максимально короткие сроки. В зависимости от принятых на себя функций члены эмиссионного синдиката делятся на фирму-менеджера, андеррайтера и торговых агентов. Вся деятельность участников эмиссионного синдиката направлена на содействие успешному первоначальному публичному предложению ценных бумаг.

Вторичный рынок обязательно несет элемент спекуляции. Поскольку цель деятельности на нем — доход в виде курсовой разницы, а курсовая стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, постольку существует множество способов воздействия на курс ценных бумаг в желаемом направлении. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое всегда имеет одно направление — от мелких собственников к крупным.

Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где

 

3. Эмиссия ценных бумаг как процедура размещения эмиссионных ценных бумаг

 

Рынок ценных бумаг в зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг в оборот подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке происходит продажа вновь выпущенных ценных бумаг их первым владельцам; на вторичном — обращение ценных бумаг, т.е. смена их владельцев.

Выпуск ценных бумаг в обращение осуществляется при учреждении акционерного общества и при увеличении размеров его уставного капитала путем эмиссии акций, а также в процессе привлечения эмитентами заемного капитала посредством эмиссии облигаций и иных долговых обязательств.

Эмиссия ценных бумаг — это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Эмитентами ценных бумаг выступают юридические лица, органы исполнительной власти или местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по реализации закрепленных в них прав.

Владельцами ценных бумаг являются лица, которым они принадлежат по праву собственности или по иному вещному праву. Ценные бумаги от одного владельца к другому перемещаются на вторичном рынке в результате их обращения.

Обращение ценных бумаг — это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности на ценные бумаги.

Порядок выпуска ценных бумаг и их обращения в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». Закон регулирует отношения. Возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания рынка ценных бумаг и деятельности его профессиональных участников. .

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в одной из следующих форм: именные ценные бумаги документарной формы выпуска (именные документарные ценные бумаги); именные ценные бумагу бездокументарной формы выпуска (именные бездокументарные ценные бумаги); ценные бумаги на предъявителя документарной формы выпуска (документарные ценные бумаги на предъявителя).

Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг; регистрацию выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска); размещение ценных бумаг; регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг в обращение должно содержать: полное наименование эмитента и его юридический адрес; дату принятия решения; наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение; вид эмиссионных ценных бумаг; отметку о государственной регистрации и государственный регистрационный номер ценных бумаг: права владельца, закрепленные одной ценной бумагой; порядок размещения эмиссионных ценных бумаг; обязательство эмитента обеспечить права владельца при соблюдении. владельцем установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления этих прав; указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске; указание общего количества эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером и их номинальной стоимости; указание формы ценных бумаг (документарная или бездокументарная, именная или на предъявителя); печать эмитента и подпись руководителя эмитента; другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.

Эмитированные ценные бумаги поступают вначале на первичный рынок ценных бумаг, где происходит их размещение, т.е. передача ценных бумаг эмитентом их первым владельцам или инвесторам. Следовательно, эмитенты ценных бумаг получают средства от инвесторов только на первичном рынке ценных бумаг.

Обращение ценных бумаг в зависимости от места их оборота на рынке ценных бумаг происходит либо на биржевом (организованном) рынке, либо на внебиржевом рынке. Как правило, первичное размещение выпуска ценных бумаг осуществляется по каналам внебиржевого рынка, дальнейшее же их обращение может происходить на биржевом и на внебиржевом рынках.

 

 

 

 

4. Инвестиционные банки как посредник по размещению ценных бумаг на первичном рынке

 

 

Инвестиционный банк — это кредитно-финансовый институт, специализирующийся на операциях с ценными бумагами (их выпуске, размещений) с целью привлечения дополнительных денежных средств, а также долгосрочного кредитования своих клиентов, в числе которых может быть и государство.

Инвестиционные банки не являются банками в классическом понимании, так как они не выполняют многих видов банковских операций. Обычно их называют инвестиционными банкирами. При этом имеется в виду их деятельность в качестве финансовых посредников (юридических и физических лиц), специализирующихся на организации выпуска ценных бумаг и торговле ими.

Деятельность инвестиционных банков, определяющая их сущность, отражается в их двух основных функциях.

Первая функция заключается в размещении акций и облигаций, т.е. в приращивании
капитала на первичном рынке. Это способствует получению финансовых ресурсов теми корпорациями (национальными и иностранными), федеральными и местными властями, которые в них нуждаются. Вторая функция представляет собой продажу ценных бумаг на вторичном рынке. При выполнении такой функции инвестиционные банки действуют как брокеры или дилеры при покупке и продаже ценных бумаг.

Современный инвестиционный банк развитых стран действует на фондовом рынке, занимаясь не только куплей-продажей ценных бумаг, но и организацией слияний и поглощений компаний, управлением ипотекой и венчурным капиталом.

При своеобразии форм инвестиционные банки занимаются определенными для них видами деятельности, которые укрупнено можно разделите на эмиссионно-учредительские и посреднические: определяют по поручению государства и отдельных компаний виды, условия, размеры, сроки эмиссии ценных бумаг; организуют размещение и вторичное обращение ценных бумаг; гарантируют ликвидность выпущенных ценных бумаг; предоставляют покупателям как акции так и облигации.

Финансовые посредники, выступающие в роли инвестиционных банков, имеют ряд особенностей. Так, инвестиционные компании, аккумулирующие средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг, помещают их в акции и облигации государства и компаний. Они являются посредниками между заемщиками и инвесторами, выражают интересы последних, но не имеют права контролировать их деятельность.

Большинство инвестиционных банков производит не только эмиссию ценных бумаг и их размещение, но и организует банковские синдикаты-гаранты, предоставляющие кредиты покупателям ценных бумаг, содействуя тем самым формированию вторичного рынка. Для инвестиционных банков характерна также и ссудная деятельность.

Инвестиционные банки выполняют следующие операции, каждая из которых выступает доходообразующим фактором:

гарантия эмиссии, означающая обязательство купить нереализованную часть выпущенных ценных бумаг, что в известной степени освобождает эмитентов от риска; дилер подписывает контракт на приобретение выпуска ценных бумаг по фиксированной цене, предоставляя инвестиционному банку право на поиск инвесторов для продажи им этих же бумаг, но уже по другой цене;

публичное размещение выпуска новых акция компаний;

частное размещение ценных бумаг, т.е. размещение через банки и брокеров среди их клиентов или непосредственно через институциональных инвесторов без широкого оповещения публики;

размещение нового выпуска облигаций;

размещение корпоративных облигаций, основная сумма и проценты по которым выплачиваются из доходов от финансируемых с их помощью проектов;

покупка контрольного пакета акций корпораций, финансируемая выпуском новых акций или с помощью кредитов, которые корпорации должны погашать сами;

слияние и поглощение компаний;

участие в реализации активов компаний путем продажи;

венчурное финансирование;

организация синдикатов для предоставления кредита (синдицирование инвестиций: «рисковое финансирование»);

торговля ценными бумагами;

финансовый консалтинг; оценка инвестиционных проектов;

расчеты по «своп», т.е. фиксирование максимума процентной ставки в облигационных займах;

проведение арбитражных операций;

обслуживание акций региональных банков и т.п. В этом разнообразии Операций инвестиционных банков основная финансовая услуга связана с размещением ценных бумаг.

На первичном рынке ценных бумаг инвестиционные банки действуют как посредники между корпорациями, стремящимися мобилизовать капитальные ресурсы, и индивидуальными и институциональными инвесторами. Совместно с руководством корпорации-эмитента инвестиционные банки определяют сумму денег, которую необходимо мобилизовать, вид ценных бумаг, которые нужно выпустить, а также способы и сроки их размещения. Чаще всего инвестиционные банки осуществляют андеррайтинг (гарантию размещении) нового выпуска, т.е. покупку ценных бумаг у эмитента и перепродажу их инвесторам. По данной процедуре корпорация-эмитент и инвестиционный банк-посредник заключают эмиссионное соглашение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Инвестиционные компании и фонды как посредники размещения ценных бумаг

 

Цивилизованный инвестиционный процесс предполагает наличие развитой инфраструктуры рынка капиталов. Одним из ведущих инвестиционных институтов, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, являются инвестиционные компании.

Инвестиционная компания — профессиональный участник фондового рынка, выполняющий деятельность с ценными бумагами. Эта деятельность включает определение условий и подготовку новых выпусков ценных бумаг, покупку ценных бумаг у эмитентов для дальнейшей перепродажи их инвесторам, гарантирование размещения, создание синдикатов по подписке или групп по продаже новых выпусков. Кроме того, для поддержания активного вторичного рынка вновь выпущенных ценных бумаг инвестиционная компания оставляет у себя часть выпуска для продажи, так как она имеет право работать в качестве финансового брокера через фондовую биржу.

Основная функция инвестиционной компании — андеррайтинг.

Андеррайтер — гарант первичного размещения ценных бумаг компаний, осуществляющий их покупку для последующей перепродажи частным инвесторам и взимающий за это определенную плату, установленную в процентах к стоимости всего пакета ценных бумаг. Величина ценового спрэда (разницы между публичной ценой продажи бумаги и ценой ее выкупа у эмитента) в международной практике колеблется от 1 (крупная, кредитоспособная компания) до 20% (небольшая венчурная компания). Кроме того, на ценовой спрэд влияют следующие факторы: размер эмиссии — чем больше эмиссия, тем меньше спрэд; качество ценных бумаг — чем выше качество, тем меньше спрэд; вид ценной бумаги — по облигациям с залогом он меньше, чем по необеспеченным долговым обязательствам, далее спрэд растет от конвертируемых облигаций к привилегированным и, наконец, обыкновен-ным акциям.

Инвестиционная компания как андеррайтер выполняет следующие функции: подготовку эмиссии — разработку эмиссии и оценку компании-эмитента, установление связей между эмитентом и ключевыми инвесторами; распределение — выкуп части или всей суммы эмиссии, продажу ценных бумаг непосредственно инвесторам; послерыночную поддержку: поддержку курса ценной бумаги на вторичном рынке; аналитическую и исследовательскую поддержку: контроль за динамикой курса ценной бумаги и анализ факторов, на него влияющих.

Рассмотрим следующие виды андеррайтинга: а

ндеррайтинг «на базе твердых обязательств»: по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер несет твердые обязательства по выкупу всего или части выпуска по фиксированным ценам, т. е. принимает на себя финансовые риски размещения ценных бумаг;

андеррайтинг «на базе лучших усилий»: андеррайтер не несет никаких обязательств по выкупу нераспространенной части эмиссии. Финансовые риски, связанные с неразмещением ценных бумаг, полностью несет эмитент. Андеррайтер берет обязательства приложить максимальные усилия для размещения ценных бумаг, но не несет финансовой ответственности за конечный результат;

андеррайтинг на принципах «все или ничего»: действие соглашения с эмитентом прекращается, если андеррайтеру не удалось разместить вею эмиссию;

договорный андеррайтинг: все ценовые условия эмиссии (цена выпуска акций у эмитента, спрэд между этой ценой и ценой размещения акций) устанавливаются на основе переговоров между эмитентом и инвестиционной компанией;

конкурентный андеррайтинг: подготовку эмиссии на конкурентных началах ведут несколько инвестиционных компаний, каждая из которых предлагает свои ценовые условия. Эмитент выбирает андеррайтера по конкурсу заявок/обычно ориентируясь на лучшие ценовые и иные условия.

Если несколько инвестиционных компаний объединяются для проведения андеррайтинга крупных выпусков ценных бумаг, то образуется эмиссионный синдикат. Последний представляет собой временное объединение инвестиционных компаний, осуществляющих на принципах разделения прибылей организацию, размещение и гарантирование выпуска ценных бумаг.

Эмиссионный синдикат охватывает группу покупки, включающую андеррайтера (инвестиционную компанию), т. е. менеджера эмиссионного синдиката, и инвестиционные компании — членов синдиката, а также группу продажи, содержащую компания-финансовых брокеров, размещающих ценные бумаги по поручению членов синдиката.

Компании — члены группы покупки принимают на себя обязательства выкупить часть или весь выпуск ценных бумаг. В отличие от группы покупки, члены группы продажи выступают как финансовые брокеры, принимающие поручения членов синдиката по первичному размещению выпуска ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

WordPress: 22.05MB | MySQL:115 | 1,374sec