МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭКОНОМИСТА

<

012715 0156 1 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЭКОНОМИСТАСовременная экономика России обусловливает необходимость совершенствования системы экономических наук с учетом новых явлений, процессов и событий. Сегодня, как никогда прежде, жизнь учит нас видеть в каждом экономическом процессе, явлении, событии не только желаемые позитивные результаты, но и нежеланные, и увы, неизбежные отрицательные последствия.

И еще одна новая особенность хозяйствования пришла в наше сознание как-то неожиданно — оказалось, что раньше не было необходимости так точно, как теперь, регламентировать время (в смысле «время – деньги») всех тех дел, темп которых так ускорился, что только в компьютерных сетях, Интернет и тому подобных системах можно еще успевать решать лавину проблем в области бизнеса, да еще и бытовых дел. Это не все новые явления экономической жизни России, но и их достаточно, чтобы увидеть, что необходимы новые экономические знания, адекватные специфике механизма функционирования рынка с присущими ему и объективно им обусловленными циклическими кризисными ситуациями в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Мы все уже испытали силу и последствия кризисных явлений в экономической жизни страны. Это коснулось каждой семьи и каждого отдельного человека. В этой новой экономической ситуации для страны, ее отраслей хозяйства, фирм и отдельных экономистов накопление и использование знаний по кризисным, циклическим процессам представляет несомненный теоретический и практический интерес. Это одна из ключевых проблем современной экономической науки и практики. Наверно, нет в России тех, кто не хотел бы заранее знать о приближении кризиса и средствах противодействия тем разрушениям экономического порядка, который им вызван. Для нас это новые проблемы.
        Поиск путей их решения с привлечением достижений экономических наук, инструментария анализа, измерения и регулирования продолжительности времени и интенсивности разрушительных действий циклических процессов актуален. Изучение национальной и мировой экономической литературы дает основания для уверенности в том, что с помощью теории инструментария экономических процессов возможно незаметно регулировать не всегда эффективно расходуемый ресурс – время. Стала аксиомой успеха необходимость принимать управленческие решения в условиях цейтнота или жесткого временного регламента развития экономических процессов. Все это объясняет актуальность подготовки и выпуска настоящего справочника экономического инструментария.

В то же время развитие экономической науки не может замыкаться в строгие рамки, а должно базироваться на целой системе гуманитарных и общественных наук, которые должны участвовать в формировании мировоззренения современного экономиста.

В эпоху НТР задача формирования научного мировоззрения студентов приобрела первостепенную значимость. «Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности».1

Научное мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний и применения исследовательского метода в рамках учебного процесса, но и в процессе научно-исследовательской деятельности, как форме дополнительного образования студентов, самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса учебного заведения.

Современное мировоззрение, понимаемое как а) система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания, деятельности и ценностные ориентации, б) как интегральное образование, в состав которого входят обобщенные повседневные жизненно-практические, профессиональные, научные знания, в котором осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни и поведения, в) как комплексная форма сознания, охватывающая разные пласты опыта, способная раздвинуть узкие рамки повседневности, конкретного времени и места, соотнести человека с другими людьми, включая тех, кто жили раньше и будут жить после, г) как совокупность результатов метафизического мышления и исследований, скрывающая в себе философию и идущая, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному, включая в себя не только знание о космосе, но также оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни имеет в своем основании реализацию принципов плюрализма, гуманизма, персонализма, рационализма и эсхатологизма]. В свою очередь, мировоззрение, в котором человек и человечество «приводит себя к самовыражению», несет начала всех поведенческих реакций, поступков и действий, проявляющихся в духовной сфере и в практической жизнедеятельности, так что проектирование, конструирование, формирование, наполнение, самоорганизация и реализация индивидуального, группового, социального и общечеловеческого мировоззрения является сегодня одной из важнейших задач, требующих практического решения.

В структуре мировоззрения, представляющего познавательную, ценностную и поведенческую подсистемы человека, выделяют устойчивую картину мира (совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек») с конкретно- историческими представлениями о нем + оценку жизни, опирающуюся на систему идеалов + целеполагающую идею, ориентирующуюся на систему ценностей. Т.е. суть философского мировоззрения составляют координаты действительности, ценности и смысла.

Мировоззрение включает в себя деятельностный компонент (значения, смыслы и ориентиры жизнедеятельности) + исторический компонент (конкретно-историческое видение мира) + интеллектуальный компонент (миропонимание, система точных знаний о мире, законы, теории, принципы, регулятивы) + эмоциональный компонент (мироощущение как подвижное многообразие чувств и настроений и мировосприятие как целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений с аффективной эмоциональной окраской, связанное с ценностно-оценочными представлениями). Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта.

Научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания. Она включает систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Мировоззренческие идеи пронизывают все другие формы общественного сознания, объединяют их в единую целостно-ориентационную систему. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании студентов в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих основу объяснения различных природных, общественных и экономических процессов и явлений.

<

Мировоззрение как устойчивое внутреннее состояние человеческого сознания представляет собой органическое единство научных взглядов и убеждений с процессом их познания, творческого применения, сопутствующими чувствами и эмоциональными переживаниями, а также волевыми устремлениями. Оно повседневно проявляется в поведении человека, в его отношениях с миром. Поэтому воспитание мировоззрения не может быть лишь формированием чистого сознания. В действительности это сложный процесс одновременного, в органическом единстве, развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий

Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира на уроках и его практического освоения во внеурочной деятельности. Сознание студента как будущего специалиста, как система взглядов и убеждений, формируется прежде всего в результате освоения науки.

Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла, в частности экономиста.

Изучая экономику, студента усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.

В процессе изучения экономических наук формируется мышление студентов, они учатся конкретно-историческому анализу для понимания общественных и экономических явлений и событий.

Научное мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. Образовательная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно вооружает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций. Воспитательная функция научного мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Верность убеждениям, борьба за их проведение в жизнь предполагает твердость характера, идейную стойкость, настойчивость и несгибаемую волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. В основе научного мировоззрения лежат принципы диалектического подхода к рассмотрению и освоению действительности, что делает мышление гибким, творческим, изучающим явления в движении и во взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества.

Переход знаний в устойчивые взгляды осуществляется более интенсивно, когда происходит включение в самостоятельный научный поиск.

Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения являются:

  • глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
  • развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе студентами новых для них явлений, общественных событий и проч.;
  • проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.

Личность формируется в деятельности. В вузе основной вид деятельности – учебный процесс и в зависимости от того, как студент включается в деятельность, в том числе и по усвоению гуманитарных знаний, формируется определенный тип личности: функционер или творческая личность. А в зависимости от того, кто помогает молодому человеку овладеть гуманитарными знаниями и усвоить их гуманистическую составляющую сформируется или нет гуманная личность.

Гуманизация социальной среды и гуманитаризация высшего образования диалектически взаимосвязанный процесс. Гуманитарные дисциплины должны быть максимально приближены к человеку и здесь не обойтись простой суммой знаний дающих возможность сдать зачет или экзамен. Главное это помочь молодому человеку жить в быстроменяющемся мире не теряя веру в гуманизм и неся его в себе.

Главная особенность экономической науки состоит в том, что она находится «на стыке» технических и общественных наук, поскольку изучает общественные законы материального производства. Развитие такого сложного объекта, как общественное производство, невозможно без использования достижений как технических и естественных, так и общественных наук. На начальных этапах развития производства использовались в основном опыт и интуиция, и уже затем появляются собственно научные знания, обобщающие практику.

Экономическая деятельность является важнейшей и одной из самых давних сфер жизни людей. Как только человек начал использовать природные ресурсы и появились новые формы производства, люди неизбежно стали задумываться об их наиболее рациональном применении. Уже первобытные люди, по-видимому, обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Хотя очень долго экономическая мысль была фрагментарной, не выделялась в особую область знаний и выражалась в основном в форме религиозных верований, мифов, легенд и сказаний. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила экономического поведения.

В обыденном сознании термин «экономика» чаще всего отождествляется с реальным хозяйствованием или практикой. Хозяйственная практика – это процесс обеспечения жизни людей, посредством производства, распределения, обмена и потребления благ.

Хозяйственная практика людей является сложной и многогранной. Но вне зависимости от места и времени, она имеет двойственный характер. С одной стороны, хозяйственный процесс является процессом взаимодействия человека и природы. Его ход и результаты зависят от уровня развития хозяйственных (производительных) сил общества. С другой стороны, хозяйствование всегда осуществлялось людьми сообща. Поэтому оно облекается в какую-либо общественную форму взаимодействия людей друг с другом. Эта общественная сторона хозяйствования скрыта от непосредственного наблюдения. Но в ней формируются экономические законы, которые активно влияют на развитие содержания процесса хозяйствования.

В хозяйственном процессе производство, т.е. процесс создания благ, является начальным этапом. За ним следует процесс распределения, когда формируются доходы каждого участника хозяйствования. Далее, следует обмен, в результате которого каждый субъект хозяйствования может получить необходимый ему набор потребительских благ. Замыкает цепочку хозяйственного процесса — потребление, которое обеспечивает поддержание жизни людей.

Прямо или косвенно, большинство экономистов признают не только первичную, но и существенную, определяющую роль производства в жизни людей. Конечно, характер и роль самого производства со временем заметно меняется, это особенно видно в условиях научно-технического прогресса. Однако, на наш взгляд, можно утверждать, что уровень развития производительных сил определяет характер распределения, обмена и потребления.

Результатом хозяйственной практики является не только непрерывное возобновление жизни общества, но и опыт хозяйствования, совокупность представлений людей о правилах хозяйствования. Однако опыт людей, зачастую, имеет уникальный характер, в нем трудно выделить нечто общее и всеобщее. Поэтому требуется специальная, научная деятельность по обобщению хозяйственного опыта, по формулированию наиболее общих законов функционирования и развития хозяйственной практики.

Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей. Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной экономической среде. Лишь в некоторых районах планеты человек смог бы обходиться без одежды, жилья и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве же районов мира природа ставит перед человеком суровые задачи.

Понятие экономическая среда определяется как взаимосвязь между человеком, естественной и социальной средой. Естественная среда – это природные условия, в которых происходит хозяйственная деятельность человека. Это прежде всего климатические и почвенные условия, так, например, в условиях южного климата создается более широкий ассортимент продуктов питания; объем полезных ископаемых; разнообразие флоры и фауны; ландшафт.

В ходе хозяйственной деятельности развивались знания людей о свойствах материалов, постигались естественные законы, на основе развития науки и техники вырабатывалось умение ими пользоваться, что всегда способствовало созданию нового поколения экономических благ, которые в очередной раз делали жизнь человека более комфортной. Однако, это взаимодействие между человеком и природой не всегда носит прогрессивный характер.

С позиций современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом.

Социальная среда хозяйствования человека – это условия, в которых, во – первых, развиваются отношения собственности (частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному творческому и более результативному труду); во – вторых, формируется уровень развития государственных и общественных организаций

В процессе хозяйственной деятельности выделяют четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство – это процесс создания товаров и услуг (экономических благ), необходимых для существования и развития человека. Товары и услуги создаются при наличии природных, капитальных, трудовых факторов производства. Производство основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества.

Распределение – процесс определения доли (количества, пропорции), каждого хозяйственного объекта в произведенном продукте. Эта доля зависит прежде всего от общего количества созданных благ и от конкретного вклада отдельного экономического субъекта в производство. Формами распределения являются зарплата, рента, процент, прибыль.

Обмен – процесс, который позволяет производителям обмениваться продуктами своего труда. Так, например, пекарь нуждается не только в факторах производства для выпечки хлеба, но и в предметах быта: одежде, посуде, телефоне, телевизоре и т. д. Все это он может получить благодаря обмену, который совершается через куплю – продажу товаров и услуг с применением денег.

Потребление – процесс использования созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Потребление образует конечную цель и мотив производства, т.к. в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производства. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства.

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Деятельность экономических агентов осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, безграничных потребностей, что приводит к ситуации выбора.

Для того, чтобы осуществить свой выбор, экономический агент должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить, т.е. ответить на три основных вопроса экономики:

  • что из товаров и услуг должно, быть произведено, в каком количестве и какого качества?
  • как эти товары и услуги следует производить, т. е. с привлечением каких ресурсов и с использованием какой технологии?
  • для кого производить, т.е, кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Таким образом, экономика как хозяйство – это система связи между производителями и потребителями.

Из всей системы общественных отношений экономическая наука выделяет экономические взаимоотношения людей в обществе, возникающие по поводу производства материальных благ и услуг, которые обеспечивают удовлетворение материальных (питание, одежда, жилье и т.п.) и социальных (здоровье, образование, спорт, культура и т.п.) потребностей каждого члена общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный социум предоставляет немного условий для развития гармоничной личности. Особенность нашей эпохи в интеллектуализации труда и вообще любой деятельности, в умении работать с огромными и разноплановыми потоками информации. Осуществление таких процессов основано на творчестве. Это и есть одна из причин того, что сущность человека «расщепляется» на сферу духа и сферу интеллекта, даже до проблем проявления самой субъективности человека, должной неповторимости его восприятия.

Мировоззрение – это система знаний и представлений человека об окружающем мире, о месте человека и цели его существования. Известно, что в содержательном плане мировоззрение человека тесно взаимосвязано с его ценностно-регулятивными ориентирами. Формируется оно в течение всей жизни.

Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук кроется в том факте, что ее специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причем сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определенное количество утомительного труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособие. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.
  2. Касьянов В.В. Социология для экономистов. М., 2004.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1998.
  4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000
  5. Макконнелл К., С. Брю. Экономикс, принципы, проблемы и политика. –М.: Республика, 2002.
  6. Соколинский В.М.. Психологические основы экономики. –М.: Юрайт, 2002.
  7. Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е. Введение в специальность экономиста. –М.: ЮНИТИ, 2002.

        
 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.93MB/0.00042 sec

WordPress: 22.13MB | MySQL:116 | 1,366sec