Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

<

020715 2142 1 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесиеВажнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.

Процесс функционирования рынка включает в себя множество товарообменных операций, в каждой и которых участвуют покупатель, представленный спросом на товары и услуги, и продавец, на стороне которого выступает предложение и услуг.

Актуальность темы исследования определяет то, что в рыночных условиях наиболее важными элементами функционирования рыночного механизма определяет спрос и предложение, которые определяют рыночную цену товара.

Задачи исследования:

1. Выяснить сущность и значение экономических понятий «спрос» и «предложение».

2. Исследовать механизм спроса и предложения.

3. Рассмотреть рыночное равновесие, механизм формирования рыночного механизма.

4. Проанализировать современные модели рыночного равновесия.

5. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.

Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Первая глава посвящена теоретическому исследования исследуемых экономических категорий спроса и предложения, анализу факторов, влияющих на них.

Во второй главе рассматривается механизм рыночного равновесия и модели рыночного равновесия с учетом существующих в зарубежной практике экономических теорий.

Третья глава раскрываются существующие вопросы и проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике.

При написании работы использованы работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Борисов В.Я., Лившиц А.Я., Никулиной И.Н., Маршал А., Райзберг Б.А.

 

 

 

 

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

1.1. Спрос: понятие, сущность, механизм действия

 

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос.
Спросэто платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене (1, с. 45). Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату — т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей — мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Итак, спрос—это объем
возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Спрос — это
потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».

Понятие спроса и предложения относятся к числу самых фундаментальных в микроэкономике.

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары (6, с. 251).

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми «жертвами», которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара (7, с.187).

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой (от англ. demand — спрос). Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуга по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = Р х Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг (14, с. 156).

Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов (т.е. при прочих равных условиях) (11, с. 108).

Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых выделим прежде всего объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным возможным ценам.

Как ясно из приведенных определений, объем спроса зависит прежде всего от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всего, потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим.

Подобная постановка в определенном смысле достаточно абстрактна, теоретична. В реальных условиях экономической жизни трудно представить ситуацию, в которой цены изменяются в широком диапазоне, тогда как другие факторы спроса: доходы покупателей, их вкусы, цены на товары-заменители — остаются неизменными, фиксированными. Ведь сами цены на товары изменяются в значительной степени под воздействием перемены указанных других факторов.

Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях» когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) спроса и ценой, то есть шкалу спроса. В научной и учебной литературе по экономике при построении кривых спроса в качестве аргумента рассматривается обычно величина спроса, а в качестве функции — цена, поэтому величина спроса откладывается по горизонтальной оси (оси абсцисс), а цена — по вертикальной оси (оси ординат) (15, с. 211) .

Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рис. 1. Кривые спроса принято обозначать буквой D, представляющей первую букву английского слова «demand» — «спрос». Как видно из графика кривой D0 по мере увеличения цены Р от значения Р1 до значения Р7 величина спроса Q уменьшается от Q1 значения до значения Q7 в соответствии с законом спроса.

Кривая спроса характеризует» зависимость объема, величины спроса Q только от цены Р при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, то есть изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи, скажем, со всплеском моды или увеличением дефицитности товара приводит к смещению исходной кривой D0 вправо, в положение D1 при тех же ценах спрос становится больше, а той же величине спроса соответствует большая цена. При падении моды спрос падает, кривая спроса смещаете влево, в положение D2 и тем же ценам соответствует более низкий спрос, а той же величине спроса — более низкая цена.

020715 2142 2 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Величина

спроса (Q)

020715 2142 3 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 4 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 5 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 6 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 7 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 8 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q1

 

020715 2142 9 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q2

020715 2142 10 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 11 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q3

020715 2142 12 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 13 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q4

020715 2142 14 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 15 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q5

020715 2142 16 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 17 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q6

020715 2142 18 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие020715 2142 19 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Q7

Цена (Р)

020715 2142 20 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

0 P1 P2 P3 P4 P5 P6 P7

 

Рис. 1. Кривые спроса

 

Кривые спроса позволяют установить не только объем спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичностью спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Проиллюстрируем высказанные положения графически. На рис. 2 приведены кривые спроса (для упрощения они изображены в виде прямолинейных отрезков, отражающих случай линейной зависимости величины спроса от цены), обладающие разной эластичностью.

Кривая 1 характеризует неэластичный спрос, при котором величина спроса остается постоянной, равной 0, при практически любой цене Р. Такая реакция свойственна спросу на товары самой первой необходимости, скажем, хлеб, сахар, соль, спички. Объем спроса на них сохраняется практически неизменным вне зависимости от цен.

020715 2142 21 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

 

Кривая 4 соответствует предельно эластичному спросу, при котором покупатель готов приобретать; товар в определенном количестве по цене, равной (или меньшей) Р4 но полностью отказывается от покупки по цене, превосходящей Р4. Такой случай соответствует спросу на товары не первой необходимости при четко заданных ограничениях на величину денежных расходов, связанных с покупкой данного товара.

Кривая 2 иллюстрирует низкоэластичный спрос, величина которого слабо изменяется с ценой, а кривая 3 — высокоэластичный спрос, величина которого весьма чувствительна к цене.

Математически эластичность есть не что иное, как производная от величины спроса по цене (14, с. 158).

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей, во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность Потребителей, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Последнюю причину можно проиллюстрировать простым примером. Одно зимнее пальто в наших климатических условиях просто необходимо, два пальто – хорошо. Без третьего и четвертого можно обойтись. Покупать четыре пальто дня зимнего сезона станет далеко не каждый. Потребители покупают дополнительную единицу одного товара только в том случае, если цена на этот товар снижается.

Итак, кривая спроса вдет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, наконец приобрести этот товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос. Их условно принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор мы фактически рассмотрели. Это — цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Рассмотрим более подробно некоторые неценовые факторы, воздействующие на спрос.

1. Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории. К ним можно отвести хлеб, картофель, низкокачественную одежду и т.п. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода — увеличение потребления.

2. Спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары (товары-субституты), которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность (сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное и т.д.). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар — заменитель первого. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.

Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования (14, с. 159). В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду.

Но есть и независимые друг от друга товары (например, лекарства и одежда). Изменение спроса на один товар в этом случае не отразится на величине спроса на другие.

3. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше сирое на него.

4. Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.

5. Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не изменится или изменится незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев и китайцев является рис, для русских – картофель.

В то же время вкусы и предпочтения людей меняются так же, как меняются потребности с развитием производства, и общества. Так, с появлением колготок постоянно снижался спрос на чулки. Такому изменению способствует и реклама. Она влияет на изменение потребительских вкусов и предпочтений.

6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос и наоборот.

 

 

1.2. Предложение как экономическая категория

 

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут были доставлены на него (12, с. 201). Продажа осуществляется в форме предложения, а купля — в форме реализации спроса. Предложение обозначается буквой S (от англ. supplу – снабжение). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам.

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, Объемом. Объем, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам (12, с. 202).

Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Зависимость объема предложения от цен отражается законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном.

Как видно на графике, в противоположность падающей кривой спроса кривая предложения (SS) поднимается, показывая положительную, прямую связь между ценой и объемом предложения.

При построении этого графика было допущено, что цена – это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т.е. все другие факторы, влияющие на предложение, даны заранее и не подвергаются изменениям. На графике показано, что чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем соответственно меньше объем предложения. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

020715 2142 22 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.

Если закон спроса выражает реакцию покупателей на величину цен и их изменение, то закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.

Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара (12, с. 205).

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Графически закон предложения может быть отображён кривыми предложения, отображающими в форме графиков связь, функциональную зависимость между величиной (объемом) предложения Q и ценой Р, то есть шкалу предложения.

Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение. Они приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается. Графически это выглядит следующим образом (см. рис. 6).

 

020715 2142 23 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

Проанализируем эти факторы.

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместятся вправо, так как выросло предложение товара. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой предложения влево.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

5. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот (8, с. 241).

Из вышесказанного ясно, что факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью не из альтруистических побуждений, а ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, «сообщая» производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает затраты товаропроизводителей, то это служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его спросу.

<

Следует различать величину предложения, характеризующую изменение объема предложения в зависимости от цены при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения. Смещение всей кривой предложения обусловлено действием неценовых факторов. К примеру, удорожание ресурсов, используемых в производстве товара, приводит к росту затрат на производство, а с ними — и цены товара, в результате чего кривая предложения S0 смещается вправо, в положение S1, так как по старым ценам предлагается все меньше товара. Если же, скажем, новые технологии позволили увеличить производство и снизить затраты, то естественно ожидать снижения цен и перемещения кривой предложения S влево, в положение S2 так как по тем же ценам будет предлагаться больше товара. В том и другом случае изменяется не величина предложения на заданной кривой в Зависимости от движения цены, а изменяется, перемещается сама кривая предложения.

Предложение, как и спрос, может быть низкоэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, то есть от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены. Эластичность предложения (и спроса) может быть разной на разных участках кривой (14, с. 163).

Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков).

Закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость предложения лишь от цены при прочих неизменных факторах, а еще и потому, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики.

 

1. 3. Взаимодействие спроса и предложения

 

  • В предыдущих разделах обсуждались кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. В реальности и покупатели, и продавцы вместе формируют рынок.(13, с. 133).
  • При этом необходимо учитывать, что планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях.
  •  

    020715 2142 24 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие Из этого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы, как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1
    (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4 – Q1).

  • На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.
  • Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались.
  • В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).
  • В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).
  • При несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны (14, с. 162).
  • Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.

     

     

    1.4. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

     

    Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. На рис. 8 показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен.

    Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита (4, С. 89). Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. С прос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

    020715 2142 25 Механизм спроса и предложения, рыночное равновесие

    Рис. 6. График рыночного равновесия спроса и предложения

     

    Точка пересечения Е — это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Рe , по которой будет продаваться Qe, товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие – это такое состояние рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd > Qs) или излишек товаров на рынке (Qs < Qd).

    Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение спроса ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения.

    Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.

     

    Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕННООБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

     

    Государство в своей экономической деятельности имеет право проводить определенную политику в области цен и ценообразования. Ценовая политика государства обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Именно государственная политика в области цен и ценообразования оказывает существенное воздействие на всю экономическую ситуацию в стране. Это воздействие выражается в следующем: стимулируется и упорядочивается развитие рыночных отношений; создаются условия для честной и социально направленной конкуренции; создаются условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг; обеспечивается безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности; обеспечивается защита частной, государственной, муниципальной, акционерной и иных форм собственности; преодолеваются инфляционные процессы; достигается экономическая и социальная защита населения.

    Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен.

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

    Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

    Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

    Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

    Значительное внимание в Гражданском Кодексе РФ уделено вопросам ценообразования.

    В первой части Кодекса выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424). Прежде всего эта статья утверждает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения свободных рыночных цен в России.

    Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки и т. п., тем самым можно утверждать, что ценообразование распространяется на 1) банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции и т. д.), 2) трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции) и т. п.

    Подчеркивается, что в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.

    Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст. 424, после заключения договора допускается в случаях и на условиях, 1) предусмотренных договором, 2) законом либо в установленном законом порядке.

    В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424).

    Статьей «Оплата товара» предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его полной цены (п. 1 ст. 486). В случае неисполнения покупателем обязанностей по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены, но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Статьей 503 определены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, в том числе право требовать 1) соразмерного уменьшения покупной цены, 2) возмещения расходов на устранение недостатков товаров.

    Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости. В ней утверждается, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

    При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса выше), не применяются.

    Учитывая, что здания, сооружения и другие объекты недвижимости неразрывно связаны с землей, предусмотрены нормы, определяющие правовую судьбу земельного участка, на котором находится недвижимость. А именно покупателю одновременно с передачей права собственности на здание, сооружение, иное недвижимое имущество передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (ст. 552, п. 1). А ст. 555, п. 2 утверждает, что цена зданий, сооружений, находящихся на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на него.

    Достаточно подробно Кодекс рассматривает цену работы, подлежащей выполнению в соответствии с договором подряда (ст. 709). Здесь дается методика ее расчета, вид цены (твердая или приблизительная), форма уплаты цены за выполненную работу.

    В отношении договора бытового подряда Кодекс предусматривает цену и условия оплаты работы (ст. 735).

    Действующим законодательством РФ осуществляется государственное регулирование как цен на продукцию производственно-технического назначения, так и цен на товары народного потребления и услуги.

    К товарам и услугам производственно-технического назначения и к товарам и услугам народного потребления, цены и тарифы на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ подлежат государственному регулированию Правительством РФ и Федеральными органами, относятся: газ природный и другие виды газа (за исключением реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам); продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые устанавливаются Федеральной энергетической комиссией; операции по перекачке, перевалке, наливу и сливу нефти; продукция оборонного назначения; драгоценные металлы и драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия; перевозка грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; перевозка пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (за исключением пригородных перевозок); обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; услуги почтовой и электрической связи, трансляция программ Российских государственных телерадиоорганизаций по списку, утвержденному Правительством РФ.

    К товарам и услугам производственно-технического назначения и к товарам и услугам народного потребления, государственное регулирование цен на которые осуществляется органами исполнительной власти субъектов, относятся: газ для населения и жилищно-строительных кооперативов; электроэнергия и теплоэнергия, реализуемые населению; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарства и изделия медицинского назначения; услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ; ритуальные услуги и др.

    В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

    Будучи центральным органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

    На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы — управление ценовой и налоговой политики.

    Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

    Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайшую перспективу определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое главное в названных документах — это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

    Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ). Особое значение имеет государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий.

    На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости,

    В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

    Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

    На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

    Имеется перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси и др.

    В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.

    Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

    Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

    Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

    К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

    Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

    Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

    Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.

    Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования-оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

    Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, — вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными.

    Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

    В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

    Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

    Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

    1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

    2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

    Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

    3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

    В настоящее время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

    Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

    В своей деятельности российское правительство еще в 1996–1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены.

    4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.

    Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

    5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

    6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

    7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

    Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

    С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

    8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции

    Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

    Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

    Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

    К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

    • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
    • Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
    • Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
    • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
    • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

       

       

       

      Глава 3. Проблемы соотношения спроса и предложения в современной российской экономике

     

    В течение многих десятилетий советская экономическая наука исходила из положения о двойственной природе цены: с одной, стороны, цена рассматривалась как проявление закона стоимости (денежное выражение стоимости), с другой — как проявление закона планомерного, пропорционального развития (цена — плановый норматив затрат). Таким образом, цена, устанавливаемая планом, должна была отражать общественно необходимые затраты труда (стоимость) (13, с.153).

    На практике традиционно проводилась политика низких цен на производственные ресурсы (сырье, топливо, орудия труда) при бесплатности воды и земли и стабильных розничных ценах на основные продовольственные и непродовольственные товары народного потребления.

    В 80-х годах ценообразование пошло по пути максимального удовлетворения экономических интересов изготовителей продукции, что выражалось в приближении цен к индивидуальным затратам отдельных предприятий, а не к общественно необходимым затратам труда; в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, наблюдалось почти непрерывное повышение цен, не соответствующее техническим параметрам средств производства, их производительности. Периодическое повышение оптовых цен на сырье и топливо, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию привело к тому, что по целому ряду товаров оптовые цены превышали розничные. Поскольку цены искажали реальные затраты на производство, финансовая система была вынуждена идти на существенное межотраслевое и внутриотраслевое перераспределение созданного продукта для обеспечения дотационного возмещения разниц в ценах (2, с.211).

    Рынок потребительских товаров в этот период характеризовался, во-первых, ростом товарного дефицита. Обратная сторона товарного дефицита— неудовлетворенный спрос, важным показателем которого является объем свободных денежных средств у населения. Резкое увеличение вкладов граждан в сберегательных кассах, происходившее с конца 70-х годов, свидетельствовало не только о росте реальных денежных доходов, но и об острой нехватке новых, модных, высококачественных товаров. Второй доминирующей тенденцией развития потребительского рынка стало повышение розничных цен. В значительной степени это было связано с изменением структуры спроса: население перераспределяло свой возросший потребительский бюджет в пользу более дорогих высококалорийных продуктов питания, изделий из натурального сырья, товаров длительного пользования. Увеличились закупки товаров по импорту: импортные товары, как правило, были дороже отечественных; с течением времени цены на отечественные товары «подтягивались» к уровню цен на аналогичные импортные изделия. Кроме того, с 1983 г. получила развитие кооперативная торговля, в которой товары были в среднем вдвое дороже, чем в государственной розничной торговле. Наконец, с 1987 г. помимо централизованно утверждаемых государством твердых цен стали широко использоваться так называемые договорные и самостоятельно устанавливаемые предприятиями цены. Все это привело к повышению общего уровня розничных цен в стране.

    Изменившиеся жизненные реалии нашли адекватное отражение в экономической теории. С конца 80-х годов в научных кругах развернулась бурная дискуссия о путях и методах нормализации потребительского рынка. Как известно, существует два пути сбалансирования спроса и предложения. Первый путь предполагает увеличение товарного предложения на основе развития и совершенствования производства; этот вариант весьма сложен и требует много времени и средств. Второй путь обеспечивает сокращение спроса за счет введения «равновесных цен»; он прост и не связан с предварительными сколь-нибудь существенными мероприятиями.

    В конце 80-х годах большинство специалистов было уверено в том, что будущее отечественной экономики— за свободными ценами, стихийно складывающимися в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения. Такие известные экономисты, как Т. Заславская, Л. Пияшева, Н. Шмелев приводили в пользу применения «равновесных цен» следующие аргументы (2, с. 212).

    1. Свободные цены позволят преодолеть диспропорции в народном хозяйстве и нарушения принципов эквивалентности обмена, они избавят общество от товарного голода и выпуска ненужных товаров. С государственного бюджета будет снято тяжкое бремя дотаций на производство низкорентабельной продукции.

    2. Свободные цены сократят издержки потребления, в первую очередь за счет исчезновения очередей в магазинах.

    3. За либерализацией цен неизбежно последует выплата компенсационных надбавок к денежным доходам, что повысит свободу потребительского выбора и будет способствовать формированию рациональной структуры потребления.

    4. Свободные цены позволят покончить с такими антисоциальными явлениями, порождаемыми стабильными низкими ценами, как ослабление стимулов к общественно полезному труду, спекуляция, существование нелегального «черного» рынка, нарушение принципов морали и этики.

    Реализация этого проекта началась в нашей стране 1 января 1992 г. Первоначально предполагалось, что цены будут повышаться в течение двух-трех месяцев, после чего наступит их стабилизация. Однако в реальной действительности либерализация приобрела форму перманентного многократного роста цен и спровоцировала гиперинфляционные волны.

    На сегодняшний день совершенно ясно, что введение свободных цен не привело к насыщению рынка товарами и услугами. Более того, произошло не увеличение реального производства, а сокращение совокупного предложения. Так, в течение 1991-1995 гг. производство хлебобулочных изделий уменьшилось на 8,7 млн т, мяса — почти в 3 раза, колбасных изделий — в 2 раза, цельномолочной продукции— более чем в 3 раза и т.д. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства,

    Неудовлетворенный спрос населения действительно сократился, однако не за счет насыщения рынка высококачественной продукцией, а в результате резкого падения реальных доходов. Одновременно прогрессировали негативные тенденции в структуре спроса населения. По данным Института социально-политических исследований РАН, все большую долю в расходах россиян стало занимать продовольствие. На него затрачивается 75-80 % доходов среднестатистической семьи. Чрезмерное повышение цен на так называемые «продукты бедняков» (хлеб, крупа, молоко, картофель) приводило тем не менее к увеличению спроса на эти товары, поскольку у данной категории населения уже не оставалось средств на приобретение других продуктов. Эти явления в экономической литературе известны как законы Энгеля и случай Джиффена. Согласно закону Энгеля, часть семейного дохода, идущая на питание, сокращается, когда доход этой семьи растет, и, наоборот, возрастает, когда доход падает. Случай Диффена применим к ситуации, когда при реализации товаров низшего разряда спрос на них растет, несмотря на повышение цены.

    Реформа ценообразования не устранила перекосы между отдельными видами цен. Увеличились «ножницы» цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; возрастающая неэквивалентность обмена и наличие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовой (закупочной) и розничной ценами.

    Негативное влияние на социально-экономический фон страны оказало сокращение бюджетного финансирования убыточных отраслей. Так, сельское хозяйство и угледобыча, по вполне объективным причинам, без дотаций из государственного бюджета попросту нежизнеспособны. Здесь уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; горнодобывающая промышленность также «опекается» государством практически во всем мире (за исключением двух-трех стран).

    Серьезной проблемой является неадекватность цен уровню и качеству реализуемых товаров и услуг. По данным «Файненшл тайме», 4-х, 5-и звездочные отели в Москве — самые дорогие в мире, что не соответствует скромному уровню сервиса. В то же время 500 крупнейших российских предприятий с реальной стоимостью не менее 200 млрд долл. были проданы примерно за 7,2 млрд долл.

    Складывающаяся динамика денежных доходов населения и розничных цен обусловливает снижение физического объема спроса и покупательской активности россиян и, как следствие, замедление реализации потребительских товаров. Вместе с тем в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает возрастать роль импорта. Если в среднем по стране продовольственный рынок наполнен импортом на 50%, то в Москве — на 70%. По мнению экспертов, Россия, по-существу, утратила продовольственную независимость.

    Обобщение предпринятых в России попыток сбалансирования спроса и предложения позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, приведение в соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния. Во-вторых, использование свободных цен в условиях товарного дефицита влечет за собой снижение уровня жизни населения и потому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма. В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства, первого и второго подразделений общественного воспроизводства, фонда накопления и фонда потребления, и других. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счет автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами.

    Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

    Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

    В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.

    Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.

    Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.

    Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Конституция РФ: Принята 12 дек. 1993 г. М.: Юрайтъ, 1993.-48с.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г.// СЗ РФ. -1994. -№ 32. -Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г.// СЗ РФ. -1996. -№ 5. -Ст. 410.
  4. О естественных монополиях: ФЗ РФ от 19 июля. 1995 г. № 147 (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ)// СЗ РФ. -1995. -№ 4. -Ст. 2105.
  5. О мерах по совершенствованию системы тарифов на электроэнергию: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1994 г.// Российская газета. –1994. -№ 15.
  6. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление правительства РФ от 28 фев. 1995//Российская газета.– 1995. № 9
  7. Борисов В.Я. Экономическая теория. –М.: Юрист, 2001. -329 с.
  8. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. –М.: Высшая школа, 2000.-258 с.
  9. Емцов Р. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. –М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.-452с.
  10. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров: Сириус, 2001.-397 с.
  11. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /Под. общ. ред. А. В. Сидоровича — М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 1999.-501с.
  12. Курс экономики: учебник /Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: ИНФРА-М, 2001.-715с.
  13. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2003. – 501с.
  14. Современная экономика/ Под ред. Мамедова О.Ю. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -459с.
  15. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. М.: ИНФРА-М, 2002. -375с.
  16. Экономика/ Под ред. А.И. Архипова и др. -М.: Проспект, 2002. -535 с.
  17. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова.–М.: Юристъ, 2002.-895с.
  18. Экономическая теория/ Под ре. А.Г. Грязновой, Т.В. Чичелевой.-М.: Экзамен, 2003.-590с.
  19. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.–СПб.: Питер, 2002.-544с.
  20. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой.–М.: Проспект, 2001. -448с
  21. Экономическая теория/ Под ред. Камаева В.Д.–М.: ВЛАДОС, 2002.-687с.


     

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.05MB/0.00065 sec

WordPress: 22.19MB | MySQL:114 | 1,971sec