1. Объясните, почему разница между широким и узким пониманием термина «Мировая экономика» постепенно стирается?

<

122513 0130 11 1. Объясните, почему разница между широким и узким  пониманием термина «Мировая экономика» постепенно стирается?

 По широкому определению, мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.

Мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик.

Мировое хозяйство надо рассматривать как объективный результат           экономического роста, результат имманентного стремления общественного производства к максимально положительному экономическому эффекту, как результат взаимодействия факторов, движущих производство материальных благ: непрерывно углубляющегося разделения труда, специализации, интернационализации производства, свободного перемещения в геоэкономическом пространстве товаров и капиталов. Следовательно, мировое хозяйство представляет собой глобальный экономический организм, в котором сложились и возрастают взаимосвязь и взаимозависимость всех стран и народов планеты.

Оно характеризуется усиливающейся интернационализацией производительных сил, созданием многообразной системы международных экономических отношений, формированием межнациональных механизмов, регулирующих хозяйственный обмен между странами. Во всемирном хозяйстве объективно выражается растущая и крепнущая целостность современного мира. Материальную основу всемирного хозяйства образует мировой рынок благ, товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг и т. д.

 

2. Какая, на Ваш взгляд, из теорий наиболее точно объясняет развитие мировой экономики? Почему?

 

На мой взгляд наиболее точно определяет развитие мировой экономик теория циклического развития экономики. Сам по себе экономический кризис ниоткуда  не  возникает  и  никуда  не уходит. Он является неотъемлемой частью того,  что  в  экономической  теории называют  циклом.  Цикличность   развития   экономики   доказана   временем.

Экономические кризисы перепроизводства  органически  присущи  капитализму  и неизбежно сопровождают его в историческом развитии.  Популярная  в  середине нашего столетия теория о государственном  регулировании  экономики  с  целью недопущения   кризисов,   которая   позволяла   осуществлять   краткосрочные сглаживания неблагоприятных трендов,  в долгосрочном  аспекте  не  оправдала ожиданий,  не  сумев  противостоять  общей  тенденции  цикличности  развития рыночной экономики. 

Экономическая наука, изучающая цикличность  развития  экономики  выделяет  4 основных фазы развития цикла:

 Экономический кризис-это падение производства, разрушение  производительных сил  общества  и  одновременное  приспособление  размеров   производства   к масштабам платежеспособного  спроса.  В  силу  ограниченности  покупательной способности  населения  возникает  ситуация,  когда   произведенных  товаров становится больше, чем их можно продать. Возникает замкнутый  круг:  падение производства приводит к массовым увольнениям  и  увеличению  безработицы.  В результате  потребительский  спрос  продолжает  падать,  а  за   ним   вновь подстраивается производство. Кроме того для  кризисов  характерны  нарушение кредитных  связей,  падение  курсов  акций,  паника  на   биржах   и   волна банкротств.  В  результате  кризис  приспособляет  размеры  производства   к размерам платежеспособного спроса.

 Депрессия- это фаза, которая характеризуется: застоем в производстве вялостью торговли, наличием  свободного   денежного капитала.  Именно на этой стадии кризиса  формируются  предпосылки  для роста,  рассасываются   товарные   запасы.   Предприниматели   стремятся к восстановлению прибыльности  через  увеличение  производительности  труда  и фондоотдачи. В этот период происходит обновление основного капитала.

 На смену депрессии обычно  приходит  оживление-  фаза,  когда  предприятия, оправившись от кризиса, доводят объем производства до  прежнего  уровня.  На этом этапе ускоряется рост цен и прибыльности.

 Фаза подъема -  фаза  цикла,  когда  производство  превышает  высшую  точку, достигнутую в предыдущем  цикле.

Объективные причины каждого кризиса всегда лежат в предшествующем развитии экономики на других этапах цикла .

 

 

3. Дайте характеристику процессам интернационализации и транснационализации?

 

Интернационализация хозяйственной жизни – долговременный процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики, становления мирового хозяйства и развития его на новых принципах международного сотрудничества. Она находит свое выражение в постепенной переориентации национального производства и обмена на внутреннем рынке на международно-признанные стандарты и нормы, на мировые цены; в развитии международного разделения труда в направлении расширения внутриотраслевой международной специализации и кооперации; в формировании в этой связи системы международного производства (первоначально представленной международными монополиями); в превращении экспорта капитала и иностранных инвестиций в один из самых существенных факторов экономического роста; в возникновении и развитии межгосударственной экономической интеграции.
Как форма интернационализации хозяйственной жизни и, вместе с тем, как ее стадия (поскольку развертывается в определенных временных пределах) интеграция означает согласованное объединение национальных хозяйств, предполагающее: а) заключение межгосударственного договора; б) развитие взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств, обладающих международно-признанными суверенными правами; в) формирование международного производства на основе совершенствования системы разделения труда и кооперации, товарно-денежных связей, совместного использования национальной собственности; г) создание совместных органов управления экономикой.

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни захватывает и сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов, действующих в разных странах, предприятий, фирм, базирующихся на частной, государственной, смешанной собственности, в том числе иностранной. Такие субъекты хозяйственной деятельности также объединяются. Но характеристика их объединений как формы международной экономической интеграции некорректна, поскольку в них представлены не сотрудничающие народы, а отдельные физические и юридические лица. Эти объединения – формы совместного предпринимательства, развивающегося в национальной и мировой экономике.

Совместное предпринимательство предшествует международной экономической интеграции, развивается на ее основе и способствует ее развитию. Однако взаимосвязи международной интеграции и предпринимательства – не основание для совмещения разных понятий.

Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.

Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются: организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства); общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.); общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия «мировое хозяйство» («мировая экономика»), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.

Интернационализация хозяйственной жизни предстает как результат прежде всего международной кооперации производства, развития международного разделения труда, т.е. развитие общественного характера производства в международном масштабе. Интернационализация может осуществляться в рамках нескольких стран, регионов или же между большинством стран мира.

Процесс глобализации в международной экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и региональных интеграционных группировок к экономической активности вне своих границ. Условия такой активности: либерализация торговли, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и др.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. В отличие от межнациональной или многонациональной ориентации предпринимательской деятельности глобализация означает единый подход к освоению мирового рынка.

Интернационализация и глобализация мирохозяйственных процессов характеризуют растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. С середины XX в. интернационализация обмена перерастает интернационализацию капитала и производства, получает заметный толчок в развитии под влиянием научно-технической революции (НТР). Происходит резкий рост международной специализации и кооперирования производства. Рамки внутренних рынков становятся все более тесными для крупномасштабного специализированного производства. Оно объективно выходит за пределы национальных границ.

Интернационализация и глобализация производства создают такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь только «свое производство». Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство, стремятся найти в нем свою нишу. Все более интернациональный характер приобретает движение рабочей силы, подготовка кадров, обмен специалистами.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни проходит несколько стадий: 1) создания предпосылок для формирования мирового хозяйства; 2) становления и развития мирового хозяйства на основе широкомасштабной индустриализации экономики и первоначальных форм ее транснационализации; 3) развития региональной международной экономической интеграции и первоначальных форм глобализации мировой экономики; 4) широкомасштабной экономической глобализации, завершающей (но не заканчивающей) процесс развития международного производства, в том числе и прежде всего информационного.

Интернационализация хозяйственной жизни начинается в связи с возникновением национальных государств, которые не только постепенно формируют национальные хозяйства, но и начинают развивать широкие международные связи. На первой своей стадии интернационализация хозяйственной жизни ограничивается развитием товарного обмена между странами.

Переход ко второй стадии был обусловлен промышленным переворотом –созданием крупной индустрии в Англии, а затем в других странах. В результате расширяющейся индустриализации возникших и возникающих национальных хозяйств формируется мировое хозяйство, основанное на межотраслевом международном разделении труд.

Отдельные отрасли сельского хозяйства и индустрии закрепляются (стихийно или в результате организованного воздействия извне) за разными странами в виде отраслей международной специализации национальной экономики. Возникают высокоиндустриальные страны, страны с преимущественным развитием сырьевых отраслей, аграрные страны. Складывается соответствующая система их экономической зависимости.

На этой стадии, охватывающей несколько столетий, возникают и первые элементы транснационализации экономики.

Транснационализация экономики – еще одна категория экономической науки, которая требует согласования оценок этого явления в мировом хозяйстве. Транснационализация в сфере экономики характеризуется прежде всего возникновением и усилением позиций международных монополий, транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, которые становятся собственниками ресурсов многих стран и формируют свой сектор международного производства, базирующийся и на международной собственности.

Другое важнейшее проявление транснационализации экономики — формирование всемирной финансовой системы во главе с МВФ и Мировым банком.

На второй стадии процесса интернационализации хозяйственной жизни возникают, действительно, только первые элементы транснационализации в виде международных картелей, синдикатов и трестов.

Третья, интеграционная, стадия интернационализации характеризуется использованием организационных и управленческих форм и методов, обеспечивающих в отдельных регионах мирового хозяйства: переход от межотраслевого к внутриотраслевому международному разделению труда; ускорение процессов технико-технологической модернизации национального производства; создание системы совместных предприятий; широкое использование международных сертификатов и стандартов; формирование новой системы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами и услугами; становление международных (общих) рынков труда и капитала. Все эти изменения требуют межгосударственной экономической интеграции и ведут к постепенной глобализации экономики.

<

Отличительная черта четвертой стадии – прогрессирующая экономическая глобализация. Глобализация экономики означает: возрастание значения международных пропорций воспроизводства; появление и развитие международных производственных комплексов в энергетике, на транспорте, в других сферах экономики; создание системы внутриотраслевой специализации и кооперации во всемирном масштабе и в связи с этим появление и увеличение количества глобальных продуктов и услуг; формирование глобальных информационных систем и всемирного информационного производства; существенное усиление влияния всемирных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.) и ТНК на развитие мирового хозяйства как целого, в том числе на взаимодействие региональных интеграционных группировок и решение глобальных экологических проблем.

Исследование закономерностей формирования мирохозяйственных связей и перспектив их развития показывает, что генеральной тенденцией развития мирового хозяйства является движение к созданию единого планетарного рынка капиталов, товаров и услуг, экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый международный хозяйственный комплекс. Это позволяет говорить о необходимости изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса МЭО. Это иной, более высокий уровень международных экономических отношений.

 

4. Почему при значительной обеспеченности сырьевыми ресурсами Россия имеет относительно низкие темпы экономического роста?

 

Причинами относительно низкого темпа экономического роста является невысокие инвестиции в российскую экономику, отсутствие процессов модернизации производственных отраслей экономики. Полученные от реализации сырьевых ресурсов сверхприбыли аккумулируются в созданном Стабилизационном фонде, вкладываются в иностранные ценные бумаги в целях предотвращения их обесценивания, хотя мог ли быть направлены на создание реального производственного сектора: заводом и фабрик по переработку сырьевых ресурсов, а переработанные ресурсы на мировой рынке ценятся гораздо выше, кроме того, создание новых предприятий улучшило социально-экономическую ситуацию в стране, позволило бы создать тысячи высокооплачиваемых рабочих мест.

 

5. Какие экономические выгоды получают страны-экспортеры трудовых ресурсов?

 

Экономическую выгоду от миграции для страны экспортера рабочей силы можно исчислять, с одной стороны, суммой денежных средств, переводимых мигрантами, а, с другой стороны, направлениями использования этих средств получателями. В условиях относительной избыточности рабочей силы ее экспорт снижает безработицу и обеспечивает приток денежных поступлений из-за рубежа. Так, к примеру благодаря экспорту рабочей силы из Таджикистана, создается от 20 до 50% ВВП республики. По сравнению с основными отраслями экономики РТ этот показатель находиться на весьма почетном уровне, например, производство промышленной продукции в 2004 году составляло 19,6% в общем объеме ВВП (в производстве ВВП 21,9%), сельскохозяйственной –21,6% (24,2%), сферы услуг – 40,4% (37,7%).

На примере республики Таджикистан, именно миграция является если не единственным, то, по крайней мере, основным импульсом развития экономики в целом. Переводимые мигрантами деньги в республике Таджикистан увеличивают платежеспособность населения, тем самым способствует цепному развитию всей экономики страны, который иначе именуется как эффект мультипликации. Приток твердой волюты в экономику республики улучшает ее инвестиционный климат, развивает ее банковскую систему, страхует курс национальной валюты.

Миграция выступает стабилизатором ситуации на рынке труда РТ и уменьшает давление на него со стороны такого избыточного притока трудоспособного населения в пределах 120 тыс. чел ежегодно.

Приток иностранной валюты в экономику РТ увеличивает платежеспособность населения при покупке импортного товара. Экспортные поставки составили 914,9 млн. долларов США, что на 14,8% больше уровня 2003 года, импортные поступления составили 1191,3 млн. долларов США и выросли на 35,3%. Согласно этим данным в 2004 году внешнеторговый оборот республики составил 2106,2 млн. долл. При этом сложился отрицательный торговый баланс – 276,4 млн. долл., которого в значительной мере покрывают мигрантские деньги.

С другой стороны, выезд высококвалифицированных специалистов («утечка мозгов») приводит к снижению научно-технического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Однако массовая «утечка мозгов» обычно прекращается, когда улучшается экономическое положение страны, и многие эмигранты возвращаются на родину. Вернувшиеся ученые, конструкторы и другие специалисты после того, как они несколько лет проработали в высокотехнологичных корпорациях США или Европы, часто становятся основоположниками развития национальной промышленности.

Источниками эмиграции в мировой экономике являются развивающиеся страны, а также постсоциалистические государства; центрами иммиграции являются развитые страны, где не только высокая оплата труда, комфортные условия жизни, но и лучшие условия для реализации творческих способностей и научных исследований. Иммиграция регулируется государственными органами. Страны-импортеры охотно принимают специалистов, ученых, лиц творческих профессий, бизнесменов, для которых квоты приема увеличиваются.

США, Канада, Австралия, Западная Европа являются основным направлением иммиграции как низко-, так и высококвалифицированной рабочей силы. В США ежегодно легально иммигрируют 740 тыс. чел., эмигрируют 160 тыс. чел., чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. чел. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивались в 180 тыс. чел.

Нефтедобывающие страны Арабского Востока с дефицитом трудовых ресурсов и высокой оплатой труда также привлекают рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые и другие работы из арабских и азиатских стран. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие. Резко возрос приток иммигрантов в новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии в связи с их бурным развитием в Южную Корею и Малайзию.

В основе международной миграция трудовых ресурсов лежит разная наделенность стран трудовыми ресурсами по объему и квалификационному составу. Международное перемещение рабочей силы оказывает влияние на темпы экономического роста. Главной экономической причиной миграции рабочей силы являются межстрановые различия в оплате труда. Миграция труда ведет к выравниванию уровня оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

 

6. Дайте характеристику социально-экономической модели Японии.

 

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.

С начала 90-хгодов ХХ века Япония вступила в период, характеризовавшийся увеличением большого количества структурных несоответствий в хозяйственной системе, которые привели к торможению экономического роста, нарастанию неопределенности и как следствие социальным осложнениям.

Особенность Японии в условиях процессов мировой глобализации состоит в том, что государственный аппарат страны характеризовался на всем протяжении послевоенного развития очень жесткой иерархической структурой, что создает труднопреодолимые преграды на пути его реформирования. Если в других странах изменения взаимоотношений между правительством и крупным бизнесом проходят постепенно и более гладко, то в Японии указанная перестройка всей внутренней институциональной инфраструктуры сопровождается целым рядом политических и экономических кризисов.

Другой фактор торможения экономического роста связан с очевидным уменьшением способностей японских фирм к технологическому и институциональному обновлению и с падением темпов прироста вовлекаемых в экономику факторов производства. Социальные сдвиги первого десятилетия XX в., такие, как неизбежное из-за прогрессирующего старения населения сокращение предложения рабочей силы и существенное замедление накопления капитала вследствие значительных социальных выплат, могут привести к снижению совокупной производительности, и у Японии останется мало надежд на достижение реального 3%-ного роста, на который рассчитывает правительство.

Рассмотрим японскую социально-экономическую модель в свете трех основных способов оценки оптимальности экономического развития:

Хозяйственный критерий оценивает производственные результаты деятельности экономической системы, используя при этом только экономические показатели и характеристики, такие, как объемы производства, объемы внутреннего потребления, ВВП. Реже используются показатели эффективности производства, характеризующие норму прибыли на вложенный капитал. Подобный подход к хозяйственному развитию сконцентрирован на объективных результатах экономической деятельности людей, которые могут иметь, а могут и не иметь субъективной ценности для человеческого общества. Именно поэтому такой подход, очень популярный среди экономистов в 60-70-х годах, со временем потерял свою значимость и уступил место другим взглядам.

Социально-экономический критерий учитывает не только экономические, но и социальные результаты экономической деятельности.

Одной из основных особенностей подхода государства к социально-экономическому развитию в Японии является существенный акцент на социальную составляющую, т.е. на обеспечение полной занятости, социальных гарантий, социальной защищенности всех членов общества, совершенствование систем здравоохранения и образования, создание здорового общества, благоприятного для жизни.

Правительственная стратегия социально-экономического развития Японии постепенно приближается к концепции равновесного и устойчивого экономического развития. Однако это является одним из факторов, тормозящих процесс успешного реформирования, так как широкие социальные гарантии, введенные при иных экономических условиях, на сегодняшний момент стали слишком тяжелой нагрузкой для экономики, а их отмена могла бы вызвать дестабилизацию социальной обстановки.

Неолиберальная концепция экономической политики, сформировавшаяся в последние 25 лет XX в., стала той базой, на основе которой сформировались наиболее важные ориентиры в общемировой экономической политике. Это прежде всего формирование глобального свободного рынка, сокращение государственных расходов на социальные нужды, дерегуляция экономики, приватизация предприятий, находящихся в собственности государства (прежде всего так называемых естественных монополий), частичная замена ориентации на «общественное благополучие» ориентацией на «индивидуальную ответственность».

Особенность Японии состоит в том, что система государственно-монополистического капитализма, сложившаяся в стране после второй мировой войны, и национальный менталитет японцев создают подчас непреодолимые трудности на пути эволюционного развития процессов глобализации японской экономики в целом. Это увеличивает вероятность кризисного разрешения ситуации.

Более подробный анализ социально-экономического развития Японии в 1990-х годах невозможен без рассмотрения взаимодействия «оригинальной системы производственного менеджмента и японского стиля управления» с новыми неолиберальными тенденциями управления экономикой, появившимися в конце 1980-х годов.

Кризис капитализма, который наметился в последние 25 лет XX в. и вызвал значительное сокращение размеров получаемой прибыли, породил новую волну увлечения либеральными идеями, получившими название «концепции неолиберализма». Усиливающиеся процессы глобализации мировой экономики привели к тому, что эти идеи постепенно распространяются в глобальном масштабе и приобретают вид неких «общечеловеческих ценностей».

Развитие японского общества протекает под влиянием неизбежных противоречий между ценностями японской экономической модели, которые состояли в жестком государственном регулировании, направленном на защиту национальных интересов, правительственной политики обеспечения полной занятости, достойного и комфортного образа жизни для всех членов общества, и новыми требованиями, порожденными глобализацией мировой экономики. Япония на протяжении последних 10 лет не смогла адекватно отреагировать на происходившие сдвиги и использовать их для стимулирования экономического развития. Сказались нерешительность и слабость внутренней политики правительства, с одной стороны, и внешнее политическое давление со стороны международных финансовых институтов и торговых партнеров Японии (США и Европейского союза), с другой стороны. Неготовность правительства к радикальным мерам привела к десяти годам непрерывного поиска компромисса, который позволил бы удовлетворить требования основных торговых партнеров и в то же время не прибегать к жестким и непопулярным экономическим мерам, которые могли бы привести к значительному ухудшению социального положения населения и как следствие к потере правящей Либерально-демократической партией поддержки населения. Следствием подобной политики стало беспрецедентное увеличение внутреннего государственного долга Японии и, по выражению министра финансов К. Миядзавы, «катастрофическое состояние государственных финансов».

Особенностью «японской экономической модели» в 50 –80-х годах являлось сочетание рыночного механизма и жесткого государственного регулирования. Степень государственного вмешательства в экономику не ограничивалась теми мерами, которые были характерны для кейнсианской модели капитализма. Кроме формирования кредитно-денежной и фискальной политики, а также обеспечения полной занятости роль государства проявлялась, в частности, в двух взаимосвязанных областях: в общегосударственном индикативном планировании социально-экономического развития страны и в создании общегосударственной системы регулирования экономики. Такая структура экономической системы на начальных этапах послевоенного развития послужила мощным стимулом для ускоренного развития промышленного сектора, ориентированного на экспорт.

В течение 60-х годов производство промышленного сектора росло в среднем на 14,4% ежегодно, и повышение производительности покрывало лишь 5,9% этого роста. Успешность проводившейся политики может проиллюстрировать и следующий факт: вплоть до середины 60-х годов торговля Японии с США складывалась со значительным отрицательным сальдо для Японии. Динамика внешней торговли Японии в указанный период была следующей: в начале 50-х годов импорт из США примерно в 3,0-3,5 раза превышал экспорт Японии в эту страну; в конце 50-х годов — на 40-50%; а в первой половине 60-х годов — на 30-40%. Уже во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов торговый баланс стал складываться в пользу Японии, а затем положительное сальдо стало увеличиваться очень быстро. Этот пример свидетельствует о том, насколько эффективно развивались экспортоориентированные отрасли японской промышленности. Базой того, что обычно подразумевается под словосочетанием «японское экономическое чудо», была система экономических отношений, наилучшим образом приспособленная для преодоления отсталости хозяйственной сферы послевоенной Японии. Как только это отставание было преодолено, традиционный механизм функционирования экономики Японии превратился в серьезный сдерживающий фактор на пути дальнейшего развития.

Возникшие в Японии ТНК накопили настолько существенные финансовые, производственные и интеллектуальные ресурсы, что дальнейшее государственное вмешательство в их деятельность становилось для них все более и более отрицательнеым. Неблагоприятные экономические условия, сложившиеся в Японии во второй половине 80-х годов в связи с ревальвацией иены, вынудили корпорации экспортировать за рубеж не только капитал, но и производство, размещая заводы и фабрики на территории менее индустриально развитых стран (таких, как страны АСЕАН, Южная Корея, КНР). Правительства стран-реципиентов охотно предоставляют им льготные условия ведения бизнеса, льготное налогообложение и другие экономические привилегии, чтобы иметь возможность привлекать в страну как можно больше инвестиций. Кроме того, в указанных странах стоимость рабочей силы и ресурсов ниже, чем в Японии. В этих странах меньше проблем возникает и в области охраны окружающей среды и контроля за санитарными нормами продукции, чем в любой из индустриально развитых стран.

Опасность заключалась в том, что правительство страны происхождения корпорации (в данном случае Японии) лишается возможности контролировать ее финансовые потоки и осуществлять налогообложение. Государственная финансовая система, отягощенная значительными социальными выплатами и субсидиями убыточным импортозамещающим отраслям японской промышленности, оказалась не в состоянии финансировать государственные расходы, что привело к нарастанию внутренней задолженности. Вплоть до середины 80-х годов бесперебойное действие хозяйственного механизма страны было связано с «догоняющей» фазой экономической эволюции, которая характеризовалась существованием в экономике полного спектра отраслей — от автомобилестроения до электроники, — имевших потенциал для быстрого развития и превращения в конкурентов мирового уровня. Единственное, что требовалось таким отраслям, — это обеспечение «высокого старта» для преодоления первичного барьера при вступлении в международную конкуренцию. До тех пор, пока корпорации не приобрели достаточный масштаб и опыт конкурентной борьбы, они нуждались в протекционистских мерах со стороны национального правительства.

Переход от негибкой политики импортных квот к массированным субсидиям эксиортоориентированным отраслям в конце 60-х годов и введению сложных процедур регистрации экспортных картелей стал причиной быстрого развития производства в указанных отраслях. Дополнительно правительство субсидировало и другие отрасли, которые не, обладали таким мощным экспортным потенциалом, например авиационная и химическая промышленность.

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране. Различаются два уровня или типа образования экономических группировок.. Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок-предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний.

Помимо производственных связей структуру группы цементируют другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей — вертикальная.

Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма. В 1981г. доля уволившихся рабочих составляла 16%. Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих. В основном это приходится на молодые возрасты. Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы.

В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке.

Трудовые отношения строятся на философии «фирма — наш общий дом». Использование рабочей силы в основном базируется на концепции. «человеческого потенциала». Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился с б до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

Политика государственной поддержки определенных отраслей национальной промышленности в соответствии с «догоняющей» моделью экономики, безусловно, отличалась в Японии высокой действенностью. Однако, не следует преувеличивать ее значение. Индустриализация японской экономики, несомненно, произошла бы и без применения столь активных мер государственного протекционизма, хотя этот процесс, видимо, не протекал бы столь быстро.

К началу 70-х годов промышленностью Японии был накоплен потенциал, вполне достаточный для самостоятельного развития. Меры государственного контроля должны были бы быть ослаблены, что позволило бы дать больший простор предпринимательской инициативе, с одной стороны, и обеспечить сохранение промышленного потенциала ТНК на территории Японии, с другой стороны. Тем не менее, этот шаг не был сделан. Более того, протекционистские меры были еще более усилены. Указанная правительственная тактика была, по мнению большинства японских экономистов, «контрпродуктивной». Управление в условиях «зрелой» экономики требовало применения совсем других методов. Тем не менее, правительство Японии продолжало применение тактики управления, направленной на защиту национальной промышленности от международной конкуренции и в 70-х годах, особенно во время и после энергетических кризисов 1973 и 1979 гг.

«Японскую экономическую модель» нельзя назвать особым типом капитализма, как считают многие экономисты.

В начале 2001 г. появились данные о сокращении объема промышленного производства в январе на 4,2% и одновременном сокращении объема инвестиций в основные фонды на 11,8%,падении объема экспорта на 5,1% но сравнению с декабрем 2000 г. Все эти данные свидетельствуют о постепенном нарастании кризисных проявлений, которые могут указывать на то, что
экономика Японии стоит на пороге еще более глубокой рецессии. Опасность заключается в том, что после фактического возвращения к политике «нулевых процентных ставок» 19 марта 2001 г. у правительства страны не осталось более действенных рычагов регулирования экономической ситуации, что может привести к потере контроля за ходом дальнейших событий.

Сельское хозяйство в Японии практически все время оставалось одной из тех отраслей экономики, которая постоянно требовала значительных правительственных субсидий. По всей видимости, это было связано с тем, что размеры фермерских хозяйств по большей части очень небольшие, что делает невозможным снижение издержек производства за счет экономии на основе укрупнения хозяйств. В то же время нельзя не учитывать и то, что консолидация сельскохозяйственных ресурсов и создание крупных хозяйств создают угрозу резкого повышения безработицы среди негородского населения и, следовательно, возникновения в провинциях социальной нестабильности. Кроме того, немаловажным обстоятельством является то, что население, проживающее в сельскохозяйственных районах, является основным электоратом правящей Либерально-демократической партии.

После присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1955 г. Япония отменила многие ограничения, связанные с импортом сельскохозяйственной продукции. Так, в Японии в 1993 г. было всего 12 наименований сельскохозяйственной продукции, которые подпадали под какие-либо импортные ограничения, тогда как в США таких товарных позиций было 16, а в странах Европейского союза — 64. Несмотря на это, нежелание Японии либерализовать импорт определенных наименований сельскохозяйственной продукции стало причиной возникновения осложнений на переговорах в рамках присоединения к ГАТТ.

Импорт говядины из США, Австралии и Новой Зеландии был разрешен только в 1988 г. по установленным правительством импортным квотам, хотя Япония имела около 1700 тыс. т запасов собственного мяса. Япония либерализовала импорт иностранной говядины в 1991 г. с 70%-ной ценовой надбавкой, которая позволила сохранить конкурентоспособность отечественного мяса на внутреннем рынке. В 1992 г, и 1993 г. импортный тариф был снижен соответственно до 60% и 50%.

Либерализация внутреннего рынка риса была сопряжена с еще большими трудностями, так как после окончания Второй мировой войны в Японии существовала государственная политика «продовольственного самообеспечения», предусматривавшая производство всего объема риса, необходимого стране, на собственной территории. Долгое время импорт риса в Японию был запрещен. Неурожай риса в 1993 г. выявил необходимость импорта более чем 2 млн т риса для обеспечения нужного уровня потребления, равного 10 млн т в год. В 1993 г. японское правительство впервые за всю послевоенную историю разрешило ввоз определенного количества риса в страну в соответствии с соглашением, заключенным между Японией и США во время Уругвайского раунда переговоров. Соглашение вступило в действие в 1995 г. В соответствии с договоренностью Япония обязывалась импортировать рис в количестве 4% общего объема годового потребления (около 400 тыс. т) в 1995 г. и увеличить объем ввозимого риса до 8% (т.е. 800 тыс. т) в 2000 г. Фактически японское правительство попыталось таким образом выиграть время для выработки стратегии защиты национального сельского хозяйства в новых условиях.

Социально-экономическая и политическая система Японии находится в «тисках» противоречий:

  1. С одной стороны, Япония — это страна, обладающая наибольшими в мире валютными запасами, с другой — банковская система страны, отягощенная многолетней невозвратной задолженностью, не обладает сколько-нибудь существенным запасом прочности и постоянно находится на грани кризиса.
  2. С одной стороны, в Японии до сегодняшнего времени сохранился один из самых высоких уровней социальной защищенности, а с другой — огромная задолженность правительства, которая разрастается все больше и больше, потому что правительство всячески избегает применять какие бы то ни было радикальные меры реструктуризации экономики, ставит подвопрос сохранение уже существующих социальных гарантий.
  3. С одной стороны, налицо понимание, что необходимы радикальные реформы, с другой — отсутствие инструментов воздействия на экономические процессы в условиях глобализации мировой экономики.

    Специфика Японии состоит в том, что все перечисленные проблемы стоят здесь очень остро, что связано, по всей видимости, с негибкой структурой традиционной модели социально-экономического развития страны. Нерешительность политических руководителей страны все больше и больше усложняет экономическую ситуацию, а отсутствие в государственном аппарате чиновников, способных нести ответственность за принимаемые решения, ставит под сомнение способность правительства справиться с экономическим кризисом. Выходом из создавшегося положения могли бы стать активизация экономической политики японского правительства и активное участие страны в региональной социально-экономической интеграции.

     

    Список литературы

     

  4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 2005.
  5. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гавриленко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  6. Аксенов В. Интеграционное противоборство // Независимая газета, № 54, 2001.
  7. Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — N 1. — С.98-106.
  8. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000.
  9. Комаров В. Мировой инвестиционный прогресс: региональные тенденции// Инвестиции в России. 2004. № 1.
  10. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг.-М.: Международные отношения, 2004.
  11. Леонтьева Е.Л. Япония // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — N 8. — С.49-60.
  12. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России // Экономист, № 1, 2003.
  13. Ломакин В.К. Мировая экономика. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  14. Мировая экономика / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.
  15. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М: Экономистъ, 2005.
  16. Мовсесян А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход// Финансы. 2003. №9.
  17. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 0.98MB/0.00134 sec

WordPress: 23.35MB | MySQL:122 | 2,319sec