Ценообразование на мировом рынке

<

123013 2320 1 Ценообразование на мировом рынке1.1. Мировой рынок и мировые цены

 

Мировой рынок в современном понимании соответствует ситуации, когда поиск сбыта товаров выходит за рамки внутренних национальных рынков. Это проявляется в перемещении товаров между странами в соответствии с соотношением не только внутренних, но и внешних опросов и предложений. Такое перемещение товаров ведет к оптимизации использования производственных ресурсов. По нему можно судить, в каких отраслях и в каких регионах производственные ресурсы могут быть использованы с наибольшей эффективностью. Кроме того, механизм мирового рынка приводит к тому, что те или иные товары и их производители, которые не могут соответствовать международным нормам соотношения между ценами, качеством и полезностью, оказывается за пределами международного обмена1.

Таким образом, мировой рынок представляет собой область международных товарно-денежных отношений, то есть совокупность внешнеторговых операций всех стран.

Международная торговля включает в себя экспортные и импортные потоки товаров.

На мировом рынке устанавливается баланс спроса и предложения на импортируемые товары. Размеры экспорта из какой-либо страны определяются избыточным предложением этого товара в данной стране. Размеры импорта в какую-либо страну определяются избыточным спросом на этот товар в данный стране.

Наличие избыточного предложения или избыточного спроса внутри какой-либо страны определяется в результате сравнения равновесных цен, устанавливающихся на внутренних рынках, и цен на те же товары, устанавливающихся в других странах. Цена, по которой осуществляется международная торговля, лежит где-то между (необязательно посередине) минимальной и максимальной внутренними ценами на данный товар, существовавшими в той или иной стране до ее выхода на мировой рынок.

Таким образом, предприятие может выйти на мировой рынок в результате как ослабления возможностей для нее на внутреннем рынке, так и в результате перспектив, открывающихся для нее в других странах. Кроме того, выход предпринимателей на мировой рынок может стимулироваться собственным государством, так как это способствует увеличению притока иностранной валюты и может привести к сокращению внешнеторгового дефицита.

Вмешательство государства во внешнеэкономическую деятельность может быть как стимулирующим, так и тормозящим.

Кроме введения соответствующих денежных налогов государство в процессе международной торговли может решать такие внутренние социальные вопросы, как защита отечественного производителя и повышение или стабилизация занятости путем введения различного рода квот.

В международной торговле, в отличие от замкнутого внутреннего рынка, где уравновешивающая цена образуется в результате баланса спроса и предложения на данный товар, последняя определяется в результате баланса совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос — это тот объем данного товара, который в целом можно реализовать при существующем уровне цен. Этот совокупный спрос не сводится исключительно к спросу со стороны отечественных потребителей. Он может предъявляться и из-за рубежа иностранными потребителями, в том числе и осуществляющими инвестирование внутри данной страны.

Совокупное предложение —это объем товара, который в целом предлагается всеми производителями данного товара при существующем уровне цен. Совокупное предложение образуется из отечественного производства данного товара и его импорта.

В масштабах всего мира после окончания переходных процессов (которые, однако, никогда нельзя считать полностью закончившимися) совокупный спрос должен равняться совокупному предложению. Однако в масштабе отдельных регионов или же групп стран баланса на тот или иной вид товара может отсутствовать даже после окончания переходных процессов, то есть в установившемся режиме.

В отличие от внутреннего рынка нельзя быть уверенным в том, что за тот или иной вид продукции или за услугу вообще за рубежом будут готовы заплатить установленную, хотя бы и минимальную сумму.

Поэтому для анализа конъюнктуры на мировом рынке следует по-разному подходить к различным товарам и к различным странам и группам стран.

Рассмотрим сначала различные виды товаров с точки зрения их реализуемости на мировом рынке.

Товары зачастую нельзя купить на мировом рынке не только из-за их неконкурентоспособности, обусловленной несоответствием между их полезностью и ценой, но также из-за того, что их в принципе невозможно поставить за рубеж. С этой точки зрения все товары можно разделить на так называемые торгуемые и неторгуемые товары.

Торгуемые товары — это такие товары, которые можно перемещать из одной страны в другую.

Неторгуемые товары — это такие товары, которые нельзя перемещать из одной страны в другую. В принципе, чтобы избежать перепроизводства, неторгуемые товары должны целиком потребляться в той стране, в которой они были произведены.

Деление всех товаров на торгуемые и неторгуемые обычно базируется на Стандартизованной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций.

Все торгуемые товары, то есть товары, которые могут перемещаться между различными товарами в обоих направлениях, делятся на экспортируемые и импортируемые.

Экспортируемые товары делятся на фактически экспортируемые товары или, как их также называют, на товары реального экспорта, и на товары, которые пока что продаются только на внутреннем рынке, но не существует ограничений и для их продажи за рубежом.

Аналогично, все импортируемые товары делятся на товары реального импорта и на те отечественные товары внутреннего рынка, которые могут быть заменены товарами, ввозимыми из-за рубежа.

Подобно тому, как с точки зрения их участия в мировой торговле все товары могут быть разделены на различные категории, по своему положению на мировом рынке на различные категории могут быть распределены также страны-производители и страны-потребители.

По той роли, которую различные страны играют в мировой экономике, их принято делить на три категории: развитые индустриальные страны; страны с переходной экономикой; развивающиеся страны.

 

1.2. Факторы ценообразования

 

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.

Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет: платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег; объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель; полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы: количество товара, предлагаемого продавцом на рынке; издержки производства и обращения при реализации товара на рынке; цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

 

1.3.Ценообразование на различных рынках типах мировых товарных рынков

 

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции1. Экономисты различают четыре типа рынков: рынок совершенной (чистой) конкуренции; рынок чистой монополии; рынок монополистической конкуренции; рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.

Прежде всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера — в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии. Характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистический рынок. Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка — на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков — олигополия. Характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, — установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополис-тического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами — процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2. практические аспекты определения внешнеторговых цен на мировом рынке

 

2.1. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

 

Для международной торговли характерно возникновение и существование особой системы цен — так называемых мировых цен. Основой системы мировых цен являются международные издержки производства тех или иных товаров, а также соотношение совокупных спроса и предложения на данный вид товара, формирующихся на мировом рынке.

Характерным для международной торговли является то, что на один и тот же товар могут существовать различные цены в зависимости от места и условий реализации, что принято называть множественностью мировых цен.

<

Принято рассматривать две основные группы мировых цен:

– цены на продукцию обрабатывающей промышленности;

– цены на сырье и на исходные материалы.

Цены на продукцию обрабатывающей промышленности обычно складываются на основе экспортных цен крупных компаний, являющихся главными поставщиками этой продукции на мировой рынок. Такие экспортные цены, в свою очередь, образуются, отталкиваясь от цен, складывающихся на эти же товары на внутреннем рынке.

Крупные производители определяют цены, складывающиеся на их продукцию, на основе метода полных затрат либо метода прямых затрат.

В первом случае суммируются все затраты (как постоянные, так и переменные), необходимые для производства единицы данной продукции, и предполагаемая величина прибыли. При этом предполагается реализовать всю произведенную продукцию по цене, не опускающейся ниже, чем определенная вышеназванным способом. В противном случае предприятие несет денежные потери.

Во втором случае все производственные издержки разделяются на накладные расходы, которые с известной степенью точности можно считать не зависящими от объема выпуска, и прямые издержки, которые можно считать пропорциональными объему выпуска. Исходная цена единицы продукции при этом определяется путем надбавки к суммарной величине прямых затрат наценки определённой величины. Накладные расходы при этом не распределяются заранее между отдельными видами и единицами продукции, а погашаются после и по результатам реализации данного товара за счет фактически полученной так называемой добавленной, или маржинальной прибыли.

Очевидно, что при использовании для ценообразования метода прямых затрат необходимо заранее с достаточной степенью достоверности определить объем продаж на мировом рынке.

Однако, поскольку трудно заранее с высокой степенью точности и достоверности предсказать объем продаж на мировом рынке и зависимость спроса от запрашиваемой цены, большинство предприятий используют метод полных затрат.

Так или иначе, цена продукции, полученной одним из описанных способов, является лишь отправной точкой для определения той цены, по которой данная продукция будет фактически продана в том или ином регионе мирового рынка.

В дальнейшем крупные компании, обладающие значительными внутренними, резервами и способные активно воздействовать на рынок, осуществляют ценовое маневрирование и определяют окончательную продажную цену с гибким учетом конъюнктуры и конкуренции.

Характерной особенностью мирового рынка продукции обрабатывающей промышленности является то, что этот единый мировой рынок на самом деле представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков отдельных видов машин и оборудования. В отличие от внутренних национальных рынков, которые обычно характеризуются высокой степенью монополизации и концентрации предложения, на мировых рынках отмечается высокая степень конкуренции. Это объясняется выходом на рынок большего, чем в пределах одной страны, числа производителей, а также различиями в качестве и потребительских свойствах одного и того же товара, произведенного в различных странах и различными предприятиями.,

Следует иметь в виду, что на мировом рынке цены на одинаковые товары от разных производителей могут складываться различными в силу объективного различия ценообразующих факторов, действующие как в направлении повышения, так и понижения фактической продажной цены на мировом рынке. Такой характер ценообразования продукции обрабатывающей промышленности объясняется следующим.

При внедрении нового товара конкуренция еще невелика, а эластичность по спросу Обычно мала. Иными словами, новый товар, пока его мало, покупают за любую цену.

В фазе роста конкуренция цен обычно возрастает. Это приводит к снижению цен на такой товар.

В фазе Зрелости производственные издержки обычно возрастают и большее значение приобретают неценовые факторы конкуренции. Это приводит к повышению цен на товары.

В отличие от цен на продукцию обрабатывающей промышленности основным в определении цен сырья и исходных материалов являются не издержки на их производство, а соотношение между спросом и предложением, характерным для этих товаров на мировом рынке.

С таким установившимся уровнем цен на сырье приходится считаться всем его производителям. Экспортеры, производящие сырье с невысоким уровнем издержек, получают при продаже своего сырья на мировом рынке достойную прибыль. Те же экспортеры, которым добытое ими сырье обходится дорого, должны удовлетворяться меньшей прибылью или вообще уходить с мирового рынка.

Для мирового рынка сырья характерно, таким образом, взаимодействие и взаимовлияние цен экспортеров и биржевых котировок. Для одних видов сырья основную роль играют цены экспортеров, а биржевые котировки должны следовать за этими ценами. Для других же видов сырья биржевые котировки, наоборот, играют определяющую роль при назначении цен на сырьевые товары. По некоторым видам сырьевых товаров (например, по сельскохозяйственной непродовольственной продукции) биржевые котировки являются единственными ориентирами мирового рынка для назначения цены на данный товар.

Еще одна особенность мирового рынка сырья заключаются в том, что на один и тот же вид сырья устанавливаются различные цены, соответствующие: различным специфическим регионам; различным используемым валютам; различным соотношениям между спросом и предложением; различным скидкам для различных категорий покупателей.

Важнейшей особенностью мирового рынка сырья является также большая степень участия в формировании цен на Товары такого рода государства и государственных органов. Иногда даже для формирования цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и производители сырьевых товаров

Таким образом, внутренние и мировые цены на экспортируемые и импортируемые товары, хотя и является взаимозависимыми, но совпадают весьма редко.

Как правило, внутренние цены оказываются более высокими по сравнению с мировыми. Исключением здесь является экспорт некоторых сырьевых товаров в тех случаях, когда этот вид сырья является единственным или преобладающим ресурсом, добываемым и экспортируемым в данной стране. В этом случае цена на этот вид сырья на внутреннем рынке устанавливается на более низком уровне, чем уровень мировой цены на этот же вид сырья.

Как правило, превышение внутренних цен над мировыми характерно в большей степени для импортируемых товаров, что стимулирует увеличение их ввоза. Для экспортируемых товаров такое превышение внутренних цен над мировыми менее значительно, но в большинстве случаев имеет место.

Между внутренними национальными рынками и мировым рынком существуют различия, обусловленные таможенными пошлинами и различного рода льготами. Такое обоснование требует своего преодоления. Тогда уровни внутренних и мировых цен сближаются. Мировые цены в этом случае могут рассматриваться как своего рода ценовые лидеры. Надо иметь в виду, что поставки за рубеж осуществляются наиболее конкурентоспособными производителями, резидентными в странах-экспортерах.

Хотя, как уже отмечалось, мировые цены и в случае экспорта тех или иных товаров оказываются ниже внутренних. Если внутренний рынок обладает значительной емкостью, такие экспортеры могут компенсировать свои относительно более низкие прибыли на мировом рынке за счет дополнительной выручки на внутреннем рынке.

Для мирового рынка можно применять те же понятия, которые применяются для рынков вообще. Но в этом случае их необходимо соответствующим образом интерпретировать.

Макропоказатели мирового рынка характеризуются объемом валового национального продукта (ВНП) отдельных стран, данными по ценам на кредиты, объемами товарного оборота, объемами производства по различным отраслям.

Микропоказатели мирового рынка характеризуются объемами .производства отдельных предприятий, объемом строительства и вводом в действие новых мощностей, объемами продаж и потребления тех или иных товаров, ценами на оптовых и розничных рынках различных стран, обращением капитала в отдельных отраслях.

В зависимости от особенностей формирования цен на различных сегментах мирового товарного рынка различают закрытые и открытые рынки.

На закрытых рынках (или на закрытых сегментах рынков) действуют не только ценовые, но и внеценовые факторы. К числу таких факторов следует отнести различного рода соглашения о долевом участии, о специализации и кооперировании, валютно-кредитные и военно-политические договора. На таких рынках проводятся внутрифирменные поставки, поставки внутри торгово-экономических группировок, бартерные, компенсационные, клиринговые и экспортные поставки, реализуются программы помощи и содействия.

Открытый рынок характеризуется тем, что цена на нем образуется путем взаимодействия продавцов и покупателей с их неограниченным доступом при отсутствии неценовых рыночных ограничений. Продавцами и покупателями могут быть как государственные, так и частные предприятия, а также отдельные лица. Здесь преобладают разовые сделки, а цены обладают тенденцией к гибкому и достаточно динамичному изменению.

Практически в качестве мировых устанавливаются экспортные цены основных поставщиков, а также импортные цены основных покупателей. Мировые цены также образуются на основе цев, устанавливающихся в нескольких важнейших и общепризнанных центрах международной торговли. Мировые цены также могут устанавливаться в основных районах производства или потребления данного товара.

Примерами мировых цен, устанавливаемых в общепризнанных центрах международной торговли, являются:

на рынке нефти— экспортные цены стран, входящих в ОПЕК и устанавливаемые применительно к доставке и затаривании в Таннура (Саудовская Авария);

на голландский газ — цены при доставке к границе Нидерландов;

на каменный уголь — на основании цен, устанавливаемых крупнейшими поставщиками, а именно США, Австралией и ЮАР;

на цветные металлы — по котировкам Лондонской биржи металлов;

на пушнину — по ценам пушных аукционов Нью-Йорка, Монреаля» Санкт-Петербурга, столиц скандинавских стран и т. д.

Для того, чтобы в условиях мирового рынка владеть необходимой информацией по условиям конкуренции, надо собирать эту информацию, изучая контракты, прейскуранты, предложения на поставку, заказы, публикации, материалы выставок и ярмарок, данные брокеров, отчеты торговых представителей, сведения журналистов и т. д.

 

2.2. Основные разновидности мировых цен и цены международных контрактов

 

В настоящее время в международной торговле ценообразование происходит в результате взаимодействия конкурентных сил в пределах мирового рынка и влияния административного и государственного регулирования.

Дело в том, что крупнейшие компании-производители стремятся ориентироваться на долгосрочные программы, которые должны обеспечить устойчивость рыночных условий и предсказуемость действующих цен.

Это и приводит к тому, что цены на мировом рынке устанавливаются не как следствие стихийной ценовой конкуренции, а в результате согласованной рыночной деятельности ограниченного числа наиболее крупных компаний-производителей.

Поэтому при принятии решений о позиционировании того или иного товара на мировом рынке следует ознакомиться с существующим на этом рынке уровнем цен.

Все цены мирового рынка принято делить на публикуемые и расчетные.

Как правило, публикуемые цены представляют собой цены крупнейших поставщиков данного вида продукции. Например, для пшеницы определяющими мировыми ценами являются экспортные цены, установленные Канадой, для пушнины — цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов и др.

Публикуемые цены включают в себя справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цены предложений крупных предприятий.

Публикуемые цены публикуются в специальных и фирменных источниках информации. К таким источникам информации относятся различного рода прейскуранты, экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и др.

Публикация различных цен такого рода может производиться регулярно либо эпизодически (например, по факту совершения той или иной контрактной операции).

Расчетные цены обычно используются в контрактах на нестандартное и специальное оборудование, поставляемое по индивидуальным заказам. В таких случаях расчетный метод является, как правило, единственным способом предъявления начальной цены. Такая цена обычно рассчитывается поставщиком или подрядчиком. Зачастую в окончательном виде подобная цена определяется только после выполнения и приемки заказа. Информация о ценах на специальное оборудование появляется в печати эпизодически и не может без проведения соответствующих расчетов быть напрямую использована для задания уровня цены данного заказа. В большинстве случаев установленные цены (как публикуемые, так и расчетные) носят лишь предварительный, справочный характер.

Выше было замечено, что по условиям контракта при использовании расчетных методов ценообразования окончательное значение цены может устанавливаться лишь после выполнения заказа и с учетом результатов его выполнения.

В случае использования какого-либо вида публикуемых цен их следует рассматривать лишь в качестве отправных точек для фактического совершения сделки. Это объясняется широким применением специальных надбавок и скидок.

Применение различного рода надбавок и скидок позволяет временно или применительно к разным регионам или к различным категориям покупателей устанавливать фактическую отпускную цену товара без изменения его базовой цены.

Надбавки к обычной цене могут быть установлены при выполнении поставок по индивидуальным заказам, при обеспечении особых требований к качеству, за предоставление специальных сервисных услуг и т. д.

Скидки могут предоставляться за поставку стандартных видов оборудования или сырья в обычном виде (общая, или простая, скидка), за объем поставки (скидка за оборот, или бонусная скидка), за приобретение партии товара сверх заранее оговоренного уровня (прогрессивная скидка), а также для тех категорий покупателей, в которых предприятие особо заинтересовано, например, для оптовиков, постоянных покупателей, покупателей, приобретающих пробные партии и заказы и т. п. (специальные скидки).

Рассмотренные соображения могут быть приняты предприятием в качестве ориентира для учета складывающейся конъюнктуры при установлении цен, с которыми она может выйти на мировой рынок. Однако в окончательном виде цена товара устанавливается в соответствующем международном контракте.

Под ценой международного контракта понимается цена, зафиксированная в соответствующем документе о международной сделке купли-продажи.

Контрактные цены в международной торговле обычно значительно отличаются как от действующих цен на внутреннем рынке, так и от прейскурантных и справочных цен.

Переход от цены-ориентира к записанной в контракте цене конкретной сделки осуществляется путем внесения ценовых поправок. Это могут быть как надбавки, так и скидки с цены, принятой в качестве ориентира.

Всё виды поправок к базовой цене можно разделить на поправки, общие для всех сделок, и на поправки, связанные с особенностями данного товара.

Вид валюты, в которой совершается сделка, должен быть оговорен при заключении любого контракта. Обычно это доллары США. Но при заключении контрактов на некоторые товары сделки совершаются в традиционно принятой для этого вида товаров валюте. Например, контракты на каучук и цветные металлы обычно заключались в английских фунтах стерлингов, а на сталь — в шведских. кронах. С введением единой европейской валюты евро практика назначения цен в международных контрактах, разумеется, пересматривается.

Поправка на условия платежа вносится потому, что платежи в принципе могут осуществляться различными способами — по наличному либо безналичному расчету, в аванс, по факту поставки товара или в кредит, целиком или в рассрочку и т. д. Естественно, что контрактная цена при платеже наличными, а тем более при платежах авансом назначается ниже, чем при платежах в кредит.

Поправками на базисные условия нельзя пренебрегать тогда, когда транспортные расходы в разной степени влияют на мировую цену, являющуюся ориентиром, и на цену конкретной сделки. Цена условий поставки может колебаться от цены Франко-отправления до цены Франко-назначения. В первом случае цена на товар ограничивается производственными расходами, прибылью, а также расходами по доставке товара в пункт начала основной транспортировки товара к покупателю. Обычно таким исходным пунктом является склад поставщика. Во втором случае цена включает также расходы по транспортировке товара до конечного пункта его потребления. Обычно таким конечным пунктом является склад потребителя. На практике, особенно в России, применяется также и дифференцированный учет расходов, совершаемых при транспортировке от склада поставщика до склада потребителя. Например, отдельно выделяются стоимости работ по погрузке товара в пункте отправления и по его выгрузке в пункте назначения. Чем большую долю расходов принимает на себя продавец (поставщик), тем структурно более полной считается такая цена, и наоборот.

Специальные надбавки для отдельных товаров применяются в следующих случаях.

Параметрические методы ценообразования применяются тогда, когда потребляемый параметр данного товара может быть количественно измерен. В таких случаях обычно используется метод удельной цены, то есть цены, приходящейся на потребляемую единицу товара (иногда это просто его физическая единица)’. Естественно, что при изменении объема поставки или другого количественного изменения потребляемого параметра цена контракта должна быть изменена. Обычно такие поправки используются при поставке стандартных изделий машиностроения.

В случаях, когда потребляемый товар может поставляться потребителю в различных комплектациях или при различных вариантах сборки, используются различного рода поправки на комплектацию. Проблема состоит в том, что ряд узлов и деталей, входящих в состав тех или иных комплектаций, по отдельности не продается. Поэтому для таких деталей и узлов мировые цены-ориентиры нельзя считать установленными. Для этих деталей и узлов обычно применяются расчетные методы с использованием средних и удельных показателей. Такие средние и удельные показатели обычно приводятся в международных статистических сборниках.

Для серийной продукции применяются поправки на величину серийности этой продукции. Поправки такого рода распространены в тех отраслях, в которых до изготовления хотя бы одного изделия необходимо затратить Значительные средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), создание производственных мощностей, технологическую разработку. Такая ситуация характерна, например, для судо- и авиастроения. Упомянутые выше расходы повести все равно придется. Но в случае большей серийности эти расходы удается распределить между большим числом изделий, поэтому цена одного изделия оказывается более низкой. Кроме того, если заказывается серия изделий, то оборудование для создания производственной базы заказывается оптом, что обходится дешевле, а в результате совершенствования производственных методов затраты на производство последующих изделий снижаются. Таким образом, контрактная цена должна при увеличении заказываемой серии уменьшаться.

При определении всех вышеописанных поправок необходимо учитывать так называемое скольжение цен. Дело в том, что цены сделок определяются в момент заключения контракта, но при значительном разрыве во времени между датой заключения контракта и фактической поставкой данного товара эти цены могут существенно измениться. Такое изменение цен на изделие обычно вызывается изменением цен на сырье, топливо и рабочую силу. Поэтому в текст контракта вносится оговорка, что контрактные цены в период испблнения данного контракта подлежат пересмотру, если оказывается, что изменились заранее согласованные условия. Такие оговорки особенно необходимы в условиях инфляционных процессов.

Таким образом, цены в экспортных и импортных контрактах указываются с учетом существующего уровня мировых цен и динамики их развития.

В контрактах также должен быть указан способ учета расходов по транспортировке и погрузочно-разгрузочным работам. Иными словами, в документе должно быть указано, какие именно из этих расходов включаются в цену товара, а какие — нет. Поэтому в международных контрактах указывается вид цен, используемых при поставках по данному контракту.

Практически во всех странах правительства поощряют выход своих производителей на международный рынок. Выход экспортеров на мировой рывок позволяет увеличить валютные поступления в бюджет собственной страны и ведет к развитию производства.

Стимулирование экспортеров достигается путем снижения экспортных пошлин, предоставления различных льгот и субсидий, в том числе налоговых льгот. Для получения таких льгот экспортеры должны собрать документы, подтверждающие факт экспорта. Тогда контрактная цена экспортера будет представлять собой верхний предел цены при экспорте.

Нижний предел цены при экспорте будет представлять собой сумму производственных расходов, установленной прибыли производителя, расходов на доставку товаров до пункта, указанного в контракте, а также различных сборов, взимаемых за таможенное оформление данного товара.

При импорте интерес представляет верхний предел цены, которую с точки зрения покупателя целесообразно уплатить за ввозимый товар.

Для продавца импортируемого товара верхним пределом цены этого товара является та цена, за которую его можно продать на внутреннем рынке той страны, куда осуществляется ввоз.

В целях стимулирования импорта наиболее нужных или дефицитных товаров некоторые таможенные пошлины могут быть уменьшены или даже совсем сняты.

 

2.3. Ценообразование и регулирование цен в ведущих промышленно развитых странах

 

Опыт мирового экономического развития показал неэффективность как административно-командной, так чисто рыночной экономики. Более того, можно считать, что в настоящее время ни одной из этих двух экономических крайностей нигде в чистом виде не существует.

В реально существующей экономике, в той или ивой форме функционирующей в самых разных странах, создается такая ситуация, когда государственные органы создают систему регулирования экономики, но механизмы рыночного регулирования при этом не отключаются и не уничтожаются.

Рычагами системы государственного регулирования являются финансово-валютное, бюджетное, кредитное, налоговое и ценовое регулирование. Все эти методы регулирования направлены на то, чтобы поддерживать балансы между товарной и денежной массой, между потреблением и накоплением, а в конечном счете — чтобы стимулировать поддержание баланса между спросом и предложением.

На способы государственного регулирования цен, прямые или косвенные, оказывают свое влияние самые разнообразные факторы. Среди этих факторов следует назвать степень обеспеченности сырьевыми ресурсами, политическую ситуацию, а также место страны на мировом рынке.

Ознакомимся теперь, как осуществляется ценообразование и государственное регулирование в различных странах.

В США в последнее время предпринимались попытки как прямого, так и косвенного регулирования цен.

В начале 70-х годов XX века инфляционные процессы, то есть рост цен на внутреннем рынке, постепенно могли привести к галопирующей инфляции. Поэтому в 1971 г. по инициативе администрации тогдашнего президента США Р. Никсона был установлен прямой централизованный контроль за ценами с одновременным замораживанием заработной платы.

К осени 1972 г. в США были снижены темпы роста цен (как оптовых, так и розничных), несколько снизилась безработица и начал расти ВНП. Однако при этом ограничивалось движение капитала из менее перспективных отраслей в более перспективные, тормозилось инвестирование, и вообще снижался уровень деловой активности. В конечном счете сдерживался и рост доходов. Поэтому в мае 1974 г. администрация Д ж. Форда Отменила прямой контроль за ценами.

В последующие годы в США попытки прямого регулирования касались цен на энергоносители на внутреннем рынке, поскольку эти цены следовали за ростом цен на импортируемые нефть и природный газ.

Это привело к сдерживанию инфляционных процессов, но одновременно сделало невыгодными инвестиции как в нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность, так и в энергетику в целом. В результате, несмотря на рост мировых цен, импорт нефти в США продолжал возрастать высокими годовыми темпами.

В 1981 г. президент США Р. Рейган отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, так как этот контроль сдерживал производство и, стимулируя потребление, делал США зависимыми от импорта энергоносителей.

В последние годы администрация США использовала прямое государственное регулирование цен в ограниченных масштабах, но при этом активно применяла косвенное регулирование. Основные направления политики косвенного, регулирования цен в этот период сводились к следующему: проведение рестриктивной, то есть ограничительной кредитно-денежной политики; регулирование учетной ставки федеральных резервных банков; сокращение дефицита государственного бюджета; проведение дифференцированной и адресной налоговой политики.

В результате в настоящее время в США государством контролируется от 5 до 10% всех цен.

Большой интерес представляют принятые в США методы регулирования цен на продукты аграрного сектора. Для развития производства зерновых государство предоставляет фермерам целевой заем. Фермеры остаются собственниками произведенного ими зерна, которое они продают по рыночным ценам. Часть полученной прибыли они используют для погашения полученных ими займов. Но если рыночные цены на зерно оказываются ниже контрольных .цен, установленных Конгрессом, то фермер может сдать свое зерно государству не по рыночной, а по гарантированной контрольной цене.

То же относится и к ценам в молочной промышленности на такие продукты, как молоко, масло, сыр. Государство скупает указанные продукты по контрольным ценам, если они оказываются выше рыночных. В этом случае собственникам продуктов оказывается более выгодным сдать их государству, а не продавать на рынке. Скупленные продукты государство раздает в виде бесплатных завтраков, школьникам, передает в виде продовольственной помощи и т. д.

В соответствии с действующим в США с 1985 г. аграрным законодательством были снижены залоговые ставки, чем определялась величина кредитов, предоставляемых фермерам.

Таким образом, государство осуществляет косвенное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, устанавливая стандарты и процентные ставки за кредит.

Подобные принципы государственного регулирования ценообразования характерны для Великобритания и ФРГ.

В Канаде единой системы государственного регулирования цен нет, но соответствующую ценовую политику проводят различные министерства и ведомства. Доля цен, регулируемых государством, достигает 10%.

В Австралии также отсутствует специальная система регулирования цен. На хлеб, молоко и яйца максимальный уровень цен устанавливается организациями казначейств штатов. На остальные сельскохозяйственные продукты устанавливаются минимальные гарантированные закупочные цены.

В Японии, начиная с 1973 г., функционирует бюро цен Управления экономического планирования, которое осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и наряду с другими функциями осуществляет изучение соотношений между спросом и предложением, а также стимулирование спроса с целью поддержания его на требуемом уровне.

В целом в Японии государственными органами регулируется до 20% потребительских цен, включая цены на рис и пшеницу, на мясо и молочные продукты, тарифы на воду, теплоснабжение, электроэнергию и газ, а также железнодорожные тарифы, цены на образование и медицинское обслуживание.

Характерно, что в Японии запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены. Дело в том, что монопольно низкие цены рассматриваются как стремление «выдавить» конкурентов <; рынка, чтобы в дальнейшем, завладев рывком, проводить ценовую политику по собственному усмотрению. При одновременном повышении цен несколькими предприятиями примерно на одну и ту же величину возможно проведение расследования с выяснением причин подобных действий.

Показательным примером участия государства в экономической деятельности является Фракция. Здесь примерно 20% всех цен регулируется государством, а 80% образуется в результате действия рыночных механизмов. Характерно, что именно во Франции долгое время проводилась жесткая политика государственного регулирования цен, так называемая политика «дирижизма». С учетом необходимости повышения темпов восстановления экономики, разрушенной Второй мировой войной, с 1947 г. во Франции стала проводиться так называемая политика «контролируемой свободы цен». В соответствии с этой политикой предприниматели получили право изменять цены, но при условии своевременного предупреждения об этом государственных органов. Эти органы могли по своему усмотрению запретить те или иные предполагаемые изменения цен.

С начала 1948 г. для цен был установлен режим полной или (в некоторых случаях) частичной свободы назначения. В период с 1949 г. по 1957 г. во Франции были приняты законы, ограничивающие рост цен. В 1960—1962 гг. цены почти на все промышленные товары были «отпущены». Однако уже с 1963 г. правительство перешло к политике так называемого «развития без инфляции». Это означало фиксацию ряда цен, в первую очередь на продукты питания и некоторые услуги.

В период с 1965 г. по 1972 г. государство регулировало процессы ценообразования посредством специальных документов, получивших название «контракты стабильности», «программные контракты» и «контракты, противодействующие повышению цен».

Контрактами стабильности государство обязывало основных производителей поддерживать средний уровень цен на всю совокупность продаваемых ими товаров более или менее постоянным. Это означало, что повышение цен на те или иные товары должно было компенсироваться снижением цен на другие товары.

Программные контракты допускали изменения цен, но лишь в той мере, в какой это отвечало бы изменениям условий международной конкуренции и позиций данного предпринимателя. С этой целью предприятие должно было предоставлять государственным органам всю необходимую информацию по своим инвестиционным программам, занятости, перспективам на внешних рынках и условиям конкуренции, производительности труда, методам финансового управления, параметрам своих товаров и др. Представленная информация должна была быть такой, чтобы на ее основании можно было судить о правомерности программы изменения, в первую очередь, повышения цен.

Контракты, противодействующие повышению цен, включали в себя обязательства правительства и правительства и правительственных органов не предпринимать никаких действий, которые могли бы привести к росту производственных издержек

Начиная с 70-х годов XX века правительство во Франции вновь стало применять различного рода мероприятия, направленные на замораживание и государственное регулирование цен. Были такие периоды времени, когда фиксировалось до 100% цен. Если оказывалось, что прибыль производителя непропорционально возрастала, то цены, обеспечивающие такую прибыль, облагались дополнительным антиинфляционным налогом.

Тем не менее, в мае 1973 г. французское правительство провозгласило начало либерализации цен на промышленные товары. Этот процесс осуществлялся постепенно, начиная с тех отраслей, где существовала сложившаяся конкурентная среда, либо где в силу особенностей производства или предоставления социальных гарантий населению не происходили резкие скачки цен. В результате к 1986 г. от государственного контроля было освобождено примерно 90% всех цен на промышленную продукцию и лишь 10% из них по-прежнему подлежали государственному регулированию.

Таким образом, на протяжении всей второй половины XX века во Франции применялись как методы прямого государственного регулирования цен, составляющие суть политики «дирижизма», так и методы косвенного государственного воздействия на процессы ценообразования.

Прямой государственный контроль за ценами во Франции способствовал стабилизации экономика в условиях инфляционных процессов и неблагоприятной международной рыночной конъюнктуры. Однако в этих условиях сдерживается рост производства, ограничивается мобильность на рынках капиталов, труда, товаров и услуг. Это объясняется сдерживанием действия конкурентных факторов. Результатом явилось сокращение инвестиционных и реновационных процессов. Более того, было отмечено, что темпы инфляции во Франции, составившие в середине XX века 9—10% в год, оказались заметно выше, чем темпы инфляции за тот же период в странах, где цены регулировались косвенными, чисто экономическими методами. Правда, нет фактических данных о том, каковы были бы темпы инфляции именно во Франции за этот же период, если бы не применялись упомянутые методы прямого государственного регулирования.

Другой группой стран, где можно проследить опыт применения методов прямого и косвенного государственного регулирования процессов ценообразования являются ‘скандинавские страны.

В Дании государственное регулирование цен весьма ограниченно. Цены, как правило, устанавливаются в соответствии с рыночной конъюнктурой. Удельный вес непосредственно устанавливаемых государственных * твердых» цен не превышает 6%. Государство также дифференцированно подходит к установлению налогов и назначению дотаций, стремясь повлиять (уменьшить или увеличить) на объем продажи тех или иных товаров. Роль государства в такой ситуации сводится к обеспечению условий для честной конкуренции свободных производителей.

В Швеции для осуществления контроля за ценами был создан специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции. Кроме того, здесь были приняты законы о регулировании цен и о представлении сведений относительно цен и условий конкуренции.

Поскольку, согласно мнению шведских экспертов-экономистов, фиксация цен оказывает положительное воздействие лишь на короткий срок, сглаживая резкие всплески цен, закон о государственном регулировании цен предоставлял государству право замораживания цен лишь в случае войны или ее угрозы, либо в случае опасности общего повышения цен. Влияние на уровень цен в Швеции осуществляется, главным образом, через государственную монополию на некоторые товары. Например, такая монополия существует на спиртные напитки, почтовую связь, услуги шведских железных дорог и государственного энергетического концерна.

Государство жестко определяет закупочные цены на такие виды сельскохозяйственной продукции как зерно, молоко, мясо, яйца и др. Цены устанавливаются в интересах частных производителей этой продукции в результате ежегодных переговоров между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием потребителей. Для обеспечения необходимых социальных гарантий государство осуществляет выдачу жилищных субсидий и займов» а один раз в год производит индексацию доходов населения,

В Норвегии цены на внутреннем национальной рынке устанавливаются на основе цен, складывающихся на мировом рынке, в соответствии с законом о контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции.

Прерогативой государства является установление минимальных и максимальных цен, определение методики расчета цен, скидок и приплат, определение уровней прибыли, осуществление замораживания цен.

Государством устанавливаются предельные уровни цен на такие товары как мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства и др.

Финляндия в 80-е годы XX века получила название «скандинавской Японии» вследствие высокого уровня экономического развития. Она также занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни населения.

Государство в Финляндии играет важную роль в установлении цен, хотя экономика здесь базируется, в основном, на частной собственности и рыночных отношениях. В частности, осуществляется планирование и контроль цен на такие товары, как продукты питания, зерно, энергоносители, в том числе на бензин, а также на винно-водочную продукцию. Предприятия, осуществляющие продажу по низким ценам, получают от государства выгодные кредиты, то есть долгосрочные ссуды под небольшие проценты. Система розничных цен в Финляндии характеризуется гибкостью и вариативностью и направлена на стимулирование потребления. В целом, рыночная экономика Финляндии является социально ориентированной. С помощью цен и налогового регулирования обеспечивается проведение различных мер, ведущих к повышению уровня жизни населения.

Развитие основных отраслей экономики Финляндии регламентируется национальными-программами. Сами же эти программы строятся на базе планово-расчетных методов ценообразования. Для постановки задач прогнозирования, перспективного развития и обеспечения технического прогресса используются методы государственного регулирования, тогда как рыночное регулирование оказывается эффективным при удовлетворении текущих потребностей общества.

Еще одной группой развитых стран, характеризующихся сходством существующей в них экономической ситуации, являются страны Южной Европы, прежде всего Испания и Греция.

В Испании государственный контроль за ценами осуществляется на основе закона о защите конкуренции. Принудительное ценообразование применяется к ряду товаров как государственных, так и частных предприятий. Список товаров и услуг, цены на которые должны быть жестко регламентированы, публикуются на регулярной основе в соответствующих бюллетенях коммерческой информации. Государственное регулирование цен в Испании имеет следующие разновидности:

установление разрешительных цен, то есть таких цен, запрос на повышение которых должен быть предварительно направлен в Высший Совет по ценам. Такие цены могут быть фактически повышены лишь после получения разрешения на соответствующий запрос. Примером такого рода могут служить цены на электроэнергию, на газ, бензин, керосин, дизельное топливо, лекарственные препараты, услуги связи, тарифы на железнодорожные, автомобильные, морские и воздушные перевозки в пределах страны и др.;

установление уведомительных цен, то есть таких цен, которые могут быть повышены без разрешения Высшего Совета по ценам, но не ранее, чем через месяц после уведомления его об этом. Примером могут служить цены на такие товары, как молоко, растительное масло, фуражное зерно и др.;

установление местных цен, то есть таких цен, установление которых осуществляется провинциальными комиссиями по ценам. Примером могут служить расценки на водоснабжение населения, перевозки городским транспортом, услуги клиник, санаториев, больниц и др.

Следует заметить, что за последнее время общее число отраслей экономики, ценообразование в которых регулируется государством, существенно сократилось. В настоящее время доля цен, регулируемых государством, не превышает 10%.

В Греции правовой основой для государственного воздействия на цены является Кодекс рыночного регулирования, выпущенный в 1989 г. Согласно этому Кодексу все товары и услуги, цены на которые попадают под ценовое регулирование, делятся на две группы.

К первой группе относятся те товары и услуги, цены на которые входят в компетенцию правительства и правительственных органов. Примером товаров первой группы могут служить такие сельскохозяйственные продукты массового производства, как пшеница, табак и изюм, а также тарифы на электроэнергию, общественный транспорт и связь, авиапассажирские перевозки и др.

Ко второй группе относятся все остальные товары и услуги, цены на которые может регулировать министр торговли с привлечением им в случае необходимости местных властей. Все товары второй группы, в свою очередь, подразделяются на «существенно недостаточные», «существенно достаточные» и «несущественные».

К существенно недостаточным относятся основные продукты питания, например, основные виды хлеба, сыра, муки и сахара, а также безалкогольные напитки, услуги общедоступных ресторанов, баров и закусочных, бензин, дизельное топливо, услуги такси и др. На подобные товары устанавливается верхняя граница цены.К существенно достаточным товарам относятся, например, моющие средства, некоторые строительные материалы (гипс и асбест), сложная бытовая техника, услуги автостоянок, ресторанов и развлекательных предприятий высших категорий и др. Цены на такие товары регламентируются с целью не допустить получения сверхприбыли. Вопрос о том, что следует считать сверхприбылью, решается в каждом случае отдельно.К несущественным относятся те товары, которые не считаются товарами первой необходимости. Цены на такие товары устанавливаются свободно под воздействием рыночных факторов без вмешательства государственных органов.

В начале XXI века в Греции около 20% наименований потребительских товаров и услуг регламентировалось государством, а остальные 80% были свободными.

Что касается региональных группировок, то в странах Европейского Сообщества (ЕС) наблюдение за ценами на основную часть сельскохозяйственной продукции осуществляется на постоянной основе наднациональными органами. К подобной продукции относятся такие товары как, например, крупный рогатый скот, молоко, сахар-рафинад.

Предложения об уровнях максимальных и минимальных цен на такие товары готовит комиссия ЕС, а решения принимает Совет Министров ЕС.

В странах ЕС над ценами на уголь, сталь и прокат также осуществляется наднациональный контроль. Этот контроль производится в рамках Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС) путем прямого регулирования объемов производства, а также в результате назначения твердых минимальных базисных цен для продукции, характеризующейся базисными значения объема и качества. Базисные цены (базисные размеры приплат и скидок) должны публиковаться в прейскурантах крупнейших монополий. целом, в рамках ЕС на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен.

В следующей главе рассмотрим особенности ценообразования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

 

 

Рассмотрим ценообразование в России, связанное с внешнеэкономической деятельностью.

В период существования СССР и в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции – торговые и платежные – производились специализированными учреждениями, внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о самостоятельном выходе предприятий на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитогорский комбинат или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных «челноков».

Приблизительно до 1992-1993 гг. внутренние цены на производимую в России продукцию в пересчете на конвертируемую валюту были ниже мировых. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности все это приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны по большому количеству товарных позиций.

В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новых технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», о транспортниках (не случайно именно транспортные тарифы выросли беспрецедентно).

В настоящее время крупные фирмы и предприятия России, экспортирующие и импортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составе специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или покупателей, например, «Норильского никеля», в условиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.

В ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как было отмечено выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т. е. Совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами;
  • по цене сделки с идентичными товарами;
  • по цене сделки с однородными товарами;
  • вычитание стоимости;
  • сложение стоимости;
  • резервный. Эта величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению и т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.

В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%. На сегодняшний день средний уровень ставок составляет 14%, а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в три раза выше, чем в промышленно развитых странах – членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.

Безусловно, с восстановление потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературЫ

 

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие -М. : Маркетинг , 1999.
  2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст. — Ст.-Пб: Судостроение, 1998.
  3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1998.
  5. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995
  6. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. -М.: Международные отношения, 2000.
  7. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс в 2-х книгах. — М.: Республика, 2000.
  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Красавиной Л.Н. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  9. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экономик-пресс, 1998.
  10. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /Под ред. Круглова В.В. — М: Инфра-М, 2000.
  11. Предпринимательство / Под ред. Горфенкеля В.Я. и др. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  12. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 1999.
  13. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.
  14. Слепнева В.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: учебноепособие.–М.: Мир, 1987.
  15. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 1999.
  16. Ценообразование. Под ред. проф. И.К.Салимжанова. Учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 1996.
  17. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
  18. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.:Инсан, 1999.
  19. Фомичев В.И. Международная торговля. -М.: Международные отношения, 2001.
  20. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998.

 

 

 

 


 

<

Комментирование закрыто.

MAXCACHE: 1.04MB/0.00047 sec

WordPress: 22.45MB | MySQL:116 | 2,042sec